Дошел разбор слова по составу: Дошел разбор слова по составу

Урок русского языка по теме «Состав слова». 3-й класс

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи:

Предметные:

  • выяснить, зачем нужно знать состав слова;
  • отрабатывать умение разбора слов по составу;
  • развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.

Планируемые результаты: умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Приветствие
  3. АОЗ
  4. Работа над текстом. Корень ЛЕС
  5. Подсказка: окончание, суффикс
  6. Незнайка….
  7. Образование слов при помощи суффиксов
  8. Морфема -Ш-
  9. Подсказка о приставке
  10. Закрепление однокоренные слова
  11. Творческая работа
  12. Итог, рефлексия, Д/З.

Приложение 1

ХОД УРОКА

Дети.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Слайд, Приложение 2

I. Сообщение темы урока.

Друзья! Наша задача такова –
Открыть всем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют!
П. Чесноков.

– Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель.

А из какого «строительного материала» сделаны слова? Слайд

«Строительные блоки» для слова называются морфемами. Сколько их? Назовите известные нам морфемы.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о значении каждой части слова, «разбирать» и «собирать» слова.

II. АОЗ. Слайд

На доске стихотворение:

Л_ска, лисонька, л_са!
Ты в каких живешь л_сах?
Л_сий хвост замел следы.
Где л_сичка? Видел ты?
М.Н. Бетенькова.

– Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?

– Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах.

– Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?

– Почему?

– Выпишите и разберите это слога по составу.

Слайд (разбор словао лесах)

III. Работа над основной целью урока.

– Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, Он не хочет без родственников жить. На доске плакат с текстом: Слайд

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу осенью! Лес, точно терем расписной! Перешел он через ручеек, дошел до озера и увидел лесника. Он обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к сторожу, поздоровался с ним и спросил, где ему лесничего искать?

– Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС однокоренные слова? Найдите и выпишите их в тетрадь. Слайд – однокоренные слова

лес
лесную
в лесу

лесника
лесничего

– Выделите общую часть слов. Как она называется?

Какое слово лишнее? Почему?

Слайд

Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Вы его в словах найдите,
Аккуратно выделите.

– А какие еще морфемы «работают» в этих словах? (Окончание, суффикс)

– Какую роль они выполняют?

Слайд

Стихотворные «подсказки»

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я, если изменю,

Другое слово получу.
Обозначу уголком,
Называю домиком.
Это – суффикс.

– Что можно сказать о суффиксе? Какую строительную работу они выполняют?

– Суффиксы выполняют даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например:

учитель, ученик, училище

– Во-вторых, суффиксы могут придавать словам разные смысловые оттенки. Могут показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Вспомните героев книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Слайд

Штанишкин, Сапожкин, Таракашкин, Мордочка.

– О каких людях писал автор? (О малышах.)

– А теперь представьте, что они стали великанами. Как будут звучать их фамилии?

Слайд

Штанищин, Сапожищин, Тараканищин, Мордища.

Физкультминутка – Слайды

Слайд – работа с суффиксами

– А теперь к словам, записанным на доске, подберите однокоренные слова, используя суффиксы.

На доске:

– Как изменилось значение слов?
– Вот например морфема -ш-.
– Вам понятно, что она обозначает?
– Сознайтесь, что нет.
– А теперь вернемся к нашему герою – корню.

Слайд текста ЛЕС. Какую группу родственных слов он встретил, гуляя в лесу? Запишите их в тетрадь:

пошел
вышел
перешел
дошел
подошел

– Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень – Ш – обозначает движение. Причем движение человека пешком.

– Докажите, что это – слова-родственники.

Какая морфема внесла в слово новое значение? (Приставка)

– Какую роль выполняют приставки?

Слайд

Подсказка-рифмовка

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она;
И при помощи приставки
Образуются слова.

Слайд На доске слова:

  • Загадка, зажим, зарница, зазнайка.
  • Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.
  • Изрубить, известить, извалять, изюминка.
  • Позвать, попросить, подарок, портной.
  • Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка.
  • Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка

– В каждой строке есть слово без приставки. Найдите его, подчеркните, обоснуйте ответ.

IV. Закрепление.

1. К каждому слову подберите однокоренное слово по схемам:

Слайды

Слайды

2. Творческая работа

I группа. Слайд Списать текст, выделить корень в однокоренных словах.

В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.

II группа. Слайд Вписать в предложения подходящие по смыслу слова.

Жили были серый………………
И его…………………………….,
Серый …………….был очень тих
И ……………… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ………………..
Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

V. Итог урока. Слайды

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
  5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

– Оцените свою работу на уроке.
– Был ли интересен наш урок?
– Что повторили?
– Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

Дети показывают цветной карточкой выбранную ими ступеньку. Голубая карточка – трудности, розовая – хорошо, но могу лучше, зеленая – хочу знать больше.

Домашнее задание. Вспомните правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Физкультминутка.

Прежде чем выполнить зарядку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.

Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руки плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.

Свой звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Часть речи: Имя прилагательное (полное)

Грамматика: часть речи: имя прилагательное (полное), одушевлённость: неодушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, винительный, остальные признаки: местоименное, анафорическое (местоимение), отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой?,

Начальная форма: свой

Транскрипция: [сво́й’]

Количество слогов (1): свой

Переносы: свой

Свой

свой, своего, жен.

своя, своей, ср. своё, своего, мн. свои, своих.

1. мест. притяж. Принадлежащий себе, имеющийся у себя, свойственный себе. «Свой глаз алмаз, а чужой стекло.» (посл.) «По делу всяк по своему до полдня вышел из дому.» Некрасов. «Нам смерть не может быть страшна: своё мы дело совершим.» Рылеев. «Вот тихо под свирель запели они про жизнь своих дедов.» А.Кольцов. «У него есть свои слова, видимо, они ему не дешево стоят.» М.Горький. «Своя ноша не тянет.» (посл.) Жить своими трудами. Дошел до всего своим умом. Он пришел к нам со своей сестрой. Любить своих друзей. Высказать свои соображения. Слышать своими (собственными) ушами. Не верить своим (собственным) глазам. Отдал своими руками. Сел не на свое место. Я, со своей стороны, сделаю всё, что могу. Поговорите и вы с ним, в свою очередь.

2. Собственный, являющийся чьим-нибудь личным имуществом, достоянием, произведением. «Я не потерплю в своем доме воров.» Чехов. У них своя корова. У него свой велосипед. Огурцы у нас свои, сами сажали (т.е. не покупные). У меня сейчас нет своих денег. Вы эту книгу взяли у кого-нибудь или она у вас своя? Я дам тебе своё (или моё) пальто, а ты мне — своё (или твоё). «Своя рубаха ближе к телу.» (посл.).

3. Особый, своеобразный, свойственный только чему-нибудь данному (книж.). В этом есть своя прелесть. У всякого свой вкус. «Свой талант у всех.» Грибоедов.

4. Подходящий, годный, предназначенный для данных обстоятельств, данного случая, данного предмета. Всякому овощу своё время. *****

прослужили 14 лет.» Чехов. «Свои собаки грызутся, чужая не приставай.» (посл.) «Глубоко свой парень.» В.Катаев. Свой в доску (см. доска).

| То же в знач. сущ. свой, своего, чаще мн., муж. (разг.). «Чтобы не разбудить своих, он осторожно разделся в передней.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *