10 дел, идей и упражнений
1. Ищем источник вдохновения
Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.
2. Оформляем творческий уголок
Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.
Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.
Воспринимайте беспорядок как часть творчества.
Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.
3. Фантазируем каждый день
Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.
Добавляем творчество в бытовые дела
Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.
Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!
Упражнение «Найди применение»
Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.
4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром
Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.
Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.
Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.
5. Творчество доступно каждому
Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.
Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!
Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.
6. Сохраняем результаты и желание творить
Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.
Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock
Критиковать (,) нельзя (,) хвалить
Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.
За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак
7. Погружаемся в искусство
Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.
Упражнение «А что, если бы…»
Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.
Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.
8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения
Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.
Упражнение «Найди выход»
Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?
9. Решаем нестандартные задачи
Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.
На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.
10. Процесс важнее результата
Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.
Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.
Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.
Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.
Что такое творческие способности и зачем их развивать?
Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.
Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.
К творческим способностям относят:
- воображение,
- образное мышление,
- интуицию,
- фантазию,
- восприятие,
- инициативность,
- любопытство,
- возможность применить теоретические знания на практике.
Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.
Условия для развития творческих способностей
Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:
- Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
- Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
- Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
- Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
- Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
- Регулярный и системный характер занятий.
- Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
- Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.
Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Развитие творческих способностей с возрастом
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.
Младший дошкольный возраст
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.
Старший дошкольный возраст
5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.
Младший школьный возраст
7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.
Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.
Как развивать творческие способности дошкольников?
Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.
Игры и упражнения для развития творческих способностей
На что похожа фигура?
Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.
Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.
Сочиняем историю
Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.
Мозаика из зерен, семян
Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.
Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.
Волшебные кляксы
Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).
Три предмета
Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.
У кого какой характер?
Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.
Идеи развития творческих способностей
Изобразительная деятельность
С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.
Лепка
Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном. Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу. Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.
Аппликация
В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д. Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.
Нетрадиционное рисование
Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.
В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.
Музыка
Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.
Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.
Театрализованная деятельность
Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни. В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.
Чтение и литературное творчество
Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами —сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.
Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
8 способов научить детей творческому мышлению
Какой ребенок не любит проводить дождливый день за рисованием, сочинением истории или игрой в притворство? Эти виды творческой деятельности — это больше, чем просто развлечение: они могут иметь глубокие и длительные преимущества для здоровья вашего ребенка.
В этой статье мы рассмотрим важность творчества для когнитивного и социально-эмоционального развития вашего ребенка. Затем мы рассмотрим 8 способов, включая несколько творческих занятий, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему ребенку развить свое воображение.
Почему творчество так важно?
Как оказалось, творчество может улучшить когнитивные способности вашего мозга. Например, люди с музыкальным образованием, как правило, имеют более сильные связи между двумя полушариями мозга. [12] Кроме того, согласно исследованиям, творческое мышление может помочь нашему мозгу развивать нейронные связи и изучать новые концепции.[13]
Кроме того, творческие занятия могут улучшить настроение и самочувствие вашего ребенка. Исследование, проведенное в Бруклинском колледже, показало, что рисование помогает детям успокоиться после того, как они вспоминают неприятные воспоминания.[11] А когда люди сосредоточены на творческом проекте, они с большей вероятностью почувствуют себя счастливее и сообщат, что «процветают».[10]
Причина обучения детей творчеству ясна: это приводит к укреплению эмоционального здоровья и здоровья мозга. Но иногда определить, с чего начать, бывает непросто. Прочтите девять советов, которые помогут вашему ребенку развить свое воображение и научиться мыслить творчески.
8 способов повысить творческий потенциал всей семьи
1. Научите детей задавать вопросы «что, если».
В статье для Psychology Today исследователь Мелисса Беркли рекомендует учить детей спрашивать: «А что, если?» для повышения их творческих способностей. [6] Если вы сможете заставить своих детей задавать вопросы о мире и о том, как он устроен, они, скорее всего, придумают свои собственные уникальные ответы.
В качестве забавного творческого упражнения узнайте, кто может придумать самую безумную ситуацию «что, если». Несколько идей для начала:
- Что, если бы животные вдруг научились говорить?
- Что, если бы на концах радуги действительно были горшки с золотом?
- Что если однажды твоего учителя заменит слон?
2. Когда случаются ошибки, старайтесь найти положительные стороны.
Ваш ребенок может расстроиться, если у него ничего не получится с первого раза. Но ошибки часто учат нас большему, чем успех, и могут побудить вашего ребенка пробовать новые творческие решения.[2]
Если у вашего ребенка проблемы с концепцией обучения, постарайтесь помочь ему увидеть ее в другом свете. Например, если ваш ребенок работает над изучением нового словарного слова, вы можете попробовать произнести его по буквам на мелодию его любимой песни.
3. Узнавайте и поощряйте интересы вашего ребенка.
Когда дети увлечены предметом, они с большей вероятностью вложат в него всю душу. Узнайте творческую мечту вашего ребенка и помогите ему осуществить ее. Например, если ваш ребенок хочет научиться рисовать, проведите день вместе за рисованием и отметьте его успехи.
4. Задавайте ребенку открытые вопросы.
Задавая ребенку вопросы, вы можете повысить его креативность так же, как и заставить его задавать вопросы самому. Задавая открытые вопросы — вопросы, требующие более продолжительного ответа, чем «да» или «нет», — можно помочь детям научиться формировать собственные идеи и развивать творческое мышление.[1]
В статье для Scholastic д-р Хониг включил несколько открытых вопросов, чтобы ваш ребенок начал работу:[1]
- Что могло бы случиться, если бы по субботам всегда шел дождь?
- Почему мы не просыпаемся с аккуратно расчесанными волосами?
- Если бы вы увидели на своем заднем дворе мышь, которая жует любимые цветы вашей мамы, что бы вы сделали?
5.
Проводите время на свежем воздухе.Датские исследователи обнаружили, что прогулки на природе не только полезны для психического здоровья, но и улучшают творческие способности. Их исследование показало, что время, проведенное на свежем воздухе, повышает любопытство, способствует гибкому мышлению и помогает перезарядиться.[5]
В следующий раз, когда позволит погода, прогуляйтесь по окрестностям, чтобы освежить ум вашего ребенка и дать ему заряд бодрости.
6. Поощряйте свободное время и творческие игры.
Психолог и психолог Центральный автор Маргарита Тартаковски рекомендует неструктурированное свободное время как способ поддержать творческое мышление.[3] Дайте вашему ребенку немного времени каждый день, чтобы самостоятельно исследовать свои собственные идеи и интересы.
Кроме того, найдите время для творческих игр или свободного времени, которое поощряет любопытство или творческое мышление.[7] Предложите ребенку набор цветных карандашей и немного бумаги или предложите ему поиграть в притворство с братьями и сестрами — это может стать отличным способом поддержать творческую игру.
7. Научите своего ребенка творческому риску.
Если ваш ребенок работает над творческим проектом, предложите ему попробовать что-то новое, даже если он не уверен, что это сработает. Они могли бы, например, попробовать нарисовать что-то более сложное, чем обычно, или выучить новую песню на инструменте.
Обучение вашего ребенка творческому риску может помочь ему больше сосредоточиться на творческом процессе, чем на результате.[4] Таким образом, даже если проект оказывается не таким, как они ожидали, они учатся пробовать что-то новое и думать с новых точек зрения.
8. Читайте вместе.
Знаете ли вы, что чтение развивает воображение и навыки решения задач у вашего ребенка? [9] Поставьте перед собой цель каждый день вместе читать книгу с картинками или главами.
Если в вашей книге есть картинки, попросите ребенка угадать, о чем эта страница, прежде чем читать ее вместе. Это может помочь детям практиковать решение проблем, а также понимание прочитанного.
Источники :
- Хониг, А.С. Как продвигать творческое мышление . https://www.scholastic.com/teachers/articles/teaching-content/how-promote-creative-thinking/.
- Смит, С., и Хенриксен, Д. Неудача снова, неудача лучше: принятие неудачи как парадигмы творческого обучения искусству . Художественное образование, 2016. С. 69(2). С. 6-11.
- Тартаковский М. 9 способов поддержать творчество ребенка. https://psychcentral.com/blog/9-ways-to-support-your-childs-creativity/.
- Брандт А. и Иглман Д. Три способа помочь любому ребенку стать более творческим . https://ideas.ted.com/three-ways-to-help-any-kid-be-more-creative/.
- Пламбек, Т., и Конейдендик ван ден Бош, К.С. Влияние природы на творчество – исследование датских творческих профессионалов. Городское лесоводство и озеленение городов, 2015 г., 14(2), стр. 255-263.
- Беркли, М. Спросите «Что, если?» для повышения вашего творчества. https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-social-thinker/201712/ask-what-if-boost-your-creativity.
- PBS Весь детский посох . Творчество и игра: развитие творчества. https://www.pbs.org/wholechild/providers/play.html.
- Воспитание детей. Творческое обучение и развитие дошкольника: чего ожидать . https://raisingchildren.net.au/preschoolers/development/creative-development/preschooler-creative-development.
- Макилрой, Т. 8 простых способов развития творческих способностей вашего ребенка . Получено с сайта abusedparents.co: https://empoweredparents.co/8-simple-ways-to-develop-your-3-6-year-olds-creativity/.
- Коннор, Т. С., ДеТунг, К. Г., и Сильвия, П. Дж. Ежедневная творческая деятельность как путь к процветанию. Журнал позитивной психологии, 2018 г., 13(2), стр. 181-189.
- Дрейк, Дж., и Виннер, Э. Как дети используют рисунок, чтобы регулировать свои эмоции . Познание и эмоции, сентябрь 2012 г. , 27 (3), стр. 512–520.
- Cohut, M. Какую пользу для здоровья приносит творчество? Получено с сайта medicalnewstoday.com: https://www.medicalnewstoday.com/articles/320947.
- Кауфман, С.Б. Неврология творчества: вопросы и ответы с Анной Абрахам. Получено с сайта Scientificamerican.com: https://blogs.scientificamerican.com/beautiful-minds/the-neuroscience-of-creativity-a-q-a-with-anna-abraham/.
10 советов по развитию творческих способностей ваших детей |
Мы люди 31 марта 2020 г. / Митч Резник
Stocksy
Оказывается, дело не столько в «обучении» детей творчеству, сколько в создании благодатной среды, в которой их творческие способности укоренятся, вырастут и расцветут. Исследователь Митч Резник, директор группы пожизненных детских садов в Массачусетском технологическом институте, объясняет, как мы можем это сделать.
Существует распространенное заблуждение, что лучший способ поощрить творчество детей — просто уйти с дороги и позволить им заниматься творчеством. Несмотря на то, что дети от природы любопытны и любознательны, им нужна поддержка, чтобы развивать свои творческие способности и полностью раскрыть свой творческий потенциал. Поддержка развития детей — это всегда балансирование: сколько структуры, сколько свободы; когда вступить, когда отступить; когда показать, когда рассказать, когда спросить, когда выслушать.
Составляя этот список, я объединяю советы для родителей и учителей, потому что считаю, что основные вопросы развития творческих способностей одни и те же, независимо от того, находитесь ли вы дома или в классе. Основная проблема заключается не в том, как «научить» детей творчеству, а в том, как создать благодатную среду, в которой их творчество будет укореняться, расти и процветать.
Список состоит из пяти компонентов того, что я называю Спиралью творческого обучения — процесса, который побуждает детей0079 представляют что они хотят делать, создают проекты, играя с инструментами и материалами, делятся идеями и творениями с другими, и размышляют о своем опыте.
Для каждого из этих пяти компонентов я предложил два совета. Однако эти советы — лишь малая часть того, что вы можете спросить и сделать, чтобы развивать творческие способности детей. Просмотрите их как репрезентативную выборку и придумайте больше своих собственных.
IMAGINE1. Показывайте примеры, чтобы зажечь идеи
Пустая страница, пустой холст и пустой экран могут пугать. Коллекция примеров может помочь разжечь воображение. Когда мы проводим семинары по Scratch, мы всегда начинаем с показа образцов проектов — чтобы дать представление о том, что возможно (вдохновляющие проекты), и дать идеи о том, как начать работу (начальные проекты). Мы показываем широкий спектр проектов, в надежде соединиться с интересами и увлечениями участников семинара.
Конечно, есть риск, что дети будут просто подражать или копировать примеры, которые они видят. Это нормально для начала, но только для начала. Поощряйте их изменять или модифицировать примеры. Предложите им вставить свой собственный голос или добавить свой собственный штрих. Что они могут сделать по-другому? Как они могут добавить свой собственный стиль, соединиться со своими интересами? Как они могут сделать его своим?
2. Поощряйте бездельничать
Большинство людей считают, что воображение происходит в голове, но руки не менее важны. Чтобы помочь детям генерировать идеи для проектов, мы часто поощряем их возиться с материалами. Пока дети играют с кубиками LEGO или возятся с материалами для рукоделия, у них появляются новые идеи. То, что начиналось как бесцельная деятельность, становится началом расширенного проекта.
Иногда мы организуем мини-практические занятия, чтобы помочь детям начать работу. Например, мы попросим детей собрать несколько кубиков LEGO, затем передать конструкцию другу, чтобы он добавил еще несколько, а затем продолжить взад-вперед. После нескольких итераций у детей часто появляются новые идеи для вещей, которые они хотят построить.
СОЗДАВАЙТЕ3. Предоставьте широкий выбор материалов
Дети находятся под сильным влиянием игрушек, инструментов и материалов в окружающем их мире. Чтобы вовлечь детей в творческую деятельность, убедитесь, что у них есть доступ к широкому разнообразию материалов для рисования, конструирования и поделок. Новые технологии, такие как наборы для робототехники и 3D-принтеры, могут расширить диапазон того, что дети создают, но не упускают из виду традиционные материалы. Координатор компьютерного клуба смущенно призналась мне, что ее члены делали своих собственных кукол из «нейлона, газет и птичьего семени» без каких-либо передовых технологий, но я думал, что их проекты великолепны.
Разные материалы подходят для разных вещей. Кубики и палочки от мороженого LEGO подходят для изготовления скелетов, войлок и ткань — для изготовления скинов, а Scratch — для создания движущихся и взаимодействующих вещей. Ручки и маркеры хороши для рисования, а клеевые пистолеты и клейкая лента хороши для скрепления вещей. Чем больше разнообразие материалов, тем больше возможностей для творческих проектов.
4. Осваивайте все виды творчества
Разные дети интересуются разными видами творчества. Некоторым нравится строить дома и замки из кубиков LEGO. Некоторым нравится создавать игры и анимацию с помощью Scratch. Другим нравится делать украшения, гоночные автомобили, десерты или поля для мини-гольфа.
Написание стихотворения или рассказа — это тоже своего рода творчество. Дети могут узнать о процессе творческого проектирования с помощью всех этих мероприятий. Помогите детям найти тип творчества, который им нравится. Еще лучше: поощряйте детей заниматься разными видами творчества. Таким образом, они получат еще более глубокое понимание процесса творческого проектирования.
ИГРА5. Подчеркивайте процесс, а не результат сделаны. Еще более важным является процесс, посредством которого создаются вещи.
Когда дети работают над проектами, выделяйте процесс, а не только конечный результат. Спросите детей об их стратегиях и источниках вдохновения. Поощряйте эксперименты, уважая неудачные эксперименты так же, как и успешные. Выделите время для детей, чтобы они рассказали о промежуточных этапах своих проектов и обсудили, что они планируют делать дальше и почему.
6. Увеличьте время для проектов
Детям требуется время для работы над творческими проектами, особенно если они постоянно мастерят, экспериментируют и изучают новые идеи (мы надеемся, что так и будет). Попытка втиснуть проекты в рамки стандартного 50-минутного учебного периода — или даже нескольких 50-минутных периодов в течение недели — подрывает саму идею работы над проектами. Он не поощряет риск и эксперименты и отдает приоритет эффективному получению «правильного» ответа в отведенное время. Для постепенного изменения запланируйте двойные периоды для проектов. Для более радикального изменения выделите определенные дни или недели (или месяцы), когда учащиеся будут работать только над проектами в школе.
ПОДЕЛИТЬСЯ7. Играйте роль свахи
Многие дети хотят делиться идеями и сотрудничать в проектах, но не знают, как это сделать. Вы можете играть роль свахи, помогая детям найти других для работы. В онлайн-сообществе Scratch мы организовали месячные совместные лагеря, чтобы помочь скретчерам найти других для работы, а также научиться стратегиям эффективного сотрудничества.
8. Примите участие в качестве сотрудника
Родители и наставники иногда слишком увлекаются детскими творческими проектами, рассказывая детям, что делать, или хватая клавиатуру, чтобы показать им, как решить проблему; другие родители и наставники вообще не вмешиваются. Между ними есть золотая середина, где взрослые и дети действительно сотрудничают в проектах. Когда обе стороны настроены на совместную работу, каждый может многое выиграть.
Прекрасным примером является инициатива семейного творческого обучения Рикароза Роке, в рамках которой родители и дети вместе работают над проектами в местных общественных центрах в течение пяти занятий. К концу опыта у родителей и детей появляется новое уважение к способностям друг друга, и отношения укрепляются.
REFLECT9. Задавайте (подлинные) вопросы
Для детей здорово погружаться в проекты, но также важно, чтобы они делали шаг назад, чтобы поразмышлять о том, что происходит. Вы можете поощрять детей к размышлению, задавая им вопросы об их проектах. Я часто начинаю с вопроса: «Как вам пришла в голову идея этого проекта?» Это подлинный вопрос: я действительно хочу знать! Вопрос побуждает их задуматься о том, что мотивировало и вдохновляло их.
Еще один из моих любимых вопросов: «Что вас больше всего удивило?» Этот вопрос отталкивает их от простого описания проекта и заставляет задуматься о своем опыте. Если что-то пойдет не так с проектом, я часто спрашиваю: «Что вы хотели, чтобы он сделал?» Описывая, что они пытались сделать, они часто признают, где ошиблись, без моего дальнейшего участия.
10. Поделитесь своими мыслями
Большинство родителей и учителей неохотно обсуждают с детьми процессы их собственного мышления.