Фонетический разбор слова роет: Звуковая схема слова «роет» — ответ на Uchi.ru

Карточки по русскому языку, 3 класс

Распознавание слов по вопросам

Упражнение 11

Прочитай слова. Объедини их в три группы по двум

признакам одновременно.

Сияет, мелкий, орудие, берёза, тушить, редкий,

сушат, малина, звонкая.

Назови глагол, в котором есть такая же орфограмма,

как во всех именах существительных.

Найди слово, которое можно выделить из числа написанных.

Определи имеющееся в нём фонетическое

явление.

Упражнение 12

Прочитай текст. Познакомься со справкой. Сформулируй

задание к упражнению и выполни его.

СПРАВКА: листья, назвали, картины, яркие, мастерят,

подарила, флорист, разноцветные.

Назови две группы слов, в которых буква о обозначает

две разные орфограммы.

Выполни синтаксический разбор предложения, в котором

имеется сложное слово.

Имена собственные. Заглавная буква

Упражнение 13

Прочитай исходные слова и справку. Сформулируй

задание и выполни его.

Писатель — ?

Река -?

Озеро — ?

Город — ?

Поэт — ?

Океан — ?

СПРАВКА: (Б, б)айкал, (Д, д)непр, (М, м)инск,

(М, м)ихаил, (Ю, ю)рьевич, (Л, л)ермонтов, (Т, т)ихий,

(Л, л)ев, (Н, н)иколаевич, (Т, т)олстой.

Определи общий главный грамматический признак слов

обоих столбиков. Найди их различие.

Назови исходные слова, которые подходили бы к

формуле 3+3. Цифры означают количество слов с

одинаковой орфограммой.

Используя слова женского и среднего рода, составь

предложение с двумя подлежащими.

Упражнение 14

Прочитай текст и слова для справок. Сформулируй

задание к упражнению и выполни его.

Животные всегда удивляли человека своими

способностями. Новая порода бесхвостых

СПРАВКА: (А, а)нна (В, в)ладимировна (Д, д)урова, (H, н)иф-

(H, н)иф, (В, в)аря, (И, и)рландское, (Л, л)ондон, (H, н)аф-Наф,

(Ш, ш)тучка, остров (М, м)эн.

15

Укажи предложения с одинаковым количеством

слов с непроверяемой безударной гласной.

Выдели прилагательное, которое начинается и заканчивается

на звонкий согласный.

Однокоренные слова

Упражнение 15

Познакомься с записью. Сформулируй задание к упражнению.

Соль — ИС, ИП;

жара — ИС, ИП;

звон — ИС, ИП;

снег — ИС, ИП.

Используя исходные слова, составь разные по составу

словосочетания.

Из исходных слов выдели одно, в котором происходит

процесс оглушения. Составь с ним три предложения,

разных по цели высказывания.

Упражнение 16

Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к

упражнению.

в амбаре маленький зверёк. Он очень

похож на мышку. Зверёк не роет нор-

16

Найди слова, в которых роль орфограммы выполняет

согласная буква. Расскажи об их написании.

Выдели существительное, в корне которого самое

большое количество букв.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я

Упражнение 17

Прочитай слова, рассмотри схемы. Сформулируй

задание к упражнению.

Яблоня, капель, ёжик, заяц, берёза, весло,

гвоздь, мороз, болезнь.

I группа II группа группа

грачи пень юла

Сгруппируй слова по орфограммам. Расскажи об их

написании. Ответ начни с группы слов, к которой

относится нечётное количество слов.

17

а польза большая.

и вред приносит. Вред от неё маленький,

Упражнение 18

Верно ли, что только одно слово из данных соответствует

схеме

Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к

упражнению.

, как люди.

У каждого свой характер, свои

хитрости.

— самое музыкальное дерево.

Голос у певучий и звонкий.

Лиственница не боится сильных

— чемпион растительного царства.

Песок, скалы, болота,

Полярный круг — место её обитания.

круглый год мы видим зелёной.

СПРАВКА: морозов, высокие, сосна, ель, маленькие,

деревья, тую, ели.

Сгруппируй слова из справки по орфограммам.

Добавь к ним другие слова из текста с такими же

орфограммами.

Найди слово, в котором на одну составную часть

больше, чем в слове голос.

Слово и слог. Перенос слова

Упражнение 19

Прочитай предложения и справку. Рассмотри

схемы. Сформулируй задание к упражнению и выполни

его.

Важный, как

Надутый, как

Желторотый, как

Длинноногий, как

Мудрая, как

Вольная, как

СПРАВКА: журавль, птенец, сова, гусь, птица, индюк.

Образуй две группы имён прилагательных, объединив

их не менее чем по двум признакам.

Составь цепочку из нескольких слов, в которой постепенно

увеличивалось бы количество звуков.

Подумай, можно ли считать слова птенец и птица

однокоренными. Обоснуй свой ответ. К какому из

них можно в качестве однокоренных подобрать слова

пташка, птичий, птичник, птичница, птенчик.

19

Упражнение 20

Прочитай текст. Познакомься со справкой и условными

знаками. Сформулируй задание к упражнению

и выполни его.

Как не болит у дятла

кого стука?

Дятлу не больно. И

от гром-

у него в полном

порядке, потому что у этой птицы между

и черепом и между черепом

и шейными позвонками пружинистая хрящевая

ткань. Она и смягчает

СПРАВКА: силу, голова, мозг, клювом.

Выпиши из текста имена прилагательные и раздели

их для переноса.

Найди в тексте слово такой же части речи, как слово

удара, но с противоположной характеристикой

по звонкости-глухости.

— гласный.

удара.

Условные знаки: — согласный,

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Разделительный мягкий знак

Упражнение 21

. ? Можно ли сказать, что в словах лагерь и альбом

есть три общих признака? Используя слова,

составь предложение, соответствующее схеме:

К словам шьёт, вьюн составь формулу, которая указывает

в них количество букв и звуков.

21

Прочитай слова. Рассмотри схему. Сформулируй

задание к упражнению.

Пал…то, лист…я, ал…бом, в…юн, хлоп…я,

цеп…, друз…я, окун…, руж…ё, журавл…,

гулян…е, ш…ёт, бол…ница, лагер….

Упражнение 22

Прочитай предложения. Используя схему, сформулируй

задание.

Мурав…и разрыхляют почву, и дерев…я получают

много влаги и воздуха. Жители одного

муравейника с.едают за один ден… 30 тысяч

гусениц. И дерев…я прекрасно растут. Рыжие

мурав…и — бол…шие друз…я леса.

Схема:

1) ИС ИП

2) гл ИС

3) ИС

4) ИС

Определи, какое предложение можно выделить и

почему?

Найди имя прилагательное с наибольшим количеством

орфограмм.

Правописание слов с сочетаниями

жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк

Упражнение 23

Внимательно рассмотри картинки и данную к ним

запись. Сформулируй и выполни задание

Сгруппируй слова по орфограммам в две группы.

В одну включи слова с такой орфограммой, как в

слове душистый. В другую — слова с такой же орфограммой,

как в слове ночная.

Найди прилагательные с одинаковым количеством

букв в корне.

23

Упражнение 24

Прочитай запись и слова для справок. Сформулируй

задание к упражнению.

Выдели из текста три слова, из которых можно составить

пару однокоренных слов и пару слов, являющихся

формами слова.

Найди имя прилагательное, корень которого оканчивается

на звонкий мягкий согласный.

24

Благодаря длинному черенку листья тополей

очень подвижны и быстро улавливают пыль.

СПРАВКА: очищают, частички, площади, чудесные,

приживаются.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение их буквами

Упражнение 25

Прочитай слова. В именах существительных подчеркни

звонкие согласные, в именах прилагательных

глухие согласные, в глаголах — непарные__

Звук (й’э) буквы Е, е.

Буква е в начале слова обозначение звуков и

Если ребенок затрудняется в написании сложных букв, коими, как правило, являются Э и Й, нужно отработать эти буковки. Тексты для диктантов и контрольного списывания вам в этом помогут. А затруднения вызываются тем, что буквы неоднозначны в произношении. В частности, когда говоришь Е, бывает, слышится Э. В Й дети часто забывают написать «хвостик». Я и вовсе ребенок воспринимает как две буквы — Й и А.

Тексты на дифференциацию букв Э и Е

Это Ева. Это Эля. Дети сели под ели. (8)

Эля кричит. Эй! Эля слышит ответ. Это эхо. (8)

Это сосна. Это ель. Под этим деревом сидит заяц. (9)

Эх, весело! Это Эля едет с горки. Эй, Егор, берегись! (10)

Эдик играет этюд. Этот этюд сложен. Эдик любит петь дуэтом. (10)

Это сад Эдика. Эти розы красны. Этот мак высок. Эта клумба хороша! (12)

У Эли экзамен. Где экватор? Вот эта линия на глобусе. Эй, Эмма, не подсказывай! (14)

Мы зашли в пустой дом.

Здесь есть эхо. Мы на втором этаже. Кто жил в этом доме? Эй, Эдик, будь осторожен! (21)

Эдик и Эмма пришли в магазин. На втором этаже есть торты. Вот на этой этажерке эклеры. Но дети больше любят эскимо. (21)

Эдик нарисовал эскиз. Это экскаватор роет канаву. Этот эскиз Эдика стоит на этажерке. Пришла Эля. Эх, Эдик, рисуй лучше! (19)

Тексты на отработку написания слов с буквой Й

При переносе букву Й не отрывают от слога. Например: май-ка.

Сам алый и сахарный. Кафтан зелёный и бархатный. Что это? (10)

Юля и Яна на лужайке. Юля, собирай шавель! Яна, помогай Юле! (11)

Скорее подрастай. Делай хорошо работу. Прославляй свой родной край. (9)

Это моя мама. Это мой папа. Сейчас хозяин и хозяйка угощают гостей. (12)

Это мой ластик. А это твои краски. Это мои ручки. Дай мне твой карандаш. (14)

Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его. (12)

Лиса бежит за зайцем.

Она хочет его поймать. Эй, косой! Убегай на лужайку. (13)

Это мой огород. Это моя кукла Яна. Яна, копай лопатой! Яна, поливай водой! (13)

За избой стоит новый сарай. Там зайчиха с зайчатами. Зайка грыз капусту. Собака Знайка рычит на зайку. (17)

Хозяйка встречает гостей. Вот тапочки из войлока. Вот чайник. Вот кофейник. Как вам мой дом? Да у вас рай! (19)

Вставай рано. Делай зарядку. Умывайся холодной водой. Не опаздывай в школу. Слушай учителя. Отвечай хорошо. (15)

Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку! (20)

Пойдём скорей в лес! С нами собака Лайка. Вот на дереве сойка. Она вертит шейкой. Внизу муравейник. А вон бежит зайка. (21)

Вот улей. В нём пчелиный рой. А вот муравей ползёт к муравейнику. Перейдём через ручей. Он узкий и мелкий. Прыгай смело. (21)

У нас есть большой воздушный змей. Скорей пойдём на поле! Поймай воздушный поток и запускай змея. Летай, змей, не падай! (20)

Как красиво поёт весной маленький соловей! О чём он поёт? Это тайна. Решай её. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай! (22)

Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её. (24)

Скорей бери лейку и поливай огород. Стой! Не топчи урожай! Пожалей куст душистой мяты. Теперь отнеси лейку в сарай и иди отдыхай. (22)

Во дворе слышен собачий лай. Пойди, поиграй с собакой! Бросай мяч! Прыгай, Жучка! Жучка не поймала мяч. Он улетел в высокий репейник. (22)

Тексты с буквой Я

Перед Яной дивная картина. Эта цветочная поляна такая красивая! (9)

Яблоко упало с яблони. Семья рада. Сварим из яблок варенье. (10)

Ясное небо закрыли тучи. Молния пронзила темноту. Грянул гром. (9)

Гадюка — ядовитая змея. Её яд очень опасен для человека. (9)

Под яблоней прошмыгнула зеленая ящерица. Она спешит в ямку среди травы. (11)

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких — один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр — метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук — твёрдый, во втором — мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес — звук [э], мёд — звук [о], брюки — звук [у], мяч — звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука — [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется

йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик — где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик — 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик — где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак — это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. — М. : Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. — М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Здравствуйте ребята, меня зовут Н.И. и, сегодня урок чтения у вас проведу я.

— Каждый день всегда везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим, и тихонечко сидим.

— Сегодня будем на уроке работать с новыми звуками, познакомимся с новыми буквами, а это значит, что мы сможем еще составлять большее количество слов и предложений.

Итак, ребята на доске перед вами буквы.

(А Л Т И О Н У С Р К В).

1) Звуки бывают… (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы.

.. (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько… (гласных).

Чем отличается гласный звук от согласного? (гласные тянутся, поются, они не встречают преград на пути, а согласные встречают препятствия)

Хорошо.

Ребята, скажите , с какой буквой вы раб отали на прошлом уроке? (В )

Давайте откроем азбуку на с. 71. Там у вас вверху странички небольшой рассказ. Кто сможет его прочитать, остальные внимательно слушает, и пытаются в этом рассказе найти все буквы В. Сколько их?(7)

Дайте, пожалуйста, характеристику звука в, в слове тыква (согласный, твердый, звонкий).

Звуко-буквенный анализ.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску что за слово вы видите?

Скажите, сколько букв в этом слове? (3).

А сколько звуков? (ответы будут разные).

А у кого по-другому?

Ребята, вы еще не познакомились с буквой, с которой начинается слово ели, сегодня вы узнаете, что же это за буква.

Давайте произнесем слово ели хором, громко и четко? (Е-ли).

Сколько слогов в слове Ели? (2)

Послушайте, как я произнесу это слово.

Давайте вместе произнесем первый слог протяжно. ([й’э].).

Что вы слышите? (два звука).

Слияние, в котором 2 звука. Это слияние мягкого согласного с гласным звуком – Й с Э

(выставляется схема первого слога).

Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (из слияния мягкого согласного с гласным). (Выставляется схема второго слога).

— Давайте теперь, подставим слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом, как вы думаете? (Дети не смогут ответить на вопрос).

– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е? (в начале слова). Итак, ребята, если буква е стоит в начале слова, то она обозначает два звука.

Итак, почему, эта буква особенная как вы думаете? (эта буква обозначает два звука).

Хорошо, ребята, давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Сколько букв в слове ели? (3).

А сколько звуков? (4).

Знакомство с буквой Е е.

Итак, где стоит буква е? (в начале слова).

Ребята, обратите внимание, как выглядит буква е. Она бывает большая и маленькая.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске выя видите печатную букву Е и строчную е.

Итак, скажите, пожалуйста на что похожа буква Е? (ответы детей).

Из каких элементов состоит большая буква Е?

А маленькая?

Хорошо, теперь откройте ваши тетрадки, сядьте правильно, поверните ваши тетрадочки, чтоб уголок упирался в грудь, между партой и грудью проходит кулачок.

Отступите 2 клеточки от предыдущей работы, и сначала рабочей строки начинаем. Итак, посмотрите большая буква Е занимает две клеточки, напишите пожалуйста 3 буквы. А вот маленькая одну клеточку.

Хорошо, мы с вами познакомились как же выглядит буква Е, пойдем дальше.

Давайте посмотрим еще на одно слово. У нас на доске слово РОЕТ.

Ребята, сколько произносим букв в этом слове? (5).

А на самом деле сколько? (4).

А почему так? (потому что буква е обозначает два звука).

Итак, посмотрите на слово, после какого звука следует е? (после гласного).

— Давайте попробуем сделать вывод. Если буква е стоит после гласного она обозначает два звука.

В первом случае, где у нас стояла е? (в начале) – А здесь после гласного.

— Значит, буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Она может стоять и в середине после гласного, и в конце.

Физминутка.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на с. 73. Вверху, по серединке у вас слова.

Закрепление материала.

Где стоит буква е? (в начале)

А что мы знаем о букве е, если она стоит в начале слова? (обозначает два звука).

Хорошо, сколько букв в этом слове? (6).

А сколько значит звуков? (7).

Посмотрите, на слово воет?

Где стоит буква е? (после гласной)

А что мы знаем о букве е, если она стоит после гласной? (что она обозначает два звука)

Хорошо, значит, сколько букв в этом слове?(4)

А сколько звуков? (5).

Посмотрим на слово сосновые. Где стоит буква е? После чего? (после гласной).

А что мы знаем про букву е, если она стоит после гласной? (она обозначает два звука).

Значит, сколько букв в этом слове? (8)

А сколько звуков тогда?(9)

Хорошо, ребята, теперь откройте с. 74. Там вверху у вас задание. Кто сможет прочитать? (назови слова с противоположным значением).

Старые – новые

Высокие – низкие

Толстые – тонкие

Хорошо, теперь следующее задание, которое следует прямо за ним. Что там нужно сделать? (назвать слова, которые отвечают на вопрос какие? ).

Сосны – сосновые

Осины – осиновые

Ели – еловые.

Беседа о пользе леса.

Итак, ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку что там изображено? (лес).

Кто живет в лесу?

А что растет?

Скажите, а для чего нам нужен лес?

Чем он полезен?

Представьте, если бы не было леса, чтобы было тогда?

Хорошо, теперь откройте азбуку на с. 72.

Внизу странички у вас пословицы. Итак, кто у нас уже умеет читать, прочитает. Остальные считает сколько, же раз им встретится буква е. Потом мне назовете.

Сколько же раз встретилась? (9 раз)

Хорошо, ребята а как вы понимаете значение последней пословицы? (то есть работать он лентяй а вот покушать любит).

Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

А почему букву е, называют необычной?

Какие это звуки?

А когда, буква е обозначает два звука?

Придумайте, пожалуйста, такое слово, чтобы буква е стояла в начале слова? (енот, Егор, едет и т.д.)

А теперь чтобы стояла после гласной? (лает, воет, моет и т. д.)

Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать, вы сегодня прекрасно работали. До свиданья!

Гласные звуки [Й`Э], [Э]. Буквы Е, е.

1. Включение в уч. деятельность.

Посмотрите на ленту букв. Сколько согласных букв вы уже знаете? (7)

Согласных звуков вы знаете больше или меньше, чем гласных букв? (Больше)

Почему? (Согласные буквы обозначают по 2 звука)

Сколько гласных букв вы уже знаете? (5)

Назовите буквы, обозначающие твёрдость впередистоящего согласного звука. (А,О,У,Ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость впередистоящего согласного звука. (И)

Какой гласный звук никогда не стоит вначале слова? (Ы)

Молодцы, ребята!

2. Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и узнаем, какой буквой они обозначаются.

3. Работа по теме урока.

Послушайте и отгадайте загадку.

Их всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоят колючки как ежи,

Зимою в платье летнем. (Ели)

Произнесите это слово по слогам. (Е – ли)

Произнесите первый слог. Сколько звуков слышите в первом слоге? (2,1)

ПРОБЛЕМА:

У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук. Почему задание одно, а ответы разные?

Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв.

Произнесем первый слог протяжно. (Й — Э)

Какие звуки слышим? ([Й`Э])

Произнесём их по отдельности, чтобы понять к какой группе звуков они относятся.

[Й`] – согласный, мягкий

[Э] — гласный

Итак, в первом слоге мы слышим 2 звука. Какую схему возьмём для их обозначения? (Слияние с зелёным цветом)

Составляем схему на доске.

Как вы думаете, какой буквой будут обозначаться новые звуки [Й`Э] ? (…)

Звуки [Й`Э] на письме обозначаются буквой Е е.

Физминутка.

4. Продолжение работы по теме урока.

Посмотрите внимательно на букву Е. Скажите, на что она похожа? (…)

Е на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

В. Степанов

Сломанная лесенка, расчёска, …

Давайте потренируемся печатать букву Е. Для этого, возьмите листочки и по клеточкам напечатайте заглавную букву Е.

Карандаш какого цвета вы возьмете? (Красного)

Почему? (Буква обозначает гласный звук)

Учащиеся оценивают выполнение задания.

Мы научились печатать букву, а теперь научимся её читать.

ЕЛ

ЕЛА

ЕЛИ

– Где находится буква Е в словах? (В начале)

Сколько звуков она обозначает? (Два звука)

Буква Е очень хитрая. Давайте прочитаем следующий столбик слов и поймём почему.

ЕЛ СЕЛ

ЕЛА СЕЛА

ЕЛИ СЕЛИ

Проведём звуко-буквенный анализ слова СЕЛ.

Сколько слогов в слове СЕЛ? (1 слог)

Сколько букв? (3)

Сколько звуков мы слышим? Попробуем определить.

Назовите звуки в слиянии. Произносим, растягивая звуки. ([ C `Э])

Какие звуки слышите? ([ C `][Э])

Где находится буква “Е” во втором столбике? После каких букв она написана? (После согласных)

Как звучат согласные звуки перед буквой Е? (Мягко)

Какой звук она дает? (Смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Итак, подведём небольшой итог:

Сколько звуков обозначает буква Е в начале слова? (2 звука [Й`Э] )

А после мягкого согласного? (1 звук [Э])

А теперь прочитайте буквосочетания в третьем столбике.

ЕЛ СЕЛ ИЕ

ЕЛА СЕЛА АЕ

ЕЛИ СЕЛИ ОЕ

ЫЕ

– Где находится буква “Е” в третьем столбике? (После гласной)

Какие звуки она обозначает? (2 звука [Й`Э])

– Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Физминутка.

Откройте «Азбуку» на странице 72. К какой сказке нарисована иллюстрация? («По щучьему велению»)

Кто изображён в центре? Как зовут главного героя сказки? (Емеля)

Чему удивляются люди? (…)

Какое время года изображено?

По каким признакам вы это определили?

Какая птица нарисована?

Какой зверь изображен?

Как вы думаете, о чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошади? (О транспорте на колёсах, чтобы машины ездили сами и перевозили людей)

Люди свои мечты воплощали в сказках. О чём они ещё мечтали? (О телевизоре, когда придумали сказку, где встречается серебряное блюдечко и наливное яблочко. О самолётах, когда придумывали сказку о ковре-самолёте. И т.д.)

Вспомните сказку. Какие чудеса происходили с Емелей? (Поймал говорящую щуку; сани ехали без лошади; дрова топор сам рубил; дрова сами вязались, да в сани складывались; на печи к царю и царевне приехал; Царевна влюбилась в Емелю; построил замок…)

Подумайте, попросил ли Емеля сделать что-то великое, полезное людям? (Нет)

Можно ли его назвать трудолюбивым, ил он лентяй, которому хочется лежать на печи и жевать калачи? (…)

Правильно ли на Ваш взгляд поступает Емеля? (…)

А что на этот счёт говорит народная мудрость? Прочитаем пословицы под иллюстрацией.

Хорошо читающие дети.

Подчеркните все буквы Е в пословицах. Сколько букв Е вы нашли? (9)

Вывод: Человек должен трудиться. Народная мудрость восхваляет тех, кто трудится, порицает тех, кто бездельничает и получает блага не своим трудом.

Прочитайте слова и предложения на с. 73

Повторите, когда буква Е обозначает 2 звука, а когда один.

Читаем правило внизу страницы.

5. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

– Какую роль выполняет буква “Е” в слове после согласного?

– Когда буква “Е” обозначает два звука?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Молодцы ребята. Спасибо за урок.

– Урок окончен.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с»им»й»а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с»им»й»а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м»] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м»];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т»эн»:ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл»] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м»ач»], мел → [м»эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р»эб»ина], пятно → [п»итно], весело → [в»эс»ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й»а], ю → [й»у], е → [й»э], ё → [й»о] (под ударением) и я → [й»и], е → [й»и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й»и].
    Ручьи → [руч»й»и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

аоиеуюёяэы
под ударениемаоиэууоаэы
без ударенияааииууоэ, иэ, иы
в начале словааоий»эуй»уй»ой»аэы
после гласныхаоий»эуй»уй»ой»аэы
после ь, ъаой»ий»эуй»уй»ой»аэы
после ж, ш, цыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа «: [л»], [с»], [ч»] и т. д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й»], [ч»], [щ»]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й»].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой»эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч»уства], солнце → [сонц»э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м»ил»ион], аллея → [ал»эй»а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з»д»элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт»и], мягкий → [м»ах»к»ий»]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон»т»ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан»ч»ик], сменщик → [см»эн»щ»ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан»эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт»], уезжать → [уиж:ат»] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв»озный»], лестница → [л»эс»н»ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син»эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ»]:
    счастливый → [щ»асливый»], извозчик → [извощ»ик], перебежчик → [п»ир»иб»эщ»ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

World Wide Words: Раскопки

Q От Дэвида Ситона, Великобритания : Любые идеи о происхождении раскопок в жилых помещениях, комнатах и ​​т.д.?

A В британском обиходе быть в раскопках означает жить в комнате в доме с общими удобствами, часто с питанием, предоставляемым домовладелицей. Обычно это жилье для студентов или молодых неженатых мужчин и женщин.

Это сокращение от раскопок , что является старым словом для той же идеи. Оно происходит — как вы могли догадаться — от слова «место, где копают», восходящего к шестнадцатому веку. Во многих книгах утверждается, что первоначальные раскопки, связанные с чувством приспособления, были золотыми приисками Калифорнии и Австралии. Мы знаем, что австралийское прозвище копатель происходит из этой области жизни, поэтому иногда предполагается, что это слово тоже австралийское, хотя все ранние свидетельства — американские, и термин в любом случае предшествует обеим этим золотым лихорадкам. Но есть связь с золотыми приисками.

Часто говорят, что это слово происходит от идеи человека, который «закапывается», который делает убежище или нору, в которой можно жить. Несомненно, что-то подобное было задействовано в создании смысла, потому что первым старателям в безлюдной местности приходилось как можно лучше передвигаться, а хижины из дерна или тому подобное были бы очевидным способом быстро построить убежище. Однако можно проследить цепочку смысловых сдвигов, связывающих смысл горных выработок раскопки с размещением один. Первая состояла в том, что раскопок перенесли на всю местность, что и было сделано в 1830-х гг. Первым писателем, использовавшим это слово в этом смысле, был Уильям Гилмор Симмс, который включил его в книгу 1834 года под названием « Гай Риверс » о золотой лихорадке 1820-х годов в дебрях того, что тогда было границей Северной Джорджии. Слово вскоре переместилось из местности в города, которые вырастали как грибы, чтобы обслуживать шахты и предоставлять жилье шахтерам, а затем и к самому жилью. Первый экземпляр раскопки для жилья находится в юмористической книге Джозефа Клея Нила 1838 года под названием Угольные наброски : «Послушайте, Нед, я думаю, нам пора идти на наши раскопки; Я мертв.

Оксфордский словарь английского языка цитирует пример из книги Чарльза Диккенса Martin Chuzzlewit 1844 года, что может свидетельствовать о том, что в то время он был широко известен в Британии. Но оно появляется во время встречи в железнодорожном путешествии в американской части истории, среди другой лексики, которую Диккенс предположительно подхватил во время своего путешествия по США в 1842 году, и для меня говорящий означает «место», а не «квартиру». Однако ко второй половине века diggings , безусловно, широко используется в Британии — например, в книге Джерома К. Джерома « Three Men in a Boat » 1889 года: «Мы устали и проголодались, мы те же трое, и когда мы мы вынули корзину, два мешка, и коврики, и пальто, и тому подобное, и пошли искать раскопки».

Примерно в то же время появилась аббревиатура раскопок ; определенно это британское изобретение. Потому что он появляется первым в выпуске Сцена в 1893 году, считается, что она была создана актерами (которые, часто будучи странствующими, нуждались в них больше, чем большинство людей), хотя более поздние примеры предполагают, что если это изначально был театральный сленг, то он быстро переместился в населения в целом.

Dig Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 3

ˈdig 

переходный глагол

1

а

: разбивать, переворачивать или ослаблять (землю) с помощью инструмента

копание грязь лопатой

машины копают дорогу

б

: для подготовки почвы

копать огород

2

а

: поднять на поверхность путем выкапывания : раскопать

выкопать картофель

б

: вывести на свет или из укрытия

выкопать факты

3

: выдолбить или сформировать путем удаления земли : выкопать

выкопать яму

выкопать туннель

4

: двигаться вниз, чтобы проникнуть внутрь : толчок

вонзил пальцы в песок

Ястреб вонзил когти в свою добычу.

5

: тыкать, тыкать

вонзать мне в ребра локтем

6

жаргон

а

: обратить внимание : уведомление

выкопать эту причудливую шляпу

б

: понимаю, ценю

не понимаю медицинского жаргона

с

: любить, восхищаться

Старшеклассники копают короткие стихи. — Дэвид Бурместер

копать в саду

копать клад

2

: тяжело или кропотливо работать

3

: продвигаться вперед, удаляя или отталкивая материал

копаться в истории компании

копаться

2 из 3

1

а

: тяга, тычок

вдавливание в ребра

б

: Резкое замечание

тонкий намек на их неподготовленность

2

раскопки во множественном числе

а

: жилые помещения (см. пункт 1а) для проживания или работы

покупка мебели для своих новых раскопок

б

в основном британцы : смысл жилья 2b

3

: место археологических раскопок

также : сами раскопки

участвовал в раскопках

раскопок

3 из 3

переварить

Синонимы

Глагол

  • раскопать
  • лопата

Существительное

  • мазок
  • удар
  • выпад
  • poke

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Глагол Какое-то животное копало в саду. Они своими руками зарыл в песок. Он выкопал около 10 футов, прежде чем ударился о воду. Выкопать яму глубиной три фута. Первый шаг в строительстве дома — это выкопать фундамент. Заключенные сбежали к копать туннель под забором. копать моллюсков на пляже Эти детективы не перестанут копать , пока не узнают, что произошло. Существительное Она поставила мне вонзить под ребра, чтобы привлечь мое внимание. Прошлым летом она участвовала в раскопках . Узнать больше

Последние примеры в Интернете

Напарник лыжника смог прийти ему на помощь и помочь выкопать его из снега. — Парадайз Афшар, CNN , 19 декабря 2022 г. Ривз сказала, что ее муж помог выкопать их из подвала. — Кэтрин Процив, NBC News , 15 декабря 2022 г. Одна из родителей сказала, что автобус застрял возле ее дома более чем на час, пока люди пытались выкопать его. — Морган Краков, Anchorage Daily News , 14 декабря 2022 г. В 1992 году Институт Блэк-Хиллз начал раскопки, используя отбойный молоток, кирки и лопаты, чтобы выкопать его из холма на северо-западе Южной Дакоты. — Закари Смолл, New York Times , 23 ноября 2022 г. Сначала погрузите руки в эту пляжную сенсорную корзину с мягким формовочным песком и шариками прохладной воды, а также игрушками для закапывания и совками для 9. 0003 выкопать их снова. — Рэйчел Ротман, Good Housekeeping , 18 ноября 2022 г. Но поскольку «Буллз» продолжают закапывать себя в ранний дефицит, Донован потребовал большего от своего трио All-Star перед пятничной игрой против «Орландо Мэджик» в United Center. — Джулия По, Chicago Tribune , 18 ноября 2022 г. Если республиканцы намерены вырваться из своей нынешней предвыборной колеи, изучение Флориды было бы хорошим местом для начала. — Нейт Хохман, National Review , 17 ноября 2022 г. Шанс превратить себя в лидера, в котором нуждается индустрия, чтобы выкопал из трясины. — Вивьен Уолт, Fortune , 16 ноября 2022 г.

В сентябре археологи завершили раскопок , в ходе которых были обнаружены большие фрагменты юношеского изображения мифологического героя Геракла, также известного как Геракл, в Филиппах на северо-востоке Греции. — Жаки Палумбо, CNN , 15 декабря 2022 г. Ее теория широко отвергалась до тех пор, пока судебные археологи не вышли из теста раскопок на этом месте с фотографиями смешанных ювенильных костей. — Дэн Бэрри, 9 лет.0003 New York Times , 14 декабря 2022 г. Например, Waco Mammoth взимает плату за доступ к своему приюту dig . — Ева Чен, USA TODAY , 13 декабря 2022 г. С другой стороны: сам разговор, честный, но несколько резкий обзор, омраченный усталыми критическими тропами и бесчувственным копанием в Хоре за то, что он решил носить маски. — Закари Льюис, 9 лет.0003 Кливленд , 13 ноября 2022 г. Маск также прокомментировал отстранение Гриффина от комика. — CBS News , 7 ноября 2022 г. В какой-то момент Шумер раскопал Канье Уэста из-за его антисемитских постов в социальных сетях. — Уильям Вайланкур, Rolling Stone , 6 ноября 2022 г. Галлюцинаторное видео, нечто среднее между пустынным археологическим dig и сеанс рисования Магритта позволили группе проложить путь к своему визуальному будущему. — Гвен Инат, EW.com , 8 декабря 2022 г. Это немалое обвинение, выдвинутое против Balenciaga, не случайное dig . — Рэйвен Смит, Vogue , 1 декабря 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «копать». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Глагол и существительное

Среднеанглийский diggen

Первое известное использование

Глагол

13 век, в значении, определенном в переходном смысле 1a

Существительное

1797, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование dig было в 13 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

копать

дифункциональный

копать землю

Дигамбара

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Копать землю.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/dig. По состоянию на 1 января 2023 г.

Копировать цитирование

Детское определение

копать

1 из 2 глагол

ˈdig 

1

а

: вскапывать землю (например, лопатой или мотыгой)

б

: для выдалбливания или формирования путем удаления земли

копать яму

2

: обнаруживать или искать с помощью земли или как бы вскапывая землю

dig potatoes

dig for gold

dig through books for help

3

: find out

dig up the facts

4

: prod entry 1 смысл 1, тыкать

вонзился мне в ребра

5

а

: обратить внимание : уведомление

копать ту шляпу

б

: понял смысл 1а

ты копаешь меня?

с

: как запись 1 смысл 1

я копать музыка

копатель сущ.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *