Перечислите основные факторы психического развития. Подскажите их роль и место в развитии ребёнка
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
От 250 руб
Контрольная работа
От 250 руб
Курсовая работа
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
СРЕДА
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В.
В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.
Генотип
— совокупность всех генов, генетическая конституция организма.Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.
Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.
АКТИВНОСТЬ
Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»
На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности.
Таким образом, активность может быть понятаВнимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном
22.03.2017
Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля.
Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения. Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития. Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет.
Причины задержки психического развития
В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.
К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.
Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.
Виды задержки психического развития
Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.
-
ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.
-
ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.
-
ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.
-
ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто. Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т.д.
Отличительные черты детей с задержкой психического развития
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.
Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.
Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.
Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.
Диагностика
Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.
При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.
Коррекция
Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.
Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата проводит логопед.
При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.
Профилактика
Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.
Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы.
Проблема биологического и социального в психическом развитии ребенка
- Главная ->
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Возрастная психология
Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями — биологическим и социальным Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеззу.
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т. е. биологических и социальных факторов
Биологические факторы — совокупность природных факторов, влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.
После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие
Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа
Основные концепции психического развития ребенка
Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:
а) необратимость — способность к накоплению изменений, \»надстройки\» новых изменений над предыдущими;
б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей
Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:
1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;
2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;
3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды
Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные собственно ост.
Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Что понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения — сангвинический.
Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л. С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.
Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
Факторы, способствующие физическому и умственному развитию в раннем младенчестве: сравнение недоношенных/маловесных детей при рождении и доношенных детей как и почему? J Детская психологическая психиатрия.
2007; 48: 245–261. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01714.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]2. Field T, Diego M, Hernandez-Reifm M, Schanberg S, Kuhn C, Yando R, et al. Тревожность при беременности и коморбидная депрессия и гнев: влияние на плод и новорожденного. Подавить тревогу. 2003; 17: 140–151. doi: 10.1002/da.10071. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
3. Windham GC, Zhang L, Gunier R, Croen LA, Grether JK. Расстройства аутистического спектра в связи с распространением опасных загрязнителей воздуха в районе залива Сан-Франциско. Перспектива охраны окружающей среды. 2006; 114:1438–1444. doi: 10.1289/ehp.9120. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Braun JM, Froelich TE, Daniels JL, Dietrich KN, Hornung R, Auinger P, Lanphear BP. Ассоциация токсикантов окружающей среды и расстройства поведения у детей в США: NHANES 2001–2004. Перспектива охраны окружающей среды. 2008;116:956–962. doi: 10.1289/ehp.11177. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Sood B, Delaney-Black V, Covington C, Nordstrom-Klee B, Ager J, Templin T, et al. Пренатальное воздействие алкоголя и поведение детей в возрасте от 6 до 7 лет: I. эффект доза-реакция. Педиатрия. 2001;108:E34. doi: 10.1542/peds.108.2.e34. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Walker SP, Wachs TD, Gardner JM, Lozoff B, Wasserman GA, Pollitt E, Carter JA. Развитие ребенка: факторы риска неблагоприятных исходов в развивающихся странах. Ланцет. 2007;369: 145–157. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60076-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. McGrath JM, Records K, Rice M. Материнская депрессия и характеристики детского темперамента. Младенец Поведение Дев. 2008; 31:71–80. doi: 10.1016/j.infbeh.2007.07.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Cerezo MA, Pons-Salvador G, Trenado RM. Взаимодействие матери и младенца и социально-эмоциональное развитие детей с матерями высокого и низкого риска. Младенец Поведение Дев. 2008; 31: 578–589.. doi: 10. 1016/j.infbeh.2008.07.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Evans GW. Развитие ребенка и физическая среда. Анну Рев Психол. 2006; 57: 423–451. doi: 10.1146/annurev.psych.57.102904.1
. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]10. Франкенберг В.К., Доддс Дж., Арчер П., Шапиро Х., Бресник Б. Денвер II: основной пересмотр и повторная стандартизация денверского скринингового теста развития. Педиатрия. 1992; 89: 91–97. [PubMed] [Google Scholar]
11. Brazelton, TB, Nugent JK. Шкала оценки поведения новорожденных. 3-е изд. Клиники развивающей медицины, том. 137. MacKeith Press, Лондон (распространяется издательством Cambridge University Press). 1995.
12. Бейли Н. Шкалы развития младенцев Бейли. Сан-Антонио, 2-е изд. Психологическая корпорация, Hardcourt Brace & Co., Сан-Диего. 1993.
13. Мияке К., Омура М., Такашима М., Ямаути С., Хашимото К. Руководство по шкале развития детей младшего возраста: Центр Хаттатсукагаку Кенкю Кёику, Токио. 1989 г. (на японском языке).
14. Хасимото К., Мацуи Н., Якува Х., Миямура К. Оценка семейной шкалы развития детей с ограниченными возможностями (KIDS). Jikeikai Med J. 2012; 59: 5–10. [Google Scholar]
15. Ченг С., Маэда Т., Ямагата З., Томива К., Ямакава Н., Детская исследовательская группа Японии. Сравнение факторов, способствующих развитию детей в возрасте от 9 до 18 месяцев. J Эпидемиол. 2010;20:S452–S458. doi: 10.2188/jea.JE200. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Каравале Б., Тоцци С., Альбино Г., Викари С. Когнитивное развитие недоношенных детей с низким уровнем риска в возрасте 3–4 лет жизни. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2005;90: F474–F479. doi: 10.1136/adc.2004.070284. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Hediger ML, Overpeck MD, Ruan WJ, Troendle JF. Влияние массы тела при рождении и гестационного возраста на двигательное и социальное развитие. Педиатр Перинат Эпидемиол. 2002; 16:33–46. doi: 10.1046/j.1365-3016. 2002.00393.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Мюррей Л., Синклер Д., Купер П., Дюкурно П., Тернер П., Штейн А. Социально-эмоциональное развитие 5-летних детей матерей с постнатальной депрессией. J Детская психологическая психиатрия. 1999;40:1259–1271. doi: 10.1111/1469-7610.00542. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Sharp D, Hay DF, Pawlby S, Schmücker G, Allen H, Kumar R. Влияние послеродовой депрессии на интеллектуальное развитие мальчиков. J Детская психологическая психиатрия. 1995; 36: 1315–1336. doi: 10.1111/j.1469-7610.1995.tb01666.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. О’Коннор Т.Г., Херон Дж., Голдинг Дж., Беверидж М., Гловер В. Материнская антенатальная тревожность и поведенческие/эмоциональные проблемы детей в возрасте 4 лет. Отчет о долгосрочном исследовании родителей и детей Avon. Бр Дж. Психиатрия. 2002; 180: 502–508. дои: 10.1192/bjp.180.6.502. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Julvez J, Ribas-Fitó N, Torrent M, Forns M, Garcia-Esteban R, Sunyer J. Привычки матери к курению и когнитивное развитие детей в возрасте 4 лет в когорта по рождению на основе населения. Int J Эпидемиол. 2007; 36: 825–832. doi: 10.1093/ije/dym107. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Гомес-Санчис М., Каньете Р., Родеро И., Баэса Дж. Э., Гонсалес Дж. А. Влияние грудного вскармливания и родительского интеллекта на когнитивное развитие 24-месячного ребенка. Клин Педиатр (Фила) 2004; 43: 753–761. дои: 10.1177/000992280404300811. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Deave T, Heron J, Evans J, Emond A. Влияние материнской депрессии во время беременности на развитие ребенка в раннем возрасте. BJOG Int J Obstet Gynaecol. 2008; 115:1043–1051. doi: 10.1111/j.1471-0528.2008.01752.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Guxens M, Mendez MA, Moltó-Puigmartí C, Julvez J, García-Esteban R, Forns J, et al. Грудное вскармливание, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты в молозиве и умственное развитие младенцев. Педиатрия. 2011; 128:e880–e889. doi: 10.1542/пед.2010-1633. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Eickmann SH, de Lira PI, Lima Mde C, Coutinho SB, Teixeira Mde L, Ashworth A. Грудное вскармливание и умственное и моторное развитие в возрасте 12 месяцев в малообеспеченном населения на северо-востоке Бразилии. Pediatr Perinatal Epidemiol 2007;21:129–37. [PubMed]
26. Buitelaar JK, Huizink AC, Mulder EJ, de Medina PG, Visser GH. Пренатальный стресс и когнитивное развитие и темперамент у младенцев. Нейробиол Старение. 2003; 24 (прил.): S53–S60. дои: 10.1016/S0197-4580(03)00050-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Davis EP, Snidman N, Wadhwa PD, Glynn LM, Schetter CD, Sandman CA. Пренатальная материнская тревожность и депрессия предсказывают негативную поведенческую реактивность в младенчестве. Младенчество. 2004; 6: 319–331. doi: 10.1207/s15327078in0603_1. [CrossRef] [Google Scholar]
28. Pauli-Pott U, Mertesacker B. Выражение влияния на взаимодействие матери и ребенка и последующее развитие привязанности. Младенец Поведение Дев. 2009; 32: 208–215. doi: 10.1016/j.infbeh.2008.12.010. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
29. Канделария М., О’Коннелл М., Тети Д.М. Совокупный психосоциальный и медицинский риск как предикторы раннего развития младенцев и родительского стресса в выборке недоношенных афроамериканцев. J Appl Dev Psychol. 2006; 27: 588–597. doi: 10.1016/j.appdev.2006.08.006. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Duijts L. Фетальное и младенческое происхождение астмы. Евр J Эпидемиол. 2012;27:5–14. doi: 10.1007/s10654-012-9657-y. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Osmond C, Barker DJ. Рост плода, младенца и ребенка являются предикторами ишемической болезни сердца, диабета и гипертонии у взрослых мужчин и женщин. Перспектива охраны окружающей среды. 2000; 108 (Приложение 3): 545–553. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Newnham CA, Milgrom J, Skouteris H. Эффективность модифицированной программы взаимодействий между матерью и младенцем в отношении исходов для недоношенных детей в возрасте от 3 до 24 месяцев. Младенец Поведение Дев. 2009; 32:17–26. doi: 10.1016/j.infbeh.2008.09.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Петросян Д., Армянский Х.К., Арзуманян К. Взаимодействие возраста матери и способа родоразрешения в развитии послеродовой депрессии в Ереване, Армения. J Аффективное расстройство. 2011; 135:77–81. doi: 10.1016/j.jad.2011.06.061. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
34. Шац Д., Хардер Д., Шац М., Харден К., Чилингар Л., Фокс Д., Хоффман С. Связь характеристик личности матери с исходами родов и развитием младенцев. Рождение. 2000; 27: 25–32. doi: 10.1046/j.1523-536x.2000.00025.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Brummelte S, Grunau RE, Synnes AR, Whitfield MF, Petrie-Thomas J. Снижение когнитивного развития от 8 до 18 месяцев у недоношенных детей предсказывает сохраняющийся более высокий родительский стресс. Ранний человеческий разработчик. 2011; 87: 273–280. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2011.01.030. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
36. Shah PS, Balkhair T, Ohlsson A, Beyene J, Scott F, Frick C. Намерение забеременеть, низкая масса тела при рождении и преждевременные роды: систематический обзор. Здоровье матери и ребенка, 2011 г.; 15:205–216. doi: 10.1007/s10995-009-0546-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Sutcliffe AG, Barnes J, Belsky J, Gardiner J, Melhuish E. Здоровье и развитие детей, рожденных матерями старшего возраста в Соединенном Королевстве: обсервационное исследование с использованием продольных когортных данных. . Бр Мед Дж. 2012; 345:18. doi: 10.1136/bmj.e5116. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Хадем Н., Хадивзаде Т. Коэффициент умственного развития детей школьного возраста, рожденных путем кесарева сечения и вагинальных родов. Иран J Nurs Акушерская рез. 2010;15:135–140. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Parks PL, Lenz ER, Milligan RA, Han HR. Что происходит, когда усталость сохраняется в течение 18 месяцев после родов? J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 1999; 28:87–93. doi: 10.1111/j.1552-6909.1999.tb01969.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Андерсон Дж.В., Джонстон Б.М., Ремли Д.Т. Грудное вскармливание и когнитивное развитие: метаанализ. Am J Clin Nutr. 1999;70:525–535. [PubMed] [Google Scholar]
41. Tharner A, Luijk MP, Raat H, Ijzendoorn MH, Bakermans-Kranenburg MJ, Moll HA, et al. Грудное вскармливание и его связь с материнской чувствительностью и привязанностью к младенцу. Джей Дев Бехав Педиатр. 2012;33:396–404. doi: 10.1097/DBP.0b013e318257fac3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Хасэгава Ю. Корректировка распределения времени и повседневного эмоционального опыта при переходе к роли работающей матери. СинригакуКенкью. 2010;81:123–131. [PubMed] [Академия Google]
43. Сильва К., Штейн А., Лич П., Барнс Дж., Мальмберг Л.Е., команда FCCC. Влияние ухода за ребенком в раннем возрасте на когнитивные функции, язык и поведение, связанное с выполнением задач, в возрасте 18 месяцев: исследование английского языка. Бр Дж Дев Психол. 2011;29:18–45. doi: 10.1348/026151010X533229. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5 важных факторов, влияющих на развитие ребенка – Skoolzy
Сегодня мы рассмотрим 5 наиболее важных факторов, влияющих на развитие ребенка.
С момента рождения наших малышей мы восхищаемся каждым их видом. Мы документируем (в своей памяти и, если повезет, на камеру) каждую веху, от их первой улыбки до их первого шага и их первой маленькой волны. И когда мы наблюдаем, как они растут нашими лишенными сна глазами из крошечных беззащитных младенцев в малышей и далее, нам почти ежедневно напоминают о том, какие они очаровательные существа и как удивительно, что эти крошечные люди научились так многому и так быстро.
Мы все можем считать само собой разумеющимся, насколько огромна каждая крошечная новая разработка. Эти маленькие «впервые» — это не просто восхитительные воспоминания, которыми мы должны дорожить, они также являются огромными вехами в развитии, которых только что достигли наши дети. Но все ли дети созданы одинаковыми или существуют основные факторы, влияющие на график их развития?
Во-первых, что мы имеем в виду, когда говорим о «развитии ребенка»? Развитие ребенка — это период физического, когнитивного и социального роста, который начинается с рождения и продолжается в раннем взрослом возрасте (подробнее об этом читайте в нашем блоге о развитии ребенка).
Эти вехи развития охватывают как физические, так и психологические изменения, которым подвергаются дети. Но на эти цели могут сильно влиять внутренние и внешние факторы. Хотя все дети разные, а развитие и обучение протекают с разной скоростью, мы также должны учитывать некоторые другие важные факторы, которые также играют большую роль в развитии детей младшего возраста.
Наши дети многое наследуют от нас генетически, помимо внешнего вида, например, цвет глаз и волос, тон кожи, форму носа, а также рост и телосложение. Они также наследуют такие вещи, как способности. Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: «Мой ребенок любит математику, она унаследовала это от матери/отца?» Наши дети (к лучшему или к худшему) также могут в какой-то степени наследовать такие черты, как интеллект, способности и взгляды.
Эти врожденные склонности могут включать все, от застенчивости и упрямства до доброты и настойчивости или даже особого таланта (или его отсутствия!) к определенным вещам. Некоторые дети могут быть более общительными или настойчивыми, чем их сверстники того же возраста, что также может повлиять на то, насколько быстро или медленно они достигают своих этапов развития.
Хотя все дети особенные и обладают удивительным потенциалом, некоторые дети также более одарены от природы или преуспевают в определенных вещах больше, чем другие. Будь то спорт или учеба, некоторые дети схватывают вещи намного быстрее или легче, чем другие. Не каждому суждено стать профессиональным теннисистом (на самом деле немногим). Не все дети учатся в одинаковом темпе или обладают одинаковыми способностями к получению, сохранению или пониманию информации. Вы можете предоставить 100 случайно выбранным детям одинаковые академические возможности — одного учителя, одну школу, одни и те же ресурсы и т. д., но все они не получат одинаковые оценки. По данным Центра развития ребенка Гарвардского университета; «Наши гены содержат инструкции, которые говорят нашему телу, как работать, но химическая «подпись» нашей окружающей среды может разрешать или препятствовать выполнению этих инструкций».
Итак, дело не только в биологии, давайте посмотрим на другие действующие факторы…
Хотя некоторые признаки здоровья передаются через гены, в результате могут развиться некоторые вирусы, болезни и инвалидность. внешних факторов, включая (но не ограничиваясь) окружающую среду. Хорошее здоровье может включать в себя доступ к качественному медицинскому обслуживанию, прививкам, лекарствам, окружающей среде, свободной от токсинов, чистой воде и воздуху и, конечно же, диете.
Согласно Zero To Three, «рост мозга в решающей степени зависит от качества питания ребенка». Питание играет важную роль в росте и развитии нашего ребенка, поскольку оно влияет не только на его здоровье, но и на такие вещи, как сила, рост и уровень энергии, что может отрицательно сказаться на обучении. Обеспечение наших детей сбалансированным питанием с рождения имеет важное значение для их роста и развития.
Но не только физическое здоровье играет роль в развитии нашего ребенка. Мы также должны помнить об их психическом здоровье. Такие вещи, как тревожность и депрессия, СДВГ и аутизм, также могут значительно повлиять на способность ребенка развиваться или темпы его развития.
Несмотря на то, что нет двух одинаковых детей, дискуссия о природе и воспитании интересна при рассмотрении гендерных различий. Очевидно, что девочки и мальчики развиваются по-разному — как физически, так и эмоционально, но насколько и почему — вопрос спорный. Хотя это, безусловно, заметно, когда наступает период полового созревания, с раннего возраста можно увидеть разные графики развития, хотя, возможно, и более тонкие.
Естественно, все дети разные, и их индивидуальное развитие может не обязательно следовать гендерной линии. Тем не менее, секс может быть важным компонентом при рассмотрении факторов, влияющих на развитие ребенка. Физически до конца начальной школы разница в росте и весе, как правило, незначительна, но считается, что некоторые когнитивные и социальные навыки развиваются раньше у девочек, которые, как известно, взрослеют раньше, чем их сверстники-мужчины.
Большинство родителей подтвердят тот факт, что их сыновья сильно отличаются от дочерей не только в развитии, но и в том, как они играют, действуют, реагируют, ведут себя и думают. Но почему? Относимся ли мы к ним одинаково или воспитываем их по-разному? Есть ли у нас разные ожидания от них, основанные исключительно на их поле? Получают ли они одинаковую дисциплину? Каковы естественные врожденные различия по сравнению с теми, на которые влияют внешние факторы (т.е. мы!)?
Помимо биологических различий между мальчиками и девочками, гендерные ожидания и социальные нормы также могут влиять на развитие ребенка. Чаще всего, сами того не осознавая, наши собственные предполагаемые гендерные роли могут влиять на то, как мы воспитываем наших детей, что само по себе может оказывать глубокое влияние на их мысли, поведение и действия. Мы можем невольно подвергать наших детей различным условиям или возможностям. Например, мы можем хулиганить с нашими сыновьями, но быть мягче с нашими дочерьми и, следовательно, потенциально подвергать наших мальчиков большему использованию навыков крупной моторики в более раннем возрасте. Мы можем играть с машинками и поездами с нашими мальчиками и куклами и рисовать с нашими девочками. Но действительно ли это имеет значение? Да! Ребенок, который регулярно берет мелок, чтобы рисовать, или продевает бусины через шнурок, чтобы сделать ожерелье, будет использовать/практиковать другие когнитивные навыки и мелкую моторику, чем, возможно, ребенок, играющий со своими массивными машинками.
Само собой разумеется, что двое детей (даже многодетных) не будут делать одно и то же за одинаковое количество времени, поэтому, естественно, некоторые из них могут развиваться быстрее или иначе, чем другие. Мы даже видим эти различия у однополых братьев и сестер, чьи личности или природные способности и интересы также могут побуждать нас играть с ними или относиться к ним по-разному, тем самым влияя на их индивидуальный график развития.
Физическая и социальная среда ребенка также играет большую роль в факторах, влияющих на развитие ребенка.
Доступ к подходящему жилью, здравоохранению, образованию и местам отдыха, чистому воздуху и воде может влиять на ребенка непосредственно через благополучие его собственного здоровья и предоставляемые ему возможности, а также косвенно, воздействуя на эмоциональное и физическое благополучие тех, кто за ним ухаживает. существование.
Есть ли у вашего ребенка доступ к среде, свободной от стресса, чтобы жить, играть и исследовать? Есть ли у него игрушки, с которыми он может играть, и люди, с которыми он может общаться, которые могут стимулировать его как умственно, так и физически?
Нет двух детей, включая многодетных, с одинаковыми предпочтениями или опытом. Один ребенок может любить лежать на животике и стремиться поднять голову, а другой может ненавидеть это и просто лежать, уткнувшись головой в пол, и плакать. Эти два опыта могут существенно повлиять на некоторые из их физических вех, включая переворачивание, ползание, ходьбу и т. д. Некоторым детям, например, уделяется много внимания и привязанности, другим может не хватать — это повлияет на их языкового развития, а также определенные социально-эмоциональные вехи. С рождения и до 5 лет дети учатся в основном через игру и через свой опыт, поэтому, если они не получают достаточно времени для игры и физической и умственной стимуляции, они не обязательно будут развиваться одинаково.
Социальные отношения вашего ребенка могут иметь огромное значение. Давайте подумаем, к кому имеют постоянный доступ наши дети и как они на них влияют. Очевидно, что важно быть в окружении любящих, заботливых и безопасных людей. Дети как губки. Они улавливают все, и мы, родители, помним о том, кто и что их окружает. Качество их взаимодействия с другими определяет их интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие.
Самое лучшее мы оставили напоследок. Семья почти наверняка является самым важным фактором в развитии ребенка. Особенно в раннем детстве именно родители проводят больше всего времени со своими детьми, и мы (иногда невольно) влияем на то, как они действуют, думают и ведут себя. Социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка очень зависит от возможностей, которые у него есть, и крепкие семейные узы могут иметь решающее значение.
Роль чуткого воспитания играет большую роль в создании прочной основы для наших детей и в максимальном достижении результатов их развития. Обеспечиваем ли мы утешение, когда они плачут? Показываем ли мы им любовь и привязанность? Вкладываем ли мы в их прогресс, давая им «время лежать на животе», чтобы укрепить мышцы, или удерживая их, пока они учатся ходить? Проводим ли мы достаточно времени, вовлекая и стимулируя их через игру, знакомим их с такими вещами, как цвета и числа, и показываем, как делиться? Показываем ли мы пример и демонстрируем ли мы положительное поведение? Прививаем ли мы им здоровые отношения и каким ценностям мы их учим?
То, как мы взаимодействуем с нашими детьми (и как часто), может иметь огромное значение. Мы — самые важные люди в их маленькой жизни, и они зависят от нас во всем — в питании, безопасности, тепле, комфорте, внимании, поощрении и, самое главное, в любви и привязанности. По словам автора, Альфи Кон;
«Если дети чувствуют себя в безопасности, они могут рисковать, задавать вопросы, совершать ошибки, учиться доверять, делиться своими чувствами и расти».
Чтобы узнать больше об этом, прочтите записи в нашем блоге о 5 типах развития ребенка и ценности обучения через игру.
Факторы риска и защиты для молодежи
По мере того, как молодежь растет и достигает своих компетенций в области развития, существуют контекстуальные переменные, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Их часто называют защитными факторами и факторами риска.
Наличие или отсутствие и различные сочетания защитных факторов и факторов риска способствуют психическому здоровью молодежи. Выявление защитных факторов и факторов риска у молодежи может направить стратегии профилактики и вмешательства, которые следует применять в отношении них. Защитные факторы и факторы риска также могут влиять на течение психических расстройств, если они присутствуют.
Защитный фактор можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном или общественном уровне (включая сверстников и культуру), которая связана с более низкой вероятностью проблемных исходов или снижает негативное влияние фактора риска на результат проблемы». 1 И наоборот, фактор риска можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном, общественном или культурном уровне, которая предшествует и связана с более высокой вероятностью возникновения проблем». 2 В таблице ниже приведены примеры защитных факторов и факторов риска по пяти областям: молодежь, семья, сверстники, сообщество и общество.
Факторы риска и защиты психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у подростков
Факторы риска | домена | Защитные факторы |
---|---|---|
| Индивидуальный |
|
| Семья |
|
| Школа, район и сообщество |
|
Адаптировано из O’Connell, ME, Boat, T. , & Warner, K.E.. (2009). Профилактика психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у молодежи: прогресс и возможности . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; и Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (2009 г.). Риск и защитные факторы для психические, эмоциональные, и расстройства поведения на протяжении жизненного цикла . Получено с http://dhss.alaska.gov/dbh/Documents/Prevention/programs/spfsig/pdfs/IOM_Matrix_8%205x11_FINAL.pdf
Ресурсы
Психическое здоровье: отчет главного хирурга
Настоящий отчет Главный хирург по психическому здоровью является продуктом сотрудничества между двумя федеральными агентствами, Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем и Национальными институтами здравоохранения.