Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную — недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально — деловым общением с о взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник — олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах.
Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.
Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам — животным умственно отсталый дошкольник также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку.
Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.У значительной части умственно отсталых детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т.
Замечено, что в процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случено, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.
Перед учителем- дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.
Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм.
Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр. Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно — ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим — в основном (на специальных занятиях) воспитателям.
Психологические проблемы детей
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Если ребенок не спит
- Истерический невроз у детей
- Как избежать невроза у детей
- Неврастения у детей
- Невроз навязчивых состояний у детей
- Негативистическая демонстративность
- Независимость ребенка
- Оценка моторного развития ребенка
- … и другое
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.
Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
[7, с.4] В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с аномальным развитием оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стреблева).
Большинство детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку. [1, с 35-36]
Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью всех компонентов игровой деятельности.
У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам. Выделяются даже любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт. Недифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего игра прекращается.
К тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и.т.п.) [3, с.76-80]
Вне специально организованного обучения дети с умеренной и выраженной умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми действиями процессуального характера, которые многократно, стереотипно, однообразно повторяют, как правило, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью.
Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого. [6, с.136-147]
В процессе самостоятельных игр 10-12-летние умственно отсталые дети могут воспроизводить отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались им в процессе обучения. При этом, как правило, они обогащают игровые действия привнесением в игру нечто «от себя». Действия имеют более развернутый характер и предельно детализированы. Даже в этом возрасте у детей данной категории, в отличии от старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, не наблюдается замещение отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом. [5, с.80]
У детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью проявляется характерная для всех умственно отсталых склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них формируется. Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей, например: кубик-мыло, стол, стул и. т.д., стул-мотоцикл, лошадка и.т.п., палочка-градусник, расческа и др. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что к 9-10 годам игра у детей с выраженной и тяжелой формой умственной отсталости начинает оказывать коррекционно-развивающее воздействие на них. Наступает время овладения ею, так как формируются необходимые предпосылки: ребенок относительно хорошо овладевает предметными действиями, накоплен достаточно бытовой опыт, опыт взаимодействия со взрослыми, а иногда и со сверстниками, появилась активная речь и др. В связи с этим важное место в процессе обучения детей с умеренной, выраженной и тяжелой степенью отсталости должно быть отведено формированию игровой деятельности.
Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
Организация предметно-игровой среды;
Обогащение жизненного опыта детей;
Обучающие игры;
Общение взрослого с детьми в процессе игры.
С целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и методов ее формирования проводится диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной отсталостью.
Для оценки сформированности игровой деятельности были выделены следующие критерии:
Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними.
Эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними.
Развитие игровых контактов.
Игровая инициатива.
Продолжительность игры со взрослым.
Характер используемых игрушек (предметные, сюжетные).
Использование предметов-заменителей.
Речевая активность во время игры.
Отношение к роли в игре.
Овладение ролевым диалогом.
Разнообразие сюжетов игр.
Продолжительность самостоятельной игры.
В ходе диагностики особенностей игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома интерната, были сделаны следующие выводы:
Дети с тяжелой умственной отсталостью характеризуются разнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций.
У детей с тяжелой умственной отсталостью игровая деятельность, как ведущая деятельность дошкольников не возникает спонтанно. Без специального обучения ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками.
Возможности овладения игрой у детей с умственной отсталостью находятся в зависимости от общего уровня психического развития.
Игра детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями характеризуется хаотичностью в поведении, неумением использования образца, низким уровнем самостоятельности, значительным нарушением последовательности игровых действий и их планированием.
Игра остается зависимой от тех сюжетов, действий и порядка, которые предлагает взрослый в процессе обучения.
По уровню овладения игровыми действиями выделяются три группы детей: с предметно-игровыми действиями, с сюжетно-отобразительными действиями и с элементами сюжетно-ролевой игры.
Разработана программа по обучению детей с выраженной умственной отсталостью. Она позволяет подойти к организации и проведению групповых занятий дифференцировано и выделить последовательность этапов формирования игры.
Целенаправленное формирование игры показало возможности ее развития при условии вовлечения детей в процессе совместной деятельности со взрослым:
выявление и учет имеющихся нарушений развития;
правильная организация обучающей среды;
раннее начало коррекционно-педагогической работы
использование показа и демонстрации способов обыгрывания игрушек;
разъяснения смысла совершаемых действий, с обязательным речевым сопровождением их последовательности.
В структуре учебно-воспитательной деятельности в учреждении педагогу отводится ведущая роль в организации коррекционно-образовательной среды.
Литература:
Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№ 6- С. 62-76.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.
Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
Традиционная игровая модель обучения: можно ли ее применять для увеличения подвижности умственно отсталых детей?
Цифровая библиотека Европейского союза
Труды 3 -й Международной конференции по авансу и научным инновациям, ICASI 2020, 20 июня 2020 г., Медан, ИндонезияИсследовательская статья
Скачать 243 Скачать- CITE
- Bibtex Plain Text
@inproceeding {10.4108/eai.20-6-2020.2300689, автор={Мерлина Сари и Новри Газали и Дахарис Дахарис и Агус Суластио и Рола Ангга Лардика}, title={Традиционная игровая модель обучения: можно ли ее применить для увеличения подвижности умственно отсталых детей?}, procedure={Материалы 3-й Международной конференции по продвижению и научным инновациям, ICASI 2020, 20 июня 2020 г., Медан, Индонезия}, издатель={EAI}, разбирательство_a={ICASI}, год = {2020}, месяц = {9}, keywords={развитие исследований}, doi={10. 4108/eai.20-6-2020.2300689} }
Мерлина Сари
Новри Газали
Дахарис Дахарис
Агус Суластио
Рола Анга Лардика
Год: 2020
Традиционная игровая модель обучения: может ли она применяться для увеличения двигательной активности умственно отсталых детей?
ICASI
EAI
DOI: 10.4108/eai.20-6-2020.2300689
- 1: Факультет физического воспитания, здоровья и отдыха, [Университет Ислам Риау]
- 2: Факультет физического воспитания, восстановления и отдыха Universitas Riau]
Abstract
Целью данного исследования является разработка традиционной игровой модели обучения для детей с особыми потребностями. Есть надежда, что эта модель обучения может помочь учителям улучшить навыки детей с особыми потребностями в соответствии с учебной программой SLB, такие как ходьба, бег и прыжки. Это исследование является исследованием и разработкой (Research and Development). Тип данных, полученных в ходе этих исследований и разработок, представляет собой количественные данные. Испытуемыми в этом исследовании были дети с легкой умственной отсталостью. Мелкомасштабные испытания были проведены в SLB Kasih Ibu Pekanbaru, а крупномасштабные испытания были проведены в SLB Negeri Pembina Pekanbaru. Вторым используемым инструментом сбора данных является шкала значений. Метод анализа данных, использованный в данном исследовании, представляет собой описательный анализ данных. Используемый метод описательного анализа данных представляет собой количественный описательный анализ данных, этот анализ проводится для анализа данных наблюдений экспертов по обучению физическому воспитанию, экспертов по адаптивному спорту, учителей и экспертов по СМИ за качеством черновых моделей, которые готовятся и анализируются экспертами перед проведение полевых испытаний. . По результатам исследования можно сказать, что традиционные игры можно использовать в качестве подхода к обучению или базовым двигательным упражнениям для умственно отсталых детей.
- Ключевые слова
- Исследования разработка исследований
- Опубликовано
- 2020-09-14
- Издатель
- EAI
- http://dx.doi.org/10.4108/208/208/208/208/208/208/208.
Обучение математике детей с умственной отсталостью с помощью компьютерных игр title={Обучение математике детей с умственной отсталостью с помощью компьютерных игр}, автор = {Яш Пал Сингх и Анджу Агарвал}, год = {2013} }
- Y. Singh, Anju Agarwal
- Опубликовано в 2013 г.
- Образование
В этом экспериментальном исследовании изучалось, помогают ли компьютерные игры в обучении математике детей с умственной отсталостью и в равной степени помогают ли компьютерные игры мальчикам и девочкам. Для исследования был использован квазиэкспериментальный двухгрупповой дизайн до и после тестирования. Результаты, полученные с помощью ANCOVA, были в пользу компьютерной игры как для мальчиков, так и для девочек. Тем не менее, мальчики, похоже, больше выигрывали от компьютерных игр.
confabjournals.comЭффективность инструкции по исправлению по исправлению ситуации с нарушениями когнитивного обучения
- Shikha Chaturvedi
- . когнитивные способности, обучающие детей с ограниченными возможностями среди учащихся пятого класса, и помогает ли компьютер…
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧЕНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТДАЛЕННОСТЬЮ В НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ
- С. Мэри, доктор К. С. Премила
Образование
- 2019
В статье оценивается сравнительный эффект компьютерного обучения и обучения под руководством учителя для детей с легкой умственной отсталостью. Экспериментальное исследование проведено в…
Компьютерное обучение как инновационное средство коррекционного обучения детей с нарушением восприятия изображения и фона
- Д. Кумар
Образование
- 2018
Исследование изучало, является ли обучение с помощью компьютера (игры) коррекционным обучением для детей с нарушениями восприятия фигуры и фона среди учащихся пятого класса, и помогает ли компьютер…
Влияние использования игр и головоломок на Достижения умственно отсталых учеников в таблице умножения
- М. Мохамед
Образование
- 2015
Каждая из игр и головоломок, используемых в обучении умственно отсталых учеников таблице умножения, оказывает влияние на повышение успеваемости учеников в таблице умножения.
ОБУЧЕНИЕ ОПЕРАЦИИ ДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ЗАДЕРЖАННОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ГАЗИРОВАНИЯ
Это исследование направлено на то, чтобы посмотреть на учащегося десятого класса с умственной отсталостью в решении задачи операции деления. Используемый метод представляет собой исследование с одним предметом (SSR) с результатами обучения в виде…
Способность учащихся седьмого класса с ограниченными возможностями решать задачи на операции с числами
Это исследование направлено на определение способности учащихся седьмого класса с ограниченными возможностями (умственная отсталость) в решение задач с числовыми операциями, включая сложение, вычитание, умножение и деление…
Обучение с помощью компьютера (CAI) в качестве корректирующего обучения по диагностическому тесту на неспособность к обучению (DTLD) для учащихся пятого класса
- Равиндра Кумар, Шикха Чатурведи
Образование
- 2014
Понимание основных математических понятий учащимися с легкой степенью умственной отсталости с помощью цифровых онлайн-игр
- Джон Мангинас, Константинос Николантонакис
Образование
- 2017
мягкий…
Использование цифрового игрового обучения для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями ? Систематический обзор литературы
- К. Станчин, Н. Хойч-Божич, С. Михич
Информатика
Информатика Образование.
- 2020
Результаты показали, что наиболее распространенным типом игры была серьезная игра, а самой распространенной используемой технологией был ПК с дополнительным оборудованием, но также часто использовались планшеты.
Влияние внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание математики детям с ограниченными интеллектуальными возможностями
- Джойти Шерават, Пунам Пуниа, К. Калан
Образование
- 2022
: В этом исследовании изучалось влияние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на успеваемость детей с умственными недостатками в обучении математике. Сотни детей с легкими и…
ПОКАЗЫВАЮТСЯ 1-10 ИЗ 37 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность
Повышение точности умственного вращения детей с помощью компьютерных игр пространственные способности детей после компьютерных игр, влекущих за собой навыки МР.
Влияние компьютерных видеоигр на детей: экспериментальное исследование
- Цунг-Йен Чуанг, Вей-Фан Чен
Образование
2007 Первый международный семинар IEEE по расширенному обучению с помощью цифровых игр и интеллектуальных игрушек (DIGITEL’07) )
- 2007
Результаты показывают, что компьютерные видеоигры не только улучшают процессы припоминания фактов участниками, но и способствуют развитию навыков решения проблем, распознавая несколько решений проблем.
Дети с аутизмом учатся читать быстрее с помощью компьютерных инструкций или традиционных книжных методов?
Было обнаружено, что дети с аутизмом тратили больше времени на чтение материала, когда они обращались к нему через компьютер, и менее сопротивлялись его использованию.
Оценка нового компьютерного вмешательства для обучения людей с аутизмом или синдромом Аспергера распознавать и предсказывать эмоции других предполагают положительные эффекты.
Исследование когнитивных процессов, вовлеченных в рекреационные компьютерные игры Однако степень этого влияния зависела от того, насколько точно типы развлекательных компьютерных игр соответствовали дизайну задач в образовательном программном обеспечении.
Сравнение человеческого и автоматизированного обучения аутичных детей
Результаты показывают, что автоматизированное обучение может, по крайней мере, служить ценным подспорьем учителям аутичных детей, и до того, как машины можно будет использовать без участия обученного учителя, представляется необходимым дальнейшее исследование.
Влияние компьютерной программы вмешательства на коммуникативные функции детей с аутизмом
Результаты показали, что после занятий в контролируемой и структурированной обстановке, которая предоставила детям возможность взаимодействовать в играх, еде и гигиене, дети смогли перенести свои знания в естественную среду классной комнаты.
Игровое обучение: применение процессов компьютерных игр в высшем образовании
- Michael Begg, D. Dewhurst, H. Macleod
Education
- 2005
Учитывая их широко распространенную способность поддерживать видеоигры долгосрочное вовлечение игроков в сложные задачи и их склонность к проактивной приверженности игроков, неудивительно, что педагоги все больше интересуются потенциалом таких игр как инструментов обучения.
Игра и развитие детей младшего возраста
- Джеймс Э. Джонсон, Джеймс Ф. Кристи, Т. Яуки
Психология, образование
- 1987
1.