Как научиться писать изложение в 3 классе: Изложение — что такое изложение и как его писать в начальной школе?

Содержание

Как правильно писать изложение, сжатое изложение

Дети уже в 1 классе сталкиваются с термином «изложение». Да, первоклассникам надо изложить всего лишь маленький кусочек текста с помощью учителя. Но для ребят иногда это титанический труд.

С каждой ступенью обучения задания по письменному пересказу становятся трудней. Поэтому надо помочь понять ученику уже с начальной школы, как правильно писать изложение.

Изложение: определение, типы и виды

Изложение – это последовательное воссоздание текста, часто подробное и с сохранением неповторимой речи автора произведения.

Но к этой работе не надо относиться, как к врагу. Перестраиваемся сами и меняем отношение ребенка. Излагать полезно, потому что ученик научится:

  • воспринимать информацию и удерживать внимание на ней;
  • создавать связный и логически выстроенный текст;
  • анализировать его, одновременно выделяя части целого и обобщая;
  • выделять основную мысль рассказа;
  • соблюдать стили речи;
  • запоминать.

Перед тем, как окончательно перейти к тому, как писать изложение, поговорим о типах текста. Знать их, отличать друг от друга важно. Выделяют следующие типы:

1. Повествование

Легче всего написать сюжетный пересказ. Поэтому учителя в качестве первого опыта выбирают тексты-повествования. В них события сменяют друг друга, и детям под силу определить последовательность действий, выстроить порядок – что за чем. Смысловую нагрузку здесь несут глаголы. Так как чаще событие уже состоялось, глаголы совершенного вида используются в форме прошедшего времени. Например: спел, станцевал и др. Обычно в структуре повествования можно выделить этапы развития сюжета.

2. Описание

Следующий шаг в развитии речи – научить излагать описания. Это труднее, потому что нет динамики: перечисляются характеристики предмета или объекта, его качества. Иногда описание усложняется эмоциональными образами автора: сравнениями, метафорами и другими средствами выразительности.

3. Рассуждение

Уже в старших классах учащиеся продемонстрируют свое мастерство в написании рассуждения. Детей здесь затрудняет определение главной мысли и смысловых частей. Притом в рассуждении много разных умозаключений, риторических уловок, сравнений и противопоставлений. Но они имеют четкую структуру: автор выдвигает утверждение, доказывает его и делает выводы.

Учтите, один тип в тексте наблюдается редко. Обычно текст – это синтез двух, реже трех типов.

Изложения также делят на виды:

  • подробное: ребенку предстоит изложить информацию досконально, сохраняя характерные черты стиля автора;
  • сжатое: передать только главный смысл содержания;
  • выборочное: надо пересказать какой-то фрагмент в зависимости от задания учителя.

Учим писать изложение младшего школьника

Начинаем улучшать речь ребенка до 1 класса: читаем сказки, обязательно обсуждаем их сюжет, поведение и описание главных героев. Пусть дошкольник пробует их пересказать. Для развития памяти заучиваем наизусть стихи, отрывки из прозы. Перед письменным изложением проводим с детьми подготовительную работу. Помогите ребенку, будьте терпеливы.

Сначала поработайте над содержанием текста. Используйте вопросы:

  • какие эмоции вызвал у тебя рассказ (повесть, сказка и т.д.)?
  • о чем он?
  • назови главных героев, какие они?

Подводим постепенно ребенка к главной мысли произведения. Вряд ли ученик начальных классов сразу даст ответ. С помощью наводящих вопросов вместе определяем идею. Учим обращать внимание на образы и языковые особенности с помощью вопросов:

  • что хотел автор сказать, употребляя эти слова?
  • как это фраза помогает понять характер, события и т.д.?
  • какие слова помогают понять, что герой нравится/не нравится автору?

Следующий шаг – создание плана. Младшим школьникам под силу будет составить простой план. Берем сначала повествовательный текст и просим определить порядок действий.

Пункты плана записываем в тетрадь. Предлагаем ребенка устно пересказать по плану, а потом записать. Дайте возможность ребенку самому исправить ошибки. В конце занятия похвалите ученика за успехи.

Постепенно усложняем работу, предоставляя больше самостоятельности. Когда мы видим, что ученик уверенно справляется с анализом текста, то переходим к написанию на слух. Читайте текст, не торопясь, выделяя смысловые фразы. Памятка поможет школьнику научиться последовательности при работе с произведением.

Памятка «Как правильно писать изложение»

  1. Когда слушаешь текст, сосредоточься на нем.
  2. После первого прослушивания назови тему и идею.
  3. Назови тип текста.
  4. Запиши главные слова, которые влияют на смысл произведения.
  5. Выдели части в тексте, подбери им названия.
  6. В каких словах ты можешь ошибиться? Почему? Проверь по словарю.
  7. После второго прослушивания проверь записи, продолжи работать над планом.
  8. Напиши черновой вариант.
  9. Проверь соответствие написанного текста плану.
  10. Исправь ошибки и перепиши в чистую тетрадь.

Как написать сжатое изложение

К старшим классам ученики владеют всем арсеналом знаний, необходимых для написания изложения. Кульминационным моментом в многолетнем обучении становится государственная итоговая аттестация, на которой выпускники 9 класса пишут сжатый вариант текста. Как правильно писать сжатое изложение?

Главная задача – передать смысл произведения, сократив на одну треть. Для этого надо полностью переработать текст, но сохранить его тип и стиль.

Есть несколько способов, чтобы успешно справиться с этим:

  • определяем, что в тексте главное, а что нет;
  • вычленяем микротемы (это тема абзаца) и составляем план;
  • выпускаем маловажные детали: примеры, лирические отступления, рассуждения;
  • обобщаем материал: например, эпизод можно заменить одним предложением;
  • упрощаем языковые конструкции: заменяем сложные предложения на простые, прямую речь на косвенную, исключаем однородные члены, синонимы, повторы.

На экзамене школьникам, чтобы получить высокие баллы, стоит избегать распространенные ошибки:

  • не менять стиль текста;
  • не превращать второстепенный материал в центральный;
  • не составлять подробный план;
  • не менять порядок микротем;
  • не выпускать из текста идею автора.

Сегодня изложение – не только выпускная работа. Многие учебные заведения профессионального образование включают его в список обязательных испытаний. И это правильно, потому что эта учебная работа наглядно демонстрирует интеллектуальный уровень школьника.

Как написать изложение ОГЭ по русскому языку 9 класс

Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе представляет собой написание сжатого изложения. Это сложное задание требует от вас умения вычленять важную (основную) инфор­мацию, отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы кратко и связно передать содержание текста, который вы будете слушать.

Сжатое изложение огэ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. Изложение должно быть ко­ротким по форме, но не бедным по содержанию и передавать ин­формацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом вами тексте дол­жны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.

Кратко изложить прослушанный текст – сложное задание, по­этому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, воспринимаемый визуально, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению для 9 класса, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы сжатия (компрессии). Для этого в нашей книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 30 тренировочных вариантов» мы предлагаем вам 10 текстов для изложения, на которых вы легко сможете отработать методику сокращения. В этой статье мы кратко сформулируем основные тезисы.

  • Компрессия текста
  • Основные приёмы компрессии текста
  • Последовательность работы при восприятии текста на слух
  • Техника написания изложения

Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, можете ли вы передать содержание исходного текста сжато. В требо­ваниях к сжатому изложению огэ не указано максимально допустимое количество слов, однако понятно, что изложение не должно отра­жать всё содержание исходного текста (в этом случае написанный текст будет подробным изложением). Мы рекомендуем следую­щий диапазон: 75–120 слов.

Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

Необходимо чётко следить за тем, чтобы в изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в тре­бованиях к сжатому изложению сказано о том, что исходный текст содержит 3 микротемы.

Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные.

Основными содержательными формами компрессии можно на­звать такие:

1) разделение информации на главную и второстепенную, ис­ключение несущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (пере­вода частного в общее).

Какие языковые приёмы сжатия вы можете использовать? Назовём самые типичные.

1) Исключение:

  • отдельных членов предложения;
  • однородных членов;
  • повторов;
  • одного или нескольких синонимов;
  • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.

2) Замена:

  • однородных членов обобщающим словом;
  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
  • прямой речи косвенной;
  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

3) Слияние:

  • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.
  • в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении — общие положения, тезис, аргументы, дока­зательства, вывод.

Логически выстроить работу вам помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана – очень важный приём, для того чтобы хорошо написать изложение огэ. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также по­следовательность и связанность частей.

Предлагаем вам ознакомиться с последовательностью работы при восприятии текста на слух.

1. Прослушайте исходный текст.

2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).

3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:

4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.

6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную ин­формацию и все микротемы.

7. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.

8. Напишите сжатое изложение.

9. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо опреде­лить ту часть, которую можно расширить, и дополнить её.

10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфо­графических и пунктуационных ошибок.

11. Напишите сжатое изложение.

Перед тем как выполнять задание, необходимо подумать об организации «рабочего поля», чтобы зафиксированное вами можно было потом расшифровать.

Во время первого чтения текста диктором вни­мательно слушайте его, т. е. активно воспринимайте содержа­ние звучащего текста, стараясь сразу понять основную мысль автора. Мы не рекомендуем при первом прослушивании сразу делать записи вслед за звучащим текстом. Как показывает практика, эффект от такой методики при прослушивании снижен. Гораздо эффек­тивнее сначала сосредоточиться на восприятии текста, определить основную тему и микротемы, идею (основную мысль), соотнести друг с другом смысловые части. Записи желательно делать в перерыве между прослушиваниями и при втором прослушивании.

В перерыве между прослушиваниями кратко запи­шите последовательность абзацев, то есть ход рассуждений автора или хронологию событий, последовательность описания. Это поможет грамотно составить план, определить микротемы.

Во время второго прослушивания уточните, конкретизируйте первоначальную информацию, внесите дополнения или изменения в предварительные записи изложения. Кроме того, постарайтесь откорректировать первичный план, проверьте правильность выделения абзацев.

После второго прослушивания начинайте восстанавливать текст (заполняйте пробелы в своих записях), пока он ещё свеж в вашей памяти. Затем переходите к его сокращению. В идеале нужно применить несколько способов сжатия на всём протяжении текста.

Итак, сжатое изложение проверяет, насколько вы умеете слушать, то есть адекватно воспринимать информа­цию, содержащуюся в прослушанном тексте; умеете обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умеете письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений лежит в основе системы критериев оценивания изложения.

Ознакомиться с последовательностью работы при зрительном восприятии, а также с различными способами компрессии на примере нескольких разных текстов, для того чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку, вы сможете в нашем пособии.

Желаем вам успешной подготовки!

Вернуться

Поделиться

Подведение итогов | Классные стратегии | Reading Rockets

Подведение итогов учит учащихся, как различать наиболее важные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на прочитанное. Стратегии обобщения можно использовать практически в каждой области контента.

Когда использовать: Перед чтением Во время чтения После чтения
Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Установка для всего класса

Что такое подведение итогов?

С точки зрения учащихся, подведение итогов – это изложение наиболее важных частей текста своими словами в гораздо более короткой форме. Обучение подведению итогов показывает учащимся, как различать основные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на то, что они читают, и служит проверкой понимания. Обобщение — это сложный навык, который будет развиваться со временем по мере того, как учащиеся читают все более сложные тексты.

Зачем учить подводить итоги?

  • Это помогает учащимся научиться определять основные идеи и объединять важные детали, которые поддерживают эти идеи.
  • Позволяет учащимся сосредоточиться на ключевых словах и фразах заданного текста, которые стоит запомнить.
  • Он учит студентов, как брать большой фрагмент текста и сокращать его до основных моментов для более краткого понимания.
  • Навыки суммирования применимы почти во всех областях контента.

Как научить подводить итоги

Подводить итоги может быть сложно даже для взрослых. Скачок от пересказа, который просит читателей вспомнить события в истории в логическом порядке, к определению того, что важно или необходимо в истории, и сжатию информации в резюме, является большим. Хороший способ поддержать растущую способность юных читателей обобщать — это моделировать и практиковать процедуры подведения итогов. Процедура или структура, которая имеет наибольший смысл, будут различаться в зависимости от возраста и опыта учащихся.

Менее опытные учащиеся

Попробуйте перейти от структурированных упражнений для обучения последовательности рассказов, таких как «Начало, середина и конец» и «Первый, следующий, затем, последний», к структурированным подведением итогов, таким как «Кто-то хотел, но потом » или «Пять пальцев (5W)». Эти леса дают учащимся визуальное представление их мышления и способ структурировать свои ответы, побуждая их думать не только о последовательности событий.

Более опытные учащиеся

Для учащихся, которые имеют больше опыта в определении элементов рассказа и определении важных идей, попробуйте использовать более открытые процедуры, такие как Суммирование за 2 доллара, или другие подходы к подведению итогов, ориентированные на ключевые слова.
Для учащихся, которые знакомы с концепцией основных идей и важных деталей:

1. Начните с чтения или попросите учащихся прослушать выбранный текст, который необходимо обобщить.

2. Задайте учащимся следующие базовые вопросы:

  • Каковы основные идеи?
  • Какие важные детали необходимы для поддержки основных идей?
  • Какая информация неактуальна или не нужна?

3. Попросите их использовать ключевые слова или фразы, чтобы определить основные моменты из текста.

Посмотреть демонстрацию: Урок SWBST (2 класс, для всего класса)

На этом виртуальном уроке учитель читает вслух Маленький Шимпанзе и термиты и моделирует заполнение рисунка «Кто-то хотел, но тогда» (SWBST) организатор. Сила этой стратегии заключается в том, что сам лист SWBST, прочитанный как серия предложений, представляет собой краткое изложение книги.

Посмотрите демонстрацию: стратегии обобщения (классы K–2)

Задания K–2, описанные в этом видеоролике, более подробно фокусируются на использовании элементов истории (персонажей, обстановки, проблемы, решения) в качестве основы для пересказа и обобщения. . Занятия K-1 включают в себя устные конспекты, иллюстрации и действия учащихся. 2-й класс представляет собой пересказ и подведение итогов в небольшой группе с карточками-подсказками для элементов рассказа, которые могут включать письменный компонент.

Посмотрите демонстрацию: стратегия подведения итогов

Учитель объясняет «Суммируй за 2 доллара», стратегию подведения итогов с использованием ключевых слов из текста.

Сбор ресурсов

Полный список заданий по подведению итогов, включая набор не письменных заданий подведения итогов, см. в разделе Стратегии быстрого подведения итогов для использования в классе.

Get the Gist, ресурс Национальной службы поддержки поведения Великобритании, включающий множество графических органайзеров и идей для уроков.

Вот план урока, который поможет учащимся научиться подводить итоги, используя Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек .

Обучение дифференциации

  • Обеспечить рамки предложений для устного и письменного подведения итогов уроков и занятий.
  • Имейте в виду, что для одного и того же текста могут использоваться разные процедуры суммирования. Если учащиеся работают самостоятельно или в парах, вы можете изменить метод, который они используют для подведения итогов.
  • Используйте визуальные эффекты. Включите графические органайзеры, которые используют изображения, а не текст в качестве подсказок, и/или предложите учащимся сделать свои выводы.
  • Направляйте учащихся на протяжении всего процесса написания резюме. Поощряйте их последовательно писать более короткие резюме, совершенствуя написанное до тех пор, пока не останется только самая важная и актуальная информация.
    Предложите учащимся вместе ответить на итоговые вопросы и написать ответы. Подумайте о том, чтобы объединить писателей с начинающими писателями и попросить писателей пройти под диктовку. Эта работа побуждает к обсуждению того, что важно в тексте, и позволяет обоим учащимся провести мысленную работу по подведению итогов.

Связанные стратегии

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Jones, R. (2007). Стратегии понимания прочитанного: подведение итогов. Получено 29 января 2008 г. с http://www.readingquest.org/strat/summarize.html.

Гатри, Дж. Т. (2003). Инструкция по понятийно-ориентированному чтению: практика обучения чтению для понимания. В C. Snow & A. Sweet (Eds.), Чтение для понимания: последствия отчета RAND для образования (стр. 115–140). Нью-Йорк: Гилфорд.

Детские книги для использования с этой стратегией

Гусь и Утка

Автор: Джин Крейгхед Джордж

Возрастной уровень: 3-6

Уровень чтения: начинающий

В этой истории о перелетных птицах и запечатлении сочетаются факты и вымысел. поведения известного натуралиста.

Ваша кожа держит вас в напряжении

Автор: Бекки Бейнс

Жанр: Документальная литература

Возрастной уровень: 0-3

Уровень чтения: Предварительный чтение

Все, что вы никогда не знали и хотели знать о коже, представлено в привлекательном легком сочетании фотографий и нарисованных линий. В результате получилась информативная книга, которой можно делиться слоями, демонстрируя, что «ваша кожа держит вас внутри!»

Оуэн и Мзи: правдивая история удивительной дружбы

Авторы: Изабелла Хаткофф, Крейг Хаткофф, Паула Кахумбу

Жанр: Документальная литература

Возрастной уровень: 6-9

Уровень чтения: Независимый читатель

Когда цунами лишил маленького бегемота осиротевшего, группа обеспокоенных жителей деревни Малиди (на восточном побережье Кении) выясняет, как поймать 600-фунтового детеныша, начав его новую жизнь в приюте для животных с новым и неожиданным компаньоном — 130-летняя черепаха по имени Мзи. В этой вдохновляющей, привлекательной и правдивой истории, рассказанной сначала молодой девушкой и ее отцом, использованы полноцветные фотографии и простой текст.

Комментарии

Резюме Как писать для детей

Начальная/английский язык/язык искусств/средняя школа

Хайди резюме 1 Комментарий

Хотя я всегда заставляла своих детей вести книжный журнал, я редко заставляла их писать резюме. Я смеюсь над тем, насколько противоположны двое моих младших, когда они делают это. Неудивительно, что то, как они писали резюме, отражает характер каждого из них.

Когда я собирался пройти формальный урок по написанию резюме, я знал, что сначала это будет липко. Мой сын пишет как можно меньше слов, не улавливая основных моментов и редко используя приличный почерк или структуру предложений. Это не потому, что он не способен, а потому, что он просто не находит это необходимым, интересным или стоящим своего времени. Моя дочь, с другой стороны, слишком многословна, часто тратит слишком много времени на несущественные детали и иногда пропускает важные моменты, которые она должна была включить.

Я решил сделать это для нескольких книг в этом году, но не все время, потому что они оба увязли бы в этом. Вот некоторые из ресурсов, которые я нашел для работы над написанием резюме с моими детьми.

1. Как писать официальные резюме 

Этот 10-страничный пакет для печати — отличное место для начала! Мы вместе прошлись по всему пакету, проанализировав краткие примеры и изучив основы хороших кратких изложений. Мне ПОНРАВИЛСЯ контрольный список для написания резюме, и я распечатала копию для каждого ребенка, чтобы держать его на своем столе для удобства, когда мы пишем больше резюме в течение года!

2. Как научить писать конспекты – конспектирование одной рукой

Я не помню, чтобы я использовал этот метод конспектирования одной рукой в ​​школе, но мне нравится, что он быстрый и как отправная точка и отправная точка для написания базового конспекта .

В основе этого метода лежат 5 простых вещей:
  1. Тематическое предложение – Одно предложение, которое рассказывает, о чем книга
  2. Кто-то — Кто главный герой или персонажи?
  3. Разыскивается — Чего они (он/она) хотели?
  4. Но потом – В чем была большая проблема или конфликт?
  5. Наконец – Как разрешился этот конфликт? Как это закончилось?

3.

Краткое изложение Как написать видео для детей

4. Полное обучение написанию итогового урока

Это БЕСПЛАТНЫЙ урок по написанию резюме для 7-10 классов. Он использует просмотр выступления TED для написания резюме. Предлагаем рабочие листы организации в качестве руководства для написания резюме.

Включено следующее:
  • ПОШАГОВЫЙ ПЛАН УРОКА (возможно 2 урока)
    Этот пошаговый план проведет вас через урок(и) – здесь много работы для двух возможных уроки.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *