Из камня рисунки: Рисунок из камней окружающий мир для учеников 1 класса

10 Камни с рисунками и писаницы в горах Оглахты

Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.

КАМНИ С РИСУНКАМИ И ПИСАНИЦЫ В ГОРАХ ОГЛАХТЫ

Южный склон горного узла Оглахты (хак. Оглах тағ), который на­ходится на левом берегу Енисея в 45 км ниже г. Абакана (на протяже­нии почти трех километров вытянут перпендикулярно западному берегу водохранилища Красноярской ГЭС), где и были встречены камни с ри­сунками, имеет довольно сложную профилировку. Непосредственно под самой вершиной горы Сагыт длинным широким поясом протянулся кар­низ выходов красного девонского песчаника.

Скалы образуют здесь отвесный неприступный барьер, обращенный фронтом на юг. От осно­вания его склон круто опускается вниз, а затем через 250—300 м стано­вится более пологим и в ряде мест образует узкую террасу в виде нескольких языковидных выступов па склоне горы.

Она обрывается вторым ярусом выходов песчаника. Ниже располагается вторая терра­са, по строению аналогичная первой. У западной границы распростра­нения камней с рисунками картина несколько иная: первая терраса длинной гривой полого опускается вниз вплоть до уровня второй тер­расы и затем сливается с обширной надпойменной террасой Енисея .

Склон горы, вплоть до уровня второй террасы, довольно густо усыпан обломками красного песчаника. Наибольшие его скопления встречаются на небольших уплощенных участках верхней части склона горы, па первой террасе, по ее склонам и на выступах второй террасы.

Все эти камни происходят из выходов песчаника верхнего карниза и первой террасы. В результате многовековых процессов выветривания и разрушения обнажений глыбы и более мелкие куски песчаника, дро­бясь, скатывались вниз и оседали, скопляясь на пологих и уплощенных участках склона. Многие из них лежат там уже много веков, покрыв­шись сверху темным загаром и погрузившись в почву, но встречаются и обломки, упавшие совсем недавно.

Здесь, близ юго-восточной оконечности гор до 30-х годов находился ныне не существующий хакасский улус Хызыл хас (по-русски Красный Яр). От него осталось заброшенное кладбище (около ста могил), нахо­дящееся на расстоянии 400—500 м от подножия горы и в 200 м от от­весного обрыва к бывшей протоке Енисея. Оно расположено в неболь­шом ложке и протянулось с севера на юг. Могилы обозначены оваль­ными низкими насыпями, вытянутыми с запада на восток, и обложены плитками, взятыми с тех же осыпей гор Оглахты. В свое время мест­ные жители улусов Хызыл хас и Мохов брали здесь плитняк для строи­тельства различных сооружений — жилых и предназначенных для ско­та. Обращенные к солнцу склоны гор служили отличными пастбища­ми для коз и овец.

Местам наибольшего скопления плитняка, как правило, соответст­вовало и наибольшее количество камней с рисунками. Отдельные пли­ты с изображениями встречены даже на крутом участке склона ниже верхнего яруса обнажений песчаника. На первой же террасе, где за­лежи плитняка наиболее обильны, камни с рисунками встречались осо­бенно часто.

Вторая терраса, также довольно богатая плитняком, дала несколько меньшее количество рисунков. Много изображений найдено и на камнях по склонам террас, особенно в верхней их части, непосредст­венно под выходами песчаника.

Несколько камней с рисунками обнаружено далеко в стороне от мест их основных находок на террасированном склоне горы по левому берегу ручья Оглахты.

Размеры камней с рисунками различны. Самыми крупными являют­ся две массивные плиты весом свыше тонны, самый же маленький ка­мень весит не более 200 граммов. Рисунки во всех случаях нанесены на лицевой, обращенной кверху плоскости камней в отличие от пет­роглифов на скалах, которые располагаются на торцах плит, или, точ­нее, на корке выветривания горизонтальных напластований песчаников.

Исходя из того, что загаром покрыты только те плоскости камней, которые выступали над поверхностью земли, и только на них, как правило, выполнены рисунки, можно сделать вывод, что создатели изо­бражений выбивали их непосредственно на месте залегания плитняка, в подавляющем большинстве случаев даже не отрывая камня от земли.

За две поездки на Оглахты мы смогли вывезти 87 плит. На месте осталось еще значительное количество камней с изображениями людей, которые и без этого достаточно полно представлены в собранной кол­лекции, и три плиты с изображениями животных. Их мы не смогли взять из-за массивности. Наконец, еще несколько камней, известных по эстампажам В.Ф. Капелько, найти не удалось. В описание включены: 82 плиты из собрания Минусинского музея, 3 плиты с изображениями животных, оставленные на месте, и 4 эстампажа В.Ф. Капелько.

Дополнительное обследование южного склона Оглахтинских гор в 1977 г. выявило, что кроме рисунков на описанных отдельных камнях и плитках на всем протяжении верхнего яруса скальных обнажений (около 2 км) выбиты, процарапаны и начертаны хакасские рисунки, составляющие в целом не менее половины всех известных фигур этого местонахождения. В 1904—1907 гг. А.В. Адрианов насчитал там 504 фигуры. Ввиду того, что все их снять невозможно, приводим здесь часть наскальных рисунков, снятых выборочно (табл. 32—39 и 51). Ра­боты по фиксации остальных изображений оставлены на будущее.

Рисунки на отдельных камнях и плитах

Таблица 7. (Таблицы 7 — 40. Рисунки, выбитые на камнях и скалах (32 — 40) горы Оглахты)

Камень 1. Две схематичные человеческие фигурки, держащиеся за руки. Точечная выбивка на небольшой плитке песчаника. Туловище, руки и ноги воспроизведены линиями одинаковой толщины, голова в виде округлой ямки (табл. 7,1). Ниже для сокращения описаний все аналогично трактованные человеческие фигуры будут именоваться «ли­нейными».

Камень 2. Две человеческие фигурки линейного стиля. Руки опуще­ны вниз, стопы ног повернуты вправо. Точечная выбивка на глыбооб­разном обломке песчаника (табл. 7,2; рис. 5,1)

Камень 3. Две человеческие фигуры линейного стиля. Руки уперты в бока. Мелкоточечная выбивка на глыбообразном обломке песчаника удлиненной формы (табл. 7,3)

Камень 4. Два ряда человеческих фигур линейного стиля, распола­гающихся параллельно верхнему краю плитки, но с наклоном в левую сторону. Две фигуры у левого края плиты производят впечатление стоящих вне рядов, так как они немного смещены в сторону и имеют несколько иной наклон. Первыми в рядах, таким образом, оказываются фигуры с руками, упертыми в бока, далее идут фигуры с руками, опу­щенными вдоль туловища. В нижней части плиты еще две фигуры с ру­ками, упертыми в бока, и крупная точка. Глубокая точечная выбивка на гладкой плоскости плиты, покрытой загаром (табл. 7,4; рис. 5,2)

Камень 5. Две человеческие фигуры линейного стиля с удлиненны­ми туловищами. Руки опущены вниз. Неглубокая точечная выбивка на плите (табл. 7,5)

Таблица 8

Камень 6. Два ряда взявшихся за руки пляшущих человеческих фи­гур линейного стиля. В верхнем ряду три фигуры, во втором — четы­ре. Крупная точечная выбивка. Ниже орудием типа зубила, явно позд­нее, очень небрежно выбита еще одна линейная фигура человека (табл. 8,6)

Камень 7. Пять линейных человеческих фигур: две большие и три маленькие. Большие фигуры с обозначенными признаками пола.

У од­ной из них одна рука уперта в бок, другая опущена вниз, у второй — одна рука поднесена к голове, другая опущена вниз. Точечная выбивка на глыбообразном обломке песчаника (табл. 8,7)

Камень 8. Крупная антропоморфная фигура линейного стиля (роженица?). Голова стреловидной формы с косами. Руки завершаются рас­топыренными пальцами. Ступни ног повернуты в стороны. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 8,8)

Камень 9. Четыре линейные антропоморфные фигурки с опущенны­ми  вниз руками. Точечная  выбивка на небольшой плитке (табл. 8,9)

Камень 10. Крупная линейная антропоморфная фигура. Руки коль­цеобразно соединены, туловище «перечеркнуто» короткой чертой. Сле­ва от нее — изображения двух антропоморфных фигур меньшего раз­мера. Одна из них без рук, у другой они опущены вниз. Над головой у обеих непонятные украшения головных уборов. Слева от них неокон­ченное изображение животного, возможно копя. Рисунки исполнены крупной глубокой точечной выбивкой.

Справа от крупной фигуры в иной технике (более аккуратная точечная выбивка) и, очевидно, другим че­ловеком исполнена перевернутая вниз головой еще одна антропоморф­ная фигура (табл. 8,10)

Таблица 9

Камень 11. Две линейные человеческие фигурки, исполненные точеч­ной выбивкой на угловатом обломке песчаника (табл. 9,11)

Камень 12. Две линейные антропоморфные фигуры с руками, упер­тыми в бока. У правой туловище «перечеркнуто» поперечной чертой. Небрежная точечная выбивка на небольшом куске песчаника (табл. 9,12)

Камень 13. Три линейные антропоморфные фигурки с опущенными вниз руками, выбитые на маленькой плитке песчаника (табл. 9,13)

Камень 14. Четыре человеческие фигурки линейного стиля с руками, опущенными вниз, располагающиеся попарно. Точечная выбивка на небольшой плите (табл. 9,14)

Камень 15. Группа из восьми беспорядочно разбросанных по плос­кости плиты антропоморфных линейных фигур. Голова одной из них необычно трактована в виде кружка, руки и ноги у другой переданы сдвоенными линиями, третья представляет собой контурное воспроиз­ведение фигуры человека (табл. 9,15)

Таблица 10

Камень 16. Одиночное изображение человека в линейном стиле, вы­битое на крупном глыбообразном обломке песчаника. Руки опущены вниз, ступни ног повернуты в стороны (табл. 10,16)

Камень 17. Группа из восьми беспорядочно разбросанных но плос­кости плиты антропоморфных фигур линейного стиля. Необычно трак­тованы две фигуры: у расположенной слева изображены две косы и груди, а у перевернутой спаренной фигуры в средней части плиты ту­ловище обозначено тремя линиями, показаны четыре ноги и над голо­вой выбита горизонтальная полоса (табл. 10,17)

Камень 18. Три линейные антропоморфные фигуры, держащиеся за руки. Точечная выбивка на угловатом обломке песчаника (табл. 10,18)

Камень 19. Четыре антропоморфные фигурки линейного стиля, дер­жащиеся за руки. Справа от них аналогичное неоконченное изобра­жение. Крупная редкая точечная выбивка на массивном обломке песча­ника (табл. 10,19)

Таблица 11

Камень 20. Фигура шамана, трактованная в линейном стиле. Голо­ву его венчают рога. В одной из поднятых вверх рук шаман держит колотушку, в другой — бубен с воспроизведенным на нем рисунком в виде креста с точками по углам (рис. 6,1). По обе стороны туловища бессистемной точечной выбивкой переданы украшающие шаманский ко­стюм жгуты и ленты. Справа от бубна небрежной точечной выбивкой, очевидно рукой другого человека, исполнена антропоморфная фигурка (табл. 11,20)

Камень 21. Изображение шамана в длиннополой одежде с много­численными длинными жгутами или лентами, свисающими со стороны спины. В руках он держит бубен, воспроизведенный с внутренней сто­роны. Видна вертикальная рукоять и две перекладины с привесками. Головной убор шамана напоминает колпак. На конце его, очевидно, пучок птичьих перьев. Две змеи справа от бубна выбиты, вероятно, позднее. Глубокая точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 11,21; рис. 6,2)

Камень 22. Орнаментальная композиция из вертикальных линий, соединенных между собой короткими наклонными линиями «в елочку», занимающая всю поверхность маленькой плитки. Линии тонкие, резные (табл. 11,22)

Камень 23. Антропоморфная фигурка линейного стиля, рядом с ней вертикальная линия. Точечная выбивка на плитке песчаника (табл. 11,23)

Таблица 12

Камень 24. Изображение оленя с подогнутыми ногами. Удлиненной формы туловище покрыто орнаментальной композицией из линий «в елочку». Голову украшает прямой рог с шестью отростками. Рисунок выполнен прошлифованными линиями на массивном глыбообразном обломке песчаника, оставленном на склоне горы (табл. 12,24). Традиция изображения прыгающих и лежащих оленей очень древняя.

Камень 25. Пять антропоморфных фигур с головами треугольной формы. У двух из них, трактованных силуэтно, утолщенными линиями обозначены брюки, стопы ног повернуты влево (рис. 16). Туловища трех других фигур ажурны, но трактованы по-разному. У одной из фигур оно в виде двух соединенных вершинами ромбов, пересеченных верти­кальной линией. У другой — верхняя часть туловища в виде сдвоенного ромба, а руки более напоминают опущенные вниз крылья. У третьей — туловище грушевидной формы, «перечеркнутое» косым крестом и вер­тикальной линией, опущенной из перекрестья. Руки же обозначены лишь небольшими выступами треугольной формы. Здесь же изображено кремневое ружье с сошками. Аккуратная точечная выбивка на глы­бообразном обломке песчаника (табл. 12,25)

Камень 26. Посередине плиты — ажурное изображение человека, похожее на вышеописанные, но голова здесь отсутствует. Справа от него — антропоморфная маска или личина с глазами в виде кружков. Они обрамлены с трех сторон линиями. «Рот» передан изогнутым овалом с зигзагообразной линией зубов внутри. Продолжение ее за кон­туром рта образует спирально закрученные усы. Нос обозначен одной линией, в верхней части раздваивающейся, а в нижней — соединенной со ртом. У второй «маски», расположенной слева от антропоморфной фигуры, ямки «глаз» окаймлены четырехугольниками, «рот» обозначен ромбиком. Контур нижней части «лица» показан сдвоенными угловаты­ми линиями. С правой стороны к верхнему углу обрамления «глаз» при­мыкает разделенная надвое треугольная фигура с дугами по углам. С другой стороны к верхнему углу четырехугольника примыкает овал с двумя «усиками», а к нижнему — такой же овал, но с четырьмя «уси­ками». Выше выбита ажурная стилизованная фигура, напоминающая перевернутое изображение птицы с распростертыми крыльями и неиз­вестный предмет (табл. 12,26)

Камень 27. Одиночное изображение зооморфной силуэтной фигуры, возможно шкуры козла с головой и ногами. Необычно трактованы зад­няя нога и хвост. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 12,27)

Таблица 13

Камень 28. Группа из шести антропоморфных фигур, располагаю­щихся двумя рядами по три в каждом. Две фигуры нижнего ряда пере­крывает более небрежное схематичное изображение человека, очевидно исполненное другим художником. Грубая точечная выбивка на массив­ном обломке песчаника (табл. 13,28).

Камень 29. Группа из трех антропоморфных фигур линейного стиля, располагающихся одна под другой. Выше — спаренное изображение сексуального характера. Слева от него тамговидный знак в виде ду­гообразно изогнутой линии. Рядом фигура, напоминающая силуэтное изображение птицы. Точечная выбивка на большой песчаниковой плите (табл. 13,29)

Камень 30. Группа разных тамговидных знаков, выполненных акку­ратной выбивкой на небольшой плитке (табл. 13,30)

Камень 31. Несколько разных тамговидных знаков, выбитых на мас­сивном обломке песчаника (табл. 13,31)

Камень 32. Группа из пяти тамговидиых знаков. Точечная выбивка па угловатом обломке песчаника (табл. 13,32)

Таблица 14

Камень 33. Незаконченное изображение «колеса». Грубая точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 14,33). «Колесовид­ные» изображения немногочисленны и трудны для истолкования.

Камень 34. Изображение шубы хакасского национального покроя. Выше несколько вписанных друг в друга прямоугольников, выполненных грубой точечной выбивкой, явно рукой другого человека (табл. 14,34)

Камень 35. Диагонально перекрещенный квадрат. Редкая точечная выбивка на плите (табл. 14,35)

Камень 36. Орнаментальная композиция из изогнутых линий, выпол­ненная в технике мелкоточечной выбивки. Рядом более грубо выбита другая фигура, возможно поясное изображение человека (табл. 14,36)

Таблица 15

Камень 37. Линейная фигура человека рядом со схематичной фигу­рой коня. Точечная выбивка на большом обломке песчаника (табл. 15,37)

Камень 38. Силуэтные фигуры коня и собаки. Рядом с конем циф­ры «1915» и подпись «Конь». Точечная выбивка на небольшой плитке песчаника (табл. 15,38)

Камень 39. Две фигуры лошади. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 15,39; рис. 7,1)

Камень 40. Изображение всадника, восседающего на лошади, под ними — ползущая змея. На бедре коня тамга в виде буквы «Т». То­чечная выбивка с частичной прошлифовкой линий на массивном об­ломке песчаника (табл. 15, 40)

Таблица 16

Камень 41. Фигура лошади с непонятным предметом на спине, воз­можно, это приспособление для перевозки грузов. Ниже две фигуры козлов (?), а под мордой лошади — тамговидный знак (табл. 16,41)

Камень 42. Одиночное изображение всадника на лошади. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника, оставленном на склоне горы. Туловище и ноги лошади украшены линейно-точечной орнаментальной композицией (табл. 16,42)

Камень 43. Одиночная фигура лошади. Точечная выбивка на плите песчаника (табл. 16,43)

Камень 44. Беспорядочно разбросанные по плоскости плиты фигу­ры трех лошадей, человека, птицы и две неопределенные фигуры. Ри­сунки неодновременны. Более поздними, очевидно, являются изображе­ние птицы и геометрическая фигура. Этот же художник, видимо, под­рисовал и хвост лошади, на спине которой изображено приспособление для перевозки груза (табл. 16,44)

Таблица 17

Камень 45. Рисунки, производящие впечатление сюжетной сцены. Всадник на контурно трактованной лошади преследует силуэтно вы­битого коня. Позади лежит поверженный человек. Точечная выбивка па небольшом обломке песчаника (табл. 17,45)

Камень 46. Одиночная фигура коня. Точечная выбивка на большой плите песчаника (табл. 17,46)

Камень 47. Изображение лошади и двух геометрических фигур, воз­можно тамг. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 17,47)

Камень 48. Изображения трех всадников на лошадях, коня и собаки. Судя по особенностям техники выбивки, рисунки разновременны: одним человеком выбит верхний всадник на лошади, вторым — два всад­ника на лошадях и собака, третьим — лошадь (табл. 17,48)

Таблица 18

Камень 49. В средней части большой массивной плиты шесть чело­веческих фигур линейного стиля, стоящих в ряд; выше — второй такой же ряд фигур, но перевернутых по отношению к ним. В нижней части — две крупные антропоморфные фигуры. Руки их кольцеобразно соеди­нены ниже туловища. В левой части плиты — грубое изображение всад­ника на лошади и пятно сплошной точечной выбивки. Еще две антро­поморфные фигурки выбиты в правом верхнем углу плиты и три — перед лошадью. Рисунки разновременны (табл. 18,49)

Таблица 19

Камень 50. Композиция из двух фигур лошадей, спирально закру­ченных линий и дерева с кружком на вершине. Точечная выбивка на маленьком обломке песчаника (табл. 19,50; рис. 7,2)

Камень 51. Силуэтные изображения лошади и двух собак. Грубая точечная выбивка па плите песчаника (табл. 19,51)

Камень 52. Одиночная фигура бегущего оседланного коня, выпол­ненная резными линиями на маленькой плите песчаника (табл. 19,52)

Камень 53. Одиночное изображение коня. Туловище его украшено линейной орнаментальной композицией. Точечная выбивка на песчани­ковой плите (табл. 19,53).

Камень 54. Силуэтное изображение собаки (?) и неопределенного предмета. Грубая точечная выбивка на плите песчаника (табл. 19,54)

Таблица 20

Камень 55. Контурные фигуры двух лошадей, коровы и линейная фигура человека. Туловище его воспроизведено тремя линиями. Точеч­ная выбивка. Здесь же резными линиями, возможно, рукой другого человека, исполнены изображение всадника на лошади и две геометри­ческие фигуры (табл. 20,55; рис. 17)

Камень 56. Фигуры человека и лошади. Точечная выбивка на боль­шой плите песчаника. В нижней части — три знака (табл. 20,56)

Таблица 21

Камень 57. Линейная фигурка человека и тамговидный знак. Мел­коточечная выбивка на маленькой плитке песчаника. На обратной стороне ее такая же фигурка человека и иной тамговидный знак (табл. 21,57)

Камень 58. Две антропоморфные разнополые фигурки линейного стиля, взявшиеся за руки. Точечная выбивка на большом обломке песчаника (табл. 21,58)

Камень 59. Сложная многофигуриая композиция, состоящая из изо­бражений всадника на коне, лошади, двух козлов, и несколько антро­поморфных фигур линейного стиля. Один человек в правой части пли­ты изображен стреляющим из лука. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника (табл. 21,59)

Таблица 22

Камень 60. Четыре антропоморфные фигуры линейного стиля и ко­рова. Точечная выбивка на массивном обломке песчаника удлиненной формы (табл. 22,60)

Калснь 61. Одиночное точечное изображение осла (табл. 22,61)

Камень 62. Одиночное изображение осла или лошади. Грубая точеч­ная выбивка на плите песчаника (табл. 22,62)

Камень 63. Изображения всадника на коне, двух антропоморфных фигур линейного стиля, лошади, дерева, пятиконечной звезды, прямо­го креста с загнутыми под углом концами и неопределенной фигуры. Точечная выбивка на угловатом обломке песчаника (табл. 22,63)

Таблица 23

Камень 64. Беспорядочно разбросанные по плоскости большой пли­ты песчаника резные рисунки нескольких лошадей, косули или оленя, цветов и орнаментальных фигур из изогнутых линий (табл. 23,64)

Таблица 24

Камень 65. Изображения двух лошадей. Мелкоточечная выбивка на большой плите песчаника (табл. 24,65)

Камень 66. Изображения лошади и быка. Воспроизведены по эстампажу В.Ф. Капелько. Плита не найдена (табл. 24, 66)

Камень 67. Контурная фигура лошади и два тамговидных знака. Точечная выбивка на крупной плите песчаника (табл. 24,67)

Камень 68. Изображение всадника на лошади. Туловище ее укра­шено крупными выбоинами. Ниже два тамговидных знака. Плита не найдена, рисунки воспроизведены по неточному эстампажу В.Ф. Капелько (табл. 24,68)

Камень 69. Грубые изображения животного, человека и двух тамговидных знаков на крупной плите песчаника  (табл. 24,69)

Таблица 25

Камень 70. Схематичная фигурка козла. Точечная выбивка на круп­ном обломке песчаника (табл. 25,70)

Камень 71. Неоконченное изображение козла. Точечная выбивка на крупном обломке песчаника (табл. 25,77)

Камень 72. Контурные схематичные изображения шести овец и двух тамговидных знаков. Точечная выбивка на небольшом обломке плиты (табл. 25,72)

Камень 73. Небрежно выбитые и наслаивающиеся друг на друга изображения двух животных и трех человеческих фигур на плите пес­чаника (табл. 25,73)

Камень 74. Изображение всадника, восседающего на лошади. Вос­произведены чепрак, седло и шаркунцы. На изображение коня наслои­лась вторая фигура человека, выбитая позже, так же как и две ан­тропоморфные разнополые фигуры в левой части камня, более широки­ми и грубыми линиями (табл. 25,74)

Камень 75. Силуэтное изображение птицы с поднятым крылом, пе­ред ней дугообразно изогнутая фигура, возможно вторая птица. Точеч­ная выбивка на крупной плите песчаника (табл. 25,75)

Таблица 26

Камень 76. Схематичные фигуры двух животных. Головы трактова­ны силуэтно, туловища — контурно, ноги подогнуты под туловища. Рядом — антропоморфная фигура линейного стиля. Точечная выбивка на плите (табл. 26,76)

Камень 77. Схематичные изображения козла и человека. Грубая точечная выбивка на обломке песчаника (табл. 26,77)

Камень 78. Сложная и не совсем понятная многофигурная компо­зиция, включающая антропоморфные фигурки линейного стиля. В верх­ней части, очевидно, изображен человек, стреляющий из лука. Точечная выбивка на большом обломке песчаника (табл. 26,75)

Таблица 27

Камень 79. Группа схематически трактованных контурных и силуэт­ных фигур овец. В нижней части плиты изображение коня и несколько разных значков (табл. 27,79)

Камень 80. Силуэтная фигура барана с туловищем четырехугольной формы. Точечная выбивка на .крупном обломке песчаника (табл. 27,80; рис. 18)

Камень 81. Группа силуэтно трактованных схематичных фигур бара­нов. Точечная выбивка на обломке песчаника (табл. 27,81)

Таблица 28

Камень 82. Сложная многофигурная композиция, включающая изо­бражения оленей, баранов и человеческих фигур. Два оленя тракто­ваны контурно, туловища их «перечеркнуты» поперечными линиями, остальные — силуэтно. Головы животных украшены рогами древовидной формы. Один из выбитых на плите людей стреляет из лука, над ним — тамговидный значок в виде уголка (табл. 28,82)

Камень 83. Две силуэтные фигуры лошади (?). На спине верхней помещена фигура человека линейного стиля. Точечная выбивка на не­большой плите (табл. 28,83).

Камень 84. Силуэтное изображение оленя с восседающим на нем че­ловеком. Под ними три антропоморфные фигурки линейного стиля. То­чечная выбивка на крупном обломке песчаника (табл. 28,84)

Таблица 29

Камень 85. Многофигурная композиция из двух изображений оле­ней с древовидными рогами, трех неопределенных животных и много­численных человеческих фигур линейного стиля. Точечная выбивка на крупной плите песчаника (табл. 29,85)

Таблица 30

Камень 86. Крупная силуэтная фигура двугорбого верблюда, под ним — изображение собаки. Точечная выбивка на массивной глыбе песчаника, оставленной на склоне горы (табл. 30,86)

Таблица 31

Камень 87. Шагающее антропоморфное мифическое существо с семью головами, ответвляющимися от единого туловища. Точечная выбивка на каменной плитке (табл. 31,1)

Камень 88. Фигура женщины с ребенком. Точечная выбивка на ка­менной плитке (табл. 31,2)

Камень 89. Фигура, изображающая, возможно, женскую одежду. То­чечная выбивка на каменной плитке (табл. 31,3)

Рисунки на скалах южного склона Оглахтинских гор

Таблица 32

Плоскость I. Рисунок повозки — резной, нижние кони — начертанные, олень и волк, идущие влево,— выбитые. Более ранние рисунки здесь выбиты точечной техникой (табл. 32)


Таблица 33

Плоскости II и III. Одиночные фигуры коней. Свежая точечная вы­бивка на скале (табл. 33,1)

Плоскость XI. Лошадь и змея. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 33,2)

Таблица 34

Плоскость IV. Композиция из людей и лошадей. Точечная выбив­ка на скале. Один конь трактован силуэтно, остальные — контурно (табл. 34). В центре композиции выделяется крупная, декоративная фигура коня со всадником. На туловище коня выбиты тамговидные знаки: летящая птица, круг с шестью спицами на подставке и фигура человека, окаймленная полукругом. На шее лошади — шаркунец. Ос­тальные контурные фигуры лошадей украшены круглоямочными вы­бивками. В отличие от центральной фигуры у всех у них только по две ноги. Линии выбивки на этой плоскости имеют не очень свежий вид. Возможно, эти рисунки относятся к наиболее старым в описываемой серии.

Таблица 35

Плоскость V. Большая многофигурная композиция: человек, овцы, козы, косули, змеи и лошади. Свежая точечная выбивка на скале. У од­них лошадей изображены только две ноги, у других — все четыре. На шее у некоторых из них изображены шаркунцы. Туловища двух фигур украшены круглыми ямочными выбоинами (табл. 35)

Таблица 36

Плоскость VI. Два коня. Свежая точечная выбивка силуэтов на ска­ле (табл. 36,1)

Плоскость VII. Всадник (?) на коне, конь и лось. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 36,2)

Таблица 37

Плоскость VIII. Всадник и кони. Свежая точечная выбивка на ска­ле (табл. 37)

Таблица 38

Плоскость IX. Мужской персонаж с палицей и бегущий, стреляю­щий (?) шаман. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 38,1)

Плоскость X. Бегущий шаман с бубном. Свежая точечная выбивка на скале (табл. 38,2)

Таблица 39

Плоскость XII. Композиция из фигур коней, людей, пятиконечной звезды и змеи. Туловище крупной фигуры коня украшено циркульным орнаментом, крупными ямками, изображениями круга со спицами, кру­га с точками и двух схематичных человеческих фигур. Шея украшена продольными линиями, завершающимися кружками с точками в цент­ре; кроме того, на ней висит какое-то сложное украшение, возможно связка шаркунцов. На лошади восседает маленький схематически трак­тованный всадник (табл. 39)

Под фигурой коня выбиты: фигура человека с неестественно боль­шой головой, вторая фигура коня, значительно меньшего размера, и пятиконечная звезда. А выше изображены две змеи, более древние фи­гуры козлов и голова коня, по очертаниям напоминающая шахматную фигуру (табл. 39). В двух метрах правее от декоративного коня на со­седней плоскости черной краской сделана надпись: «6 Iюля 1907 года Е.П. Чибижековъ А. Адрианов». В данном случае, как и на основной Оглахтинской писанице на Енисее, свою фамилию нанес А.А. Адриа­нов — сын А.В. Адрианова, помогавший отцу. Автором публикуемого рисунка скорее всего был фигурирующий в надписи Е.П. Чибижеков. Немного дальше, на большой плоскости, в окружении разновременных рисунков, выбита еще одна крупная фигура коня, которая, судя по характерному султану, должна быть отнесена к таштыкскому времени.

Таблица 40

Плоскость XIII. Сцена охоты всадника, вооруженного луком и стрелой-срезнем, с собакой на волка, в которого уже попала одна стрела. Точечная выбивка на скале (табл. 40,1)

Плоскость XIV. Фигура вола, идущего вправо. Подчеркнута массив­ность туши. Точечная выбивка на скале (табл. 40,2)

Таблица 51. Рисунки, выбитые на горе Сагыт (Оглахты)

Плоскость XV. Изображение идущего шагом коня и две орнамен­тальные фигуры. Точечная выбивка на скале среди других фигур (табл. 51)


Рисунки на камнях акриловыми красками: полезные рекомендации для начинающих

Содержимое

  • 1 Инструменты и материалы
  • 2 Темы для творчества
    • 2.1 Орнаменты и геометрические узоры
    • 2.2 Фрукты и ягоды
    • 2.3 Насекомые, птицы, животные, рыбки
    • 2.4 Сказочные домики
    • 2.5 Камешки для игры
  • 3 Начинаем рисовать

Изумительная красота получается, когда яркие краски выделяются на фоне растительной зелени. Добиться этого эффекта на участке можно различными способами. Одним из видов красочного творчества, который становится все более популярным, можно назвать рисунки на камнях акриловыми красками. Для тех, кто впервые видит подобное дизайнерское оформление, кажется, что сделать такие шедевры своими руками просто невозможно.

На самом деле, роспись камней под силу даже тем, у кого нет опыта работы с кистями и красками. Пример – маленькие дети. С помощью кисточки и нескольких цветов краски они создают неповторимые смелые рисунки, которые вызывают восхищение.

Чтобы получить такой же результат, попробуем подробно рассмотреть этот дешевый способ украшения дачного участка или сада.

Прежде всего, для начинающих художников полезно ознакомиться с основными этапами росписи. Сюда входит:

  1. Подбор материала. Основным материалом для росписи, конечно, является камень.
  2. Создание эскиза. Этот этап обязателен для новичков. Те, кто уверен в своих творческих силах, могут спокойно обойтись без эскиза. Но чтобы рисунок на камне был четким, лучше его прорисовать.
  3. Выбор красочной палитры и кистей. Цвет очень важен в создании рисунков на камнях, ведь текстура и поверхность может быть различной. Поэтому подбирать цветовые решения придется исходя из свойств камешков, а не только согласно задуманному орнаменту.
  4. Закрепление узора.

Четко выполняя такую последовательность, можно быть уверенным, что получится не только избежать ошибок, но и создать яркие узоры.

У начинающих художников очень много вопросов, поэтому каждому из них нужно уделить должное внимание.

Инструменты и материалы

Какие камни подходят для росписи красками? Лучше всего, рисовать на гладких и плоских камешках.

Отлично подойдет для рисования морская галька, но, если до моря далеко, то выбрать подходящий материал можно и в окружающем ландшафте.

Внимательно присмотревшись к обычным булыжникам и маленьким камням, иногда сразу получается увидеть сюжет будущей росписи. Главное, чтобы выбранный камень, был гладким, имел плотную структуру. Пористые камни требуют большого количества краски, они её просто впитывают. Но, если в экспозиции задуман кусок сыра, то пористый камень – хороший выбор. Мало обкатанные или камни с острыми краями не подойдут. На них трудно рисовать. Не следует брать и очень темные булыжники.

Что следует сделать с выбранным материалом? Вначале, хорошо вымыть и высушить. Ведь часто выбранный камень бывает очень загрязнен.

Пока камень сохнет, готовим краски. Те, кто уже занимается подобным творчеством, рисуют различными красками – акварелью, гуашью, акриловыми. Опытные художники работают с красками из акрила. Начинающим тоже советуют пробовать этот вариант.

Акриловые краски выпускаются в яркой полной палитре, хорошо ложатся на поверхность камня даже без грунта. Еще одно преимущество – быстро сохнут. Хотя, особенно, для новичков этот фактор все время придется учитывать в работе.

Обязательно примите меры предосторожности для одежды, иначе одна капля может привести её в сугубо «домашний» вид. При работе с камнями на палитру нужно помещать небольшое количество красок. Поверхность камня небольшая, поэтому лишняя краска быстро засохнет. Акриловые краски дороже остальных, но их качество для росписи полностью оправдывает стоимость.

Чтобы рисовать красками на камнях, нужны кисти. Понадобятся кисточки разной ширины.

В некоторых моментах, пригодится зубочистка. Большие кисти нужны для закрашивания фона, а тоненькие помогут вырисовать различные мелкие детали и штрихи. При работе с акриловыми красками необходимо следить, чтобы кисть не успевала высыхать. Для этого, её почаще помещают в воду. А при смене тона или цвета в росписи – хорошо моют и насухо просушивают. В противном случае, кисточка очень быстро превращается в скребок, которым дальше работать не получится.

В перечень материалов включаем простой карандаш для зарисовки эскиза на камне. Вторым дополнением будет растворитель и ватная палочка. Они понадобятся в случае исправлений. Прозрачный лак – для фиксации рисунка, а еще грунт или клей ПВА.

Темы для творчества

Начинающему художнику часто очень трудно определиться с темой композиции. Есть желание, время и краски, а уверенности, что получится намного меньше. Рассмотрим некоторые примеры росписи на камнях, которые сможет выполнить даже новичок. Получится очень достойно.

Орнаменты и геометрические узоры

Самый выигрышный вариант.

Даже при любых неточностях или «проколах» с красками, такие рисунки на камнях выглядят очень броско. Их можно просто разложить среди травы на газоне или между камней. Очень важно выбрать для таких фантазий самые яркие краски и большое количество цветов. Чем насыщеннее, тем красивее будет узор.

Фрукты и ягоды

В этом случае всегда под рукой есть природные «натурщики». Можно скопировать краски и рельефы со своего урожая. Например, клубничка:

Насекомые, птицы, животные, рыбки

Для тех, кто сомневается в своих талантах, будет достаточно просмотреть обучающие фото или видео для детей. Очень хорошо заняться этим вместе со своими детьми. Роспись на камне акриловыми красками станет более веселой и полезной.

Дети даже без учебника охотно нарисуют божью коровку, черепашку, червячка.

Сказочные домики

Такие камни могут быть любого размера и разной расцветки. Детям нравится играть с домиками, они отлично украшают лужайку и садовую дорожку.

Любая тематика подойдет, если вы только учитесь расписывать камни акриловыми красками. Даже не самые удачные работы отлично смотрятся на газоне, в альпинарии, в садовых композициях.

Камешки для игры

В эту категорию входит домино из гальки

фигурки для детских игр и камни с тематическими рисунками.

Начинаем рисовать

Хорошо вымытый, очищенный и обезжиренный камень готов к дальнейшим операциям. Опытные художники советуют начинающим наносить грунтовку перед росписью. Иногда её с успехом заменяют смесью клея ПВА и белой краски. Такой прием скроет некоторые неровности фона и позволит рисунку выглядеть ярче. После повторной сушки камень готов к нанесению эскиза.

Вначале наносят фоновый цвет для росписи, а затем приступают к вырисовыванию. Для этой операции начинающим художникам лучше взять простой карандаш. Прорисовывают все детали, сверяя с рисунком на бумаге. Затем эскиз оформляют красками. Любую ошибку можно исправить с помощью растворителя и ватной палочки. А, иногда, неровная линия придает отличительную изюминку вашему шедевру.

Как только акриловая краска хорошо подсохнет, камень покрывают акриловым лаком. Если рисунок расположен не на всей поверхности камня, то остальную часть можно не обрабатывать.

Окончание работы по украшению камня акриловыми красками дает простор для проявления следующего этапа творчества. Как применить раскрашенную гальку? Первые творческие попытки, обычно, остаются на участке хозяина. А затем, когда рука стала уверенней, можно делать замечательные подарки своим друзьям и близким:

  1. Магнитик на холодильник. На плоскую гальку с красивым узором приклеивают магнит и украшают интерьер кухни.
  2. Сувениры. Стеклянные емкости – кувшин, красивый стакан отлично подойдут для создания красочной композиции. Разрисованные камни можно подобрать по тону или теме, а можно соединить «несоединимое».
  3. Детские наборы. Здесь вообще нет никаких ограничений. Парк автомобилей, зоопарк, представители флоры и фауны способны не только развлечь малышей, но и послужить обучающим материалом.

При недостатке подходящего материала, многие находят простой выход. Камни для росписи акриловыми красками очень легко создать своими руками. Для этого понадобится:

  1. Таз или ведро. В него наливают немного воды.
  2. Песок. Засыпают в емкость до уровня налитой воды. Песок должен хорошо пропитаться водой, но на его поверхности воды быть не должно. В песке делают углубление нужной формы.
  3. Полиэтилен. С его помощью выстилают подготовленную форму.
  4. Цементный раствор. Готовится по обычному рецепту и выливается в углубление. Сверху закрывается полиэтиленом и присыпается слоем песка.

После полного высыхания, ваш камень готов к росписи акриловыми красками. Технология нанесения рисунка не отличается от классической.

При желании в цемент добавляют красящее вещество нужного оттенка. Это создаст природный фон для росписи. С такими композициями участок станет намного ярче и уютнее.

В помощь начинающим мастерам:

Оригинальные каменные рисунки для продажи

Обзор искусства и см. Аналогичные матчи

Попробуйте визуальный поиск

Категория

AllpaintingsphotographyDrawingsmixed MediasSculpureCollageprintmakingDigitalinStallation


Filter (1)

3 Сорта

. HighPrice: от высокого к низкому

RecommendedDate Listing: New to OldPrice: от низкого к HighPrice: от высокого к низкому


Выберите из широкого выбора из 19 оригинальных рисунков и гравюр, варьирующихся по тематике, стилю и средствам массовой информации, от фигуративных до абстрактных, от монохромных до многоцветных, от углей до карандашей.



Filter

Category

AllPaintingsPhotographyDrawingsMixed MediaSculptureCollagePrintmakingDigitalInstallation


Abstract

Fine Art

Figurative

Conceptual

Photorealism

Surrealism

Abstract Expressionism

Art Deco

Folk

Illustration

Modern

Portraiture

Documentary

Expressionism

Minimalism

Realism

Show More

Subject

Abstract

Botanic

Geometric

Природа

Животное

Тело

Дети

Классическая мифология

Смертность

Nude

Religion

Religious

Show More

Medium

Stone

Ink

Paint

Black & White

Paper

Acrylic

Pencil

Charcoal

Graphite

Pastel

Темпера

Дерево

Цвет

Найдено

Гранит

Древесина

Акварель

Показать больше

Материал

Paper

Stone

Wood

Other

Canvas

Marble


Under $500

$500 — $1,000

$1,000 — $2,000

$2,000 — $5,000

$5,000 — $10,000

Over $10,000

Выберите индивидуальную цену

Маленький

Средний

Большой

Большой

Выберите пользовательский размер

Ориентация

Горизонтальная

Vertical

Square



Artist Country

Spain

France

United States

Italy

China

Germany

Greece

India

Nigeria

United Arab Emirates

United Kingdom

Показать еще

Избранный художник

Каталог произведений искусства Саатчи

Inside The Studio

Rising Stars

Один для просмотра

Другая художественная ярмарка


Поиск ограниченной серии и открытый
РЕДАКЦИИ ПЕРСОНТАЦИИ ДЛЯ ПЕРЕДАЛА

MASSAI

Чертежи, 19,7 Вт x 23,6 H x 2 D в

33 $ 2,010

3333333333333333 гг. Ш x 11,4 В x 0 Г в

Девушка не невеста

Чертежи, 29,9 Ш x 40,2 В x 0,4 Г в

1280 долларов США

Оранжевый забор

Рисунки, 38,2 3 9 Ш x 25,2 В 0 20 3 Г 0 0 0 0 0 земли-6

Рисунки, 17,7 Вт X 18,9 H x 0 D в

$ 370

Отпечатки от 40

Snuff The Rooster

рисунки, 10,5 Вт x 8,5 ч 1 D в

$ 315

55. Волосы Земли-5

Рисунки, 17,7 Вт X 18,9 H x 0 D в

$ 370

Отпечатки от 40

Космос Н. 1

Рисунки, 78,7 Вт x 78,7 ч x 1,2 D.

Принты от 100$

рисунок скульптуры

Рисунки, 12,2 Вт x 12,2 ч x 0,3 D в

$ 545

Отпечатки от 40

Nike of Samothrace. Pierre Noire Lavis 45*32 см

Рисунки, 12,6 Ш x 17,7 В x 0 Г в

Pierre Noire Encre

Рисунки, 19,7 Ш x 25,6 В x 0 Г в

Новый стиль искусства!

Чертежи, 11,4 Ш x 8,3 В x 0,8 Г в дюймах

2 920 долл. США

камень с красивым рисунком

Рисунки, 3,5 Ш x 3,5 В x 0,2 Г в

Волосы земли-8

Рисунки, 17,7 Ш x 18,9 В x 0 Г в

370 $

Print0 от 0 $ 4035 Prints0

Фиксированная песочная живопись Ganesha — ограниченный выпуск, 1 шт. 370 $

Принты от 40 $

MANDALA

Рисунки, 118,1 W x 118,1 H x 2 D в

$ 21 369

Отпечатки из 250 долларов США

обнаженная 65*50 см. Черные камень черные

, 19,7 Вт x 25,6 ч.

50 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице


Детализация литого камня (рабочие чертежи)

Представленные чертежи являются основой проекта —

Координируя обзор существующих условий Corinthian Cast Stone и чертежи архитектора, мы создадим набор чертежей, в котором подробно объясняется весь проект, поскольку он относится к нашему объему работ. Мы предложим предложения, которые помогут снизить стоимость или улучшить эстетику, сохраняя при этом замысел архитектора.

Подготовлены рабочие чертежи, показывающие:

  • Подробная информация о предоставляемом камне, включая: профили, поперечные сечения, армирование, открытые поверхности, расположение швов, аннотации типов камней, их расположение и расположение на конструкции.
  • Подробные размеры показаны на всех рабочих чертежах. Единицы идентифицируются поштучной системой маркировки. Показаны обработанные поверхности, выставленные на обозрение.
  • Кроме того, при необходимости или когда это просто пойдет на пользу проекту, наш отдел чертежей выполнит 3D-рендеринг конкретного камня или всего фасада.

Перед тем, как приступить к новой работе, деталировщик проверяет, что контрактный комплект чертежей является самым последним из имеющихся, и обеспечивает получение полного комплекта строительной документации (в зависимости от объема работ, всех высотных отметок. Необходимы разрезы, детали, структурные чертежи и обзоры) , за исключением документов по механике, электрике и сантехнике).

Кроме того, важен график строительства или последовательность строительства здания, поскольку рабочие чертежи готовятся в этой последовательности

Обзор рабочих чертежей: просмотр рабочих чертежей является критическим процессом в последовательности изготовления . Это настолько важно, что у Американского института архитекторов (AIA) есть письменное руководство, которому рекомендуется следовать:

AIA Общие условия контракта на строительство:

«4.2.7: Архитектор рассмотрит и одобрит или предпримет другие соответствующие действия в отношении материалов Подрядчика, таких как рабочие чертежи, данные о продукте и образцы, но только с ограниченной целью проверки на соответствие предоставленной информации и концепции проекта. отражены в договорных документах. Действия Архитектора будут предприняты с такой разумной

быстротой, чтобы не вызвать задержек в Работе или в деятельности Владельца, Подрядчика или отдельных подрядчиков, при этом предоставляя Архитектору достаточно времени на профессиональное суждение для проведения надлежащей проверки. Рассмотрение таких материалов не проводится с целью определения точности и полноты других деталей, таких как размеры и количества, или для обоснования инструкций по установке или эксплуатации оборудования или систем, ответственность за которые лежит на Подрядчике в соответствии с требованиями Контрактные документы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *