Глухие и твердые согласные звуки: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Содержание

Звонкие и глухие согласные звуки (упр. 17-37) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Задание 17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую – буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Задание 18. Впишите в предложение пропущенное слово. Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Такой на улице мороз –
Я, как сосулька, весь промёрз.

Задание 19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

  1. Глухой согласный звук состоит из шума.
  2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Задание 20.

  1. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
  2. Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Задание 21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Обрыв, жираф, урок, снег, кактус, арбуз, сторож, карандаш, год, полёт.

Задание 22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Речь идёт о правиле «Проверяемая согласная в корне слова». Согласные названы опасными, потому что в их написании очень легко ошибиться, если не проверять подбором проверочных слов, где после согласного будет стоять гласный звук.

Задание 23.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

1. Будет хлеб (хлеба), будет и обед (обеды). 2. Был бы пирог (пироги), найдётся и едок (едоки). 3. Кто ленив (ленивый), тот и сонлив (сонливый). 4. Некрасив (некрасивый)лицом, да хорош (хороший)умом. 5. Медведь (медведица) неуклюж (неуклюжий), да дюж.

Задание 24. Выберите для каждого слова со скобками правильную букву, подчеркните её. Запишите эти слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Задание 26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

Задание 27.

  1. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
  2. Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Ноготь) ногти, (загадывать) загадка, (скользок) скользить, (морковный) морковка, (робок) робкий, (сторожить) сторожка.

Задание 28.

  1. Прочитайте. Назовите сказки.
  2. Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласный звуки.
  1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок. («Золушка»)
  2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами. («Белоснежка и семь гномов»)

Задание 29.

  1. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
  2. Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Задание 30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.

Задание 31.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
  1. Сливки, голубцы, пирожки, водолаз.
  2. Вдруг, блузка, сапожки, рубашка.

Проверяемые гласные в подчёркнутых словах находятся в конце, в то время, как другие – в середине слов.

Задание 32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Задание 33.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

Слова с пропущенными буквами называются омофоны — это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Задание 34.

  1. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
  2. Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком — искала однокоренное слово, чтобы проверяемый гласный звук стоял под ударением

для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов — изменяла слово так, чтобы после проверяемого согласного шла гласная буква

Задание 35.

  1. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
  2. Подчеркните в словах орфограммы.
  1. Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (Молоток)
  2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

Задание 36.

  1. Прочитайте. Озаглавьте текст.
  2. Согласны ли вы с мнением автора? Что обозначает слово янтарь?
  3. Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший –
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь!
Солнце, снег, огонь, мороз
Пламя белое берёз!

Я согласна с мнением автора. Действительно, январь – удивительный зимний месяц.

Янтарь – это ископаемая смола хвойных деревьев жёлтого или оранжевого цвета, из которой делают украшения. Подчёркнутые орфограммы находятся в словарных словах, написание которых нужно запомнить.

Задание 37.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
  3. Составьте текст на эту тему.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистый снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

Зима

Наступила зима. На улице был лёгкий мороз. Неожиданно пошёл первый снег. Мы с друзьями побежали лепить снеговика и кататься на коньках по гладкому льду. Скоро будет замечательный праздник – Новый год. К нам придут Дед Мороз и Снегурочка и подарят подарки. Мы вместе будем водить хороводы вокруг ёлки, петь песни и рассказывать стихи.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь

Глухие и твердые согласные. Гласные и согласные буквы и звуки

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш] [х] [х»] [ч»] [щ»]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж]

Глухие [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие [х] [х»] [ч»] [щ»]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б»] [в»] [г»] [д»] [з»] [к»] [л»] [м»] [н»] [п»] [р»] [с»] [т»] [ф»] [х»]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч»] [щ»] [ й» ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч»] [щ»]

Свистящие согласные

[з] [з»] [с] [с»] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все

звонкие и глухие согласные ?

Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные.

Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч. ).

Окончаниях, суффиксах и приставках — это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные — это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’].

То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в

фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки

[ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г.

Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к»], [п], [п»], [с], [с»], [т], [т»], [ф], [ф»], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Трудные согласные звуки в английском языке

Рассмотрим пять проблем в произношении согласных, характерных как минимум для носителей восточнославянского языка.

1) Незвонкие звуки в конце слова

Если слово оканчивается на д, ж, б, з или рисунок, в котором есть один из этих звонких звуков, очень важно не сделать его глухим. Иначе мы можем услышать совсем другое слово!

ле д /д/ — ле т /т/

ла g /g/ — la ck /k/

bu zz /z/ —  bu s /s/

2) Путаница /v/ и /w/

Буквы v и w есть два разных звука . При произнесении /w/ губы выдвигаются вперед и округляются. При произнесении /в/ нижние губы слегка отодвинуты назад или против верхних зубов. Давайте послушаем пары слов:

v erse w orse

v et w et

v ain W ayne

3) Произношение r

О хитрой букве r важно помнить следующее:

  • мы не произносим r после гласных
  • В ударном слоге гласный + r может иметь три звука:

    ɑ: p ar k

    ɜ: b ir d, s ur f, h ear 00, l er 00, 8er 00007 er N

    ɔ: L или D, F Наш

    UNESTEDESE ER, OR, UR СТАТЬ ə (Schwa Sound)

    Rath ER , Comput ER , Direct или , Sulph ur

    4) Неправильное произношение th

    Для правильного произношения /θ/ (как в think) и /ð/ (как в this) кончик языка должен находиться между зубами. /θ/ — глухой звук, а /ð/ — звонкий. Если вы перепутаете эти звуки с /s/ или /z/, есть шанс произнести неправильное слово.

    S ANK/S/ — TH ANK/θ/

    S ING/S/ — TH ING/θ/

    Z EN/S/ — TH EN/ð /

    5) Неправильное произношение нг

    Чтобы получить правильный носовой звук /ŋ/ , приоткрываем рот, прижимаем спинку языка к мягкому небу и пропускаем воздух через нос.

    Обратите внимание, что мы не всегда произносим /g/ после /ŋ/:

    • /ŋ/ , если ng стоит в конце слова или корневого слова

    SI NG , SI NG ER, THI NG , RA NG , WATI NG

    • / ŋG / в сравнительных OR Superlaity Forms

    lo ng er, lo ng est, stro ng er, stro ng est

    • /ŋg/ если ng не в конце слова 0 или корень

    фи нг эр, а ng ry, la ng uage, E ng land

    Обратите внимание

    Буква n в сочетании с k (как в tank) также звучит как /ŋ/.

    /ŋk/: cra nk , ba nk , dri nk , pi nk

    Звонкие и глухие согласные

    Звонкие согласные
    Ваши голосовые связки, которые на самом деле являются слизистыми оболочками, проходят через гортань в задней части горла. Напрягая и расслабляя, когда вы говорите, голосовые связки модулируют поток дыхания, выбрасываемого из легких.

    Простой способ определить, звонкий согласный звук или нет, — это приложить палец к горлу. Произнося букву, почувствуйте вибрацию голосовых связок. Если вы чувствуете вибрацию, значит, согласный звонкий.

    Это звонкие согласные: B, D, G, J, L, M, N, Ng, R, Sz, Th (как в слове «тогда»), V, W, Y и Z.

    Но если согласные — это только отдельные буквы, то что такое Ng, Sz и Th? Это обычные звуки, которые образуются путем фонетического смешения двух согласных.

    Вот несколько примеров слов, которые включают в себя озвученные согласные:
    Путешествие
    Gloves
    Shells
    начали
    Измененные
    Колеса
    Живянные
    мечты
    Обмен на

    -voice -yts sordai -sordess yte sordas sordas yts sordas sordess yts sordas sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess sordess. звуки. Вместо этого они расслаблены, позволяя воздуху свободно течь из легких в рот, где язык, зубы и губы взаимодействуют для модуляции звука.

    Это глухие согласные: Ч, Ф, К, П, С, Ш, Т и Т (как в слове «вещь»). Общие слова, в которых они используются, включают: 

    выстиранное
    пальто
    просмотренное
    книги
    сиденья
    брошенное
    телеги

    гласные

    гласные звуки (А, Е, И, О, ​​У) и два гласных дифтонга. Это также включает букву Y, когда она произносится как долгая E.

    Примеры: город, жалость, песок.

    Изменение голоса
    Когда согласные объединяются в группы, они могут изменить качество голоса следующего за ним согласного. Отличным примером является форма прошедшего простого времени правильных глаголов. Вы можете узнать эти глаголы, потому что они заканчиваются на «ed». Однако согласный звук этого окончания может меняться от звонких до глухих, в зависимости от согласной или гласной, которая ему предшествует. Почти во всех случаях E молчит. Вот правила:

    Если «ed» предшествует глухой согласный, такой как «K», его следует произносить как глухой T. Примеры: «parked», «barked», «marked»
    Если «ed» предшествует звонкий согласный звук, например «B» V, оно должно произноситься как звонкий D. Примеры: robbed, thrived, pushed
    Если «ed» предшествует гласный звук, его следует произносить как звонкий D, потому что гласные всегда звонкие. Примеры: freed, fried, lied
    Исключение: если «ed» предшествует букве T, он должен произноситься звонким звуком «id». В этом случае произносится буква «е». Примеры: пунктирная, гнилая, зачерченная

    Этот шаблон также можно найти с формами множественного числа. Если согласный, предшествующий S, звонкий, то S будет фонетически произноситься как Z. Примеры: стулья, машины, сумки

    Если согласный, предшествующий S, глухой, то S также будет произноситься как глухой согласный. Примеры: летучие мыши, парки, трубы.

    Связная речь
    При разговоре предложениями конечные согласные звуки могут меняться в зависимости от следующих слов.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *