Карточка состав числа от 1 до 10: Состав чисел 1-10 (карточки для работы на уроке) | Тренажёр по математике (1 класс):

Содержание

Урок 4. Изучение чисел

Любое обучение счету и числам всегда должно начинаться с усвоения элементарных количественных понятий, таких как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» и т.п. И дети легко уясняют их еще в ясельном возрасте. Ваша основная родительская задача – просто помочь им в этом. Формировать же навыки количественного сравнения можно в процессе каждодневной жизни. Так, вместе с малышом можно сравнивать количество конфет или бутербродов, квартир на площадках и ступенек на лесенках, косичек и бантиков у девчушек и т.д. Однако приниматься сразу за большие группы предметов не нужно, ведь все должно начинаться с малого.

После освоения количественных понятий наступает пора знакомства малыша с миром чисел. Как вам уже известно, происходить это должно в интересной и увлекательной для ребенка форме, для чего и следует применять методы, рассмотренные нами в первых уроках.

Рассказывать крохе о числах нужно, не спеша и не стремясь «загрузить» в дитя как можно больше информации.

Для начала осваивайте числа первого десятка, чтобы они хорошенько запомнились и усвоились, а также, чтобы была уяснена их очередность. Делать все это нужно ненавязчиво, занимаясь обычными домашними делами. Считайте, сколько людей находится дома, сколько чашек на столе, сколько окон в квартире, сколько пуговиц на куртке и т.д.

Когда знакомство с миром чисел будет завершено, можно приступать к разбору состава числа и решению простых задач.

Содержание:

  • Как познакомить ребенка с составом числа
  • Дополнительные рекомендации и советы

Как познакомить ребенка с составом числа

Как известно, все числа, помимо единицы, можно раскладывать на другие числа. Например, двойку можно разложить на две единицы, тройку – не единицу и двойку и т.д. Под этим и следует понимать состав числа, и объяснять его нужно в тот момент, когда ребенок освоил счет по порядку.

Дело в том, что разбирая числа на составляющие, малыш будет сразу же осваивать навык решения простых примеров.

К примеру, уяснив для себя, что число «3» – это не только « 1», 1» и «1», но также «2» и «1», он автоматически поймет, что если сложить двойку и единицу, получится три.

Когда учите складывать своего малютку, следите, чтобы он не складывал разнородные объекты.

Помимо прочего, научить ребенка составу числа можно и при помощи специальных методов. Об одном из них мы расскажем ниже.

Для реализации метода вам нужно подготовить:

  • Карточки на состав числа*
  • Большое количество кубиков, шариков или других одинаковых объектов
  • Шашки разного цвета (могут подойти и одинаковые разноцветные пуговицы)

*Пример карточки на состав числа

Как только дидактический материал будет готов, можно начинать занятия. Алгоритм таков:

  • Для первого занятия подготовьте подобранные ранее объекты счета. Размер и внешний вид не имеют никакого значения. Главное, чтобы объекты относились к одной категории. Начинать занятие нужно с числа «2». Попросите своего малыша положить на стол один предмет, а затем поинтересуйтесь, что нужно, чтобы объектов стало два. Если ребенок затрудняется с ответом, обязательно делайте подсказки. Также спрашивайте, из каких чисел можно собрать число «2». Сопровождайте процесс наводящими вопросами.
  • Возьмите другие объекты и повторите задание с ними. Юный счетовод должен уяснить, что число «2» всегда будет состоять из двух единиц, независимо от того, какими он манипулирует объектами.
  • Когда станет понятно, что число «2» освоено, незамедлительно начинайте работать с числом «3». Состав этого числа может быть представлен уже тремя вариантами: «1 + 1 +1», «1 + 2» и «2 + 1». Раскладывайте перед крохой объекты в самых разных вариациях, но с одной особенностью: если рассматриваете вариант сложения трех единиц, путь каждый предмет лежит на одинаковом расстоянии друг от друга; если рассматриваете вариант сложения единицы и двойки, то два предмета должны лежать рядом, а один – на расстоянии от них.
    Это позволит малышу не запутаться и понять, что от него требуется. После освоения тройки переходите к следующим числам.
  • Занятия с шашками выполняются параллельно занятиям с игрушками, либо отдельно от них. Задача проста: попросите ребенка положить перед собой (или на доску для шашек) четыре одинаковых шашки. Потом спросите, сколько будет шашек, если сложить две черных и две белых? Смысл в том, чтобы показать, что одно и то же число может быть представлено несколькими вариантами (в данном случае – независимо от цвета).
  • Перед работой с карточками на состав числа их нужно приобрести или изготовить самостоятельно. Такие карточки бывают разных модификаций, и будет хорошо, если у вас тоже будет два варианта. Первый комплект состоит из разрезанных на две половинки карточек. На одной половинке изображается один объект, а на другой – 1, 2, 3 – 9 аналогичных объектов (кстати, половинки могут соединяться знаком «+», но полезно иметь и отдельный знак «+», а также отдельный знак «-»). Второй комплект карточек является набором картинок, где те же самые объекты изображены в одном множестве, т.е. без какого-либо разделения. Алгоритм применения карточек выражается в демонстрации их ребенку. Он должен сопоставлять числа с количеством объектов, складывать и вычитать объекты. Не забудьте подготовить отдельные карточки с цифрами.
  • Продемонстрируйте малышу карточку, например, с пятью объектами. Попросите подобрать остальные изображения так, чтобы они составляли число пять. Здесь еще удобно меняться ролями, т.е. время от времени просите ребенка давать задания и вам, а вы не ленитесь их выполнять, причем иногда стоит специально ошибаться, чтобы малыш контролировал ваши действия и указывал на то, что вы делаете неправильно.
  • Точно такое же задание можно выполнять с использованием карточек с цифрами. К примеру, вы можете показать ребенку карточку с цифрой «7», а он пусть сложит остальные карточки так, чтобы в разных вариантах получить это же число. Впоследствии переходите к более сложным числам (более десяти), объясняя малышу, что чем больше число, тем больше есть вариантов его составления.

Проводить занятия нужно систематически, но не стоит сильно усердствовать. Дважды в день по 20-25 минут будет более чем достаточно. Уже через 1,5-2 месяца таких занятий ваше чадо в достаточной мере освоит состав числа и научится выполнять основные математические операции. Но чтобы повысить шансы на успех, в дополнение к предложенному методу вы можете использовать и составленные нами рекомендации.

Дополнительные рекомендации и советы

Знакомя ребенка с составом числа (и обучая счету вообще), старайтесь обращать как можно больше внимания на поведение своего чада. Наиболее частыми явлениями во время занятий являются отвлекаемость и невнимательность. Практически всегда это свидетельствует о том, что малыш потерял интерес к процессу и новая информация им уже не воспринимается.

Чтобы исправить положение дел, совсем необязательно прекращать домашний урок. Иногда бывает полезно просто повторить то, что уже было изучено. Вспомнив знакомый материал, выполнив несколько заданий и убедившись, что у него все получается, ребенок снова заинтересуется и будет готов к усвоению новых знаний.

Не гонитесь за результатом – обучайте свое чадо в умеренном темпе и давайте информацию постепенно. Вопреки ошибочному мнению, это вовсе не тормозит развитие маленького ученика, ведь небольшой объем знаний закрепляется прочнее, а это значит, что и переход к новым темам не за горами.

Арифметические задачи становятся для дошколят гораздо интереснее, если использовать в них игрушки, игры, монетки, разноцветные счетные палочки. Сначала считайте их сами, произнося цифры вслух, а затем просите ребенка повторить за вами.

Будет просто супер, если вы сделаете упражнения как можно более зрелищными. Можно выстраивать дорожки из монеток, делать городки и пирамидки из кубиков, разнообразными способами раскладывать карточки и картинки. Добавляя и убирая объекты, вы будете учить свое дитя прямому и обратному счету, сложению и вычитанию, соотнесению чисел и количества. Приобретя такие навыки еще в дошкольном возрасте, а также разобравшись с составом числа, ребенок будет намного легче справляться со школьными заданиями по математике и быстро выучит таблицу умножения (о том, как сделать это еще до школы, мы с вами тоже поговорим в одном из уроков).

Регулярные занятия прекрасно развивают логическое, пространственное, предметное и абстрактно-образное мышление, благодаря чему уже в 3-4 года маленький ученик сможет показывать хорошие результаты.

Тема освоения состава числа и простейших чисел, как вы заметили, совсем небольшая и несложная. Несколько труднее научить ребенка считать до 20 и до 100. В шестом уроке мы познакомим вас с эффективными принципами обучения детей счету и предложим несколько действенных методик, позволяющих научить детей считать до 10, до 20 и до 100, а также производить вычисления столбиком.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Учебные цели, которые будут достигнуты на этом уроке (ссылка на учебную программу)

**Понимать образование натуральных чисел, определять место числа в натуральном ряду чисел.

1.1.1.3 **Определять состав однозначных чисел.
1.4.3.1 **Составлять последовательность чисел до 10.

Цель урока

Все ученики: смогут образовать число 10, определять его место в натуральном ряду чисел; составлять последовательность однозначных чисел.


Многие ученики: смогут составлять число 10, используя однозначные числа; соотносить число 10 с предметами окружающего мира.
Некоторые ученики: смогут самостоятельно записать состав числа 10 без опоры на образец.

Языковые цели

Применять математическую терминологию «число», «цифра»,
название чисел от 1 до 10, считать, посчитать, итого, Сколько? Который по счету?, предыдущее число, последующее число состав числа, числовой отрезок, соседи числа

Прививать ценности

Уважение к сверстникам; сотрудничество; труд и творчество

Межпредметная связь

В рамках сквозной темы «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас» осуществляется межпредметная связь с предметом познание мира.

Навыки пользования ИКТ

 

Начальные знания

Знают цифры и числа в пределах 10, их расположение на числовом луче.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений урока

Метод оценивания

 

Начало урока

Стартер: «Составим математический поезд»
— Ребята, а вы любите ездить в гости? Куда? К кому можно отправиться? На чем можно совершать путешествие? (самолет, автомобиль, поезд)
— Сейчас мы с вами составим поезд, но не обычный, а математический.
Пригласить одного ученика. Ученик говорит: — Я вагон номер один.
Пригласить второго ученика.
Он говорит: — Я вагон номер два. Берётся за первого ученика.
Учитель: — Составьте пример.
Все: — Один да один – два.
Пригласить третьего ученика. Действия аналогичные.
Игра проводится до 9.

Выявление базовых знаний об образовании последующего числа.
«Словесная похвала»

 

«Вопрос-ответ»
— Что мы делали сейчас? (составляли числовой поезд, увеличивали на 1, составляли последовательность чисел)
— Где мы располагаем числа в такой последовательности? (на числовом луче)
— Кто знает, какое число следующее за числом 9? (10)
— На сколько число 10 больше 9? (на один)
— Давайте добавим еще один вагон и составим пример. (9 да 1 получится 10).
— А теперь подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
— Сегодня мы узнаем новое число – 10, будем учиться обозначать этим числом количество предметов и составлять число 10.
— Что вы знаете о числе 10?

 

 

Самооценка: выявление начального уровня знаний о числе 10.
 Перед вами шкала с отметками от 0 до 10. Оцените свои знания о числе 10. На какой балл вы себя оценили?

-Отложите шкалу, вернемся к ней в конце урока.

И.Р. направленная на рефлексию «Шкала знаний»

 

Середина урока

(К) Составление числового ряда из карточек-цифр на доске.
— Вспомним наш числовой поезд. Как мы теперь продолжим числовой ряд? Какое число добавим на числовой ряд?
Учитель выставляет на числовом ряду карточку с числом 10.

(П) «Сравни и расскажи».
Взаимообучение в парах по данным критериям. — Посмотрите на число 10. Сравните его с числами, которые стоят перед числом 10 на числовом луче.
Обсудите в парах и подготовьте сообщение о числе 10.

Актуализация знаний.

 

Детям, которые испытывают затруднения, предложить критерии:
* способ образования числа
(увеличение предыдущего на один)
* способ написания числа
(один знак, два знака)

Учитель даёт понятия «однозначные числа» и «двузначные числа».

Вопросы учителя:
— Какое число стоит перед числом 10?
— Как образуется число 10? (присчитыванием 1 к 9)
— Чем отличается написание числа 10?

 

(К) «Назови 10…»
Учитель предлагает детям вспомнить, чего в окружающем мире может быть 10. (10 пальцев, монета в 10 тенге и т.п.)

Выявление уровня функциональной грамотности.

 

(П) Работа в паре
«Числовое домино».
Каждая пара получает конверт с карточками. На каждой карточке разное количество предметных картинок. По-очереди дети достают карточку, считают количество картинок на ней, обозначают число цифрой.
После того, как карточки в конверте закончились, проводят взаимопроверку по образцу, данному учителем. Оценивание «Достиг/Стремится».

Пример карточки:
— Разложите свои карточки в порядке возрастания.
Посчитайте в парах в порядке возрастания и убывания.

После завершения работы выяснить, у кого из учеников оценка «Д», у кого «С».
Обратная связь:
— Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы получить оценку «Д»?

 

(К) Проигрывание ситуации «Разложи число 10»
Игра «Атомы и молекулы»
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Атомы и молекулы». Дети по указанию учителя движутся по одному или собираются в группы по 3, по 5, по 10.
По 10 учеников получается 2 группы.
Учитель предлагает каждой группе построиться в 2 колонны и посчитать, по сколько человек в каждой. Перестроение в колонны проводится несколько раз.

Наблюдение учителя. Вопросы учителя:
— Сколько человек в каждой группе?
— Сколько человек в каждой колонне?
— Какой вывод можем сделать?

 

(И) «Составь число 10».
На карточках учащиеся записывают состав числа 10.
Карточки разного уровня: частично заполненные и незаполненные.
Предложить учащимся выбрать ту карточку, которую он считает возможным заполнить или записать примеры на состав числа 10.
Пример карточек:

Взаимообучение
по выполненным работам.

«Говорящая стена»

 

Конец урока

Рефлексия учеников в конце урока:
На «Шкале знаний» отметить уровень своих знаний о числе 10.
Учитель:
— Как изменилась отметка на шкале?
— А теперь укажите в листе самооценивания, что вы узнали, чему научились.


Критерии оценки знаний.

Да

Нет

Знаю за каким числом следует число 10.

 

 

Умею располагать число 10 на числовом луче.

 

 

Могу разложить число 10 по составу.

 

 

Обратная связь учителя по листам самооценивания знаний.

 

Дифференциация – как планируете оказать большую поддержку ученикам?
Какие задачи поставите перед более способными учениками?

Оценивание – как планируете оценить уровень освоения материалов учениками?

Соблюдение техники безопасности и здоровья

Дифференциация цели обучения.
Дифференциация на уровне критериев оценивания и подбор заданий в зависимости от уровня мыслительных навыков.
Использование заданий, направленных на разный результат выполнения.
Оказание учителем поддержки тем учащимся, которые испытывают затруднения.

Самооценка «Шкала знаний».
Взаимообучение.
Взаимопроверка.
«Говорящая стена».
Вопросы учителя.
Лист самооценивания знаний (по дескрипторам).

Технологии здравоохранения.
Деятельностный подход, игра «Атомы и молекулы».