Правило “Гласные звуки в безударных слогах” в разных учебниках
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.При написании слов с безударными гласными звуками надо быть внимательными. Чтобы не ошибиться при письме, безударные гласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Например: река — реки, лиса — лисы, моря — море.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. РамзаевойБезударный гласный проверяй ударным.Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:
Например: доска — доски, река — реки, ночная — ночь, бежать — бег
1-4 класс. УМК «Планета знаний». Авторы: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный стал ударным:
Например: дворы — двор, дворик, хлопушка — хо
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записываются ударные гласные звуки в этих корнях.
Например: лесной — лес, садовый — сад, гора — горы.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Например: моря — море, у моря; трава — травка, зелëный — зелень.
1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)Обозначение безударных гласных звуков буквами может расходиться с их произношением. Безударные гласные нужно проверять. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Например: Сосна — сосны — [сасна] — [сосны]
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. РамзаевойБуквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:
Например: траа — травы, гора — горы, река — реки
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. РамзаевойБезударный гласный в корне проверяй ударным.Для этого измени слово или подбери однокоренное:
Например: гр_ч — грач — грачи;з_ма — зимний — зима;
м_ряк — море;
б_льшой — бо
Правильно, от того, какой звук был в этом слове в сильной позиции. Значит, нужно узнать, какой звук в слове в сильной позиции. А как это сделать?
Вы знаете, что позиция звука меняется при изменении слова. Вот и попробуем изменить слово. Например, изменим его так, чтобы оно называло один предмет.
Например: сл_ны — слон — слоны
1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.Гласные звуки могут быть безударными и ударными. Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением. Для этого надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласный звук был под ударением.
Например: Сова — совы, грибной — гриб, зверёк — зверь, плясать — пляшет.
1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Например: моря — море, у моря, трава — травка, зелëный — зелень.
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. РамзаевойЕсли безударный гласный звук в приставке, вспомни, как пишется эта приставка.Если безударный гласный звук в корне и его можно проверить, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне:
Закончить роман, надписать слово, прочитать стихотворение, отпереть дверь
В корне:
Переносить — носит, подавать — дать, появилась — явь, явный, сохранил — охрана
1-4 класс. УМК под редакцией С. В. Ломакович. Авторы: С. В. Ломакович, Л. И. ТимченкоКорень в однокоренных словах может звучать по-разному. Но пишется он всегда одинаково. Орфограмму безударного гласного в корне слова можно проверить с помощью однокоренных слов. Проверочным будет однокоренное слово с гласным под ударением.
Например: пенёк — пень, лисица — лисонька, крольчата — кролики.
1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. ЧураковаГласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково.
Например: вода — водный (проверяем ЭТИМ же корнем), кошка (I скл., И.п., ед.ч.) — стена (I скл., И.п., ед.ч.) (проверяем ЭТИМ же окончанием), засушливый — крикливый (проверяем ЭТИМ же суффиксом)
1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. РамзаевойЕсли безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово:
Например: домишка — домик, окошко — окна, зеркальный — зеркало
5-9 класс. УМК под редакцией Т. А. Ладыженской. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например:
Для проверки безударного гласного в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы этот звук оказался под ударением.
Например: носить — носит, ноша; единица — единый; подавать — подать; вязать — вяжет, вязка; удивительный — дивный; зеленеть — зелень, зелёный; тяжёлый — тяжесть; окно — окон.
5-9 класс. УМК под редакцией Р. Н. Бунеева. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова.Чтобы правильно обозначить на письме букву безударного гласного в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором этот безударный гласный находится под ударением.
Например: земля — земли, цветник — цвет
5-9 класс. УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.Безударная гласная в корне слова может проверяться ударной гласной в этом же корне. Если гласную в корне проверить нельзя (она непроверяемая), то нужно обратьиться к орфографическому словарю.
Например: Трава — травка, гроза — грозы, спешит — спешка. Каштан, фиалка (непровер.).
5-9 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой. Авторы: Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева.Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением, то есть в сильной позиции.
Например: река — реки, речка, береговой — берег.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова. Проверочными являются слова с тем же корнем или формы проверочных слова, в которых проверяемый гласный находится под ударением. На месте безударного гласного в корне пишется та же буква, которая пишется на месте ударного глаcного в корне того же слова.
Например: гора — горы, горный, наловить — наловит, улов.
5-9 класс. УМК Русский язык. Практика. Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например: [I]удивить — диво, столбец — столбик, ходить — ходит[I]
5-9 класс. УМК Русский язык под редакцией Л. А. Вербицкой. Авторы: Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.Чтобы правильно написать безударную проверяемую гласную в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением: .
Например: столовая — стол, обязательно — обязан.
5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова.
Например: Опоздать, опоздание — поздно, опаздывать Одобрять, одобрение — добрый, задабривать. Расспросить — спросит, спрашивает.
Правила орфографии для 8-11 классов (на основе справочника Д. Э. Розенталя)Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Например: Деревья (дерево), косить (косит). Лесной (лес), колосок (колос, колосья).
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. КузьменкоКогда в названиях предметов на конце слов мы слышим безударный гласный звук, нужно подставить слова-указатели: она, оно, они. Чаще всего надо писать ту же букву, что в них под ударением.
Например: (Нет)
1-4 класс. УМК «Гармония». Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. КузьменкоЧтобы выбрать букву гласного или согласного в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно: — подобрать однокоренное слово; — изменить проверяемое. Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же в проверяемом.
Например: (Нет)
Проверка безударных гласных в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова основывается на том, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге под ударением.
Чтобы проверить безударные гласные в корне слова, подберем родственные слова или изменим грамматическую форму слова, что сомнительный звук оказался в сильной фонетической позиции — под ударением.
В русском языке ударение разноместное. Оно может падать на приставку (ро́зыгрыш, на́дпись, на́бело), корень слова (ве́рный, бы́стрый), суффикс (деревя́нный, соломе́нный, паучо́к), на окончание (большо́й, взяла́, шести́).
Имеем в виду, что гласные звуки отчетливо звучат и совпадают с обозначающими их буквами только под ударением. В случаях, когда ударение находится на других морфемах, в корне слова неясно слышится гласный звук, который оказался в слабой фонетической позиции — без ударения.
В написании слов с безударными гласными в корне будем учитывать, что в русском языке основным является не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический. Суть этого принципа правописания состоит в том, что в слове сохраняется единое написание морфем независимо от их звучания, кроме случаев чередования гласных и согласных.
В безударных слогах пишется та же гласная, которая выступает в том же слоге под ударением в родственных словах или формах слов.
Чтобы правильно написать слово с безударными гласными в корне, необходимо подыскать проверочное слово, в котором ударение прояснит звучание сомнительного гласного.
Два способа проверки безударных гласных
Безударные гласные можно проверить ударением двумя способами:
1. подобрать однокоренное слово (слова)
- о́сень — осе́нний;
- золото́й — зо́лото, позоло́та;
- коне́ц — ко́нчик, зако́нчить;
2. изменить грамматическую форму исходного слова
- весна́ — вёсны;
- гроза́ — гро́зы;
- число́ — чи́сла.
Правило написания безударных гласных в корне слова
В безударном положении в слове пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге под ударением, если изменить грамматическую форму слова или подобрать однокоренное слово.
- извиня́ться — пови́нный;
- вы́полоть — по́лют;
- закали́ть — зака́лка;
- скрепя́ сердце — кре́пкий.
Иногда в корне слова имеются два безударных гласных, тогда применяют одновременно оба способа проверки безударного гласного.
Понаблюдаем:
- голова́ — го́ловы, голо́вка;
- полоса́ — по́лосы, поло́ска;
- борозда́ — бо́розды, боро́здка.
Словарные слова
Правописание многих слов с безударными гласными в корне нельзя проверить ударением, поэтому их следует запомнить:
- аромат
- конфета
- колесо
- сапог
- вагон
- стакан
- собака
- баран
и пр.
Такие лексемы с непроверяемыми безударными гласными в корне называются словарными словами. При затруднении в их написании обращаемся к помощи орфографического словаря.
Примеры проверки безударных гласных
Рассмотрим, как проверить безударный гласный в корне слова «домашний».
В этом слове ударение падает на гласный звук в суффиксе:
Морфемный состав
дома́шний — корень/суффикс/окончание
Неясно слышится гласный в корне:
дома́шний [д а м а ш н’ и й’]
Чтобы не ошибиться в написании этого прилагательного, подберем родственные слова, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением:
дома́шний — дом, до́мик
В словах «окно», «вода», «роса» безударный гласный в корне проверим, изменив форму существительного единственного числа на форму множественного числа:
- окно́ — о́кна;
- вода́ — во́ды;
- роса́ — ро́сы.
Написание безударной гласной в корне слова «нога» можно проверить с помощью однокоренного слова «но́жка», а также изменив грамматическую форму существительного:
- нога́ — длинные но́ги;
- нога́ — много ног.
Видеоурок «Правописание слов с безударным звуком в корне»
Тест
Вопрос 1 из 10
В каком ряду в корне слов пишется безударная гласная, проверяемая ударением?
накл…ниться, отр…вление, гр…зовой
уг…релый, оз…рение, сл…жить
наг…нять тоску, з…мляной, тр…винка
ск…чок, прич…сать, пром…кашка
произношение — Орфография /æ/ в безударных слогах
Слоги со второстепенным ударением не являются безударными
Прежде всего, важно признать, что (кроме некоторых исключительных случаев для некоторых говорящих*), /ə/ не может встречаться ни в каком вид ударного слога: не в первично-ударном слоге, но и не во вторично-ударном (или «третично-ударном») слоге. Гласная фонема / ə / встречается только в слогах без какого-либо ударения.
Первый слог числа анестезия имеет вторичное ударение, как показано в вашей транскрипции /ˌæn.əs.ˈθi.ʒə/. Существование этого вторичного ударения также вполне предсказуемо из определенного правила: все английские слова имеют какое-либо ударение (первичное или вторичное) по крайней мере на одном из первых двух слогов. А когда ударение падает на третий слог слова, второстепенное ударение обычно падает на первый слог. Это объяснение объясняет /ˌæksəˈdɛnt(ə)li/, /ˌæljuˈmɪn.j.əm/ и /ˌsætɪsˈfækʃən/ (последнее следует транскрибировать со вторичным ударением на первый слог). Гласные в первом слоге этих слов не находятся «в безударном положении» для целей сокращения гласных.
Когда используется форма алюминий , второй слог ударный, поэтому первый слог безударный и сокращается до schwa: /əˈlumɪnəm/. То же самое для / ə / ˈparent и / ə / ˈlumni. В phoˈtogr /ə/ phy второй слог ударный, а третий слог полностью безударный.
Полностью безударные закрытые слоги могут иметь /æ/ или /ə/
Осталось обсудить /m æ ɡˈnɪfəsənt/ и /ˈæk.ɹo.b х т/. В обоих из них / æ / находится в «закрытом» слоге (слог, оканчивающийся на согласную). К сожалению, /ə/ может встречаться в закрытом слоге, поэтому вы не можете полностью предсказать использование /æ/ вместо /ə/ в этих двух словах. Есть некоторые закономерности в произношении похожих слов; например вы также найдете /æt/ в конце аристократ и демократ.
Даже среди носителей английского языка есть некоторые различия в использовании /æ/ по сравнению с /ə/ в полностью безударных слогах: например, в этом сообщении в блоге британского фонетика Джона Уэллса («сильный и слабый»), вы можете увидеть слово гимнастка расшифровывается как ˈdʒɪmnæst , тогда как я (американский английский носитель) расшифровываю гласную, которую я использую в последнем слоге, как / ə /. Таким образом, использование /ə/ чаще, чем у носителей английского языка, не обязательно сделает то, что вы говорите, непонятным. Я предполагаю, что есть некоторые слова, в которых это может вызвать путаницу (хотя я не могу сейчас придумать конкретный пример).
В некоторых теориях слоги с нередуцированными гласными имеют «третичное ударение»
Хотя в предыдущем заголовке я упомянул «полностью безударные» слоги, некоторые фонологи утверждают, что наличие нередуцированной гласной, такой как /æ/, на самом деле означает, что слог имеет какое-то ударение. Это концепция «третичного стресса», которую я мимоходом упомянул в начале этого поста. В некоторых — особенно американских — транскрипциях вы можете увидеть, что третичное ударение транскрибируется с пониженным знаком ударения (тот же символ, что и вторичное ударение), поэтому слово acrobat можно записать как /ˈæk.ɹoˌbæt/. Хотя словарь American Heritage Dictionary не использует транскрипцию IPA, вы можете видеть, что он использует собственный стиль ударения на последнем слоге слова acrobat.
Это просто вопрос обозначений и анализа. Наличие «третичного стресса», к сожалению, не так предсказуемо, как наличие вторичного стресса, поэтому я не могу дать для него простого правила.
Дополнительные примечания о положении вторичного напряжения
Я сказал, что обычно вы можете предположить, что слово с ударением на третьем слоге имеет вторичное ударение на первом, но есть некоторые возможные исключения из этого эмпирического правила. Например, электричество может произноситься со второстепенным ударением на втором слоге и без ударения на первый ( eˌlecˈtricity ; но альтернативное произношение ˌe.lecˈtricity также существует). Другой способ определения вторичного ударения — это ссылка на родственные более короткие слова. Например, случайно связано с более коротким словом случайно : первичное ударение в ˈ случайно соответствует вторичному ударению в ˌслучайно. Аналогично, «удовлетворение» связано с «удовлетворение». Но этот метод работает только тогда, когда есть родственное более короткое слово, и вы знаете положение основного ударения в этом слове.
*Запоминать не важно, но главный известный мне пример слова, которое может иметь ударение /ə/ для некоторых говорящих, это just в смысле «только», в отличие (для этих говорящих) от / ʌ /, используемого в прилагательном just. Однако я не думаю, что это различие распространено: многие говорящие имеют регулярный образец использования / ʌ / в только всякий раз, когда на нем стоит ударение, и / ə / только когда оно безударное.
Сокращение гласных в безударных слогах
- Голландский
- фризский
- Африкаанс
Редукция гласных в безударных слогах
подробнее
Помимо этих основных условий, модели редукции гласных являются результатом множество других факторов. Рассмотрим краткое изложение установленных факторов ниже; в то время как всесторонние фонетические исследования все еще отсутствуют, обзоры и теоретический анализ можно найти, например, в Мартин (1968), Буидж (1977,1981,1995), Кагер (1989), Троммелен и Зонневельд (1989) и Ван Остендорп (1995).
Факторы, влияющие на редукцию гласных в безударных слогах:
- Стиль речи
Шкала стиля речи: вероятность редукции гласных увеличивает менее формальным становится стиль речи.
- Качество гласных
Шкала качества гласных: высокие гласные редуцируются труднее, чем средние и низкие. гласные звуки; дифтонги никогда не подвергаются редукции.
- Взаимодействие качества гласных и стиля речи
Шкала качества гласных и стиль речи сгруппированы в комбинированная шкала.
- Слово/лексическая частота
Гласные в словах с относительно высокой частотностью сокращаются легче, чем гласные в низкочастотных словах.
- Структура слога
- Открытые и закрытые слоги: сокращение гласных чаще встречаются в открытых слогах, чем в закрытых.
- Начало против отсутствия начала: сокращение гласных запрещено в безначальных слогах.
- Качество начала согласного: редукция гласного запрещено в слогах, начинающихся с гортанной смычки [ʔ], или [час].
- Позиция слога I — между ударениями: гласные в безударном слоги между двумя ударными слогами сокращаются легче чем гласные в других метрических позициях.
- Позиция слога II — влияние предшествующего слога: гласные во внутренних слогах слова сокращаются легче, когда перед ударным слогом, чем перед безударный слог.
- Позиция слога III — последний слог: редукция гласных запрещены в слогах в конце слова (с несколькими исключения).
- Индивидуальные факторы
Существует значительное количество вариаций между говорящими.
- Booij, Geert1977Голландская морфология.