что такое фонетический разбор слова, как определить сколько звуков в слове
Фонетика — один из сложных разделов в русском языке. Часто слово звучит абсолютно не так, как пишется. Легко спутать даже знакомые фразы, термины, которые используются в повседневной речи. Чтобы научиться разбираться, когда идет какая буква, звук, в начальных классах школы дети учатся фонетическому разбору.
Звуко-буквенный анализ слова
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным, так как анализ предполагает подсчет количества звуков, букв, которые есть в слове. Помимо этого, определяются корректные ударения, выделяются гласные и согласные звуки, проводится их классификация по обнаруженным особенностям. Поэтому, чтобы правильно разбирать любое слово, понадобится знать о том, как правильно разделять выделенные звуки, как составить транскрипцию.
Часто дети сталкиваются с трудностями, при выполнении упражнений на звукобуквенный анализ. Ключевыми причинами для этого являются:
- Отсутствие должного уровня знаний и навыков для выполнения поставленной задачи корректно.
- Развитие фонематического слуха находится на низком уровне. В таком случае, ребенку трудно уловить отдельные сочетания звуков в речи, воспроизводить их или отмечать в процессе выполнения упражнений.
Справиться с первой проблемой поможет регулярная практика. Дополнительно, можно ориентироваться на памятку или короткую шпаргалку, чтобы быстро оценить типовые случаи и избежать частых ошибок.
Развить фонематический слух помогут регулярные упражнения, прослушивание аудиокниг, заданий в аудио-формате, разговоры с людьми, которые имеют четкое произношение.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения
Выполнение разбора позволит не только получить полную характеристику образца, но и правильное произношение, которое варьируется от актуальных правил русского языка.
Такая процедура помогает показать, что одни и те же сочетания букв могут произноситься по-разному, что необходимо учитывать при произношении и написании. Поэтому такие навыки помогают значительно улучшить знания русского языка, избежать типичных ошибок, без труда справляться даже со сложными запросами.
Правила фонетического разбора слова
Чтобы провести даже основной разбор, понадобится разобраться, какая разница между буквами и звуками, поскольку им уделяется ключевое внимание.
Звуки являются наименьшей принятой звуковой единицей, применяемой в устной речи. Они произносятся, их можно услышать. В таблице звукобуквенного разбора их вносят в квадратные скобки.
Буквы используются для обозначения звуков, при написании текста. Их видят и пишут.
Гласные звуки
В современном русском алфавите есть 10 гласных букв. Из них 5 указывают на твердость (А О У Ы Э), 5 — на мягкость рядом расположенного согласного звука (Я Ё Ю И Е).
Одновременно, гласных звуков существует 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
Йотированные гласные
Часть гласных означают два звука, один из которых Й. Такие гласные называются йотированными. Некоторые гласные (Я, Ё, Ю, Е) становятся йотированными, если располагаются в начале слова; пишутся после твердого или мягкого знака, сразу после другой гласной. Йотированным станет и звук И в сочетании ЬИ.
Согласные звуки
В русском языке есть 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Существуют парные звуки, которые могут звучать звонко или глухо, в зависимости от расположения. Выделяют шесть таких пар:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] — звонкие. [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] — глухие.
Также существуют непарные, звонкость которых не зависит от положения:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’] — звонкие. [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] — глухие.
Твердый и мягкий знак самостоятельно не создают звука. Они оказывают влияние на расположенные поблизости буквы и их произношение.
Памятка фонетического разбора
Памятка фонетического разбора включает краткий пересказ вышеуказанных правил, относительно гласных и согласных звуков. Такая таблица помогает быстро и правильно разобрать любое слово. Поэтому рекомендуется скачать памятку для изучения и самостоятельного использования.
Что такое транскрипция в русском языке?
Транскрипция является графической записью слова. Она показывает, как правильно звучит образец, который поддается разбору.
Примеры звуко-буквенного разбора
Следующие 20 примеров помогут больше узнать о том, как проводить подробный звуко-буквенный разбор. Их можно использовать как образец порядка действий бесплатно.
Натюрморт — слово из 3 слогов: на-тюр-морт. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [нат’урморт]
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ю — [у] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 9 букв и 9 звуков.
Автомобиль — слово из 4 слогов: а-вто-мо-биль. Ударение падает на 4-й слог.
Транскрипция слова: [афтамаб’ил’]
а — [а] — гласный, безударный
в — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
и — [и] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ь — не обозначает звука.
В слове 10 букв и 9 звуков.
Подъезд — слово из 2 слогов: подъ-езд. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [падй’эст]
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
ъ — не обозначает звука
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 7 букв и 7 звуков.
Анализ — слово из 3 слогов: а-на-лиз. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [анал’ис]
а — [а] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 6 букв и 6 звуков.
Пример — слово из 2 слогов: при-мер. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [пр’им’эр]
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
В слове 6 букв и 6 звуков.
Мама — слово из 2 слогов: ма-ма. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [мама]
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Синоним — слово из 3 слогов: си-но-ним. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [с’инон’им]
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
В слове 7 букв и 7 звуков.
Фото — слово из 2 слогов: фо-то. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [фота]
ф — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Животное — слово из 4 слогов: жи-во-тно-е. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [жывотнай’э]
ж — [ж] — согласный, звонкий парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
и — [ы] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.
Слон — слово из 1 слога: слон. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [слон]
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
В слове 4 буквы и 4 звука.
Память — слово из 2 слогов: па-мять. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [пам’ит’]
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
я — [и] — гласный, безударный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ь — не обозначает звука
В слове 6 букв и 5 звуков.
Солнце — слово из 2 слогов: сол-нце. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [сонцэ]
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
л — не образует звука в данном слове
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
е — [э] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 5 звуков.
Небо — слово из 2 слогов: не-бо. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [н’эба]
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Звезда — слово из 2 слогов: зве-зда. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [зв’изда]
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
В слове 6 букв и 6 звуков.
Алло — слово из 2 слогов: а-лло. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [ало]
а — [а] — гласный, безударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
л — не образует звука в данном слове
о — [о] — гласный, ударный
В слове 4 буквы и 3 звука.
Ель — слово из 1 слога: ель. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [й’эл’]
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ь — не обозначает звука
Пара — слово из 2 слогов: па-ра. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [пара]
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Уста — слово из 2 слогов: у-ста. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [уста]
у — [у] — гласный, безударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Глаз — слово из 1 слога: Глаз. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [глас]
г — [г] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 4 буквы и 4 звука.
Материк — слово из 3 слогов: ма-те-рик. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [мат’ир’ик]
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 7 букв и 7 звуков.
Образец письменного фонетического разбора
Письменный разбор слова происходит по следующему образцу:
Ельник — слово из 2 слогов, 1-й слог ударный.
Транскрипция слова: [й’эл’н’ик]
е — [й’] — согласный, звонкий/непарный, мягкий/непарный, сонорный;
[э] — гласный, ударный;
л — [л’] — согласный, звонкий/непарный, мягкий/парный, сонорный;
ь — не обозначает звука;
н — [н’] — согласный, звонкий/непарный, мягкий/парный, сонорный;
и — [и] — гласный, безударный;
к — [к] — согласный, глухой/парный, твёрдый/парный.
В слове 6 букв, 6 звуков.
Образец устного фонетического разбора
Устный разбор фонетического слова происходит так:
Ельник.
- В слове два слога: ель и ник. Ударным является слог ель.
- Для определения звуков слово проговаривается медленно по слогам.
- Гласные звуки: [э] ударный, [и] безударный.
- Согласные звуки: [й] — звонкий/непарный, мягкий/непарный, сонорный; [л’] — звонкий/непарный, мягкий/парный; [н] — звонкий/непарный, мягкий/парный, сонорный; [к] — глухой/парный, твёрдый/парный.
- В слове 6 букв и 6 звуков.
Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ
Фонетический или звуко-буквенный анализ — разбор слова на составляющие. От учащегося требуется подсчитать и охарактеризовать звуки из которых оно состоит. Кроме этого нужно подсчитать количество слогов, букв и звуков в слове. Это совсем не сложно если знать некоторые правила и особенности «поведения» звуков в русском языке. А начать следует с того, что есть всего сорок три звука, из которых тридцать семь принято считать согласными и только лишь шесть гласными.
Звуки принято делить на гласные — они получаются, когда воздушная струя, покидая легкие, заставляет вибрировать напряженные и сомкнутые голосовые связки, и согласные, которые получаются при помощи связок и прочих звукообразующих органов, либо вообще без помощи связок.
Нормы произношения звуков, а также правила ударения в словах изучает орфоэпия. Ведь в некоторых языках могут отсутствовать даже буквы, свойственные русскому языку. Примером может служить японский язык, не имеющий в своем фонетическом наборе буквы «л».
Для выполнения разбора воспользуйтесь алфавитным указателем по фонетическому словарю или формой поиска.
Правила и исключения, учитываемые при фонетическом разборе
Фонетических правил в русском языке не очень много и все они просты для понимания и практически не имеют исключений.
Так, например, ударные гласные всегда звучат четко и без изменений. Однако, будучи безударными, звуки «ы» и «у» также сохраняют это свойство. Звук [о] являясь безударным, приближается по звучанию к звуку [а], [е] напоминает звучанием [ы], а безударный [э] становится похож на [и].
В глаголах 3 лица единственного и множественного числа в форме настоящего времени, которые имеют в своем составе звукосочетание [ться], оно записывается как звук [ц’].
Иногда «г» становится мягким [х], «с», стоящий перед «ш» и «ч», записывается в фонетической транскрипции так, как и звучит — [щ].
[дц], [дч], [тц] и [тч] при звучании упрощаются до [ч’] и [ц].
Согласные [л], [м], [н], [р], [й], как правило, не изменяются при звучании и записываются также, как и их буквенные эквиваленты — без изменений.
Кроме того, если звонкий согласный стоит перед глухим согласным, либо в конце словоформы, он оглушается, равно как и наоборот, глухие согласные озвончаются, находясь перед звонким согласным звуком. Исключения составляют: [л], [м], [н], [р], [в], [й].
Как выполнять фонетический анализ
Фонетический разбор слова можно осуществлять как письменно, так и устно. В первом случае педагоги рекомендуют использовать различные цвета для записи гласных и согласных букв. К примеру, гласные пишутся красной ручкой, а согласные — синей или зеленой. То же верно и для записи транскрипции. Разделить слово на слоги. Обязательно выделить ударный звук и проставить ударение. В случае устного разбора, стоя у доски, учащемуся следует, рассказывая, дублировать результаты своего анализа, либо же, просто указывая на ту или иную букву или звук слова, подробно рассказывать о ней слушателям и преподавателю.
Далее нужно охарактеризовать каждый отдельный звук и каждую отдельную букву. Для наглядности и здесь не лишним будет использование различных цветов при расписывании особенностей гласных и согласных букв. Также следует подсчитать количество гласных и согласных букв, а также количество звуков и слогов в разбираемом слове.
Шпаргалка в помощь
Звуко-буквенный разбор любой фонемы — процесс не сложный, каждый может воспользоваться краткой информацией, которая представлена ниже. Выучив эти несколько строк, любой сможет без труда осуществить разбор на звуки слова, даже если видит его впервые.
Гласные буквы, придающие согласному твердость, — «а», «э», «о», «у», «ы». За смягчение согласного отвечают — «я», «ю», «ё», «е», «и’.
Помните, не существует звуков — [я], [ю], [ё], [е]. Они записываются как два звука — [йа], [йу], [йо], [йэ].
Согласные непарные звонкие — «л», «м», «р», «н», «й», глухие — «ц», «ч», «х», «щ». Парные звонкие — «б» «в» «г» «д» «ж» «з» глухие, соответственно, — «п», «ф», «к», «т», «ш», «с» . Как уже говорилось, согласный звук смягчится, если после него стоит одна из букв: «я», «ё», «ю», «и», «е», «ь». Но и тут есть исключение — всегда мягкими будут: [ ч`], [щ`], [й`], а всегда твердыми: [ж], [ш], [ц].
Каковы различные аналитические подходы в контексте фонетического и фонологического анализа? — Соми
ГЛАВА 2
2. 1 Обсудите различные аналитические подходы в контексте фонетического и фонологического анализа
Различные аналитические подходы СегментацияПродолжайте речь. Продолжение с несколькими очками в потоке
— это непрерывное. которые составляют
- а) Естественные перерывы – для вдоха, глотания и кашля.
- б) Разрывы, которые показывают артикуляционное, слуховое или акустически устойчивое состояние, которое может служить основой для аналитической сегментации на реальные фонетические единицы. Например, ряд слов «красная ручка» имеет разрывы, которые позволяют проводить аналитическую сегментацию.
Сегментация, позволяющая увидеть реальный фонетический сегмент речи, в основном наложена. Люди произносят не отдельные звуки, а континуум речевых звуков с упреждающей артикуляцией каждого звука в серии. Однако для детального изучения звуков человеческой речи сегментация является обязательным условием.
Два основных подхода к сегментации Параметрический подходПри параметрическом подходе существуют параллельные сегментации речи. Каждая составляющая вокального исполнения рассматривается как параметр, значение которого находится в состоянии постоянного изменения. Компоненты могут быть
а) Слуховые, такие как высота голоса или громкость голоса, например, последовательность слов
Вы действительно это имеете в виду?
можно сказать по-разному. Например, это можно сказать двумя способами с одним и тем же паттерном высоты тона, но из-за разной громкости голоса один из них превращается в крик, а другой — в бормотание.
б) Инициатива, такая как структура слога. В начальном компоненте потенциальные значения
функции непрерывны, но имеют систему измерения для их ограничения. Например,
структура слога в каждом языке определяет количество звуков, которые могут
занимают каждую из частей слога.
Линейный подход
Линейный подход представляет собой последовательную сегментацию, при которой речевой континуум делится на единицы различной продолжительности. Например, при анализе степеней стриктуры устанавливаются следующие длительности:
Поддерживаемая продолжительность — фрикативный
Мгновенная продолжительность — взмах/постукивание
Каждая из речевых единиц затем может быть охарактеризована с точки зрения репрезентативных значений, показанных во время производство этой единицы отдельными фонетическими компонентами, составляющими исполнение.
В линейном подходе любой фонетический признак может иметь только ограниченное количество значений, которые называются категориями. Например, высота тона — это фонетическая характеристика, которая имеет только три значения, а именно; высокий, средний, низкий.
Таким образом, линейные категории дискретны. Это делает категории линейных признаков удобными для использования в устном и письменном описании речевого континуума. Это объясняет, почему линейный анализ используется в большинстве учебников по фонетике.
Представление речевого континуума
Когда речевой континуум анализируется параметрически или линейно, речевой континуум представляется с точки зрения следующего:
а) Символы и диакритические знаки
б) С точки зрения фонологических правил ( алгоритмы), такие как /r/ [ŗ] / t, p
Это правило будет переписано так: «/r/ становится озвученным, когда сразу следует за
глухими остановками /t, p/».
c) Фонотактика – заявления о распространении.
d) Метрические деревья
Анализ речевого континуума включает анализ явлений, приписываемых «струнам звуков», таких как ударение, слог, высота тона и ритм. Каждый из них связан с измерениями в метрическом анализе. Эти измерения представлены в виде метрических деревьев. Например, дерево структуры слога, представленное здесь ниже
e) Метрические числа
Некоторые фонологические явления могут быть рассчитаны и им присвоено числовое значение. Например, ударению можно присвоить числовое значение, потому что слова имеют относительную степень ударения.
Пример представления числовых метрических чисел для ударения, как показано здесь — термины фонологической теории, используемые лингвистами при обсуждении различных фонологических проблем. Люди производят непрерывный поток звуков во время разговора, он сегментирован на более мелкие единицы в основном для удобства исследователей. Фонема определяется как наименьшая единица сегмента речевого потока. Его можно определить с помощью минимального парного теста, предполагающего сравнение двух слов, отличающихся одним звуком и имеющих разное лексическое значение. Например, слова «день» и «лей», различающиеся только начальным звуком, не только имеют разное значение, но и принадлежат к разным частям речи. Анализируя результаты теста минимальной пары, эти / d / и / l / можно считать фонемами. Коллинз и Мис (2003) отметили, что «сопоставительные звуковые единицы, которые можно использовать для изменения значения, называются фонемами» (стр. 10). По той причине, что слова «день» и «лей» могут быть противопоставлены, различаясь одним начальным звуком, /д/ и /л/ могут быть определены как фонемы.
В то же время не все различия в артикуляции звуков достаточны для изменения значения слов. Коллинз и Мис (2003) признали, что «не каждое небольшое различие, которое можно услышать между одним звуком и другим, достаточно, чтобы изменить значение слов» (стр. 11). Жители разных регионов одной страны, а также представители разных социальных групп могут иметь существенные различия в произношении одних и тех же звуков, хотя эти особенности, как правило, не становятся помехой для их взаимопонимания. Эти альтернативные реализации одной и той же фонемы в одной и той же фонетической среде определяются как аллофоны, фонемы, реализованные в свободной вариации. Один и тот же звук может иметь различную реализацию под влиянием его фонетического окружения. Например, звук [т] в слове «стол» несколько отличается от того же звука в слове «стебель» (в первом случае с придыханием, во втором — без придыхания). Тем не менее обе реализации фонемы распознаются говорящими как t. Роуч (2000) отметил, что «когда мы говорим о различных реализациях фонем, мы иногда называем эти реализации аллофонами» (стр. 33). Эти различия, вызванные влиянием фонетического окружения в речевом потоке, определяются как реализации в комплементарном распределении или аллофонах.
/h/ и /ŋ/ как отдельные фонемы
Несмотря на то, что в настоящее время /h/ и /ŋ/ находятся в дополнительном распространении в английском языке (RP и южные акценты), оба /h/ встречаются только начало слова и / ŋ /, встречающиеся в середине слова, и слово в конце могут рассматриваться как отдельные фонемы по ряду причин.
Начнем с того, что эти звуки способны менять значение слов. Например, слова «грех» и «петь» различаются одним звуком, но имеют разные лексические значения. То же самое касается слов «ударить» и «зажечь». Используя этот минимальный парный тест в качестве метода определения фонем языка, это свидетельство можно было бы считать достаточным для доказательства утверждения, что и /h/, и /ŋ/ являются отдельными фонемами. Тем не менее, фонология английского языка не лишена проблем. Дополнительное распределение этих звуков заставляет лингвистов сомневаться в существовании этих фонем вообще. Несомненно, что /h/ и /ŋ/ являются отдельными речевыми сегментами. Предполагая, что /h/ и /ŋ/ не являются отдельными фонемами, исследователям необходимо исследовать природу этих фонетических явлений. В силу особенностей, свойственных этим звукам, их нельзя считать простыми аллофонами определенных фонем. Несмотря на то, что начальный /h/ довольно часто подвергается редукции и может быть опущен в потоке речи в RP, этот звук достаточно отчетлив.
Ни дополнительное распространение, ни свободное изменение /h/ и /ŋ/ не могут помешать говорящим распознавать их как отдельные фонемы.
/ptk/ ставится после /s/
Споры о том, стоит ли /ptk/ или /bdg/ ставится после /s/, ведутся довольно давно. Тот факт, что эти аллофоны, очевидно, имеют одно общее свойство /b d g/ set — без наддува, и одно свойство /pt k/ set — глухое, заставляет лингвистов обсуждать характер этих аллофонов.
Правила орфографии оказывают значительное влияние на восприятие и намерения говорящих при произнесении звуков, которым предшествует /s/. Возможность использования фонем только одного из двух имеющихся наборов ограничивает возможности лингвистов различать сходные слова по одному звуку и выяснять этот спорный момент с помощью минимального парного набора. С одной стороны, эта особенность английского языка уходит своими корнями в историю его развития. С другой стороны, это обусловлено принципом экономии усилий говорящих и характером звуков. Проблема в том, что дебаты велись в основном в теоретической сфере, а исследований было проведено очень мало. Gonzalez (2006) исследовал классификационное поведение пользователя языка и пришел к выводу, что рассматриваемые речевые сегменты следует рассматривать как аллофоны набора /ptk/. Это можно объяснить намерениями говорящих при произнесении таких слов, как ложка, камень и небо, вызванными правилами орфографии. Тот факт, что под влиянием фонетического окружения в этих реализациях отсутствуют некоторые черты исходной фонемы, можно рассматривать как случай реализации фонемы в дополнительном распределении. Большинство говорящих склонны распознавать эти аллофоны как фонемы набора /ptk/.
Решения и аргументы Гимсона
Согласно Гимсону, фонетика — это лингвистическая наука, которая классифицирует и описывает звучание человеческих языков. Особенный процесс, связанный со звукообразованием, является предметом особенностной фонетики. Проявляя интерес к преподаванию английского языка носителям языка и преподаванию его как иностранного, он избрал позицию, не характерную для других фонетиков. Исследователь предложил упрощенный вариант RP, определив его как ядерное или интернациональное произношение, направленное на снижение нагрузки учащихся, овладевающих английским языком как иностранным.
Проливая свет на проблемы /ptk/, расположенного после /s/, а также /h/ и /ŋ/ как отдельных фонем, Гимсон стремился упростить языковой материал. Решение, предложенное фонетиком, предполагало сокращение фонемного запаса RP. Он считал, что для общения с носителями языка будет достаточно 14 согласных и 15 гласных (вместо 24 согласных и 20 гласных). Фонетика заверили, что это сокращение не должно стать помехой для достижения главной цели процесса общения. По этой причине исследователь был склонен придерживаться орфографических правил, касающихся проблемы /pt k/, стоящих после /s/. В проблеме /h/ и /ŋ/ как отдельных фонем фонетик отдавал предпочтение экономии усилий обучающихся, отрицая значимость явлений.
Гимсон внес значительный вклад в развитие теорий ядерного или международного английского языка, а результаты его исследований использовались его последователями в своих исследованиях, а также применялись на практике.
Влияние акцента Уэст-Мидлендс на статус /ŋ/ как фонемы
Носители британского английского с акцентом Уэст-Мидленд произносят звон как /riŋgiŋg/ и поют как /siŋg/, и этот факт может стать свидетельством того, что /ŋ / следует считать отдельной фонемой. Кластер /ŋg/ представляет собой случай реализации /ŋ/ в свободной вариации, не влияющей на распознавание говорящими его как /ŋ/.
В то же время тот факт, что /ŋg/ является аллофоном /ŋ/, недостаточен для обоснования идеи о том, что /ŋ/ является отдельной фонемой. Возможно, что оба они являются аллофонами другой фонемы. Проблема заключается в определении фонемы, для которой сегменты /ŋg/ и /ŋ/ кажутся аллофонами. Несмотря на то, что этот сегмент находится в дополнительном распределении и встречается в основном в середине слова и в конце слова, он широко распространен и может компенсировать свои ограничения, связанные с появлением слова в начале в английском языке. Используя свободный вариант аллофона, носители акцента Уэст-Мидлендс не меняют значения слов и не добавляют им какого-либо оттенка лексического значения. Ожидается, что это несоответствие не станет препятствием для их понимания другими говорящими. Использование / ŋg / в акцентах Уэст-Мидлендса уходит корнями в определенные традиции региона. Ожидается, что, несмотря на свою привычку, эти говорящие сами узнают этот звук как / ŋ / в соответствии с традиционной транскрипцией.
Приведет ли любой альтернативный фонематический анализ /ŋ/ к более простому или более естественному анализу /long
/В стандартном фонематическом анализе мы предполагаем, что появление звука можно предсказать с помощью окружающих звуков. Следовательно, это аллофон, а не фонема в контексте. /n/ может появляться в коде слога, и мы можем предсказать, что /n/ будет стоять перед другим велярным звуком, таким как гнев, банк и т. д. которые имеют тишину в конце, а тишина /g/ удаляется, когда она появляется в конце слова. Фактически, для некоторых говорящих это правило удаления не стоит применять, и «sing» произносится как /sing/. Следовательно, для таких говорящих мы должны анализировать аллофон /n/. В дополнение к этому, при тщательном произношении некоторые говорящие вставляют в конце таких слов, как «быть», взрывной ударный падеж, и это встречается в сингапурском английском. Если небный взрывной падеж иногда вставляется после /n/, мы должны анализировать его присутствие в основной репрезентации. Поэтому вместо того, чтобы говорить, что иногда оно вставляется, мы должны сказать, что иногда его не удается удалить. Если это так, то распределение / n / полностью предсказуемо, следовательно, оно квалифицируется как аллофон, а не как фонема. Мы можем заметить, что такие слова, как «длинный, сильный и молодой», не имеют окончания /g/; однако при добавлении суффикса есть / g /. Это привело к дальнейшему подтверждению возможного существования в виде основы этих слов. /g/ в некоторых случаях удаляется. Можно сказать, что /n/ считается фонемой английского языка; однако есть и контраргументы.
Ссылки
- Коллинз, Беверли и Мис, Ингер. (2003). Практическая фонетика и фонология: справочник для студентов .