Какие гласные буквы обозначают гласные звуки: Гласные звуки; буквы, обозначающие гласные звуки на письме — урок. Русский язык, 2 класс.

Сколько гласных букв и какие. Гласные звуки в русском языке — сколько их

В русском языке 33 буквы, а звуков на десяток больше. Различаются гласные и согласные звуки. Гласных всего 6, тогда как согласных 37 звуков. Среди согласных выделяются звонкие и глухие, твердые и мягкие. Если с количеством букв в русском языке все ясно – их 33, – то с количеством звуков несколько сложнее. Хотя, казалось бы, что такого сложного? Взять – и сосчитать.Безусловно, сосчитать можно. И на самом деле, количество звуков русского языка известно. Но время от времени у людей возникает вопрос не только о том, сколько звуков, но и о разделении таких понятий, как звук и буква.В русском алфавите 33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ».

Гласные звуки и гласные буквы

Как уже было сказано выше, гласных букв десять. А вот гласных звуков в русском языке всего шесть. «Как так?» — удивятся люди, которые напрочь забыли то, что учили еще в начальной школе. Это простительно тем, в профессиональной деятельности не нужно проводить звуковой анализ. Да, гласных звуков в русском языке всего шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. На письме эти звуки обозначаются соответствующими буквами, сообразно орфографии.

К сожалению, иногда называют звуками буквы — йотированные гласные. Это ошибка. Гласные буквы «я», «е», «ё», «ю» в словах обозначают либо мягкость предыдущего согласного («мед»), либо сразу два звука («юла» [йула], маяк [майак].

Конечно, если посмотреть шире, то можно заметить, что, например, звук [а] не одинаков в разных частях слова. Под ударением он произносится максимально четко, но чем дальше его позиция от ударной, тем он менее четкий. В лингвистике это называется редукцией или редуцированием.При звуковом анализе слов, при записи транскрипции для ударных и безударных звуков употребляются разные значки.

Но в рамках школьного курса достаточно знать, что гласных звуков в русском языке всего шесть.

Согласные звуки и согласные буквы

С согласными звуками и буквами несколько проще. Хотя тоже есть свои особенности.Букв, как было уже сказано, 21. А согласных звуков – 37. В русском языке согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.Большинство согласных звуков являются парными по твердости-мягкости. Это [[б] — [б»]; [в] — [в»]; [г] — [г»]; [д] — [д»]; [з] — [з»]; [к] — [к»]; [л] — [л»]; [м] — [м»]; [н] — [н»]; [п] — [п»]; [р] — [р»]; [с] — [с»]; [т] — [т»]; [ф] — [ф»]; [х] — [х»]. Всего 15 пар. Остальные согласные имеют либо всегда твердое произношение ([ж], [ш], [ц]), либо мягкое ([й»], [ч»], [щ»]). Итого, получается 36 согласных звуков. На особицу стоит 37-й согласный звук [ж’:].

Согласный звук [ж’:] – мягкий, долгий. Он используется значительно реже других согласных звуков. Встречается он в таких словах, как «вожжи», «дрожжи», а также при произношении слова «дождь»: [дож’:]

По звонкости-глухости большинство согласных звуков также являются парными. Таких пар 11. Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]. Всегда глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].Итого, в русском языке 37 согласных звуков, 6 гласных. А всего — 43 звука.—15. звуковье
16. звуковия
17. звуковья
18. аналуза
19. аналуз

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й»олка], Яна [й»ана], енот [й»инот];
  2. после гласного: заяц [зай»иц], баян [бай»ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч»й»и], подъём [падй»ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие

. И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Таблицы

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь

Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!

Изучение русского языка начинается еще с рождения. Именно тогда маленький человек слышит первые звуки, которые с течением времени складывает в слова, фразы и предложения. Затем ребенок идет в школу, где эти привычные с детства звуки классифицируются и разделяются на Как легко запомнить азы русского языка и ничего не перепутать, выучить, сколько гласных звуков в русском языке, а сколько согласных? Узнаем вместе!

Как известно, в нашем Великом и Могучем 33 буквы — 10 гласных и 23 согласных. Гласными называют те звуки, которые произносятся исключительно при помощи губ и языка. Поток воздуха при произношении таких звуков не встречает препятствий в полости рта, поэтому гласные звуки всегда чистые, их можно спеть. Но в их классификации все не так просто. Основой этого деления являются две группы гласных звуков: обычные и йотированные. К обычным гласным относятся а, о, и, у, э, ы. К йотированным — я, ю, е, ё. Таким образом, на вопрос, сколько гласных звуков в русском языке, ответ будет 6 обычных и 4 йотированных звуков.

Йотированные гласные — это те, которые в трех позициях одновременно обозначают два звука: [j] и [а]/[у]/[о]/[е]. Такими позициями являются положения, когда одна из йотированных гласных стоит первой в слове, после гласной буквы или после мягкого или твердого знака. Тогда получается двойным.

Звуки и буквы в русском языке порой соотносятся весьма необычно. Так, в слове может быть 5 букв и 6 звуков. Пример такого слова — ягода. Если произвести мы имеем следующий результат: [йагода].

Согласные буквы также подразделяются на несколько категорий: звонкие, глухие, шипящие и сонорные.

Глухие образуют пары со звонкими. Другими словами, когда звонкая согласная стоит в конце слова или перед глухой согласной, то она произносится как соответствующая ей глухая. Таких пар 6: ж-ш, в-ф, д-т, б-п, г-к, з-с.

Нетрудно догадаться, какие звуки называются шипящими. Те, при произношении которых воздух проходит через ротовую полость таким образом, что получается шипение. К относятся буквы л, м, н, р.

Некоторые звуки и буквы русского языка имеют определенные особенности. Одной из уникальнейших букв Великого и Могучего является ё. Этот элемент алфавита отличается от других гласных хотя бы тем, что она всегда является ударным. Зачастую на письме букву заменяют на е. Такая традиция появилась не так давно, но она постепенно искореняет гласную ё из русской азбуки.

Итак, классификация гласных и согласных букв и звуков в русском алфавите с первого взгляда может показаться запутанной и непонятной. Но, зная основные ее пункты, можно легко разобраться в строении родной речи. Прежде всего, необходимо выучить, сколько гласных звуков в русском языке, а сколько согласных, на какие группы они подразделяются. Помните, что основательное изучение любого языка начинается с некоторых базовых сведений, которым учат в школе. Но чтобы не зависеть от школьной программы и самостоятельно познавать наш Великий и Могучий, нужно усвоить алфавит, его буквы и их основные свойства, знать, сколько гласных звуков в русском языке, а сколько согласных.

Важно не путать понятия буква и звук.

В русском языке 10 гласных букв, но при этом всего 6 гласных звуков :

а о и э у ы

Согласных букв 21, а согласных звуков 36 :

б в г д з к л м н п р с т ф х

их парные мягкие варианты б в и т.д.

звуки, не имеющие парных по мягкости и твердости: ж ц ш ч й щ

Всего, получается, в русском языке 42 звука .

Интересно, что большинство источников указывает на то, что в русском языке 42 звука. Но вот этот источник уверяет, что в русском языке 43 звука (из них 6 гласных и 37 согласных), при общем количестве букв равным 33.

Интересно. А мне кажется, что, скажем, буква а в словах совА и комнАт это два разных звука.

И действительно, в фонетической транскрипции русского языка различают 9 или даже 10 звуков:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-025.htm

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part1.htm#4_2

В русском языке 42 звука. Из них гласных звуков 6 — а, о, э, и, у, ы.

Согласных звуков 32 . И это при том, что согласных букв всего 21. Но столько звуков возникает за счет того, что некоторые звуки имеют пару по твердости-мягкости: твердый п и мягкий п, твердый д и мягкий д и так далее. Не имеют пару по мягкости-твердости звуки ш, щ, ц, й, ч, ж.

У разных авторов — по-разному. В лицее преподают так: в русском языке — 10 гласных звуков. Меня сынишка спрашивает: Как же так? Ведь звуки е, ю, я — это дружные звуки: они состоят из гласного звука и согласного — Й? С этим вопросом я обратилась к учителю, ведь ребнок-то прав! В ответ услышала следующее: Забудьте про то, что знаете! Мы об этом будем говорить в начальной школе, а пока пусть знает 10 гласных звуков. Так получилось, что мы учили ребнка по одной системе, на подготовительных курсах в лицее им говорят совсем иное. А на будущий год ребнка нужно будет вновь переучивать. Ну и метаморфозы в нашем российском образовании!

На сегодняшний день, согласно правилам , в русском языке на 33 буквы насчитывается 42 звука .

Буквы Ъ и Ь звуков не имеют.

10 гласных букв дают всего 6 звуков — А, И, О, У, Э, Ы.

21 согласная буква образует 36 согласных звука.

15 букв — Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образовывают по 2 звука каждая: тврдые б и мягкие б.

Буквы Й, Ч, Щ дают по одному мягкому звуку, а буквы Ж, Ш, Ц образовывают по одному тврдому звуку.

Но некоторые исследователи языка выделяют ещ и другие согласные звуки.

В современном русском языке есть 33 буквы. Гласных букв 10 и согласных букв 21, ещ два знака есть. А звуков гласных будет только 6. Согласных же звуков существует намного больше — 36 звуков. И всего в языке 42 звука.

Согласных звуков в русском языке 36, а вот букв всего 21, ведь многие буквы имеют твердый и мягкий звук, отчего количество звуков увеличивается. Что касается гласных звуков, то их в русском языке всего 6, это а, э, и, о, у, ы. Итого получается 42 звука.

В русском языке 33 буквы, или как считают некоторые 31 буква и 2 знака. Звуков приходится на них на 9 единиц больше.

Итак-33 буквы-10 гласных, 21 согласная, 2 знака. 42 звука — 6 гласных (о,э,и, ы,а,у),36 согласных.

Человеческая речь состоит из звуков речи. В русском алфавите 33 буквы, 2 из которых — Ь и Ъ, звуков не имеют. Гласных звуков — 6 (а, и, о, у, э, ы). Согласных звуков — 36. 15 букв образуются из букв, содержащих по два звука, эти буквы — б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, х, ф.

  • Звук — это единица любой устной речи. На обычном письме звуки значатся буквами. Звук сам по себе не нест в себе какой-либо смысловой нагрузки. Звуки всего лишь формируют слова.

    В русском языке ровно 33 буквы, из них 21 буква — это согласные, которые образуют в устной речи 36 звуков. Такую разницу в количестве можно объяснить тем, что мягкость некоторых парных согласных звуков обозначается гласными буквами либо мягким знаком. А гласных — 10 букв, но из них образуется только 6 гласных звуков.

  • Конспект урока по русскому языку 1 класс на тему «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»

    Тема урока: «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»

    Предмет: русский язык

    Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.

    Название раздела, темы: Звуки и буквы.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Цели деятельности учителя: учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

    Планируемые результаты

    предметные: умение сравнивать, такие языковые единицы, как звук, буква; зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания букв и поиска нужной информации.

    личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

    Оборудование: Русский язык: 1 класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Учебник:- М.: Просвещение/ Учебник, 2015, приложение на электронном носителе, карточки для работы в парах, доска, мел.

    Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

    Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

    Ресурсы:

    Основные:

    ·         Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.

    ·         Ситникова Т.Н.., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В,Г.Горецкого («Школа России») 1класс: в помощь школьному учителю – М. : ВАКО, 2011. – 160 с.

    ·         3. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1класс. (1 DVD)

    Дополнительные: компьютер с видеопроектором, магниты и школьная доска.

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.
    Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

    — Приветствие.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Звуки с буквами пришли,
    Чтоб порядок навести.
    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Работайте дружно,

     Будьте внимательны!

    II. Актуализация знаний

    Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия.

    1.Дидактическая игра, актуализация знаний о звуках и буквах, изученных ранее.

    Фронтальная. Словесный.

    – Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то делаете два хлопка в ладоши, если «нет» — то хлопаете один раз.

    — Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки?
    — Верно ли, что буквы б, в, г, д – обозначают глухие согласные звуки?
    — Верно ли, что буквы и, я, е – обозначают твердые согласные звуки?
    — Верно ли, что звук [ч] — всегда мягкий?
    — Верно ли, что ь – гласная буква, обозначающая мягкий согласный звук?
    — Верно ли, что произносим и слышим буквы, а видим и пишем звуки?
    — Верно ли, что мы знаем, что две гласные буквы, которые стоят в начале слова и после гласной буквы, обозначают 2 звука?

     

    2.Минутка чистописания

    Сейчас у нас минутка чистописания.

    — Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

    — Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

    Игра «Доскажи словечко»

    Вкус у ягоды хорош,

    Но сорви её поди – ка:

    Куст в колючках, будто еж,

    Вот и назван … (ежевика)

     

    Немытое в рот

    Ни за что не возьмет.

    И ты будь таким,

    Как чистюля … (енот)

    — С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах?

    — Спишите, продолжив закономерность

    Е ее Е е Е ее Е е

     

    III. Постановка учебной задачи

    1.На экране записаны буквы:

    у, я, м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

    — Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

    — Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

    Ребята о чем мы поговорим сегодня на уроке?

    — Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах обозначающие гласный звук). (тема урока появляется на доске).

    — Поставьте цель своей деятельности на уроке.

    — Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки?(10) Напишите их в алфавитном порядке.

    Самопроверка. На слайде: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

    — Оцените свою работу. (смайлик)

     

    IV. Самоопределение к учебной деятельности.

    Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели

    1.Актуализация опорных знаний.

    — Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

    -Какие буквы обозначаются гласными звуками? (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я) Почему букв больше чем звуков?

    — Рассмотрите форзацы учебника. Вспомните, что вы уже знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения, обсудите в парах.

    (Некоторые гласные буквы обозначают 2 звука (е, ё, ю, я)

    -Существует 6 гласных звуков и 10 гласных букв.)

    — Как определить гласные звуки? (Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных)

    — Откройте учебник на с. 58, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.

    Все ли признаки гласных звуков вы назвали? Что не назвали?

    — Сейчас мы с вами пропоём гласные звуки, постарайтесь обратить внимание на положение губ при произнесении гласных звуков.

    Давайте рассмотрим рисунок на стр. 59 упражнение №3 и условные обозначения гласных звуков.

    -Кого вы видите на рисунке?  мальчиков и девочек

    -Что они делают? (поют)

    -Перед тем как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайтесь, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист? (1-у,2-э,3-а,4-и,5-о,6-ы)

    Вывод: Назовите три главных признака гласных звуков? (Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

    -Назовите гласные звуки: ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

    -Назовите буквы обозначающие гласные звуки: (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я)

     

    2.Первичное усвоение новых знаний.

    Цель: организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний

    Давайте рассмотрим упражнение 1 на стр. 58,

    Учитель читает стихотворение вслух.

    — О ком говорится в стихотворении? (Показать изображение ласточки).

    — Найдите песню ласточки. С какой интонацией она пела?

    « Как февраль ни злися,

    Как ты, март, ни хмурься,

    Будь хоть снег, хоть дождик-

    Всё весною пахнет!»

    — Прочитаем выразительно.

    — Прочитайте последнее задание к упражнению про себя.

    — Что вам необходимо сделать? (Списать песню ласточки, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки).

    — Кому что не понятно, задайте вопросы одноклассникам.

    Взаимопроверка в парах. (Пример показан на слайде)

    -Оцените себя на полях. (смайлик)

    Физкультминутка

    Цель: снятие утомления.

    Весна – красна

    Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

    С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять

    поводья.)

    Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте. )

    К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

    Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

    Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

     

     

    3.Творческое применение и добывание знаний.

    Способ деятельности путем решения проблемной задачи, построенной на ранее усвоенных знаний и умений.

    Работа с карточками.

    Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова.

    река – р..ка,  палка – п..лка, кисти – к..сти, струна – стр..на, липа – л..па, бутон – б.. тон,

    белка – б..лка,  шлюпка – шл..пка, веник – вен..к, тучка – т..чка.

    -Одна пара проговаривает вслух, полученные ответы, остальные проверяют.

     

    — Оцените свою работу на полях.

    Физкультминутка

    Цель: снятие утомления.

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза).

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами).

    А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

    Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о).

    Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз).

    Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево).

    Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз).

    4.Закрепление знаний и способов действий

    Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на уроке

    — Прочитайте задание на стр.60 упражнение №6.

    а о у ы э

    я ё ю и е

    -Вспомните, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в 2 ряда? ( Потому что 1 ряд — буквы обозначают гласные звуки и указывают на твердость предшествующего согласного звука, 2 ряд- обозначают гласные звуки и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

    — Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твердость предшествующего согласного звука? (а, о, у, ы, э)

    — Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на мягкость предшествующего согласного звука? (я, ё, ю, и, е)

    V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

    — Назовите тему нашего урока.

    — Какие звуки называют гласными?

    — Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их.

    — Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их?

    — Что понравилось и особенно запомнилось?

    — Рассмотрите и оцените свою работу на уроке.

     

    Рефлексия «Лестница успеха». Расположите себя на ступени. Верхняя ступень – успешно справился со всеми заданиями, средняя — было трудно, но ты мог прийти к верному ответу, нижняя — трудно и требуется помощь)

     

    Окончен урок, и выполнен план.

    Спасибо, ребята, огромное вам.

    За то, что умеете дружно трудиться,

    И знание точно уж вам пригодится.

     

     

     

    Звуки и правописание гласных — Кристи Барб

    Если в одном поле указано более одного символа МФА, все они правильные, это диалектные различия в США. Небольшие различия между звуками не меняют значения слов, в которых они используются.

    Гласные представлены 6 буквами , «a, e, i, o, u, y», но образуют 14 различных гласных звучит . Как узнать, какой звук обозначает гласная буква?

    Не существует правил правописания, которые работают в 100% случаев, но есть такие, которые работают в большинстве случаев. Есть способы определить, когда в словах будут использоваться две основные группы гласных: краткие/слабые и долгие/напряженные. Это поможет вам угадывать слова, которые вы никогда раньше не видели.

    Чем больше вы будете знакомиться с различными вариантами написания, тем лучше вы будете распознавать образы. Ваше внимание должно быть сосредоточено на образцах букв, которые представляют звуки в наиболее распространенных вариантах написания.

    Две основные группы гласных называются «долгие гласные» и «короткие гласные». Долгие гласные включают напряженных гласных и дифтонгов (гласный с двумя частями), а короткие гласные — это нестрогих и простых/чистых гласных . Для произношения дифтонга и удержания напряжения на языке для долгих гласных требуется немного больше времени, чем для кратких. Однако это не обязательно всегда описывает продолжительность гласного звука, потому что гласный в ударном слоге слова всегда будет растянутым и будет иметь большую продолжительность.

    Другое описание групп — «напряженный» для «длинного» и «расслабленный» для «короткий», потому что они описывают напряжение языка, когда он произносит этот звук. Когда вы произносите гласную /i/ в слове «есть», язык находится в самом высоком положении, как и для любой другой гласной, при этом середина языка выдвигается вверх и вперед. Он должен чувствовать себя напряженным из-за давления, используемого для удержания этого положения. Когда язык расслабляется, а его середина слегка опускается, получается нестрогая гласная /ɪ/ в слове «it». Когда вы положите руку под подбородок, вы почувствуете, как ваша шея немного опускается вниз, когда вы создаете напряжение для /i/ («есть»), и немного поднимается, когда вы расслабляете язык, чтобы произвести /ɪ/ ( «Это»).

    Правила, которые работают в большинстве случаев:

    «Долгие гласные звуки» = долгая гласная будет звучать так же, как ее название в алфавите.

    Пример: Как называется эта буква? A 

        Какой звук соответствует «долгому звуку»? /eɪ/ как в слове «торт»

    Правило 1: Беззвучное «е»

    Когда слог оканчивается на безмолвное «е», гласный перед долгим (говорит его название)

    Примеры: торт, использование, голосование, миля

    Правило 2: Две гласные вместе 

    «Когда идут две гласные, говорит первая и произносит свое имя».

    Примеры: мясо, лодка, равнина, главный

    Правило 4: Односложное слово, оканчивающееся на гласную

    Примеры: я, иди, я, 

    Пример: бумага, диван, надежда, писатель 

    «Краткие гласные звуки» = Краткая гласная НЕ будет звучать так, как ее название в алфавите, у нее есть родственный звук.

    Правило: За гласной следует одна или несколько согласных

    Примеры одной согласной после гласной: hat, bed, it, on, up

    Примеры нескольких согласных после гласной: happy, messy, itchy, off, under

    Правила для долгих (напряженных) и кратких (слабых) гласных не работают в 100% случаев и не охватывают 100% возможностей правописания. Существует гораздо больше вариантов написания звуков, чем люди когда-либо узнают в явном виде. Вот самые распространенные:

    Что такое Долина гласных?

    гласных 22 апреля 2022 г.

    Произведение отдельных фонем является неотъемлемой частью обучения чтению и правописанию. Как преподаватели, мы должны хорошо понимать и использовать отдельные звуки речи. Студенты должны быть в состоянии изолировать фонемы сегментировать. Навык сегментации — это способность разбирать отдельные фонемы и звуки в словах.

    На протяжении всей истории ученых интересовало понимание производства звуков. Эта работа в первую очередь возлагалась на фонетиков, лингвистов, специализирующихся на фонетике, особенно на работах доктора Дэниела Джонса.

    Система кардинальных гласных профессора Дэниела Джонса является одним из его самых прочных наследий. На его схему, разработанную в 1917 году, до сих пор ссылаются, когда мы работаем со звуками и артикуляцией. Я был так взволнован, когда наткнулся на 4-е издание его книги «Словарь английского произношения» (1937), в которой его диаграмма Outline of English Phonetics показывает его систему из основных гласных и английских гласных .

    Я оставлю работу и описания связей замечательным логопедам и лингвистам, которые используют Международный фонетический алфавит (IPA). Для тех из нас, кто обучает чтению, основное отношение заключается в понимании того, как артикуляционные особенности могут использоваться учащимися для различения гласных звуков.

    Дефицит фонологического компонента языка в соответствии с определением дислексии, данным Международной ассоциацией дислексии, связан с нашей работой со звуками речи. Детям, особенно тем, у кого есть языковые различия в обучении, такие как дислексия, необходимо прямое, основанное на слухе обучение каждому из 44 звуков английского языка для построения соответствий между звуками и символами. Взаимосвязь и различие между производством фонем и фонологической осведомленностью приводят к более эффективному чтению и правописанию. Осознание положения нашего языка и рта может помочь учащимся, которые борются с различением фонем.

    О артикуляционных особенностях согласных можно прочитать и посмотреть видео ЗДЕСЬ.

    Как это связано с обучением дислексии?

    Инструкция, которую мы использовали в течение многих лет для обучения студентов с дислексией, — это наука о чтении в действии. В основе многих терапевтических программ по дислексии лежит это подробное обучение этим особенностям артикуляции. В таких программах, как Take Flight , используется звуковая стена и акцентируется внимание на положении рта и особенностях артикуляции. Коллекция исследований, поддерживающих эту работу, не нова. Мы знаем, что это лучше всего работает для наших учеников с дислексией, но также полезно для всех учеников. Замечательно видеть, как эти знания применяются на практике в наших классах.

    Что такое Долина гласных?

    Долина гласных — это диаграмма, которая помогает представить это осознание в визуальном представлении движений рта. В обучении дислексии долина гласных или ее версия использовалась на протяжении десятилетий. Этот образовательный инструмент создан на основе расположения гласных звуков во рту. Все гласные открыты и озвучены при их воспроизведении, поэтому нам нужно обратить внимание на расположение рта, чтобы помочь учащимся различать звуки.

    Когда мы подробно обучаем артикуляционным особенностям фонем, мы помогаем установить связи между отдельными звуками речи и буквенными обозначениями. Звукообразование и формирование рта являются ключом к тому, чтобы помочь учащимся связать фонемы, те звуки, которые они слышат, с графемами, которые представляют собой буквенные представления этих произносимых звуков. Они также предоставляют ученикам и учителям подсказки для исправления ошибок. Явное преподавание этого нашим ученикам дает им знания и способность более глубоко анализировать звуки.

    Произведение отдельных фонем является неотъемлемой частью обучения чтению и правописанию. Студенты должны быть в состоянии изолировать фонемы сегментировать. Навык сегментации — это способность разбирать отдельные фонемы или звуки в словах. Думайте об этом как о парковочных местах для букв, представляющих эти звуки. Когда мы помогаем учащимся определить положение рта для индивидуального воспроизведения звука, мы создаем связь между тем, что мы слышим, и тем, как этот звук ощущается во рту.

    ⭐️Нажмите на изображение 👆, чтобы узнать больше о ресурсе.

    Долина гласных показывает 19 гласных фонем (звуков) английского языка. Гласные звуки можно отличить друг от друга по положению языка и форме рта. Мы можем помочь учащимся определить, где находится их язык (спереди, посередине, сзади), высоко или низко он находится во рту и что делают губы (улыбаются, раскрываются, округляются).

    Некоторым учащимся может быть сложно различать звуки, особенно короткие звуки «е» и «и». Многие дети путают эти два гласных звука при фонологической работе, чтении, правописании и иногда беглой речи. Некоторые учащиеся также могут испытывать трудности с фонологической обработкой, иметь речевые звуковые ошибки, замены звуков, пропускать звуки, добавлять звуки или искажать звуки. Прочитайте все о моем совете для этого  ЗДЕСЬ .

    Гласные переднего ряда, которые я называю улыбающимися гласными, расположены на левой стороне долины гласных. Самый передний гласный звук / ē / произносится, когда губы растянуты в широкой улыбке, а язык высоко во рту. Из этого положения подбородок слегка опускается, когда рот открывается, а язык слегка опускается с каждым гласным звуком, пока мы не достигнем открытого гласного /ŏ/.

    Используйте зеркало, чтобы наблюдать за своим ртом, когда вы произносите каждый звук. Вы можете положить руку под подбородок, чтобы помочь «почувствовать», как подбородок опускается, когда вы произносите каждый гласный звук. Что вы заметили? Вы почувствовали изменение положения языка? В степени открытости, когда ваш подбородок опустился? Твоя улыбка меркнет, когда мы движемся вниз по долине.

    Когда вы достигаете дна долины, ваш рот открыт. Это короткое озвучание. Мы называем это открытым гласным звуком.

    Воспользуйтесь зеркалом и посмотрите, как открывается ваш подбородок, когда вы произносите этот звук.

    Затем мы возвращаемся вверх по долине гласных, пока наш рот округляется все больше и больше, пока не достигнем вершины. Вы можете видеть, как форма рта сжимается, когда мы переходим к звуку /u/. Помните, что в центре долины гласных находится звукопроизношение.

    Остальные гласные расположены за пределами долины. Это дифтонги, гласные, контролируемые r, и шва.

    Дифтонг — это союз двух гласных в одном слоге, в котором позиции гласных скользят от одного к другому. Дифтонги на диаграмме долины гласных — / oi / и / ou /.

    Важно отметить, что в речевом произведении отмечаются дополнительные дифтонги, такие как долгий i, но они помещаются в долину гласных. Большинство программ, предназначенных для обучения чтению и вмешательства, помещают долгое i в долину гласных, а не как дифтонг.  

    Гласные, контролируемые R, иногда называемые слогами Bossy-r или vowel-r, представляют собой гласные звуки, в которых r изменяет гласный звук. Это: /er/, /ar/ и /or/.

    Teaching The Lazy Schwa 

    Schwa — самый распространенный гласный звук в английском языке, который может быть представлен любой гласной. Иногда его называют «ленивой гласной», потому что звукопроизношение обычно мягче и слабее — безударный слог в словах. Когда мы специально учим шва, мы можем предложить учащимся определить ударные и безударные слоги. Думаю schwa нужно свое видео и пост! Следите за обновлениями!

    В некоторых терапевтических программах гласные могут располагаться в несколько ином порядке, но в центре их внимания остаются звуковоспроизведение и особенности артикуляции.

    Когда мы фокусируем внимание на артикуляционных особенностях посредством нашего обучения и последовательно моделируем правильное звукоизвлечение в изоляции, мы помогаем учащимся укрепить связь между тем, что они слышат и чувствуют, когда произносят звуки.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *