Презентация и конспект на тему: «Буквы о/е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» | План-конспект урока по русскому языку по теме:
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Мотивационный Практический: Дидакт.игра «Корзина идей» | 09:00-09:05 | -Здравствуйте, ребята! -Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. Актуализация опорных знаний. — Сейчас мы поиграем в игру «Корзина идей». Для этого вам нужно разделиться на группы по 4 человека. — Ваша задача вспомнить и выбрать все морфологические признаки из ниже перечисленных, которые подходят для имени прилагательного. Затем каждая группа будет по очереди называть одно сведение или факт по данной теме, не повторяя сказанного ранее. И всё, что вы выберите, мы поместим в нашу «корзину идей».
(Учащиеся в группе выполняют задание, затем называют факты и примеры, учитель прикрипляет на доску) Давайте, прочитаем карточки вслух, те которые мы выбрали. — Молодцы! Вы вспомнили всё, что изучили об имени прилагательном. | Работать в группах; Выбирать морфологические признаки прилагательных; Обсуждать в группах, высказывать свое мнение; | |
П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное | ||||
2.Постановка учебной задачи и ее решения: Практический: Решение проблемной ситуации Словесный: чтение задания Практический: составление плана Практический: Списывание с грам. заданием. Словесный: Формулируют правило. Практический: выполняют упражнение Практический: Выполняют упражнение с морфологическим заданием | 09:05-09:11 09:11 — 09:15 09:15- 09: 22 09:22- 09: 23 | Изучение нового материала. Мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным, многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 1 .) Ваше задание устно вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Это имена прилагательные. ) Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.) — Сформулируйте тему и цель урока. (Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня..)(Слайд № 2.) Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 3) Кто может рассказать правило? Запишите слова со слайда в тетради. Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Ставим ударение и выделяем морфемы. После того как мы сформулировали правило, мы можем попробовать составить модель к этому правилу. Кто хочет попробовать записать модель на доске? Остальные выполняют в тетради. Давайте, проверим нашу модель на доске. Кто сделал по другому, расскажите как. Учебник, стр.89 — Н, прочитай задание к упражнению 89. — Итак, что нужно выполнить в этом упражнении? Давайте составим алгоритм работы:
Если у вас есть вопросы по заданию, поднимите руки. Кто хочет выйти к доске и выполнить это задание? ( 2 ученика, один записывает слова в первый столбик, второй ученик, записывает второй столбик слов. Приступайте к заданию.
Теперь, сверьте свою работу с доской . Кто увидел ошибки, поднимите руку. Поднимите руку те, у кого нет ошибок, те, у кого 2 или 3 ошибки и поднимите руку те, у кого больше 3-х ошибок. Давайте, выполним еще несколько заданий после текста. Р, читай следующее задание. 1. Верно ли, что все прилагательные из 2-й группы образованы с помощью одного и того же суффикса? (Да) Кто может доказать? 2. Письменно образуй с помощью этого же суффикса прилагательные от основ таких существительных: звезда, победа, гриб,лимонад, клубника. (звездный, победный, грибной, лимонадный, клубничнуй). Упр.90 Прочитайте задание. Поднимите руку, кому не понятно задание. Вы сначала поработайте в парах устно и обговорите как правильно можно выполнить это упражнение, на это я даю вам 2 минуты. Потом вы будете записывать эти слова. После этого мы проверим. Давайте, вспомним план разбора имени прилагательного по составу. Кто хочет?
Приступайте к выполнению задания. Как будете готовы, поднимите руку. Давайте, проверим правильность выполнения упражнения. По цепочке с первого ряда, зачитать слово и объяснить. Динамическая пауза Теперь давайте отдохнем. Первым делом мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | Решать проблемную ситуацию Определять тему урока и его цели Высказывать свои мысли Дети формулируют Находить ошибки, допущенные в разборе, записывать верный вариант выполняют упражнение записывать верный вариант Выполнять физ.упр. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Р:Целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
3.Решение частных задач Практический: выбор. списывание с грам. заданием, морфологический разбор Практ: проверка по образцу Словесный: ответы на вопросы. Практический: устное сравнение грамматического значения | 09:23-09:36 09:36 -09:43 | Упр.91 Прочитайте задание. Поднимите руку, кому не понятно задание. Что нужно сделать в этом задании? Все выполняют это задание в тетрадях а двое учеников на доске. Кто хочет ответить? Один ученик из первых двух строчек выписывает прилагательные, которое образованы от существительных и разбирает их по составу. (Снег/ов/ое, лимон/н/ый, лун/н/ый). Второй ученик записывает слова в начальной форме из третьей строчки, указывает их склонение, выделяет корни и окончания. (сердце(2 скл.)-сердечный, боль (3 скл.)-больной). Приступайте к выполнению задания. Давайте, проверим. Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку по ключу. (Слайд № 7) Поднимите руку, те у кого нет ошибок, те, у кого 2 или 3 ошибки, и поднимите руку те, у кого больше 3-х ошибок. Теперь, давайте проверим работу на доске. Кто нашел ошибки, поднимите руку. Давайте, прочитаем текст в рамочке после упражнения. Что нам говорит летучая мышь? (правило чередования) Кто может сам рассказать это правило? — А сейчас мы сравним грамматические значения имени существительного и имени прилагательного. Для этого я предлагаю провести небольшую лотерею. Я буду подходить к вам с билетами, где написаны номера вопросов, а вы должны вытащить из них один, прочитать его и ответить. 1.Что обозначает имя существительное? А что обозначает имя прилагательное? (предмет; признак предмета) 2.На какие вопросы отвечает имя существительное? А имя прилагательное? (кто? что? какой? какая? Какие?) 3. Изменяются ли по родам имена существительные? А имена прилагательные?(сущ.- не измен, прил.- измен. только в ед. ч) 4.Изменяются ли имена существительные по числам? А имена прилагательные? (да ) 5.Изменяются ли имена существительные по падежам? А имена прилагательные? (да) 6.Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные? А имена прилагательные? (подлежащее, дополнение; определение) | Выполнять морфологический разбор прилагательных Отвечать на вопросы | Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
09:43 -09:44 | Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 46 упражнение 42. В этом упражнение вам нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глагол-исключение. Найти прилагательные, которые родились прилагательными и подчеркнуть их желтым. А в прилагательных образованных от существительных выделяется суффикс, записывается слово от которого образовано и подчеркивается чередование в корнях. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс. (Слайд № 8) | |||
5.Итог урока. Рефлексия | 09:44 -09:45 | -Что надо указать, чтобы разобрать имя прилагательное как часть речи? — Какие цели урока мы формулировали? -Какие грамматические свойства имеют имена прилагательные? -Если вы усвоили что – то новое поднимите красную карточку, если нет – зеленую. -На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Подводить итог | П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дата: 11. 03.16 Учитель: Кирчевская Е. Ю.
Школа:95 Методист: Зубарева Н. С.
Класс: 4-1 Студентка: Гулакова И., 36 гр.
Кабинет: 310
Урок № 2
Конспект урока русского языка
Тема: Буквы о/е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; учить сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в разных частях слова разных частей речи; формировать навык выбора букв; повторить разбор имени прилагательного как части речи.
Планируемые результаты
личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные: формировать умение определять написание о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё — о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных; умение сделать анализ имени прилагательного как части речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл 3часть УМК «ПНШ», карточки с заданиями, карточки для рефлексии, презентация.
Правописание ⭐ гласных после шипящих: правила, примеры
Гласные в суффиксах после шипящих
Буквы А, У
Как правило, после шипящих согласных Ж, Щ, Ш, Ч не пишутся гласные Я, Ю — пишутся А, У.
Прошу, жуткий, большущий, жара, жаль, свеча, чудо.
Исключения 1- Гласная Ю пишется после шипящего согласного в иноязычных нарицательных существительных: жюри, брошюра, парашют.
- Я, Ю пишутся после шипящего согласного в иноязычных именах собственных и этнических названиях: Жюрайтис, Жюль, Сен Жюст.
- Ю, Я могут писаться после шипящего согласного в некоторых фамилиях: Чюмина, Степонавичюс, Чюрленис.
Буквы И, Ы
После шипящих Ж, Ш, Щ, Ч не пишется буква Ы — пишется буква И.
Шить, ищи, камыши, рыжик, ключи.
Исключения 2Ы пишется после шипящего согласного в иноязычных собственных именах: Чыонг Тинь.
Буква Э
Буква Э после шипящих пишется в особых случаях:
- В аббревиатурах: ЧЭЗ, ЖЭК, ЖЭУ.
- После приставки МЕЖ: межэтнический, межэтажный.
- После первой части сложносокращенных слов в начале начинающихся с буквы Э корней: Внешэкономбанк.
- При передаче китайских слов: Лао Шэ, жэнь, Шэньян.
Буква Е
Буква Е используется для передачи ударной гласной Э.
О свече, жесть, шелест, в душе.
Написание букв о, ё после шипящих, алгоритм выбора
Для определения правильного выбора буквы необходимо:
- Определить часть речи слова. Это важно в случаях, когда орфограмма находится вне корня слова.
- Разобрать слово по составу. Морфемный разбор поможет выяснить, в какой части слова — корне, суффиксе или окончании, находится орфографическая проблема.
- Поставить правильное ударение.
- Подобрать соответствующее правило орфографии
Выбор гласной в корне слова
- Гласная Ё пишется под ударением в случаях, когда в других формах этого слова или однокоренных ему пишется буква Е: шёпот — шептать; пчёлы — пчела; жёлтый — желтеть; шёл — пришедший.
- В случае, если подобрать проверочное слово не получилось, то под ударением в корне слова пишется буква О: изжога, трущоба, чокаться, шорох, крыжовник, шов, обжора.
- В корне слова под ударением пишется О в иноязычных по происхождению словах: жонглировать, капюшон, шок.
Буква О пишется в позиции ударной
- В окончании имен существительных: плющом, монтажом, мячом.
- В окончании имен прилагательных: большого, чужого.
- В суффиксах имен существительных: собачонка, мечом, медвежонок, книжонка, должок.
- В суффиксах имен прилагательных: ежовый, ножовый, грошовый. смешон.
- В суффиксах наречий: горячо, свежо, хорошо.
Буква Ё пишется в позиции ударной:
- Под ударением в суффиксах глаголов, причастий и слов, образованных от глаголов: лишённый, выкорчёвка, печёт, ночёвка, отягчённый, польщён.
- В окончании личных форм глагола: течёт, лжёт.
- В суффиксах существительных: стажёр, ретушёр, тренажёр.
- В суффиксах страдательных причастий: орошённый, прекращён, сражённый.
- В суффиксе отглагольных прилагательных: тушёнка, жжёный, копчёности.
- В местоимениях предложного падежа: на чём, причём, о чём
ЗАПОМНИ правило для написания орфограмм в корнях ЖОГ/ЖЕГ:
- В существительных пишется буква О: совершил поджог дома; сильный ожог.
- В глаголах пишется буква Ё: хулиган поджёг дом; сильно обжёг ногу.
Из чего сделан пенни?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
(Изображение предоставлено Dreamstime)Пенни — это не то, что вы думаете. Действительно, с 1793 по 1837 год цент был из чистой меди. Но новые пенни сделаны в основном из цинка.
Вот история, согласно данным Монетного двора США:
- С 1837 по 1857 год цент изготавливался из бронзы (95% меди и 5% олова и цинка).
- С 1857 года цент состоял из 88 процентов меди и 12 процентов никеля, что придавало монете беловатый вид.
- Цент снова был бронзовым (95 процентов меди и пять процентов олова и цинка) с 1864 по 1962 год, за исключением: В 1943 году состав монеты был изменен на сталь с цинковым покрытием. Это изменение произошло только в 1943 году и было связано с критичным использованием меди в военных целях.
- В 1962 году было удалено довольно небольшое содержание олова в центах. Это сделало металлический состав цента 95 процентов меди и 5 процентов цинка.
В сплаве оставалось 95 процентов меди и 5 процентов цинка до 1982 года, когда состав был изменен на 97,5 процента цинка и 2,5 процента меди (цинк с медным покрытием). В том же году появились центы обеих композиций.
Оригинальный дизайн пенни был предложен Беном Франклином. Слово «пенни» происходит от британского «пенс». По данным pennies.org, с 1787 года было отчеканено более 300 миллиардов пенни.
Вот интересный факт. Лица на всех монетах, находящихся в настоящее время в обращении, обращены влево, за исключением Эйба Линкольна на пенни. Образ Линкольна представляет собой адаптацию мемориальной доски, созданной скульптором Виктором Дэвидом Бреннером. Направление, в котором Линкольн смотрит на цент, не было обязательным, а было просто выбором дизайнера.
Более того, сделать пенни стоит больше цента. Согласно отчету Монетного двора США, в 2011 году производство пенни стоило 2,4 цента, но в 2014 году производственные затраты упали до 1,7 цента. Согласно отчету, стоимость производства никеля также превышает его номинальную стоимость (около 8 центов). Но другие монеты приносят деньги монетному двору, в том числе десять центов (всего 3,9 цента) и четвертак (9 центов), говорится в отчете. В целом, в 2014 году монетный двор заработал 289,1 миллиона долларов на сеньораже (разница, необходимая для производства монеты по сравнению с ее стоимостью), хотя пенни и пятаки стоили ему 9 долларов.По данным Wall Street Journal, нужно заработать 0,5 миллиона.
Первоначально эта статья была опубликована 13 января 2013 г.
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.Для любителей науки в каждом человеке Live Science предлагает захватывающее окно в мир природы и технологий, предоставляя исчерпывающие и убедительные новости и анализ всего: от открытий динозавров, археологических находок и удивительных животных до здоровья, инноваций и носимых технологий. Мы стремимся расширить возможности и вдохновить наших читателей инструментами, необходимыми для понимания мира и ценить его повседневное благоговение.
копеек | Монетный двор США
Фон
Тема «Union Shield» — это текущий дизайн монеты в один цент США. Монетный двор США впервые выпустил этот дизайн в 2010 году. На аверсе (голова) изображено изображение президента Авраама Линкольна, которое использовалось на монете с 1909 года. Щит на реверсе (решка) символизирует сохранение Линкольном Соединенных Штатов как единой страны.
Пенни был одной из первых монет, отчеканенных Монетным двором США после его основания в 179 г. 2. На первом пенни была изображена женщина с распущенными волосами, символизирующая свободу. Монета была крупнее и сделана из чистой меди, а сегодняшняя монета меньшего размера сделана из меди и цинка.
Свобода оставалась на копейке более 60 лет. В 1857 году монета стала меньше, а состав металла изменился на 88% меди и 12% никеля. С этими изменениями пришли новые конструкции. В 1857 и 1858 годах на новых монетах был изображен летящий орел на аверсе и венок на реверсе. Дизайн «Голова индейца» появился с 1859 года.до 1909 года.
В 1909 году Авраам Линкольн стал первым президентом, изображенным на наших монетах в честь своего 100-летия. На аверсе пенни Линкольна было изображено изображение Линкольна, созданное Виктором Дэвидом Бреннером, которое используется до сих пор. С 1909 по 1958 год на реверсе были изображены два снопа пшеницы. С 1959 по 2008 год на реверсе было изображение Мемориала Линкольна, спроектированного Фрэнком Гаспарро в ознаменование 150-летия Линкольна.
В 2009 году Монетный двор выпустил четыре разных пенни в течение года в рамках программы Lincoln Bicentennial One Cent Program. Программа была посвящена 200-летию Линкольна и 100-летию первого цента Линкольна. Темы на реверсе представляли четыре основных аспекта жизни Линкольна.
Необычные монеты:
- В 1943 году монеты изготавливались из оцинкованной стали, поскольку медь была необходима во время Второй мировой войны.
- В начале 1943 года по ошибке было отчеканено ограниченное количество медных пенни.
- В честь 225-летия Монетного двора в 2017 году на монетах, изготовленных в Филадельфии, впервые появился знак монетного двора «P».
- В 2019 году Монетный двор Вест-Пойнта выпустил специальные коллекционные монеты с отметкой монетного двора «W».
Прочие монеты в обращении:
Никель | Дайм | Квартал | Полдоллара
Читать далее Читать меньше
Характеристики
Аверс (головы): Показывает знакомое изображение президента Авраама Линкольна с 1909 года.
Реверс (решка): Впервые выпущены в 2010 году и символизируют сохранение Линкольном Соединенных Штатов как единой и объединенной страны.
Надписи на аверсе
- СВОБОДА
- МЫ ВЕРИМ В БОГА
- Год
Реверсивные надписи
- СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
- E ПЛЮРИБУС UNUM
- ОДИН ЦЕНТ
Новый и новый товарный знак
- Денвер
- Филадельфия
Технические характеристики
Состав | Вес | Диаметр | Толщина | Край | Кол-во язычков |
---|---|---|---|---|---|
Цинк с медным покрытием 2,5% Cu Баланс Zn | 2 500 г | 0,750 дюйма 19,05 мм | 1,52 мм | Обычная | н/д |
Информация об исполнителе
Аверс- Дизайнер: Виктор Д.