Гласный звук [ы], буква ы
Урок 4. АБВГДйка — видеоуроки по изучению звуков и букв
В этом уроке дети познакомятся с гласной буквой ы и звуком [ы] вместе с домовёнком, которого зовут Пых. Он живёт за печкой и постоянно пыхтит. Увидят, как пишется печатная буква ы и помогут домовёнку раскрасить кружочки так, чтобы получилась буква ы. Узнают, в каких словах пишется буква ы. В конце урока, Пых будет пить чай вместе с мышками и вкусным сыром.
Конспект урока «Гласный звук [ы], буква ы»
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ы ˗
Все мы знать её должны.
Вот так знакомит нас с буквой ы один из детских писателей.
̶ Пых-пых-пых.
А кто это там пыхтит? Давайте подойдём поближе и посмотрим.
А это же домовёнок Пых. Он каждое утро делает зарядку и постоянно пыхтит. Давайте познакомимся поближе.
Домовёнок или просто домовой – это самый главный хозяин в доме. Наш домовёнок живёт за печкой и следит, чтобы все жили дружно и в доме всего хватало. Он очень мало разговаривает, но часто пыхтит, поэтому его и назвали –Пых. И сейчас мы вместе с Пыхом будем изучать
Итак, начнём. Мы уже знаем, что все звуки пишутся в квадратных скобках и на письме обозначаются буквами. Вот и звук [ы] на письме обозначается буквой ы.
А ещё мы помним, если буква красная, значит, она обозначает гласный звук. Давай проверим, можно ли звук [ы] петь.
̶ Пых, попробуй потянуть, т.е. пропеть звук [ы].
̶ Молодец. Видишь, Пых, звук [ы] можно петь, а значит это гласный звук.
Итак: все звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.
̶ А теперь, Пых, попробуй придумать слова, которые начинаются на звук [ы].
̶ А ты и не вспомнишь, потому что в русском языке нет слов, которые начинаются со звука [ы]. А также нет большой буквы ы, а есть только маленькая. Поэтому звук [ы] на письме может обозначаться только одной маленькой буквой ы.
̶ А теперь мы посмотрим, как пишется буква ы. Буква ы может быть только маленькой (её называют строчной).
̶ Ну, давай попробуем. Только мы напишем букву ы очень интересным способом. Смотри, вот у нас кружочки. Ты должен разукрасить кружочки в том порядке, как пишется буква ы.
̶ Ой, пых-пых-пых. Это же тяжело.
̶ И совсем не тяжело. Не прячься. Давай попробуем. Начинай.
̶ Да. Совсем не тяжело. Я хочу ещё что-нибудь узнать про звук и букву ы.
̶ Хорошо. Давай поиграем. Я тебе буду называть слово, которое обозначает один предмет, а ты должен добавить к нему
̶ Машина.
̶ Надо подумать. Знаю Машины.
̶ Правильно. Молодец, Пых.
̶ Пчела.
̶ Пчелы.
̶ Конфета.
̶ Конфеты.
̶ Молодец Пых. Ты всё правильно назвал. А теперь ты должен запомнить, чтобы получить много предметов, мы к словам добавляли звук [ы]. Значит звук [ы] может увеличивать количество предметов или объектов.
̶ Пых. Посмотри внимательно на буквы ы и скажи, что ты заметил.
̶ Я заметил, что буква ы стоит в конце слова.
̶ Правильно. Буква ы может быть в конце слова.
̶ Ой, Пых, смотри.
Мыши едят сыр. В словах мыши и сыр тоже есть звук [ы], который на письме обозначается буквами ы. Причём буквы ы стоят в середине слова.
Ну, вот мы и познакомились с гласным звуком [ы], который на письме обозначается буквой ы.
А сейчас мы будем пить чай с сыром.
̶ А ты, Пых, должен запомнить, что в русском языке нет слов, которые начинаются со звука [ы].
Никогда вначале слова
Буква ы не ставится,
Хоть своею добротой
Эта буква славится!
Звук [ы] может стоять в середине и в конце слова. А ещё, в любимом слове нашего домового «пых» тоже есть звук [ы], который стоит в середине слова.
Вот и закончили мы наш урок. До новых встреч!
Следующий урок 5 Гласный звук [у], буквы У, у
Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций АБВГДйка — видеоуроки по изучению звуков и букв
Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт
Конспект урока на тему » гласный звук Ы.
Буквы ы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
г.о. Ивантеевка
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
по УМК «Школа России»
Тема: « Гласный звук [ы], буква ы»«.
Составитель: Федорова Мария Владимировна,
учитель начальных классов
2018
г.
Урок по чтению на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.
Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука.1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, плакат – «Город Букваринск», воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)
Задачи:
1. Учить отличать гласные звуки от согласных
2. Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)
3. Проанализировать особенности произнесения звука [ы]
4. Учить различать букву ы как знак звука [ы]
5. Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)
6. Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])
7. Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)
Ход урока
Развёрнутый план урока
I. Организационный момент
Звенит звонок:
Начинаем наш урок!
– Проверим готовность к уроку. У вас на столах должна быть азбука, пенал, зелёные тетради. Молодцы. Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что — то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)
Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(не А, а О)
– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.
III. Знакомство с новым звуком
– Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно.
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:
рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.
–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы
Учитель переворачивает карточку.
– Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому в городе Букваринске этот звук поселился на улице гласных
Демонстрация плаката с городом Букваринском. Плакат вывешивается на доску.
– Ученики приготовили для вас стихотворения о букве ы, послушайте.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву
(Е.Благинина)
Бывает эта буква
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
(Е.Григорьева, И.Гамазкова)
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).
IV. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения
– Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 33)
Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны
И вернуться назад с вышины.
– Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)
V. Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)
– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка — глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)
Физкультминутка
VI. Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)
– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла — Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?
VII. Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком
– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)
VIII. Работа с серией картинок
– Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?
– А как вам это удалось?
– Я буду читать вам отрывки из сказки, ваша задача сказать, к какой картинке подходит отрывок:
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет (4)
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.(2)
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. (1)
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила. (3)
– А сейчас я расскажу вам эту сказку целиком.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
– Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.
VI. Итог урока
– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)
Гласные перед [r]
Американский английский [r] отличается от других согласных тем, что изменяет качество предшествующей гласной. Например, [uh] в таких словах, как «мех», почти не слышно, как будто [r] следует непосредственно за [f]. Более того, некоторые гласные вообще не стоят перед [r]. Некоторые группы гласных как бы «сливаются» в одну «гибридную» гласную перед [r]. Следующие примеры иллюстрируют это явление. Обратите внимание, что эта особенность американского английского языка сильно различается между диалектами.
[iy] и [i] перед [r]
[iy] и [i] не контрастируют друг с другом перед [r]. В результате гласная немного длиннее, чем [i], и заканчивается как бы скольжением, что звучит почти как [y]. Послушайте и повторите следующие примеры.
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[iy] и [i] до [r] | |
ИГРАТЬ | здесь |
ИГРАТЬ | просто |
ИГРАТЬ | пиво |
ИГРАТЬ | рулить |
ИГРАТЬ | страх |
ИГРАТЬ | олень |
ИГРАТЬ | задний |
ИГРАТЬ | шептало |
ИГРАТЬ | копье |
ИГРАТЬ | странный |
[e], [ey] и [ae] перед [r]
[e], [ey] и [ae] — еще один класс гласных, которые, кажется, сливаются в один перед [r ]. Получившаяся гласная больше всего похожа на [e] со слегка дифтонгальным качеством. Попробуйте произнести следующие слова с гласной [e], за которой непосредственно следует [r].
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[e], [ey] и [ae] до [r] | |
ИГРАТЬ | веселый |
ИГРАТЬ | смею |
ИГРАТЬ | Мэри |
ИГРАТЬ | лестница |
ИГРАТЬ | нести |
ИГРАТЬ | замужем |
ИГРАТЬ | Ларри |
ИГРАТЬ | Эрик |
ИГРАТЬ | фея |
ИГРАТЬ | Сара |
[u] и [uw] перед [r]
[u] и [uw] сливаются в гласную, наиболее похожую на [u]. Для следующих слов попробуйте сказать [u] и скатывать язык прямо к [r].
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[u] и [uw] перед [r] | |
ИГРАТЬ | тур |
ИГРАТЬ | залить |
ИГРАТЬ | приманка |
ИГРАТЬ | терпеть |
ИГРАТЬ | зрелые |
ИГРАТЬ | конечно |
[o] и [ow] перед [r]
[o] и [ow] сливаются в звук [ow] во многих диалектах американского английского. Попробуйте произнести следующие слова так, как будто [r] непосредственно предшествует [ow].
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[o] и [ow] перед [r] | |
ИГРАТЬ | ядро |
ИГРАТЬ | еще |
ИГРАТЬ | дверь |
ИГРАТЬ | магазин |
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ | Джордж |
ИГРАТЬ | отверстие |
[a] перед [r]
[a] не сильно меняется перед [r].
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[а] до [г] | |
ИГРАТЬ | автомобиль |
ИГРАТЬ | Марка |
ИГРАТЬ | звезда |
ИГРАТЬ | рука |
ИГРАТЬ | амбар |
ИГРАТЬ | карта |
ИГРАТЬ | жаворонок |
ИГРАТЬ | парк |
ИГРАТЬ | темный |
ИГРАТЬ | Барб |
[uh] перед [r]
[uh] получает интересное качество перед [r]. Лучший способ произнести его — представить, что его нет — просто переместите язык прямо на [r] после произнесения предшествующего согласного звука. Однако [uhr] и [er] легко спутать. Следующие примеры иллюстрируют контраст.
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать слова
[uh] ~ [e] перед [r] | |
ИГРАТЬ | мех ~ тариф |
ИГРАТЬ | Мюррей ~ веселый |
ИГРАТЬ | спешите ~ волосатый |
ИГРАТЬ | размытие ~ Блэр |
ИГРАТЬ | творог ~ творог |
ИГРАТЬ | шевелиться ~ смотреть |
ИГРАТЬ | мурлыканье ~ пара |
ИГРАТЬ | птица ~ медведь |
Скороговорки
Нажмите «ИГРАТЬ», чтобы прослушать реплики.
Попробуйте повторить за моделью.ИГРАТЬ | Марк проехал на машине через сарай Джорджа. |
ИГРАТЬ | Мэри вышла замуж за весельчака в соседней церкви. |
ИГРАТЬ | Здесь Барри пьет больше пива, чем в баре. |
ИГРАТЬ | Карин осмелилась в спешке сжечь карри. |
ИГРАТЬ | Дороти позвонила в магазин и заказала еще пива для вечеринки. |
Упражнения
Викторина 1
Викторина 2
Вернуться к началу
Что это такое и зачем мы это делаем • 7ESL
Pin
Гласные в английском! Хотя мы можем не думать о них, кроме их роли в написании слова, 26 букв английского алфавита — это символы, обозначающие звуки речи. Буквы помогают сообщить читателю, как артикулируется слово. Звуки речи делятся на два типа: гласные и согласные. Является ли звук гласным или согласным, зависит от того, как он артикулируется.
Когда люди говорят, воздух проходит через голосовые связки и управляется для произнесения звуков каждого слова. Звуки могут быть изменены внутри самой голосовой связки, а также во рту с помощью языка, губ и зубов. Звуки речи без какой-либо блокировки воздушного потока считаются гласными, а все остальные — согласными.
Содержание
Гласные
Что такое гласный?
Обсуждение букв в связи с воздушным потоком может показаться странным, но на самом деле это простой способ понять гораздо более сложную концепцию в лингвистике. Когда мы говорим, мы произносим звуки речи, представленные каждой буквой. Воздух проходит через наши голосовые связки и сужается, когда мы артикулируем. Если звук речи произносится без блокировки голосовых связок, он считается гласным. Пять стандартных гласных – это A, E, I, O и U. Это всегда гласные звуки независимо от слова. При артикуляции путь, по которому воздух проходит через голосовые связки, открыт, без какой-либо блокировки. Этот открытый воздушный поток отличает гласные от согласных.
Возьмем, к примеру:
Буква Y может функционировать как гласная или согласная в зависимости от того, в каком слове она находится. Попробуйте произнести вслух слова «может быть», «глупо» и «плакать». Вы заметите, что звуки речи, представленные буквой Y, полностью открыты. Блокада голосовых связок отсутствует. В этих словах Y — гласная. Теперь попробуйте произнести слова «двор» и «каньон». В этих случаях буква Y представляет собой звук, который требует тонкого манипулирования ртом, чтобы частично перекрыть поток воздуха, поэтому Y является согласной. Как правило, буква Y чаще всего используется с гласными. Когда Y — согласная, она обычно стоит в начале слова или слога.
Гласные и согласные
В отличие от гласных, согласные при артикуляции вызывают блокировку или сужение воздушного потока. Это может быть частичная блокада или полное закрытие голосовых связок. Как и в примерах, где Y — согласная, все буквы, которые являются согласными, можно легко определить, произнеся их вслух. Это позволит понять, какой звук речи связан с блокировкой воздушного потока. Возьмем, к примеру, букву М. Чтобы артикулировать звук речи, представленный буквой М, воздух проходит через голосовые связки и затем полностью блокируется губами. Если вы когда-нибудь не уверены, является ли буква гласной или согласной, произнесите ее вслух, это поможет.
Вы можете заметить, что гласных звуков гораздо больше, чем представлено буквами A, E, I, O, U и Y. Как и в случае с согласными, отдельные гласные могут действовать сами по себе. Гласные могут иметь разную высоту, длину и тон. Вместо того, чтобы создавать дополнительные буквы для каждого звука речи, что привело бы к тому, что алфавит был бы намного больше, чем наш собственный, в английском языке есть орграфы гласных и группы гласных, которые объединяются, чтобы сформировать новые звуки речи. С гласными это часто происходит с парами одной и той же буквы, например, в словах «книга» и «гладкий». В школе и на практике мы узнаем, что они произносятся как один долгий гласный звук, а не как два отдельных звука О. То же самое касается разных гласных, соединенных вместе. Например, в слове «причина» буквы А и У смешиваются, образуя новый звук речи, отличный от звуков двух отдельных букв. Новые гласные звуки могут образовываться даже из более чем двух букв, как в слове «красота». Как и в случае с парами гласных, тройка EAU в слове «красота» образует совершенно новый гласный звук.
Для чего нужны гласные?
Почему у нас есть гласные
Со всеми четкими различиями между гласными и согласными вы можете задаться вопросом, для чего на самом деле используются гласные. Почему мы утруждаем себя проведением различий? Основная причина существования гласных заключается в том, что они помогают разбивать слова на слоги. Слоги — это более мелкие единицы произношения, которые разделяют слово и помогают с артикуляцией и правописанием. Как правило, все слоги состоят из одного гласного звука. В большинстве случаев это означает, что все слоги должны иметь гласную. Деление слов на слоги является важным инструментом в обучении чтению, письму и произношению слов. Для этого необходимы гласные.
В то время как все слоги должны иметь гласный звук, есть некоторые особые случаи, когда гласный отсутствует. Это может произойти в словах, в которых вообще нет гласных. Есть несколько аббревиатур, которые теперь считаются словами, например, «Доктор». и «ТВ», которые состоят только из согласных. Точно так же многие звукоподражательные слова, которые обозначают звуки, которые они представляют, не содержат гласных. Примеры таких слов: «хм», «тсс», «псст» и «пфф».
Особые случаиПомимо слов, в которых нет гласных, в некоторых особых случаях согласная становится гласной. Большинство людей знают, что Y может быть как гласной, так и согласной. Возможно, будет еще более удивительным услышать, что буква W также может переключаться с согласной на гласную. Когда буквы пересекают границы между согласными и гласными, они называются полугласными или скользящими. Это звуки речи, которые имеют характеристики гласных и согласных. Буква W работает таким образом, когда она стоит в начале слова, за которой следует гласная, например, в «бы», «гулять» и «вау». Этот звук речи на самом деле когда-то был другим символом, называемым wynn, и это одна из причин, по которой буква W произносится как «двойное U», а не «двойное V».
В валлийском языке буква W обычно используется как гласная. Есть также несколько валлийских слов, которые используются в английском языке. Это слова «cwm» и «crwth», в которых речь W звучит как OO. Cwm — это название округлой формы рельефа, также называемой карой или цирком. Крут — кельтский инструмент, похожий на скрипку. Это особые ситуации, в которых согласные становятся гласными.
Может показаться сложным определить, является ли буква гласной или согласной, но самый простой тест — попытаться произнести слово вслух.