Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
О значении рукотворных игрушек для становления гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста (к проблеме социокультурной идентификации)
Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9
Важнейшие задачи позитивной социализации и социокультурной идентификации ребенка не могут быть успешно решены без учета его гендерных особенностей. Уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности ребенка. Принимая во внимание важность данной проблемы и недостаточную ее разработанность в современном дошкольном образовании, в данной статье попытаемся определить роль детского дизайна (на примере рукотворных игрушек) в становлении гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что в последние десятилетия гендерные аспекты детства привлекают самое пристальное внимание специалистов (Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Т.А. Репина и др.). Однако подобные исследования единичны в отношении детей раннего и дошкольного возраста. Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Т.А. Репина, Л.Г. Таранникова и другие полагают, что в содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. При этом многие отечественные (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон и др.) ученые отстаивают мнение о том, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему гендерной идентичности ребенка заметно снижаются, поэтому старший дошкольный возраст рассматривается сегодня как сензитивный период для формирования предпосылок и условий, способствующих принятию ребенком своей гендерной принадлежности, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре. Актуальность проведения гендерных исследований нашла свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998), Гендерной стратегии Российской Федерации (2003), Федеральном государственном образовательном стандарте (2013). Современные образовательные программы ставят задачу содействия формированию у каждого ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также патриотических чувств и чувства принадлежности к мировому сообществу. Гендер (англ. Gender) — это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека. Теория социокультурного конструирования гендера основывается на следующих тезисах: во-первых, гендер личности конструируется в процессе социализации, обусловленной ценностями и традициями семьи, общественной системой разделения труда, дифференциацией гендерных ролей, воздействием средств массовой информации; во-вторых, гендер идентифицируется самим человеком в его сознании, чему способствует принятие (или неприятие) заданных обществом ролевых норм поведения и внешних атрибутов гендера (одежда, прическа, аксессуары, стиль поведения и пр. ). С первых дней своей жизни человек включается в гендерую систему бытующего общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям и другим близким взрослым, ухаживающим за ребенком, определенные действия, связанные с полом младенца. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. С глубокой древности и до наших дней большое значение отводится выбору игрушек и других предметов, окружающих ребенка в повседневном быту (к примеру, чашка, ложка, полотенце). Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа, система дополнительного образования) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивое представление о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, театр, кино, мультипликация, газеты, журналы, телевидение, реклама и другие источники массовой информации, а также мода, семейные и общественные праздники. Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.). Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно- воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения (феминизация мужчин и маскулинизация женщин). Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский (феминный), тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными (маскулинными). В современной дошкольной образовательной организации мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения гендерного статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность. Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей дошкольного возраста является построение развивающей предметно- пространственной среды и вовлечение детей в такие виды творческой деятельности, как дизайн и свободная игра в их взаимосвязи. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребенка с учетом индивидуальных и гендерных интересов. Роль близкого взрослого заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить, а с другой стороны — показать детям весь спектр возможностей окружающего пространства с целью максимально полного использования его элементов в разных видах детской деятельности с учетом индивидуальных интересов мальчиков и девочек [8, 9]. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику образовательных отношений проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальные интересы, эстетический вкус, креативность и мастерство, а также знания об окружающем мире и отношениях между людьми [8, 9, 10]. Дизайн — это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. При этом под целесообразностью подразумевается не только функциональность, точное соответствие изделия своему назначению, но и целосообразность как гармоничное единство формы, содержания, функции и места дизайн-предмета в пространстве. Дизайн-деятельность доступна для освоения детьми дошкольного возраста и очень значима для общего развития каждого ребенка с учетом его возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Художник Б.М. Неменский видит значение дизайн- деятельности в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей. Педагог-исследователь Г.Н. Пантелеев в своей книге «Детский дизайн» размышляет о том, что, разумеется, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Специфика занятий дизайн-деятельностью в современном детском саду состоит в обеспечении материальных, культурных и психолого-педагогических условий для овладения каждым ребенком универсальными способами и способностями, позволяющими ему войти в человеческую культуру не только как потребитель, но и как созидатель. Это индивидуальное творчество и сотворчество с другими людьми, в котором ребенок постигает смысл своей деятельности (для чего), что гораздо важнее конкретного материального продукта (что создано). В содержании детской дизайн- деятельности важное место занимает рукотворная игрушка. Рукотворная игрушка — это предмет для игры, созданный ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворная игрушка реально и объективно (реально, непредвзято, честно) отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания. В самодельной игрушке и в игровой деятельности с ее участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерные представления «я — мальчик», «я — девочка» [14]. Игра и игрушка — две грани одного целого. Игрушка нередко вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается во все новых и новых игрушках и игровых атрибутах [14]. Особое внимание сегодня уделяется рукотворной игрушке как «источнику детской радости» (И.А. Лыкова), мотиву для свободной «живой» игры, объекту для проявления всех инстинктов развивающейся жизни, предмету, который можно сделать своими руками. Виды рукотворных игрушек. Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства. Девочки обычно изготавливают куклы, украшения и бытовые предметы, необходимые для игры в «Дом», «Семью», «Салон красоты», «Поликлинику», «Магазин» и др. Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Девочки же, напротив, ориентированы на создание условий для проявления отношений, поэтому, прежде всего, создают действующие лица. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений. Материалы для рукотворных игрушек. Мальчики используют коробки, упаковки, проволоку, всевозможный бытовой и бросовый материал, девочки — ткань, ленты, тесьму, картонные и металлические коробочки, бумагу красивой расцветки, природный материал в его огромном разнообразии (ягоды рябины, желуди, соломку, траву, лепестки цветов, осенние листья причудливой окраски, семена, крупы и др.). Мальчики предпочитают крупный и функциональный материал, который легко изменяет форму в процессе конструирования, девочки же любят все более мелкое, изящное, декоративное, приятное на ощупь и стабильное. Инструменты и оборудование. Мальчики охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертка, плоскогубцы, выжигатель). Девочки без особого труда начинают пользоваться швейной иглой, крючком для вязания. И мальчики, и девочки достаточно уверенно владеют ножницами, канцелярским ножом, степлером, антистеплером, а в процессе изготовления игрушек из соленого теста и глины в качестве инструментов применяют стеку, чесночницу, чайное ситечко, орехокол, расческу и другие бытовые приспособления, позволяющие придать игрушке выразительность. Способы и художественные техники. Как мальчики, так и девочки с удовольствием осваивают доступные по возрасту техники конструирования, моделирования, коллажирования, плетения, вязания, вышивки, папье-маше и др. Но разница в том, что мальчики используют эти способы как элементы чего-то более мобильного, функционального и масштабного, а девочки могут долго, кропотливо и аккуратно создавать сложные изделия в одной технике, чтобы получить изящное изделие, радующее гармонией. Общий характер художественно-продуктивной деятельности. Мальчики стремятся быстро сделать игрушку или постройку, чтобы сразу же начать игру, поэтому часто не обращают внимания на аккуратность и качество отделки, надежность креплений и соединения деталей (хотя качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко). Девочки могут долго, терпеливо и тщательно мастерить игрушки, даже забывая о последующей игре, связанной с использованием рукотворных изделий. Специфика игровой деятельности, в зависимости от гендера. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с куклами и подружками. Мальчики же сюжетами своих свободных игр избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают и мн. др.). Если в горизонтальной плоскости пространства маловато, мальчики осваивают вертикальное пространство — забираются на лестницу, стул, стол, диван, шкаф (возникает проблема безопасности жизнедеятельности). Самодеятельные игры мальчиков обычно продолжаются дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации. Девочки в своих играх направлены на «обживание» и обустройство небольшого пространства. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на использование ближнего зрения и обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным. Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена, ракушек). Все эти мелочи девочки считают очень важными для жизни своих игрушек. При этом сам кукольный домик может быть создан из чего угодно — из картонной коробки, маминой хозяйственной сумки, выдвижного ящика стола, расстеленного на полу платка или полотенца. Игровой домик девочек легко возникает даже в альбоме для рисования, заполненном всеми необходимыми вещами и портретами куколок — принцессами, часто напоминающими своих хозяек (автопортретами). Игры девочек более вербальны (словесны), в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Дочки-матери», мальчики выбирают конструктор и зодчество из строительного материала. Следует заметить, что свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру. Вероятно, это следствие сформированной в нашем обществе маскулинной культуры. Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно очень легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. А девочки, даже будучи активными в группе ровесниц, легко уступают мальчикам главные роли и право устанавливать правила, если оказываются в смешанной игровой команде. Заметим, что мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Для девочек, в свою очередь, игровые правила считаются хорошими только в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. При этом могут, выразив согласие, сформулировать прямо противоположный вывод. Мальчики же, совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах игровых партнеров, стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать, дразнить и перебивать друг друга. Девочки же будут вежливо слушать, терпеливо ждать своей очереди высказаться и легко уступят слово, давая каждому возможность сообщить свое мнение. Девочки активно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов) своего и другого пола. Для мальчиков общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения. Можно предположить, что гендерная сегрегация более жестко соблюдается у мальчиков, чем у девочек. Гендерные стили и модели поведения В детском дизайне, связанном с созданием игрушек и игровых атрибутов, а также в самодеятельных играх с использованием рукотворных изделий отчетливо проявляются разные стили и модели поведения детей разного пола, в которых находят свое выражение не только физические (биологические), но и психические гендерные различия. Особенности мальчиков. По данным Н.К. Ледовских [7], мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях). Для мальчика пребывание в сообществе сверстников (или в разновозрастной группе) более значимо, чем для девочек. Очень важно сформировать у мальчиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, уверенность, надежность, умение преодолевать страх и сохранять самообладание в трудных ситуациях, предсказуемость, умение взять на себя трудности и защитить более слабого. Особенности девочек. У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в различных бытовых ситуациях, игровой деятельности, художественном творчестве, свободном общении. В дизайн-деятельности, самодеятельных играх и эмоционально значимом общении девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями литературных произведений, кино- и мультфильмов, передают отношения, характерные для той роли, которую они выполняют по сюжету игры. Между девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи, перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе (как в последующем – о первой влюбленности) девочки порой помнят всю жизнь. Очень важно сформировать у девочек адекватное представление о женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как доброта, нежность, эмоциональность, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций), умение гибко разрешать конфликты, обустраивать пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации. Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании требует нового взгляда на обустройство предметно-пространственной среды группы и дошкольной организации в целом. Для девочек и мальчиков она должна быть разной и на каждой возрастной ступени дополнятся, изменяться. Выводы. Таким образом, гендерное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как социально и личностно детерминированный процесс обогащения полоролевого опыта детей, освоения ими принятых в данной культуре норм, смыслов, ценностей и способов полоролевого поведения. Такой опыт формируется в условиях сотрудничества ребенка со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями) в целях его самоактуализации и самоопределения в социокультурном пространстве. Важное значение для становления гендерного сознания мальчиков и девочек имеет дизайн-деятельность как современное искусство создания нового облика предмета, творческое проектирование его формы, а также всей предметно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. Дизайн-деятельность в широком смысле этого слова является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям через предмет и разумную организацию пространства. Для детей дошкольного возраста таким предметом, как правило, выступает рукотворная игрушка, позволяющая выразить свое уникальное «Я» как «Я – мальчик» или «Я – девочка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70–78. 2. Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 10 3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74–82. 4. Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2006. – № 1. 1 п.л. URL: /berezhnaya_10-12-2006. htm 5. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009. 6. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, школьным психологам. М.: Линка-Пресс, 1998. 7. Ледовских Н.К. Развитие нравственных качеств, составляющих основу мужественности и женственности в детском саду // научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика», 1012. № 12. С. 6– 24. 8. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. и др. Играют девочки. М.: ИД «Цветной мир», 2013. 9. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. и др. Играют мальчики. М.: «Цветной мир», 2013. 10. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84–87. 11. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 12. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003. 13. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5–6 лет в детском саду: Автореф. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 14. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные: учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. 15. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AEmagazine. – 2013. – № 4. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4- 2013/shkolyar_savenkova.pdf 16. Lykova I.A., Perry O.I., Shipunova V.A. Shadow theater in art pedagogics // Humanity space. International almanac. 2014. Vol 3. № 1. pp. 52-61.
Развитие гендерной идентичности у детей
Автор: Jason Rafferty MD, MPH, EdM, FAAP
Родители могут способствовать здоровому гендерному развитию детей многими способами. Это помогает понять гендерную идентичность и то, как она формируется.
В чем разница между гендером и полом?
Быть мальчиком или девочкой для большинства детей очень естественно. При рождении младенцам назначают мужчину или женщину в зависимости от физических характеристик. Имеется в виду «пол» или « присвоенный пол» ребенка. Между тем, «гендерная идентичность» относится к внутреннему ощущению людьми того, кто они есть, которое возникает в результате взаимодействия биологических черт, влияний развития и условий окружающей среды. Это может быть мужчина, женщина, что-то среднее, комбинация обоих или ни одного из них.
Самопознание гендерной идентичности развивается со временем почти так же, как физическое тело ребенка. Заявленная гендерная идентичность большинства детей совпадает с назначенным им полом (полом). Однако для некоторых детей соответствие между назначенным им полом и гендерной идентичностью не столь очевидно.
Как формируется гендерная идентичность у детей?
Гендерная идентичность обычно развивается поэтапно:
В возрасте около двух лет: Дети начинают осознавать физические различия между мальчиками и девочками.
До своего третьего дня рождения: Большинство детей легко могут назвать себя мальчиком или девочкой.
К четырем годам: Большинство детей имеют устойчивое чувство своей гендерной идентичности.
В течение этого же периода жизни дети учатся гендерно-ролевому поведению, то есть делают «вещей, которые делают мальчики», или «вещей, которые делают девочки». Тем не менее, кросс-гендерные предпочтения и игры являются нормальной частью гендерного развития и исследования, независимо от их будущей гендерной идентичности. См. Сила игры – как развлечения и игры помогают детям развиваться .
Дело в том, что со временем у всех детей появляется более четкое представление о себе и своем поле. В любой момент исследования показывают, что дети, утверждающие гендерно-разнообразную идентичность, знают свой пол так же четко и последовательно, как и их сверстники, соответствующие уровню развития, и получают такой же уровень поддержки, любви и социального признания.
Что могут сделать родители:
Всем детям нужна возможность исследовать разные гендерные роли и разные стили игры. Родители могут убедиться, что среда их маленького ребенка отражает разнообразие гендерных ролей и поощряет возможности для всех. Вот некоторые идеи:
Детские книги или пазлы, изображающие мужчин и женщин в нестереотипных и разнообразных гендерных ролях (например, отцы-домохозяйки, работающие мамы, медсестры-мужчины и полицейские-женщины).
Широкий выбор игрушек для вашего ребенка, включая кукол, игрушечные транспортные средства, фигурки, кубики и т. д. секс и могут тяготеть к спорту и другим видам деятельности, связанным с их полом. Важно позволять детям делать выбор в отношении групп друзей, занятий спортом и других мероприятий, в которые они вовлечены. Также неплохо посоветоваться с ребенком, чтобы узнать об его предпочтениях и убедиться, что он чувствует себя вовлеченным, не дразня и не запугивая его. .
Как дети обычно выражают свою гендерную идентичность?
Помимо выбора игрушек, игр и занятий спортом, дети обычно выражают свою гендерную идентичность следующими способами:
Одежда или прическа
Предпочтительное имя или прозвище
- 9000 2 Социальное поведение, которое отражает различной степени агрессии, доминантности, зависимости и мягкости.
Манера и стиль поведения, физические жесты и другие невербальные действия, определяемые как мужские или женские.
Социальные отношения, включая пол друзей и людей, которым они решили подражать.
В то время как на гендерно-специфическое поведение ребенка (т. или что-то еще (например, гендерную идентичность) нельзя изменить.
Как со временем изменились гендерные стереотипы?
Наши ожидания относительно «что делают девочки» и «что делают мальчики» изменились. Многие спортсменки преуспевают в своих видах спорта. Девочки все чаще интересуются темами, которые традиционно считались «мужскими». Есть много известных поваров-мужчин, художников и музыкантов — области, традиционно считающиеся «женскими». Со временем общество признало, что стереотипы о «мужских» и «женских» действиях и поведении неточны и ограничивают развитие ребенка. Такие интересы также не определяют и не влияют на гендерную идентичность. Кроме того, наша способность предсказывать, кем является ребенок на основе ранних предпочтений, не очень точна и может быть вредной, если она приводит к стыду или попыткам подавить его навыки, таланты и подлинное «я».
Тем не менее, когда интересы и способности ребенка отличаются от того, что ожидает общество, он может подвергаться дискриминации и издевательствам. Для родителей естественно иметь гендерные ожидания в отношении своих детей и желать защитить их от критики и изоляции. Вместо того, чтобы заставлять детей подчиняться этому давлению и ограничивать себя, родители могут сыграть важную роль в защите безопасных пространств, где их дети могут чувствовать себя комфортно и хорошо относиться к себе.
Если ваш ребенок не преуспевает в спорте или даже не проявляет к нему интереса, например, у него все еще будет много других возможностей и областей, в которых он может преуспеть. Независимо от гендерной идентичности, у каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые могут не всегда соответствовать ожиданиям общества или вашим собственным ожиданиям, но они все равно будут источником настоящего и будущего успеха.
Помните
Гендерное развитие — нормальный процесс для всех детей. У некоторых детей будут проявляться вариации—подобные всем областям человеческого здоровья и поведения. Тем не менее, все дети нуждаются в поддержке, любви и заботе со стороны семьи, школы и общества, что способствует их становлению счастливыми и здоровыми взрослыми.
Дополнительная информация и ресурсы:
Гендерно-разнообразные и трансгендерные дети
Воспитание гендерно-разнообразного ребенка: ответы на сложные вопросы
Пол, гендерная идентичность и половое созревание
Как Вы можете помочь своему ребенку избежать травли и бороться с ней
Обеспечение всестороннего ухода и поддержки для трансгендерных и гендерно-разных детей и подростков (политическое заявление AAP)
О докторе Рафферти
Джейсон Рафферти, MD, MPH, EdM, FAAP, выпускник резидентуры Triple Board, педиатр и детский психиатр в Центрах здоровья Thundermist, ориентированном на пациента медицинском доме в Роде Остров. Он специализируется на расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ подростками, а также на гендерном и сексуальном развитии, а также практикует в соответствующих специализированных клиниках в детской больнице Хасбро и больнице Эммы Пендлтон Брэдли. Доктор Рафферти является активным защитником в своем местном сообществе и на национальном уровне благодаря работе с Американской академией педиатрии по таким вопросам, как эмоциональное здоровье молодых мужчин, доступ к уходу за ЛГБТК-молодежи и предотвращение детской бездомности.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Гендерно-разнообразные и трансгендерные дети — HealthyChildren.org
Автор: Jason Rafferty MD, MPH, EdM, FAAP
У некоторых детей гендерная идентичность, которая отличается от пола, присвоенного им при рождении, и у многих есть интересы и хобби, которые могут совпадать с другим полом.
Некоторые дети, согласно нашей политике объясняет, не идентифицируйте себя ни с одним из полов. Они могут чувствовать, что находятся где-то посередине или не имеют пола. Для родителей естественно спросить, ли это. «просто фаза». Но простого ответа нет.
Эта статья также доступна на других языках.
Нажмите здесь, чтобы загрузить.
Определения
Гендерное разнообразие: Общий термин для описания постоянно меняющегося набора ярлыков, которые люди могут применять, когда их гендерная идентичность, самовыражение или даже восприятие не соответствуют нормам и стереотипам, которых ожидают другие.
Гендерная идентичность: Внутреннее ощущение себя, основанное на взаимодействии биологических черт, влияний развития и условий окружающей среды. Это может быть мужчина, женщина, что-то среднее, комбинация обоих или ни одного из них. Самопознание гендерной идентичности развивается с течением времени почти так же, как физическое тело ребенка.
Сексуальная ориентация: Сексуальная идентичность человека, связанная с тем, в кого кто-то влюбляется или кого привлекает. Трансгендерный человек по-прежнему идентифицирует себя как натурала, гея, бисексуала или кого-то еще. Как и гендерная идентичность, физическое и эмоциональное влечение человека к представителю того же или противоположного пола не может быть изменено, и его очень трудно предсказать в раннем детстве.
Трансгендер: Обычно используется, когда гендерно-различные черты остаются постоянными, постоянными и настойчивыми с течением времени.
Принятие разнообразной гендерной идентичности вашего ребенка
Исследования показывают, что пол — это то, с чем мы рождаемся; его нельзя изменить никакими вмешательствами. Крайне важно, чтобы дети чувствовали себя любимыми и принятыми такими, какие они есть.
Когда раскрывая свою гендерно-многообразную идентичность, некоторые дети могут ожидать немедленного принятия и понимания. Тем не менее, есть свидетельства того, что члены семьи проходят свой собственный процесс привыкания и понимания гендерной идентичности, мыслей и чувств ребенка. Одна модель предполагает, что этот процесс напоминает стадии горя: шок, отрицание, гнев, торг и принятие.
Подобно тому, как детям с разным полом лучше всего удается исследовать и подтверждать их чувства, некоторым родителям может понадобиться собственная эмоциональная поддержка. У них также может возникнуть много вопросов по пути их ребенка.
Что могут сделать родители
Когда ваш ребенок раскрывает вам свою личность, отвечайте утвердительно и поддерживающе. Поймите, хотя гендерную идентичность нельзя изменить, она часто раскрывается со временем, когда люди узнают больше о себе.
Примите и полюбите своего ребенка таким, какой он есть. Попытайтесь понять, что они чувствуют и переживают. Даже если есть разногласия, им потребуется ваша поддержка и одобрение, чтобы они превратились в здоровых подростков и взрослых.
Встаньте на защиту вашего ребенка, когда с ним плохо обращаются. Не преуменьшайте социальное давление или издевательства, с которыми может столкнуться ваш ребенок. См. Как вы можете помочь своему ребенку избежать травли и бороться с ней .
Дайте понять, что оскорбления или шутки по поводу пола, гендерной идентичности или сексуальной ориентации недопустимы. Выразите свое неодобрение такого рода шуткам или оскорблениям, когда сталкиваетесь с ними в сообществе или в СМИ.
Будьте начеку опасные признаки , которые могут указывать на потребность в поддержке психического здоровья, такие как тревога, неуверенность, депрессия, низкая самооценка и любые эмоциональные проблемы у вашего ребенка и других лиц, у которых в противном случае может не быть источника поддержки.
Свяжите своего ребенка с ЛГБТ-организациями, ресурсами и мероприятиями. Им важно знать, что они не одиноки.
Прославляйте разнообразие во всех его проявлениях. Обеспечьте доступ к различным книгам, фильмам и материалам, в том числе тем, которые позитивно представляют гендерно различных людей. Укажите на знаменитостей и образцы для подражания ЛГБТК, которые защищают ЛГБТК-сообщество, и на людей в целом, которые проявляют храбрость перед лицом социальной стигмы.
Поддержите самовыражение вашего ребенка. Обсудите с ними выбор одежды, украшений, прически, друзей и украшения комнаты.
Обратитесь за образованием, ресурсами и поддержкой , если вы чувствуете необходимость углубить свое понимание опыта молодежи ЛГБТК. См. Ресурсы поддержки для семей с гендерно разнообразной молодежью .
Гендерный уход
Гендерный уход основан на вере в то, что все дети получают пользу от любви и поддержки. Целью гендерно-позитивной помощи является не лечение; это слушать ребенка и с помощью родителей и семьи добиваться понимания.
Педиатры оказывают гендерно-позитивную помощь, создавая безопасную среду, в которой сложные эмоции, вопросы и опасения, связанные с полом, могут быть оценены и исследованы. Гендерная позитивная помощь наиболее эффективна в совместной системе с доступом к медицинским, психиатрическим и социальным услугам, включая специальные ресурсы для родителей и семей.
Психологическая помощь детям с разным полом
Поддержка или неприятие в конечном счете мало влияет на гендерную идентичность молодежи; однако это может сильно повлиять на способность молодых людей открыто делиться или обсуждать проблемы, связанные с их личностью и чувствами. Гендерно-различные идентичности и выражения не являются психическими расстройствами, но подавление гендерных проблем может нанести вред эмоциональному здоровью и развитию ребенка и, возможно, способствовать высокому уровню депрессии, беспокойства и других проблем с психическим здоровьем.
Большая часть подростковые попытки самоубийства связаны с вопросами пола и сексуальности, особенно с чувством отверженности. К сожалению, многие геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендеры пытаются покончить жизнь самоубийством в течение жизни.
Как родитель, даже когда вы изо всех сил пытаетесь понять и можете не соглашаться друг с другом, ваша самая важная роль — предлагать понимание, уважение и безусловную любовь к своему ребенку. Это укрепляет доверие и дает вам больше возможностей помочь им в трудные времена. Исследования показали, что если у трансгендерного подростка есть хотя бы один поддерживающий человек в его жизни, это значительно снижает риск самоубийства.
Трансгендерные и гендерно-различные дети, как и все дети, нуждаются в поддержке, любви и заботе со стороны семьи, школы и общества. Когда дети растут и развиваются, их поддерживают и любят, они превращаются в счастливых и здоровых взрослых. Педиатры готовы помочь в здоровом развитии трансгендерных и гендерно-разнообразных детей.
Как я воспитывал своих детей с инклюзивностью и устойчивостью в уме
Нэнси Нидерланды
У меня двое подростков. Один идентифицируется как «небинарный»; а иногда и как «не знаю»; использует местоимения она/они/их; имеет девушку и определяет свою сексуальную ориентацию как квир. Другой идентифицирует себя как она / она и пансексуал.
Когда у меня были дети, я не знал, будут ли они СНГ-гендерными, небинарными или трансгендерными, и не знал, какой у них будет сексуальная ориентация. Но моя подготовка в качестве терапевта и время, которое я провела, работая в первые дни пандемии СПИДа, позволили мне хорошо знать о повышенных факторах риска для детей и молодых людей, которые идентифицируют себя как ЛГБТК+.
Я знал, что гомофобия и трансфобия могут привести к неприятным и опасным последствиям. Например, я знал, что почти половина детей и молодых людей ЛГБТК+ в прошлом году всерьез задумывались о самоубийстве, и что цветная молодежь ЛГБТК+ сообщала о более высоких показателях попыток самоубийства, чем их белые сверстники.
Но я также знал, что молодые люди ЛГБТК+, которые чувствовали высокую социальную поддержку со стороны своей семьи, сообщали о попытках самоубийства в два раза реже, чем те, кто чувствовал низкую или умеренную социальную поддержку.
Итак, зная все это, я сознательно пытался включить факторы устойчивости и защиты в то, как я воспитывал детей с тех пор, как мои дети были младенцами. Вот несколько ориентиров, которые хорошо послужили мне как родителю неконформных и квир-детей:
- Спрашивай, а не предполагай. Поскольку принятие в семье является таким огромным фактором в защите психического здоровья и благополучия детей ЛГБТК+, я решила ничего не делать в отношении гендерной идентичности и сексуальной ориентации моих детей. Когда мой старший ребенок рассказал мне о своих первое увлечение в средней школе, я обязательно спросил, был ли человек девочкой, мальчиком, трансгендером или небинарным. Я увидел облегчение на лице моего ребенка, когда я сказал «девочка», а она сказала «та самая». Я спрашиваю у своих детей их предпочтительные местоимения, а также их разрешение, прежде чем делиться своими местоимениями за пределами наших ближайших родственников.
- Ищите положительные образцы для подражания. В наше сообщество и внутренний круг входят люди, которые идентифицируют себя как геи/квиры, трансгендеры и небинарные люди. Я также обязуюсь найти подходящие для развития способы интеграции ЛГБТК+ литературы, образцов для подражания, фильмов, культурных мероприятий и праздников в нашу жизнь. Мои дети и я присоединились к парадам гордости в поддержку моего брата, который не является бинарным и странным. Ленты нашей семьи в социальных сетях включают лидеров мнений ЛГБТК+, и мы вместе транслируем и смотрим шоу с участием квир- и транс-молодежи и их семей.
- Отдать предпочтение включению. Я сознательно использую язык и, когда дети были маленькими, находила истории, которые были инклюзивными: мамочки, которые женились на мамочках, дети, рожденные девочками, которые поняли, что они на самом деле мальчики, и люди, которые были и мужчинами, и женщинами. На наших книжных полках есть графические романы и книги, в которых подробно рассказывается о вкладе ЛГБТК+ людей по всему миру и в истории. Если в форме указано только два пола — я меняю форму.
- Заручитесь поддержкой взрослых, которым доверяете. Я поставил перед собой задачу обеспечить, чтобы медицинские работники моих детей и другие доверенные взрослые были инклюзивны и знакомы с обслуживанием молодежи ЛГБТК+. У моего старшего ребенка есть терапевт, который специализируется на работе с молодежью, которая не принадлежит к СНГ и идентифицирует себя как ЛГБТК+. В нашем холодильнике есть список телефонных линий помощи молодежи и программ психического здоровья, куда мои дети могут позвонить в случае необходимости. В этом списке множество организаций и ресурсов ЛГБТК+.
- Попросить о помощи. Я делаю ошибки (все еще работаю над тем, чтобы не смешивать пол), и мне нужно многому научиться. Итак, я призываю друзей и семью, которые выросли гомосексуалистами и не соответствуют гендеру, поддержать моих детей и мое воспитание. Я также связалась с нашими педиатрами по вопросам психического здоровья и хорошего самочувствия. Я ищу и использую онлайн-ресурсы специально для родителей детей ЛГБТК+.
Я знаю, что не могу защитить своих детей от дискриминации, направленной на них и всех людей, принадлежащих к ЛГБТК+, но я могу сделать так, чтобы они чувствовали себя принятыми и замеченными в нашем доме, и чтобы они были связаны со всеми ресурсами, насколько это возможно. возможно, чтобы помочь им ориентироваться в будущем здоровья.
Нэнси Незерленд — мать и адвокат двух своих дочерей, бывших приемных детей, родившихся и живущих, с хроническими заболеваниями. Нэнси обслуживает консультативные группы Консультативной группы по охране здоровья детей программы Medicaid штата Калифорния, Портала детской и подростковой психиатрии UCSF, Калифорнийской рабочей группы по развитию и инновациям программы Medi-Cal для приемной молодежи и семей, а также семейных консультативных советов в детской больнице UCSF Benioff в Сан-Франциско. и Окленд. Нэнси основала некоммерческую организацию Kids and Caregivers, поддерживающую лиц, осуществляющих уход за детьми, живущими с хроническими и сложными заболеваниями. Она также является директором по взаимодействию с родителями Калифорнийского детского фонда.
Когда обращаться за помощью
Если ваш ребенок борется с симптомами депрессии, беспокойства, изоляции или другими эмоциональными проблемами, ему может потребоваться консультация специалиста по психическому здоровью, который может предложить дополнительную поддержку. Если ваш ребенок упомянет о суицидальных мыслях, немедленно сообщите об этом педиатру или специалисту в области психического здоровья по номеру .
Спросите своего педиатра, если возможны телемедицинские визиты по телефону или видеозвонку. Ваш ребенок может чувствовать себя более комфортно, разговаривая со своим врачом из дома. Для подросткам посещение телемедицины должно проходить в как можно более уединенном месте, чтобы они могли поговорить с врачом один на один. Вы можете составить план разговора с врачом до или после того, как он поговорит с вашим подростком наедине. Если это видеозвонок, и ваш ребенок или подросток предпочитает, чтобы камера была выключена, они могут спросить своего врача, не против ли это. Посещения телемедицины также можно использовать для последующих посещений, чтобы проверить прогресс вашего ребенка.
Рано и часто обращайтесь к своему педиатру
У детей уже в дошкольном возрасте могут возникнуть сложные чувства и опасения по поводу своего тела, чувств и отношений. Важно признать, что кросс-гендерные предпочтения и игра являются нормальной частью изучения пола и отношений для детей, независимо от их будущей гендерной идентичности. Рутинные разговоры о гендере создают атмосферу поддержки и уверенности, так что дети чувствуют себя в безопасности, задавая вопросы и опасаясь. Также хорошей практикой является продолжение этих обсуждений дома.
Наилучший подход для родителей или педиатров — непредвзято задавать вопросы, которые позволяют ребенку рассказать о своем опыте и чувствах, прежде чем навешивать какие-либо ярлыки или предположения. Для получения дополнительной информации или помощи в поиске группы поддержки для себя или своего ребенка поговорите со своим педиатром.
Дополнительная информация
- Воспитание гендерно-разнородного ребенка: ответы на трудные вопросы
- Ресурсы поддержки для семей гендерно-разнообразной молодежи
- Развитие гендерной идентичности у детей
- Пол, гендерная идентичность и половое созревание
- Как вы можете помочь своему ребенку избежать травли и бороться с ней
- Обеспечение всестороннего ухода и поддержки для трансгендерных и гендерно-разнообразных детей и подростков (политическое заявление AAP)
Доступны другие языки
- Арабский
- Бразильский португальский
- Корейский
- Русский
- Упрощенный китайский
- Тагальский
- Традиционный китайский
- Вьетнамский
О докторе Рафферти:
Джейсон Рафферти, MD, MPH, EdM, FAAP , выпускник резидентуры «Тройной совет», педиатр и детский психиатр в центрах здоровья Thundermist, медицинском центре, ориентированном на пациента, в Род-Айленде.