4. Фазы развития личности
Развитие личности – это процесс вхождения индивида в определенную социально-культурную среду, т. е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп общества, обладающие установившимися правилами и нормами поведения.
Фазы развития личности
1. Адаптационная
усвоение социальных ценностей, правил и норм поведения (обычно в семье, без конфликтов)
3. Интеграция
индивидуальные черты личности и социальных норм (проблемная фаза, ребенок в группе, в труде, ЗОЖ и т.д. )
2. Индивидуализацияразвитие генетически заложенных факторов личности (задатки, способности у ребенка)
Неизбежно возникают противоречия между двумя линиями развития человека: социально адаптационным и генетически заложенным.
Именно поэтому по мере формирования личности, возникают трудности адаптационного периода на 1 фазе развития личности. Эти трудности в той или иной степени связаны с противоречием между, как правило, приветствуемой обществом тенденцией «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации – стремлением «стать самим собой» характерной для 2 фазы. Фаза интеграции связана с процессом интеграции специфических характеристик человеческой индивидуальности и общественных норм. При этом обычно преобладающее значение имеют нормы относительно узкой общественной группы, того социального слоя, который непосредственно окружает данного человека.
Если человеку удается нормально адаптироваться в имеющей для него важное значение нормативной (референтной) социальной группе, т.е. в группе, соответствующей его социальным интересам, то такая ситуация способствует успешному завершению фазы интеграции. При условии интеграции человека в референтную группу с высокоразвитыми положительными социальными ценностями и моральными нормами у него активно формируются такие положительные черты характера, как справедливость, гуманность, требовательность к себе, доверие к людям, потребность в полезной деятельности и т.д.
Однако в случае трудностей, возникающих на стадиях индивидуализации и интеграции, когда человек не может преодолеть сложности адаптационного периода, у него развивается комплекс негативных качеств: зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, конформизм.
Эти фазы развития личности пересекаются с фазами социализации (первичная, вторичная, повторная).
В структуру личности включают ряд систем: способности, мотивация, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, эмоции и чувства, нравственные качества.
Личность
Темперамент
Нравственные качества
Характер
Эмоции, чувства
Мотивация
Воля
Социальные нормы и установки
Способности
Данные структурные качества будут определять потребительское поведение личности.
Темперамент – индивидуально-своеобразная природно-обусловленная совокупность динамичных проявлений психики, т.е. интенсивность, скорость, темп, протекания психических процессов (реакций). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Характер – своеобразие склада психологической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь, — в отношении к людям, к делу, к самому себе. Характер формируется и развивается в процессе познания и практической деятельности.
Способности – возможности человека в той или иной деятельности. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Не путать с задатками.
Эмоции – непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности.
Чувство – осознанное обдуманное, более сложное, чем эмоции, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Воля –сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
5 стадий развития личности
РЕКЛАМА:
Пять стадий развития следующие: 1. Оральная стадия 2. Анальная стадия 3. Генитальная (эдипальная) стадия 4. Латентная стадия 5. Стадия юности.
Эриксон (1950) считает, что личность продолжает формироваться на протяжении всей жизни от рождения до смерти. Этот период был разделен им на восемь этапов. Каждый этап имеет свои характерные черты, отмеченные и затронутые эмоциональным кризисом, особенностями культуры человека и его взаимодействия с обществом, частью которого он является.
1. Оральная сцена :Этот этап увеличивается с нуля до полутора лет. В этот период рот является чувствительной зоной тела и главным источником радости и удовольствия для ребенка. То, как мать заботится о младенце, заставляет младенца доверять или не доверять миру (представленному матерью) вокруг него. Если его потребности часто удовлетворяются, он развивает доверие и верит, что мир позаботится о нем.
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
При частом неудовлетворении развивается недоверие, заставляющее младенца полагать, что окружающим нельзя верить, на него нельзя положиться, и что он потеряет большую часть того, что хочет. После первых шести месяцев (период сосания) оставшийся год (период кусания) является довольно трудным для ребенка и матери из-за прорезывания зубов и отлучения от груди. При правильном обращении доверие младенца укрепляется, и он развивает встроенный источник оптимизма и надежды на всю жизнь.
Лица, у которых было неприятное (брошенное, нелюбимое и беззаботное) детство, скорее всего, считают родительство обременительным и могут проявлять зависимое, беспомощное, оскорбительное поведение, вспышки гнева, т. е. оральный характер. Для таких людей социальный работник подобен родителям, которые помогают клиенту выразить свой гнев и недоверие словами, а затем оказывают эмоциональную поддержку и защитные услуги.
Социальный работник должен заполнить пустоты (недоверие), созданные ранними отношениями матери и ребенка. Соцработник представляет себя заслуживающим доверия человеком, и в результате этих отношений клиент начинает доверять себе и окружающим его людям.
Следует позаботиться о том, чтобы клиент не чувствовал себя обделенным из-за соц.работницы, которая представляется клиенту как заботливая мать. Можно пояснить, что чувство доверия или недоверия (задача оральной стадии) не полностью зависит от отношений матери и ребенка на оральной стадии. Он продолжает видоизменяться, укрепляться или обедняться в соответствии с опытом клиента и в последующие годы жизни.
2. Анальная сцена :К концу периода кусания на оральной стадии ребенок может ходить, говорить и есть самостоятельно. Он может сохранить или отпустить что-то, что у него есть. Это относится и к функции кишечника и мочевого пузыря. Он может либо удерживать, либо выпускать содержимое кишечника и мочевого пузыря.
РЕКЛАМА:
Теперь ребенок больше не зависит от зоны рта для получения удовольствия. Теперь он получает удовольствие от работы кишечника и мочевого пузыря (анальной зоны), что влечет за собой беспокойство из-за приучения родителей к туалету. Ребенка учат, где мочиться и куда идти для дефекации и т. д.
При таком обучении контролю над мочевым пузырем и кишечником у ребенка может развиться автономия или стыд и сомнение. Задача анального – развивать автономию. Если родители поддерживают, но не чрезмерно защищают, и если ребенку позволяют действовать с некоторой независимостью, он обретает некоторую уверенность в своей автономии, вероятно, к трем годам и предпочитает любовь ненависти, сотрудничество своеволию и самовыражение подавлению.
Автономия, таким образом, уравновешивает стыд и сомнение и ведет к развитию уверенности в том, что он может контролировать свои функции, а также, в некоторой степени, окружающих его людей. В противоположность этому, ребенок может чувствовать гнев, глупость и стыд, если родители критикуют его фекалии и чрезмерно контролируют работу его кишечника и мочевого пузыря во время приучения к туалету. Наблюдения за санскарами передают ребенку принятие и помогают родителям правильно обучать его.
РЕКЛАМА:
Детям (с большим недоверием и сомнением в их доле), когда взрослым может понадобиться помощь в принятии неудач и несовершенства как неотъемлемой части своей жизни. Принимая клиента таким, какой он есть, социальный работник может уменьшить его чувство ненависти к себе и перфекционизма. Чрезмерно требовательным взрослым или тем, кто впадает в истерику, когда их просят взять на себя ответственность, возможно, потребуется помощь, чтобы контролировать свои импульсивные действия.
Их следует вознаграждать, когда они проявляют контроль, и следует поощрять их автономию и независимость при использовании. Автономия и независимость полностью отличаются от импульсивных действий, поскольку они предполагают рациональность, а не эмоциональность.
3. Генитальная (эдипальная) стадия:Задачей на этот период является развитие и укрепление инициативы, при отсутствии которой у ребенка развивается сильное чувство вины. Этот период охватывает период с 3-го по 6-й год жизни, т. е. дошкольный период. Теперь он способен самостоятельно инициировать деятельность, как интеллектуальную, так и двигательную. Насколько подкрепляется эта инициатива, зависит от того, насколько дается ребенку физическая свобода и насколько удовлетворяется его любопытство. Если его заставят чувствовать себя плохо из-за своего поведения или своих интересов, у него может вырасти чувство вины за свои самостоятельные действия.
Эриксон (1950) полагает, что ребенок проявляет первую инициативу дома, когда он/она проявляет страстный интерес к своему родителю противоположного пола. В конечном итоге родители разочаровывают его/ее. Они должны попытаться помочь ребенку идентифицировать себя с родителем того же пола, например, девочку следует поощрять идентифицировать себя с матерью, а сына с отцом.
РЕКЛАМА:
В дополнение к этой инициативе ребенок также пытается вырвать себе место в гонке братьев и сестер за привязанность родителей. Он видит разницу между тем, что он хочет, и тем, что его просят сделать. Это завершается четким разделением набора расширенных желаний ребенка и набора родительских ограничений. Он постепенно «превращает эти ценности (ограничения, т. е. запреты) в самонаказание».
Медленно и постепенно он извлекает больше инициативы из конфликта и становится счастливее, если его инициатива получает надлежащее и адекватное подкрепление. Соцработник поощряет клиентов, обремененных чувством вины, проявлять инициативу в семье, а также в других ситуациях, и работает со своим социальным окружением, чтобы укрепить его способность проявлять инициативу.
4. Стадия задержки:Этот этап охватывает период от 6 до 11 лет, т. е. школьный возраст. Ребенок может рассуждать рационально и может использовать инструменты, которыми пользуются взрослые. Половые интересы и любопытство (характерные для генитального периода) подавляются до полового созревания. Если его поощряют и ему дают возможность, он обретает уверенность в своей способности исполнять и использовать материалы для взрослых. Это приводит к чувству трудолюбия в нем.
Когда он не может использовать материалы для взрослых, у него появляется чувство неполноценности. У таких детей могут возникнуть проблемы со сверстниками. Их нужно поощрять к общению с одноклассниками и меньшей зависимости от других.
РЕКЛАМА:
Если ребенок освоил задачу генитального периода (инициатива вместо вины), он сможет справиться с задачами латентности (трудолюбие вместо неполноценности) также при условии, что его поощряют брать на себя и помогают выполнять обязанности, возложенные на него. его.
5. Подростковый возраст:Этот период, рассматриваемый как период потрясений, обычно начинается в 12-13 лет и может продолжаться до 18-19 лет. Подростки во время этого переходного процесса от детства к зрелости ведут себя примерно как взрослые, а иногда и как дети. Родители тоже демонстрируют свою двойственность, чтобы принять их в их новой роли взрослых в процессе становления.
На этом этапе проявляются все психосоциальные характеристики более раннего периода, и только к концу все они разрешаются в новый ролевой набор (идентичность) подростка. Чтобы развить свою индивидуальность, он становится поклонником какого-то героя, начинает следовать определенным идеологиям и попытает счастья с противоположным полом.
На этой стадии нередки нерешительность и замешательство. Отождествление с неправильным человеком создаст ему проблемы. Задача этого возраста состоит в том, чтобы развить идентичность, т. е. ценности, сильные стороны, навыки, различные роли, ограничения и т. д., без чего его идентичность размывается, и он не знает, как вести себя в различных ситуациях. Ему нужно помочь справиться с физиологическим, эмоциональным давлением, а также давлением со стороны родителей, сверстников и т. д.
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
Групповая работа более полезна с проблемными подростками. Когда они демонстрируют замешательство в отношении своей роли, им можно помочь подражать лидеру группы или идентифицировать себя с групповым работником. Родители могут правильно обращаться с подростками, если должным образом осведомлены о потребностях и проблемах этого возраста.
Точно так же задачами для юношеской взрослой жизни, взрослой жизни и старости являются близость против изоляции, продуктивность против стагнации, эго-целостность против отчаяния. Эти психоаналитические концепции помогают понять поведение людей. Помимо этого, есть некоторые другие задачи, описанные некоторыми другими учеными для каждой стадии, которые, по их мнению, должны быть достигнуты для нормального развития человека.
Развитие личности детей, 5 различных стадий развития личности у детей
Хотя развитие личности — это постепенный процесс, его основы закладываются в течение первых пяти лет жизни. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом интересном процессе.
Мозг ребенка при рождении составляет одну четвертую от размера мозга среднего взрослого человека. Тем не менее, он удваивается в размере в первый год и вырастает почти до 90% к пяти годам. У новорожденного есть все клетки мозга (называемые нейронами), которые будут у него до конца жизни. Но связи между этими нейронами (называемые синапсами) — это то, что заставляет мозг работать, и эта «проводка», или связь, развивается быстрыми темпами в течение первых пяти лет благодаря взаимодействию ребенка с окружающей средой.
То, как устроен мозг ребенка, определяет его убеждения, ценности, эмоции, мысли и поведение, что, в двух словах, и есть его личность. В то время как генетика (определяющая темперамент и физиологию) играет значительную роль, качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни также помогает сформировать его личность. Таким образом, этот опыт оказывает длительное влияние на здоровье ребенка, его счастье и способность учиться и добиваться успеха в жизни.
Зигмунд Фрейд, известный психоаналитик, подробно объяснил важность первых пяти лет в формировании личности человека. Его ученик Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития человеческой личности, три из которых приходятся на первые пять лет. На каждом этапе ребенку необходимо справиться и успешно преодолеть экзистенциальный кризис, чтобы способствовать формированию всесторонней личности. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов и то, как они формируют личность ребенка.
1. Младенчество: (0-18 месяцев)
Это возраст доверия против недоверия. Основной потребностью младенца является пища. Родитель/опекун, своевременно предвосхищающий и удовлетворяющий потребности ребенка, помогает ему научиться доверять другим, что также развивает его уверенность в себе и помогает младенцу стать счастливым малышом. Однако, когда родитель/опекун не реагирует на потребности ребенка, это вызывает у ребенка тревогу и наполняет ее сомнениями и недоверием.
Таким образом, родитель/опекун должен тепло относиться к ребенку и всегда оперативно удовлетворять его потребности.
2. Раннее детство: (1,5-3 года)
Второй этап социально-эмоционального развития – автономия против сомнения или стыда. Ребенок готов самостоятельно исследовать окружающую среду, так как его нервные и моторные навыки заметно развиваются к этому времени, хотя его суждение все еще находится в стадии разработки. На этом этапе следует наблюдать за ребенком и при необходимости направлять его. Предоставление ребенку права голоса при принятии решений, связанных с ним, повысит его уверенность и независимость. Тем не менее, «вертолетное воспитание» или отсутствие соответствующей возрасту свободы делать что-то самостоятельно может подорвать уверенность ребенка и наполнить его чувством неуверенности в себе.
Безопасный срединный путь для родителей — быть внимательными и вовлеченными, а также направлять ребенка по мере необходимости. Пусть малыш испытает управляемое исследование и выработает собственное суждение.
3. Среднее детство: (3-5 лет)
Третий этап – инициатива против вины. За это время ребенок учится действовать самостоятельно. Она становится более напористой и стремится больше исследовать и пробовать новые вещи. Ребенок также пытается наладить отношения с другими детьми и делать что-то вместе. Эти занятия воспитывают в ребенке инициативу и уверенность в себе. Это также помогает ребенку направить свою энергию в конструктивное русло и вызвать у него чувство счастливой вовлеченности.
Либо критика инициатив ребенка, либо запрет ей проявлять инициативу (при условии, что вы ее защищаете) могут задушить ее развитие и помешать успешному завершению третьей стадии. Это может наполнить ребенка чувством вины.
4. Позднее детство: (5-12 лет)
Трудолюбие против неполноценности – четвертая стадия развития. По мере того, как объем внимания и сила ребенка увеличиваются, он хочет приобретать новые навыки. Он начинает сравнивать себя с другими, чтобы понять, на каком он месте. Его переполняет чувство гордости за успешное выполнение задачи. На этом этапе, если ребенку дать почувствовать себя компетентным, он будет демонстрировать дальнейшее трудолюбие и стремиться к достижению поставленных перед ним целей.
Но, если не поощрять трудолюбие, у ребенка может начать развиваться комплекс неполноценности и неуверенность в себе. Это может помешать ему реализовать свой истинный потенциал.
5. Подростковый возраст: (12-18 лет)
Пятая стадия – идентичность против путаницы. На этом этапе подростки пытаются найти свое место в обществе, а также свою личную идентичность. Они стремятся к большей независимости и развивают свой собственный взгляд на жизнь. Они пытаются найти свою роль в семье, на профессиональной арене и в обществе.
Чтобы успешно пройти этот этап, подросткам нужна поддержка и ободрение родителей и сверстников.
Ранние годы — самое важное время для развития в мозгу ребенка связей, необходимых ему для того, чтобы быть здоровым, счастливым, ответственным, способным и успешным.