Формирование личности — Психологос
Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:
- Биологический организм и его врожденный опыт;
- Научение через сочетательные рефлексы;
- Человек научился сам;
- Человека научили другие люди.
В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.
Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили.
Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.
Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→
В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.
В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→
В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→
Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.
Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.
Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.
Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.
Воля
Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→
Материнская любовь и формирование личности
И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→
Из чего формируется личность человека? | Психология
Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.
Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».
И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан.
На формирование личности влияет воспитание
Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.
Такая точка зрения очень выгодно подается в школе.
Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»
В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?
«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).
Почему социальная значимость такой важной составляющей, как врожденные особенности личности, сводится на нет?
А как же врожденные способности?
Фото: Depositphotos
Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.
Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.
Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?
И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…
…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!
И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится. А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!
Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».
Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!
Фото: Depositphotos
…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!
Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.
- Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?
А примеров подобного рода на самом деле великое множество!
И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!
Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям и т. п. И вот эта часть свойств человеческой личности — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».
Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде.
С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимостьФото: Depositphotos
Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?
По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.
Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.
Теги: формирование личности, развитие личности, социальная значимость, особенность личности, качества личности, свойства личности, человеческая личность, личность
Что такое человеческая формация и зачем она нам нужна? — Двое становятся семьей
Семья ушла
В прошлом мы учились быть супругами и родителями в собственных семьях. Мы бы научились тому, как правильно быть функциональным человеком, воспитываясь в семье, которая могла бы адекватно смоделировать и научить нас тому, как мы должны думать и взаимодействовать с другими.
Но те времена прошли. Большинство из нас вступает в брак после того, как многие годы воспитывались несчастными или разведенными родителями. Даже если бы мы были одними из немногих, воспитанных счастливо женатыми родителями, шансы на то, что они обладали языком и способностью полностью сформировать нас как людей, невелики.
Чтобы мы могли вступить в наше призвание и стать плодородной почвой для работы Бога, мы должны быть человеческими. Как пишет св. Иоанн Павел, «человеческое формирование, когда оно осуществляется в контексте антропологии, открытой для всей истины о человеческой личности, ведет к духовному формированию и находит свое завершение». Мы не можем предполагать, что помолвленным или супружеским парам нужно только духовное образование, чтобы решить свои семейные и родительские проблемы.
Духовное становление строится на человеческом становлении. А мы строились только духовно, не начиная с человеческого, мы строили на сыпучем песке.
Почему человеческое образование?
Наше личное формирование как последователей Христа «было бы лишено необходимого основания, если бы ему не хватало подходящего человеческого образования». Многие из нас борются с духовным ростом из-за несуществующей основы человеческого формирования. Например, мы можем изо всех сил пытаться развить ежедневную привычную молитвенную жизнь и быть поглощены тем, что сосредоточимся на недостатке молитвы, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии инструментов, необходимых для формирования какой-либо привычки.
Без надлежащего человеческого образования, без инструментов и фундамента, которые приходят с человеческим образованием, мы будем бороться за развитие любых хороших привычек, не говоря уже об устойчивых духовных привычках.
Человеческое формирование является основой всего, что мы делаем как люди. Формирование человека формирует то, как мы функционируем внутри себя, и распространяется на то, как мы функционируем и взаимодействуем с окружающими нас людьми. Знаем ли мы, как нам следует вести себя с другими в изобилии ситуаций, которые возникают изо дня в день? Невозможно быть Христом для других, если мы не до конца понимаем, как быть нормальным человеком. Мы не достигнем никого, особенно наших детей или супругов, Евангелием, если не будем знать, как эффективно управлять межличностной динамикой отношений.
Как говорит нам святой Иоанн Павел, для того, чтобы наше «служение было как можно более заслуживающим доверия и приемлемым с человеческой точки зрения, важно, чтобы [мы] формировали [нашу] человеческую личность таким образом, чтобы она становилась мостом, а не препятствием для других в их встрече с Иисусом Христом, Искупителем человечества».
А благодать?
Благодать совершенствует природу. Но если наша природа, наша человечность не полностью развились из-за отсутствия у нас образования, Богу потребуется больше времени, чтобы привести нас к совершенству, потому что благодать требует нашего сотрудничества. Как мы можем сотрудничать с Богом в областях нашей жизни, которые, как мы не осознаем, нуждаются в исцелении или совершенствовании? Для многих из нас мы попали в ложь «я такой, какой я есть». У меня вспыльчивый характер, я забывчива, я не создана для брака, я никогда не смогу справиться с таким количеством детей.
Наше призвание, религия, брак или незамужняя жизнь принесут освящение только в той степени, в какой мы можем сотрудничать с Богом в тех областях, которые нуждаются в освящении.
В браке это требует создания фундамента, который никогда не был заложен нашими родителями. Но для того, чтобы мы возрастали в нашем призвании к браку и преуспевали как супруги и родители, нам необходимо построить человеческое основание, которое может усовершенствовать благодать.
Чтобы построить фундамент, мы должны «научиться любить истину, быть верными, уважать каждого человека, иметь чувство справедливости, быть верными [нашему] слову, быть искренне сострадательными, быть [людьми ] честности и, особенно, уравновешенности в суждениях и поведении».
Вот почему нам нужна человеческая формация.
Основы семейной жизни
Супруг и родитель должны быть теми, кто «должен уметь познавать глубины человеческого сердца, видеть трудности и проблемы, облегчать встречи и диалог, создавать доверие и сотрудничество, выражать безмятежные и объективные суждения». Если это не мы в основе нашего призвания как супруга и родителя, мы будем изо всех сил пытаться построить подлинные отношения с теми, кто был доверен нашей заботе. Знание того, как удовлетворять потребности, давать и получать любовь и правильно прощать, основано на знании основных потребностей людей, того, как люди дают и получают любовь, и почему прощение так важно. Знание жизненно важной потребности в любви и сопричастности, лежащей в основе всех людей, поможет нам лучше понять, почему наш малыш не перестает рассказывать нам о случайных событиях дня или почему наш супруг, кажется, обижается на, казалось бы, мимолетное замечание.
Понимание того, как руководить людьми, поможет нам управлять своим домом. Понимание того, почему люди думают, действуют и верят именно так, как они делают, поможет нам общаться с нашими супругами и детьми, чтобы встретить их там, где они есть. Человеческое формирование лежит в основе всего, что мы пытаемся сделать как супруги и родители.
Благодать строится на этом.
Чтобы узнать больше о человеческом формировании, послушайте наш последний выпуск Pre-Cana with the Pop:
Как быть человеком: почему человеческое образование является необходимой основой для брака
Verso L’alto — Renzo
Для женатых пар, Для свиданий/помолвленных, Для мужчин, Для родителей, Для женщинRenzo Ortega формирование человека, брак, терапия, духовный рост, семейная жизнь1 Комментарий
Человеческое формирование
Благодать пробуждает желание «более совершенно соответствовать совершенной человечности Иисуса Христа, Слова, ставшего плотью» (PPF, #80).
Формирование человека на стадиях пропедевтики и ученичества направлено на приобретение самопознания, самопринятия и самообладания в качестве подготовки к самоотдаче. Через отношения, установленные в молитве, духовном руководстве, формировании, консультировании и дружбе, семинарист приходит к новому осознанию своих сильных и слабых сторон и решает оттачивать и укреплять их соответственно.
На пропедевтическом этапе, например, семинарист учится управлять временем, расставлять приоритеты, культивировать досуг, упорядочивать использование технологий, развивать социальные навыки и здоровые дружеские отношения, устанавливать эмоциональные границы и понимать, что значит быть публичным человеком . Он также может обнаружить области психологической неустойчивости, такие как тревога, перфекционизм, депрессия, скрупулезность, компульсивность, плохая самооценка и проблемы, связанные с его родной семьей. Приведенный к молитве, руководству, совету и формированию, семинарист обретает исцеление и силу.
Стадия ученичества начинается, когда внешняя дисциплина уступает место интериоризации, и семинарист начинает брать на себя ответственность за свое формирование. Щедро отвечая на милость Божию, он начинает сопротивляться врагу, тем самым «восходя от хорошего к лучшему в служении Богу» (правило 2). Движимый благородными желаниями, он вырабатывает здоровые привычки к досугу, культивирует близкие братские узы, уверенно раскрывает свои трудности и стремления в становлении, обращается к идиосинкразии и чувствует себя комфортно как представитель Христа и Церкви.
Благодать укрепляет, совершенствует и преображает природу. Но чтобы это преобразование произошло, природа должна быть правильно настроена. Чтобы хорошо начать, пратеологу нужны три незаменимых качества: прозрачность (самооткровение), послушание (готовность учиться) и непоколебимая уверенность в Иисусе, Который желает преображения сердца.
Ниже приведены некоторые аспекты Формирования человека в Программе подготовки к теологии:
Жизнь в обществе
Жреческое формирование происходит в контексте сообщества. Это «продолжение в Церкви апостольской общины, собравшейся вокруг Иисуса», в которой люди, призванные разделить уникальный путь в священстве Христа, переживают сегодня формирование, предложенное Двенадцати Господом» (PDV, #60-61) .
Пребогословы принадлежат к двум общинам: во-первых, общине Пребогослова, и во-вторых, общине дома в целом. Чтобы развивать узы дружбы и милосердия, пре-теологи живут вместе на втором и третьем этажах западного крыла здания, в комнатах, назначенных директором пре-теологии.
Jesu Caritas
Несмотря на то, что они живут вместе как одна община, претеологи дружат с членами своей группы Jesu Caritas . В начале года пре-богословов просят присоединиться к небольшой группе из 3-6 семинаристов (либо из пре-богословия, либо из теологии), с которыми они могут быть открытыми и честными о себе и своих отношениях с Иисусом. Эти более глубокие дружеские отношения призваны поощрять и побуждать дотеологов расти в самопознании, самопринятии, самообладании и самоотдаче.
Пропедевтический семинар
Первокурсники пребогословского обучения участвуют в пропедевтическом семинаре, групповом еженедельном курсе с двумя кредитами для всех новых семинаристов, который служит расширенной ориентацией по всем аспектам образования. На семинаре рассматриваются такие темы, как управление временем и навыки обучения, основы проницательности, как молиться в священный час, служение, чтение и пение на литургии, конструктивный досуг, этикет, дружба и безбрачие.
Формирование конференции
Пре-теологи посещают три формационные конференции в месяц по вторникам в 13:00. Две из этих конференций проводятся с богословием, но раз в месяц тема конференции зависит от этапа и адресована только дотеологам.
Консультирование
Пре-богословы пользуются руководством помощника директора психологической и консультационной службы, с которым они периодически встречаются, даже если это не требуется в качестве условия их принятия. Консультирование касается, среди прочего, таких областей, как психическое здоровье, психологическая сила и хрупкость, эмоциональная зрелость, семейные дела, отношения и границы. Знания, полученные в ходе консультирования, способствуют самопознанию, самопринятию и самообладанию.