Игры для дошкольников на воображение: Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников | Картотека на тему:

Содержание

Игры на развитие воображения у дошкольников

Воображение – своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения. Между тем, воображение — процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования. Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное – заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра – специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки – это градусники у «врача», листики – тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация — это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения — типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны. Главное — вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его. Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает – не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов — антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко — низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать задачи развития воображения. Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, мелки для асфальта, палочки для песка или снега. Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи.
    Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.
«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.
«Что на что похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там – плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio — склеивание) — сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица — меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю — небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки. Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик — овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им. Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия — это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде. Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

развитие фантазии у детей в игре

Когда ребёнок рисует сотую ёлочку «как в садике» или, сложив мозаику точно по инструкции, начинает скучать, понимаешь, что аксиома «все дети — выдумщики и фантазёры» немного расходится с реальностью. К счастью, творческие способности легко расшевелить. И материалы для креативных игр всегда у вас под рукой.

Сказка каждый день

Сочинительство — это самая простая игра, которая не требует ни подготовки, ни игрушек, ни большой компании. Для начала придётся немного пошевелить левой долей мозга и придумать истории, например, о вилке и ложке, потерявшемся сандалике или уехавшей в далёкую Тулу к бабушке. Постепенно подключайте ребёнка. Куда уехала электричка? Может быть, на море? А что ботинки любят на обед? Со временем усложняйте задачу. Например, ребёнок постарше уже может придумать и нарисовать комикс. В поездках, на даче отлично сочиняются дневники путешественников и первооткрывателей. Расскажите ребенку о стихах и о том, что его любимые фильмы снимают по книгам и сценариям, которые, кстати, он тоже может писать.

Истории и сказки не только развивают фантазию, но и позволяют обсуждать сложные вопросы, решать некоторые проблемы с детским поведением, например, со страхами. Для этого в сюжет вводят актуальную для ребёнка тему и показывают, как герой справляется в сходной ситуации. Тут важно помнить: главное — приключения, а не нравоучения.

Творческие дорисовки

Многие дети заражаются в учебных заведениях неуверенностью в своих силах и привычкой рисовать «так, как сказали». К сожалению, обстановка постоянного сравнения с другими детьми творчеству не очень способствует. Так что открытками на 8 марта и 9 мая семья будет обеспечена, а вот любовь к живописи, скорее всего, угаснет. Исправить эту печальную перспективу может возвращение к корням, то есть к каракулям. Поиграйте в дорисовки. Пусть ребёнок ставит цветные пятна красками, а вы быстренько превращайте абстракции в человечков, зверей, роботов или цветы. Потом меняйтесь ролями. Вырезайте получившиеся существа, играйте с ними. Меняйте и материалы: гуашь, акварель, акрил, мелки, карандаши, фломастеры, тушь, коллаж.

Дорисовки вернут ребёнку творческий энтузиазм и смелость, необходимую художнику.

Безумное суповарение

Предложите ребёнку устроить званый обед. Только не надо как положено рассаживать кукол вокруг стола перед пустыми игрушечными чашками. Как известно, главное в обеде — суп. Предложите приготовить этот суп в настоящей, самой большой кастрюле из всего, что ребёнок найдёт в доме, на его взгляд, подходящего (разумеется, без воды). Конечно, придётся морально подготовиться к тому, что в котёл могут полететь носки, зубные щётки и зарядка от телефона. Если вы не в силах видеть такое безобразие, значит, творческие игры тут нужны не только младшему поколению. Когда суп будет готов, созывайте гостей. Опять-таки, не ограничивайтесь плюшевой армией. Зовите на суп бабушку, кота, паровоз и папин галстук и придумывайте вместе с ребёнком беседы, которые эти гости могли бы вести за столом.

Задача этой игры в том, чтобы ребёнок понял: всякой вещи можно придумать новую функцию и, конечно, в том, чтобы повеселиться.

А теперь — дискотека!

Игры с музыкой идеальны для компании детей. Дайте им задание найти себе музыкальные инструменты. Ими могут оказаться кастрюли и ложки, плоские расчёски (покажите, как на них играть), пустые пластиковые бутылки, в которые насыпано немного крупы и т.д. В общем, пусть ищут всё, чем можно производить всевозможный шум. Затем включайте самую весёлую музыку, и вперёд, подыгрывать ритму, петь и танцевать.

Такая игра покажет детям, что музыка может рождаться не только из многолетних страданий в музыкальной школе, а заодно позволит всем подвигаться и потратить неуёмную детскую энергию.

Наблюдения за природой

Хорошо, если погода и комары позволяют улечься на травку. Но и садовая скамейка вполне подходит для этой игры. Смотрите с ребёнком на облака и обсуждайте их формы. Начните с простых: вон то похоже на подушку, а это — на сладкую вату. Сами не заметите, как обнаружите на небе замки и драконов. Затем начинайте искать сходства и подобия в других явлениях природы. На что похожа эта лужа? А вот лист, совсем как черепаха! Смотри, какая тень на стене и прожилки в камне.

Это упражнение развивает не только фантазию, но и наблюдательность и делает окружающий мир более интересным.

Смешной конкурс

Ещё одна игра для компании, которая, кстати, может помочь вам с ответом на вопрос, чем занять детей на день рожденья. Устройте соревнование. Но оно должно отличаться от детсадовских или школьных мероприятий лёгкой атмосферой безумия. Ваша задача придумать максимально странное задание. Это может быть конкурс портретов самых вредных принцесс, лучших стихотворений о хомяке, самых несъедобных бутербродов или выставка поломанных мобильных телефонов, конечно, с докладами и презентациями. В меру нелепые награды должны получить все.

У наших детей впереди долгие годы, во время которых им будут объяснять, как важно делать всё по правилам, стремиться к совершенству и бороться за первые места. Такая игра не только подстегнёт фантазию, но и покажет, что не всегда в жизни необходимо быть самым лучшим.

Нарядная церемония

Это игра для смелых родителей, не боящихся распахнуть дверцы своего гардероба и поделиться содержимым косметички и шкатулки с украшениями. Только не надо сразу затевать модный показ с дефиле. Это скучно. Поручите детям самостоятельно нарядиться командой пиратского корабля, лесными эльфами или участниками королевского парада. Конечно, когда все будут готовы, свои роли нужно будет ещё и отыграть.

Дополнительный плюс такой игры в том, что ребёнок поймёт: одежда создана для людей, а не люди для одежды.

Дом в доме

Коробки — идеальный материал для развития фантазии. Один из вариантов игр с ними — сооружение многоэтажного дома для игрушек. Накопите побольше коробок разного размера, возьмите ножницы, скотч, краски, цветную бумагу, и вперёд! Сначала склеивается башня. Ваша задача — контроль качества. Следите, чтобы постройка была крепкой, она не должна развалиться под тяжестью игрушек. Потом прорезаете в ней двери и окошки, затем обдумываете с ребёнком интерьер и украшения и, наконец, заселяете жильцов. Идеально построить дом не меньше роста ребёнка. Игра с домом может затянуться на недели, ведь игрушки начнут ходить друг к другу в гости или делать ремонт.

Игра хороша тем, что развивает одновременно и инженерные способности, и дизайнерские. Причём самодельная башня может ещё долго расти вместе с ребёнком.

Научный труд

Отличная игра для тех, чьи дети ничего не выкидывают и берегут все шпунтики, винтики, штучки и отломанные детали. Если шпунтиками также поделится папа или дедушка, будет совсем прекрасно. Вводная часть. Расскажите ребёнку о том, кто такие изобретатели. И о том, что всё вокруг было кем-то когда-то изобретено. Хорошо бы привести пару примеров. После этого надо организовать лабораторию учёного, выдать инструменты, объяснить технику безопасности, и вперёд, наслаждаемся тишиной и видом сопящего над вечным двигателем ребёнка. Что делает это изобретение, выяснять потом не обязательно. Главное, чтобы ребёнок был доволен результатом.

Если игра в наблюдение за облаками обращала внимание ребёнка на богатство природного мира, то эта игра открывает для него мир вещей, созданных людьми.

Зоопарк с Марса

Когда все коровки, собачки и мишки уже изучены вдоль и поперёк, пора выдумывать новые виды. Предложите ребёнку создать инопланетных животных. Они могут жить у себя на планетах, а вы будете за ними наблюдать. Или, например, вы можете поймать их и заселить ими зоопарк. Новых животных можно рисовать, вырезать, лепить, мастерить. Разумеется, у каждого зверя будет свой корм, свой домик, своё название и привычки.

Сочиняя истории о фантастических животных вместе с ребёнком, вы можете заодно рассказать ему немного о биологии и анатомии реальных зверей и птиц. Таким образом, фантазия и наука взаимно обогатят друг друга.

Достоинство творческих игр заключается в том, что они никогда не бывают лишними. Если ребёнок уже знает арифметику, его не нужно лишний раз спрашивать, сколько будет пятью пять. Но если он уже рисует, сочиняет, выдумывает, ещё одна игра на развитие фантазии не повредит. В зависимости от возраста ребёнка и того, насколько его мышление гибко, вы можете легко регулировать сложность игр. Одним детям предлагайте просто понаблюдать за вами, другим — более или менее дополнить игру, а некоторым вполне достаточно просто подкинуть творческую идею, дальше они, к общей радости, будут действовать сами.

Игры на развитие воображения для детей 4, 5, 6 лет: развиваем фантазию у дошкольников

Содержание статьи

  • Полезная функция
  • Возрастные особенности
  • Развиваем с малых лет
  • Игры растут вместе с малышом
  • Полезное рисование

Воображение – одна из самых загадочных сфер нашей психики. С одной стороны, оно стоит особняком от всех других психических процессов, с другой – является чем-то промежуточным между мышлением, памятью и восприятием. Ученые даже сегодня не могут точно сказать, в каких зонах нашего мозга оно локализовано. Но без воображения невозможно представить себе разумное человеческое существо. И развивать эту удивительную способность нужно с детства. Какие игры на развитие воображения можно использовать в дошкольном возрасте? Для чего вообще человеку нужна способность воображать?

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи.
    Расширяются познавательные возможности.

Одним из нежелательных «побочных действий» развития воображения является появление страхов. Ребенок может начать бояться выдуманных чудовищ, призраков, невидимок и т. д. Если это случилось, постарайтесь оградить малыша от ситуаций, которые могут спровоцировать появление таких страхов (просмотр страшилок, компьютерные игры со страшными персонажами). И, конечно, примите меры, чтобы избавить ребенка от страхов. Не бойтесь обратиться к детскому психологу.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Примите участие в сюжетных играх ребенка. Это поможет вам узнать его лучше. Ведь в процессе таких игр малыш переносит на главного героя свои черты, характеристики, страхи, мечты. Возможно, вы обнаружите скрытые проблемы, требующие коррекции.

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством.
    Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант — дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать. С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения. Ну а чем это полезно – повторять не нужно.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Комментарии

Похожие статьи

Больше статей

Новое видео на канале!

Развитие по возрасту

0-6 мес.

6-12 мес.

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

5 Игры на воображение, в которые можно играть с малышами и маленькими детьми

Игра — это большая часть детства. Так и воображение! В этой статье мы решили дать вам несколько идей игр воображения, в которые вы можете играть с малышами и маленькими детьми.

См. наши статьи по теме:

  • 4 причины поощрять игры в раннем детстве
  • Каковы распространенные виды игр в детстве? Почему они важны?

1) Игра на воображение «Волшебные носки»

Мы получили эту игру воображения, когда смотрели эпизод сериала «Девочки Гилмор» (признаем это). В сериале Лорелай нянчится с детьми Сьюки и упоминает, что принесла волшебные носки, но не говорит папе, чем они занимаются, потому что это секрет.

Позже мы узнаем, что волшебные носки унесли маленького мальчика в далекие земли, вроде джунглей, куда ему приходится пинаться, чтобы попасть туда! Хотите подробностей? Ниже приведен сценарий игры Лорелай, как она ее описывает! (Никто не описывает ее ум лучше, чем сама Лорелай).

ЛОРЕЛАЙ: Хорошо. Иди сюда. Посмотрим на твои волшебные носки. Посмотрим на них. Иди сюда. Куда ты хочешь пойти?

ДЕЙВИ: Джунгли.

ЛОРЕЛАЙ: Джунгли? Тебе лучше начать пинать. Начинайте пинать, чтобы добраться до джунглей. Пинать! Пинать! Вы должны ударить, чтобы добраться туда. Где твой тигр…

(позже….)

ЛОРЕЛАЙ: Привет. Вау, ты рано дома. Мне жаль, что это такой беспорядок. Эм, волшебные носки вернули нас в прошлое. Мы были пещерными людьми. Это было действительно мрачно, поэтому мы жили так. Я бы прибралась, но когда они проснулись, волшебные носки собирались отвезти нас в приют в Англии, где они должны были прибраться в обмен на одну чайную ложку каши.

2) «Играть в домик» — одна из многих классических игр на воображение

Вероятно, вы помните ее из детства. Может быть, у вас была игровая кухня, чтобы разжечь игру воображения. Игра в дом — это понятный инстинкт маленьких детей (даже мальчиков!), потому что это включает в себя подражание взрослым в их жизни. Подражание — это то, как дети учатся.

Со своим ребенком вы можете использовать куклу или плюшевого мишку в качестве «малыша», несколько пластиковых тарелок для «готовки» и, эй, может быть, вы сможете выполнять некоторые настоящие дела в процессе! Корзина для белья может быть в машине по дороге домой или на работу после того, как белье окажется в стиральной машине.

Главное здесь не волноваться, если у вас нет всего модного оборудования из магазинов игрушек. В некоторых игровых комнатах в вашем доме могут быть пластиковые или тканевые игрушки для еды, а также воображаемые тостеры и микроволновые печи. Но не волнуйтесь, если у вас нет. Деревянные блоки могут легко превратиться в воображаемые продукты питания. А диван может стать кухней. Чем больше фантазии, тем лучше!

3) Игра «Магазинчик»

Эта игра очень похожа на игру «Домик». Идея описана здесь. Преимущество этой игры в том, что она может помочь вашим детям научиться считать деньги. Они могут применить свои новые навыки, пытаясь купить что-нибудь самостоятельно в следующий раз в McDonald’s или кондитерской!

4) Игра «Я супергерой»

Хорошо, мы должны предупредить вас, родители, это может включать в себя прыжки и импровизированные защитные помещения из диванных подушек. Но идите по этому маршруту только в том случае, если хотите наслаждаться каждой минутой! Это также работает с армейскими боевыми играми. Несколько сюжетных линий могут быть разработаны, чтобы помочь вашим маленьким завоевателям!

Эта игра на воображение может также включать в себя творчество, например превращение одеял в накидки, а дуршлагов в шлемы или щиты. Вам может понадобиться несколько кукол для «спасения» и несколько врагов, таких как большой плохой стул la-z-boy.

Некоторые скажут вам, что не следует беспокоиться о грубой игре с подобными играми воображения, если они случаются. Это потому, что мальчикам нужен способ выпустить всю эту агрессивную энергию. Это видео под названием «Война с мальчиками» объясняет больше по этому вопросу. Хотя мы понимаем, что девочки тоже могут захотеть поучаствовать в такого рода играх. Мы также рекомендуем вам провести больше исследований по этому вопросу, если грубая игра беспокоит вас как родителя.

5) Игра «Угадай, что я за животное»

Это отличная игра для разговоров и наблюдения, которая может помочь улучшить словарный запас по мере озвучивания описаний. Он также вводит некоторую мимику и актерское мастерство. Предпосылка чрезвычайно проста. Вы просто думаете о животном, даете какие-то подсказки, а другой человек должен угадать. Больше подсказок, пока догадка не станет верной! Затем вы меняетесь ролями

Остальные правила на ваше усмотрение! Вы можете ограничить количество вопросов или попросить только звуки или бесшумные действия. Чем смешнее, тем лучше!

Время поработать над «гав-гав» и «мяу»!

Есть ли у вас игры на воображение, в которые вы играете со своим ребенком? Поделитесь ими! Не стесняйтесь предлагать своему воспитателю игры, в которые ваши дети могут играть со сверстниками или воспитателями.

Другие статьи по теме в нашем блоге о детских садах!

  • Необходимый реквизит, который нужно иметь или сделать для вашего дошкольного игрового уголка
  • Каковы вехи когнитивного развития в раннем детстве?
  • Идеи дошкольных видов спорта, которыми можно заниматься в раннем детстве, и их преимущества

34 Игры воображения для детей всех возрастов

По словам автора книги Роберта Эберле, воображение имеет решающее значение для формирования творческих мыслей. Следовательно, педагоги должны создавать среду обучения, которая будет способствовать развитию этой способности. А что может быть веселее, чем использовать игры воображения в классе?

Вот список различных игр на воображение, которыми вы и ваши ученики любого возраста можете наслаждаться во время урока.

Лучшая часть? Вам не нужно тратить много денег ни на один из них.

Малыш

  • Я думаю о животном

В этой игре вы скажете: «Я думаю о животном…», а затем добавите подсказку, например «с клювом». Затем дети угадывают, какое животное вы имеете в виду.

  • Автомобиль Бинго

Смотрите автомобильные видеоролики или фильмы, подходящие для малышей.

Чтобы играть, соберите сетку 3 x 3 фотографий, которые вы видите в машине. Затем, когда они будут смотреть видео, они будут вычеркивать изображение, которое они заметили в видео. Первый игрок, который все зачеркнет, кричит «Бинго!»

  • Безумие, Грусть, Радость

Когда вы видите, что дети скучают или устали, соберите их в круг и попросите их по очереди рассказать, что их злит, грустит или радует.

  • Наряд для работы

Скажите учащимся выбрать одну работу, но они должны оставить ее себе. Затем они наденут одежду для этой работы, и их одноклассники угадают, что это за работа.

  • Коробки

Раздайте ученикам большие коробки и скажите им превратить их во что угодно. Это может быть форт, палатка, машина и т. д. Вы можете создать историю из того, что они создали позже.

  • Танцевальная вечеринка

Создайте плейлист для танцевальной вечеринки. Затем скажите своим ученикам, что у вас будет танцевальная вечеринка. Приглушите свет и дайте им потанцевать несколько минут.
После этого перекусите и выпейте сока.

  • Танцевальная вечеринка

Назначьте одного ученика врачом, а остальных — пациентами. «Пациенты» сообщат врачу один симптом, а тот поставит диагноз.

  • Доктор

Назначить одного ученика врачом, а остальных — пациентами. «Пациенты» сообщат врачу один симптом, а тот поставит диагноз.

  • Playing House

Это, пожалуй, самая классическая игра для развития воображения для детей. Дайте каждому ученику роль, а затем попросите их разыграть ее. Для застенчивых людей вы можете соединить их с другим учеником.

Игры воображения для дошкольников

  • Прятки

Еще одна классическая игра для дошкольников. Выберите одно «Оно» в своем классе, пока остальные прячутся. Вы удивитесь, куда и как они исчезнут.

  • Что будет дальше

Во время рассказа или чтения время от времени делайте паузу и спрашивайте учащихся: «Что будет дальше?»

  • Дудл

Объедините учеников в пары. Дайте им карандаш и лист бумаги. Один из них будет рисовать с закрытыми глазами, а другой превратит каракули в настоящий рисунок.

  • Игра с номерным знаком

Вы можете использовать это на уроке математики. Покажите фотографию номерных знаков, затем скажите им, чтобы они добавили номера.

  • Я отправляюсь в путешествие и собираю вещи…

Скажите «Я отправляюсь в путешествие и собираю вещи…», затем добавьте элемент. Первый учащийся повторяет фразу «Я собираюсь в путешествие и собираю вещи», а затем добавляет еще один пункт. Помогите им вспомнить упомянутые предметы.

  • Начало разговора

Напишите интересные вопросы на карточках и соберите детей. Прочитайте каждый вопрос и позвольте детям ответить. Вопросы должны стимулировать их воображение, например: «Если бы у вас было x денег, что бы вы купили?»

  • Песочные часы

Возьмите песочный таймер. Спросите учащихся, что они могут сделать до того, как закончится песочный таймер. Проверьте эти действия, если они действительно укладываются во временные рамки.

  • Нарисуйте реле лица

Нарисуйте на доске овал. Учащиеся по очереди добавляют части лица к овалу, пока лицо не будет завершено.

  • Музыкальные стулья «Выигрывают все»

Это новый поворот в популярной игре — никто не выбывает. Продолжайте убирать стулья каждый раз, когда музыка останавливается, пока все они не соберутся в один стул.

  • Передайте посылку

Заворачивайте разные лакомства слоями – одно лакомство, один слой. Затем передайте пакет одному из учеников, пусть он возьмет самый верхний слой и попросите ребенка передать его следующему человеку, который будет делать то же самое, пока все не получат угощение.

  • Удар перьями

Дайте каждому ученику по перу и попросите их подуть перьями в воздух. Цель состоит в том, чтобы удержать перо в воздухе как можно дольше.

  • Продавец

Назначьте продавцов и покупателей в классе. Используйте предметы в классе для их «магазина». Позвольте владельцам магазинов устанавливать свои цены (только цены с однозначным числом). Покупатели должны купить как можно больше товаров в рамках выделенного бюджета.

  • Классики

Нарисуйте на полу доску для игры в классики. Вместо цифр используйте другие предметы (например, фрукты). Затем попросите учащихся прыгать только в выбранные коробки (например, в круглые фрукты). Скажите им, чтобы они поделились этим с классом.

Игры воображения для детей младшего возраста

  • Театрализованное представление

Сгруппируйте учеников и попросите их разыграть свой любимый фильм. Предоставьте реквизит, если это необходимо.

  • География

Учащиеся по очереди называют страну, штат или город. Укажите первое место, затем следующий человек должен назвать место, которое начинается с последней буквы имени, которое вы упомянули.

  • К счастью, к сожалению

Начните рассказ, затем учащиеся по очереди продолжат его, начиная со слов «к счастью» и «к сожалению». Используйте эти слова поочередно.

  • Противоположности

Скажи слово, тогда учащиеся должны сказать противоположное ему. Например, «высокий/низкий», «верхний/нижний» и т. д.

  • Анаграммы

Попросите учащихся написать свое полное имя на бумаге. Затем попросите их написать слова, основанные на буквах их имени.

  • Buzz

Выберите число от 0 до 9, затем пусть учащиеся посчитают от 1 до 100. Всякий раз, когда будет упоминаться число, они должны говорить «buzz», а не произносить его.

  • Чего не хватает?

Покажите учащимся группу предметов, которые связаны друг с другом (например, карандаш и мелки), но чего-то не хватает. Затем спросите их: «Чего не хватает?» (ответ может быть «бумага»)

  • Mystery Bag

Положите несколько предметов в глубокий черный мешок. Пусть дети залезут внутрь и коснутся одного предмета, не глядя. Пусть догадывается, что это такое.

  • Пенни Реле

Разделите студентов на двоих. Поставьте две коробки на стол. Скажите им, чтобы они встали в нескольких метрах от стола. Дайте каждому ученику по одному пенни. Их цель состоит в том, чтобы положить все монетки в коробку без помощи рук.

  • Egg-Roll Race

Это похоже на пенни-эстафету, но с использованием яйца вкрутую. Также яичная скорлупа не должна треснуть.

  • Облачное остекление.

Если на улице много облаков, выйдите вместе с учащимися и попросите их представить объекты на основе облачных образований, которые они видят.

  • Scavenger Hunt

Предоставьте список «предметов Scavenger», а затем попросите их поискать их в классе.

8 Игры на воображение для творческих малышей с воображением

Игра и обучение

Развитие навыков воображения ведет к творческим способностям на протяжении всей жизни. Изучите эти 8 типов игр на воображение для малышей и найдите занятия, которые дадут вашему ребенку творческий выход. Каждый тип игры на воображение включает в себя несколько игровых заданий на воображение, которые можно использовать в классе или дома. Нажмите здесь, чтобы перейти прямо к списку .

Что такое игры воображения?

Игры с воображением — это игровые занятия, в которых дети используют творческие способности или притворяются. Как правило, игры воображения являются открытыми (у деятельности нет определенного результата) и проводятся детьми (ребенок выбирает, как использовать материалы и как долго играть).

Занятия творческим воображением могут быть искусством, музыкой, строительством, рассказыванием историй, исследованиями или играми на решение задач.

Притворные игры (также известные как притворная игра или драматическая игра) включают игру в супергероев, переодевание, «игру в домик» или игру с фигурками или куклами.

Некоторые игры воображения требуют игрушек и расходных материалов, а некоторые требуют чистого воображения.

Игры на воображение для малышей

1. Искусство (не ремесло)

  • Раскраски
  • Тесто
  • Коллажи
  • Сухое стирание Маркеры1

    10

  • Water Colours
  • Sidewalk Molk
  • Foam Stickers
  • Ice Painting

2. Block Play

  • Деревянные блоки
  • Blocks
  • Blocks Blocks Like Duplos, OR -Duplos, или Megablos, OR -Duocks, OR -Duplos, OR -Duplos, OR -Duplos, OR -Duplos, OR -Duplos, Or -Duplos.
  • Машины, строительные машины и поезда
  • Игрушечные животные
  • Кукольные домики
  • Фигурки

3.

Притворство
  • Dramatic Play
    • Baby Dolls
    • Приготовление
    • Toy Tools
    • Очистка
  • — Animal
  • Dress Up
  • Blaget Forts
  • Superheros
  • Puppets
. Рассказывать истории
  • Пересказывать истории из любимых классических книг
  • Рассказывать истории о своей семье и близких
  • Разыгрывать истории с плюшевыми игрушками

5. Свободные части

Открытые предметы, которые дети используют и исследуют любым способом, которым они вдохновлены.

  • Приобретенные в магазине манипуляции
    • Магниты, магнитные шарики и стержни, звень , деревянные мячи, картонные коробки
  • Предметы домашнего обихода (получите мой бесплатный список незакрепленных деталей для дома)

Список материалов для незакрепленных деталей

О, конечно

6.

Игры

(Эти игры требуют более взрослых указаний, но все же поощряют творчество.)

  • Найдите Игрушка
    • Прячьте игрушки настолько легко или сложно, насколько это удобно вашему малышу. Вы хотите, чтобы это было немного сложно, но весело.
    • По очереди! Ваш ребенок будет творчески искать хорошее место для укрытия.
  • Шарады
    • Разыграйте знакомое животное, эмоцию, знакомого персонажа или любимого человека
  • Пол — это лава
  • Танцы с шарфами
  • Музыкальная группа Pot and Pan
  • Разыграйте песню
  • на медвежьей охоте , Колеса автобуса или  5 обезьянок прыгают на кровати

7. Сенсорная игра

Когда малыши играют в грязную игру, они могут исследовать и экспериментировать. Зачерпывая, наливая и раздавливая, малыши могут творчески исследовать причину и следствие. Чтобы стимулировать творческую игру, вы можете добавить машинки, животных или маленьких кукол в песок, воду или слизь.

Посетите страницу Live the Scott Cottage в Pinterest, чтобы узнать о невероятных сенсорных идеях маленького мира.

8. Игра на улице

Растения, животные, погода и даже местность могут будоражить воображение ребенка. Любое из предыдущих занятий на свежем воздухе может создать совершенно новый элемент творческой игры. Знакомые игрушки можно исследовать совершенно по-новому на открытом воздухе. Шары катятся дальше. Пузыри летят выше. Фигурки могут уменьшать слайды.

Прогулки на природе, наблюдение за облаками, плескание в лужах и лазание – все это дает малышам возможность представить, на что способны их тела и окружающий мир. Игры на свежем воздухе также способствуют эмоциональная регуляция , прививает любовь к природе , а способствует физическому развитию .

Чему учатся дети, используя воображение?

  1. Самоидентификация. Когда малыши играют в ролевые игры, это на самом деле помогает им больше узнать о себе.
  2. Эмпатия. С помощью ролевых игр малыши начинают понимать опыт других людей.
  3. Социальные навыки. Игры на воображение — это возможность попрактиковаться в языке, общении и сотрудничестве.
  4. Когнитивные способности . Малыши могут практиковать навыки решения проблем, причин и следствий, внимания и мотивации.
  5. Открытые детские игры воображения позволяют малышам подключиться к их уникальному графику развития . Они могут следовать своим собственным инстинктам, развивать навыки в своем собственном темпе и преследовать свои собственные интересы.

Более 100 игр на льду для малышей

Игры и исследования являются инстинктивными для малышей. Тем не менее, взрослые всегда играют важную роль в углублении творческой игры.

  • Создавайте длинные блоки времени для неструктурированной игры.
  • Использовать открытых вопросов .
    • «Какие еще танцевальные движения мы могли бы сделать?»
  • Сосредоточьтесь на неограниченных действиях в течение экранного времени или закрытых занятиях (головоломки или рабочие листы).
  • Изучите сильные стороны и интересы вашего малыша. Используйте эту информацию, чтобы расширить игры воображения.
    • Малыш, который обожает кошек, может добавить фигурку кота на сенсорный столик, притвориться котом или раскрасить в цвета своего любимого кота.
    • Малыш с отличной мелкой моторикой может заменить MegaBlocks на Duplos.

Игры воображения и дети с расстройствами аутистического спектра

Дети с расстройствами аутистического спектра по-прежнему могут участвовать в ролевых играх и играх воображения, но опекунам может потребоваться целенаправленно формировать эти игровые навыки. Воспитатели могут моделировать игровые навыки, использовать положительное подкрепление и создавать игры воображения, основанные на интересах ребенка.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *