«Как помочь подростку с заниженной самооценкой» • Дорога к дому
В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Как родителям разобраться откуда возникает эта проблема берётся, а главное – как помочь подростку повысить самооценку? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье психолога проекта «Выбери жизнь» Фонда «Дорога к дому» Виктории Никитиной.
Источник фото
Подростковый возраст — очень сложный и важный период развития личности, период ее становления. Меняется не только тело ребенка, меняются все психологические составляющие личности, закладываются новые системы ценностей, приоритетов, целей. Этот процесс преобразования сопровождается активным поиском, наполненным экспериментами, успехами и ошибками.
В этот период родителям особенно важно создать условия подростку для формирования полноценной, социально-активной личности с адекватной самооценкой.
Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков.
Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.
Причины заниженной самооценки у подростков
· неблагополучные родители или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни
· стрессовые жизненные события
· травма или оскорбления
· плохая успеваемость в школе
· плохое отношение со стороны сверстников
· одиночество
· отсутствие возможности присоединиться к референтной группе;
· постоянная критика
· завышенные требования и т. д.
Источник фото
Подростку необходимо иметь положительное представление о себе. Это является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.
Правила при общении с подростком, которые помогут поднять их самооценку:
- Исключить необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки, а не на личность.
- Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
- Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще — это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
- Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
- Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
- Оказывать поддержку и проявлять уважение. Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.
В благотворительном фонда «Дорога к дому» специально для подростков бесплатную помощь оказывают психологи в Службе «Подросток». Обратиться туда могут как родители, так и сам ребенок — 8 921 545 40 84.
Автор статьи: Виктория Никитина , психолог проекта «Выбери жизнь» БФ «Дорога к дому».
5 упражнений, чтобы поднять самооценку подростка — и не только
Екатерина Ушахина
Мышцы рук можно накачать, занимаясь скалолазанием, поднимая гири в спортзале или вскапывая огород. Самооценка тоже укрепляется благодаря тренировкам, и со временем человек начинает относиться к себе все лучше и лучше. Однако некоторые накачивают мышцы очень быстро, а другим для такого же результата понадобится гораздо больше усилий. Так же работает и повышение самооценки: для одних это раз плюнуть, для других — непростая задачка. Хорошая новость состоит в том, что повысить свою самооценку может кто угодно.
Авторы книги «Контролируй это!», которую в Швеции назвали главной подростковой non-fiction книгой, рассказывают, как прокачать самооценку. С помощью простых упражнений. И совершенно бесплатно:)
Три шага
Как же тренироваться? В основе самооценки всегда три вещи:
1. Сочувствие. Проявите сочувствие к себе. Будьте доброжелательным другом, который поддерживает, а не врагом, который осуждает.
2. Принятие. Примите в себе как достоинства, так и недостатки. И то и другое есть у всех людей. А ваш набор делает вас уникальными.
3. Внимание. Думайте о том, что вам нравится в себе, и не зацикливайтесь на том, что не нравится.
Шведский стол
Представьте, что вы очень хотите есть и идете в ресторан. Когда вы заходите туда, то видите других голодных людей и горы еды. Однако не все на столе выглядит одинаково вкусным. Как вы поступите?
1. Краем глаза замечаете, что на столе есть яйца вкрутую и какая-то противная подливка. Ну да, не очень вкусно. Но ваше внимание сосредоточено на тех блюдах, которые вам нравятся.
2. Фу, мерзкая подливка! У вас пропадает аппетит, и вы уже не замечаете хрустящий багет и свои любимые блинчики.
Источник
Сосредоточься на вкусных блюдах
Представьте, что вы и есть этот самый шведский стол, а яйца, сваренные вкрутую, и подливка — это то, что вам не нравится в себе. В этом случае вы, как и посетитель ресторана, изучающий меню, можете выбирать. Вы предпочтете блинчики и хлеб или будете думать только о подливке и яйцах?
Полюбить себя намного проще, если сосредоточиться на своих положительных качествах. С другими нужно просто смириться: постоянно думая о своих недостатках, вряд ли получится повысить самооценку.
Когда мы думаем о себе плохо, организм выделяет гормоны стресса — адреналин и кортизол. И неудивительно: если вы плохо обращаетесь с собой, тело пытается защититься. Если же вы проявляете к себе доброту, то внутри запускается программа хорошего самочувствия. При этом выделяются другие гормоны, например окситоцин, — они делают вас спокойнее и счастливее. Поэтому надо относиться к себе доброжелательно.
Сделайте такое упражнение:
Температура самооценки
Еще одно упражнение. Прочитайте утверждения о любви к себе и отметьте, насколько они соответствуют тому, что вы чувствуете.
1 = вообще нет
2 = скорее нет, чем да
3 = есть немного
4 = в целом да
5 = да, так и есть
Я горжусь собой.
Я доволен собой.
Я считаю себя ценным.
Я считаю, что у меня много достоинств.
Я принимаю свои недостатки.
Я признаю, что во мне есть как достоинства, так и недостатки.
Я проявляю доброту к себе, даже если не все идет по плану.
Я знаю, что я достаточно хороший.
Я чувствую, что меня любят.
Я признаю, что иногда совершаю ошибки, и могу попросить прощения за них.
Я хвалю себя.
Я понимаю, что не могу нравиться всем, как и все не могут нравиться мне.
Я не боюсь потерпеть неудачу, даже если это больно.
Мечтай, и все сбудется
Так говорят многие психологи и спортивные тренеры. Они имеют в виду силу мысли: если представить, что у вас уже что-то есть, то шансы получить это увеличатся. Отчасти так и есть. Это называется визуализацией.
Если вы начнете представлять, как вам вручают приз «Лучший друг в мире», то, скорее всего, со временем действительно станете более надежным другом. Благодаря своим мечтам вы задумаетесь о том, кто же такой хороший друг, и станете прилагать чуть больше усилий, чтобы стать им. С самооценкой все работает точно так же.
Американская актриса Габури Сидибе рассказала, что однажды она просто решила полюбить себя, не оглядываясь на мнение других. И это сработало. Попробуйте тоже.
Источник
Смените минус на плюс
Есть ли у вас склонность к самокритике? Потренируйтесь заменять критические или неодобрительные мысли на более приятные. Это поможет переключать внимание с минусов на плюсы. Вот примеры:
Минус: «Ну почему я всегда так сильно опаздываю! Наверно, мне уже ничего не поможет».
Плюс: «Ладно, у меня плохо получается приходить вовремя. Но мне хорошо удается многое другое. В следующий раз, когда будет важно прийти в назначенное время, я постараюсь встать на 15 минут раньше».
Минус: «Я такая страшная. Никто не захочет со мной встречаться».
Плюс: «Я виртуозно решаю сложные проблемы, и друзьям всегда со мной весело. И это здорово!»
Тест про мифы воспитания→
Пять пальцев
Обведите свою кисть, на пальцах запишите ответы.
Большой: 3 качества, которые ценят в тебе другие
Указательный: 3 примера твоей доброты к себе
Средний: 2 приятных фразы, которые ты хочешь себе сказать
Безымянный: 2 вещи, которые тебя радуют
Мизинец: 3 качества, которые тебе нравятся в себе
И напоследок совет для родителей. Если мы хотим, чтобы у наших детей была адекватная самооценка и они были счастливы, то должны начать с себя — проявить к себе доброту и полюбить себя.
По материалам книги «Контролируй это!».
Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Контролируй это!» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Контролируй это!» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Обложка статьи: pexels.com
Как развить уверенность в себе у подростка – The Uni of Qld
Повышение уверенности в себе у вашего подростка может быть непростой задачей, но у нас есть некоторые занятия по укреплению уверенности в себе, которые могут помочь.
Подростковые годы часто являются самым неловким периодом в жизни человека. Тела, отношения и эмоции находятся в постоянном движении. Но есть практические способы повысить подростковую уверенность в себе, которые помогут вашему ребенку добиться успеха по мере взросления.
Выяснить, как повысить уверенность в себе у подростка, — это больше, чем просто научиться делать парочку комплиментов. Речь идет о том, чтобы подавать пример, предоставляя им возможность высказать свое мнение и поощряя уверенность в себе.
Подросток с высокой самооценкой, знающий себе цену, становится уверенным в себе взрослым, стремящимся следовать своим увлечениям. Раннее развитие подростковой уверенности в себе важно для будущего вашего ребенка.
Подростковый совет по уверенности в себе, конечно, следует рассматривать в сочетании с личностью и личностью вашего ребенка. Возможно, вам придется попробовать несколько из этих подходов, чтобы найти тот, который работает лучше всего.
Участвуйте в разговорах на интересующие вас темы
Если ваш подросток говорит предложениями из двух слов и не очень любит непринужденную беседу, возможно, пришло время пересмотреть то, о чем вы говорите. Вместо того, чтобы задавать общие вопросы, такие как «как прошел ваш день?», попробуйте начать разговор на основе их хобби, интересов или любимых предметов в школе — всего, что они знают и чем увлечены. Будь то их любимый музыкант или последнее движение, которое они освоили на футбольном поле, разговор с ними на темы, в которых они считают себя экспертами, естественным образом повысит уровень уверенности подростков в себе.
Поощрять принятие решений
Подростки часто могут чувствовать себя неуверенными или нерешительными в своих действиях или убеждениях. Иногда гораздо проще позволить другим принимать решения за них или просто перенимать выбор других.
Поощрение вашего подростка к принятию обоснованных решений по таким простым вещам, как тип бензина, который нужно залить в его машину, что он хочет на ужин, может помочь постепенно развить чувство доверия к его навыкам самостоятельного принятия решений. Когда они увидят, что вы доверяете их способности делать правильный выбор, они станут более уверенными в своем выборе.
Поощрение вашего ребенка к принятию решений поможет ему убедительно отстаивать свой выбор. Когда они будут уверены в своих решениях, другие тоже будут такими, что поможет им повысить общую самооценку.
Слушайте, когда они высказывают свое мнение
Иногда разногласия с подростком кажутся неизбежными. Когда вы не можете убедить их в своей точке зрения, естественной реакцией может стать разочарование, злость или расстроенность. Хотя вы можете желать только лучшего для своего ребенка, важно показать ему, что вы должным образом учитываете его мнение.
По мере взросления вашего подростка очень важно формировать собственное мнение и идеи. Поощрение самостоятельного мышления и умение его озвучить поможет им адаптироваться к жизни в университете.
Когда вы чувствуете, что назревает спор, постарайтесь сохранять спокойствие и выслушать своего подростка. Даже если вы не согласны с ними, показывая, что вы уважаете обмен мнениями, вы откроете более взрослые разговоры и поможете им понять, что их голос имеет значение.
Поощрение независимого мышления и обмена мнениями имеет важное значение для повышения уверенности подростков в себе.
Деятельность группы поддержки
При рассмотрении вопроса о том, как повысить уверенность в себе у подростка, следует принять одну простую и практичную меру — поощрение участия в командной деятельности.
Подумайте об интересах вашего подростка и помогите ему определиться с клубами, обществами или командами в школе или по месту жительства. Будь то спортивная команда, дискуссионная команда или групповые онлайн-игры, работа в команде — это важнейший навык, который поможет вашему ребенку в университете и на работе. Это также поможет им заявить о себе в групповой ситуации и развить чувство принадлежности, что естественным образом повышает самооценку.
Продемонстрируйте, как делать и получать комплименты
То, как родители проявляют уверенность, может иметь прямое влияние на уверенность подростка в себе. Даже если вы научили своего ребенка быть вежливым и говорить комплименты, продемонстрировать, как их принимать, может быть гораздо сложнее.
Для вас важно показать, что вам комфортно получать комплименты. Старайтесь не уклоняться от комплиментов, которые вы получаете от других, и не преуменьшать их значения. Если вы сможете показать подростку, что знаете свою самооценку, он воспримет это как естественное поведение и станет более комфортно получать похвалу за свои сильные стороны.
У себя дома поощряйте комплименты, делая акцент на том, чтобы делать и принимать комплименты с уверенностью и легкостью.
Хвалите усилия, а не результат
Если вы пытаетесь укрепить уверенность и чувство собственного достоинства у подростка, важно не забывать хвалить усилия ребенка, а не результаты его действий. Ключевым моментом здесь является показать, что вы гордитесь ими за то, что они что-то делают, демонстрируют приверженность и бросают себе вызов, независимо от результата.
Хотя мы можем контролировать количество усилий, которые мы вкладываем в задачу или действие, иногда мы не можем контролировать результат. Показывая своему ребенку, что он заслуживает похвалы за усилия, даже если он не достигает желаемого результата, это помогает ему стать уверенным в попытке сделать попытку, даже если возможна неудача.
Мы все немного боимся неудач, но похвала и получение похвалы за то, что мы попытались сделать это, помогут вырастить стойкого и уверенного в себе взрослого человека.
Демонстрировать положительный внутренний диалог
Когда вы думаете о том, как повысить самооценку вашей дочери, особенно важно демонстрировать позитивный внутренний диалог. Это еще один пример, когда личный пример является первым шагом при рассмотрении вопроса о том, как учить любви к себе и уверенности в себе. Например, бодишейминг может быть огромной проблемой для девочек-подростков, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок не слышал, как вы говорите что-то вроде «он намного умнее меня» или «я никогда не буду такой красивой, как XYZ». подавая хороший пример.
Постарайтесь удержать подростка от сравнения себя с другими или позволять негативным внутренним монологам затмевать его сильные стороны. Поощряйте их вместо этого сосредоточиться на качествах, навыках и атрибутах, которые им нравятся в себе.
Вам не нужно стоять перед зеркалом и хвалить себя, чтобы вести позитивный внутренний диалог. Речь идет о том, чтобы сосредоточиться на том, что вам нравится в себе, и отмечать это. Участвовать в позитивном разговоре с самим собой может быть так же просто, как обойти обеденный стол и попросить каждого члена семьи отметить одну вещь, которую они сделали хорошо в тот день, и почему они гордятся собой за это.
Подростковая уверенность в себе может оказаться непростой темой. Не забудьте подавать пример и опробовать приведенные выше советы, чтобы помочь подростку вырасти уверенным в себе, напористым и знающим себе цену.
Пять способов помочь подросткам обрести чувство собственного достоинства
Никто не хочет со мной общаться. Я неудачник в школе. Все остальные мои друзья кажутся счастливыми. Что со мной не так?
Подобные негативные мысли все чаще встречаются в наших домах и школах. Подростки испытывают повышенную тревогу, и исследования показывают, что студенты колледжей в Канаде, Великобритании и США со временем становятся более перфекционистами, оценивая себя по нереалистичным стандартам.
Почему это происходит? Мы не можем сказать наверняка, но мы знаем, что подростки могут предпринять шаги, чтобы улучшить свое психическое здоровье.
Исследование младших подростков 2018 года показывает, что самооценка (ваше восприятие себя) играет центральную роль в эмоциональном благополучии. Согласно исследованию, благоприятная среда в классе и позитивные социальные отношения также влияют на благополучие подростков, но это влияние носит косвенный характер. Позитивная самооценка, по-видимому, является ключевой переменной в уравнении благополучия. Если учащийся чувствует себя хорошо, то он с большей вероятностью будет общаться с другими и получать пользу от поддержки, предоставляемой в школе.
Итак, как мы можем повлиять на то, как студенты думают о себе? Это может показаться очень сложной задачей; тем не менее, есть много исследований, которые дают некоторые подсказки для поддержки подростков в вашей жизни. Вот пять способов помочь подросткам и подросткам двигаться к более позитивной самооценке.
1. Занимайтесь физическими упражнениями
Хотя вы, возможно, уже слышали это раньше, дети действительно могут получить пользу от регулярных физических упражнений (особенно, когда они склонны сидеть перед экраном). Недавний обзор 38 международных исследований показывает, что физическая активность 9Только 0069 может улучшить самооценку и самооценку у детей и подростков.
Судя по всему, настройка упражнения тоже имеет значение. Учащиеся, которые участвовали в контролируемых мероприятиях в школах или спортзалах, сообщали о более значительном росте самооценки, чем те, кто занимался дома и в других условиях.
Я-концепция подростков наиболее тесно связана с их чувством физической привлекательности и образом тела, областью, с которой многие люди сталкиваются. Поэтому поощряйте более регулярные программы упражнений во время и после школы, а также поддерживайте командные виды спорта, силовые тренировки, бег, йогу и плавание — не только из-за их воздействия на тело, но и на разум. Выход на улицу и участие в той или иной форме упражнений может помочь нам почувствовать себя сильнее, здоровее и увереннее.
2. Сосредоточьтесь на сострадании к себе (а не на самоуважении)
Поскольку самооценка является глобальной оценкой вашей общей ценности, у нее есть свои опасности. Чего я достиг? Я достаточно хорош? Как я сравниваю со своими сверстниками?
Что бы произошло, если бы мы перестали осуждать себя? Исследователь Кристен Нефф утверждает, что сострадание к себе — отношение к себе с добротой, открытостью и принятием — является здоровой альтернативой непрекращающимся стремлениям и ориентации на результат, часто связанным с самооценкой.
В своем исследовании подростков и молодых людей она обнаружила, что участники с более высоким уровнем сострадания к себе демонстрировали большее благополучие. Почему? Они мирились со своими недостатками, признавали, что им трудно, как и окружающим («Все ошибаются, ты не одинок»), и относились к себе с такой же добротой, как и к другу («Все в порядке, ты сделал свое дело»). лучший»).
Участники с более высоким самосостраданием продемонстрировали большее благополучие. Почему? Они мирились со своими недостатками, признавали, что им было так же тяжело, как и окружающим («Все ошибаются, вы не одиноки»), и относились к себе с такой же добротой, как и к другу
Если вас интересуют конкретные методы и стратегии развития сострадания к себе у подростков, взгляните на работу психолога Карен Блут. Недавно она разработала программу под названием «Подружиться с самим собой». Молодежь, участвовавшая в этой восьминедельной программе, сообщала о большей устойчивости, меньшей депрессии и меньшем стрессе по ее окончании. Однако, если рядом с вами нет программы, подумайте о том, чтобы поделиться этой книгой о сострадании к себе со своими подростками.
3. Избегайте социального сравнения
Когда мы сосредотачиваемся на самоуважении, мы склонны сравнивать себя с другими. Подростки, в частности, часто ощущают «воображаемую аудиторию» (т. е. «Все смотрят на меня!») и могут стать очень чувствительными к тому, кем они являются по отношению к окружающим.
Instagram и другие платформы социальных сетей не всегда помогают. Некоторые исследования предполагают связь между социальными сетями и депрессией, тревогой, одиночеством и FoMO (страх упустить что-то) среди подростков. Их посты могут не набирать столько «лайков», сколько посты их друзей, или они могут чувствовать себя исключенными, когда видят фотографии одноклассников, которые счастливо проводят время вместе без них.
Новое приложение для девочек-подростков под названием Maverick может быть более здоровым вариантом, чем Snapchat или Instagram. На этой платформе социальных сетей подростки могут общаться с образцами для подражания (так называемыми «катализаторами») и исследовать свои творческие способности (например, создавая своего собственного супергероя или выбирая личную мантру). Конечно, всегда есть возможность отдохнуть от социальных сетей.
Независимо от того, что подростки предпочитают делать в Интернете, многие из наших школ также структурированы для социального сравнения. Методы выставления оценок, маркировки и отслеживания (группирование учащихся на основе их академической успеваемости) не обязательно учитывают остановки, начала и неизбежные ошибки, которые являются естественной частью учебного процесса.
Вот некоторые школьные альтернативы , призванные уменьшить социальное сравнение:
- Не публиковать оценки.
- Предоставляет возможность пересматривать и повторять задания.
- Максимально избегайте группировки способностей.
- Сосредоточьтесь на личном росте и совершенствовании.
- Отмечайте небольшие успехи учащихся.
4. Используйте особые навыки
Если вы следите за талантами и интересами подростков, вы можете поддержать их в развитии их сильных сторон. Ваш сын может думать, что он ужасный спортсмен, но он загорается, когда работает над школьными научными проектами. А еще есть та тихая взлохмаченная девятиклассница, которая сидит в конце вашего класса. Она может чувствовать себя неловко в обществе, но она поразит вас своей поэзией.
Исследователь Сьюзан Хартер много лет изучала самооценку и самооценку подростков. Она утверждает, что самооценка зависит от предметной области. Наша общая самооценка или чувство собственного достоинства, как правило, коренится в восьми различных областях: спортивная компетентность, школьная компетентность, поведение, общественное признание, близкая дружба, романтическая привлекательность, удовлетворение работой и физическая привлекательность.
Поговорите с подростками в вашей жизни. Каковы их личные ценности и приоритеты? Поделитесь с ними опросами, такими как VIA (который определяет сильные стороны характера, такие как храбрость, честность и лидерство), или предложите им пройти множественный тест на интеллект. Отмечайте их таланты и адаптируйте деятельность и обучение к их способностям, насколько это возможно.
Может быть непросто изменить глобальное чувство собственного достоинства у подростков, но мы, безусловно, можем выделить и поощрить сферы интересов и определенные навыки, чтобы они чувствовали себя более уверенно, способными и вдохновленными.
5. Помогайте другим (особенно незнакомцам)
Наконец, когда подростки обращаются к другим, они, скорее всего, будут чувствовать себя лучше. В 2017 году в исследовании 681 американского подростка (в возрасте 11–14 лет) изучалось их доброе и полезное поведение в течение четырехлетнего периода. Исследователи обнаружили, что подростки, которые в целом были добры и готовы помочь, имели более высокую самооценку, но у тех, кто направлял свою щедрость на незнакомцев (а не на друзей и семью), самооценка, как правило, росла.
В прошлую пятницу я присоединился к своей дочери и ее сверстникам на этапе «действия» их проекта «Измени мир». Их учитель обществознания Тим Оуэнс поручил восьмиклассникам выбрать проблему устойчивого развития, исследовать проблему и возможные решения, спланировать действия и реализовать их.
Эти учащиеся средних классов провели целый день, исследуя свои районы, чтобы отстаивать политику защиты людей, которых они не знают, таких как местные беженцы и бездомная молодежь, а также животных, используемых для тестирования продуктов. Я никогда не видел свою дочь и ее друзей более энергичными, уверенными в себе и вовлеченными в свое сообщество.
Став взрослыми, мы можем активно поддерживать проекты обучения услугам в наших школах и интересы наших подростков в защите интересов и гражданской активности. Подростки во всем мире также могут работать удаленно с некоммерческими организациями, такими как DoSomething, «цифровая платформа, продвигающая офлайн-действия» в 131 стране.