Картина из камней окружающий мир: Рисунок из камней окружающий мир для учеников 1 класса

«Три царевны подземного царства», сюжет. Разбор картины

Публикации раздела Музеи

Когда в начале 1880-х годов Виктор Васнецов впервые выставил свою работу «Три царевны подземного царства», публика не поняла замысла художника. Какова история этих персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Разбираемся в сюжете малоизвестной сказки с Елизаветой Боровиковой.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно для предприятия

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов — один из самых богатых людей Москвы, который страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, где в 1870–1910-х годов гостили и работали многие художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие живописцы.

В 1878 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.

Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края.

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

По мотивам старой сказки

Виктор Васнецов. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Васнецов создал по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». По сюжету в ней Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность герой забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих старших братьев.

Золотая царевна

По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Из сказки Васнецов позаимствовал только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встречаются.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна. Этот головной убор могли носить только незамужние девушки: макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо. Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Ее художник тоже одел в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у нее опястья — расшитые тканые нарукавники, элемент русского национального костюма, а голову украшает невысокий венец. В средней полосе России такой убор называли «девичьей красой».

Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов.

В отличие от старших сестер, младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.

…Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…

Васнецов выделил царевну Каменного угля и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы. Вместе с особенным нарядом эти художественные приемы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.

Сказочные сюжеты и неорусский стиль в творчестве художника

Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1880–1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Витязь на распутье (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин.

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных для тех лет образах. Он даже проектировал здания в неорусском стиле — например, пристройку главного входного зала к Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея.

Теги:

Картина в деталяхИнтересные фактыХудожникиЖивописьМузеиПубликации раздела Музеи

Ещё

Конспект НОД «В удивительном мире камня». | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):

КОНСПЕКТ

познавательно – исследовательской деятельности

на тему: «В удивительном мире камня»

( старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. 

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

5. Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2.Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

3.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы: набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований, тематическая мультимедийная презентация.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед «Занимательная минералогия»; чтение сказок П.П.Бажова “Каменный цветок”, «Серебряное копытце»; Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л.В.Логинова «Гора», рассматривание детской энциклопедии Хочу все знать»; сбор коллекции камней.

Содержание:

1.Организационный момент:  «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

               Здравствуй небо (руки вверх)               

               Здравствуй  земля (приседают)

               Здравствуйте  мои друзья (руки вперед)

               1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

2.Сюрпризный момент «Письмо».

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да)

Воспитатель достает письмо и читает: «Здравствуйте дорогие дети!  За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать главную тайну камней: их особенности. Ведь у каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Помогите нам. Гномы».

3.Воспитатель: Ребята, поможем Гномам? Тогда давайте поспешим в нашу исследовательскую лабораторию,  где проведем опыты с камнями. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

4. Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску. )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Как вы думаете, камень тверже дерева? Попробуйте поцарапать камни и кусочек дерева небольшим гвоздем. Где остался след?

Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина.

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».

Игра «Хорошо-плохо» (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

5. Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: «Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

 Игра «Создаем музыкальные инструменты».

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже? 
(на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.

6. Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями).  Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

7. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

8. Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Воспитатель:  Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.

9. Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

10. Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.

Воспитатель: Стал камушек теплее?

Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

11. Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).

Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.

12. Воспитатель: У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,  на   поверхности много камней и там возвышаются  каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.  Давайте вспомним и покажем, как это происходит.

Музыкальная игра « Гора».

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).

13. Воспитатель:  Как вы думаете, нужны ли камни человеку? Использует ли человек для своих нужд камень?  Камни – очень важный материал в строительстве. Камни используют при строительстве домов, для создания садовых дорожек и площадок, мостов, дорог, набережных. Камни применяют при создании памятников архитектуры, из него делают статуэтки.

14. А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти (дети рисуют разными художественными материалами).

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».

Мамонт хоботом из лужи

Голубой воды набрал

И на камушках ненужных

Васильки нарисовал.

На скале – лоскутик неба,

На тропинке – мотылька.

Жаль, что мелковата лужа,

Жаль, что лужа не река.

Когда камешки высохнут, мы создадим мини-выставку.

15. Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы!  Спасибо вам! Похвалили себя, похлопали.

Ребята, если вам, было, интересно заниматься, положите белый камешек на белую тарелочку. Если не интересно, положите черный камешек на красную тарелочку.

Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного.

Гномы в память о нашей встрече передали вам эти камешки. Если они станут началом вашей коллекции, они будут очень рады, ведь коллекция — это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Мир Стоунхенджа | Британский музей

В связи с забастовками, проходившими с 6 по 12 апреля, предложение для посетителей Музея будет отменено. Вход будет доступен только для Участников и владельцев предварительно забронированных билетов. Возможно, нам также придется закрыть галереи раньше или в короткие сроки.

Узнать больше

Стоунхендж, возвышающийся над сельской местностью Уилтшира, является, пожалуй, самым впечатляющим древним каменным кругом в мире.

Окутанный слоями домыслов и фольклора, этот культовый британский памятник породил мифы и легенды, живущие и по сей день. На этой специальной выставке Британский музей раскрыл секреты Стоунхенджа, пролив свет на его предназначение, культурную силу и людей, которые его создали.

Следуя за историей Британии и Европы с 4000 по 1000 г. до н.э., посетители узнали о беспокойной и тесно связанной эпохе Стоунхенджа – периоде огромных преобразований и радикальных идей, навсегда изменивших общество.

Человеческая история, скрытая за камнями, раскрывается через множество очаровательных предметов. Среди них были каменные топоры из Северо-итальянских Альп, потрясающие золотые украшения и удивительные образцы ранних изделий из металла, включая Небесный диск Небры — старейшую в мире сохранившуюся карту звезд. Замечательно сохранившийся деревянный круг возрастом 4000 лет, получивший название Сихендж, также занял центральное место в шоу, впервые предоставленное взаймы. Все эти предметы давали важные сведения о верованиях, ритуалах и сложном мировоззрении людей эпохи неолита, помогая создать яркое ощущение жизни для самых ранних предков Европы.

Основанная на новейших археологических и научных открытиях, эта знаменательная выставка позволила по-новому взглянуть на одно из величайших чудес света, представляя истинную историю Стоунхенджа более четко, чем когда-либо прежде.

Отзывы

  • 5 из 5 звезд

    эпический нокаут

    Хранитель
  • 5 из 5 звезд

    великолепный

    Таймс
  • 5 из 5 звезд

    удивительные артефакты

    Вечерний стандарт

Доступ

Просмотрите руководство, напечатанное крупным шрифтом, которое предназначено для посетителей с нарушениями зрения и содержит весь текст выставки крупным шрифтом.

Вы также можете просмотреть путеводитель на простом английском языке, который предназначен для посетителей с ограниченными возможностями обучения и содержит описание 10 ключевых объектов выставки на простом английском языке.

Школы

Ресурсы для учителей

Найдите идеи для обучения с бесплатными загружаемыми ресурсами для учителей.

Для учащихся 7–14 лет (KS2–KS3).

Пещерные камни Аполлона-11 — Smarthistory

Пещерные камни Аполлона-11, Намибия, кварцит, ок. 25 500–25 300 до н. э. Изображение предоставлено Государственным музеем Намибии.

Важное открытие

Примерно 25 000 лет назад в каменном убежище в Гуннских горах Намибии на юго-западном побережье Африки (сегодня часть трансграничного парка Ай-Айс Рихтерсвельд) было нарисовано углем на каменная плита размером с ладонь. Камень остался позади, со временем он был погребен на дне пещеры слоями осадка и обломков до 19 века. 69 г., когда группа под руководством немецкого археолога В.Е. Вендт раскопал каменное убежище и нашел первый фрагмент (вверху слева). Вендт назвал пещеру «Аполлон-11», услышав по своему коротковолновому радио об успешной космической миссии НАСА на Луну. Однако более чем через три года, после последующих раскопок, когда Вендт обнаружил соответствующий фрагмент (вверху справа), археологи и искусствоведы начали понимать значение находки.

Местоположение гор гуннов в Намибии, © Map Data Google

Методы косвенного датирования

В общей сложности семь каменных фрагментов коричнево-серого кварцита, на некоторых из которых изображены следы фигур животных, нарисованные углем, охрой и белилами, были найдены погребенными на концентрированном участке пола пещеры менее два метра квадратных. Хотя невозможно узнать фактическую дату обломков, можно оценить, когда камни были захоронены, с помощью радиоуглеродного датирования археологического слоя, в котором они были обнаружены. По оценкам археологов, пещерные камни были закопаны между 25 500 и 25 300 лет назад в период среднего каменного века на юге Африки, что на момент их открытия делало их древнейшим датированным произведением искусства, известным на африканском континенте, и одним из самых ранних свидетельств человеческого художественного творчества. выражение во всем мире. Что такое средний каменный век?

 

Несмотря на то, что более поздние открытия гораздо более древних произведений искусства человека внесли поправки в наше понимание (вспомним открытие в 2008 году 100 000-летней мастерской по производству красок в пещере Бломбос на южном побережье Африки), камни остаются самыми древними образцами фигуративного искусства с африканского континента. Их открытие вносит вклад в наше представление о творческих попытках раннего человечества, до изобретения письменности, выражать свои мысли об окружающем мире.

Истоки искусства?

Генетические данные и данные окаменелостей говорят нам о том, что Homo sapiens (анатомически современные люди, которые произошли от более раннего вида гоминидов) возникли на африканском континенте более 100 000 лет назад и распространились по всему миру. Но чего мы не знаем — и можем только предполагать, — так это того, что искусство тоже зародилось в Африке. Является ли Африка, где зародилось человечество, домом для древнейшего искусства в мире? Если да, то можем ли мы сказать, что искусство зародилось в Африке?

100 000 лет человеческой оккупации

Вид на каньон Фиш-Ривер в сторону гор Гуннов, / Ай-/Айс – трансграничный парк Рихтерсвельд, южная Намибия (фото: Thomas Schooch, CC-BY-SA-3.00)

Аполлон 11 каменное убежище выходит на высохшее ущелье, расположенное в двадцати метрах над тем, что когда-то было рекой, протекавшей по дну долины. Вход в пещеру широкий, около двадцати восьми метров в поперечнике, а сама пещера глубокая: одиннадцать метров спереди назад. В то время как сегодня человек может стоять прямо только в передней части пещеры, в среднем каменном веке, а также в периоды до и после, каменное убежище было активным местом постоянного поселения людей.

Внутри пещеры, выше и ниже слоя, где были найдены камни пещеры Аполлона-11, археологи раскопали ряд культурных слоев, представляющих более 100 000 лет существования человека. В этих слоях каменные артефакты, типичные для периода среднего каменного века, такие как лезвия, заостренные отщепы и скребки, были обнаружены в сырье, не являющемся родным для региона, что свидетельствует о технологии каменных орудий, переносимой на большие расстояния. Среди остатков очагов были также обнаружены фрагменты скорлупы страусиных яиц со следами красного цвета — либо остатки орнаментальной росписи, либо свидетельство того, что скорлупа использовалась в качестве емкости для пигмента.

Место раскопок камней Аполлона-11 (фото: Jutta Vogel Stiftung)

На стенах пещеры, относящейся к периоду позднего каменного века, обнаружены наскальные рисунки, изображающие белые и красные зигзаги, два отпечатка ладоней, три геометрических изображения и следы цвета. А на берегу русла реки чуть выше по течению от пещеры были найдены гравюры различных животных, некоторые из которых имеют зигзагообразные линии, ведущие вверх, и датированы менее чем 2000 лет назад.

2.$0.$0.$16.$16″> Пещерные камни Аполлона-11

Но самой известной из находок каменного убежища и самой загадочной остаются камни из пещеры Аполлона-11 (изображение выше). На разломе того, что когда-то было цельной плитой, была нарисована неопознанная форма животного, внешне напоминающая кошку, но с человеческими задними ногами, которые, вероятно, были добавлены позже. На голове животного едва видны два слегка изогнутых рога, вероятно, принадлежащие сернобыку, крупной пасущейся антилопе; на нижней части живота животного, возможно, на половом органе крупного рогатого скота. Что такое бовид?

 

Возможно, перед нами какое-то сверхъестественное существо — териантроп, наполовину человек, наполовину животное? Если это так, это может свидетельствовать о сложной системе шаманских верований. В сочетании с более поздними наскальными рисунками и гравюрами Аполлон-11 становится больше, чем просто пещерой, предлагающей убежище от непогоды. Он становится местом ритуального значения, используемым многими на протяжении тысячелетий.

Глобальные истоки искусства

В эпоху среднего каменного века на юге Африки доисторический человек был охотником-собирателем, переезжая с места на место в поисках пищи и крова. Но этот современный человек также нарисовал углем форму животного — форму, настолько воображаемую, насколько и наблюдаемую. Вот что делает камни из пещеры Аполлона-11 такими интересными: камни свидетельствуют о том, что Homo sapiens в среднем каменном веке — мы, примерно 25 000 лет назад — были современными не только анатомически, но и в поведении. Другими словами, эти ранние люди обладали новой и уникальной способностью к современному символическому мышлению, «человеческими способностями», задолго до того, что было понято ранее.

Пещерные камни — это то, что археологи называют  art mobilier  — мелкомасштабное доисторическое искусство, которое можно передвигать. Но мобильное искусство и наскальное искусство в целом характерны не только для Африки. Наскальное искусство — это глобальное явление, которое можно найти по всему миру — в Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. Хотя мы не можем знать наверняка, что эти ранние люди намеревались создать, сосредотачиваясь на искусстве как на продукте человеческого творчества и воображения, мы можем начать исследовать, где и выдвинуть гипотезу, почему искусство зародилось.

Дополнительные ресурсы:

Введение в доисторическое искусство в Хронологии истории искусств в Хайльбрунне, Художественный музей Метрополитен Хронология истории искусства в Хайльбрунне в Метрополитен-музее

«Африка: континент происхождения», лекция была прочитана доктором Яном Таттерсоллом в Метрополитен-музее по случаю симпозиума «Бытие: исследование происхождения» 7 марта. 2003.

«Homo Sapiens», из книги «Становление человека»

Британский музей — Наскальное искусство и истоки искусства в Африке

Намибия из TARA, Фонда африканского наскального искусства

Фонд Брэдшоу — Архив африканского наскального искусства

Джон Массон , «Пещера Аполлона 11 на юго-западе Намибии: некоторые наблюдения за этим местом и его наскальными рисунками»,

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *