Гласные и согласные ударные безударные гласные: Ударные и безударные гласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

«Ударные и безударные гласные звуки»

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 14.01.19 г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Кушербаева З.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация

Пән/Предмет: Основы грамоты и письма

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Транспорт»

Тақырыбы/Тема: «Ударные и безударные гласные звуки»

Мақсаттары/Цели:

Тәрбиелік – воспитательная: воспитание интереса к грамматике

Дамытушылық – развиивающая: развитие мелкой моторики рук при рисование длинных и коротких палочек с закруглением вверху.

Оқыту – обучающая: Дать представление о терминах «ударный гласный звук» и «безударный гласный звук. Продолжение обучения вычленять словесное ударение и его место в слове. Упражнение в назывании слов с заданным ударным гласным звуком.

Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, коммуникативно – языковая.

Ресурстармен қаматамасыз ету/Ресурсное обеспечение: картинки с рисунком машины и самолета.

Көптілділік/Полиязычие:ұшақ – самолёт — aircraft

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

Ход организованной учебной деятельности

Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:

— Сегодня мы с вами будем изучать, что такое «ударный гласный звук» и «безударный гласный звук».

— Послушайте и отгадайте загадку:

Свет горит, мотор гудит

На колёсах шины

По дороге лихо мчит

Нас в себе … .(машина)

Крылатый, но не птица,

Летает в небесах.

В мгновенье может скрыться

В пушистых облаках.

Когда взлетает в небо

И набирает ход —

Закладывает уши,

Что это? (самолет) Использует полиязычие.

Негізі бөлімі/Основная часть:

— Молодцы! Сейчас мы с вами найдем ударные и безударные гласные звуки в словах «машина» и «самолет», но сначала ответьте мне на вопросы.

— Вспомните и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

— А что вы знаете о согласных звуках? Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

— Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (синий)

— Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленый)

— А что вы знаете о гласных звуках? Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

— Ребята, а как различить ударный гласный звук от безударного? (звук, который мы больше тянем называется ударным; машина, самолет)

— Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красный)

— Молодцы! Ответили на все вопросы.

Звуковой анализ слова машина. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной. (Шесть клеточек означают, что в слове машина шесть звуков)

— Сколько всего звуков в слове машина? (шесть)

— А сколько слогов в слове машина? (три)Давайте назовем слоги

— А какой слог мы больше тянем? (-ши; второй)

— Назовите звук, который мы больше тянем? (-и) Звук «-и» будет ударным потому что он дольше тянется, а все остальные звуки будут называться безударными.

— Умницы! А теперь давайте с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди машем обеими руками)

Видим, как течет река, (Показываем руками волнообразное движение)

Видим лодке рыбака. (Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

Осторожнее: гора! (Наклон влево — право)

Приземляться нам пора!(Присесть на одно колено, руки в стороны)

Звуковой анализ слова самолёт. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной. (Семь клеточек означают, что в слове самолёт семь звуков)

— Сколько всего звуков в слове самолёт? (семь)

— А сколько слогов в слове самолёт? (три) Давайте назовем слоги

— А какой слог мы больше тянем? (-лёт; второй)

— Назовите звук, который мы больше тянем? (-ё) Звук «-ё» будет ударным потому что он дольше тянется, а все остальные звуки будут называться безударными.

— Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Индивидуальная работа: Данил- назови гласные звуки, Арсен — повтори

Қорытынды/Итоговая часть:

Анализирует ответы детей. Хвалит их за правильные ответы на вопросы. Обобщает знания детей полученные на занятии.

Гласные звуки и буквы в русском языке: ударные, безударные звуки

Речь человека состоит из звуков, из них составляются слова. Образуются они при помощи артикуляции – работы органов речи. Как результат – возникают звуковые вибрации. Деление звуков на гласные и согласные основано на различиях места и способа образования звука.

Содержание

  • 1 Как образуются гласные звуки
  • 2 Гласные буквы и звуки – чем они отличаются
    • 2.1 Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я
  • 3 Кто ударил гласный?
  • 4 Подводим итоги

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:
— а-а-а-а-а-а;
— у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки [о] и [у], нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – [и], [е];
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – [о], [у];
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – [а], [ы].

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки [и], [ы], [у];
  • среднее положение языка – звуки [э], [о];
  • нижнее – [а].

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы], однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги.

Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: [ма]-[ма].

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного [й] и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

 Буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
 Гласные звуки А Э О И О У Ы Э У А
 Согласные звуки Й Й Й Й

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — [й’ э н о т],

ёлка — [й’ о л к а],

юла — [й’ у л а],

яблоко — [й’ а б л о к о].

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

съел — [с й’ э л],

пьёшь — [п й’ о ш’],

вьюга — [в й’ у г а],

моя — [м а й’ а].

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Фонетический разбор слова

Карточки с русским алфавитом распечатать

 

Грамматика тунисского языка. Фонология

2.1 Гласные

2.1.1 Фонемы

Тунисский язык имеет в общей сложности одиннадцать характерных гласных фонем, пять из которых длинные, а шесть короткие.

Передний Центральный Спина
Высокий я я у уː
Середина e eː ə о оː
Низкий до

Все гласные, кроме /ə/, могут свободно появляться в начале, середине или конце слова.

/ ə / встречается только внутри слова или в конце, но никогда не встречается в начале слова. Долгие гласные, хотя и неограниченные, чаще всего появляются в конце слова.

Действительные дифтонги состоят из /j/ или /w/ в качестве полугласной. Разрешены падающие дифтонги: /aj ej oj uj aw ew iw ow/; нет ниспадающих дифтонгов с долгими гласными или с гомоорганическим ядром и внеплановым движением. Единственное ограничение на восходящие дифтонги состоит в том, что они не могут быть гомоорганическими: /ja je jo ju jə jaː jeː joː juː wa we wi wo wə waː weː wiː woː/.

Любая другая последовательность из двух гласных имеет два отдельных ядра, причем две гласные принадлежат отдельным слогам.

2.1.2 Аллофония

тунисских гласных сильно различаются в зависимости от ударения. В частности, системы ударных и безударных гласных сильно различаются:

Ударные гласные
Передний Центральный Спина
Высокая я я у уː
Середина e eː о оː
Низкий (а) aː
Безударные гласные
Передний Центральный Спина
Высокий я я у уː
Середина ə или
до

Высокие гласные /i(ː)/ и /u(ː)/, как правило, очень стабильны и практически не изменяются в произношении из-за ударения или местоположения. Однако эти две гласные могут не появляться сразу после эмфатического согласного / tˤ dˤ sˤ zˤ / или увулярного взрывного звука / q /; исторические / i (ː) / и / u (ː) / в этой позиции опустились до / e (ː) / и / o (ː) /.

Произношение средних гласных /e(ː)/ и /o(ː)/ более разнообразно. Краткие гласные /e/ и /o/ реализуются как [e] и [ɔ] в открытых слогах и как [ɛ] и [o] в закрытых слогах. Долгие гласные / eː / и / oː / имеют тенденцию к дифтонгизации в состоянии стресса с реализацией, аналогичной [eə] и [ɔə]; приветствие cópac «привет», например, произносится /ˈkoː.pak/ [ˈkɔə.pʌk]. Краткие гласные /e/ и /o/ не встречаются в безударных слогах, о чем свидетельствуют такие заимствованные слова, как pulicie [pu.ˈliː.sjə] «полиция» или hotel [xu.ˈteːl] «отель» . Эта редукция гласных не всегда представлена ​​орфографически, но, тем не менее, является продуктивным правилом даже в заимствованных словах: computá [kum.pə.ˈtaː] «вычислять, вычислять».

Низкая гласная /a(ː)/ имеет довольно слабое различие длины.

Очень немногие говорящие противопоставляют /a/ и /aː/ где-либо, кроме слова-наконец, и даже в этом случае не все говорящие сохраняют противопоставление слова-наконец. Любой / a (ː) / под ударением обычно произносится как долгий [aː], а безударный / a (ː) / становится коротким [ʌ]. Среди говорящих, которые также утратили контраст в конце слова, типичное слитное произношение в этой позиции такое же длинное [ɑː]. В более высоких регистрах и некоторых более консервативных диалектах контраст между / a / и / aː / все еще хорошо сохраняется во всех позициях.

Различие длины нейтрализуется для всех гласных перед носовым или жидким согласным /m n ŋr l/ в закрытых слогах, при этом все гласные произносятся долго: mil [ˈmiːl] «тысяча». Это удлинение не происходит, когда разрыв слога следует сразу за ударной гласной, как в bire [ˈbi.rə] «пиво». Кроме того, долгие гласные /e(ː)/ и /o(ː)/ в этой среде обычно не дифтонгизируются под ударением, как в других местах: temp [ˈteːmp] «погода» (не *[ˈtɛəmp]).

Уменьшенная гласная /ə/ обычно реализуется внутри слова как нейтральная гласная [ə]. Слово-наконец, оно реализуется дальше во рту, ближе к [ʊ]. Однако слово-наконец также часто опускается в неформальной речи, оставляя после себя небольшую веляризацию предшествующего согласного или, в случае конечного /jə/, как палатализацию + [ɪ].

Если удаление конечного / ə / приводит к кластеру согласных, могут иметь место некоторые более сложные фонетические изменения в соответствии с общими правилами аллофонии согласных, как описано в следующем разделе.

Вот ряд слов и их произношение как в формальной, так и в неформальной речи:

Ворд Фонематика
Разбивка
Официальный
Произношение
Разговорный
Произношение
Значение
Тенезия / təˈnesjaː / [tə.ˈne.sjaː] [tə.ˈne.sjaː] «Тунисец (мужской)»
тенесиан / təˈnesjanə / [tə. ˈne.sjʌ.nʊ] [tə.ˈne.sjʌnˠ] «Туниска (женщина)»
эрибур /эрибур/ [ˈe.ri.buːr] [ˈe.ri.buːr] «дерево»
истрате /истраə/ [ˈis.trʌ.tʊ] [ˈis.trʌtˠ] «дорога, проспект»
второй /ˈseː/ [ˈseə] [ˈseə] «вечер»
имя /ˈnomjə/ [ˈnɔ.mjʊ] [ˈnɔ.mʲɪ] «звание, звание»
Тель /ˈtˤeːl/ [ˈtˤeːl] [ˈtˤeːl] «высокий»
зурие /ˈzurjə/ [ˈzu.rjʊ] [ˈzu.rʲɪ] «семена»
фреска / frəˈmikə / [фрə.ˈmi.kʊ] [фрə.ˈмикˠ] «муравей»
учин / uʃinə / [ˈu. ʃi.nʊ] [ˈu.sinˠ] «(женщина) соседка»
корут /корут/ [ˈkɔ.rut] [ˈkɔ.rut] «короткий»
/ˈnoːm/ [ˈномːм] [ˈномːм] «нет»
истле /ˈis.tlə/ [ˈist.lʊ] [ˈis.tu] «звезда»

Дополнительные гласные могут появляться как аллофонические варианты согласных в определенных позициях или как предсказуемый процесс эпентезы: ystls «звезды» [ˈis.tuz], librs «книги» [ˈli.bɪrz]. Эти виды нефонематических гласных описаны в следующем разделе.

2.2 Согласные

2.2.1 Фонемы

В тунисском языке 25 различных согласных, как показано в следующей таблице.

Лабиальный Межзубный Стоматология Постальвеолярный Палатал Велар Увуляр
Взрывной р б т д кг к
Фрикативный ф в θ ð с z ʃ ʒ х
Эмфатический тˤ дˤ сˤ
Назальный м п ×
Жидкость р л
Полугласный с й

Согласная /ŋ/ играет очень второстепенную роль, фонематический контраст с /n/ возможен только после /u/: yún /juːn/ «июнь», yún /juːŋ/ «дневной, дневной» .

2.2.2 Аллофония

2.2.2.1 Взрывные устройства

В тунисском языке пять (неэмфатических) взрывных согласных: /pbtdkgq/. Из них все, кроме / q /, встречаются в родных словах романского происхождения; /q/ встречается в арабских и берберских заимствованиях.

Глухие взрывные звуки /p t k q/ обычно произносятся очень последовательно. В начале слова / p / и / t / обычно пишутся с придыханием, превращаясь в [pʰ] и [tʰ]. / k / и / q / также могут произноситься с придыханием в этой позиции, но это более регионально и не является особенностью стандартного диалекта Туниса. Все четыре произносятся без наддува в других позициях. В разговорной речи, где принято опускать швы в конце слова, эти новые конечные согласные могут произноситься веляризованными или даже как отрывочные: séfte «семь ( f )» [ˈsɛftˠ, ˈsɛft’].

Звонкие взрывные звуки /b d g/ всегда без наддува. Они не сильно различаются по произношению, хотя могут быть velarized перед пропущенным шва в конце слова.

За увулярным взрывным звуком /q/ не могут следовать гласные переднего ряда /i(ː)/ и /e(ː)/.

2.2.2.2 Фрикативные звуки

В тунисском языке девять (неэмфатических) щелевых согласных: / f v θ ð s z ʃ ʒ x / . Все, кроме /x/, встречаются в исконно романских словах.

Все эти фрикативные звуки имеют довольно стабильное произношение. Зубные фрикативы / s z / будут палатализироваться до [sʲ zʲ] непосредственно перед ударной гласной переднего ряда в некоторых диалектах, но не в стандарте, и все они будут velarized перед опущенной schwa. У некоторых говорящих, особенно в преимущественно арабских общинах, также может быть звонкий велярный фрикативный звук /γ/ и глоточный фрикативный звук /ħ/ в арабских заимствованных словах, оба из которых обычно заимствуются как /x/ в стандартном тунисском языке.

2.2.2.3 Эмфатика

Три эмфатических согласных /tˤ dˤ sˤ/ встречаются исключительно в арабских и берберских заимствованиях (где /sˤ/ соответствует как арабскому ﺽ, так и ﻅ). Они произносятся веляризованными, хотя на практике звук часто более заметен на соседних гласных, чем на самом согласном. Непосредственно перед ударной гласной веляризация обычно заметна, в то время как в других местах она реализуется скорее как скольжение [ə] по соседним гласным. Эти звуки не контрастируют со своими неэмфатическими аналогами непосредственно перед другим согласным, поскольку эффект веляризации на предшествующих гласных значительно меньше, чем на следующих гласных. Например, слово tħél «высокий» /tˤeːl/ обычно произносится как [tˠə̯eːl], при этом ə при скольжении вызывается эмфатической согласной. Для простоты скольжение ə, вызванное эмфатикой, обычно не отмечается в фонетической транскрипции в этой грамматике.

Из-за отбрасывания разговорной шва окончание слова / tˤə dˤə sˤə / и / tə də sə / не различаются в неформальной речи, причем оба набора реализуются как [tˠ dˠ sˠ] .

Эмфатические согласные также вызывают особые алломорфы некоторых флективных окончаний. Например, обычный суффикс множественного числа -/s/, но корни, оканчивающиеся на эмфатические согласные, принимают /-əs/.

2.2.2.4 Носовые органы

В тунисском языке три носовых согласных: /m n ŋ/. Все они очень стабильны в современном тунисском языке (хотя и не исторически, как можно увидеть во многих парадигмах, где / n / чередуется с Ø или гласной), хотя / n / часто ассимилируется с [ŋ] перед небными согласными и [ɴ] перед увулярные согласные.

Как упоминалось ранее, /ŋ/ играет довольно второстепенную роль, появляясь только после /u/ или /w/ и только с одной фактической минимальной парой с /n/: yún /juːn/ «Июнь», yún /juːŋ/ «дневной, дневной». Однако фонема /ŋ/ встречается в ряде других слов, но без дошедших до нас минимальных пар: caun /ˈkawŋ/ «мясо», qoun /ˈkowŋ/ «рог», foun /ˈfowŋ/ «пекарня». ». Это также иногда появляется во французских заимствованиях как приближение к носовым гласным: ресторан /ˈrɛs. tu.raːŋ/ «ресторан».

2.2.2.5 Жидкости

Две тунисские жидкости: /l/ и /r/.

/l/ обычно имеет веляризованное произношение в большинстве позиций, с четким звуком [l] только перед гласными переднего ряда. Это веляризованное произношение особенно заметно, когда /l/ стоит перед двумя согласными или в конце слова после согласного, где оно реализуется как [u]: moscls «мышцы» /moscls/ [ˈmos.kuz].

/ r / произносится как постукивание в интервокальном и как трель во всех других позициях.

2.2.2.6 Полугласные

В тунисском языке две полугласные, /j/ и /w/. Они могут появляться как в интервокации, так и в различных дифтонгах, обсуждавшихся ранее.

2.2.2.7 Эпентетические гласные

Тунисская морфология часто допускает появление некоторых довольно сложных групп согласных, особенно в конце слова. Эти кластеры разрешаются с помощью регулярной последовательности шагов:

  1. Если кластер содержит /l/ после менее или равнозвучного согласного (т. е. любого другого, кроме полугласного), /l/ будет озвучиваться и произноситься [u]: ystls «звезды» /istlz/ [ис.туз].
  2. Если кластер содержит /m/, /n/ или /r/ после менее или равнозвучного согласного, гласный [ɪ] будет вставлен непосредственно перед носовым/жидким: librs «книги» /librz / [ˈli.bɪrz], ysms ​​ «имена» /ismz/ [ˈi.sɪmz].
  3. Если в кластере есть любой другой согласный, следующий за менее или равнозвучным согласным (за исключением /s/, который может свободно следовать за менее звонкими согласными), гласный [ɪ] вставляется сразу после первого согласного в группа или вторая, если первая согласная /s/: suject «субъект» /suʒəkt/ [ˈsu.ʒə.kɪt], ysft «забор» /isft/ [ˈis.fɪt].
  4. Все остальные кластеры произносятся как есть, без эпентетической гласной.

Обратите внимание, что эти типы эпентетических гласных не влияют на границы слогов в целях определения аллофонии или ударения. Например, в secl «век» /sekl/ [ˈsɛ. ku], несмотря на то, что /e/ появляется в открытом слоге на фонетическом уровне, его реализация такая же, как у /e/ в закрытом слоге. По этой причине такие эпентетические гласные никогда не обозначаются орфографически.

Только фонема /s/ способна игнорировать обычную иерархию звучности, так что такие слова, как pescs «рыбы», реализуются без эпентетических гласных: /pesks/ [ˈpɛsks].

2.3 Слоги

Слоги разделены таким образом, чтобы минимизировать коду предыдущего слога и максимально увеличить начало следующего слога. Там, где это возможно, разрыв слога будет помещен сразу после гласной, если только это не приведет к неправильному начальному кластеру в следующем слоге. Каждый слог содержит ровно одну гласную или дифтонг на фонематическом уровне, хотя, как описано ранее, один слог на фонематическом уровне нередко соответствует нескольким ядрам на фонетическом уровне из-за вставки автоматических эпентетических гласных.

Обратите внимание, что изменение слогов может происходить через границы слов, если два слова имеют одно основное ударение. Это распространено, например, среди глаголов и глагольных клитик, существительных и притяжательных местоимений или предлогов и их дополнений. Это дает еще одно свидетельство эфемерной природы эпентетических гласных: субъект «предмет» [ˈsu.ʒə.kɪt], но субъект iccest «этот предмет» [ˈsu.ʒək.ˈti.kəst].

2.4 Стресс

Тунисское ударение обычно падает на первый несокращенный (т. е. не / ə /) слог слова. Это резко контрастирует с большинством других романских языков, где ударение, как правило, падает на последний или предпоследний слог, и является явной особенностью Северной Африки. Однако есть два довольно распространенных фонологических исключения.

Во-первых, если в инициале есть краткая гласная, а второй слог «тяжелый», ударение будет перенесено на второй слог. В этом случае «тяжесть» включает в себя слоги, содержащие долгие гласные, закрывающие дифтонги или гласные, за которыми следует тавтосложная форма /m n ŋr l/:

  • mizá [mi. ˈzaː] «чешуя»
  • ivènd [i.ˈveːn] «событие»
  • yspor [is.ˈpoːr] «вкус»

Во-вторых, четкие производные префиксы часто игнорируются для определения ударения; на самом деле они имеют тенденцию вести себя скорее как соединения, часто несущие вторичное напряжение:

  • difondre [di.ˈfoːn.drə] «разбрызгиватель»
  • entreduzte [ˌɛn.trə.ˈdus.tə] «введение»
  • íqánuni [ˌiː.ˈqaː.nu.niː] «незаконный»

Однако существуют и другие распространенные исключения без четкой фонологической основы. Некоторые из них связаны с историческими составными частями, которые больше не прозрачны для современного языка, например, calom [kʌ.ˈloːm] «кто?» ( ← Латинское qualis homō ). Другие возникают из-за давления по аналогии, что особенно характерно для спряжения глаголов.

2.5 Фонотактика

2.5.1 Ограничения на распространение

Слог — изначально может присутствовать любой одиночный согласный или гласный, за исключением редуцированного гласного /ə/ и маргинального /ŋ/. Ограничения в начале слова идентичны ограничениям в начале слога.

В конце слога и в конце слова любая гласная может присутствовать без ограничений, хотя нередуцированные краткие гласные в конце слова встречаются редко. Подавляющее большинство тунисских слов оканчиваются на согласную, долгую гласную или шва. Нет ограничений на распределение отдельных согласных.

Неклитическое слово должно содержать хотя бы одну полную гласную. Слово с такой структурой, как Cə(C), невозможно, так как оно не выдерживает ударения.

2.5.2 Кластеры

Во многом благодаря берберскому влиянию тунисский язык (как и тунисский арабский язык) довольно снисходителен, когда речь идет о группах согласных. В пределах одного слога имеется четкая кривая звучности с наивысшей звучностью в середине слога (т. е. слоговым ядром) и наименьшей звучностью на периферии. Таким образом, в начале допускаются согласные с возрастающей звучностью, а в коде — согласные с убывающей звучностью. Допускается почти любой начальный или конечный кластер, если он подчиняется этому закону звучности. На фонематическом уровне кода может свободно не подчиняться этой иерархии, но эпентетические гласные будут вставлены, чтобы восстановить ее.

Однако существуют некоторые различия между кластерами начала и коды. Начало допускает группы из двух согласных с одинаковой звучностью, а кода — нет. Таким образом, начальная *kt- вполне допустима, а конечная *-kt будет реализовываться с эпентетической гласной: cténe [ˈkte.nə] «цепь», подлежащее [ˈsu.ʒə.kɪt] «подлежащее». С другой стороны, кода позволяет /s/ не подчиняться иерархии звучности и появляться после менее звонких согласных, так что такие формы, как *-ps или даже *-sts, являются допустимыми конечными кластерами: pescs [ˈpɛsks] «рыба». Как и в некоторых других романских языках, кластеры * sC- (где «C» — взрывной или фрикативный) не допускаются в начале слова (поскольку они не подчиняются иерархии звучности), и любые такие формы в заимствованиях приобретают ударение / i /: yscanner «сканер» (от английского) [ˈis. kʌ.nɪr].

Тунисская иерархия звучности выглядит следующим образом, от высшего к низшему: гласные > полугласные > жидкие > носовые > фрикативные > взрывные.

Некоторые другие согласные имеют свои собственные кластерные ограничения, не зависящие от иерархии звучности. Три эмфатики не допускаются в качестве первого согласного в группе ни в начале, ни в коде; язык имеет различные морфологические средства, чтобы этого даже не произошло. Это связано с тем, что эмфатическое качество почти полностью определяется качеством следующего за ним гласного, и поэтому эта эмфатика теряется, когда такого гласного нет.

Тунисский язык известен тем, что иногда кажется, что есть длинные группы согласных, чаще всего с участием жидкостей / r l /, но иногда также и носовых / m n /. Исторически эти согласные были особенно склонны к полному поглощению соседних безударных гласных, становясь слоговыми согласными. В современном языке это слоговое / l / теперь произносится [u], в то время как все слоговые / r m n / произносятся с эпентетическим [ɪ], а также другие группы, нарушающие звучность и иерархию: yscls [ˈis. kuz] «школы», librs [ˈli.bɪrz] «книги», acns [ˈaː.kɪnz] «виноград». Они также могут встречаться в начале слова, хотя это встречается сравнительно реже: rnoval [ɪr.nu.ˈvaːl] «весна (время)».

2.5.3 Границы морфем

Границы морфем не влияют на произношение слов, за исключением случаев назначения ударения, описанных в разделе 2.4, за исключением случаев, когда границы морфем совпадают с границами слогов.

2.5.4 Границы слов и межсловные интервалы Сандхи

В связной речи границы слов игнорируются в пределах одной единицы ударения (т. е. набора слов, имеющих общее первичное ударение), что допускает явление сандхи через границы слов, идентичное уже обсуждавшимся правилам межсложных слов. Слова могут переформулироваться рядом с другими словами, что, в свою очередь, может повлиять на различные переходные аллофонические явления, такие как эпентетические гласные. Могут иметь место и более сложные морфологически обусловленные сандхи, такие как аблаут в yscle «школа» → l-uscle «школа», вызывается определенным артиклем l- .

Вне этих единиц ударения межсловные сандхи значительно более ограничены. Наиболее значительным явлением сандхи на этом уровне является тенденция смешивания гласных в конце одного слова с первой гласной следующего слова, если такие слова оказываются рядом. Могут быть и другие субфонематические изменения, такие как ассимиляция голоса, чтобы облегчить поток связанной речи.

2.5.5 Иностранные кредиты

Если мы считаем, что класс иностранных заимствований состоит из всех слов нероманского происхождения, то многие такие заимствования совершенно отчетливо выделяются в тунисском языке из-за их различных наборов фонем. Любые слова с определенными звуками, такими как эмфатические согласные или /x/, могут быть немедленно идентифицированы как заимствованные формы из-за почти полного отсутствия этих звуков в унаследованном словаре. Однако, поскольку берберское влияние начало проявляться еще во время римского правления в Северной Африке, а арабское влияние насчитывает более тысячелетия, эти звуки не воспринимаются как иностранные, и этот самый старый слой заимствованных слов уже давно укоренился в языке. Обширный контакт может еще больше усложнить этимологию: fahil [ˈfaː.xil] «легкий» действительно происходит от латинского facilis , но /x/, по-видимому, является загрязнением тунисского арабского sāhil «легкий».

Из-за довольно слабых ограничений на количество слогов в тунисском языке иностранные заимствования обычно можно импортировать без существенного изменения согласных. Гласные, с другой стороны, склонны к редукции, особенно в более длинных словах; ассимилированные морфемы редко бывают длиннее трех слогов. Посттонические гласные склонны к полному опусканию, а безударные / e o / имеют тенденцию повышаться до / i u / или уменьшаться до / ə /. Как ни странно, такие сокращения обычно не обозначаются орфографически, поскольку тунисский язык имеет тенденцию сохранять написание языка-донора: computá [ˈkoːm.pə.taː] «вычислять», bióloggie [bi.ˈjoːl.gə] «биология».

Просодия (надсегментарная)

Просодия (надсегментная)
Стресс, продолжительность и другие «супрасегментарные»

1. Терминология

IPA предоставляет группу символов для ударения, длительности, интонации, слоговая система и тон под общим заголовком «супрасегментарные», отражающее концептуальное деление речи на «сегментарную» и «надсегментарные» части. Однако, как мы увидим, это деление не очень чистый, с фонетическими коррелятами ударения, интонации и т. д. часто проявляются в согласных и гласных, т.е. на сегментарном уровне. Следовательно, вместо того, чтобы ссылаться на «сегменты vs. надсегментные», я предпочитаю более общий термин «просодия» для этих явления (среди прочего).


2. Ударение и его фонетические корреляты

В английском языке термин «стресс» используется для обозначения степени выделение отдельных слогов отдельных слов (лексическое ударение), напр. e lephant (подчеркнутый — безударный — безударный) vs. ele phan зубец (безударный? — безударный — подчеркнутый — безударный). Но не каждое слово действительно подвергается ударению, когда встречается в предложении: некоторые лексические ударения выбраны для сентенциального ударения — возможно, лучше называется «акцент». Например. Ал берт отправился в зоопарк .

символов IPA для основного ударения [ˈ] и вторичного ударения [ˌ] могут быть размещены перед гласными или в равной степени в начале каждого слога (таким образом также предоставляет некоторую информацию о границах слогов): слон [ˈelɪfənt], слоновий [ˌelɪfˈanˌtɑɪn].

Ladefoged (1993: 249), как и многие вводные учебники по фонетике, говорит: «Природа стресса достаточно хорошо изучена. Ударные звуки – это на что говорящий тратит больше мускульной энергии… так что есть дополнительное увеличение высоты тона». Давенпорт и Ханнас (стр. 23), аналогично, написать: «Ударные слоги произносятся с большим мышечным усилием и громче или длиннее безударных слогов». Есть некоторые проблемы с этот вид:

а) На некоторых языках (например, валлийский, см. Williams 1982; чаморро, см. Chung 1983) и даже на некоторых диалектах английского языка (например, бирмингемском, тайнсайдском, валлийский английский) высота звука может быть на ниже на ударных слогах, чем безударные слоги, и, по крайней мере, в валлийском языке ударные слоги могут быть на короче и тише , чем безударные слоги, как показала Брайони Уильямс. в своей докторской диссертации и в нескольких статьях, вытекающих из нее (Williams 1982, 1986, 1999). В тесте на восприятие два английского языка и один Слушатель из Уэльса оценил место ударения в списке из 20 изолированных слова, прочитанные носителем языка. Их суждения коррелировали с следующие акустические параметры:

1. меньшая продолжительность гласная
12. большая продолжительность гласная
2. нижний конверт амплитуда внутри гласной
11. большой конверт амплитуда внутри гласной
3. ф 0 изменение в пределах гласного менее 15 Гц (т.е. монотонное)
10. ф 0 изменение внутри гласного более 15 Гц (часто очень сильно больше)
4. выше ф 0 в начале гласной
9. нижний f 0 в начале гласной
5. большее среднее амплитуда гласного
8. нижняя средняя амплитуда гласной
6. большая вершина амплитуда гласного
7. Амплитуда нижнего пика гласной

Из этого рисунка видно, что валлийцы по сравнению с англоговорящими по-видимому, со стрессом связывают совершенно противоположные акустические характеристики; в В частности, слоги, воспринимаемые валлийскими слушателями как ударные, более короткие гласные, более низкая амплитуда внутри гласного, монотонная высота звука (т. без изменения высоты тона) на ударный гласный. Более короткие гласные ударного однако слоги могут быть связаны с более длинным следующим согласным (Уильямс 1998:8). Хотя ударные слоги в валлийском языке не связано с изменением высоты тона или пиками, также было отмечено, что последние слоги в валлийском языке часто ассоциируются с пиком высоты тона, несмотря на отсутствие стресса (Buczek-Zawiła 2014).

Аудиопримеры: siarad /ˈʃarad/ «говорить», felen /ˈvelen/ «желтый», г.р. ogof /ər ‘ogov/ «пещера»

Рисунок 2: Форма сигнала и график мощности для 90 593 лет из

б) Гласный и согласный Качества также могут быть фонетическими коррелятами ударения. См. Английский:

Напряженный-ненапряженный
Ненапряженный-напряженный
[ˈt ч uwɪm] «с по его» против ч əˈhɪm] «к ему »
[ˈt ч uwə] «от до ее» против ч əˈhəː] «к ее »

В этих примерах ударные слоги длиннее, ближе, больше округлые гласные и начальный [h], тогда как безударные слоги имеют более короткие, более центральные, менее округлые гласные и иногда начальный [h] отсутствует. Таким образом, фонетика ударения включает не только громкость, высоту тона и продолжительность, но и качество гласных, округление губ. Различия в качестве гласных особенно важные маркеры ударения в английском языке. Безударные гласные это часто говорят, что он «сокращается» до [ə] или [ɪ]. Некоторые английские гласные, например. [ɒ], встречаются только в слогах с ударением (первичным или вторичным): тоник [ˈtɒnɪk] против [təˈnɪsɪtɪ] . Аспирация глухих аспирационных остановок сильнее у ударных слогов, чем безударные слоги: напр. [ˈp hh et h rəl] vs. [p h əˈt hh rəl]

c) Фонетическая реализация ударения довольно специфична для языка. Трубецкой (1939) указывал, что в (западном) болгарском языке контраст между близким / u / и средним / ɔ / в ударных слогах нейтрализуется в безударных слогах, где встречается только /u/ — более близкая фонема. (/т/ может произноситься [о] в безударных слогах, но дело в том, что это ближе, чем [ɔ], и поэтому безударные гласные имеют более близкие качества гласных. Сходным образом, безударный /a/ — это [ə], как и в английском языке.)

В русском языке контраст между открытым /а/ и средним /о/ нивелируется в безударные слоги, где /o/ не округлено, а понижено до /a/.

Отсюда:

Английский
З. Болгарский


Английский

Русский

/u/ [u:] напр. [т ч и:] Доводчик: усиленный против /у/ [о] Доводчик: усиленный или безударный    /a/ [ə] ar ˈ idity Середина: без ударения против . /o/ [o] напр. вода [вода]
Середина: стресс
/u/ [ə]  напр. [т ч ə] Более открытый: без ударения против / ɔ / [ɔ] Более открытый: только подчеркнутый
/а/ [а] ˈ и Открыто: под напряжением против /o/ [a] напр. москва [масква] Открытый: без ударения

Точно так же в чаморро средние гласные (аллофоны) встречаются в ударных закрытые слоги и только близкие гласные (аллофоны) встречаются в безударных слоги, напр. [ˈsoŋsuŋ] «деревня» против [i suŋˈsoŋɲa] «его деревня»; [ˈtsoʔtsuʔ] «слово» vs. [i tsoʔˈtsoʔmu] «ваш (сер.) работа»; [ˈɡwesɡwis] «чистить», [ˈsensin] «плоть», [ˈneni] «ребенок» и т. д. Это противоположно соотношению между ударением и высотой гласного в английские примеры выше, в которых ударение [ˈu] равно близкому и безударный [ə] — середина . Тогда получается, что стресс равен , а не . четко определенный фонетический признак, но абстрактный фонологический особенность, фонетическая реализация которой i) многообразна и ii) специфичный для языка.


3. Продолжительность

Контраст длины может быть транскрибирован удвоением букв (для простого длинный против короткой продолжительности), или с использованием знаков длины: [ː] (в печати или, что не менее хорошо, [:]), [ˑ] (или []). Например. Луганда [k̩̀kl] «сокровище» vs. [kl] «расти», ташлхит берберский [ttgg w a], итальянский nonno [ˈnonnɔ] «дедушка» против nono [ˈnonɔ] «девятый», или даже английский [kkju] «спасибо/f*ck you» (в зависимости от интонации и контекста употребления) vs. [kju] «кий/очередь». Существует также диакритический знак IPA для «очень короткого». звуки, напр. [Э].

Избегайте путаницы с фонетической длительностью (измеряется, например, в миллисекунды) с фонологической длиной (например, long vs. краткие гласные и согласные). Многие различия в длительности в английском языке чисто аллофонический. Обратите внимание, что длительность короткой гласной /а/ может легко превышают долгий гласный /iː/, потому что более открытые гласные имеют в английском языке продолжительность больше, чем у более близких гласных.

 

Каталожные номера

Чанг, С. (1983) Трансдеривационные отношения в фонологии чаморро . Язык 59 (1). 35-66.

Ладефогед, П. (1993) Курс фонетики. (третье издание) Харкорт Брейс Йованович.

Трубецкой Н.С. (1939) Grundzge der Phonologie. Travaux du cercle лингвистика де Прага 7.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *