Как научиться писать изложение 4 класс: Изложение — что такое изложение и как его писать в начальной школе?

Что такое изложение: как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

План урока:

  • 1 Что значит излагать и как это должно быть?
  • 2 Как можно пересказывать?
  • 3 Учимся писать изложение

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Учимся писать изложение… | Интернет-класс

Изложение — это творческая работа. Изложить – это значит пересказать содержание текста. Задача изложения — помочь ребенку научиться правильно формулировать мысли и выбирать нужную информацию.  Как научить ребенка писать изложение?…

Начинать следует с развития памяти — учить стихи, пусть даже небольшие четверостишия, устно пересказывать простые сюжеты, постепенно переходя к более сложным произведениям.

Перед тем как приступить к написанию изложения составьте план, так будет проще пересказывать текст.

В школе есть определенная методика. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло. В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик (для учеников 4 классов). Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика.

Такой метод можно использовать и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Составьте план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ.

Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс Смотреть

Тексты для изложений

Гостинец для мамы

Это было на фронте. Шли тяжёлые бои. Мой товарищ получил письмо из дома и загрустил.

В письме мать писала, что нечем засеять огород. В доме нет зерна и картофеля. В деревню пришёл голод.

Наш отряд решил помочь товарищу. Мы собрали денег и послали матери. Помогла солдатская дружба. Мать засадила огород картофелем. (54 сл.)

Вопросы: 

  • Где происходили события?
  • Какие шли бои?
  • Почему загрустил товарищ?
  • О чём писала мать в письме?
  • Как друзья решили помочь товарищу?

Слова для справок: что нечем засеять, пришёл, решил, солдатская, послали матери.

Осенью птицы в теплые края летят

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.

Окольцованные птицы — мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Вопросы:

  • Что можно узнать по надписи на кольце?
  • В какое время суток летят зяблики на юг?
  • Какой враг летит вдогонку?
  • Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

  1. К югу.
  2. Когда летят зяблики?
  3. Что делают они днем?
  4. Что сделали с пойманной птичкой?
  5. Зачем окольцованную птицу отпустили?

Слова для справок: достается, колечко, мастера.

Русская смекалка

Давно это было.

Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужичок землю — и дорога готова.
Вот как просто русский человек трудное дело сделал, (65 слов.)

Вопросы:

  • Из чего видно, что дело было трудное?
  • Как справился крестьянин с этим делом?
  • Почему рассказ назван «Русская смекалка»?
  • Как назван этот человек в разных местах рассказа? (Запомните слова мужичок, крестьянин, русский человек или выпишите их на доске.)

План:

  1. Огромный камень мешает.
  2. Камень тяжел.
  3. Крестьянин убрал камень.
  4. Как просто!

Слова для справок:камень, могучих.

Рекомендую… Изложения для младших школьников

 

Tags: русский язык

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

Если вы учитель начальных классов, то вы понимаете, с какими трудностями приходится сталкиваться при обучении учащихся тому, как подводить итоги и как различать подведение итогов. Понятие подведения итогов является одним из самых сложных для понимания студентами. Пересказать всю книгу или главу, но сделать это кратко? Вставьте сюда растерянные студенческие лица! Хотя существуют разные стратегии обучения студентов подведению итогов, я обнаружил, что лучший способ донести до них концепцию подведения итогов — это начать с обучения студентов тому, что им НЕ следует делать при подведении итогов. Первое, что учащиеся НЕ должны делать при подведении итогов, — это пересказывать то, что они прочитали, и обычно именно это они делают изначально!

Начав обучение написанию сводки с демонстрации учащимся пересказа, вы сможете легко объяснить разницу между ними. В начальных классах учеников всегда просят пересказать рассказ. Пересказ — это то, что студенты умеют делать, что делает его идеальным способом привлечь их внимание при обучении тому, как подводить итоги. Это также позволяет учащимся легко устанавливать связи в рамках собственного обучения. Студенты могут самостоятельно контролировать свое написание резюме, спрашивая, является ли то, что они написали, резюме или пересказом. Читайте дальше, чтобы узнать, как я начинаю работать над концепцией написания резюме со своими учениками. (Возьмите бесплатные обучающие пункты для подведения итогов уроков, приведенных ниже). 1. Выберите книгу, чтобы резюмировать то, что ранее было прочитано вслух

К тому времени, когда я начинаю обобщать инструкции, мы уже прочитали много разных книжек с картинками. Перед началом урока я достаю несколько любимых книжек с картинками, которые раньше читал класс, и показываю их. Я также пишу пересказ и резюме для одной из книг до начала урока, чтобы учащиеся смоделировали письмо, чтобы сравнить резюме и пересказы, когда урок начнется. Использование ранее прочитанных книг — отличный способ научить резюмировать, так как это позволяет учащимся сосредоточиться на навыке резюмирования, вместо того, чтобы пытаться понять историю с первого раза. (Подробнее об использовании ранее прочитанных книг во время чтения читайте здесь.)

2.

Создайте якорную диаграмму

Я заранее готовлю якорную таблицу, чтобы заполнить ее вместе со студентами в начале урока. Простая Т-диаграмма SUMMARY vs RETELL всегда помогает. Затем я привлекаю студентов, чтобы они помогли мне заполнить его, рассказав мне, что они уже знают как об обобщении, так и о пересказе. Их идеи обсуждаются и записываются. Используя заполненную Т-диаграмму, мы начинаем обсуждение различий между подведением итогов и пересказом.

3. Используйте смоделированное письмо

Я люблю использовать смоделированное письмо в классе для обучения практически всему! После того, как мы обсудим нашу Т-образную диаграмму «обобщение и пересказ», я делюсь со студентами подготовленным заранее пересказом одной из ранее прочитанных книг, которые я показал. Студенты могут сразу выбрать книгу, которую пересказывают, потому что она включает в себя все детали истории. В этот момент я заручился помощью студентов, чтобы вычеркнуть некоторые менее важные детали из моего пересказа, которые не попали бы в краткое изложение той же книги.

Затем я раскрываю предварительно написанное резюме. Престо! Резюме выглядит как пересказ без лишних подробностей. Эта часть уроков помогает учащимся не только понять разницу между подведением итогов и пересказом, но и показывает им, что у них уже есть навыки написания резюме!

4. Практика, практика, практика

Проанализировав смоделированное письмо, учащиеся могут понять разницу между резюме и пересказом. Сейчас время, когда мы тренируемся. Я отправляю небольшие группы студентов, чтобы они написали резюме по разным ранее прочитанным книжкам с картинками, но даю им только каталожные карточки, на которых они могут писать свои резюме. Это напоминает учащимся, что резюме включают только важную информацию из книги и являются краткими. Когда студенты закончат, мы снова собираемся вместе, как класс, и начинаем делиться. Мы используем созданную нашим классом Т-таблицу резюме и пересказа, чтобы решить, написали ли учащиеся краткие резюме или пересказ истории.

Студенты также могут оценить, содержат ли резюме, которым делятся студенты, важную информацию, поскольку все они слышали истории, о которых студенты написали резюме. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше об итогах практических занятий!

Движение вперед

Подведение итогов

Этот урок — отличный способ представить конспекты в вашем классе, но это только начало. Этот урок предоставляет учащимся базовые знания, которые помогут им понять структуру резюме, и предоставляет визуальную якорную диаграмму того, что нужно делать и что НЕ делать при написании резюме. На этом этапе навыки написания резюме учащихся только развиваются, поэтому их необходимо оттачивать и оттачивать в течение года. (Да, это процесс длиной в год!) Существует множество различных стратегий, помогающих учащимся усовершенствовать свои навыки написания резюме. Среди моих любимых: 

  • 5 Ws- Учащиеся отвечают на вопросы 5W о книге, которую они читают, чтобы помочь им составить резюме. ВОЗ? Что? Когда? Где? Почему?
  • SWBSA- Эта стратегия хорошо работает при чтении книг с сильными персонажами. Это означает кто-то, хотел, но, так, и. После того, как учащиеся заполнили органайзер SWBSA, они могут легко написать резюме.
  • Краткое изложение карты-истории — После прочтения учащиеся заполняют карту-историю. Используя заполненную карту-историю, учащиеся затем пишут резюме.

Важная и интересная

Если вы заметили, что ваши учащиеся затрудняются включить важную информацию в свои конспекты, попробуйте провести урок на тему сравнения важной информации. Создайте t-диаграмму класса, чтобы помочь учащимся понять разницу между ними.

Подведение итогов является одним из самых сложных понятий для обучения и требует множества последующих мини-уроков, чтобы помочь учащимся добиться успеха. Чтение отрывков и карточек с заданиями для повторения действительно помогает! Студентам должно быть предоставлено много возможностей попрактиковаться в написании резюме, поэтому не ждите, что они сразу станут экспертами. Привлекайте учащихся к ответственности за написание резюме не реже одного раза в неделю. Чем больше студенты будут практиковаться, тем лучше они станут. Учащиеся также должны каждый день устно обмениваться резюме. Это можно сделать, когда вы беседуете с ними один на один или во время чтения в партнерстве.

Помните, чем больше учащийся будет практиковаться в подведении итогов, тем лучше он станет! О стратегиях обучения другим приемам чтения, таким как вопросы, читайте ЗДЕСЬ. (Возьмите бесплатные обучающие пункты для подведения итогов, которые помогут вам в последующих уроках ниже.)

Посетите мой магазин TPT, чтобы найти ресурсы, которые могут вас заинтересовать:

Подведение итогов

Стратегии чтения

Подведение итогов обучения, чтобы ученики действительно поняли

Подведение итогов обучения кажется легким. Когда учащиеся 3-го, 4-го и 5-го классов подводят итоги, им не нужно придумывать какие-либо собственные идеи — все, что им нужно сделать, это кратко рассказать о наиболее важных частях книги или отрывке из чтения, который они прочитали.

Звучит довольно просто… но это не так.

У учителей есть множество милых и красочных идей для обучения стратегиям подведения итогов. Если вы введете «резюме» на Pinterest, , вы увидите огромное разнообразие действий и идей для обобщения художественной и научно-популярной литературы.

Есть якорные диаграммы, графические органайзеры, метод «Кто-то хотел, но тогда», метод SAAC, пересказ с пятью пальцами, обобщающие начала предложения и многое другое.

Можно подумать, что со всеми этими стратегиями наши старшеклассники будут лучше писать конспекты. Тем не менее, многие из этих стратегий и методов не учитывают причины, по которым учащиеся испытывают трудности с подведением итогов.

Почему учащимся сложно обобщать художественные и научно-популярные тексты

Учащимся сложно обобщать текст, потому что это противоречит многим другим вещам, которым мы их учили.

Связи текст-текст/я/мир НЕ включены в хорошее резюме

Обычно мы хотим, чтобы учащиеся использовали то, что они уже знают по теме. Мы даже уделяем время в классе, чтобы активировать ранее полученные знания, зная, что учащиеся лучше поймут прочитанное, если смогут понять это. Мы хотим, чтобы они установили осмысленные связи с текстом.

Но при подведении итогов учащиеся не должны включать какую-либо дополнительную информацию – только ту информацию, которую решил включить автор.

Включение и обоснование собственного мнения НЕ входит в хорошее резюме

Обычно мы призываем учащихся думать самостоятельно. Мы хотим, чтобы студенты делились своим мнением и обосновывали это мнение. Мы хотим, чтобы учащиеся научились не соглашаться с автором и узнали, что авторы не всегда правы.

Но при подведении итогов студенты не должны иметь собственного мнения – они просто должны объяснять, что говорит и думает автор.

Многие интересные детали НЕ включены в хорошее резюме

Обычно мы хотим, чтобы учащиеся рассказали как можно больше подробностей. Сколько раз вы говорили учащимся, что им нужно добавить больше деталей, написать больше или сделать текст длиннее? Чем больше деталей включают учащиеся, тем лучше, за исключением подведения итогов.

Но при подведении итогов студенты должны включать только самую важную информацию. Это означает, что учащиеся должны иметь четкое представление о , как найти основную идею. Неудивительно, что ученики с трудом обобщают текст!

Из чего состоит хорошее резюме

Есть много разных вещей, которые составляют хорошее резюме — некоторые вещи должны быть включены в резюме, а некоторые — нет. Я обнаружил, что ученики 3-го, 4-го и 5-го классов больше всего борются с этими аспектами обобщения художественных и информационных текстов:

  • Резюме должны включать только информацию из отрывка
  • Резюме не должны содержать ваше мнение
  • Сводки должны включать только самую важную информацию
  • Конспекты не копируются из прохождения

Кроме того, рефераты художественной литературы, как правило, должны включать проблему и решение текста.

Практика каждого из этих аспектов подведения итогов по отдельности в виде мини-уроков может помочь учащимся научиться лучше подводить итоги. Однако недостаточно просто рассказать учащимся старших классов, из чего состоит хорошее резюме.

Как научить подводить итоги — важная идея для занятия

Поскольку подведение итогов идет вразрез с тем, что учащиеся, естественно, хотят делать, мы не можем просто сказать учащимся, что составляет хорошее резюме, и ожидать, что этого будет достаточно. Учащимся нужно не просто увидеть примеры хороших резюме — им также нужно увидеть примеры ПЛОХИХ резюме и понять, что делает их «плохими».

Перед подведением итогов напишите несколько разных резюме отрывка для чтения. Сделайте пару из этих резюме преднамеренно ПЛОХИМИ — включите резюме, в котором есть всевозможная неважная информация, и другое резюме, которое включает мнения, которые не взяты из текста. Убедитесь, что у вас также есть одно «хорошее» резюме.

После прочтения отрывка всем классом (или в небольшой группе) покажите учащимся различные резюме. Предложите учащимся обсудить в малых группах или с партнерами, какое резюме лучше, а что нет в других резюме. Повторите это упражнение несколько раз с разными отрывками для чтения.

Включение «плохих конспектов» в ваши итоговые уроки убережет ваших учеников от тех же ошибок, когда они начнут писать конспекты. Хотя написание дополнительных резюме требует дополнительного времени на подготовку, это убережет вас от стольких разочарованных и сбитых с толку учеников в конце учебного года.

Вариант без подготовки для сводных планов уроков

Если у вас нет дополнительного времени на подготовку как «хорошего», так и «плохого» резюме (а у какого учителя есть дополнительное время?), то вам может понравиться вариант «нет». подготовительный вариант. У меня есть обобщающие ресурсы как для художественных, так и для научно-популярных текстов.

Эти ресурсы содержат отрывки для чтения с большим количеством «плохих» и «хороших» резюме, чтобы помочь вашим учащимся лучше понять, как писать резюме.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *