развивающие игры и упражнения по месяцам
Содержание статьи
- Игры и упражнения на разных этапах развития
- От 0 до 2 месяцев
- От 3 до 5 месяцев
- От 6 до 8 месяцев
- От 9 до 12 месяцев
В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.
Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.
Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.
От 0 до 2 месяцев
Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:
- почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
- совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
- вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.
Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.
- В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
- Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
- Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.
Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.
От 3 до 5 месяцев
Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.
- положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
- в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
- аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
- практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.
Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.
Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.
От 6 до 8 месяцев
После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.
Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.
Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.
Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.
Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.
От 9 до 12 месяцев
Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:
- стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
- для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
- навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.
Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.
Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.
В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале. Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.
10 лучших развивающих игр для детей от 6 месяцев до года
Ольга Гостюхина
Автор журнала Сolady, журналист
Подписаться
Время на чтение: 5 минут
Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.
Читайте также: 25 лучших развивающих игр для малыша с рождения до 6 месяцев.
Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?
Читайте также: Самые лучшие развивающие игрушки для малышей до года.
- Капуста
Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.
Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей. - Туннель
Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля. - Преодолеваем преграды
В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.
Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости. - Шуршунчики
Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации. - Коробочки
Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия. - Стаканчики
Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.
Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей. - Угадай мелодию
Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.). - Домашний сортер
В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.
Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой. - Расфасовка
Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики. - Кто сильнее дунет
Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.
Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.
Читайте также: Лучшие развивающие мультики для детей до года.
Планы для малышей Year of Play
Чем заняться с малышом?
Попробуйте планы для малышей Year of Play! Сделайте свою жизнь проще с планом каждый день!
Вы когда-нибудь чувствовали себя перегруженными и неуверенными в том, что вы должны делать со своим малышом и дошкольником каждый день? Я знаю, что я чувствовал то же самое!
Вам когда-нибудь хотелось заниматься с детьми более творческими делами, но вы слишком устали, чтобы планировать или думать о них? У меня есть!
Возбуждайтесь! Я придумал идею.
Я создал планы для малышей «Год игры», чтобы помочь нам решить эти проблемы!
Позвольте представить вам «Год игры»: простые календари занятий для малышей и планы для занятых родителей!
«Год игры» — это простая электронная книга, в которой рассказывается о годе практических занятий в игровой форме. Он создан для детей в возрасте от 2 до 6 лет и включает в себя 12 месячных календарей и 48 планов мероприятий на неделю!
Почувствуйте организованность и спокойствие, зная, что у вас есть план на случай, если он вам понадобится! Создавайте, подключайтесь и поощряйте своих детей играть больше в этом году!
Подробнее можно узнать в моем магазине.
КУПИТЬ СЕЙЧАС
Почему я создал планы для малышей «Год игр»?
Потому что Планирование развлечений требует много времени и энергии.
Потому что, когда вы устали, хорошо иметь уже готовый план, чтобы вы могли делать классные вещи вместе.
Потому что детям тоже нужно время, чтобы творить и общаться с нами. Эта программа заполняет эти потребности связи!
Потому что жизнь немного проще, когда у тебя есть план в заднем кармане.
КУПИТЬ
Что такое год игры?
«Год игры» — это простая электронная книга, наполненная практическими занятиями в игровой форме за год, включающая ежемесячные календари мероприятий и планы мероприятий на неделю.
Эта программа создана для детей от 2 до 6 лет.
Год игры включает в себя 12 ежемесячных календарей и 48 еженедельных тематических планов мероприятий! Каждую неделю предлагается книга, соответствующая теме.
КУПИТЬ СЕЙЧАС
Год игры проходит по традиционному календарю и включает календари для всех трех летних месяцев в северном полушарии (июнь, июль, август) и включает в себя несколько праздничных мероприятий (Рождество, День святого Валентина, День Святого Патрика, Пасха, Четвертое июля/Патриотика, Хэллоуин, День Благодарения).
Вы можете приобрести версию электронной книги для Южного полушария ЗДЕСЬ.
- Родители, которые хотят тратить меньше времени на планирование и больше заниматься со своими детьми.
- Работающие родители, которым нужны идеи, чем заняться с детьми, когда они закончат работу.
- Домашнее обучение родителей, которым нужно больше ресурсов.
- Родители, которые ищут интересные способы общения со своими детьми.
- Бабушки и дедушки, которым нужны идеи для занятий.
- Учителя и воспитатели, которым нужно больше инструментов для планирования своих учеников.
- И многое другое!
«Год игры» предназначен для родителей детей в возрасте от 2 до 6 лет.
КУПИТЬ СЕЙЧАС
Каковы преимущества использования планов Year of Play для малышей?
«Год игры» дает столько преимуществ семьям!
Вот пять преимуществ использования Года игры!- Знакомит вашего ребенка с различными книгами
- Поощряет вас вместе пробовать новые виды деятельности
- Познакомит вашего ребенка с новой лексикой и темами
- Дает вам план, который будет у вас в кармане в трудный день
- Помогает вашему ребенку развивать новые навыки
КУПИТЬ
Что внутри этой электронной книги?
Год игры включает 12 ежемесячных календарей и 48 еженедельных тематических планов мероприятий ! Каждую неделю также предлагается книга, соответствующая теме (48 рекомендаций).
Вот еженедельные темы Year of Play:
Как работают календари и планы?
1. Загрузите календари на свое устройство. Сохраните их на рабочий стол или телефон для быстрого доступа.
2. Начните неделю с чтения рекомендуемой книги. Вы можете прочитать его, используя ссылку YouTube, встроенную в ваш календарь, если у вас ее нет.
3. Выберите занятие. Когда вы будете готовы попробовать занятие, прокрутите вниз до плана занятий на эту неделю и выберите занятие!
3. Распечатайте! Календари и планы мероприятий отлично подходят для напоминания о том, что в вашем расписании на неделю или месяц. Вы также можете просто загрузить их на свое устройство или сделать скриншот для быстрого доступа.
КУПИТЬ
Как выглядит каждая неделя?
Каждая неделя включает план действий на неделю с рекомендациями по книгам, списком материалов и пятью простыми заданиями.
Хотите узнать, как выглядит план Year of Play? Перейдите сюда, чтобы ознакомиться с планом Year of Play Example Plan 9.0009
КУПИТЬ СЕЙЧАС
Какие навыки дети приобретают, используя планы для малышей Year of Play?
Вот несколько примеров навыков, над которыми дети работают во время определенных видов деятельности в этой электронной книге:
Охота
- Изучение цветов, чисел, букв, форм.
- Узнаем их имена и то, как они выглядят.
- Начало установления связей между словом и реальным объектом.
- Навыки решения проблем и наблюдательность
- Развитие мелкой моторики
- Работа над навыками визуального различения
- Развитие нового словарного запаса
- Изучение слов-направлений (вверх вниз, над, под)
Игра с сенсорной корзиной
- Поощряет творческую игру.
- Позволяет детям исследовать новые текстуры и использовать свои пять чувств.
- Помогает детям развивать мелкую моторику.
- Успокаивает и помогает детям сосредоточиться.
- Учит детей самоконтролю.
Научная деятельность
- Укрепление мышц пальцев путем сдавливания индюшачьей лапшой и глазными пипетками
- Решение проблем и наблюдения
- И многое другое!
Готовы ли вы начать работу с этими простыми планами занятий для малышей? Я рад, что вы присоединяетесь ко мне!
Почувствуйте себя организованным и спокойным, зная, что у вас есть план, если он вам понадобится в этом году.
Проведем отличный год вместе!
Купить сейчас!
КУПИТЬ
Пример плана электронной книги Year of Play
Главная / Все для родителей / Пример плана электронной книги Year of Play
Автор: Kristina
Погрузитесь в год игр! В этом посте вы найдете превью электронной книги Year of Play.
Воспользуйтесь этим планом-примером электронной книги Year of Play, чтобы опробовать его перед покупкой.«Год игр» — это простая в использовании электронная книга, которая включает в себя 12-месячные календари занятий и планы игр для занятых родителей малышей и дошкольников, созданные компанией Toddler Approved! Программа включает в себя 48 недель идей тематических мероприятий и рекомендации детских книг.
Год игры создан для родителей детей от 2 до 6 лет!
Год игры может начаться в любое время года! Вот примерный план действий!
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГЕ YEAR OF PLAY ЗДЕСЬ
Я рад представить вам предварительный обзор A Year of Play — Apple Week!
Я знаю, как родитель, может быть тяжело думать о том, что вы должны делать со своим малышом каждый день. Также может потребоваться много времени и умственной энергии, чтобы придумать идеи.
Одна из самых важных вещей, которую вы можете делать каждый день со своим малышом, — это читать вместе и проводить время вместе, занимаясь чем-то, что помогает вам общаться!
Я создал эту электронную книгу, чтобы помочь занятым и переутомленным родителям составить простой план на каждый день со своим малышом, который фокусируется на двух важных вещах:
1) Совместное чтение
2) Связь друг с другом
Когда мы находите время, чтобы общаться с нашими детьми каждый день простыми способами, их ведра полны, и они лучше подготовлены к тому, чтобы уйти и делать свою «работу», то есть играть!
Электронная книга «Год игры» знакомит детей с простыми темами и идеями для занятий, которые можно повторять снова и снова. Довольно скоро вы обнаружите, что ваши дети будут организовывать свои собственные мероприятия после того, как потренируются вместе с вами!
Получайте удовольствие, исследуя Неделю Apple Year of Play!
ЕСТЬ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ О ГОДЕ ИГРЫ? УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ЗДЕСЬ
Ознакомьтесь с этой записью в блоге , содержащей информацию о Годе игры.
Начинайте каждую неделю со рассказа!
Я рекомендую вам начинать каждую неделю с рассказа, где вы читаете предложенную книгу. Вы можете получить книгу в своей библиотеке, купить ее, одолжить у друга или посмотреть, как она читается на YouTube.
Во время Недели яблок дети выполняют пять простых заданий на яблочную тематику и читают «10 красных яблок» Пэта Хатчинса.
Каждую неделю предлагается только одна книга, потому что мы хотим, чтобы вы читали и ПЕРЕЧИТЫВАЛИ каждую книгу несколько раз в неделю со своими детьми!
Повторное чтение книги помогает детям ближе познакомиться с книгой, как если бы они снова и снова смотрели фильм. Каждый раз они замечают что-то новое. Когда они читают и перечитывают, они могут погружаться немного глубже и лучше понимать, что происходит. Это помогает им развивать свои навыки понимания прочитанного и быть в состоянии ответить на вопросы о книгах (кто, что, когда, где, почему…). Это также помогает им установить более глубокую связь с тем, что происходит в книге.
Думай о книге, как о друге. Каждый раз, когда вы проводите время вместе, вы лучше узнаете друг друга.
Если у вас нет копии 10 Red Apples, вы можете посмотреть ее здесь: