Синтаксический разбор предложения — как сделать, схема разбора предложения, полная схема анализа
Русский язык
24779 709 2 0
Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много — сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.
Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.
Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: «Как делать синтаксический разбор предложения?», «Как делать синтаксический разбор?», «Как осуществить синтаксический анализ предложения?». В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.
Содержание:
- Полная общая схема синтаксического разбора предложения
- Типы придаточных предложений
- Основные моменты
- Разряд придаточного обстоятельственного предложения
- Видео
Полная общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений.
Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:
- Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко — обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное — соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
- Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
- При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
- У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта — простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
- Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
- Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
- Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
- В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
- образа действия;
- времени;
- места;
- меры и степени;
- условия;
- уступки;
- сравнения;
- цели;
- причины;
- следствия.
- В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
- Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
- При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
- Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
- На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
- Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
- Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.
Типы придаточных предложений
Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.
Основные моменты
Итак, что следует уяснить при разборе:
- Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
- К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы «какой?, «чей?».
- Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.
Разряд придаточного обстоятельственного предложения
Следует помнить о следующих разрядах:
- ПО времени отвечают на следующие вопросы: «когда?», «до каких пор?», «как долго?», «на сколько времени?». Обычно для присоединения используются союзы «когда», «только», «как только», «пока» и другие.
- ПО цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».
- ПО следствия — союз «так что».
- ПО места — вопросы «куда?», «где?», «откуда?».
- ПО образа действия — «как?», в главную часть конструкции можно вставить слова «так», «таким образом».
- ПО причины раскрывают вопрос «почему?».
- ПО уступки — вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Используются союзы «даром», «пускай», «несмотря на то что».
- Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: «подобно чему?», «как что?», при этом обычно используются союзы «словно», «как», «будто», «точно».
Видео
Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.
Понравилась статья?
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Отзывы и Комментарии
Зарегистрируйтесь
Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет
Напишите первую статью
Все новые публикации отображаются на главной странице
Получайте постоянный доход
Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям
Зарегистрироваться сейчас
Синтаксический разбор простого предложения
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
- Назад
- Вперед
Золотая полка
Синтаксический анализ с помощью НЛП
Синтаксический анализ является третьей фазой обработки естественного языка (НЛП). По его названию легко понять, что он используется для анализа синтаксиса, иногда называемого синтаксическим анализом или синтаксическим анализом. Этот шаг направлен на извлечение точной или словарной семантики из текста. Синтаксический анализ сравнивает текст с формальными правилами грамматики, чтобы определить его значение. Например, выражение «горячее мороженое» будет отброшено семантическим анализатором.
Концепция синтаксического анализатора
Используется для выполнения процесса синтаксического анализа. Это программный компонент, который берет входные данные (текст) и преобразует их в структурное представление после проверки правильности синтаксиса с использованием формальной грамматики. Он создает структуру данных, которая может быть деревом синтаксического анализа, абстрактным синтаксическим деревом или другой иерархической структурой.
Основные функции синтаксического анализа включают:
Сообщать о любых ошибках в синтаксисе.
Для восстановления после часто повторяющейся ошибки, чтобы остальная часть программы могла быть обработана.
Сделать дерево разбора.
Для создания таблицы символов.
Создание промежуточных представлений (IR).
Методы синтаксического анализа
Синтаксический анализ делится на две категории по производным
Анализ сверху вниз
Синтаксический анализатор строит дерево синтаксического анализа, а затем переходит к преобразованию начального символа во входные данные в этом типе синтаксического анализа. Для синтаксического анализа ввода наиболее распространенный вид синтаксического анализа сверху вниз использует рекурсивный подход. Возврат является фундаментальным недостатком синтаксического анализа рекурсивного спуска.
Анализ снизу вверх
В этом типе анализа анализатор начинает с входного символа и пытается построить дерево анализатора до начала.
Концепция деривации
Нам понадобится ряд производственных правил, чтобы получить входную строку. Совокупность продукционных правил называется деривацией. Во время синтаксического анализа мы должны выбрать нетерминал, который будет заменен, и продукционное правило, которое будет использоваться для замены нетерминала.
Различные типы производных
В этой части есть два вида производных, которые можно использовать для определения того, какой нетерминал следует заменить продукционным правилом.
Крайний левый производный
Предложенная форма ввода читается и заменяется слева направо в крайнем левом производном. Левая сентенциальная форма является сентенциальной формой в этом случае.
Крайний правый производный
Предложенная форма ввода читается и заменяется справа налево в крайнем правом производном. Правая сентенциальная форма является сентенциальной формой в этом случае.
Понятие дерева синтаксического анализа
Его можно охарактеризовать как визуальное представление деривации. Корневой узел дерева синтаксического анализа является начальным элементом вывода. Листовые узлы являются конечными точками в каждом дереве синтаксического анализа, а внутренние узлы не являются терминалами. Обход по порядку создает исходную входную строку, что является особенностью деревьев синтаксического анализа.
Грамматика избирательного округа или структура фразы
Отношение избирательного округа является основой грамматики структуры фразы, введенной Ноамом Хомским. В результате она также известна как грамматика избирательного округа. Грамматика зависимости является полной противоположностью этому.
Прежде чем приводить пример, мы должны усвоить основы соединения групп и грамматики групп.
Во всех связанных структурах структура предложения рассматривается с точки зрения отношений субъектов.
Разделение субъекта и сказуемого в латинской и греческой грамматике является источником связи избирательного округа.
Чтобы понять основную форму предложения, используйте глагольную группу VP и именную группу NP.
Мы будем использовать предложение «Это дерево иллюстрирует отношение избирательных округов» , чтобы понять, как синтаксический анализ работает с помощью кода.
Код
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
импорт нлтк
от нлтк
импортировать pos_tag, word_tokenize, RegexpParser
# Строка для разбора
to_parse = "Это дерево иллюстрирует отношение избирательных округов"
# Найти все части речи в предложении выше
tagged_parts = pos_tag (word_tokenize (to_parse))
# Определяем грамматику, на основе которой мы должны извлечь
грамматика = г ""
" НП: {?*}
П: {
}
В: {<В. *>}
ПП: { }
ПО: { *}"""
#Извлечение всех частей речи
синтаксический анализатор = RegexpParser (грамматика)
# Вывести все части речи в предыдущем предложении
вывод = parser.parse(tagged_parts)
print("\nПосле извлечения частей\n\n", output,"\n")
Примечание: nltk — это библиотека Python для НЛП. также известен как N атуральный L язык T ool K ит.
Выходные данные
Выделенные слова — это части предложения, которые мы передали для построения синтаксического дерева.
Ниже приведены некоторые из синтаксических категорий естественного языка, которые используются в грамматической части приведенного выше кода:
Графическое представление приведенного выше вывода кода 9.0005
Чтобы получить графическое представление, мы должны запустить еще одну строку кода, т. е. output.draw()
Контекстно-свободная грамматика
Контекстно-свободная грамматика (CFG) — это надмножество обычной грамматики и метод для описания языков. Его можно увидеть на диаграмме ниже.
Нажмите, чтобы показать предпочтения!Нажмите, чтобы показать предпочтения!D0A3FC91-EEC2-4529-BF7D-3B777D79E185 Чат в DiscordСинтаксический анализ | Engati
Что такое синтаксический анализ?
Синтаксический анализ — это анализ, направленный на понимание логического значения предложений или частей предложений.
В то время как лемматизация сосредоточена исключительно на извлечении признаков и очистке данных, синтаксический анализ анализирует отношения между словами и грамматической структурой предложений. Это очень важно для понимания фактического смысла предложения.
Рассмотрим эти предложения:
- Лев — свирепое животное.
- Свирепое животное лев.
Поскольку в обоих предложениях одни и те же слова, лексический анализ не сможет сказать, что второе предложение синтаксически неверно и не имеет смысла.
Синтаксический анализ необходим для изучения взаимосвязи между словами в предложении и грамматической структурой предложения, чтобы установить истинное значение предложения.
Под синтаксическим анализом можно понимать процесс анализа строк символов естественного языка в соответствии с грамматическими правилами.
Есть много элементов предложений, которые игнорируются лексическим анализом, но учитываются синтаксическим анализом. Например, лексический анализ игнорирует стоп-слова, которые могут изменить весь смысл предложения. Лексический анализ даже не занимается определением частей речи слов из анализируемого предложения.
Синтаксический анализ также обращает внимание на порядок слов в предложении, еще один аспект, который полностью игнорируется лексическим анализом. Он также учитывает морфологию слов в предложении, которую лексический анализ просто не может объяснить.
Источник: ResearchGate
Как мы проводим синтаксический анализ?
При выполнении синтаксического анализа предложений с помощью инструментов традиционной грамматики можно выполнить шесть шагов:
- Сегментация I: Определение границ предложений и границ слов
- Классификация I: Определение частей речи
- Сегментация II: Идентификация составляющих
- Классификация II: Определение синтаксических категорий для составляющих
- Определение грамматических функций составляющих
- Рисование синтаксической структуры
Какова цель синтаксического анализа?
Его цель — понять структуру вводимого текста, от мельчайших основных символов до предложений, а затем извлечь из него логическое значение.
Синтаксический анализ — чрезвычайно важный аспект обработки естественного языка (НЛП), поскольку он помогает выяснить грамматическое значение любого предложения.
Увеличьте свой доход в 3 раза с помощью чат-ботов и живого чата
Запланируйте демонстрацию
Какие существуют уровни синтаксического анализа?
Вот уровни синтаксического анализа:
1. Тегирование части речи (POS)
Это первый уровень синтаксического анализа. Определение частей речи является важной частью синтаксического анализа и включает в себя определение слов в предложении как глаголов, наречий, существительных, прилагательных, предлогов и т. д.
Определение частей речи помогает нам понять смысл предложения . Все другие методы синтаксического анализа используют теги частей речи.
2. Разбор по составу
Разбор по составу включает разделение слов из предложения на группы на основе их грамматической роли в предложении.
Фразы существительных, фразы глаголов и фразы с предлогами являются наиболее распространенными группами, в то время как другие группы, такие как группы наречий и именные, также существуют.
3. Разбор зависимостей
Разбор зависимостей широко используется в языках со свободным порядком слов. При разборе зависимостей зависимости формируются между самими словами.
Когда между двумя словами есть зависимости, одно слово является головным, а другое — дочерним или зависимым.
В чем разница между лексическим и синтаксическим анализом?
Лексический анализ фокусируется на очистке данных и извлечении признаков с помощью таких методов, как выделение корней, леммитизация, исправление слов с ошибками и т. д.
С другой стороны, синтаксический анализ направлен на определение роли слов в предложении, интерпретировать отношения между словами и интерпретировать грамматический строй предложений.
Если вам нужен пример, посмотрите на эти предложения:
Том — мудрый человек.
Том мудр?
Все слова одинаковы в обоих предложениях, но только первое предложение является синтаксически правильным и его легко понять.
Однако вы не сможете провести эти различия, если будете использовать только базовые методы лексической обработки. Чтобы сделать эти различия, вам нужно будет использовать более сложные методы обработки синтаксиса, чтобы вы могли понять отношения между отдельными словами в предложении.
Есть довольно много аспектов предложения, которые учитываются синтаксическим анализом, но не учитываются лексическим анализом. Некоторые из этих аспектов включают:
Порядок и значение слов
Синтаксический анализ стремится извлечь зависимость слов с другими словами в содержании. Если порядок слов изменить, то будет труднее понять предложение.
Сохранение стоп-слов
Если удалить стоп-слова, весь смысл предложения может измениться.
Морфология слов
Синтез и лемматизация приведут слова к их базовой форме, тем самым изменив грамматику предложения.
Части речи слов в предложении
Очень важно определить правильную часть речи слова.
Что такое деривация в синтаксическом анализе?
Если вы хотите получить входную строку, вам потребуется последовательность правил производства. Вывод – это набор правил производства. Пока идет процесс парсинга, необходимо определить нетерминал, который подлежит замене, а также определить продукционное правило, с помощью которого нетерминал будет заменен.
Мы объясним два типа производных, которые вы можете использовать, чтобы решить, какой нетерминал заменить продукционным правилом.
Крайняя левая производная
В самой левой производной сентенциальная форма ввода сканируется и заменяется слева направо. В этом случае сентенциальная форма называется левой сентенциальной формой.
Крайний правый вывод
В крайнем правом выводе сентенциальная форма ввода сканируется и заменяется справа налево. В этом случае сентенциальная форма называется право-сентенциальной формой.