Звуки не бывают гласными — Развивающие игры от Издательства Штернберг
Статья Льва Штернберга
Стоп!
Не торопитесь!
Не торопитесь быстро читать дальше.
Вам сейчас предстоит вспомнить.
Вспомнить то, что Вы в детстве знали, а теперь уже забыли.
Сейчас нужно будет не просто читать, но еще и произносить.
Произносить то, что тут написано. Это будет не трудно.
Представьте себе, что у Вас першит в горле.
Нужно легко откашляться.
Кашляните.
Должен получиться звук А с легким кашлеобразным щелчком в горле.
Это если ваши губы расслаблены и слегка приоткрыты.
Повторите: А, А. Как можно короче, отрывистей.
Попробуйте вместе с этим покашливанием произнести слово АХ.
АХ! АХ!
Шепотом. Коротко.
Такое тихое восхищенное АХ! АХ! С легким горловым щелчком в начале.
Чтобы вам стало понятно, о каком звуке идет речь. Кашлеобразный щелчок, кряхтение — образуется путем смыкания хрящей в гортани. На рисунке нужное место гортани обозначено синими полосками. Когда, например, ребенок сидит на горшке и мы показываем ему, как он должен поднатужится, мы говорим: «Сделай а-а-а» — мы произносим именно это горловое кряхтение. Только сейчас вам нужно произнести не троекратное натужное «а-а-а», а одиночное легкое «а» с тихим щелчком в горле.
Теперь округлите губы, поднимите брови, и произнесите О. Тоже с щелчком в горле.
О! О!
Удивленное такое, отрывистое О.
Теперь сокрушенно охните: ОХ! ОХ!
А если вытянуть губы вперед трубочкой?
У! У!
Ух ты!
А если растянуть губы в улыбке?
Как мышки пищат? — И, И, И!
Их у вас есть? — Не-а, их у нас нет!
Попробуйте с этим легким горловым щелчком произнести несколько слов.
АХ. АИСТ. АЗБУКА. АНГЕЛ.
ОХ. ОЗЕРО. ОБЛАКО. ОСЕНЬ.
УХ. УХО. УТКА. УЛИЦА.
ЭХ. ЭХО. ЭЛЬФ. ЭМУ.
ИХ. ИСКРЫ. ИГЛЫ. ИМАНДРА.
Всё непременно с коротким щелчком в начале.
Получается?
Конечно, ничего сложного. Даже ребенок справится.
Дальше ― только для взрослых.
Расслабьте горло и свободно выдохните воздух.
Подышите ртом глубоко и шумно, словно доктор слушает ваши легкие.
Никакого щелчка в горле!
Звук дыхания — это именно тот звук, который вам нужно сейчас услышать. Хоть и очень тихий, но это всё-таки звук. Прислушайтесь к неслышному звуку!
Прислушайтесь, как свободно проходит воздух сквозь несомкнутые хрящи гортани.
Добавьте немножко голоса.
Протяжное такое А, теплое, с придыханием.
И еще разок, как можно теплее ― А… А…
Будьте разнообразнее! О… У… И…
Всё теплее и теплее. Ы… Э… А…
Ну очень эротично!
Попробуйте с этим теплым выдохом произнести несколько слов.
АХ. АИСТ. АЗБУКА. АНГЕЛ.
ОХ. ОЗЕРО. ОБЛАКО. ОСЕНЬ.
УХ. УХО. УТКА. УЛИЦА.
ЭХ. ЭХО. ЭЛЬФ. ЭМУ.
ИХ. ИСКРЫ. ИГЛЫ. ИМАНДРА.
Всё непременно со свободным выдохом в начале.
Получается?
Еще бы не получаться, мы ведь взрослые люди.
Оказывается, одни и те же гласные звуки можно произнести совершенно по-разному. С щелчком в гортани и без щелчка.
Слова произносятся одни и те же, а экспрессия получается разная.
И звуки-то в начале слов получаются не очень похожие.
Даже наоборот, очень непохожие, словно вообще из разных слов.
Жаль только, нет букв для обозначения этих разных звуков.
Но мы ведь взрослые люди,
и мы можем сами придумать буквы для разных звуков, не правда ли?
Обозначим свободный выдох значком ~.
~
Волнистая такая линия, словно поток воздуха.
И обозначим кашляющий горловой щелчок значком • .
•
Короткая точка, как препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Щелчок в горле.
Сможете произнести следующее предложение именно так, как написано, строго соблюдая местоположение гортанных щелчков и свободных выдохов?
•ОХ ~УЖ ~ЭТА •АЗБУКА !
•УЛИЦА ~УЖАСНО •УЗКАЯ.
~ЭТОТ •АНГЕЛ ~ОЧЕНЬ ~УМЁН.
~ЭХО •ОХНУЛО ~И ~УМОЛКЛО.
Ребенок на горшке тужится: •А•А•А.
Человек хохочет: ~А~А~А.
~Э, — сказали мы с Петром Ивановичем.
•Э, — досадливо крякнул он.
НЕ~УЖЕЛИ •У •УЖА ~УШИ •УЖЕ, ЧЕМ ~У ЕЖА ?
НЕ•А, •У •УЖЕЙ ВО~ОБЩЕ НЕТ •УШЕЙ.
Если Вам кажется, что эти предложения удобнее произнести как-то иначе — пожалуйста, попробуйте расставить свободные выдохи и горловые щелчки так, как Вам покажется лучше.
Суть не в этом.
Суть в том, что эти горловые щелчки и свободные выдохи постоянно произносятся в нашей речи, хотя мы, взрослые, не обращаем на них внимания. Дети эти звуки прекрасно слышат. И сами отчетливо произносят. В некоторых языках, например в немецком или в арабском, эти звуки даже полностью меняют смысл произносимых слов.
А еще суть в том, что эти горловые щелчки и свободные выдохи ― это неотъемлемая часть от гласного звука, если тот гласный звук произнести отдельно или в начале слова. Отдельный гласный звук невозможно произнести без горлового щелчка или без свободного выдоха. Либо одно, либо другое произнесётся вместе с гласным звуком обязательно.
И еще суть в том, что эти горловые щелчки и свободные выдохи имеют все признаки согласного звука.
Свободный выдох ~ ― это щелевой согласный звук, произносимый гортанью примерно так же, как долгий согласный звук Й произносится верхней плоскостью языка.
Горловой щелчок • ― это взрывной согласный звук, произносимый гортанью примерно так же, как задним язычком произносится согласный звук К. Ничуть не тише. И ничуть не менее внятно.
И из всего этого получается, что звуки •А, •О, •У, •Ы, •И, •Э, точно так же как и звуки ~А, ~О, ~У, ~Ы, ~И, ~Э ― это совсем не гласные звуки, как нам объясняют учебники. На самом деле каждый звук сочетает в себе одновременно сразу два признака, согласный и гласный. Один целый звук ― это всегда согласно-гласное слияние, которое невозможно разлить на части.
Любой звук ― это слияние согласной и гласной части.
Звук ~А, звук •А, звук МА, звук ТА, звук КА.
Если Вы попробуете разделить звук ТА или КА на половинки, то у Вас произнесется Т•А или К•А, то есть откуда ни возьмись появится новый согласный призвук ― горловой щелчок •.
И слить вместе устные звуки Т и •А невозможно ― горловой щелчок мешает им слиться.
Вот потому-то у детей и не получается сливать вместе согласные и гласные буквы.
В принципе, можно сказать, что согласная часть лежит в основе любого звука. Согласная часть обязательно создается какими-то органами речи: губы, язык, задний язычок, мышцы гортани. Задерживается ли поток воздуха в каком-то артикуляторном препятствии, или проходит его свободно через образованную щель ― в любом случае воздух через это препятствие проходит, поэтому без согласной части звук быть не может.
Гласная часть ― это лишь окраска звука, огласовка, которую придает потоку воздуха определенное положение губ. Даже если мы произносим звук по-возможности неогласованным, неокрашенным, то это тоже можно считать определенной «нулевой» огласовкой, и можно даже отметить ее своей буквой.
Сто лет назад в России буква Ъ считалась гласной, и обозначала она собою именно «нулевую» огласовку. До Октябрьской революции в России считалось безграмотным написать слово ДОМ, или КУКЛА, или КНЯЗЬ без гласной буквы Ъ ― ДОМЪ, КУКЪЛА, КЪНЯЗЬ.
Кстати про Ь в слове КНЯЗЬ. Сто лет назад и Ь считался гласной буквой, а не каким-то там особенным мягким знаком.
А еще раньше, когда азбука на Руси только-только появилась, все гласные буквы записывались вовсе не в одном ряду с согласными, но над ними, как придаток. ДОМЪ, КУКЪЛА, КЪНЯЗЬ. Такая запись помогала людям при чтении определять, где находятся согласные и гласные половинки звука, где начинается и где заканчивается каждый звук. При такой двустрочной записи сливать звуки из букв было легче, чем сейчас при однострочном написании.
Как нам всем известно, безударные гласные в русском языке произносятся невнятно, иногда даже полностью сглатываются. Слово ЛИМОН, например, запросто можно произнести как ЛеМОН, или ЛяМОН, или даже как ЛьМОН. А слово ТРАКТОР можно произнести как ТыРАКТэР или ТэРАКТР. Как раз по этой причине маленькие дети, еще не умеющие читать и потому не знающие, какие гласные буквы пишутся в том или ином слове — они не могут разделить слово на слоги так, как хотят от них взрослые. В древние века, не мудрствуя лукаво с орфографией, вместо безударных гласных записывались буквы «еръ» и «ять»:
МЬДЪВЕДЬ, ЗЬМЪЛЬНИКЪ, КЪЛОДЬЦЪ
Все сегодняшние дети, которые только-только научились читать и впервые пробуют свои силы в письме — они именно так пропускают безударные гласные буквы, интуитивно повторяя закономерности древней русской письменности. И совершенно напрасно логопеды с учителями в ужасе хватаются за голову, вешая на ребенка нелепый диагноз «нарушение фонематического слуха».
А еще раньше, до появления буквенной азбуки, на Руси писали слоговыми пиктограммами. То есть это мы сейчас называем их слоговыми, исходя из нашего неправильного представления о звуках. На деле же каждая пиктограмма (картинка) обозначала собою целый звук, то есть сразу слияние согласной и гласной половинок.
По этому принципу слоговых (то есть звуковых) пиктограмм построен сегодняшний «Ребус-метод», обучающий детей чтению. Так как «Ребус-метод» полностью соответствует естественному восприятию детей, то и читать по этой методике дети начинают уже с первых минут совсем самостоятельно, без всяких теоретических пояснений.
© Лев Штернберг, http://rebus-metod.net
Узнаем какие бывают гласные звуки в русском языке?
Голос человека – универсальный неповторимый и уникальный инструмент. Об этом обычно не задумываются люди, имеющие возможность обмениваться информацией при помощи устной речи. Благодаря всем перечисленным характеристикам, ребенок всегда осведомлен о присутствии его родителей (на слух), животные узнают на слух голоса своих хозяев. Некоторыми характеристиками голоса пользуются полиграфы для подтверждения истинности высказывания. Но интереснее изучить механизмы проявления голоса в устной речи. Ведь только благодаря исправной работе голосовых связок человек может общаться, петь, выражать свои мысли.
Функции речевых звуков
Царством речевых звуков руководит Фонетика. Поэтому, чтобы не выглядеть неучем в глазах окружающих, следует изучить правила и закономерности произношения. Если в азбуке звук имеет графическое изображение, которое одновременно является еще и символом (несет на себе определенную смысловую нагрузку), то в алфавите буквы – это знаки, призванные облегчить запись звукового состава слова (по правилам орфографии). Однако существуют правила произношения, которые частенько озадачивают и школьников, и студентов, а иногда и родителей.
Звуки мягкие согласные: буквы. Буквы, обозначающие мягкие…
Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой,…
На вопрос, какие бывают гласные звуки и согласные звуки в русском языке, можно найти ответ в таком разделе языкознания, как фонетика. Наименьшая единица выражения (звук) называется фонемой, которая обычно не несет какого-то смысла. Замена или пропуск только одного звука в слове может превратить его значение в противоположное.
Обозначение гласных звуков русского языка в письменной речи
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Отличительными характеристиками являются наличие в образовании звука голоса и шума. Аккустические характеристики первых заключаются в тягучести, плавности, отсутствии шумов, силе и красоте звучания. Слогообразующая роль фонем выделена при помощи перечисленных возможностей. Какие бывают гласные звуки в русском языке, можно рассмотреть на примерах.
Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. …
В этой статье можно узнать о парных согласных: какие они, чем различаются, как их правильно писать…
Как справедливо замечают все первоклассники, соотношение звуков и букв в русском языке 6 к 10.
Для различия на письме звуки изображаются символами в квадратных скобках (транскрипция). Характерными особенностями в произношении отличается расположение гласного в сильной (ударной) или слабой (безударной) позиции, начале слова.
Произношение гласных звуков
Вот какие бывают гласные звуки в ударной позиции: произносятся долго, с большей силой, отчетливо. К простым примерам можно отнести слова: бак, бок, бук, бык, бит, сэр. Первые четыре красочно иллюстрируют, как изменение произнесения одного звука меняет значение слова. Стоит отметить, что при данном положении звук не изменяется. Сложнее обстоят дела со слабыми позициями.
Вот какие бывают гласные звуки в безударных позициях: произносятся кратко, с меньшей силой, неотчетливо (или ослабленно). Следовательно, звуки обретают вариативность произношения, чем отличаются от рассмотренной предыдущей ситуации, а это хорошая почва для возникновения орфографических ошибок. Это происходит из-за несоответствия правильного произношения звука и графического его обозначения на письме.
Согласные звуки в русском языке
Самыми маленькими и неделимыми частицами, которые можно легко произнести и услышать, являются…
Например: закрома [закрамА]; повозка [павОска]; тестировать [тыст’Ирават’]; шестой [шыстОй’]; шоколад[шыкалАт].
Следующие примеры показывают, какие бывают гласные звуки в русском языке, которые никогда не произносятся в слабых позициях. Это — [о], [э] и в определенных правилами ситуациях [а]. Как пример можно рассмотреть следующие слова: Цокотуха[цыкатУха]; этаж [итАш].
В слабой позиции произносятся только четыре гласных звука: [А, У, Ы, И]. При написании слов всегда следует помнить, что графическое изображение звуков в слабой позиции может быть разным.
Йотированные буквы
В составе таких обозначений есть гласные [Э], [О], [У], [А] и согласный [Й], однако появляются вместе они только при определенных условиях. Какими бывают гласные звуки при расположении йотированных букв после согласных для обозначения их мягкости, ясно из следующих примеров: мяч [м‘ач]; пенал [п‘энал]; ленив [л‘энэиф]. Как можно заметить, произносится только гласный, звук [Й] смягчает предыдущий согласный. Существует множество иных схем расположения йотированных букв: если стоят в начале слова, после гласных и разделительных знаков Ъ и Ь. Какие бывают гласные звуки в произношении? В перечисленных случаях произносится и согласный, и гласный, например: яд [й’ат], ёж [й’ош], егерь [йэ ‘гер’]; паяц [пай’ац]; объем [абй’ом], съезд [сй’эст].
Иногда возникает путаница со знаками транскрипции и буквами. Чтобы не допускать ошибок, следует помнить, что знаки транскрипции пишутся всегда в квадратных скобках.
Вместо заключения
Вопрос о том, какие бывают гласные звуки, в 4 классе общеобразовательной школы изучается достаточно поверхностно, но в среднем звене знания и навыки систематизируются, конкретизируются и автоматизируются. Если по каким-то причинам начали проскальзывать ошибки, достаточно повторить разделы «Фонетика» и «Орфография». В дополнение к этому существует масса «шпаргалок», удобных в применении.
гласных звуков
гласных звуковВокальные резонансы изменяются артикуляторами для формирования различимых гласных звуков. Пики в спектре гласных называются вокальными формантами. Обратите внимание на выдающуюся роль языка в этом процессе. Положение челюсти и губы также играют важную роль. Наброски слева вверху адаптированы из «Акустической теории воспроизведения речи» Гуннара Фанта и, как сообщается, представляют собой наброски, сделанные на основе рентгеновских снимков головы во время воспроизведения этих звуков. Это гласные, классифицируемые как IPA [a], [i] и [u] и примерно соответствующие гласным, представленным в спектрах Бенаде. Акцент следует сделать на «примерно», поскольку я не знаю, насколько близка корреляция. Цель здесь состоит в том, чтобы проиллюстрировать роль артикуляторов и указать на тот факт, что их действие оказывает большое влияние на гармоническое содержание звонких звуков. Нормальное ухо способно четко различать эти различия.
| Индекс Голосовые концепции Музыкальные инструменты Ссылки Benade Fant | ||
| Назад |
| Index Голосовые концепции Музыкальные инструменты | |||||
| Назад |
Термин «форманта» относится к пикам гармонического спектра сложного звука. Обычно они связаны с каким-то резонансом источника, но не обязательно равны ему. Из-за их резонансного происхождения они, как правило, остаются практически неизменными при изменении основной частоты. Форманты звука человеческого голоса особенно важны, поскольку они являются важными компонентами разборчивости речи. Например, различимость гласных звуков можно объяснить различиями в их первых трех формантных частотах. Произведение различных гласных звуков сводится к перенастройке этих формант в пределах общего диапазона частот.
Процесс артикуляции определяет частоты вокальных формант. Сандберг определил части голосовой анатомии, которые он связывает с формантными частотами. Отверстие челюсти, которое сужает речевой тракт к концу голосовой щели и расширяет его к концу губы, является решающим фактором для первой форманты. Эта формантная частота повышается по мере того, как челюсть открывается шире. Вторая форманта наиболее чувствительна к форме тела языка, а третья форманта наиболее чувствительна к кончику языка.
| Index Голосовые концепции Музыкальные инструменты Артикул Sundberg Wolfe, Formant | |||
HyperPhysics***** Звук | R Ступица |
Это еще один пример гласных звуков, воспроизводимых женским голосом на частоте 325 Гц. Слева показано отображение в зависимости от времени, чтобы показать формы волны, и быстрое преобразование Фурье справа, чтобы показать характерное гармоническое содержание гласных. Существуют значительные различия, но ухо действует как гармонический анализатор и может легко различать и узнавать эти звуки. | Алфавитный указатель Голосовые концепции Музыкальные инструменты Артикул | ||||
| Назад |
Формантные частоты являются ключом к различимости гласных звуков.
| Алфавитный указатель Голосовые концепции Музыкальные инструменты Каталожные номера Ladefoged | |||||||||||||||||||||
| Вернуться |
Гласные и шва Демистификация, 1200 Гласные звуки
Что такое гласный? Проще говоря, гласный — это звук, который получается, когда дыхание выходит изо рта, не закрывая какую-либо часть рта или горла.
Английский язык Гласные могут, мягко говоря, сбивать с толку. Часть проблемы заключается в том, что множество моделей английских гласных были включены из слов других языков.
Большинство изучающих английский язык учат, что гласные — это A, E, I, O, U, а иногда Y и W; это чрезмерное упрощение. Фактически, в американском английском существует 15 гласных звуков (не считая двух звуков шва) и 28 письменных комбинаций гласных букв. В таблице ниже представлен полный список всех гласных звуков американского английского с их представлением фонетических символов, их представлением букв алфавита и примерами гласных в словах.
Гласных звуков пятнадцать, а гласных всего пять! Одна гласная может обозначать более одного звука. Гласные могут работать с другими буквами, как с согласными, так и с другими гласными, для представления множества звуков.
Согласные y и w могут служить второй гласной, как в oy/boy, ay/play, ow/cow и aw/saw.
Отдельные гласные и некоторые сочетания гласных могут обозначать более одного звука, например, a / ant, a / raven, a / all; и, шт./есть, шт./голова, шт./стейк.
Более одной гласной или комбинации гласных иногда представляют один гласный звук, например, a/raven, ai/rain, ay/play и a_e/safe.
Положение отдельной гласной в слове или слоге влияет на звучание гласной, например, в словах hem/he, not/no, hill/hi, flush/flu и Rabbi-bit/ra-ven.
Буква у согласная, но часто употребляется как гласная: моя, счастливая, гимнастика. Кроме того, w представляет гласную в дифтонге ow как In Bow и Low.
Гласные можно продлевать или петь, а также делать их громче или тише. Лучшие певцы часто являются мастерами музыкальности гласных. Без гласных языки были бы искажёнными скоплениями неразборчивого хрюканья; попробуй позвать на помощь без гласной е – Hlp!
1-й урок в этой рабочей тетради познакомил вас с гласным звуком шва, так как каждый гласный звук иногда обозначается шва; моя стратегия обучения состоит в том, чтобы сначала познакомить изучающих английский язык с гласным звуком шва. Будьте осторожны, чтобы всегда помнить о гласном звуке шва, когда вы практикуете 1200 слов со звуком гласных в этой части рабочей тетради.
Как и во всех английских Ready Set Go! В тетрадях по произношению целевые звуковые слова записываются сначала регулярно, затем в фонетической форме РСГ и, наконец, делятся на слоги. Для 1200 целевых слов с гласными не предусмотрено предложений, возможно, в будущем я попытаюсь выполнить эту сложную задачу. Однако вы не освобождаетесь от обязанности использовать хороший словарь для проверки значения каждого слова, в котором вы не «абсолютно» уверены в его значении. Я также советую вам написать свои собственные предложения для слов.
Всякий раз, когда вы можете, используйте эту рабочую тетрадь, чтобы следить за мной, когда я произношу слова. Фонетическое написание RSG во втором столбце — это моя собственная фонетическая система, помогающая вам визуализировать звуки в словах. Он не на 100% соответствует фонетическому алфавиту IPA, я хочу, чтобы вы увидели звук, а не пытались вспомнить, что представляет собой любой из 163 символов IPA. Кроме того, обратите внимание на разбивку по слогам в третьем столбце, это поможет вам понять слоги английских слов.
Я не могу придумать лучшего способа усовершенствовать свое английское произношение, чем постоянно тренироваться слышать и произносить как можно больше слов.