Когда согласные становятся мягкими. Твёрдые и мягкие согласные звуки
- А а а
- Б б бэ
- В в вэ
- Г г гэ
- Д д дэ
- Е е е
- Ё ё ё
- Ж ж жэ
- З з зэ
- И и и
- Й й и краткое
- К к ка
- Л л эль
- М м эм
- Н н эн
- О о о
- П п пэ
- Р р эр
- С с эс
- Т т тэ
- У у у
- Ф ф эф
- Х х ха
- Ц ц це
- Ч ч че
- Ш ш ша
- Щ щ ща
- ъ твёрдый знак
- Ы ы ы
- ь мягкий знак
- Э э э
- Ю ю ю
- Я я я
42 звука | |||||
---|---|---|---|---|---|
6 гласных | 36 согласных | ||||
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] | Парные | Непарные | |||
Ударные | Безударные | Звонкие | Глухие | Звонкие | Глухие |
[б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [ж] [з] [з»] | [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [ш] [с] [с»] | [й»] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] | [х] [х»] [ц] [ч»] [щ»] | ||
Парные | Непарные | ||||
Твёрдые | Мягкие | Твёрдые | Мягкие | ||
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] | [б»] [в»] [г»] [д»] [з»] [к»] [л»] [м»] [н»] [п»] [р»] [с»] [т»] [ф»] [х»] | [ж] [ц] [ш] | [й»] [ч»] [щ»] |
Чем буквы отличаются от звуков
Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).
Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …
Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й»] , когда
- стоят первыми в фонетическом слове е ле [й» э ́л»э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й» и щ»о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й» о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й» у ́л»а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й» а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й» и и́ч»ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птицее д [пт»ицый» э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий» о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай» у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с»и́н»ий» а ] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после ь и ъ въе зд [вй» э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй» о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л»й» у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л»й» а ] (6 букв, 6 звуков)
Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й»] , когда
- следует после ь соловьи [салав»й» и ́] (7 букв, 7 звуков)
В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.
Бе гущий [б»игу́ щ»ий»] — бе г [б»э́ к] го ра [гара́ ] — го ры [го́ ры]
Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.
В сад [фса́т]
Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)
Согласные буквы и звуки
Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] — [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом » , что происходит, когда согласные
- являются всегда мягкими [й»] , [ч»] , [щ»] ай [а́й» ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч» ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л»э́щ» ] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл. , всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м» э́л» ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т» о́т» а] (4 буквы, 4 звука) люди [л» у́д» и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з»н»] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
- следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл»и́н» ч»ик]
В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.
К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч»] , [щ»] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р»] .
Нужна ли фонетика школьнику?
Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — это явный перебор.
Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.
Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».
Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.
Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные.
Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.
Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.
Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными.
Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Перед какой гласной?
Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.
После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.
Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.
Две согласных подряд
В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.
- Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
- Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.
Обозначение твердости и мягкости на письме
Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.
В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :
- В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
- Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.
Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.
Постоянная твердость и мягкость согласного звука
Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.
Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.
“Мягкие” слова
Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.
Учимся играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.
Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ
.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] — [дама´] — [до´ма];
- [м’эл] — [м’эл’], [том] — [там], [дом] — [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] — это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] — своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ — [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки — это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки — это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] — [г], [б] — [п], [з] — [c], [д] — [т], [ф] — [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] — это непарные звонкие, а [ч] и [ц] — это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] — [ д’], [п] — [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие — [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — [д’а´д’а], тётя — [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый — [м’и´лый’], лист — [л’ист], ни´тки — [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль — [дал’], мель — [м’эл’], просьба — [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г — [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о — [о] — ударная гласная.
й — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д — [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е — [э´] — ударная гласная.
в — [в’] — звонкий, согласный и мягкий
е — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] — гласный, безударный;
в — [ф] — глухой, и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.
Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!
И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.
Гласные и согласные звуки и буквы
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.
Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.
Гласные звуки
Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.
Ударные и безударные
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т. д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые и мягкие
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие и звонкие
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Таблицы
Мультфильмы по теме
Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.
Логопед. Русский алфавит
В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут
Учим и поем русский алфавит
Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь
Глухие согласные звуки
Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут
Звонкие согласные звуки
Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!
«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Повернитесь, улыбнитесь,
Встаньте прямо, подтянитесь.
Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок!
2. Чистописание.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите число в тетради.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии. Повторение.
— Чем отличаются звуки от букв?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.
— На какие группы делятся все звуки?
Гласные и согласные.
— Чем отличаются гласные от согласных?
Ответы детей.
— Какими могут быть согласные звуки?
Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.
— Какие звуки всегда твердые?
[ж], [ш], [ц]
— Какими буквами они обозначаются?
Ответы детей.
— Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?
[щ’], [ч’], [й’]
— Какими буквами они обозначаются?
Ответы детей.
— Назовите данные звуки: [к], [м’], [л’], [р], [в’], [т’], [c], [ф], [ш’].
— Все ли правильно?
[ш]- всегда твердый звук.
Какое сейчас время года? Ответы детей.
Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.
На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)
Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как узоры на окне.(Показ.)
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
1. Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..
Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
Придумайте сами то, что еще может любить Тим.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Придумайте сами то, что может любить Том.
2. Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)
Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)
3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)
Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)
А какая тема нашего урока? Кто сможет ее нам сформулировать?
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
III. Работа по теме урока.
Наблюдение над твердостью и мягкостью согласного звука
— Прочитайте слова.
Нос – нёс высок – висок
Дома – Дима лук – люк
Тома – Тёма мал – мял
— На что вы обратили внимание?
— Какие звуки обозначают мягкость согласного?
— Какие звуки обозначают твёрдость согласного?
Сведения о языке
С. 83
— Прочитайте.
— Как обозначается твёрдость согласного на письме? Приведите примеры.
— Как обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры.
Упр. 142 (с. 82)
(Выполнение с комментированием).
— Прочитайте слова парами. Сравните первые звуки. Что заметили?
— Выполните задание.
— Гласные буквы, которые обозначают твердость согласного, подчеркните синим карандашом. Гласные, которые обозначают мягкость согласного, — красным.
(После выполнения упражнения дети еще раз обращаются к правилу в учебнике)
Работа в парах.
У вас на столах лежат листочки.
В русском языке мало слов, в которых твердость согласного звука обозначается буквой Э. Но у нас много слов, в которых мягкость согласного звука обозначается буквой Е.
— Составьте слова по модели и запишите их.
_е_ (мел, сел, лес)
_е_ _ (Леса, пела, села)
Проверка задания.
Работа над словарными словами ( Работа по вариантам).
Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь вверх дном.е
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”
И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому (1 вариант), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 вариант) .
Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.
Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.
Работа по учебнику Упр.143 (с.83 ).
— Прочитайте. Запишите по образцу.
(Взаимопроверка)
— Назовите буквы, которые подчеркнули.
Показ Эти
гласные дружат с Тимом. (Слайд).
Эти гласные дружат с Томом.
Физкультминутка.
Две руки. Музыкальная.
“Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.) Слайд.
На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.
Смотрите какие красивые предложения у нас получились. Сколько всего предложений? Давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)
Сколько слов в первом предложении? Разделите слова на слоги.
Найдите и подчеркните в предложении главные члены(основу) предложения. Давайте проверим, рассказывайте.
“Найди пару” (работа в парах).
Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать, а парах. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбирая задание думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. (Время 4 минуты).
Карточка 1-уровень (красная). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:
Летят на веток листья с землю. Льдом реки покрылись. На лег снег поля.
Карточка 2 – уровень (синяя). Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.
Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.
Карточка – 3 уровень (зеленая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:
Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.
Проверка задания.
А теперь подведем итоги нашего урока.
III. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”
На столе у каждого из вас лежат снежинки давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.
Большая – Отлично поработал,
справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание
Упр.144 (с.83) Выучить правило.
Презентация.
Работа на «полоске букв»
Учитель: Ребята, послушайте загадки и отгадки найдите на «полоске букв». (отгадки закрасить на «полоске букв»)
То
я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и порисовать.
Что такое я…..
(тетрадь)
Прошла
по лугам,
По лесам и полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба,
В закрома.
Сказала:
«За мною нагрянет зима».
(осень)
Кто
в лесу глухом живет?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(медведь)
Полюбуйся, посмотри!
Полюс Северный внутри,
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(холодильник)
Учитель: Запишите слова-отгадки, где
мягкий знак стоит на конце слова (осень, медведь, тетрадь).
Какое слово не подчиняется нашему условию? (холодильник)
Алфавит и произношение
Алфавит и произношение- Согласные
Гласные
Ударение
согласных
Следующие слова произносятся и пишутся как по-английски:b, d, f, g, h, k, l, m, n, p, r, t, v, z
Примечания:
- г всегда твердый, как в «пистолете», никогда не бывает мягким, как в «гем»
r скатывается с языка, хотя на самом деле не звучит
t произносится, когда язык касается задней части зубы (стоматологические)
- c произносится как ts в ‘bats’
cs — английский ch как в «чеке»
gy — один звук, произносимый как dy или д в лести
j, ly оба произносятся как y как «да»
ny произносится как испанский и как ni в английское слово «лук»
s Будьте осторожны! Это всегда произносится как ш как в ‘shun’ и ‘ship’
sz как обычный английский s как в ‘sell’, никогда произносится как z как «роза»
ty мягкий t звук, произносимый так же, как и выглядит; сказать «у вас» быстро
zs как s в «удовольствии»
Буквы q, w, x, y не являются венгерскими и появляются только в иностранных слов или в некоторых фамилиях. Английский звук / j / как в слове «jet». появляется в иностранных словах и записывается как dzs на венгерском языке.
Примечание. Двойные согласные произносятся долго, как конечные и начальные.
/k/ звучит в слове «книжный шкаф». Когда удвоенный согласный стоит на конце
слово, постарайтесь немного задержаться на звуке. С согласными вроде гы,
ny, ty, sz и т.д. удваивается только первая буква кластера
(ссз, гги и др.)
Гласные
- a трудно описать, но скорее похоже на звук в «трепете» и
британский «горячий»
очень открытый звук, между и в «материи» и a в (американском) «отец»
e звук в «гарнитуре» и «кровати»
Как звук в слове «путь», но с приподнятой спинкой языка. во рту
i не такой короткий, как звук в слове «сидеть», больше похож на короткий ee в «футах» и «встречах»
длинный ee как в «подача» и «выпуск»
o как звук в словах «украл» и «продал»
a long o , как в словах «мошенник» и «ехал»
u короткий oo как в ‘boot’
длинный oo как в словах «еда» и «прохлада»
как в немецком , произнесите французские «peu» и «le»
o» более длинная версия , например немецкое «schn» (Примечание: o» действительно выглядит как o с кавычками или двойной острый ударение сверху, но здесь он представлен с кавычкой рядом с ним)
как немецкий и французский u как в «dbut». Английский динамики, круглые губы, как бы сказать или , но сказать ee
u» более длинная версия (Примечание: как o» , пишется с двойной ударение сверху, но представленное здесь с кавычкой рядом с ним)
Примечание. В венгерском языке нет дифтонгов, поэтому всегда произносите каждую гласную. в отдельности.
Стресс
- Ударение в венгерском языке падает на первый слог слова.
знаки ударения над различными гласными НЕ изменяют ударение, а скорее
качество гласного. И хотя ударение на первый слог,
каждый слог произносится отчетливо (в отличие от английского, где
многие безударные гласные становятся schwa и концы слов
часто проглатывает).
Перейти к первому уроку
Перейти к первой странице
Напишите мне по электронной почте
Руководство по произношению шведского алфавита
Шведский алфавит может показаться немного пугающим для тех, кто не знает языка. Есть ö, å и много j там, где вы, вероятно, не видели j раньше. Однако на самом деле он не так уж отличается от английского алфавита. Немного поработав, вы сможете полностью демистифицировать шведские буквы, что поможет вам в изучении остального языка.
Здесь мы проведем вас по шведскому алфавиту и подробнее рассмотрим буквы, которые доставляют новичкам больше всего проблем.
Шведский алфавит
На первый взгляд, шведский алфавит почти идентичен английскому — оба используют латинские буквы в качестве основы — всего с несколькими дополнениями. Хотя нет шведской алфавитной песни, которая была бы настолько распространена, как английская, вы можете послушать эту версию, если вам поможет песня.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Х Й Z Å Ä Ö
Здесь важно отметить, что три буквы в конце — Å, Ä и Ö — следует рассматривать как буквы, отделенные от букв A и O, на которые они похожи. Все они гласные, но диакритические знаки на них указывают на то, что эти три произносятся по-разному.
Шведские гласные
Хотя гласных в шведском алфавите меньше, чем согласных, именно гласные доставят вам больше всего хлопот. Во-первых, каждая гласная либо мягкая, либо твердая, что влияет на произношение стоящей перед ней согласной. Мы отметим, является ли каждая гласная мягкой или твердой, но разница станет более ясной, когда мы поговорим о согласных позже.
Кроме того, каждая гласная имеет как минимум два произношения. Когда гласная стоит перед двумя согласными, перед последним словом M или N или стоит в последнем безударном слоге слова, гласная краткая. Когда гласная стоит перед одной согласной или в односложном слове, оканчивающемся на гласную, гласная длинная. Это может показаться немного запутанным, но послушайте приведенные здесь примеры, и вы все поймете.
А
- Буква А — твердая гласная.
- Чаще всего звучит как «а» в слове «отец».
- Краткое произношение: t a ck («спасибо»)
- Длинное произношение: br a («хорошо»)
E
- Буква E — мягкая гласная.
- Короткое E звучит как «e» в слове «set», а длинное E звучит как «e» в слове «year».
- Краткое произношение: m e llan («между»)
- Длинное произношение: r e sa («путешествие»)
I
- Буква I — мягкая гласная.
- I всегда звучит как «ee» в «week».
- Краткое произношение: t i ll («до»)
- Длинное произношение: b i l («автомобиль»)
О
- Буква О — твердая гласная.
- Короткое «О» звучит как «о» в слове «магазин», а длинное «О» звучит как «оо» в слове «шерсть».
- Краткое произношение: k o мма («приходить»)
- Длинное произношение: или säker («небезопасный»)
U
- Буква U — твердая гласная.
- Шведское U произносится примерно так же, как U в английском языке, но ближе к горлу. Это почти как звук «фу».
- Краткое произношение: buss («автобус»)
- Длинное произношение: du («вы»)
Y
- Буква Y — мягкая гласная.
- В английском языке нет точного эквивалента шведскому Y. Чтобы произнести его, попробуйте сказать «ee» (как в «week»), но округлив губы.
- Краткое произношение: fl y tta («двигаться»)
- Длинное произношение: s y («шить»)
Å
- Буква Å твердая гласная.
- Внешний вид этого письма немного вводит в заблуждение. Это звучит как «о» в «или».
- Краткое произношение: G å rdsby (место в Швеции)
- Длинное произношение: hej d å («до свидания»)
Ä
- Буква Ä — мягкая гласная.
- У Ä несколько гнусавый звук, как у «ai» в слове «воздух».
- Краткое произношение: G ä llivare (место в Швеции)
- Длинное произношение: ä ta («есть»)
Ö
- Буква Ö — мягкая гласная.
- Произношение похоже на звук «er» в «her».
- Краткое произношение: k ö ttbullar («фрикадельки»)
- Длинное произношение: ö l («пиво»)
Шведские согласные
По большей части шведские согласные будут прямыми. Многие буквы произносятся так, как вы ожидаете от английского языка. Однако есть несколько исключений, и мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных букв и сочетаний букв, которые доставляют учащимся проблемы.
G, GN и NG
- Буква G имеет два основных произношения. Первая звучит как буква «g» в «get» и произносится именно так, когда стоит перед твердыми гласными (A, O, U и Å).
- г ата — улица
- G отланд — шведский остров
- Когда G стоит перед мягкой гласной (E, I, Y, Ä или Ö), она звучит как «y» в слове «пока».
- г ярна — с удовольствием
- г ифт — женат
- Буква G также имеет мягкое произношение, когда она стоит после R или L.
- äl г — лось
- Бер г а — место в Швеции
- Буквы NG вместе произносятся так, как вы, вероятно, ожидаете, звуча как «ng» в слове «молодой».
- у нг — молодой
- си нг эль — одинарный
- Более сложная часть — GN, которая звучит как «ng» в слове «young», за которой следует еще одна «n».
- ре гн — дождь
- си зел ал — сигнал
J
- Буква J — одна из самых сложных в шведском алфавите. Оно меняется в зависимости от буквы, которая ему предшествует. Когда он стоит в начале слова или после гласной, получается звук «у».
- он j до — до свидания
- j äst — дрожжи
- Комбинация букв SJ уникальна для шведского языка. Чтобы его произнести, произнесите букву «h», как в слове «шляпа», но отодвиньте ее дальше во рту и округлите губы. Такое же произношение используется для первого звука в окончаниях слов -tion и -sion .
- sj ö — озеро
- сд ухус — больница
- станция станция — станция
- дискус сион — обсуждение
- Комбинация TJ произносится как «ш» в слове «корабль».
- тж уго — двадцать
- тж ена — привет
- Комбинации букв LJ, DJ, GJ и HJ игнорируют первую букву и произносятся как «y» в «пока».
- gj заказ — сделано
- Lj usdal — место в Швеции
- Dj urmo — место в Швеции
- Hj o — место в Швеции
K и SK
- Как и G, шведское K также имеет два произношения в зависимости от следующей гласной. Перед твердыми гласными (A, O, U и Å) и в конце слова оно произносится как «k» в слове «kiss».
- к ул — весело
- к ål — капуста
- Перед мягкими гласными (E, I, Y, Ä или Ö) и буквой J оно произносится как «sh» в слове «корабль» (идентично TJ, как мы обсуждали в предыдущем разделе).
- К ина — Китай
- к эра — для привода
- кж ол — юбка
- Комбинация SK также имеет две комбинации. Перед твердыми гласными оно идентично «ск» в слове «скейт».
- Sk ara — место в Швеции
- ск о — колодка
- Когда он стоит перед мягкой гласной или буквой J, он произносится как звук SJ, о котором говорилось выше.
- sk ön — хороший
- ск ива — срез
RS
- Когда вы видите сочетание букв RS, буква S произносится как «ш» в слове «shop».