Как рисовать батиком по ткани для начинающих: Техника росписи ткани — батик

Техника росписи ткани — батик

Батик — ручная роспись ткани, родиной которого считают Индонезию, а по другим данным Китай и Египет. Этот вид декоративного творчества очень распространен в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока, в африканских странах.

 

Существует несколько видов росписи ткани:

  • Холодный батик (самая простая, безопасная и популярная техника, особенно среди новичков). По контуру рисунка наносится резервирующий состав, препятствующий растеканию краски. После высыхания контура рисунок расписывается красками для батика.
  • Горячий батик (если верить истории батика, горячий батик родоначальник всех батиков). С помощью чантинга (приспособления для нанесения воска), нагретый расплавленный воск наносится на ткань, после того, как воск застыл, ткань покрывают краской для батика. В зависимости от идеи, этапы с нанесением воска, а потом окраской ткани, повторяются несколько раз (рис. 2).
  • Свободная роспись
    выполняется без резервирующего состава анилиновыми красителями, с применением загустителя, чтоб краски не сильно растекались и можно было создать свой индивидуальный рисунок.
  • Узелковая техника — перед нанесением краски, на ткани завязывают узелки, скручивают ее, для создания различных разводов.
  • Техника сибори (шибори), (с японского — рисунок, полученный складыванием, прошиванием).

 

В своих работах я использовала смешанную технику — холодный батик и свободную роспись (рис.1).

 

рис.1 Фрагмент батика «Лебеди»    рис.2 Китайский горячий батик
  

Основные материалы для батика.

Ткань. Чаще всего для холодного батика используют шелк. Резерв легко проникает в структуру ткани, что препятствует растеканию краски за контур. Кроме легкого шелка можно расписывать атлас, хлопок, шерсть, синтетику. Для горячего батика используют хлопок, вискозную ткань (штапель).

Рамы для батика. Чтобы краска равномерно распределялась по ткани, ткань натягивают на раму. Есть специальные раздвижные рамы, рамы с натяжными крючками, деревянные, пластиковые или из металла. Я пользуюсь деревянной рамой, а ткань натягиваю и закрепляю кнопками. Еще для закрепления ткани на раме можно использовать двусторонний скотч.

Краски. Красок для батика огромное множество. Я использовала в своих работах акриловые краски для шелка «Батик» фирмы DECOLA. Мне понравилось соотношение цены и качества. Перед приобретением красок внимательно прочитайте инструкцию: для какой ткани, в какой технике рисовать, как закрепляются краски. Большинство начинают с красок, которые фиксируются теплом, из-за простоты закрепления, а затем переходят к тем, которые фиксируются паром или пробуют работать с щелочными или кислотными красителями. Все эти типы красителей окрашивают шёлк эффективно и навсегда.

Контурные смеси (резерв). Резерв бывает в тюбиках с длинным тоненьким носиком. Откручиваете крышечку и наносите резерв по контуру Вашего рисунка. Линию ведем равномерно, следя за тем, чтоб не оставалось пропусков. Наготове держим тряпочку, чтоб убрать с носика тюбика слишком большие капли, или при переносе тюбика на следующую линию, чтоб не сделать лишних капель на своей работе. Оставить резерв до полного высыхания, проверить — нет ли пропусков. Еще продается готовый резерв в баночках, (а ведь когда-то его делали самостоятельно!), для нанесения резерва на ткань нужно иметь специальную стеклянную трубочку с тонким носиком. Процесс нанесения такой же, как в первом случае. Восковой резерв наносится на ткань чантингом, перед нанесением воск растапливают на водяной бане или в специальной кастрюле с термостатом. Чантинги бывают латунные и медные, они удерживают тепло и помогают сохранять воск расплавленным.

Загуститель красителей для шелка. Для свободной росписи является обязательным. Добавляется к красителю или краске для изменения способа её растекания.

 

Вспомогательные материалы для батика:

Соль используют для создания эффектных фактурных узоров на ткани. Ее насыпают на влажную окрашенную ткань и оставляют до полного высыхания. Потом соль стряхивается, а на ткани появляются красивые разводы. Фен необходим если вы хотите сделать акварельные разводы, а так же чтоб сократить время высыхания контуров, и краски.

Карандаши и исчезающие маркеры нужны для обводки рисунка, для этого подложите эскиз под шелк и обведите исчезающим маркером (после стирки линии исчезнут), или мягким карандашом.

 

Если материал был полезен, не молчите. Расскажите друзьям!

виды батика, выбор красок и материалов

Рисование по ткани — или, правильнее сказать, батик — это не только отличный способ попробовать новую область художественного искусства, но и возможность всегда иметь искусство при себе: например, нанеся эксклюзивный рисунок на одежду, сумку или любой аксессуар, обтянутый тканью. Также вещь из ткани, самостоятельно расписанная красками, может стать прекрасным и памятным подарком.

Батик

Батик — это техника росписи по ткани с использованием специальных невыстирывающихся материалов. Такая роспись еще с древних времен применялась народами Индии, Египта и Индонезии. В Европу батик пришел лишь в начале 20 века, на волне увлечения восточной и египетской тематиками в одежде и аксессуарах.

У росписи батик существует три основных вида. Горячий батик является самым древним подвидом и характеризуется использованием цветного воска в качестве резерва — материала, предотвращающего растекание красок, с помощью которого выполняются границы рисунка. Само слово «батик» в переводе с индонезийского означает «воск». Горячий батик лучше всего подходит для хлопчатобумажных тканей и выполняется с использованием горячего воска, который удаляется после завершения рисования на ткани. Как удалить воск, не повредив рисунка, подскажет только опытный художник или личный опыт проб и ошибок.

Холодный и свободный батик

Техника холодного батика наиболее распространена на сегодняшний день, подходит для шелка и других подобных материалов. В этой росписи используется специальный резерв на основе бензина или резины. Бензиновый наносится при помощи специальной стеклянной резервуарной трубочки, а резиновый — из пластмассового тюбика с тонким носиком. Холодный батик создается в один слой специальной анилиновой краской по ткани («Декола» — самый популярный бренд таких красок). Итоговый рисунок напоминает мокрую акварель. Ниже представлен шелковый платок, расписанный в такой технике.

Свободная роспись также является достаточно популярной, но и наиболее сложной — ее отличает выполнение по влажной канве без предварительного нанесения резерва, отчего рисунок получается своеобразным, с мягкими, перетекающими границами цветов. Применим к шелку и синтетическим тканям, выполняется также с помощью анилиновых красок либо смесью масляных и растворителя.

Какую краску выбрать?

Как только вы определитесь с техникой и видом материала, необходимо выбрать краску для дальнейшей росписи. Самой распространенной и любимой как начинающими, так и профессиональными художниками является анилиновая краска по ткани «Декола». Она обладает демократичной ценой и подходит для всех видов батика, а также имеет виды, не требующие использования резерва.

Хорошим выбором для холодного и свободного батика является краска фирмы «Силк» — в переводе слово silk означает шелк, а значит, лучше всего краска применяется для росписи шелка и подобных тканей. Она очень жидкая, так что для нее закрепитель необходим. Краска фирмы «Текстил» тоже сообщает о способе применения своим названием — идеальна для текстиля. Она густая и не требует закрепителя, подойдет для росписи футболки или мебели.

Инструменты для работы

При росписи в классических техниках батика в первую очередь необходимо позаботиться о резерве. Его можно изготовить самостоятельно, но лучше приобрести в художественном магазине. Затем, в зависимости от выбранной техники, необходимо подготовить инструменты: например, трубочку для резерва и кисти. Жесткость и форма кистей зависят от стиля самого рисунка, используемой техники батика, краски и материала, на который он будет нанесен.

Подготовка к работе

Определившись с краской, техникой и материалами, можно приступать к работе. Новичкам лучше всего посмотреть несколько видеоуроков или посетить мастер-класс по батику.

Прежде всего необходимо постирать ткань, иначе в процессе работы она может сесть, испортив рисунок. Затем ткань следует натянуть на рамку или мольберт. Если планируется роспись предмета одежды, нужно создать прослойку между лицевой и задней частями, например, проложив картон. Чтобы рисунок не сполз во время рисования на ткани, как-то нужно зафиксировать ее, например, скрепить булавками.

До того как наносить рисунок на ткань, нужно проработать его на бумаге (в том числе и цветовые решения, так как исправить тот же холодный батик практически невозможно). Перенести шаблон на ткань можно с помощью трафарета, мягкого карандаша, мела или стирающейся ручки — зависит от цвета материала. В технике свободного батика шаблонов быть не может — здесь нужно импровизировать, создавая рисунок на ткани.

Как работать в технике батик?

Первое правило батика — неторопливость и осторожность. К свободной технике можно приступать сразу же после доведения ткани до необходимого состояния влажности. В горячем и холодном батике прежде всего резервом обводятся все контуры рисунка. В контуре не должно быть ни одного пробела — иначе краска просто вытечет сквозь него. Когда контур окончен, следует подождать его полного высыхания.

И наконец, начинается творчество! Для начинающих художников по ткани подойдет краска в тюбике — как и резерв на основе резины, она наносится сквозь тонкий носик, что предотвращает появление нежеланных подтеков. В холодной технике работать кистью следует так же, как в акварели — от количества краски зависят плотность и оттенки рисунка. В горячем батике работать дольше, но немного проще — здесь краска наносится в несколько слоев, есть возможность исправить ошибку или цвета.

Рисовать на ткани, как и на бумаге, важнее всего по вдохновению. Так что не стоит бояться — если есть идея и желание, все обязательно получится.

Искусство батика за 5 простых шагов

Функциональность Javascript вашего браузера отключена. Пожалуйста, включите его, чтобы вы могли испытать все возможности этого сайта.

Скидка 20% почти на все с кодом HELP20

Главная страница блога

Блог

Свежие идеи и вдохновение для образования

Как сделать батик за 5 простых шагов! Иногда незнакомые инструменты и методы могут показаться сложными для обучения детей младшего школьного возраста. Мы стремимся развеять эти страхи, давая вам простые пошаговые инструкции, которые вдохновят вас и помогут создать простой батик!

Опубликовано Суббота, 01-е Июль 2017 г.


Следуйте инструкциям ниже или загрузите лист простых пошаговых инструкций.

ЭТАП 1

Растяните шелк или ткань – либо с помощью булавок и рамки, либо с помощью малярной ленты, чтобы приклеить шелк/ткань к газетной бумаге или аналогичной блестящей бумаге – этот метод показан здесь. Нарисуйте свой рисунок на шелке или ткани с помощью карандаша. Если учащиеся заранее создают рисунок, сделайте его фотокопию и поместите под шелк, чтобы обвести его. В этом случае изображение оставалось под шелком.

ЭТАП 2

Обведите свой рисунок воском – в очках окуните инструмент tjanting в ванночку с воском, перенесите его на рисунок и обведите изображение с помощью воска. (если вы хотите, чтобы контур не был белым, покрасьте шелк перед началом работы).

Совет: Чтобы остановить капание tjanting, используйте кусок сложенного бумажного полотенца под конец, пока вам не нужно будет делать линии.

ЭТАП 3

Потренируйтесь пользоваться маленькими кистями (лучше всего нейлоновыми) на бумаге или на своем бумажном батике. Воск действует как резист и сдерживает краску, которая растекается по шелку/ткани. Начните с создания тонких мазков цвета и создайте их, как акварель.

ЭТАП 4

Добавьте краску для батика – вам понадобятся только основные цвета, так как вы можете смешивать любые цвета, которые вам нужны. В палитру добавьте очень небольшое количество каждого цвета.

ЭТАП 5

Дать высохнуть , а затем прогладить между слоями газетной или газетной бумаги, чтобы удалить воск с ткани или шелка.

Вы видели нашу доску для батика в Pinterest? Он полон прекрасных идей и вдохновения для вас.

Получите все необходимое для батика в своем классе или здесь.

Спасибо Мишель Китто  — учителю и консультанту по искусству начальной школы за это практическое занятие.

Вы также можете скачать задание «Как… батик» здесь >>

Попробуйте следующую статью: Роспись батик на ткани – основные этапы 3-5 здесь.

Прочтите нашу Эксперименты с кистью – статью о батике здесь.

Рекомендуемые продукты

Опубликовано в

Свежие идеи и
вдохновение для образования

Как изготавливается ткань для батика — Бруклинский нефтеперерабатывающий завод

Ниже представлены четыре видеоролика о производстве батика — процесса изготовления ткани, устойчивой к воздействию воска.

Для того, чтобы получить многоцветный конечный результат, ткань проходит через ряд ванн для окрашивания, с восковым рисунком или тиснением между ваннами с разными цветами.

Производители батика должны планировать цвета, которые они собираются использовать, и начинать с самого светлого цвета. Каждый цвет сохраняется из следующей ванны с красителем путем нанесения расплавленного жидкого воска на те части ткани, которые должны оставаться в текущем цвете.

Охлажденный воск запечатывает покрытые воском части хлопка, предотвращая впитывание красителя этими областями. Хлопок впитает краску в тех областях, которые не покрыты воском.

После окрашивания воск расплавится с ткани.

В видеороликах ниже показаны различные техники и стили изготовления батика, от тщательно спланированных узоров, выполненных с помощью инструмента для рисования тонкими линиями, до абстрактных, импровизированных мазков, выполненных широкими кистями.

Яванский батик: многовековая традиция Музея азиатского искусства в Сан-Франциско

    · Не пропустите: чтобы прочитать стенограмму этого видео, прокрутите страницу вниз до конца.

Производство батика в Edtex в Гане с дизайнером по текстилю Эдвиной Ассан, Fashion Africa Now

Стенограмма документального фильма о батике

вощеные участки сопротивляются краске, и когда воск удаляется, появляется рисунок.

И техника, и производимый текстиль называются батик. Слово «батик» может происходить от яванских слов «писать» и «точки».

Нигде в мире этот метод создания рисунка на текстиле не является столь совершенным, как в Индонезии. Существует два основных метода изготовления индонезийского батика: один с использованием небольшого инструмента, называемого кантингом, для рисования узоров, а другой — с использованием металлических штампов для нанесения воска. Марки быстрее производят текстиль как для экспорта, так и для внутреннего спроса. Таким образом, батик можно изготовить с меньшими затратами, а готовая одежда – более доступной.

Самый изысканный и дорогой батик изготавливается вручную. Узоры рисуются с помощью кантованого или воскового стилуса, этот метод называется батик тулис или «письменный батик». Стилус состоит из бамбуковой или деревянной палочки с небольшим медным резервуаром для воска на конце. Художник погружает чашку в горшок с горячим воском, дует на нее, чтобы обеспечить плавное нанесение через носик, а затем наносит воск, рисуя узоры носиком.

После того, как обе стороны ткани обработаны воском, она готова к окрашиванию. Для получения сложного многоцветного рисунка ткань много раз натирают воском и окрашивают.

Давайте посмотрим на процесс батика, посетив коллектив ремесленников в деревне Кебон в Центральной Яве. Первым шагом в изготовлении батика является нанесение рисунка. Рисунок сначала рисуется на бумаге, а затем переносится с помощью карандаша или непостоянных чернил на тонкую белую хлопчатобумажную ткань. Дизайн может быть многовековым традиционным узором или, как в данном случае, он может отражать современную эстетику ремесленников. После переноса рисунка ткань готова к нанесению первого слоя воска.

Воск для батика представляет собой смесь парафина, пчелиного воска и смолы. В свежем виде он полупрозрачно-желтый, но после многократного использования может выглядеть темно-коричневым или черным. Ремесленник повторяет рисунок на ткани воском, используя кантинг. Затем некоторые области заполняются декоративными деталями, известными как исен-исен. Опытный мастер батика знает сотни исен-исен.

Художник уверенно наносит воск; годы практики, которые часто начинались еще в детстве, позволяют ей работать быстро, плавно и точно. После нанесения воска на всю ткань она готова к первому погружению в красильную ванну.

Многие общины в Индонезии используют импортные синтетические красители; однако существует растущая тенденция к использованию натуральных красителей, как мы видим в этом коллективе ремесленников в Кебоне. Традиционно способность производить красители была чрезвычайно важна в общинах, производящих текстиль, и деревни были известны качеством производимых красок. Некоторые часто используемые цвета получают из листьев индиго, плодов джелаве, красного дерева, дерева тегер, коры тингги и листьев манго.

Краситель нагревается в горшках на открытом воздухе. Ничто не пропадает даром в сельской местности, где древесные и зольные отходы от костра будут кормить голодных кур. Краска переносится в ванну, где мастер обеспечивает погружение ткани. После первой ванночки с краской ткань сушат на солнце. Затем определенные области покрываются воском, чтобы сохранить первый цвет, прежде чем ткань погружается во второй цвет.

Мастер знаком с готовым дизайном и знает, куда наносить воск. Тонкие кантинги используются для рисования линий, чтобы сохранить красочный дизайн. Кантинги с большими носиками будут использоваться для «удержания» больших участков цвета, которые сохранятся при последующих окрашиваниях. Этот процесс нанесения воска на ткань, окрашивание, добавление воска и дальнейшее окрашивание и сушка будут повторяться несколько, если не десятки раз, в зависимости от узора и количества готовых цветов в ткани для батика.

В перерывах между нанесением воска ткань иногда погружают в кипящую воду для удаления воска, а затем повторно натирают воском, чтобы защитить различные части рисунка от последующего окрашивания. После окрашивания и обработки воском ткань готова к окончательному удалению воска.

Текстиль относят в соседний дом, где ставят большие кастрюли с водой для удаления воска. Воск будет собираться для повторного использования путем кипячения в нескольких кастрюлях из очень горячей воды в более холодную. Утилизация воска является частью устойчивой практики в этом сообществе, где переработанный воск снова используется.

Наконец, ткань выжимают и возвращают в деревню, где ее вешают для просушки в последний раз. Готовые ткани батик можно использовать для многих целей. Их носят как саронги, из них делают одежду и аксессуары как для местного использования, так и на экспорт. Сегодня современные модельеры также используют батик в своих проектах. Батик остается важным элементом костюма для танцевальных представлений и церемониальной одежды во многих частях Индонезии и соседних странах. Дети учатся работать в сообществе ремесленников, каждое поколение передает следующему культурное наследие этой замечательной ткани».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *