Твердые и мягкие согласные
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Какими бывают согласные?
· Что такое мягкость согласного?
· Какие согласные бывают мягкими?
Мы помним, что звуки речи бывают согласными – они образуются только при помощи голоса. И согласными – они образуются с помощью шума, иногда с голосом, а иногда и без.
Но очень важно узнать, какими могут быть согласные звуки. Ведь у согласных звуков в каждом языке есть свои признаки. В некоторых языках не различается мягкость и твёрдость для согласных. Например, в английском языке. Там даже нет такого понятия. А в русском оно есть. Поэтому иностранным гражданам бывает так трудно овладеть русским произношением.
Не верите? Послушайте историю о мальчике Гоше. Ему как-то пришлось обучать русскому произношению не иностранца, а самого настоящего инопланетянина!
Да, да.
– Прыуэт! Я Муфф с планэты Пруф. Муфф знайт ваш язык. У Муфа – супэр обучатэл языкам! Муф говорит хорошо. Дауай общаться?
– Отлично, — отвечает Гоша. – Почему бы и нет. Давай поговорим! Как ты, например, добирался к нам? Без проблем?
– Ах, плёхо, плёхо. Я сломал мой лук!
Муфф с планеты Пруф причитает: «Ах, мой лук, мой лук!» – а Гоша стоит и думает: «Странный он какой-то. А лук вообще можно сломать?» Инопланетянин тем временем взял себя в руки и начал объяснять:
– Лук можно рэмонт. Но нужен угол! Нужен угол!
«Так, – думает Гоша, – ещё непонятнее. Кого это он собрался поставить в угол? Свою тарелку? Или вообще меня?»
Инопланетянин видит – его не понимают. И начинает волноваться, объяснять:
– Нам поможет мой друг, Кола!
– Твой друг – газировка?! – поразился Гоша такому странному выбору друзей.
– Нэт-нэт, он тут живот! – объяснил Муфф. Но Гоша только ещё больше запутался: у газировки есть живот? Или что это ему хотят сказать?
И тут подошёл к ним мальчик. И сказал спокойно:
– Привет. Меня зовут Коля. И я не газировка.
– Кола!! – радостно завопил Муфф. Гоша недоумевал: в чем тут дело?
– Дело в том, — пояснил Коля, – что Муфф ещё не очень хорошо выучил русский язык. На его родной планете согласные не различаются по твёрдости и мягкости. Вот он и путается и часто произносит согласные в словах только твёрдо.
Но ничего, мы это быстро исправим!
Первое, что тебе нужно запомнить, друг мой, – это то, что согласные звуки в нашем языке могут быть твёрдыми и мягкими.
Но что это такое? И чем они различаются?
Считается, что у мягких звуков есть дополнительный призвук. При их произношении губы раздвигаются сильнее, а язык сильнее прилегает к нёбу.
Вот, попробуй сравнить: [м] и [мˈ], [в] и [вˈ], [с] и [сˈ].
Есть то, что поможет тебе сравнивать звуки. Ведь мягкость согласных обозначается специальным значком. Видишь? Он похож на запятую, только ставится сверху и справа от звука, мягкость которого мы хотим обозначить.
Например: [л] – твёрдый согласный звук. А [лˈ] – мягкий согласный звук.
Гласные и согласные звуки чаще всего составляют пары. Ты просто спутал мягкие и твёрдые парные согласные. Понимаешь, в чем твоя ошибка?
Муфф очень обрадовался:
– Да, да! [лу]ук – это одно. А [лˈу]к – это другое. Я сломал свой люк!
Есть слово уго[л]. А есть слово уго[лˈ]. Эти слова отличаются мягкостью и твёрдостью одной согласной. Но это разные слова.
Мне нужен уголь!
В словах живот и живёт различие только в мягкости: [в] и [вˈ]. Но слова разные. Он тут живёт!
А какие звуки образуют такие пары?
Много, правда?
Муфф очень обрадовался.
– Теперь я знаю русский язык совсем хорошо! Дайте мне мель, я буду писать! О! Вон летит галька: я ее нарисую! А может, пойдём в кафе? Я сегодня ещё не ель…
– Да-а, ты совсем не похож на ель… — удивлённо протянул Гоша, посмотрев на Муффа. А Коля вздохнул.
– Это ещё ничего. Галька, кстати, тоже не летает: это такие камешки. Просто ты, Муфф, ещё не дослушал до конца. Нельзя разбрасываться мягкостью направо-налево. Нужно знать условия, при которых согласные звуки бывают мягкими.
Согласные бывают мягкими, если после них стоит мягкий знак.
Вот, послушай:
нос – нёс,
шест – шесть,
полка – полька,
вяз – вязь,
мать – мять.
Согласные в этих словах получили мягкость, потому что после них пишется одна из этих букв.
Муфф сделал записи и обрадовался:
– Теперь [жˈи]знь прекрасна!
– Это было просто вол[шˈэ]бно!
– Надо встречаться ча[щэ].
Давайте создадим тради[цˈи]ю!
Послушали его Коля и Гоша, переглянулись и вздохнули.
– Послушай, — сказали они, — мы тебе ещё не все рассказали…
Некоторые согласные в русском языке не составляют пары по твёрдости-мягкости.
Есть всегда твёрдые согласные: [ж], [ш] и [ц]. Мягкими они не бывают никогда.
А есть – всегда мягкие согласные: [чˈ], [щˈ] и [йˈ]. Они никогда не бывают твёрдыми.
Условия мягкости на эти звуки просто не действуют. В слове после них может стоять что угодно, но мы будем произносить эти звуки только твёрдо или только мягко. Послушайте:
Широко, жара, циркуль. Мы произносим звуки твёрдо. Хотя у нас есть буквы, которые сигнализируют о мягкости.
Чаша, трещотка, йод.
А теперь букв, которые подают сигнал мягкости, у нас нет. Но мы все равно произносим звуки мягко.
Счастливый Муфф закивал на прощание мальчишкам:
– Спасибо! Теперь русский язык стал гораздо понятнее!
И улетел тренироваться в изучении русского языка на родную планету.
Мальчики отправились на поиски новых приключений и поучительных историй.
А нам остаётся правило, которое мы
должны запомнить.
Согласные звуки в русском языке могут быть твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки обычно составляют пары.
Твёрдые звуки: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
Мягкие звуки: [бˈ], [вˈ], [гˈ], [дˈ], [зˈ], [кˈ], [лˈ], [мˈ], [нˈ], [пˈ], [рˈ], [сˈ], [тˈ], [фˈ], [хˈ].
В русском языке также есть всегда твёрдые звуки — [ж], [ш], [ч].
И всегда мягкие: [чˈ], [щˈ], [йˈ].
таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки
Содержание
- Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
- Какой звук стоит после согласного:
- Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
- Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
- Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
- Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
- Твердый и мягкий знаки
- Ещё одна полезная таблица звуков и букв
- ✍ Угадай-ка
- ✍ Выбирай твердые!
- ✍ Найди пару
- Советы родителям
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Гласные и согласные
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Гласные и согласные
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
Запомните:
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ | Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь |
Гласные и согласные
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Источники
- http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
- https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
- http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
- https://www. rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html
Смягчение согласных
- Дом
- УЧИТЬСЯ
- Народ Алутик / Сугпиак
- Язык
- Смягчение согласных
Когда определенные согласные ( k, c, t, p, g, s ) окружены одиночными простыми гласными, ( a, i, u ), они произносятся более мягко, часто звучат как буквы, которые даже не появляются в алютийском алфавите! Это может вызвать путаницу, но, к счастью, звуковые изменения следуют узнаваемому шаблону.
Первая гласная в языке Алутик — это a , i или u . Звук одного из следующих согласных изменится только в том случае, если перед ним и после него стоит одна простая гласная ( a , i или u ). Если удвоенная гласная ( аа , ii , uu ) или дифтонг ( ai , au , ia , iu 90 016, ua , ui ) появляется с обеих сторон согласного, звук согласного не изменится.
K: Когда между двумя простыми гласными стоит k, это больше похоже на английское g.
акит | деньги |
C: Если c окружено двумя одиночными простыми гласными, получается больше английского звука j.
T: Когда одна простая гласная встречается и до, и после t, она звучит как d.
катаяк | чайка |
P: Если p окружен двумя одиночными простыми гласными, это звучит как английское b.
напак | дерево; столб |
G: Alutiiq g , возникающий между двумя одиночными простыми гласными, образует мягкий gh звук на полпути между h и твердым английским g 9014 2 (обычный Alutiiq g больше похож на английский h ).
аги | перейти |
S: В зависимости от динамика, s между двумя простыми гласными даст звук z или zh .
исумак | изюм | |
исувик | уплотнение |
Согласный – определение, значение и синонимы
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
/ˈkɑnsənənt/
/ˈkɒnsənənt/
Другие формы: согласных; согласный
согласный — это звук речи, который не является гласным. Это также относится к буквам алфавита, которые обозначают эти звуки: Z, B, T, G и H — все согласных .
Согласные – это все негласные звуки или соответствующие им буквы: A, E, I, O, U и иногда Y не являются согласными. В шляпе Н и Т — согласные. Согласная также может быть прилагательным, описывающим вещи, которые, кажется, должны сочетаться друг с другом, вещи, которые «приятны». Можно сказать, что предложение помощи со стороны страны согласуется с их договорами. Когда вы слышите согласные звуки в музыке, они приятны, в отличие от «диссонирующих» звуков, которые звучат резко.
Определения согласных
сущ.
звук речи, не являющийся гласным
сущ.
буква алфавита, обозначающая произносимый согласный звук
прилагательное
включающий или характеризующийся гармонией
- синонимы: гармоничный, гармоничный, гармоничный, гармоничный
- гармоничный
музыкально приятный
- гармоничный
прилагательное
в сохранении
- синонимы: согласный, согласный, согласный, согласный
- последовательный
(иногда за которым следует «с») в согласии или последовательном или надежном
- последовательный
Произношение
/ˈkɑnsənənt/
/ˈkɒnsənənt/
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова ‘согласный’ .