Как научиться писать изложение в 3 классе: Изложение — что такое изложение и как его писать в начальной школе?

Содержание

Что такое изложение: как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

План урока:

  • 1 Что значит излагать и как это должно быть?
  • 2 Как можно пересказывать?
  • 3 Учимся писать изложение

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Как объяснить ребенку, что такое изложение

<<Лид>>

ГУЛЬНАЗ ГАЛИМУЛЛИНА,

Учительница русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Знает всё об изложениях

Виды изложения

Изложение — это письменный пересказ текста. Различают четыре вида изложения.

Подробное

Последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.

Сжатое

Краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.

Выборочное

Пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.

Осложнённое

Пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста.

Зачем пишут изложение

Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:

  • воспринимать информацию на слух;
  • выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
  • правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
  • постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
  • активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
  • подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

Кроме того, написание изложений подготовит ребёнка к устному собеседованию по русскому языку в 9-м классе.

Этапы работы над изложением

При работе над изложением в младшей и средней школе важно соблюдать следующие этапы.

Учителю:
  1. Прочитать текст для учеников или включить аудиозапись.
  2. Поговорить о содержании текста, чтобы выяснить понимание смысла.
  3. Ещё раз прочитать текст или включить аудиозапись, если дети старше 7-го класса, или ещё дважды, если учатся в 5–6-х классах.

На мой взгляд, целесообразно с младших классов приучать к самопроверке с использованием орфографического словаря. Так дети подготовятся к этому виду работы на предстоящем экзамене в 9-м классе.

Детям:
  1. Составить план. Поделить текст на смысловые части так, чтобы одна мысль соответствовала одному пункту. При этом план может быть как развёрнутым, когда один пункт содержит подпункты, так и кратким.
  2. Озаглавить, то есть поработать с основной мыслью.
  3. Провести словарно-орфографическую работу. Стоит записать непонятные слова, чтобы учитель объяснил их значение. А в орфографическом словаре можно найти правильное написание.
  4. Пересказать по плану. Посмотреть на темы, рассказать текст про себя, чтобы получились связные абзацы.
  5. Написать текст изложения. Сначала лучше на черновик.
  6. Проверить себя.

Как оценивают изложение

Изложение оценивают с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

<<Параграф c цитатой>>

В 8–9-х классах рекомендуют оценивать изложение максимально приближённо к критериям ОГЭ по ИК (изложения критериям).

ИК1 — передача микротем:
  • 2 балла, если ученик точно передал основное содержание текста и отразил все важные микротемы;
  • 1 балл, если упустил или добавил одну микротему;
  • 0 баллов, если упустил или добавил более одной микротемы.

Неточно понятая микротема — это знак, что часть главного содержания исходного текста осталась для учащегося недоступной. При этом фактические ошибки, которые не исказили текст, не учитываются.

ИК2 — сжатие текста:
  • 3 балла, если ученик применил хотя бы один приём сжатия всех микротем;
  • 2 балла, если сжал только две микротемы;
  • 1 балл, если сжал только одну микротему;
  • 0 баллов, если не применил приёмы сжатия текста, то есть написал подробное изложение.

Здесь нужно понимать разницу между первым и вторым критерием. Иногда ученик может сохранить только часть микротемы, упустив важную мысль. В таком случае он получит балл по первому критерию, но будет «наказан» по второму, так как он сильно сократил текст (пережал).

Пример: исходный текст

«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги. Они опросили лауреатов фонда героев имени Карнеги. Вывод удивил психологов: смелые и решительные поступки люди совершали бессознательно. Они сначала действовали, лишь потом думали и осознавали, что же они сделали. Утрируя, можно вспомнить героя фильма “Живёт такой парень”, который так объяснил причину своего подвига: “По глупости”.

Но американским учёным нужна научная версия. Если герои рисковали бессознательно, то, может быть, причина в гене альтруизма. О его открытии периодически сообщают разные научные группы. Впрочем, оппоненты возражают: “Нет одного гена альтруизма, как нет гена счастья, интеллекта, страха. За это отвечают целые генные ансамбли. Их ещё предстоит открыть”.

В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Причина, скорее всего, в том, что человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы вынуждены помогать окружающим, ожидая, что наше участие не останется без ответа. Помощь другим становится нашей привычкой, а в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно: спасать чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. По сути, о нём говорили лауреаты премии, которых изучали американские учёные».

Микротемы текста:

  • Учёные решили узнать причину героических поступков. Ей оказалась бессознательность.
  • Необходимость научной версии. Различные предположения. За поступки человека отвечают группы генов.
  • Предрасположенность человека к подвигу, так как мы живём в социуме. Помогать другим, рискуя своей жизнью, — бессознательный героизм.

Пример: текст изложения ученика (орфография и пунктуация автора сохранены)

«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги и провели опрос. Психологи были удивлены! Люди совершают героические поступки бессознательно. Они действуют и лишь потом обдумывают сделанное.

Но учёным нужна была научная версия. В ходе исследований, выяснилось, что в человеке есть расположенность к героизму.

Мы социальны, помощь окружающим становится нашей привычкой, мы можем поступать рефлекторно. Спасать чью-то жизнь, рискуя собственной — это и есть бессознательный героизм!»

Результат

ИК1 — 2 балла

ИК2 — 2 балла, 1 балл снят за отсутствие во втором абзаце важной мысли о том, что за поступки человека отвечают группы генов

ИК3 — связность речи:
  • 2 балла, если в работе ученика нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, текст верно разделён на абзацы;
  • 1 балл, если есть одна логическая ошибка и (или) одно нарушение абзацного членения;
  • 0 баллов, если более одной логической ошибки и (или) два случая нарушения абзацного деления.

Изложение всегда оценивается и на грамотность. На экзамене — в совокупности с сочинением из задания 9.

Как родителю помочь своему ребёнку подготовиться к изложению

Есть пять советов, которые помогут проработать испытываемые трудности.

  • С детства воспитывайте в ребёнке любовь к чтению: это развивает кругозор и расширяет словарный запас.
  • Организуйте ребёнку отдельное рабочее место, где ему не будут мешать братья или сёстры, телевизор и шум бытовых приборов.
  • Приучите ребёнка к работе с орфографическим словарём. Научите его проверять с использованием словаря одно упражнение в день по любому предмету. Так он запомнит правописание слов.
  • Помогите ребёнку работать с толковым словарём. Так он расширит словарный запас и научится применять ранее незнакомые слова в своей речи.
  • Дайте ребёнку небольшой текст, попросите подчеркнуть главные слова, затем попросите переписать эти слова и пересказать исходный текст по ним. Если получится воспроизвести текст, значит работа удалась.

Начните работу с небольших художественных текстов. С ними работать легче, так как там проще понять сюжет.

Как правильно писать изложение, сжатое изложение

Дети уже в 1 классе сталкиваются с термином «изложение». Да, первоклассникам надо изложить всего лишь маленький кусочек текста с помощью учителя. Но для ребят иногда это титанический труд.

С каждой ступенью обучения задания по письменному пересказу становятся трудней. Поэтому надо помочь понять ученику уже с начальной школы, как правильно писать изложение.

Изложение: определение, типы и виды

Изложение – это последовательное воссоздание текста, часто подробное и с сохранением неповторимой речи автора произведения.

Но к этой работе не надо относиться, как к врагу. Перестраиваемся сами и меняем отношение ребенка. Излагать полезно, потому что ученик научится:

  • воспринимать информацию и удерживать внимание на ней;
  • создавать связный и логически выстроенный текст;
  • анализировать его, одновременно выделяя части целого и обобщая;
  • выделять основную мысль рассказа;
  • соблюдать стили речи;
  • запоминать.

Перед тем, как окончательно перейти к тому, как писать изложение, поговорим о типах текста. Знать их, отличать друг от друга важно. Выделяют следующие типы:

1. Повествование

Легче всего написать сюжетный пересказ. Поэтому учителя в качестве первого опыта выбирают тексты-повествования. В них события сменяют друг друга, и детям под силу определить последовательность действий, выстроить порядок – что за чем. Смысловую нагрузку здесь несут глаголы. Так как чаще событие уже состоялось, глаголы совершенного вида используются в форме прошедшего времени. Например: спел, станцевал и др. Обычно в структуре повествования можно выделить этапы развития сюжета.

2. Описание

Следующий шаг в развитии речи – научить излагать описания. Это труднее, потому что нет динамики: перечисляются характеристики предмета или объекта, его качества. Иногда описание усложняется эмоциональными образами автора: сравнениями, метафорами и другими средствами выразительности.

3. Рассуждение

Уже в старших классах учащиеся продемонстрируют свое мастерство в написании рассуждения. Детей здесь затрудняет определение главной мысли и смысловых частей. Притом в рассуждении много разных умозаключений, риторических уловок, сравнений и противопоставлений. Но они имеют четкую структуру: автор выдвигает утверждение, доказывает его и делает выводы.

Учтите, один тип в тексте наблюдается редко. Обычно текст – это синтез двух, реже трех типов.

Изложения также делят на виды:

  • подробное: ребенку предстоит изложить информацию досконально, сохраняя характерные черты стиля автора;
  • сжатое: передать только главный смысл содержания;
  • выборочное: надо пересказать какой-то фрагмент в зависимости от задания учителя.

Учим писать изложение младшего школьника

Начинаем улучшать речь ребенка до 1 класса: читаем сказки, обязательно обсуждаем их сюжет, поведение и описание главных героев. Пусть дошкольник пробует их пересказать. Для развития памяти заучиваем наизусть стихи, отрывки из прозы. Перед письменным изложением проводим с детьми подготовительную работу. Помогите ребенку, будьте терпеливы.

Сначала поработайте над содержанием текста. Используйте вопросы:

  • какие эмоции вызвал у тебя рассказ (повесть, сказка и т.д.)?
  • о чем он?
  • назови главных героев, какие они?

Подводим постепенно ребенка к главной мысли произведения. Вряд ли ученик начальных классов сразу даст ответ. С помощью наводящих вопросов вместе определяем идею. Учим обращать внимание на образы и языковые особенности с помощью вопросов:

  • что хотел автор сказать, употребляя эти слова?
  • как это фраза помогает понять характер, события и т.д.?
  • какие слова помогают понять, что герой нравится/не нравится автору?

Следующий шаг – создание плана. Младшим школьникам под силу будет составить простой план. Берем сначала повествовательный текст и просим определить порядок действий.

Пункты плана записываем в тетрадь. Предлагаем ребенка устно пересказать по плану, а потом записать. Дайте возможность ребенку самому исправить ошибки. В конце занятия похвалите ученика за успехи.

Постепенно усложняем работу, предоставляя больше самостоятельности. Когда мы видим, что ученик уверенно справляется с анализом текста, то переходим к написанию на слух. Читайте текст, не торопясь, выделяя смысловые фразы. Памятка поможет школьнику научиться последовательности при работе с произведением.

Памятка «Как правильно писать изложение»

  1. Когда слушаешь текст, сосредоточься на нем.
  2. После первого прослушивания назови тему и идею.
  3. Назови тип текста.
  4. Запиши главные слова, которые влияют на смысл произведения.
  5. Выдели части в тексте, подбери им названия.
  6. В каких словах ты можешь ошибиться? Почему? Проверь по словарю.
  7. После второго прослушивания проверь записи, продолжи работать над планом.
  8. Напиши черновой вариант.
  9. Проверь соответствие написанного текста плану.
  10. Исправь ошибки и перепиши в чистую тетрадь.

Как написать сжатое изложение

К старшим классам ученики владеют всем арсеналом знаний, необходимых для написания изложения. Кульминационным моментом в многолетнем обучении становится государственная итоговая аттестация, на которой выпускники 9 класса пишут сжатый вариант текста. Как правильно писать сжатое изложение?

Главная задача – передать смысл произведения, сократив на одну треть. Для этого надо полностью переработать текст, но сохранить его тип и стиль.

Есть несколько способов, чтобы успешно справиться с этим:

  • определяем, что в тексте главное, а что нет;
  • вычленяем микротемы (это тема абзаца) и составляем план;
  • выпускаем маловажные детали: примеры, лирические отступления, рассуждения;
  • обобщаем материал: например, эпизод можно заменить одним предложением;
  • упрощаем языковые конструкции: заменяем сложные предложения на простые, прямую речь на косвенную, исключаем однородные члены, синонимы, повторы.

На экзамене школьникам, чтобы получить высокие баллы, стоит избегать распространенные ошибки:

  • не менять стиль текста;
  • не превращать второстепенный материал в центральный;
  • не составлять подробный план;
  • не менять порядок микротем;
  • не выпускать из текста идею автора.

Сегодня изложение – не только выпускная работа. Многие учебные заведения профессионального образование включают его в список обязательных испытаний. И это правильно, потому что эта учебная работа наглядно демонстрирует интеллектуальный уровень школьника.

Подведение итогов | Классные стратегии | Reading Rockets

Подведение итогов учит учащихся, как различать наиболее важные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на прочитанное. Стратегии обобщения можно использовать практически в любой области контента.

Когда использовать: Перед чтением Во время чтения После чтения
Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Установка для всего класса

Что такое подведение итогов?

С точки зрения учащихся, подведение итогов – это изложение наиболее важных частей текста своими словами в гораздо более короткой форме. Обучение подведению итогов показывает учащимся, как различать основные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на то, что они читают, и служит проверкой понимания. Обобщение — это сложный навык, который будет развиваться со временем по мере того, как учащиеся читают все более сложные тексты.

Зачем учить подводить итоги?

  • Это помогает учащимся научиться определять основные идеи и объединять важные детали, которые поддерживают эти идеи.
  • Позволяет учащимся сосредоточиться на ключевых словах и фразах заданного текста, которые стоит запомнить.
  • Он учит студентов, как брать большой фрагмент текста и сокращать его до основных моментов для более краткого понимания.
  • Навыки суммирования применимы почти во всех областях контента.

Как научить подводить итоги

Подводить итоги может быть сложно даже для взрослых. Скачок от пересказа, который просит читателей вспомнить события в истории в логическом порядке, к определению того, что важно или существенно в истории, и сжатию информации в резюме, является большим. Хороший способ поддержать растущую способность юных читателей обобщать — это моделировать и практиковать процедуры подведения итогов. Процедура или структура, которая имеет наибольший смысл, будут различаться в зависимости от возраста и опыта учащихся.

Менее опытные учащиеся

Попробуйте перейти от структурированных упражнений для обучения последовательности рассказов, таких как «Начало, середина и конец» и «Первый, следующий, затем, последний», к структурированным подведением итогов, таким как «Кто-то хотел, но потом » или «Пять пальцев (5W)». Эти леса дают учащимся визуальное представление их мышления и способ структурировать свои ответы, побуждая их думать не только о последовательности событий.

Более опытные учащиеся

Для учащихся, которые имеют больше опыта в определении элементов рассказа и определении важных идей, попробуйте использовать более открытые процедуры, такие как Суммирование за 2 доллара, или другие подходы к подведению итогов, ориентированные на ключевые слова.
Для учащихся, которые знакомы с концепцией основных идей и важных деталей:

1. Начните с чтения или попросите учащихся прослушать выбранный текст, который необходимо обобщить.

2. Задайте учащимся следующие базовые вопросы:

  • Каковы основные идеи?
  • Какие важные детали необходимы для поддержки основных идей?
  • Какая информация неактуальна или не нужна?

3. Попросите их использовать ключевые слова или фразы, чтобы определить основные моменты из текста.

Посмотреть демонстрацию: Урок SWBST (2 класс, для всего класса)

На этом виртуальном уроке учитель читает вслух Маленький Шимпанзе и термиты и моделирует заполнение рисунка «Кто-то хотел, но тогда» (SWBST) организатор. Сила этой стратегии заключается в том, что сам лист SWBST, прочитанный как серия предложений, представляет собой краткое изложение книги.

Посмотрите демонстрацию: стратегии обобщения (классы K–2)

Задания K–2, описанные в этом видеоролике, более подробно фокусируются на использовании элементов истории (персонажей, обстановки, проблемы, решения) в качестве основы для пересказа и обобщения. . Занятия K-1 включают в себя устные конспекты, иллюстрации и действия учащихся. 2-й класс представляет собой пересказ и подведение итогов в небольшой группе с карточками-подсказками для элементов рассказа, которые могут включать письменный компонент.

Посмотрите демонстрацию: стратегия подведения итогов

Учитель объясняет «Суммируй за 2 доллара», стратегию подведения итогов с использованием ключевых слов из текста.

Сбор ресурсов

Полный список заданий по подведению итогов, включая набор не письменных заданий подведения итогов, см. в разделе Стратегии быстрого подведения итогов для использования в классе.

Get the Gist, ресурс Национальной службы поддержки поведения Великобритании, включающий множество графических органайзеров и идей для уроков.

Вот план урока, который поможет учащимся научиться подводить итоги, используя Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек .

Обучение дифференциации

  • Обеспечить рамки предложений для устного и письменного подведения итогов уроков и занятий.
  • Имейте в виду, что для одного и того же текста могут использоваться разные процедуры суммирования. Если учащиеся работают самостоятельно или в парах, вы можете изменить метод, который они используют для подведения итогов.
  • Используйте визуальные эффекты. Включите графические органайзеры, которые используют изображения, а не текст в качестве подсказок, и/или предложите учащимся сделать свои выводы.
  • Направляйте учащихся на протяжении всего процесса написания резюме. Поощряйте их последовательно писать более короткие резюме, совершенствуя написанное до тех пор, пока не останется только самая важная и актуальная информация.
    Предложите учащимся вместе ответить на итоговые вопросы и написать ответы. Подумайте о том, чтобы объединить писателей с начинающими писателями и попросить писателей пройти под диктовку. Эта работа побуждает к обсуждению того, что важно в тексте, и позволяет обоим учащимся провести мысленную работу по подведению итогов.

Связанные стратегии

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Jones, R. (2007). Стратегии понимания прочитанного: подведение итогов. Получено 29 января 2008 г. с http://www.readingquest.org/strat/summarize.html.

Гатри, Дж. Т. (2003). Инструкция по понятийно-ориентированному чтению: практика обучения чтению для понимания. В C. Snow & A. Sweet (Eds.), Чтение для понимания: последствия отчета RAND для образования (стр. 115-140). Нью-Йорк: Гилфорд.

Детские книги для использования с этой стратегией

Гусь и Утка

Автор: Джин Крейгхед Джордж

Возрастной уровень: 3-6

Уровень чтения: начинающий

В этой истории о перелетных птицах и запечатлении сочетаются факты и вымысел. поведения известного натуралиста.

Ваша кожа держит вас в напряжении

Автор: Бекки Бейнс

Жанр: Документальная литература

Возрастной уровень: 0-3

Уровень чтения: Предварительный чтение

Все, что вы никогда не знали и хотели знать о коже, представлено в привлекательном легком сочетании фотографий и нарисованных линий. В результате получилась информативная книга, которой можно делиться слоями, демонстрируя, что «ваша кожа держит вас внутри!»

Оуэн и Мзи: правдивая история удивительной дружбы

Автор: Изабелла Хаткофф, Крейг Хаткофф, Паула Кахумбу

Жанр: Документальная литература

Возрастной уровень: 6-9

Уровень чтения: Самостоятельный читатель

Когда цунами лишил маленького бегемота осиротевшего, группа обеспокоенных жителей деревни Малиди (на восточном побережье Кении) выясняет, как поймать 600-фунтового детеныша, начав его новую жизнь в приюте для животных с новым и неожиданным компаньоном — 130-летняя черепаха по имени Мзи. В этой вдохновляющей, привлекательной и правдивой истории, рассказанной сначала молодой девушкой и ее отцом, использованы полноцветные фотографии и простой текст.

Комментарии

Подведение итогов обучения, чтобы ученики действительно поняли

Подведение итогов обучения кажется легким. Когда учащиеся 3-го, 4-го и 5-го классов подводят итоги, им не нужно придумывать какие-либо собственные идеи — все, что им нужно сделать, это кратко рассказать о наиболее важных частях книги или отрывке из чтения, который они прочитали.

Звучит довольно просто… но это не так.

У учителей есть множество милых и красочных идей для обучения стратегиям подведения итогов. Если вы введете «резюме» на Pinterest, , вы увидите огромное разнообразие действий и идей для обобщения художественной и научно-популярной литературы.

Есть якорные диаграммы, графические органайзеры, метод «Кто-то хотел, но так потом», метод SAAC, пересказ с пятью пальцами, обобщающие начала предложения и многое другое.

Можно подумать, что со всеми этими стратегиями наши старшеклассники будут лучше писать конспекты. Тем не менее, многие из этих стратегий и методов не учитывают причины, по которым учащиеся испытывают трудности с подведением итогов.

Почему учащимся сложно обобщать художественные и научно-популярные тексты

Учащимся сложно обобщать текст, потому что это противоречит многим другим вещам, которым мы их учили.

Связи текст-текст/я/мир НЕ включены в хорошее резюме

Обычно мы хотим, чтобы учащиеся использовали то, что они уже знают по теме. Мы даже уделяем время в классе, чтобы активировать ранее полученные знания, зная, что учащиеся лучше поймут прочитанное, если смогут понять это. Мы хотим, чтобы они установили осмысленные связи с текстом.

Но при подведении итогов учащиеся не должны включать какую-либо дополнительную информацию – только ту информацию, которую решил включить автор.

Включение и обоснование собственного мнения НЕ входит в хорошее резюме

Обычно мы призываем учащихся думать самостоятельно. Мы хотим, чтобы студенты делились своим мнением и обосновывали это мнение. Мы хотим, чтобы учащиеся научились не соглашаться с автором и узнали, что авторы не всегда правы.

Но при подведении итогов студенты не должны иметь собственного мнения – они просто должны объяснять, что говорит и думает автор.

Многие интересные детали НЕ включены в хорошее резюме

Обычно мы хотим, чтобы учащиеся рассказали как можно больше подробностей. Сколько раз вы говорили учащимся, что им нужно добавить больше деталей, написать больше или сделать текст длиннее? Чем больше деталей включают учащиеся, тем лучше, за исключением подведения итогов.

Но при подведении итогов студенты должны включать только самую важную информацию. Это означает, что учащиеся должны иметь твердое представление о том, как найти основную идею . Неудивительно, что ученики с трудом справляются с резюмированием текста!

Из чего состоит хорошее резюме

Есть много разных вещей, которые составляют хорошее резюме — некоторые вещи должны быть включены в резюме, а некоторые — нет. Я обнаружил, что ученики 3-го, 4-го и 5-го классов больше всего борются с этими аспектами обобщения художественных и информационных текстов:

  • Резюме должны включать только информацию из отрывка
  • Резюме не должны содержать ваше мнение
  • Сводки должны включать только самую важную информацию
  • Конспекты не копируются из прохождения

Кроме того, рефераты художественной литературы, как правило, должны включать проблему и решение текста.

Практика каждого из этих аспектов подведения итогов по отдельности в виде мини-уроков может помочь учащимся научиться лучше подводить итоги. Однако недостаточно просто рассказать учащимся старших классов, из чего состоит хорошее резюме.

Как научить подводить итоги — важная идея для занятия

Поскольку подведение итогов идет вразрез с тем, что учащиеся, естественно, хотят делать, мы не можем просто сказать учащимся, что составляет хорошее резюме, и ожидать, что этого будет достаточно. Учащимся нужно не просто увидеть примеры хороших резюме — им также нужно увидеть примеры ПЛОХИХ резюме и понять, что делает их «плохими».

Перед подведением итогов напишите несколько разных резюме отрывка для чтения. Намеренно сделайте пару из этих резюме ПЛОХИМИ — включите резюме, в котором содержится всевозможная неважная информация, и другое резюме, включающее мнения, которые не взяты из текста. Убедитесь, что у вас также есть одно «хорошее» резюме.

После прочтения отрывка всем классом (или в небольшой группе) покажите учащимся различные резюме. Предложите учащимся обсудить в малых группах или с партнерами, какое резюме лучше, а что нет в других резюме. Повторите это упражнение несколько раз с разными отрывками для чтения.

Включение «плохих конспектов» в ваши итоговые уроки убережет ваших учеников от тех же ошибок, когда они начнут писать конспекты. Хотя написание дополнительных резюме требует дополнительного времени на подготовку, это убережет вас от стольких разочарованных и сбитых с толку учеников в конце учебного года.

Вариант без подготовки для составления сводных планов уроков

Если у вас нет дополнительного времени на подготовку как «хороших», так и «плохих» итогов (а у какого учителя ЕСТЬ дополнительное время?), то вам может понравиться вариант «нет». подготовительный вариант. У меня есть обобщающие ресурсы как для художественных, так и для научно-популярных текстов.

Эти ресурсы содержат отрывки для чтения с большим количеством «плохих» и «хороших» резюме, чтобы помочь вашим учащимся лучше понять, как писать резюме. Ресурсы также доступны, с несколькими действиями по вырезанию и вставке и охотой за мусором.

Или вы можете найти ресурсы «Краткое изложение художественной литературы» и «Краткое изложение документальной литературы » в моем магазине TPT.

Хотите несколько бесплатных занятий по основной идее без подготовки?

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

Если вы учитель начальных классов, то вы понимаете, с какими трудностями приходится сталкиваться при обучении учащихся тому, как подводить итоги и как различать подведение итогов. Понятие подведения итогов является одним из самых сложных для понимания студентами. Пересказать всю книгу или главу, но сделать это кратко? Вставьте сюда растерянные студенческие лица! Хотя существуют разные стратегии обучения студентов подведению итогов, я обнаружил, что лучший способ донести до них концепцию подведения итогов — это начать с обучения студентов тому, что им НЕ следует делать при подведении итогов. Первое, что учащиеся НЕ должны делать при подведении итогов, — это пересказывать то, что они прочитали, и обычно именно это они делают изначально!

Начав обучение написанию сводки с демонстрации учащимся пересказа, вы сможете легко объяснить разницу между ними. В начальных классах учеников всегда просят пересказать рассказ. Пересказ — это то, что студенты умеют делать, что делает его идеальным способом привлечь их внимание при обучении тому, как подводить итоги. Это также позволяет учащимся легко устанавливать связи в рамках собственного обучения. Студенты могут самостоятельно контролировать свое написание резюме, спрашивая, является ли то, что они написали, резюме или пересказом. Читайте дальше, чтобы узнать, как я начинаю работать над концепцией написания резюме со своими учениками. (Возьмите бесплатные обучающие пункты для подведения итогов уроков, приведенных ниже.) 1. Выберите книгу, чтобы резюмировать то, что ранее было прочитано вслух

К тому времени, когда я начинаю обобщать инструкции, мы уже прочитали много разных книжек с картинками. Перед началом урока я достаю несколько любимых книжек с картинками, которые раньше читал класс, и показываю их. Я также пишу пересказ и резюме для одной из книг до начала урока, чтобы учащиеся смоделировали письмо, чтобы сравнить резюме и пересказы, когда урок начнется. Использование ранее прочитанных книг — отличный способ научить резюмировать, так как это позволяет учащимся сосредоточиться на навыке резюмирования, вместо того, чтобы пытаться понять историю с первого раза. (Подробнее об использовании ранее прочитанных книг во время чтения читайте здесь.)

2. Создайте якорную диаграмму

Я заранее готовлю якорную таблицу, чтобы заполнить ее вместе со студентами в начале урока. Простая Т-диаграмма SUMMARY vs RETELL всегда помогает. Затем я привлекаю студентов, чтобы они помогли мне заполнить его, рассказав мне, что они уже знают как об обобщении, так и о пересказе. Их идеи обсуждаются и записываются. Используя заполненную Т-диаграмму, мы начинаем обсуждение различий между подведением итогов и пересказом.

3. Используйте смоделированное письмо

Я люблю использовать смоделированное письмо в классе для обучения практически всему! После того, как мы обсудим нашу Т-образную диаграмму «обобщение и пересказ», я делюсь со студентами подготовленным заранее пересказом одной из ранее прочитанных книг, которые я показал. Студенты могут сразу выбрать книгу, которую пересказывают, потому что она включает в себя все детали истории. В этот момент я заручился помощью студентов, чтобы вычеркнуть некоторые менее важные детали из моего пересказа, которые не попали бы в краткое изложение той же книги. Затем я раскрываю предварительно написанное резюме. Престо! Резюме выглядит как пересказ без лишних подробностей. Эта часть уроков помогает учащимся не только понять разницу между подведением итогов и пересказом, но и показывает им, что у них уже есть навыки написания резюме!

4. Практика, практика, практика

Проанализировав смоделированное письмо, учащиеся могут понять разницу между резюме и пересказом. Сейчас время, когда мы тренируемся. Я отправляю небольшие группы студентов, чтобы они написали резюме по разным ранее прочитанным книжкам с картинками, но даю им только каталожные карточки, на которых они могут писать свои резюме. Это напоминает учащимся, что резюме включают только важную информацию из книги и являются краткими. Когда студенты закончат, мы снова собираемся вместе, как класс, и начинаем делиться. Мы используем созданную нашим классом Т-таблицу резюме и пересказа, чтобы решить, написали ли учащиеся краткие резюме или пересказ истории. Студенты также могут оценить, содержат ли резюме, которым делятся студенты, важную информацию, поскольку все они слышали истории, о которых студенты написали резюме. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше об итогах практических занятий!

Движение вперед

Подведение итогов

Этот урок — отличный способ представить конспекты в вашем классе, но это только начало. Этот урок предоставляет учащимся базовые знания, которые помогут им понять структуру резюме, и предоставляет визуальную якорную диаграмму того, что нужно делать и что НЕ делать при написании резюме. На этом этапе навыки написания резюме учащихся только развиваются, поэтому их необходимо оттачивать и оттачивать в течение года. (Да, это процесс длиной в год!) Существует множество различных стратегий, помогающих учащимся усовершенствовать свои навыки написания резюме. Среди моих любимых: 

  • The 5 Ws- Учащиеся отвечают на вопросы 5W о книге, которую они читают, чтобы помочь им составить резюме. Кто? Какая? Когда? Где? Почему?
  • SWBSA- Эта стратегия хорошо работает при чтении книг с сильными персонажами. Это означает кто-то, хотел, но, так, и. После того, как учащиеся заполнили органайзер SWBSA, они могут легко написать резюме.
  • Краткое изложение карты-истории — После прочтения учащиеся заполняют карту-историю. Используя заполненную карту-историю, учащиеся затем пишут резюме.

Важное и интересное

Если вы обнаружите, что ваши ученики затрудняются включить важную информацию в свои резюме, попробуйте провести урок на тему сравнения важной информации. Создайте t-диаграмму класса, чтобы помочь учащимся понять разницу между ними.

Подведение итогов является одним из самых сложных понятий для обучения и требует множества последующих мини-уроков, чтобы помочь учащимся добиться успеха. Чтение отрывков и карточек с заданиями для повторения действительно помогает! Студентам должно быть предоставлено много возможностей попрактиковаться в написании резюме, поэтому не ждите, что они сразу станут экспертами. Привлекайте учащихся к ответственности за написание резюме не реже одного раза в неделю. Чем больше студенты будут практиковаться, тем лучше они станут. Учащиеся также должны каждый день устно обмениваться резюме. Это можно сделать, когда вы беседуете с ними один на один или во время чтения в партнерстве.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *