Избавитель преследователь жертва: Треугольник Карпмана: жертва, преследователь, избавитель

Содержание

Трое в лодке, не считая Карпмана » Фармвестник

Когда мы говорим о треугольнике, то в первую очередь на ум приходят две его популярные разновидности — Бермудский и любовный. А между тем в психологии существует еще одна идиома на тему этой геометрической фигуры — «Треугольник судьбы», или иначе «Треугольник Карпмана». Удивительно, но троим в лодке у писателя Джерома К. Джерома должно было быть не так уж просто. Ведь согласно психологической науке, это самое конфликтогенное сочетание. При столкновении интересов двух человек наилегчайший путь — включить в спор третьего. Так и возникает «Треугольник судьбы»: избавитель — преследователь — жертва. И чем больше в коллективе таких треугольников, тем хуже климат и результативность работы.

Третьим будешь?

В 1960—70-х гг. американский психотерапевт Эрик Берн создал так называемый трансактный анализ, который представляет собой психологическую модель, описывающую индивидуальное и социальное поведение человека. Основой данной теории служит положение, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может думать и действовать в соответствии с тремя эго-состояниями, четко отличимыми одно от другого. Таких состояний три: родитель, ребенок, взрослый. При этом взаимодействие между людьми происходит по принципу: родитель — ребенок, взрослый — взрослый, родитель — взрослый, взрослый — группа и т.д. Например, если на свои профессиональные аргументы вы получаете ответ «Сам дурак», это означает, что со своим визави вы общаетесь по схеме взрослый — ребенок, и такой спор вряд ли даст положительные результаты.

Основываясь в какой-то степени на этой теории, Стефан Карпман описал одну из наиболее часто встречающихся моделей коммуникации, предполагающую исполнение трех привычных психологических ролей. Оказывается, чаще всего люди принимают на себя следующие амплуа:

  • Человек, который играет роль жертвы.
  • Преследователь, который оказывает давление, принуждает, требует и т.д.
  • Избавитель, который вмешивается с целью помочь слабому.

Эта модель получила название «Треугольник Карпмана». Время от времени попадают в этот треугольник практически все, независимо от возраста, социальной роли и статуса. Во многом это обусловлено определенной психологической незрелостью и привычкой «искать виноватого», «спихнуть вину на кого-то». Именно это выступает лейтмотивом всей истории с треугольниками.

Сюжетная линия

Рассматриваемая ситуация возникает, когда кто-то берет на себя роль жертвы или преследователя. Тогда другие люди берут на себя оставшиеся привычные роли. Жертва ищет спасителя, на которого уповает в решении проблем, желая свалить на него же и всю ответственность. Как только такой сочувствующий найден, считайте «дело в шляпе», т.е. новая ячейка общества в форме «треугольника судьбы» образовалась. Далее события обычно развиваются следующим образом: проблемы жертвы не решаются, а иногда усугубляются, и бывшая жертва, превращаясь уже в преследователя, начинает снова искать виноватых. И в этом случае виноватым оказывается спаситель, который «не помог», «помог, но не так» или «сделал только хуже». Бывший спаситель при этом искренне негодует и недоумевает, как же он оказался крайним, ведь «хотел как лучше».

Следует отметить, что у каждого участника «тре­угольника Карпмана» имеются свои скрытые цели, и каждый из них на самом деле удовлетворяет свои невысказанные, а иногда бессознательные желания или потребности. То есть жертва не так беспомощна, как себя чувствует, а преследователь на деле не имеет серьезных претензий.

Наименее очевидная роль в этой истории — избавитель. В данном случае это вовсе не супергерой, помогающий людям в сложных ситуациях. Чаще всего избавитель находит поверхностный мотив включиться в «дело спасения утопающих», но при этом имеет и скрытые потребности, и на поверку оказывается, что данная роль ему эгоистично выгодна.

Например, он может желать повысить самоуважение или авторитет, ощутить себя в статусе героя, испытать удовлетворение от своей значимости и необходимости. Внешне будет казаться, что избавитель действует от чистого сердца, но на глубоком уровне может оказаться, что с его стороны это тоже игра.

Таким образом, каждый участник треугольника руководствуется своими корыстными  потребностями, избегая при этом подлинной ответственности.

Это все из-за него!

Роли преследователя и жертвы выбираются на субъективном уровне и формируются, что называется, «внутри чужой головы». А затем все силы идут на поиски избавителя. Если вам предлагают взять на себя решение проблемы, то, возможно, для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи. Рассмотрим на примере, как это обычно бывает в жизни.

Поделился опытом

Руководитель отдела Иванов жалуется некоему приятелю Сидорову на нерасторопность и невнимательность сотрудников:
— Столько проблем из-за их невнимательности! Не знаю уж что и делать. Все приходится самому доделывать. Вот у тебя опыт руководящий большой. Скажи, как мне быть?
Сидоров советует:
— Да, понимаю, нелегко. А ты ужесточи штрафы. Раз, два заплатят, потом будут как шелковые. Точно говорю.
Через какое-то время система штрафов приводит к массовому увольнению, и менеджер жалуется уже другому человеку:
— И зачем я только Сидорова послушал! Он, наверное, хотел меня совсем разорить. У себя бы, наверное, такие меры не ввел, а мне насоветовал. Каков подлец!
Как только Иванов ощутил себя жертвой, нерадивые сотрудники немедленно предстали в виде «банды преследователей», которая во всем виновата. Далее, не желая справляться с проблемой самостоятельно, Иванов начал поиски того, с кем можно эту ответственность разделить. Сидоров, которого распирала гордость от признания Ивановым его профессиональных заслуг, с удовольствием «поделился опытом». Когда же эффект оказался обратным, Иванов снова начал поиски виноватого, и им стал, естественно, Сидоров.

Не влезай, убьет!

Сотрудница Петрова плачет:
— Заведующая меня откровенно не любит, придирается. Вот ты, Маша, всегда на хорошем счету, честная, справедливая. Ты же видишь, как она неправа. Я же все делаю, стараюсь.
Маша встает на сторону истины:
— Да, это неправильно. Я вижу, что ты хорошо работаешь. Я с ней при случае поговорю.
Спустя неделю Петрова косо смотрит на Машу, а другой сотруднице шепчет:
— Не знаю, что она там такого наговорила и кто ее вообще просил лезть.
Очевидно, что для Петровой роль жертвы весьма привычна. Решать свои проблемы она предпочитает за чужой счет. А вот Маша включилась в это, возможно, из желания отстаивать правду до конца, наподобие белого рыцаря, а в итоге оказалась «крайней».

Во всех этих историях жертва не такая уж и жертва, а скорее манипулятор, перекладывающий свою ответственность на других. А предостеречь от попадания в ловушку более всего хочется избавителя.

Заберите своих диких обезьян

В бизнес-цитатниках часто содержится следующая метафора: «Остерегайтесь «обезьян»! Каждый сотрудник, входящий в ваш кабинет, приводит с собой толпу «обезьян» — больших и маленьких проблем, которые он хочет с вами обсудить. В действительности же он хочет только одного: пересадить «обезьян» со своих плеч на ваши, чтобы вместо него с ними мучились вы. Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы каждый входящий получил всех своих «обезьян» назад». Именно такой глобальный совет стоит дать тем, кого стремятся затащить в «треугольник Карпмана». Если кто-то хочет переложить ответственность на ваши плечи, постарайтесь вернуть эту ответственность обратно. Существует несколько приемов, которые помогут оставаться за гранями этой ненужной геометрии.

Прямой отказ

Прямое указание на то, что вы не будете решать чьи-то проблемы.
«Это дело поручено тебе, и я не смогу решать за тебя», «Это твоя жизнь, и я не считаю себя вправе вмешиваться».

Перевод

Дать понять, что человек обратился не по адресу и существуют более компетентные люди или органы.
«Попробуйте обратиться к консультанту по этому вопросу», «Точную информацию вы можете поискать в Интернете», «Я не профессионал, но существуют специальные службы».

Косвенный совет

Обычный совет часто воспринимается как прямое указание к действию, а косвенный совет — это просто дополнительная информация, оставляющая человеку право окончательного выбора.
«Иванов поступил так, но бывают и другие варианты. Подумайте, какой вам ближе», «Я знаю три способа, но не уверен, что они будут уместны в вашем случае. Попробуйте найти подходящий именно для вас».

Не совет, а поддержка

Можно, не давая советов и рекомендаций, поддержать жертву эмоционально, подтолкнуть к принятию решения.
«Уверен, что у тебя получится!», «У тебя есть и опыт, и мудрость, наверняка твое решение окажется правильным», «Ты справишься!».

Договор о распределении ответственности

Этот прием используется в оформлении рабочих отношений, в бизнесе. Заключается контракт, в котором четко определена ответственность каждой стороны. После этого какие-либо взаимные претензии возможны только в рамках письменных договоренностей.

Следует помнить, что «треугольник Карпмана» — это только модель. В реальности вариаций на тему этой формулы может быть великое множество. И далеко не всегда люди обращаются к нам за советом с единственной целью — переложить ответственность. Однако, зная о существовании этой модели, вам будет проще избегать попадания в ловушку. Недаром существует афоризм: «С точки зрения геометрии любовный треугольник может сложиться лишь в том случае, если один из углов тупой». Для «треугольника Карпмана» он также справедлив.

Треугольник Карпмана — психология взаимоотношений в семье и с друзьями / AdMe

Как работает треугольник Карпмана? Способна ли эта психологическая модель взаимоотношений с людьми помочь вам в работе, семье, с друзьями? Как выйти из треугольника и помочь себе и близким? Подробно рассказываем о психологическом треугольнике на примерах. Ведь, чтобы решить проблему, необходимо сначала ее осознать. В нашем случае речь о том, чтобы увидеть в себе жертву, спасателя или контролера.

Треугольник Карпмана в психологии

Американский психотерапевт Стивен Карпман в 1968 году предложил свою модель того, как люди часто взаимодействуют между собой. Предполагается, что человек «примеряет» одну из трех социальных ролей, поэтому модель называется треугольником Карпмана.

Звучит парадоксально, но в треугольнике могут крутиться и двое-трое человек, и даже целые группы людей. При этом ролей в нем всегда три: спасатель, жертва и контролер-диктатор (он же преследователь). Участники периодически меняются ролями, но все они являются манипуляторами и здорово портят себе и близким жизнь.

Благодаря Карпману эту модель часто используют в психологии и психотерапии. Она не была подтверждена экспериментально, но до сих пор пользуется популярностью, так как достаточно просто и доступно объясняет психологические проблемы человека.

Роль № 1. Жертва

Для жертвы жизнь — это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Жертве то обидно, то страшно, то стыдно. Она завидует и ревнует. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Жертве страшно, она боится жизни и ждет от нее только плохого.

Роль № 2. Контролер-диктатор

Он тоже смотрит на жизнь как на врага и источник проблем. Он напряжен, раздражен, зол и боится. Не может забыть прошлые проблемы и постоянно пророчит новые беды в будущем.

Он контролирует и критикует ближних, чувствует невыносимый груз ответственности и очень от этого устает. Его энергия на нуле, а еще он часто является агрессором.

Роль № 3. Спасатель

Согласно Карпману, спасатель испытывает жалость к жертве и злость к контролеру. Он считает, что вынужден помогать другим. При этому спасателю кажется, что он на голову выше прочих, и он упивается осознанием своей миссии.

На самом деле он никого не спасает, потому что никто его об этом не просил. Для спасателя его «нужность» кому-то — это иллюзия. Цель всех его действий и советов — самоутверждение, а не реальная помощь.

Спасатели часто выбирают эту роль из-за низкой самооценки. Такие люди по своей воле вступают в созависимые отношения, а еще им свойственно ощущать постоянное чувство вины. При этом помощь другим отнимает у спасателя большое количество ресурсов и сил.

Примеры треугольников Карпмана

Треугольник как психологическая модель предполагает следующее:

  • Контролер-диктатор не дает покоя жертве, он «строит» ее, критикует, может заставлять что-то делать.
  • Жертва старается, мучается, устает и жалуется.
  • Спасатель утешает, советует, подставляет уши и выполняет функцию жилетки для слез.

Жертва, спасатель и контролер периодически меняются ролями. Такая мелодрама может длиться многие годы, люди порой даже не осознают, что прочно застряли в треугольнике. Они могут думать, что на самом деле их устраивает положение вещей. Контролеру есть на кого изливать свой негатив и есть кого винить в своих бедах, спасателю нравится быть в роли героя, а жертва получает сочувствие и избавляется от ответственности за свою жизнь.

Все они зависят друг от друга, потому что источник своих проблем видят в ком-то другом, но только не в себе. По сути говоря, и жертвы, и спасатели, и преследователи пытаются изменить другого человека так, чтобы он служил их целям. Рассмотрим несколько жизненных примеров.

Пример № 1: Для треугольника Карпмана в личных отношениях характерно то, что партнеры переключаются между ролями и то контролируют, то спасают друг друга. Такие отношения точно не имеют ничего общего с любовью. Можно говорить только про желание доминировать, жалость к себе, изматывающие претензии и оправдания. Но не про любовь, поддержку и счастье.

Пример № 2: Если муж и жена живут в треугольнике Карпмана, переключаясь между ролями жертвы, спасателя и контролера, их ребенок неизбежно будет затянут в эту схему. Скорее всего, его будут ограничивать в самостоятельности и принятии решений, возможно, даже полностью лишат возможности выбора. Не специально: просто люди, живущие в треугольнике, думают, что защищают таким образом своего ребенка. Такие родители часто играют на чувстве долга, стыда, вины, жалости.

Есть ли выход из треугольника?

Необходимо осознать, что для того, чтобы исполнять собственные желания, человеку нужен только он сам. Так что стоит взять свою жизнь в свои руки и действовать без оглядки на кого-либо.

Как выйти, если вы жертва

  1. Перестаньте жаловаться на жизнь. Совсем. Потратьте это время на поиски возможностей улучшить положение вещей, которые вас не устраивают.
  2. Запомните раз и навсегда: никто вам ничего не должен. Даже если обещали, если очень хотели, если сами предлагали. Обстоятельства постоянно меняются, как и человеческие желания. Вчера хотели вам что-то дать, сегодня уже не хотят. Перестаньте ждать спасения.
  3. Все, что вы делаете, — это ваш выбор и ваша ответственность. И вы вправе сделать другой выбор, если этот вас не устраивает.
  4. Не оправдывайтесь и не корите себя, если вам кажется, что вы не соответствуете чьим-то ожиданиям. Не ждите, что все получится с первого раза. Отказ от роли жертвы — сложный и долгий процесс.

Как выйти, если вы контролер

  1. Прекратите обвинять в своих проблемах других людей и обстоятельства.
  2. Попробуйте осознать, что никто не обязан соответствовать вашим представлениям о том, что правильно и неправильно. Люди разные, ситуации разные, и если вам что-то не нравится, то просто не имейте с этим дело.
  3. Решайте разногласия мирным путем, без злобы и агрессии.
  4. Перестаньте самоутверждаться за счет тех, кто слабее вас.

Как выйти, если вы спасатель

  1. Если у вас не просят помощи или совета, молчите.
  2. Перестаньте думать, что вы лучше знаете, как надо жить, и что без ваших ценнейших рекомендаций мир рухнет.
  3. Не давайте необдуманных обещаний.
  4. Перестаньте ждать благодарности и похвалы. Вы же помогаете, потому что хотите помочь, а не ради почестей или награды, верно?
  5. Перед тем как броситься «причинять добро», спросите себя честно: так ли необходимо и эффективно будет ваше вмешательство?
  6. Прекратите самоутверждаться за счет тех, кто чуть более нескромен в своих жалобах на жизнь.

Как превратить треугольник Карпмана во что-то другое

Если поставить себе цель выбраться из проклятого треугольника и шаг за шагом следовать ей, изменения не заставят себя ждать. У вас появится больше времени и сил, станет легче дышать и интереснее жить. Напряжение в коммуникации, скорее всего, ослабнет.

  1. Жертва превращается в героя. Теперь вместо сетования на судьбу человек сражается с неудачами, но испытывает не изнеможение, а азарт. Решая проблемы, он не жалуется всем вокруг, а получает удовольствие от того, что в состоянии их решить.
  2. Контролер трансформируется в философа. Наблюдая со стороны за действиями героя, он больше не критикует, не волнуется о результате. Он принимает любой результат. Он знает, что все в итоге идет к лучшему.
  3. Спасатель становится мотиватором. Он в хорошем смысле провоцирует героя на подвиги, описывая блестящие перспективы. Он ищет возможности применения силы героя и подталкивает того на свершения.

Это более здоровая и счастливая модель взаимоотношений между людьми.

Идеальная модель треугольника

В этом треугольнике счастья и энергии еще больше.

  1. Герой становится победителем. Он совершает подвиги не ради похвал, а ради творческого применения энергии. Ему не нужны лавры, он наслаждается самим процессом творчества, возможностью что-то менять к лучшему в этом мире.
  2. Философ превращается в созерцателя. Он видит такие связи в мире, которые недоступны другим. Он осознает новые возможности и рождает идеи.
  3. Мотиватор трансформируется в стратега. Он точно знает, как реализовать идеи созерцателя.

И это только самые распространенные и описанные примеры эволюции ролей. Уверены, можно найти еще больше примеров выхода из негативных жизненных сценариев. Важно уметь адекватно оценить ситуацию. Видеть, когда вами пытаются манипулировать, и не скатываться в мыльную оперу изнуряющих отношений. Не играть навязываемые вам роли, а уметь встать и уйти, когда видите, что дело нечисто. А если хорошенько подумать, почему вы стали жертвой, спасателем или преследователем, можно прийти к очень неожиданными умозаключениям.

А вы замечали, что крутитесь в психологических треугольниках? Чувствовали себя когда-то жертвой или спасателем?

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.Media

AdMe/Психология/Треугольник Карпмана — психология взаимоотношений в семье и с друзьями

Что это? Причина? Как сбежать от него?

Драматический треугольник — это модель, которая показывает 3 роли непродуктивных, интенсивных и потенциально токсичных отношений. Преследователь, Спасатель и Жертва (PRV). Треугольник может помочь людям принять эти три роли, чтобы избежать ужасного драматического треугольника конфликтных отношений. Они делают это, зная, что, во-первых, эти роли существуют, а во-вторых, какую роль каждая роль играет в треугольнике. Это объяснение драматического треугольника.

Краткая предыстория того, как впервые был изобретен драматический треугольник

Прежде всего, нам нужно понять баскетбольные и футбольные фальшивки: преимущество. Фальсификация мяча выполняется, когда игрок делает вид, что передает или бросает мяч убедительным движением, но на самом деле не отпускает мяч.

Стивен Б.Карпман, доктор медицины, создатель драматического треугольника. Он изучал подделки, сидя рядом с баскетбольными и футбольными матчами. Стивен начал, по его собственным словам, с того, что «… рисовал кругами и символами, пытаясь понять, как квотербек может перехитрить оборонительного полузащитника в футболе…».

Его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрической тюремной больнице. Русский ученый, учившийся у Фрейда и открывший новую область криминального психоанализа. Кроме того, он написал 20 книг и 100 статей.

Стивен Карпман, сын, посетил вечерний семинар Эрика Берна во вторник. Эрик был психиатром канадского происхождения, который создал теорию транзактного анализа как способ объяснения человеческого поведения. Более того, Берн поощрял своего ученика к мозговому штурму, предлагая еженедельные кредиты для новых теорий. Первая опубликованная теория его творчества называлась «Сказки и анализ сценарной драмы» в 1919 г.68.

После того, как Стивен показал Эрику свою первоначальную теорию в 1968 году, Берн сказал: «Напишите ее, и люди будут цитировать вас 200 лет». . Сорок лет спустя драматический треугольник так же полезен сегодня, как и тогда.

Драматический треугольник можно прекрасно проиллюстрировать сказкой о Белоснежке

Что такое Драматический треугольник? Обзор того, что подразумевается под драматическим треугольником

Wiki говорит,

Драматический треугольник Карпмана — это социальная модель человеческого взаимодействия, предложенная Стивеном Б. Карпманом. Треугольник отображает тип деструктивного взаимодействия, которое может произойти между конфликтующими людьми. Модель драматического треугольника — это инструмент, используемый в психотерапии, особенно в трансактном анализе.

Насколько я понимаю, драматический треугольник представляет собой модель, которая помогает нам изначально лучше понять отношения — социальное взаимодействие. Во-вторых, его можно использовать для сравнения этой модели непродуктивных отношений с нашей собственной, чтобы узнать, являются ли наши отношения токсичными или нет. Чтобы узнать, являются ли наши отношения реактивными и не уполномоченными. Что-то вроде карты, показывающей нам, где мы находимся, чтобы потом знать, где мы хотим быть.

Что такое драматический треугольник? Подробная информация о том, как работает драматический треугольник Карпман

Страшный драматический треугольник состоит из 3 ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва. Иногда его называют «Три лица жертвы», а треугольник иногда называют «треугольником жертвы». Роли также описываются как две и одна вниз роли. Преследователь со спасателем в верхней части треугольника и жертва в верхней части треугольника.

Драматический треугольник применим и к рабочему месту

 

Эти 3 роли находятся в отношениях, которые зависят друг от друга. Отношения, которые не являются продуктивными и будут истощать их энергию нездоровым взаимодействием. Даже если вы не играете ни одну из этих ролей каждый день, весьма вероятно, что вы имеете дело с людьми, которые таковыми являются. Помните, что эти роли можно играть сознательно или подсознательно.

Ловушка заключается в том, что люди, попавшие в ужасный драматический треугольник, хотят удовлетворить свои потребности, которые могут быть неосознанными желаниями, вместо того, чтобы брать на себя ответственность за ту роль, которую они играют в воплощении треугольника в реальность.

Чтобы воплотить это в жизнь, давайте свяжем это с чем-то, что мы знаем. Вот 3 примера:

Красная Шапочка

В этой знаменитой сказке Красная Шапочка была Жертвой Преследователя, Злого Волка, а Спасателем был Дровосек. Интересно, что в сказке роли меняются. Например, Красная Шапочка изначально была Спасительницей своей бабушки, а позже стала Преследователем. Подробнее об изменении ролей далее в этой статье.

Фильм «Титаник»

Роуз, «бедная маленькая богатая девочка», стала жертвой. Ее преследователь — Кэл, богатый нефтяной магнат и ее будущий муж. Джек — «просто бедняга» и Спасатель.

Дональд Трамп

На президентских выборах Дональд Трамп часто выдвигал себя в качестве жертвы. Например: «О, значит, у меня меньше времени говорить, чем у него». Он имел в виду Байдена. В данном случае преследователем выдвигался модератор, а Дональд надеялся, что американский народ станет его Спасителем.

Примеры дома

Все эти примеры относятся к отношениям треугольника, также известного как эмоциональный треугольник. Более «домашним» примером может быть:

Мама и ее маленький сын спорят о состоянии его комнаты. Папа приходит с работы и говорит: «У него был долгий день в школе. Отпусти его». Мама — преследователь, сын — жертва, а папа — спасатель. То, что следует дальше, может быть либо продолжением этих ролей, либо, возможно, сменой ролей, когда папа включает маму, а их сын пытается спасти свою маму. Все меняются ролями.

Если вы подумаете о своей жизни, то в какой-то момент вы уже играли одну из этих ролей. Это очень неудобно признавать, но знание того, что у вас есть, может стать самым первым шагом к тому, чтобы стать счастливее. Подробнее о побеге из драматического треугольника далее в этой статье.

Лучшее понимание трех ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва

Каждая роль уникальна и имеет свои собственные чувства, высказывания, желания и обязанности. Помните, что это нездоровые роли, сформированные привычными поведенческими привычками.

Преследователи
Преследователь также может быть вашим злым боссом
Примеры Преследователя

В приведенных выше примерах нашими Преследователями были Большой Злой Волк, Кэл – муж-миллиардер и модератор выборов.

Роль преследователя – злость

Преследователей также можно назвать злодеями, мучителями, предателями, угнетателями или обвинителями. Во всем виновата роль Преследователя. Это роль, основанная на стыде — «принцип теневого отца». Напоминает критически настроенного родителя. Они всегда должны быть правы, и обвиняя, они отрицают свою уязвимость, боясь сами стать жертвой. Они критикуют и обвиняют.

Часто в детстве этот человек подвергался психологическому или физическому насилию. Преследователи часто втайне кипятятся, потому что над ними «оскорбляли», и теперь они решили никогда больше не быть жертвой, а вместо этого быть выжившим, а единственный способ выжить — быть кем угодно, кроме как «придирающимся неудачником». Их преследование — это способ защитить себя, почти нанеся первый удар.

«Работа» преследователя состоит в том, чтобы удерживать жертву в угнетенном состоянии — быть жертвой. Они не решают проблем, и их сила используется негативно и может быть очень разрушительной: «Я в порядке, а ты нет — я унижаю других, чтобы они чувствовали себя хорошо». Преследователи не гнутся и не могут быть уязвимы.

Если Преследователь не удерживает жертву в угнетении, жертва может подняться, и тогда преследователь не играет роли, так как жертва покидает треугольник. Эта роль является самой экстремальной из трех, хотя вы можете найти и более пассивно-агрессивных преследователей.

Высказывания преследователя
  • «Это ты во всем виноват».
  • ‘Они ошибаются, а я прав’.
  • ‘Вы ничего не можете сделать правильно’.
  • Жертве: «Ты виноват, что все идет не так».
Как распознать личность преследователя
  • Принижает достоинство других людей
  • Преследует, чтобы чувствовать превосходство
  • Снижает ценность и честность других
  • Агрессивный
  • Злой
  • Судебный
  • Критический
  • Обвинение
  • Управление
  • Улучшенный
  • больно
Отношения Преследователь ищет в Треугольнике

Преследователь ищет жертв. Удерживая жертву угнетенной, они сохраняют себя преследователем.

Спасатели
Спасатель может быть чутким коллегой

 

Примеры Спасателя

В приведенных выше примерах нашими спасателями были Лесник, Джек и американцы.

Роль Спасателя – Страх

Спасатели спасают людей, которых он/она считает уязвимыми, и помогают без просьб. «Я в порядке, а ты нет» — я беру на себя обязанности жертвы, чтобы чувствовать себя хорошо. Не моя». Спасатели хотят заботиться о других людях, и даже должны делать это, чтобы чувствовать себя хорошо, при этом пренебрегая собой или не беря на себя ответственность за свои собственные нужды. Они хотят чувствовать себя ценными, и нет лучшего способа, чем быть спасителем.

Они верят, что если они позаботятся о других, то в конце концов позаботятся и о них. Это рождается из-за того, что их потребности не удовлетворялись в детстве. Считает, что их собственные потребности не важны, и их единственный способ достичь ценности — это общаться с другими и спасать их.

Спасатели переутомлены, устали, пойманы, застряли, почти как мученики, в то время как негодование накапливается под поверхностью. Их роль — полная противоположность Преследователю. Их можно было бы описать как теневой аспект материнского принципа, но вместо поддержки и заботы они контролируют и подавляют, что является ошибочным пониманием расширения возможностей.

Они не могут позволить жертве поправиться или добиться успеха, потому что жертва покинет треугольник, что лишит их возможности «спасать».

Высказывания спасателей
  • «Позвольте мне помочь вам».
  • «Я могу вам помочь».
  • ‘Вы не можете сделать это самостоятельно’.
  • ‘Бедный ты, позволь мне помочь’.
  • ‘если бы они делали то, что я говорю, они были бы счастливы’.
Как распознать личность спасателя
  • Пренебрежение навыками других людей
  • Помогает почувствовать превосходство
  • Бедный ты
  • Обезболивающее
  • Снижает способность других думать самостоятельно
  • Активатор
  • Держит жертву в зависимости
  • Слишком услужливый
  • Самопожертвование
  • Необходимость
  • Спасает, когда не нужен
  • Чувствует себя виноватым, если не спасут
  • страх не нужен
  • Держит жертву в зависимости от них
  • Скидки на то, что жертва может сама решить проблему
Жертва
Жертва может быть новым сотрудником в состоянии стресса

 

Жертва

В приведенных выше примерах жертвами были Красная Шапочка, Роза и Дональд Трамп. Знайте, что Преследователь и Спаситель боятся менее желательной роли Жертвы.

Высказывания жертвы и разговор с самим собой
  • «Бедный я. Так нечестно’.
  • ‘Это всегда случается со мной’.
  • ‘Я никогда не отдыхаю’.
  • Спасателю: «Только ты можешь мне помочь».
Роль жертвы – печаль

Жертвы подавлены собственной уязвимостью и не берут на себя ответственность за свое положение. Они отрицают какую-либо ответственность за свои негативные обстоятельства и отрицают обладание властью изменить эти обстоятельства. У жертв есть реальная проблема с принятием решений, решением проблем, поиском удовольствия в жизни или пониманием своего самовоспроизводящегося поведения.

«Я не в порядке, ты в порядке — я помогаю другим чувствовать себя в порядке».

Эта роль — тень нашего раненого внутреннего ребенка. Невинная, уязвимая и нуждающаяся часть нас. Парализующая зависимость от первичных отношений. Сломанный и непоправимый. В конце концов, Жертва с одним проигрышем устанет быть такой и будет пытаться уравнять правила игры, что будет означать, что они будут стремиться отомстить, став преследователем (Обвинение других) или спасателем (Помогая другим).

Как распознать личность жертвы
  • Принижает себя
  • Избегает ответственности, чтобы чувствовать себя неполноценным
  • Скидки самовывозу
  • Бессильный
  • Безнадежный
  • В ловушке
  • Застрял
  • Забитый
  • Беспомощный
  • Жалобы на неудовлетворенные потребности
  • Удрученный
  • Поведение ребенка
  • Скидки на собственную способность решить проблему
  • Мечта отклонена
Отношения в треугольнике драмы Каждая роль больше всего хочет иметь дело с

Жертва ищет Спасителя, спасителя, чтобы остаться Жертвой. Если они подходят к этому человеку и отказываются «спасти его», Жертва может превратить его в преследователя. Представьте пример:

— Жертва: «У меня нет денег, потому что правительство продолжает облагать меня налогом».

– Желаемый спасатель: «Все облагаются налогом. Так оно и есть».

– Жертва: «Ты мне тоже денег в долг не даешь. Ты хочешь, чтобы я был несчастен». Жертва превращает Спасателя в Преследователя.

Преследователь ищет, кого обвинить, а Спасатель ищет, кого спасти. Каждая из трех ролей разыгрывает свой собственный дисфункциональный паттерн.

Преимущества пребывания в драматическом треугольнике

Большинство статей, которые вы читаете, не рассказывают о преимуществах пребывания в драматическом треугольнике, потому что пребывание в треугольнике считается плохим. Тем не менее, мы все были частью треугольника больше, чем хотели бы признать. Так почему мы?

Потому что в треугольнике Преследователи могут чувствовать свое превосходство, Спасатели могут чувствовать себя хорошо, заботясь о жертвах, а о жертвах заботятся. Что не нравится?! Цена в том, что они продолжают эти нездоровые отношения. Преследователям никогда не удается должным образом бросить вызов, который приводит к положительному результату. Спасатели никогда не смогут по-настоящему помочь кому-то в долгосрочной перспективе (накормить человека рыбой). И Жертвы никогда не смогут помочь себе сами.

Последствия жизни в драматическом треугольнике

Жизнь в треугольнике токсична, нездорова и обречена на несчастье и страдания. Цена любой из ролей, живущих в этом треугольном существовании, — умственная, эмоциональная и, возможно, даже физическая боль. Когда мы гоняемся по треугольнику, мы живем в противодействии. Вместо того, чтобы жить проактивно, спонтанно или по личному выбору, мы живем в мире действия и противодействия, который уныл, болезненн и несчастен.

Переход от Треугольника Драмы к Треугольнику Уполномоченных — это вызов для всех нас.

Пересмотр треугольника драмы — треугольник наделения полномочиями

Как мы перемещаемся между тремя ролями преследователя, спасателя и жертвы

Каждый из нас входит в треугольник по умолчанию. Одна из трех ролей. Это наше значение по умолчанию, и это наша личность. Наши стартовые ворота и роль, которую мы берем на себя, определяют нас и, как правило, кристаллизуются в нашем детстве. Это будет проторенный путь и знакомый сценарий, используемый снова и снова, чтобы помочь нам, быть нами. Если вы разместите 3 роли на горизонтальной линии, они будут выглядеть так:

Преследователь —— Жертва ——— Спасатель

Когда вы входите, вы в конечном итоге становитесь жертвой. Переход с одного из 2-х подъемов; либо Преследователя, либо Спасателя и соскальзывая вниз к находящемуся внизу – Жертве. Мы все оказываемся жертвами. Бессильный и беспомощный. Это одна из проблем при входе в драматический треугольник: вы всегда неизбежно оказываетесь в месте, где чувствуете грусть, беспомощность и бессилие.

Карпман поделился своими мыслями о перемещении между ролями в сказке о Красной Шапочке. В «Красной шапочке» героиня начинает как Спасатель. Приносить еду своей бабушке, которая является жертвой. Затем она становится жертвой Большого Злого Волка, который является Преследователем. Затем, позже, Красная Шапочка становится Преследователем, когда она вшивает камни в брюхо волка, который теперь стал жертвой.

Красная Шапочка играет все роли драматического треугольника. Интенсивность драмы тем больше, чем больше у нее переключателей. Например, если мы являемся преследователем, обвиняющим кого-то, а затем переключаемся на жертву, наши чувства еще более выражены. Нам было «комфортно» обвинять, а теперь мы поменялись ролями с новыми мыслями и новыми чувствами, что похоже на катание на эмоциональных американских горках. Это берет свое.

Движение по треугольнику

Мы входим в треугольник не только с людьми, но и мысленно. Мы постоянно мысленно перемещаемся по треугольнику. Рассмотрим этот пример:

Вы пропустили крайний срок проекта. Отругайте себя за лень и некомпетентность – Преследователь. Вы говорите себе, что вы всего лишь человек, и вы сделали все возможное — Спасатель. И вы говорите себе, что вы перегружены работой компании, и они должны быть более благосклонны — Жертва.

Программа, постоянно играющая в наших головах, увековечивает драматический треугольник и становится нашей собственной машиной позора. Нездоровый и в мире, где осознанность и психическое здоровье все больше нуждаются, этот треугольник представляет собой безразличную и разрушительную силу, о которой мы должны знать.

Что вызывает «треугольник травмы»? (Это другое название драматического треугольника)

Драматический треугольник возникает, когда ситуация требует, чтобы кто-то почувствовал себя жертвой или преследователем. Затем они берут на себя одну из этих ролей. Затем этот человек привлекает спасателя к ситуации. Каждая роль действует эгоистично, чтобы удовлетворить свои потребности, т.е. для преследователя, чтобы обвинить кого-то.

Как сбежать из драматического треугольника Карпмана (Решения драматического треугольника?

Чтобы сбежать из страшного драматического треугольника, нужно «надеть штаны для большого мальчика». Вести себя как взрослый. Подавать пример лидера. ни бегство, ни борьба, а тот срединный путь, когда делать правильные вещи неудобно, но лучше для всех участников. Осознание того, что вы играете одну из этих ролей, требует большого самосознания. Движение к «треугольнику расширения возможностей» является ключом. Треугольник драмы — это место, где происходит «драма», а треугольник расширения возможностей — это место, где происходит расширение прав и возможностей: от вовлечения во все это до принятия на себя ответственности за свою роль в нем9.0003 Коуч — важная сила в треугольнике полномочий

 

Если кто-то «просыпается» из треугольника, он может поддерживать все 3 роли, выходящие из треугольника. В особенности, если жертва просыпается, потому что это самая слабая роль и, возможно, самая трудная роль, чтобы сбежать. Причина, по которой один человек может разрушить треугольник, заключается в том, что он немного похож на Бэтмена и Джокера. Бэтмену нужен Джокер, чтобы стать супергероем. Без него у него нет роли — они созависимы друг от друга.

Знание того, что вы в нем

Первый шаг к выходу из драматического треугольника — это осознание того, что вы в нем находитесь.

Признать, что вы взяли на себя одну из трех ролей, трудно, но важно для продвижения вперед. Научите своего внутреннего наблюдателя распознавать признаки того, что вы становитесь одним из трех PRV.

Второй шаг — спросить себя: «Чего я действительно хочу?». Хочу ли я перейти от реактивных отношений к ощущению силы в ваших отношениях?

Третий шаг требует изменения вашего мышления, а затем и поведения. От реакции до выбора. Снос, чтобы построить. От рассказа до вопроса. Меньше сосредотачивайтесь на том, чего вы не хотите, и больше на том, чего вы действительно хотите.

Какая у тебя роль? Прокурор, как Волк? Спасатель, как Джек? Или жертва, как г-н Трамп?

Мы никогда не жертвы, но по собственному выбору

Как только вы узнаете свою роль по умолчанию, прочитайте о том, что ваша роль может сделать, чтобы избежать драматического треугольника:

Я Преследователь, но я хочу быть Претендентом

Претендент может стать вашим конкурентоспособным коллегой

 

Признайте, что вы «плохой парень». Вы обвинили. Держал жертву как жертву. Это ваш первый шаг и это важный шаг и трудный шаг. Оставаться на месте легче, убежать трудно.

Ваш следующий шаг — оставаться твердым и в то же время справедливым. Напористый – не агрессивный. Воспринимайте жертву как личность и бросьте ей вызов — не обвиняйте ее. Привлекать людей к ответственности. Например: «Если ты выполнишь свою часть сделки, я сделаю то же самое». Ты можешь это сделать. Спросите себя – кто был сложным и в то же время справедливым в вашей жизни? Используйте их как образец для подражания. Гордитесь тем, что помогаете жертве учиться и расти при вашей поддержке.

Я спасатель, но я хочу быть тренером
Тренер также может быть вашим тренером

 

Эта фраза наиболее полезна для выхода из роли Спасателя:

Дайте человеку рыбу, и вы накормите его на один день . Научите человека ловить рыбу, и вы накормите его на всю жизнь.

Помогите пострадавшим помочь себе. Научить их. Тренируйте их и продолжайте заботиться о них, но с соглашением о границах того, сколько обучения и коучинга вы будете делать, чтобы помочь им. Ведь им нужно помочь самим себе. Изучение модели РОСТ поможет вам начать. Тот самый первый шаг — задавать открытые вопросы, и хороший первый вопрос — спросить их: «Чего вы действительно хотите?».

Я жертва, но я хочу быть творцом
Создателю нужен толчок как со стороны тренера, так и со стороны претендента, чтобы добиться успеха

 

Примите свою уязвимость и станьте решателем проблем и выжившим. Изучите методы решения проблем, помедитируйте и спросите себя: «Что вы можете сделать?». Будьте более ориентированы на результат и менее ориентированы на проблемы. Составьте список благодарностей за то, что хорошо в вашей жизни: «Я могу это сделать». Первый шаг — определить один практичный и простой шаг, который вы можете предпринять для достижения желаемого результата.

Rocketman – The Film – Elton and Bernie

Фильм о жизни Элтона Джона рассказывает о прекрасном партнерстве между Элтоном и Берни. Берни пишет тексты, а Элтон их поет. Много раз в жизни Элтона, полной американских горок, секса, наркотиков и рок-н-ролла, он пытался сделать Берни преследователем или спасителем. Каждый раз Берни поддерживает, направляет и сопротивляется вступлению в драматический треугольник с Элтоном, поощряя его решать свои собственные проблемы. Всегда делается с сочувствием и сочувствием, и всегда в интересах Элтона. Отличный пример того, как не попасть в треугольник драмы.

Дальнейшее понимание

Эрик Берн, психиатр, в 1964 году написал книгу под названием «Игры, в которые играют люди». С тех пор было продано более 5 миллионов копий, и в нем описываются как функциональные, так и дисфункциональные социальные взаимодействия. По сути, это было началом концепции, известной нам как три эго-состояния родителя, ребенка и взрослого.

В первой половине книги Берн представляет транзактный анализ, который является средством интерпретации социальных взаимодействий или понимания поведения людей. Во второй половине Эрик говорит, что многие негативные поступки можно объяснить переключением или смешением этих ролей. Эту книгу очень стоит прочитать.

Вариации треугольника

Карпман написал множество вариаций своей первоначальной теории. Ниже мы кратко изложили некоторые из них, а дальше вы можете прочитать непосредственно у Карпмана по ссылке. По мнению автора, не шутите с оригиналом — это лучшая версия!

Треугольник «ОК» или 10%

Стивен включил это, особенно для парной терапии. Этот треугольник предлагает, что:

  • В каждой из ролей есть не менее 10% верных причин.
  • Каждая высказанная идея содержит как минимум 10% правды.
  • 10% населения отреагировали бы так же.
  • 10% того, что вы говорите, все равно неправда.
Треугольник вопросительного знака

Этот треугольник предлагает три мотива любого необъяснимого действия.

Треугольники ложного восприятия

Этот треугольник связан с путаницей ложного восприятия при прочтении ситуации, возможно, такой, какой ее хотят видеть, а не такой, какая она есть.

Треугольники двойной связи

Пример Карпманса: партнер в битве за опеку имел периодические проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами. Если бы он добровольно (R) признал, что у него есть проблема, это было бы использовано против него в суде, и он проиграл бы. Если бы он солгал (П) и отрицал наличие какой-либо проблемы, они бы сказали, что он отрицал это, и он проиграл. Он был в двойном плену. В любом случае он проиграет. Третий пункт (V) классического двойного бинда заключается в том, что о нем нельзя говорить.

Другие треугольники из исследовательской статьи Карпмана

Треугольники нерешительности, треугольники порочного круга, треугольники ловушки, треугольники побега, треугольники угнетения и освобождения, треугольник переключения, треугольник сострадания, треугольник лжецов, треугольник защиты от ПТСР, треугольник внутренней драмы, треугольник двухуровневой драмы, треугольник мудрости, сценарий треугольник, внутренний треугольник повторного решения, внешний треугольник переноса, двухуровневый драматический треугольник, трехуровневый драматический треугольник и биохимический треугольник.

Преследователь, Жертва, Спасатель. Кто из них ты? | Томас Свиторка

Преследователь, жертва и спасатель входят в бар. Они садятся и играют в свою маленькую драматическую игру треугольника, пока кто-нибудь не разорвет их на части, или один из них не сыт по горло или не упадет замертво.

Это может показаться неудачной шуткой, но на самом деле это три основные роли, которые люди играют в своей жизни, согласно модели Треугольника Драмы, разработанной Стивеном Карпманом в 1968 году. разные роли в разное время, у нас есть «любимая». Мы склонны надевать одну из этих «шляп драмы» в ответ на ситуационные триггеры, которые мы создали в прошлом в качестве защитного механизма, и мы можем не полностью осознавать это.

Обнаружение, понимание и устранение этих триггеров может существенно изменить жизнь человека. Если вы знаете или подозреваете, что один из этих триггеров или прошлый опыт мешает вам и вашему поведению, не игнорируйте его. Работа с отличным тренером (подсказка: со мной) может помочь вам эффективно справиться с этим.

Осознание — это первый шаг к изменению, поэтому ниже приводится описание типичных мыслей, чувств и слов, которые используют преследователь, жертва и спасатель. Вы, вероятно, узнаете несколько человек в своей жизни, которые носят одну из этих шляп, и, возможно, даже себя. Вы можете даже понять, что у вас есть небольшой выбор головных уборов!

Преследователи доминируют над другими посредством критики и командования. Они склонны искать несовершенства, слабости и жертвы своих требований. Преследователям нравится чувствовать свое превосходство, власть и правоту. В своей крайней версии они могут показаться эгоцентричными, самовлюбленными, высокомерными и бесчувственными.

Общие мысли:

– «Он слабое звено».

– «Я его достану».

– «Она всегда оправдывается».

— «Я должен победить любой ценой».

– «Это нужно сделать прямо сейчас!»

Общие чувства:

— угрожая

— давление

— справа

— Требование

— озаглавленная

, как правило, так:

— «Чья ошибка это?»

– «Ты ничего не можешь сделать правильно?»

— «Неважно, как ты к этому относишься — просто сделай это!»

– «Это твоя вина».

Если вы преследователь, подумайте, какую цену вы платите, чтобы добиться своего. Вероятно, вы очень высоко цените уважение, но не путайте уважение со страхом. Цените себя по правильным причинам. Видеть в других таланты и потенциал, а не недостатки и несовершенства. Пусть другие знают, что вы цените их работу и то, кем они являются. Таким образом, вы получаете больше того, что хотите, не оставляя разрушений позади.

Жертвы, как правило, чувствуют себя беспомощными, одинокими в своей ситуации, ошеломленными отсутствием помощи. Им часто кажется, что шансы против них. Жертвы изо всех сил пытаются увидеть хорошее и возможности в своей ситуации, что, в свою очередь, усиливает их роль жертвы. Они часто обесценивают, не используют или даже отказываются от предложенной помощи. Жертвы, как правило, варятся в своих страданиях, и их жизнь остается прежней.

Общие мысли:

– «Это слишком много для меня».

— «Не могу придумать, что делать».

– «Ничто не может мне помочь».

– «Выбора нет».

– «Почему это всегда происходит со мной?»

Обычные чувства:

-Страх

-Выделен

-Самостроение

-Беспомощный

-Потерянный

, как правило, что-то вроде:

— на моей тарелке, вы не можете ожидать, что я…»

– «Тебе так повезло. Я никогда не смогу этого сделать…»

— «Мне никогда не помогали в детстве…»

— «Я даже не знаю, с чего начать, зачем вообще беспокоиться?»

— «Если бы только…»

— «Вы можете мне помочь?»

Если вы чувствуете себя так, первое, что вам нужно понять, что вы не бессильны, у вас есть выбор. Дальше нужно взять на себя ответственность. Хотя роль жертвы может привлечь к вам внимание окружающих, им это надоело, поверьте мне. Рано или поздно они уйдут, потому что это слишком. Вместо «ОМГ, это так плохо! Что я буду делать? попробуйте «Хорошо, это отстой, что

МОГУ ли я сделать прямо сейчас , чтобы стало лучше?»

Спасатели спешат на помощь! Они здесь, чтобы помочь, спасти положение — без них все, вероятно, развалилось бы. Спасатели растягиваются, делают все возможное и берут на себя обязанности и работу других. Они склонны ставить других или работу выше собственных потребностей и желаний. Это заставляет их чувствовать себя хорошо и важно.

Общие мысли:

– «Они не справляются».

— «Я должен за ними присматривать».

— «Мне нужно им помочь».

— «Я за все отвечаю».

– «Мне приходится много работать».

– «Без меня все бы развалилось».

Обычные чувства:

— Способный

— ОВСПОРИТЕЛЬНЫЙ

— Праведный

— незаменимый

— Важный

, стремясь сказать, что такие:

— «Это, я чувствую, для вас.

– «Я сделаю это сам/для тебя».

– «Не беспокойся обо мне».

– «Позвольте мне помочь вам».

– «Позвольте мне показать вам, как это сделать».

Если вы спасатель, начните практиковать веру в других. Пусть они извлекают уроки, сталкиваются с последствиями, пачкают руки и царапают колени.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *