Конспект урока в 5 классе «Слово и его лексическое значение»
Урок русского языка в 5 классе
«Слово и его лексическое значение»
Тема: «Слово и его лексическое значение».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и
грамматическое значения слова», познакомить с толковыми словарями.
2. Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в
процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи:
1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.
2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок», Толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:
Эпиграфы: «Слово — исключительная способность
человека выражать мысли и чувства свои,
дар говорить…»
В. И. Даль
I. Вступительное слово учителя:
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле…. Есть дневные слова, —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести. ..
II. Беседа с классом
— Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.
Объявление темы и цели урока. (Слайд 1-2)
— Прочитаем эпиграфы нашего урока.
— Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 2)
— Запишем в тетради пословицу. (Слайд 3)
«Хле… – всему г…лова»
— Вставим пропущенные буквы. Проверим.
Работа у доски
— Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.
х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый (парный)
л [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е [э] — гласный, ударный
б [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 4 буквы и 4 звука.
— Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)
(Слайд 4)
— Послушаем стихотворение о Хлебе. (Читает подготовленный ученик)
Вот он — хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
— Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.
(Слайд 5)
— В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)
— Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.
— Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.
— Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)
— Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)
— Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (Слайд 6)
— Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)
— Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)
— К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.
— Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов? (Слайд 7)
— Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении?
(утвердительные ответы)
— Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.
— Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 8)
— А составителем первого «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль (Слайд 9)
— Толковые словари — это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.
III. Работа со словарем
(Слайд 10)
— Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.
Словарная статья (Слайд 11)
»хлеб — плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба
государству. Х.- всему голова (посл.).
»хлеб — хлеб то же, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-
нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).
» хлеб — хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
» хлеб — хлеб средства к существованию, заработок. Эта работа — верный х.
» хлеб — хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить
хлеба в печь.
» хлеб — хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или
черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [в переносном значении ]
: о пропитании, пище вообще).
— Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 11)
— Он вам знаком? Кто это? (Колобок)
— А откуда пришел к нам этот Колобок?
— Молодцы! Он пришел нам из сказки «Колобок».
— Обратимся к эпиграфу (Слайд 12)
Начинает сказка сказываться.
— Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки?
Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)
Работа у доски:
— Молодцы! Поработаем у доски.
Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.
Работа со словарем
— Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?
(Слайд 13)
КОЛОБО
́
К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.
— Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)
— Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 14)
— Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 15)
IV. Работа с текстом сказки
— Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.
(Слайд 16)
1. Взяла старуха крылышко, по коробу
поскребла, по сусеку помела и наскребла
муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала
колобок, изжарила в масле и на окошко
студить положила.
2. Состряпала колобок, изжарила в
масле; взяла старуха крылышко; и на
окошко студить положила; наскребла
муки горсти две; по сусеку помела;
замесила муку на сметане; по коробу
поскребла.
— Где здесь ТЕКСТ? (1)
— Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)
— Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст?
(Приготовление колобка)
— Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить
положила.
Физминутка:
— Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.
— Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ? (Слайд 17)
— Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)
— Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.
Толковый словарь Ожегова. (Слайд 18)
СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.
ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т. п.
КОРОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
— Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?
(Дети вспоминают и пересказывают вкратце сюжет сказки: сказка о том, как баба по просьбе деда испекла Колобок и «положила на окошко студиться». А Колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть Колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Лисице Колобок тоже спел песенку, но она притворилась глухой и попросила Колобка сесть ей «на носок, да пропеть ещё разок». Колобок сел лисе на нос, та его и съела.)
— Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, нонемного по-другому. Послушайте. Читает учитель:
В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома.
Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём не очень обоснованной логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает.
— Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)
— Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)
— Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)
— Мой рассказ? (Ближе к научному)
— А каким же стилем написан текст самой сказки? (Художественным)
— Какие признаки художественного текста мы видим в сказке «Колобок»? Поработаем с текстом.
(Тропы: олицетворение, метафора; повторы и т.д. с примерами из текста сказки)
— Верно! Вспоминая признаки текста, можем ли мы назвать сказку «Колобок» текстом? Связаны ли в ней слова по смыслу и грамматически? (ответы)
— Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)
— В чем был неправ Колобок? (ответы)
— Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним
песенку, которую пел Колобок:
(Слайд 19) Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, ……., подавно уйду!
— Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?
(работа вместе с учителем:
«Говори меньше, думай больше»
«Легко хвалится, легко и свалится».
«С умом задумано, да без ума сделано»
«Удерживай слово, когда оно навредить может» и др.
V. Работа по вариантам
— Найдем в учебнике на стр. 127 (учебник 2001 года) какое еще значение имеют слова?
(Грамматическое)
— Частично мы это уже затронули. Что же такое грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)
— Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)
— Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:
I II
ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ СЛОВО БЫЛО БЫ.
— Можно сказать, что это предложение? (Можно)
— Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)
— Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам)
(Слайд 20) ХЛЕБА – м. р., ед.ч., Р.п.
СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.
VI. Итоги урока. (Слайд 21)
— Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)
— А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?(Слайд 22)
— Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.
— Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)
VII. Домашнее задание (Слайд 23)
– Прочитать § «Слово и его лексическое значение», выполнить упражнение 328 (заполнить
кроссворд)
VIII. Рефлексия.
Project MUSE — Словарь фонетики и фонологии Р. Л. Траска (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
904 LANGUAGE, VOLUME 73, NUMBER 4 (1997) Фонетико-фонологический словарь · By R· L- Trask. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 1996. Стр. xii, 424. Термины для описания звуков речи с годами разрастались по мере того, как фонетики и лингвисты свободно создавали и переопределяли терминологию по своему усмотрению. Рекомендации IPA часто игнорируются, и каждая фонологическая теория разрабатывает новую или переопределяет старую терминологию для выражения новых понятий. Хотя это творчество позволяет автору представить логически последовательную презентацию в рамках своей работы, оно также побуждает читателей, будь то начинающие студенты или опытные лингвисты, понять, что имеется в виду. Словарь Траска будет чрезвычайно полезен при изучении незнакомой терминологии, а также может помочь писателям выбирать существующие термины для удовлетворения своих потребностей, а не добавлять новые.
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Лаборатории | Yale Linguistics
Контактное лицо: Джейсон Шоу
Веб-сайт: https://campuspress.yale.edu/phoneticslab/
Встречи (AY 2021–2022): Для получения дополнительной информации свяжитесь с директором лаборатории.
Описание: Лаборатория фонетики оснащена оборудованием для высококачественной аудиозаписи, перцептивных исследований и кинематических исследований артикуляции речи, включая ультразвуковую и электромагнитную артикулографию. Эти источники данных используются для понимания того, как язык создается и понимается, включая различия, обнаруженные внутри и между языками мира.
Лаборатория также поддерживает исследовательские проекты студентов и аспирантов. В ЛИНГ 220/620 введены методы анализа акустических и кинематических данных; методы сбора данных изложены в LING 236/636. Экспериментальные методы изучения понимания преподаются в LING 200/600. Студентам, заинтересованным в проведении исследований в лаборатории, рекомендуется пройти один из этих курсов или связаться с директором лаборатории, чтобы узнать о других способах участия в исследованиях фонетики.
Лаборатория Блэкфут
Контактное лицо: Натали Вебер
Веб-сайт: http://campuspress.yale.edu/natalieweber/blackfoot/
Встречи (AY 2021–2022): Для получения дополнительной информации свяжитесь с директором лаборатории. Большая часть работы будет выполняться удаленно через Zoom.
Описание: Лаборатория Блэкфутов началась летом 2020 года, когда мы сосредоточились на трех основных проектах: (1) оцифровке устаревших списков слов и грамматик Блэкфутов, (2) организации существующих полевых материалов и начале некоторых основных аннотаций записей (в ELAN) и (3) создание языковых обучающих игр совместно со школой Cuts Wood School в Браунинге, штат Монтана.
Лаборатория будет работать в течение 2020-2021 учебного года. Потенциальные проекты включают: морфологический анализ основ в лексической базе данных, фонетические транскрипции записей черноногих и придание блеска историям черноногих. Лаборатория также поддерживает исследовательские проекты студентов и аспирантов, а членам лаборатории предлагается разрабатывать свои собственные проекты индивидуально или в группе. Для присоединения не требуется никаких предварительных лингвистических знаний; Вакансии будут размещены на доске студенческих вакансий в начале года.
вычислительная лингвистика на Йельском университете (глина)
Контакт: Боб Франк
Веб-сайт: http://clay. yale.edu/
( AY 2021-2022 111111112). в 1:30, Dow 314
Описание: В исследованиях лаборатории CLAY используются вычислительные модели, чтобы лучше понять структуру языка и процессы, связанные с изучением, пониманием и воспроизведением языка. Работа варьируется от изучения свойств абстрактных вычислительных моделей до практического применения моделей в языковых технологиях. Работа лаборатории объединяет знания из лингвистики, компьютерных наук, когнитивных наук и машинного обучения, и сотрудники лаборатории имеют различный опыт во всех этих областях. Текущие проекты исследуют представление грамматических знаний в нейронных сетях, предвзятость обучения различных типов моделей нейронных сетей и построение практических систем синтаксического анализа, которые используют сложные структурные описания, предоставляемые грамматикой примыкания к дереву, для назначения богатых семантических представлений.
Yale Grammatical Diversity Project (YGDP)
Contacts: Raffaella Zanuttini, Jim Wood
Website: https://ygdp. yale.edu/
Meetings ( AY 2021-2022 ) : По пятницам с 3:30 до 5:00, LingSem (DOW 201)
Описание: Этот проект исследует синтаксическое разнообразие разновидностей английского языка, на котором говорят в Северной Америке. Документируя тонкие, но систематические различия в синтаксисе разновидностей английского языка, он обеспечивает важный источник данных для развития теорий человеческого лингвистического знания.
HistLing lab: Historical Linguistics and Australian Languages
Contact: Claire Bowern
Website: http://www.pamanyungan.net
Meetings ( AY 2022-2023 ): 4 :00-5:00 по (многим, но не всем) вторникам, CLAY (DOW 314)
Описание: В этой лаборатории мы изучаем языковую документацию и изменения, уделяя особое внимание (но не исключительно) австралийским языкам. Наши методы объединяют архивные материалы с оригинальными полевыми исследованиями, и большая часть работы лаборатории использует базу данных Chirila по австралийским языкам. Мы также твердо намерены наводить мосты между академическими кругами и коренными народами посредством обучения и информационно-разъяснительной работы.
Примеры наших текущих интересов включают: вычислительную филогенетику, сравнительный метод, использование Twitter для картирования социальных сетей и изменений, вопросы о том, как меняются лингвистические системы, и обсуждение технологий и практики в языковой документации.
Language & Brain Lab
Контакт: Maria Piñango
Веб-сайт: https://campuspress.yale.edu/langbrainlab/
( ay 2021-2022 ): ay 2021-2022 ): ay 2021-2022 ): AY 2021-2022 ): AY 2021-2022 ): AYE 2021-2022 )0012 Свяжитесь с директором лаборатории для получения дополнительной информации.
Описание: Цель Йельской лаборатории языка и мозга — раскрыть архитектуру нейрокогнитивной системы, поддерживающей формирование смысла посредством использования языка. Задаем вопросы: Что такое значения слов? Как они могут быть в уме и все же о мире? Какие механизмы позволяют нам комбинировать значения слов, чтобы создавать другие значения, когда мы говорим? Какие структуры разума и мозга поддерживают этот постоянный процесс генерации смысла? Чтобы ответить на эти вопросы, наша лаборатория изучает систему лингвистического значения и понимания лингвистического значения, включая системы понятий и памяти, поддерживающие его у нейротипичных взрослых и детей, и используя различные подходы; от строго поведенческих (анкеты, самостоятельное чтение, отслеживание взгляда) до электрофизиологических (ERP) и нейровизуализации (фМРТ) и очаговых поражений (афазия). Таким образом, область наших исследований лежит на пересечении лингвистики, психологии, неврологии и нейронауки.