Глухие и звонкие согласные
Речь человека складывается из набора последовательных звуков. На две основные группы — согласные и гласные — они делятся по принципу артикуляции. Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых струя воздуха, выдыхаемая лёгкими, встречает на своём пути возможные препятствия во рту — это может быть и язык, и зубы, и нёбо, и губы. Таким образом объясняется возникновение согласных звуков. Одни согласные, образуясь, задействуют голосовые связки, а другие — нет. Так, в русском языке различаются глухие и звонкие согласные. Если согласный образуется только с помощью шума, то он будет глухим. А если в его образовании участвуют в разной степени как шум, так и голос, то этот согласный называют звонким. Мы можем легко заметить различие в паре «глухие и звонкие согласные», если приложим руку к гортани. Если мы называем звонкие согласные, чувствуется дрожь, вибрация голосовых связок. Так как связки напряжены, то воздух, выдыхаемый лёгкими, заставляет их колебаться, приводит в движение. А если проговаривать глухой звук, то связки будут находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, отчего и образуется некий своеобразный шум. Кроме того, если произносятся звонкие согласные, наши речевые органы испытывают несколько меньше напряжения, чем при произношении глухих звуков.
Некоторые согласные — звонкие и глухие — образуют так называемые пары. Такие звуки называются парные звонкие и глухие согласные. Для того чтобы максимально облегчить запоминание глухих согласных, используется специальная фраза-формула (мнемоническое правило): «Степка, хочешь щец? Фиии!» Это предложение содержит все глухие согласные.
А часть звуков не имеет пары по принципу глухие и звонкие согласные. К ним относятся:
[л], [м], [н], [ р], [й] [л’], [м’], [н’], [р’] — звонкие
[ц], [х], [ш:’] [ч], [х’] – глухие
Кроме того, следующие звуки [щ], [ч], [ш], [ж] называют шипящими, а [р], [м], [н], [л] — сонорными. Они близки к гласным звукам и могут формировать слоги.
Первый ряд состоит из согласных, называемых сонорными, что переводится с греческого как «звучный». То есть при их образовании над шумом преобладает голос. А у второго ряда согласных, наоборот, отмечается доминирование шума.
Один из принципов современной русской орфоэпии (раздел фонетики, который занимается изучением норм литературного произношения) заключается в том, что звонкие согласные принимают облик глухих, а глухие уподобляются как звонкие при устной речи. Звонкие согласные звуки (за исключением сонорных) произносятся как глухие в конце слова или же непосредственно перед другим глухим звуком: код – ко[т]. А глухие согласные приобретают признак звонкости, если находятся перед звонким согласным звуком и начинают произноситься звонко: молотьба [молод’ба], сдать – [з]дать. Только перед согласным [в], а также перед сонорными глухие не становятся звонкими.
Глухие и звонкие согласные создают нам определенные трудности при написании. В соответствии с морфологическим принципом орфографии нашего языка ни оглушение, ни озвончение не может быть выражено при письме. А значит, для того чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные, стоящие в середине слова или на конце перед другой согласной, необходимо подбирать такие однокоренные слова или изменять слово таким образом, чтобы после согласного звука был гласный: ло[ш]ка — ложечка, гра[т] – градом, лоша[т]ка – лошади.
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ||||||||||||||||||
1.Организационный этап. Проверка домашнего задания. | |||||||||||||||||||
Приветствие. Взаимопроверка домашнего задания. Оценивание. | Приветствуют учителя, проверяют домашнее задание. | ||||||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||||||||||||||||||
Вступительное слово: — Отгадайте загадку Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно (звук) Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). 2. Запись темы урока: — Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока. | Слушают, отвечают на вопросы, называют тему урока, записывают в тетрадь, | ||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. | |||||||||||||||||||
Аналитическая беседа: А сколько вообще есть звуков? Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки. На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные. — Чем отличается звук от буквы? — А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) . — Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? — Какими могут быть гласные звуки? А согласные? 2. Чтение правила. Орфографическая разминка: стр. 18. | ставят цели и задачи урока; записывают слова орф. р., проверяют, ставят оценки Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой. | ||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||||||||||||||
I. Игра «Выбирай-ка». Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. Жители – хлопаем, не жители – топаем. (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный). На какие группы делятся звуки речи? Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.). Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.) 3. Работа над новым материалом Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени. Попробуйте произнести звук д Затем звук т В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте. Вывод: Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти — согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости . Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные — р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. Давайте составим кластер. 4. Читают правило в учебнике. II. Озвончение и оглушение согласных
Обозначение звонких и глухих согласных на письме Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА. САДЫ САД ПОСАДКА [сады] [сат] [пасатка] Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. (Слайд № 8) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. просить просьба [прас , ит , ] [проз , ба] Шалаш был рядом с домом. [ж] [з]
| Играют, выбирая «жителей» Фонетики. Отвечают на вопросы. Составляют кластер по новому материалу. (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый). | ||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания | |||||||||||||||||||
Упражнение 33. | Составляют устное высказывание по схеме. | ||||||||||||||||||
6.Первичное закрепление | |||||||||||||||||||
Работа над упражнением 31. Работа над рубрикой «Смайлик», упражнение 32. | Работа в парах: Упражнение 16. | Читают скороговорки, определяют какие звуки повторяются чаще других. | |||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||||||||||||||||||
Пар. 5, упр. 34 или упр. 35; упр. 37 или упр. 36; упр. 38 или упр. 39. | Записывают домашнее задание в дневник | ||||||||||||||||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||||||||||||||||||
Самооценка учащихся -3М (3 момента, которые запомнились) | Ставят оценки, отвечают на вопрос. |
поют озвученные и невооруженные согласные
: Pamelia S. Phillips и
Обновлены: 03-26-2016
Из книги: пение для Dummies
Петь для Dummies
6. Amazon
Студенты часто спрашивают о правильном произношении слов для пения и речи. Знание разницы между звонкими и глухими согласными может помочь вам понять это.
Звонкие согласные звуки получаются путем добавления вокального звука. Примером может служить буква M. Если вы произнесете слово make, , вы должны добавить звук к букве M еще до того, как вы получите гласную. (Другие звонкие согласные включают B, D, G , J, L , N, NG, V, W, Z, и ZH .)
Невокализованный согласные образуются при мгновенной остановке потока воздуха и отсутствии голосового звука. Глухой согласный имеет звук, но звук исходит от потока воздуха. Согласная T является примером
Когда вы озвучиваете окончания слов, следуйте этим общим правилам. ed в конце слова произносится со звуком D , если ed предшествует звонкий звук (гласный или согласный), как в словах возглавил, задержался, и бродил. Однако, если ed предшествует глухая согласная, это звучит как Т, т.к. в таких словах как взял, дернул, пошутил, и завернул.
Вы также можете заметить, что некоторые согласные могут быть звонкими или глухими в зависимости от того, что следует за ними. Например -й в бат незвонкий, а й в бат звонкий. Ш в слове обувной глухой, а ж в слове зрительный звонкий.
J в слове прыжок звонкий, а вот ч в слове чамп глухой.Поскольку в большинстве печатных словарей нет указания на то, какие согласные являются звонкими, а какие глухими, вы можете поискать веб-сайты, посвященные произношению, чтобы услышать, как конкретное слово произносится за вас.
Эта статья из книги:
- Пение для чайников,
Об авторе книги:
Памелия С. Филлипс — профессиональная певица с более чем 35-летним стажем преподавания. Она разработала учебную программу для старшеклассников, программы колледжей BFA и программы профессионального обучения, помогая тысячам певцов усовершенствовать свою технику пения.
Эту статью можно найти в категории:
- Голос,
Санскритский алфавит
Санскритский алфавитДом | Введение | Сутры | Переводчики | Мантры | Молитвы | Санскрит | Глоссарий | Напишите нам по электронной почте |
Последнее обновление 11/2012 Информация о книге на главной странице
Таблица B. Произношение гласных Таблица C. Произношение согласных
Таблица A. Санскритский алфавит | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25 согласных, 4 полугласных, 4 шипящих | 13 гласных | ||||||||||
Невокализованный | Озвученный | Озвученный | |||||||||
Un аспиратор | Аспиратор | Сибилант (аспирация) | Un аспиратор | Аспиратор | Назальный | Полу- гласный | Простой | Дифтонг | |||
Короткий | Длинный | Длинный | |||||||||
1. Велар | ка | кха | га | га | гха | по | и | и | а+я =е | ā+i =ai | |
2. Небная | ок | ча | я | джха | – | и | я | и | |||
3. Церебральный | та | тха | и | да | дха | и | ра | и | и | ||
4. Стоматология | та | тха | с | да | дха | на | ла | ḷ | а+и =о | ā+u =au | |
5. Губная | па | Фа | ба | бха | мА | ва | и | – | |||
Анусвара | и | ||||||||||
Висарга | х |
Примечание:
- Звуки двадцати пяти согласных образуются при полном соприкосновении языка с нёбом.
- Четыре полугласных звонкие и без придыхания, а их звуки образованы слабый контакт.
- Три из четырех шипящих (за исключением ha ) глухие и аспирированные, и их звуки образованы половинным контактом. Обратите внимание, что ha — звонкий велярный звук, но классифицируемый как шипящий.
- Звонкие согласные низкие и мягкие; глухие согласные четкие и резкие. Чтобы почувствовать разницу между звонким и глухим звуком, зажмите рукой переднюю часть горла и произнесите слог. Это звонкий звук, если рука ощущает вибрацию в горле, и глухой звук, если вибрации нет. Чтобы отличить звук с придыханием от звука без придыхания, поднесите ладонь ко рту и произнесите слог. Это звук с придыханием, если ваше дыхание касается ладони, и звук без вдоха, если удара нет. Носителям английского языка может быть трудно произнести пять глухих слогов без придыхания в первом столбце. Эту трудность можно преодолеть, как только вы поймете разницу.