Как написать изложение 4 класс: Изложение — что такое изложение и как его писать в начальной школе?

Изложение в начальной школе

Изложение в начальной школе

Рассказываем, какие бывают виды изложений в 1-4 классах, в чем достоинства каждого из них, и предлагаем универсальный алгоритм работы над письменным пересказом в классе.

С изложением школьники сталкиваются уже в первом классе, затем эта форма работы сопровождает их всю начальную и среднюю школу и становится частью ОГЭ по русскому языку. 

 

 

Зачем писать изложение? 

 

Ключевая задача изложения — научить детей воспринимать информацию на слух, выделять в потоке устной речи главное: мысли, события и характеристики. Таким образом, когда школьники пишут изложение, у них развивается навык аудирования, запоминания и воспроизведения текста. Еще у детей расширяется словарный запас, их речь становится богаче, улучшается память.

 

Во время изложения дети знакомятся с лучшими образцами языка. Этот опыт формирует у школьников правильные речевые навыки, повышает их культуры речи, прививает им художественный вкус.

 

Темы изложений могут нести воспитательный и образовательный смысл. В первом случае это будет формировать мировосприятие школьников, во втором — обогащать их знания об окружающем мире. Важно, чтобы темы изложений были интересными и доступными для детей, а в текстах не содержалось слишком много сложных и непонятных слов. У текста изложения должна быть понятная композиция и небольшое количество действующих лиц: тогда дети хорошо воспримут его содержание и идейный смысл. 

 

Объем и особенности работы в разных классах

 

 

В первом классе предусмотрено изложение небольшого текста (20-30 слов) по вопросам. Как правило, такая форма работы применяется во втором полугодии и занимает 10-15 минут от урока. Во втором классе дети вместе с учителем составляют и корректируют план, по которому потом пишут изложение текста объемом в 30-40 слов. В третьем и четвертом классах школьники пишут подробные, сжатые и творческие изложения. Их объем составляет от 60 до 95 слов.

 

Виды изложений

 

Выделяют три основных вида изложений.

 

 

1. Подробное, близкое к тексту изложение небольшого текста, в котором есть сюжет. 

 

Этот вид практикуют во всех классах, в работе над ним дети учатся составлять связный текст. 

Для первого класса изложения должны быть познавательные или описательные. Первоклассникам может быть сложно писать изложение из-за слабых орфографических навыков. Чтобы избежать ошибок, поначалу текст, составленный учащимися, можно записывать на доске. Со второго класса можно подбирать более сложные тексты, чтобы школьники знакомились с новыми особенностями синтаксиса, лексики и композиции текста. В третьем и четвертом классах дети пишут подробные изложения: обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи, приучаются к точности речи. Все это развивает мышление детей.

 

 

2. Сжатое изложение. 

 

Во время него учитель сначала читает текст один-два раза, затем обсуждает его с учениками. Участники беседы решают, что необходимо оставить при сжатом пересказе, а что можно опустить. В этом виде работы школьники учатся разделять главное и второстепенное. При этом, сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился. Сочетание творческой и логической работы составляет главную ценность и сложность сжатого изложения. 

 

 

3. Творческие изложения. 

 

Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен хорошо понимать его характер и роль, уметь взглянуть на события глазами героя. Этот вид работы развивает воображение детей, их творческие способности и литературный вкус.

 

 

Работа над изложением в классе

 

 

Для каждого возраста учащихся и вида изложения характерны свои особенности. Вместе с тем существует алгоритм, который можно применять в каждом классе при любом пересказе текста — сжатом, подробном или творческом. 

Можно выделить три основных этапа работы над изложением:

 

 

1. Подготовительная беседа. 

 

Во время нее ученики вместе с учителем знакомятся с текстом, обсуждают его тему, выписывают и характеризуют заголовок. На этом этапе педагог разъясняет незнакомые слова, уточняет факты и имена собственные, вместе с детьми обозначает замысел автора. Во время обсуждения школьники могут делать пометки в черновике.

 

 

2. План изложения. 

 

Во время этого этапа нужно определить структуру текста. Если он большой, назвать его части: при повествовании — завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении — тезис, аргументы и выводы; при описании — точность характеристик. Затем следует обозначить мини-тему каждой части, ее содержание, придумать свой заголовок. Название каждой части станет отдельным пунктом плана.  

 

Можно обсудить с детьми, какая идея заложена в каждой части; попросить школьников проследить связи между частями. Все тезисы и подзаголовки лучше записывать в черновик.

 

 

3. Проверка содержания и редактирование. 

 

Школьники просматривают свои записи в черновике и редактируют их: выстраивает логику изложения, проверяет факты и правильность написания сложных слов, устраняет повторы. 

 

При следующем чтении текста ученик ищет и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки. После этого ребенок пишет итоговый вариант текста на чистовик.

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку на максимальный балл: пошаговая инструкция

ОГЭ по русскому языку в 9 классе начинается с изложения. Эта часть экзамена считается не самой сложной. Но и в нем дети часто делают одни и те же типовые ошибки. Но больше не будут — если внимательно прочитают этот текст.

Как на ОГЭ зачитывают тексты изложений

Аудиозапись изложения ОГЭ присылают в аудиторию, где проходит экзамен, на флешке. После небольшой голосовой инструкции включают дикторскую запись, где вслух зачитывается текст объёмом около 150 слов. Обычно в тексте три абзаца, между ними делаются паузы.

Текст изложения должен прозвучать два раза, первый — чтобы ученики ознакомились с общим содержанием, второй — чтобы они запомнили детали. Каждая часть зачитывается примерно 2-3 минуты. Между ними есть 3-4 минуты, во время которых девятиклассник может корректировать пометки в черновике. Прослушав текст, участники ОГЭ начинают писать изложение.

Как делать пометки во время аудиозаписи

Перед началом экзамена школьникам обязаны раздать черновики. В них девятиклассники могут делать пометки во время всего экзамена. Если выданных черновиков не хватило, участник имеет право поднять руку и попросить у организаторов дополнительные листы.

Перед ОГЭ по русскому языку школьнику стоит определить, как ему проще воспринимать информацию: визуально или на слух. От этого зависит стратегия, как эффективнее всего делать записи, пока звучит текст изложения.

Потренироваться можно на сайте ФИПИ или на других сервисах.

  • Если экзаменуемый проще воспринимает письменную речь, пометки можно начинать делать прямо во время прослушивания, не дожидаясь перерыва — как конспекты. Чтобы успеть записать как можно больше, можно сокращать слова, делать маркерные списки, схемы, рисунки. Важно оставлять между записями свободное пространство, чтобы во время второго прослушивания добавить недостающую информацию.
  • Если школьнику проще запомнить текст на слух, все записи стоит делать в перерыве между двумя повторами и после того, как аудиозапись закончилась. Во время чтения важно слушать диктора максимально внимательно, не отвлекаясь ни на что, и отмечать у себя в голове ключевые слова и общую сюжетную линию. Так экзаменуемый запомнит больше всего информации и сможет отразить её в своём изложении.

Важно помнить, что записи на листочках с заданиями и в черновиках не проверяются — текст изложения нужно обязательно перенести в бланк ответов.

Что писать в изложении ОГЭ

То, что осталось после двух прослушиваний в черновике, нужно структурировать: что за чем следует и чем аргументирует свои мысли автор. Весь текст нужно поделить на три абзаца — по количеству микротем. Обычно их три, и они немного по-разному отражают главную тему текста.

Например, если текст о пользе чтения, первая микротема может быть о том, что люди читают не только для развлечения, вторая — что книги обогащают внутренний мир человека и развивают его воображение, третья — что литература воспитывает в людях нравственность.

Просто переписывать услышанное в аудиозаписи нельзя — текст необходимо осмыслить и сжать. Для этого есть три приёма:

  • Обобщение — когда разные предложения объединяются в одно.
  • Замена — когда ряд однородных членов заменяется обобщающим словом.
  • Исключение — когда незначительные подробности, вводные слова и повторы просто не добавляются в изложение.

Использовать эти приёмы можно как во время работы с черновыми записями, так и при переносе текста на чистовик. Во втором случае записи, сделанные во время прослушивания аудиозаписи изложения, ученик переформулирует и записывает в бланк ответов уже в сжатом виде.

Перед тем, как сдать изложение ОГЭ, необходимо проверить его на орфографию и при необходимости исправить ошибки — для этого стоит оставить время. В аудитории экзамена девятиклассникам должны раздать орфографические словари. Если их нет, нужно попросить об этом организаторов.

Кроме того, перед сдачей работы важно посчитать, сколько получилось слов. Итоговое изложение должно быть не меньше 70 слов, а тексты короче 50 слов просто не станут проверять. Формально верхней границы нет, но больше 100 слов писать не стоит: это займёт много времени и может подвести по критерию сжатия текста (об этом ниже).

Как оценивают изложение ОГЭ

За сжатое изложение можно набрать максимум 7 баллов из 33 за весь экзамен. Оно оценивается по трём критериям:

  1. Содержание изложения — от 0 до 2 баллов;
  2. Сжатие исходного текста — от 0 до 3 баллов;
  3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — от 0 до 2 баллов.

Для максимального балла по первому критерию важно передать содержание всех микротем, которые содержатся в тексте.

Баллы по второму критерию начисляют за качество сжатия исходного текста изложения — экзаменуемый должен применить для всех трёх микротем любой из приёмов сжатия.

Не стоит «сливать» содержания разных микротем, опускать важные подробности и искажать смысл первоначального текста. Для этого есть третий критерий — смысловая цельность и речевая связность повествования.

Максимальный балл школьник получит, если сохранит в своём изложении членение на абзацы, избежит логических ошибок и неточностей в последовательности мыслей.

Что будет, если опоздать на изложение ОГЭ

На экзамены по любым предметам опаздывать не стоит, а на ОГЭ по русскому языку — особенно. Аудиозапись материала, по которому надо будет писать изложение, звучит в самом начале, и опоздавших участников не пускают в аудиторию во время прослушивания, чтобы они не мешали остальным — кроме ситуаций, когда в классе нет других экзаменуемых. От опоздавшего потребуют написать акт в свободной форме, что он пропустил часть с прослушиванием текста изложения на ОГЭ. Повторно включать аудиозапись для него не будут — получается, изложение он написать не сможет.

Какие ещё могут быть сложности

Обычно организаторы экзамена заранее тестируют качество звука в аудитории. Но всё-таки аудиозапись изложения ОГЭ может звучать слишком тихо, заедать, проигрываться некорректно. В этом и других случаях, когда школьник не удовлетворён порядком проведения экзаменов (например, если учитель перепутал КИМы), необходимо подать апел­ля­цию о на­руше­нии по­ряд­ка про­веде­ния ОГЭ.

Это нужно сделать в день экзамена не выходя из пункта проведения — сразу после сдачи экзаменационных бланков. Школьник должен попросить у организаторов форму заявления и составить апелляцию в двух экземплярах. Один из них обязан подписать представитель экзаменационной комиссии, другой остаётся у экзаменуемого.

Заявление рассмотрят в региональной конфликтной комиссии, привлекая записи видеонаблюдения. О результатах рассмотрения апелляции ученику должны сообщить не позднее, чем через три дня. При серьёзных нарушениях результаты могут аннулировать — тогда экзамен будет повторно сдаваться в резервный день.

Изображение на обложке: catalyststuff / adobe stock

Письмо 4 класса Письмо | GreatSchools.org

В четвертом классе навыки обучения играют важную роль в письменной речи вашего ребенка. Дети проводят исследования, используя несколько источников. Они также учатся делать заметки о том, что они исследуют, читают. и услышать. И даже истории более продвинутые, с более проработанными персонажами, которые проявляют свои чувства и реагируют на происходящее. И, возможно, самое главное, ожидается, что ваш ребенок проанализирует структуру книги, логику, детали и доказательства в своем письме. Все очень впечатляет!

Развитие навыков обучения в 4-м классе

В этом году ведение заметок является важным навыком. Ожидается, что четвероклассники будут использовать книги, периодические издания, веб-сайты и другие цифровые источники для проведения исследовательских проектов — как самостоятельно, так и в рамках групповой работы со сверстниками. Ваш ребенок должен отслеживать все источники, которые он проверяет, отмечая, что он узнал, название источника и номер страницы или URL-адрес, чтобы он мог найти его снова и создать список источников или библиографию позже.

Кроме того, заметки во время чтения художественной литературы помогут вашему ребенку, когда придет время проанализировать прочитанное или дать подробное описание персонажа, места действия или сюжетного события, опираясь на конкретные детали.

Посмотрите этот связанный рабочий лист:
• Поиск ключевых моментов

bttr, лучше, лучше!

Прошлогодний подготовительный этап — планирование — становится более важным в процессе письма вашего ребенка в этом году. Прежде чем ваш ребенок сядет писать, он должен использовать свои организованные заметки, чтобы создать структуру того, что он пишет. Пока планирует , ваш ребенок может провести мозговой штурм идей для истории или решить, как организовать факты в связный набор пунктов. Чем больше знаний ваш ребенок приобретет на этапе подготовки к письму, тем легче ему будет писать. Поощряйте чтение и перечитывание, делайте заметки, находите дополнительные источники, обсуждайте вслух, как новые знания соотносятся с тем, что ваш ребенок знал раньше, и визуально организуйте то, о чем он планирует писать. После первый черновик написан, учитель и, возможно, другие учащиеся предложат обратную связь: зададут вопросы, чтобы выявить новые детали, прояснить аргумент или предложить новые источники информации. Они должны убедиться, что есть четкое введение и заключение, и что порядок точек или событий имеет смысл. Затем ваш ребенок сделает исправление (или два), добавляя, изменяя порядок и улучшая свое письмо, чтобы показать глубокое понимание.

После исправления ваш ребенок делает окончательное редактирование с упором на орфографию, грамматику, пунктуацию и усиление выбора слов. Эти шаги — планирование, написание первого черновика, пересмотр и редактирование финальной части — помогают четвероклассникам понять, что исследования, организация, уточнение идей и улучшение грамматики и презентации — все это необходимо для качественного письма.

Посмотрите, как выглядит ваше сочинение в четвертом классе

 

Письмо в четвертом классе: мнения

Мнение вашего ребенка всегда должно быть подкреплено доказательствами. Убедительное письмо должно начинаться с четкого представления мнения по теме. Чтобы поддержать свое мнение, дети должны представить свои аргументы, которые представляют собой список причин, по которым они придерживаются этого мнения. Каждая из их причин должна быть подкреплена фактами и деталями (то есть доказательствами). После представления всех доводов, подтвержденных исследованиями, дети должны завершить свои аргументы заключительным утверждением или абзацем, в котором резюмируется, как их доказательства подтверждают их мнение.

Посмотрите на этот пример хорошего письменного мнения для четвертого класса:
• «Зоопарки должны закрыться»

Письмо для четвертого класса: информативное письмо

В этом году информативное письмо вашего ребенка становится более организованным, с заголовками, иллюстрациями и даже мультимедийными компонентами. поддерживать определенные моменты. Для начала ваш ребенок должен ввести тему. Затем они должны использовать факты, определения, детали, цитаты, примеры и другую информацию, чтобы разбить тему на несколько четких, хорошо продуманных абзацев. Ваш четвероклассник должен использовать расширенные слова-связки (например, также, другой, например, потому что ) для образования сложных и сложных предложений, связывающих их исследования и идеи с тем, что они делают. Наконец, чтобы подвести итог, у вашего ребенка должен быть вывод — либо утверждение, либо, если необходимо, раздел, помеченный как заключение.

Ознакомьтесь с тремя примерами хороших информационных материалов для четвертого класса:
• «Джон Кэбот и новое открытие Северной Америки»
• «Большая книга эволюции»
• «Отчет о книге: Повесть о Десперо»

Может ли ваш четвероклассник написать информационное сочинение?

 

Письмо в четвертом классе: рассказы

Рассказ означает написание рассказа. В этом году от вашего ребенка ожидается, что он будет использовать приемы рассказывания историй, описательные детали и четкие последовательности, чтобы рассказывать увлекательные истории. Вдохновленный ли любимой книгой, реальными событиями или воображением вашего ребенка, рассказ вашего ребенка должен использовать диалоги, описательные слова и переходный язык. Ищите точный язык и сенсорные детали, которые оживляют персонажей. Наконец, ваш ребенок должен помнить о темпе и последовательности событий. События должны разворачиваться естественно, доводя историю до естественного завершения. С неожиданными концовками все в порядке? Конечно… если детали и события правдоподобно ведут туда.

Посмотрите этот соответствующий рабочий лист:
• Расположение предложений по порядку

Улучшаем грамматику

Возможно, вы захотите просмотреть все части речи, которые ваш ребенок выучил в прошлом году, потому что ожидается, что грамматика четвертого класса будет достаточно точной. Ваш ребенок должен знать относительные местоимения (например, кто, чей, кого, который, что ), относительные наречия (например, где, когда, почему ), порядок прилагательных (например, короткие темные волосы и маленькая красная сумка ), описательные предложные фразы (например, в воздухе, вниз по кварталу, на траве ), прогрессивные глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени (например, я шел, я иду, я буду ходить ) и глаголы, используемые с другими глаголами для выражения настроения или времени (также известные как вспомогательные модальные глаголы, например, can, may, must, should, would ). Кроме того, ваш ребенок должен усвоить различия между часто путаемыми словами, такими как и , и , а также , два и 9.0045 там , их , а они . Наконец, ваш ребенок должен уметь распознавать и исправлять повторяющиеся предложения.

Ознакомьтесь с этими рабочими листами:
• Предлоги
• Сложные предложения
• Знаки препинания в абзацах
• Это или это?

Обучение точному использованию языка

Это означает:

  • Распознавание и объяснение общеупотребительных идиом (например, прогибаясь назад )
  • Различение сравнений и метафор (например, тихий как мышь и солнце желтый пляжный мяч ).
  • Выявление и использование синонимов и антонимов
  • Использование все более конкретных слов в письме (например, гламурный вместо красивый, предрассветный вместо утренний, викторина вместо ваш четвертый класс должен

2 теперь используйте соответствующие академические слова в информационных письмах и исследовательских отчетах. Хотя правильное написание должно быть нормой в четвертом классе, когда вы сталкиваетесь с правописанием более академических слов, ваш ребенок должен использовать словарь и тезаурус (печатную и цифровую версии).

Посмотрите следующие рабочие листы:
• Еженедельные списки правописания для 4-го класса
• Создание метафор
• Сравнение или клише?

Совместное использование своей работы

Большинство классов поощряют (если не требуют) детей использовать технологии для создания и публикации своих произведений. Ваш четвероклассник должен быть в состоянии напечатать до полной страницы за один присест. В то время как учителя должны быть рядом, чтобы помочь, ваш ребенок должен выполнять работу. Студенты также должны общаться со сверстниками о работе друг друга. Как это может выглядеть? Ваш ребенок может прочитать опубликованную работу одноклассника в Интернете и прокомментировать ее или процитировать работу сверстника, отвечая на вопрос в классе.

Обновлено в августе 2022 г. огромный стресс исследовательского проекта состоял в том, чтобы разбить его на управляемые куски для моих студентов.

После введения темы или предмета письма мы начали с создания списка всего, что мы знали о теме, а затем отсортировали и классифицировали этот список.  

Оттуда студенты решили, о чем они хотели бы узнать больше или о чем у нас было мало информации. Это сфокусировало наше исследование таким образом, чтобы студенты сразу почувствовали себя успешными. Вместо того, чтобы исследовать «Океан» в целом, студенты сосредоточились на одном аспекте этой очень большой идеи. Некоторые учащиеся выбрали конкретное морское животное, другие хотели узнать о приливах и отливах, а третьи интересовались коралловым рифом.

Наше путешествие в область исследований стало намного проще. Студенты сосредоточились на одном аспекте большой темы, а затем начали замечать несколько более мелких основных идей, которые соответствовали каждой из них. Студенты нашли информацию об основных идеях, а затем пришло время писать. Следующая часть экспозиции является результатом

разбивая процесс написания на небольшие фрагменты   и записывая один раздел статьи каждый день в общей сложности в течение семи дней ( см. Структуру подведения итогов разъяснительного/информативного письма . ) В реальном мире, авторы не просто пишут одним большим пятном или тем, что некоторые могут назвать черновиками. На самом деле они пишут раздел, размышляют над этим разделом и пересматривают его по ходу дела. Это как раз то, что мои студенты смогли сделать довольно успешно.

Что действительно работает в этой части:

  • Организационная структура – ​​столп
  • Выбор слова – ссылки на слова
  • Отличительные основные идеи
  • Польза исследований: цитата, удивительные факты, анекдот
  • Голос и тон

 

Обратите внимание на использование информативных глаголов и на то, как автор формулирует каждую основную мысль в этом вводном абзаце.

Обратите внимание на использование «референтных слов» вместо «мечехвоста… мечехвоста… мечехвоста…». Автор использует продуктивные вопросы  «Как это выглядит, почему это важно?»  чтобы добавить значимые детали, поддерживающие основную идею — внешний вид.

Учащийся формулирует основную идею этого абзаца в виде вопроса. Это одна из стратегий, которой обучают для повторения скучных предложений с основной идеей.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *