Какие буквы согласные звонкие и глухие: Звонкие и глухие согласные звуки парные: шпаргалка, онлайн-тест

Глухие и звонкие согласные

Речь человека складывается из набора последовательных звуков. На две основные группы — согласные и гласные — они делятся по принципу артикуляции. Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых струя воздуха, выдыхаемая лёгкими, встречает на своём пути возможные препятствия во рту — это может быть и язык, и зубы, и нёбо, и губы. Таким образом объясняется возникновение согласных звуков. Одни согласные, образуясь, задействуют голосовые связки, а другие — нет. Так, в русском языке различаются глухие и звонкие согласные. Если согласный образуется только с помощью шума, то он будет глухим. А если в его образовании участвуют в разной степени как шум, так и голос, то этот согласный называют звонким. Мы можем легко заметить различие в паре «глухие и звонкие согласные», если приложим руку к гортани. Если мы называем звонкие согласные, чувствуется дрожь, вибрация голосовых связок. Так как связки напряжены, то воздух, выдыхаемый лёгкими, заставляет их колебаться, приводит в движение. А если проговаривать глухой звук, то связки будут находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, отчего и образуется некий своеобразный шум. Кроме того, если произносятся звонкие согласные, наши речевые органы испытывают несколько меньше напряжения, чем при произношении глухих звуков.

Некоторые согласные — звонкие и глухие — образуют так называемые пары. Такие звуки называются парные звонкие и глухие согласные. Для того чтобы максимально облегчить запоминание глухих согласных, используется специальная фраза-формула (мнемоническое правило): «Степка, хочешь щец? Фиии!» Это предложение содержит все глухие согласные.

А часть звуков не имеет пары по принципу глухие и звонкие согласные. К ним относятся:

[л], [м], [н], [ р], [й] [л’], [м’], [н’], [р’] — звонкие

[ц], [х], [ш:’] [ч], [х’] – глухие

Кроме того, следующие звуки [щ], [ч], [ш], [ж] называют шипящими, а [р], [м], [н], [л] — сонорными. Они близки к гласным звукам и могут формировать слоги.

Первый ряд состоит из согласных, называемых сонорными, что переводится с греческого как «звучный». То есть при их образовании над шумом преобладает голос. А у второго ряда согласных, наоборот, отмечается доминирование шума.

Один из принципов современной русской орфоэпии (раздел фонетики, который занимается изучением норм литературного произношения) заключается в том, что звонкие согласные принимают облик глухих, а глухие уподобляются как звонкие при устной речи. Звонкие согласные звуки (за исключением сонорных) произносятся как глухие в конце слова или же непосредственно перед другим глухим звуком: код – ко[т]. А глухие согласные приобретают признак звонкости, если находятся перед звонким согласным звуком и начинают произноситься звонко: молотьба [молод’ба], сдать – [з]дать. Только перед согласным  [в], а также перед сонорными глухие не становятся звонкими.

Глухие и звонкие согласные создают нам определенные трудности при написании. В соответствии с морфологическим принципом орфографии нашего языка ни оглушение, ни озвончение не может быть выражено при письме. А значит, для того чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные, стоящие в середине слова или на конце перед другой согласной, необходимо подбирать такие однокоренные слова или изменять слово таким образом, чтобы после согласного звука был гласный: ло[ш]ка — ложечка, гра[т] – градом, лоша[т]ка – лошади.

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развитие умений определять звонкость, глухость звуков; видеть процессы оглушения и озвончения согласных звуков.

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

— осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;  способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции; уметь определять звонкость, глухость звуков; видеть процессы оглушения и озвончения согласных звуков.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.

Приветствие. Взаимопроверка домашнего задания. Оценивание.

Приветствуют учителя, проверяют домашнее задание.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово:

— Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

2. Запись темы урока:

— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы, называют тему урока, записывают в тетрадь,

3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

  1. Аналитическая беседа:

А сколько вообще есть звуков?

Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?

  • Сколько на свете звуков?

  • Сколько в снегу – снежинок,

  • Сколько в одежде – дождинок,

  • Сколько в песке – песчинок.

  • Сколько звуков у речи?

  • Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные.

— Чем отличается звук от буквы?

— А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) .

— Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

— Какими могут быть гласные звуки? А согласные?

2. Чтение правила.

Орфографическая разминка: стр. 18.

ставят цели и задачи урока;

записывают слова орф. р., проверяют, ставят оценки

Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.

4. Первичное усвоение новых знаний

  1. I. Игра «Выбирай-ка».

Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. Жители – хлопаем, не жители – топаем.

(Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих,  звукфонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный  гласный).  

  • На какие группы делятся звуки речи?

  • Какие звуки являются гласными? (Звуки,  состоящие только из голоса, называются гласными.).

  • Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)

3. Работа над новым материалом

Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.

Вывод:

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,

как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти — согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости . Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные — р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. Давайте составим кластер.

4. Читают правило в учебнике.

II. Озвончение и оглушение согласных

Учитель

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

                                                                            (А.Т. Арсирий)

Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

     САДЫ                САД                        ПОСАДКА

    [сады]                [сат]                        [пасатка]

   Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

(Слайд № 8)    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас ит ]                        [проз , ба]

Шалаш  был  рядом  с  домом.

          [ж]                      [з]

Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласным.

Чтобы не ошибиться  в правописании согласной, какое правило  должны знать?

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Чтение сказки

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

— Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словахперевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

— А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

— Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словахкосьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

— Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

Чтение правила в учебнике (стр. 19).

Играют, выбирая «жителей» Фонетики.

Отвечают на вопросы.

Составляют кластер по новому материалу.

(Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый).

5. Первичная проверка понимания

Упражнение 33.

Составляют устное высказывание по схеме.

6.Первичное закрепление

  1. Работа над упражнением 31.

  2. Работа над рубрикой «Смайлик», упражнение 32.

  1. Работа в парах:

Упражнение 16.

Читают скороговорки, определяют какие звуки повторяются чаще других.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

  1. Пар. 5, упр. 34 или упр. 35; упр. 37 или упр. 36; упр. 38 или упр. 39.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самооценка учащихся

-3М (3 момента, которые запомнились)

Ставят оценки, отвечают на вопрос.

поют озвученные и невооруженные согласные

: Pamelia S. Phillips и

Обновлены: 03-26-2016

Из книги: пение для Dummies

Петь для Dummies

6. Amazon

Студенты часто спрашивают о правильном произношении слов для пения и речи. Знание разницы между звонкими и глухими согласными может помочь вам понять это.

  • Звонкие согласные звуки получаются путем добавления вокального звука. Примером может служить буква M. Если вы произнесете слово make, , вы должны добавить звук к букве M еще до того, как вы получите гласную. (Другие звонкие согласные включают B, D, G , J, L , N, NG, V, W, Z, и ZH .)

  • Невокализованный согласные образуются при мгновенной остановке потока воздуха и отсутствии голосового звука. Глухой согласный имеет звук, но звук исходит от потока воздуха. Согласная T является примером

    . Если вы произносите слово to, , вы не произносите звук своим голосом, пока не дойдете до гласной. (Другие глухие согласные включают CH , F, K, P, S, SH, и WH. )

Когда вы озвучиваете окончания слов, следуйте этим общим правилам. ed в конце слова произносится со звуком D , если ed предшествует звонкий звук (гласный или согласный), как в словах возглавил, задержался, и бродил. Однако, если ed предшествует глухая согласная, это звучит как Т, т.к. в таких словах как взял, дернул, пошутил, и завернул.

Вы также можете заметить, что некоторые согласные могут быть звонкими или глухими в зависимости от того, что следует за ними. Например в бат незвонкий, а й в бат звонкий. Ш в слове обувной глухой, а ж в слове зрительный звонкий.

J в слове прыжок звонкий, а вот ч в слове чамп глухой.

Поскольку в большинстве печатных словарей нет указания на то, какие согласные являются звонкими, а какие глухими, вы можете поискать веб-сайты, посвященные произношению, чтобы услышать, как конкретное слово произносится за вас.

Эта статья из книги:

  • Пение для чайников,

Об авторе книги:

Памелия С. Филлипс — профессиональная певица с более чем 35-летним стажем преподавания. Она разработала учебную программу для старшеклассников, программы колледжей BFA и программы профессионального обучения, помогая тысячам певцов усовершенствовать свою технику пения.

Эту статью можно найти в категории:

  • Голос,

Санскритский алфавит

Санскритский алфавит
Дом Введение Сутры Переводчики Мантры Молитвы Санскрит Глоссарий Напишите нам по электронной почте
Последнее обновление 11/2012   Информация о книге на главной странице

Таблица B. Произношение гласных Таблица C. Произношение согласных


Таблица A. Санскритский алфавит
  25 согласных, 4 полугласных, 4 шипящих 13 гласных
Невокализованный Озвученный Озвученный
Un
аспиратор
Аспиратор Сибилант
(аспирация)
Un
аспиратор
Аспиратор Назальный Полу-
гласный
Простой Дифтонг
Короткий Длинный Длинный
1. Велар ка кха га га гха по   и и а+я
ā+i
=ai
2. Небная ок ча
śa
я джха и я и
3. Церебральный та тха и да дха и ра и и    
4. Стоматология та тха с да дха на ла   а+и
ā+u
=au
5. Губная па Фа   ба бха мА ва и
Анусвара и          
Висарга     х
  Примечание:
  1. Звуки двадцати пяти согласных образуются при полном соприкосновении языка с нёбом.
  2. Четыре полугласных звонкие и без придыхания, а их звуки образованы слабый контакт.
  3. Три из четырех шипящих (за исключением ha ) глухие и аспирированные, и их звуки образованы половинным контактом. Обратите внимание, что ha — звонкий велярный звук, но классифицируемый как шипящий.
  4. Звонкие согласные низкие и мягкие; глухие согласные четкие и резкие. Чтобы почувствовать разницу между звонким и глухим звуком, зажмите рукой переднюю часть горла и произнесите слог. Это звонкий звук, если рука ощущает вибрацию в горле, и глухой звук, если вибрации нет. Чтобы отличить звук с придыханием от звука без придыхания, поднесите ладонь ко рту и произнесите слог. Это звук с придыханием, если ваше дыхание касается ладони, и звук без вдоха, если удара нет. Носителям английского языка может быть трудно произнести пять глухих слогов без придыхания в первом столбце. Эту трудность можно преодолеть, как только вы поймете разницу.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *