Фонетический разбор слова | Учебно-методическое пособие по русскому языку на тему:
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И и 10 гласных букв: А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е:
- А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’],[щ’] – всегда мягкие: сон [сон], чаща [ч’ащ’а] .
- Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся мягко!», но звуки [ж], [ш],[ц] – всегда твердые: лес [л’ес], ширь [шир’], цифра [цыфра].
- Буквы я, ё, ю, е- йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук: я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э].
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают два звука: я – [й’а], ё – [й’о], ю- [й’у], е – [й’э]: лён – 3 буквы, 3 звука, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, поёт – 4 буквы, 5 звуков.
- [й’] – согласный, всегда звонкий, мягкий звук .
Согласные звуки.
При произнесении согласных воздух встречает преграды. Преградами являются губы, зубы и язык.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С – парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
Примеры :
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
К | [к] | согл., глух., парн., тв., парн. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., непар., мягк., пар. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., непар., мягк., непар. |
К | [к] | согл., глух., парн., тв., парн. |
О | [а] | глас, безудар. |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й’] | согл., звон., непарн., мягк., непарн. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л’] | согл., звон. , непарн., мягк., парн. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание.
- Буквы я, ё, ю, е- йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:
- Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
- Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
- Безударная гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- котик – [ кот ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
- безударная гласная Е, под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’э с], весна [в’ исна];
- в некоторых словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ];
- буква И после согласных Ж, Ш, Цдаёт звук [ы]:
- зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
- безударная гласная Япод ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч – [м’а ч’], рябина – [р’ э б’ и н а], пятно – [ п ‘ и т н о];
- парные согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся глухо:
- гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
- иногда на месте буквы Гперед глухой согласной произносятся звуки [к] [х]:
- когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал – [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
- зонтик – [з о н’ т ‘и к];
- иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’ э н’ щ’ и к];
- Запомните, что удвоенные согласные дают длинный звук:
- группа — [ група] .
- Запомните, что сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться – [бр’ ица] .
- Запомните, что сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН- [зн]:
- звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ‘н’и ц а].
- Запомните, что иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
- конечно – [ кан ‘ эшна ] , что — [ш т о].
- Запомните, что в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
- белого – [б е л а в а].
Фонетический разбор слов — русский язык, уроки
г.Семей КГУ «СОШ №33»
Карамбаева Сауле Жанибековна
учитель русского языка и литературы
5 класс
Русская речь
Тема урока: Фонетический разбор слова
Цели урока: 1. научить учащихся произвести фонетический разбор слова.
2. развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные; умения правильно ставить знаки ударения и делить слова на слоги.
3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: фонетический разбор слов, фронтальный опрос, развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1. правило повторить
2. задание №4 стр.32
IV. Новая тема. 1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с порядком фонетического разбора. Но сначала давайте мы вспомним все, что мы знаем по фонетике.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв?
-Сколько согласных букв?
-Сколько парных согласных по по глухости и звонкости?
-Сколько непарных звонких? Назовите их.(л,м,н,р,й)
-Сколько непарных глухих? Назовите их.(х,ц,ч,щ)
-Сколько непарных мягких? Назовите их.(ч,щ,й)
-Сколько непарных твердых? Назовите их.(ж,ш,ц)
-Сколько гласных звуков?(6)
-Сколько согласных звуков?(36)
-Сколько всего звуков? (42)
ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
- Написать слово, указать часть речи
- Разделить его на слоги
- Поставить знак ударения
- Написать буквы, расположив их вертикально
- Рядом с буквами написать звуки в квадратных скобках
- Дать характеристику каждому звуку ( гласный – ударный или безударный, согласный – парный (непарный) глухой или звонкий, парный(непарный) мягкий или твердый)
- Указать количество букв и звуков, количество слогов.
Разбор слова ПЕНЬ (на доске)
V. Закрепление материала
Задание №1 стр.34 (прочитать сказку, ответить на вопросы)
Задание №2 стр.34 (выписать названия животных и произвести их фонетический разбор)
Задание №3 стр.35
Задание «Проверьте себя» стр.35
Развитие речи. 1. прочитать сказку в разделе «Чтение –вот лучшее учение»
2. пересказать содержание
Работа по раздаточному материалу самостоятельно и у доски
VI. Домашнее задание. Произвести фонетический разбор слов: ЕЖ, МЕДВЕДЬ, ЦИРК
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Просмотр содержимого документа
«Фонетический разбор слов »
г.Семей КГУ «СОШ №33»
Карамбаева Сауле Жанибековна
учитель русского языка и литературы
5 класс
Русская речь
Тема урока: Фонетический разбор слова
Цели урока: 1. научить учащихся произвести фонетический разбор слова.
2. развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные; умения правильно ставить знаки ударения и делить слова на слоги.
3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: фонетический разбор слов, фронтальный опрос, развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1. правило повторить
2. задание №4 стр.32
IV. Новая тема. 1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с порядком фонетического разбора. Но сначала давайте мы вспомним все, что мы знаем по фонетике.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв?
-Сколько согласных букв?
-Сколько парных согласных по по глухости и звонкости?
-Сколько непарных звонких? Назовите их.(л,м,н,р,й)
-Сколько непарных глухих? Назовите их.(х,ц,ч,щ)
-Сколько непарных мягких? Назовите их.(ч,щ,й)
-Сколько непарных твердых? Назовите их.(ж,ш,ц)
-Сколько гласных звуков?(6)
-Сколько согласных звуков?(36)
-Сколько всего звуков? (42)
ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Написать слово, указать часть речи
Разделить его на слоги
Поставить знак ударения
Написать буквы, расположив их вертикально
Рядом с буквами написать звуки в квадратных скобках
Дать характеристику каждому звуку ( гласный – ударный или безударный, согласный – парный (непарный) глухой или звонкий, парный(непарный) мягкий или твердый)
Указать количество букв и звуков, количество слогов.
Разбор слова ПЕНЬ (на доске)
V. Закрепление материала
Задание №1 стр.34 (прочитать сказку, ответить на вопросы)
Задание №2 стр.34 (выписать названия животных и произвести их фонетический разбор)
Задание №3 стр.35
Задание «Проверьте себя» стр.35
Развитие речи. 1. прочитать сказку в разделе «Чтение –вот лучшее учение»
2. пересказать содержание
Работа по раздаточному материалу самостоятельно и у доски
VI. Домашнее задание. Произвести фонетический разбор слов: ЕЖ, МЕДВЕДЬ, ЦИРК
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок
Запрос данных— Есть ли бесплатный список фонетики английских слов?
Список не обязательно должен быть бесплатным! Мне просто нужно что-то, что я могу купить один раз или что-то в этом роде.
И если можно, но не нужно, части речи.
Прежде чем вы что-нибудь скажете, я много гуглил об этом, просмотрел более 100 ссылок и не нашел ничего полезного, кроме какой-то заранее написанной программы для рифмовки.
Мне нужен список, который я могу использовать для проекта программирования, файл txt, xml или что-то подобное, которое не было бы предварительно скомпилировано в несовместимом с программами формате.
Любая помощь очень важна. Я уже просмотрел все остальные потоки на stackexchange, на которых это спрашивали (и, конечно, на других сайтах), и не нашел рабочих или полезных ссылок.
- запрос данных
- язык
- английский
3
Cmudict обеспечивает фонетическое написание значительного числа слов американского английского. База данных CELEX — аналогичный проект; вы можете выбрать, какие данные вам нужны, и загрузить списки слов на WebCelex. Данные о частях речи (класс слов) также доступны в CELEX. Интерфейс загрузки CELEX несколько разочаровывает, но вам нужно использовать его только один раз, чтобы иметь возможность загрузить то, что вы хотите.
3
Я обнаружил, что на странице Лаборатории фонетики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (архив) есть списки слов с образцами звуков и правописанием IPA. К сожалению, нет частей речи.
e͡ɪ сено ты мотыги ɔ / ɑ
Ссылки на
- Английский
- Индекс языка
- Детали
Они упоминают, что только часть данных находится в сети. Если это правильный формат, я свяжусь с ними и попрошу поделиться подробнее.
Anki — это инструмент для создания карточек для компьютеров и телефонов. Круто то, что вы можете использовать колоды не по назначению.
Например, колода «500 Word English Pronunciation with IPA and Audio» (ссылка) содержит 500 слов в следующем формате:
Lemma business IPA [ˈbɪznɨs] Аудио [аудио не в формате mp3] Объяснение -[ɨ] это либо [ɪ], либо [ə] Теги
Чтобы получить эти карты в формате . csv (разделенные табуляцией), вам необходимо установить инструмент Anki на свой компьютер. Затем загрузите колоду и выберите параметр «Экспорт».
бизнес [ˈbɪznɨs] [звук: PerfectP (179).wav] -[ɨ] либо [ɪ], либо [ə]
(ссылка Pastebin на эту конкретную колоду)
1
CMU Pronunciation Dictionary звучит так, как будто он был бы полезен для чего-то вроде этого:
http://www.speech.cs.cmu.edu/cgi-bin/cmudict
В нем есть руководства по произношению для 134 000 английских слов и способов их употребления. ARPAbet, который напрямую сопоставляется с IPA (https://en.wikipedia.org/wiki/Arpabet)
Посмотрите Викисловарь. Он содержит фонетику для многих слов и последовательно различает части речи по своим леммам. И это бесплатные данные.
1
Вы также можете проверить эти списки слов. Я знаю, что это сайт, основанный на Scrabble, но, похоже, у них есть все, что я могу сказать. Я использую их все время, и у них также есть хороший экспорт json
.
3
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Греческий, Иврит, Транслитерация, Английский, Стронг
О Подстрочной Библии
Мы благодарны тем, кто сделал этот проект возможным:
Чарльз Ван дер Пул за использование Апостольской Библии Polyglot Interlinear.
Фонд Локмана для использования Исчерпывающего согласования NASB (Strong’s).
Дэвиду Троидлу и Кристоферу Кимбаллу за использование WLC с тегами Стронга.
Подстрочный текст Источники:
Текст на иврите:
Вестминстерский Ленинградский кодекс Текст любезно предоставлен www.tanach.us
Hebrew Transliteration Via ALittleHebrew.com
Strong’s Tagging via Open Scriptures, David Troidl and Christopher Kimball
Morphology in partnership with Helps Bible
Greek Text:
Base Text:
Nestle 1904 〈NE 〉
Эберхард Нестле, Η ΚΑΙΝΗ ΔΙΑΘΗΚΗ. Текст с критическим аппаратом . (Британское и зарубежное библейское общество, 1904 г.).
https://sites.google.com/site/nestle1904
Варианты текстов:
SBLGNT ‹SBL ›
Майкл В. Холмс, Греческий Новый Завет: SBL Edition . (Общество библейской литературы, 2010 г.).
NA27 [NA]
Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. 27-е изд. Штутгарт: (Deutsche Bibelgesellschaft, 1993).
Уэсткотт и Хорт (WH)
Брук Фосс Уэсткотт и Фентон Джон Энтони Хорт, Новый Завет в греческом оригинале , том. 1: Текст ; об. 2: Введение [и] Приложение (Кембридж: Macmillan, 1881).
Текст византийского большинства ⧼RP ⧽
Морис А. Робинсон и Уильям Г. Пьерпон, Новый Завет в греческом оригинале: византийская текстовая форма, 2005 . (Чилтонское книжное издательство, 2005 г.).
Schrivener’s Textus Receptus 1896 {TR}
F. H. A. Scrivener , Новый Завет в греческом оригинале в соответствии с текстом, приведенным в Авторизованной версии (Кембридж: University Press, 1894).
Методология
Базовый текст:
Базовый текст и орфография — Новый Завет Nestle 1904 г. на греческом языке, любезно предоставлено: https://sites.google.com/site/nestle1904/.
Формат абзаца был адаптирован из Westcott and Hort, 1881.
Дополнительный текст:
Слова, не содержащиеся в тексте Nestle, были включены со следующими обозначениями:
{TR} ⧼RP⧽ (WH) 〈NE〉 [NA] ‹SBL›
Отмечается только последняя версия слева направо, содержащая данный вариант.
Сам текст Nestle помечается, если он не содержится ни в текстах NA, ни в SBL.
TR и RP включены для основных вариантов, не содержащихся в критических текстах.