Цветаева жизнь и творчество: Краткая биография Цветаевой интересные факты творчества и личной жизни Марины Ивановны, всем классам

Цветаева – интересные факты из жизни и биографии Марины Ивановны кратко

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Марина Ивановна Цветаева – русский поэт удивительного периода в истории нашей литературы – Серебряного века. Это было время безумных надежд и неизменно следующих за ними сокрушительных разочарований. Подборка интересных фактов из жизни Марины Цветаевой – рассказ о героине своего времени, которая, несмотря на гибельный водоворот смены эпох, бросавший её из одной крайности в другую, осталась верна высшему миру души, любви и поэзии.

  • Марина Цветаева появилась на свет 26 сентября (8 октября) 1892 года. Событие это произошло в семье Ивана Владимировича Цветаева, известного профессора-искусствоведа, и Марии Александровна Мейн, талантливой пианистки. Кроме будущей поэтессы в семье было трое детей – младшая сестра Анастасия и старшие сводные – брат Андрей и сестра Валерия.
  • В детстве Марина много путешествовала. Разъезды эти были не забавы ради. Тяжелая болезнь матери – чахотка — вынуждала семью переезжать с места на место в поисках подходящего лечения и лучшего климата. Так, учёба в различных пансионах Старого Света позволили Цветаевой знать в совершенстве два иностранных языка – французский и немецкий. Первые детские стихи Марины были написаны как на русском, так и на немецком и французском языках.
  • В 1906 году умирает Мария Александровна. Ранняя потеря матери наложила свой отпечаток на душу девочки. Боль долго не утихала: с каждым новым днём «лазурный» берег острова под названием «детство» становился всё бледней.
  • В 1909 году Цветаева вновь едет в Европу, на этот раз сама и с другой целью – стать слушателем курса лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.
  • В 1910 году выходит в свет первый сборник стихов Марины Цветаевой. Восемнадцатилетняя девушка рискнула издать книгу на свои собственные сбережения.
    Несмотря на то что тираж был небольшой, всего 500 экземпляров, сборник сразу вызвал массу самых положительных отзывов. Его отметили Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин – яркие представители культуры Серебряного века.
  • В краткой биографии Цветаевой год 1912 стал поистине судьбоносным и плодотворным: в начале года она вышла замуж за Сергея Эфрона, осенью на свет появился их первенец – дочь Ариадна, и тогда же рождается ещё одно её детище – второй цикл необычных на то время стихов, который она посвятила любимому супругу.
  • Годы гражданской войны явились страшным и тяжёлым испытанием для Цветаевой и её семьи. Муж ушёл на фронт в белую гвардию, а все заботы о детях – Ариадне и новорождённой Ирине — легли на её хрупкие плечи. Марина, можно сказать, не справилась: голод и нищета вынудили её отдать детей в приют. Девочкам там оказалось не легче. Через некоторое время мать смогла забрать только заболевшую Ариадну. Младшая Ирина умерла в приюте от голода.
  • Далее — отъезд в Европу, к отыскавшемуся мужу, рождение сына Георгия, и долгие годы безденежья. Семья жила в Германии, Чехословакии, Франции. Ей платят гроши за переводы и редкие эссе. Мужа обвиняют в шпионаже. Сергей Эфрон и Ариадна возвращаются в СССР
  • Единственной, пусть и призрачной надеждой на счастье было возвращение на Родину. В 1939 году Марина Цветаева с сыном тоже едет в Россию. Но близкое и возможное счастье обернулось новой чередой бед: вначале арестовали дочь, затем мужа, которого вскоре и расстреляли. После смерти Сталина Ариадну реабилитировали, но Цветаевой как о смерти мужа, так и о дальнейшей судьбе детей не суждено было узнать: в эвакуации 31 августа 1941 года она свела счёты с жизнью.

О жизни и творчестве Марины Цветаевой

О жизни и творчестве Марины Цветаевой

Родилась великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее семья принадлежала к числу трудовой научно-художественной интеллигенции.

Отец, Цветаев Иван Владимирович был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея. В 1912 году с его легкой руки произошло открытие Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей им. Пушкина) фасад которого украшает мемориальная доска, увековечившая память о нем. Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна была из обрусевшей польско-немецкой семьи. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утонченной, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины. Именно она предрекла ей судьбу поэтессы и как показывает биография Цветаевой, слова матери оказались пророческими. За свою, увы, недолгую жизнь Мария Александровна успела оказать на талант дочери «главенствующее влияние», чему не раз найдется подтверждение в творчестве поэтессы.

Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках. Зиму Цветаевы предпочитали коротать в Москве, а жаркое лето проводили в маленьком уютном городке Тарусу Калужской губернии. Они нередко бывали за границей, посещая Германию, Швейцарию, Францию и Италию.
Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.
Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург). Освоение языков Марине давались очень легко. Именно поэтому в четырнадцать лет она без труда перевела с французского драму «Орленок» Э. Ростана. К сожалению, ранние произведения и переводы Цветаевой не дошли до наших дней.

Вернувшись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сарбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.
Биография Цветаевой полна знаменательными датами и событиями, одним из которых является выход в свет ее первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910г.). Она издала его тайком от семьи в количестве всего 500 экземпляров. Однако и этой лепты оказалось достаточно, чтобы юное дарование было немедленно замечено такими взыскательными и влиятельными в литературных кругах критиками, как поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин. Именно последний, будучи очарован и покорен глубиной таланта Марины, неожиданно нанес визит семейству Цветаевых. После этой первой встречи Волошин и Цветаева, несмотря на значительную разницу в возрасте стали самыми близкими друзьями, души которых роднила сама Поэзия.

Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь (1911-1917 г. г.). Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном.

Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств. Но уже с 1917 года биография Цветаевой Марины наполняется непрерывной чередой испытаний. Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.
Тем временем Марина отчаянно сражается за жизнь двух дочерей, пытаясь не дать им умереть от голода. Она понемногу печатается в Госиздательствах «Вёрсты» и «Царь-Девица», за что получает свой скудный паек. От болезни умирает младшая дочь, Ирина.
Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.

Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. По окончании Гражданской войны с 1920 года она всеми возможными способами передает письма за границу, надеясь, что рано или поздно они найдут своего адресата. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине. В этот период биография Цветаевой имеем несколько фрагментарный характер, поскольку зиждется на попытках собрать воедино остаток сил и начать новую жизнь на чужбине. Новым местом жительства для супругов становится маленькая деревенька под Прагой, где цены на продукты были минимальными.
В период с 1922 по 1923 г.г. за рубежом выходит пять ее книг, в числе которых «Поэма Горы», «Поэма Конца». Постепенно интерес к ее лирике среди эмигрантов гаснет. В 1924 году она печатается только один раз. Интересный факт: Цветаева вывезла из Советской России рукописный сборник своих стихов «Лебединый стан», посвященный «Русской Вандее», но так и не решилась его напечатать, несмотря на многочисленные предложения.

1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рождает сына Григория. После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».
Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич налаживает связи с прокоммунистической группировкой и осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Это претит его идеалам и человеческой сути. Дочь и сын поддерживают идею возврата в Россию и в результате, первой на родную землю ступает Ариадна Эфрон. Следом за ней возвращается Сергей Яковлевич, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден бежать. Цветаева живет как в каком-то оцепенении.
Она понятия не имеет, в какой сфере деятельности замешаны муж и дочь. Даже на допросе в НКВД, состоявшемся в октябре 1939 года, она упорно отрицает возможную причастность Сергея к смерти агента НКВД во Франции, Игнатия Рейсса. Следователи, ничего не добившись, вынуждены были отпустить Марину, опасаясь, как бы она не сошла с ума.
Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию. Вместе с сыном она приезжает в Москву. Происходит долгожданное всеми воссоединение семьи и даже начинает казаться, что все самое страшное осталось где-то там, позади. Новым домом для Цветаевых становится дача в Болшево, принадлежащая НКВД. Но тут внезапно арестовывают сначала Ариадну, а потом и Сергея. И вновь начинается череда испытаний. Марина зарабатывает переводами, пытаясь прокормить себя и сына. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму для мужа и дочери.
С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге. Ее душевные и физические силы на исходе. Она попросту устала начинать все с нуля и уже боится пытаться верить во что-то хорошее. Краткая биография Цветаевой обычно лишь вскользь повествует о том, сколь невыносимо тяжелыми оказались для нее последние годы жизни. Постоянная депрессия подталкивает поэтессу к решению приблизить «одиночества верховный час» и после очередной ссоры с Григорием 31 августа 1941 года Марина Цветаева лишает себя жизни.

Материал с сайта http://tsvetaeva.org/biografiya.html


Биография Марина Цветаева | Русская поэзия

Марина Ивановна Цветаева   (1892-1941) выросла в Москве. Ее отец был профессором изобразительного искусства, основавшим Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина , а мать была концертирующей пианисткой. Марина Цветаева была вундеркиндом и полиглотом. В возрасте 6 лет,   , она начала писать стихи на русском языке и брала серьезные уроки игры на фортепиано. В 16 лет она училась в Сорбонне в Париже и примерно в то же время начала писать стихи на французском и немецком языках. В 18 лет Цветаева опубликовала свой первый сборник стихов 9.0007 Вечерний альбом, сборник стихов-исповедей, посвященных женской психике, гендеру и интимности — темам, которые ранее в русской поэзии открыто не обсуждались.

Вышла замуж за Сергея Эфрона в 1912 году; у них было две дочери, а позже один сын. Эфрон вступил в Белую армию, а Цветаева разлучилась с ним во время Гражданской войны. Во время московского голода Цветаева не смогла прокормить себя и дочерей и поместила их в государственный приют, где младшая, Ирина, умерла от голода в 1920.

Ее самая ранняя работа исследует важность пола в построении идентичности, вызов женщины-поэта в обществе и защиту права человека на самовыражение. Ее талант не получил широкой известности при жизни, однако уже в сборниках « вех » (1921, 1922) изысканность, глубокая эрудиция, красноречие и разнообразие масочных приемов выделяли ее среди других поэтов-современников. Ее небольшая коллекция Разлука (1922) обозначил такие отличительные черты цветаевского стиля, как полифония, звучное стихосложение, звукоподражание, эксперименты со строфическими и ритмическими построениями. Между 1918 и 1920 годами она писала стихи, восхваляющие белые армии и их борьбу с большевизмом. В эти годы появились стихи «Лебединые владения» (1917-1921, опубликовано в 1957).

В 1922 г. эмигрировала с семьей в Берлин, затем в Прагу, в 1925 г. поселилась в Париже. В Париже семья жила в нищете. Сергей Эфрон работал на советскую тайную полицию, и хотя трудно установить, что Цветаева знала о политических делах Эфрона, все же общепризнано, что она должна была знать более широкую картину. В 1925-1926, живя в провинциальном чешском городке, Цветаева написала сатирическую поэму Крысолов по мотивам немецкой легенды о Гамельнском Крысолове. Полифоническое повествование состоит из широкого набора голосов, эвфемизмов и каламбуров на основе парономазии — все это признаки неповторимого поэтического стиля Цветаевой.

В Париже она написала Ариадну (1927) и Федру (1928) — неоклассические трагедии в стихах. Позднее, в 1930-е годы, в своей зрелой прозе она сосредоточилась на самозванцах, бунтовщиках и самозванцах, будь то артистические или политические деятели, вроде Пугачева или Маяковского. Через годы лишений и ссылок поэзия и общение с поэтами выдержали Цветаеву. Одним из примеров эпистолярной прозы Цветаевой является ее переписка с Райнером Марией Рильке и Борисом Пастернаком летом 1926.

В политически чувствительной атмосфере того времени претензии Цветаевки на аполитичность и борьбу за личную свободу творчества и толерантность постоянно понимались неправильно. В 1930-е годы от нее сторонилась эмигрантская община Парижа. К сожалению, ее попытки бросить вызов идеологической ограниченности, будь то красные или белые, нежелание идти на компромисс со своими идеалами и стремление сосредоточиться на разнообразных поэтических задачах рассматривались как свидетельство ее противоречивой, ненадежной политики. с 19В 35 лет Цветаева постоянно боролась с негативной реакцией на ее творчество в эмигрантских кругах. В отчаянии она в конце концов решила поддержать Эфрона, несмотря на его деятельность в качестве советского агента, и в конце концов даже последовала за ним обратно в Россию. В 1939 году Цветаева вернулась в Советский Союз. Когда немецкая армия вторглась в СССР, Цветаеву вместе с сыном эвакуировали в Елабугу. На тот момент трое ее ближайших родственников — сестра Асия, дочь Алия и муж Сергей Эфрон — уже были арестованы. Она повесилась 31 августа 19 года.41.

Источники

Биша, Робин. Русские женщины, 1698–1917: Опыт и выражение, антология источников . Издательство Индианского университета. 2002.

Карлински Симон. Марина Цветаева: Женщина, ее мир и ее поэзия . Издательство Кембриджского университета, 1985.

.

Швейцер, Виктория, Чендлер, Роберт. Цветаева . Перевод Х.Т. Виллетс. Лондон: Харвилл, 1995.

.

Цветаева Марина

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве, Россия. Она была известным русским поэтом, считавшимся одним из величайших и самых оригинальных поэтов Серебряного века 20-го века, хотя ее творчество не получило международной известности.

Цветаева провела свое детство и раннюю юность в Москве, где ее мать препятствовала ее ранним занятиям поэзией и хотела, чтобы Цветаева вместо этого стала пианисткой. После смерти матери, в возрасте 16 лет, она уехала в Париж, чтобы изучать историю литературы в Сорбонне. Ее первая книга стихов «Вечерний альбом» вышла в 1910 и привлекла внимание Максимилиана Волошина, русского критика и поэта, ставшего впоследствии ее наставником и другом. Именно в доме Волошина, на Черном море, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном в возрасте 19 лет. Они поженились в 1912 году, и с тех пор, как известно, у Цветаевой было много романов, включая друзей-поэтов Осипа Мандельштама и Софья Парнок, дела, вдохновившие ее на написание сборника «Веха» (по отношению к Осипу) и цикл стихов, озаглавленных сначала «Подруга», а затем «Ошибка» (по отношению к Софии).

Времена русской революции были тяжелыми для Цветаевой, ее мужа Эфрона и двух дочерей. Эфрон ушел добровольцем на фронт в 1914 году, а после революции вступил в Белую армию. Цветаева попала в ловушку в Москве и была брошена в крайнюю нищету на пять лет. Она даже отправила одну из своих дочерей в государственный приют в надежде на улучшение условий жизни, но дочь умерла от голода. После этой трагедии она решила эмигрировать в Берлин, где издала поэму «Царь-девица» и сборники «Стихи Блоку» и «Разлука». Из Белина они отправились в Прагу, где снова боролись за выживание и где у Цветаевой был роман с бывшим военным по имени Константин Розевич, роман, о котором стало известно в эмигрантских кругах и даже у самого Эфрона, который был опустошен им. Конец этого романа, скорее всего, вдохновил ее на создание «Поэмы конца», одного из ее величайших произведений. После переезда в Подмосковье у Цветаевой родился еще один ребенок, на этот раз мальчик, который оказался очень трудным ребенком.

В 1925 году, после 6 лет переездов, семья наконец поселилась в Париже, где прожила следующие 14 лет. В это время Цветаева начала писать и прозу, пытаясь заработать на своем творчестве побольше денег, а Эфрон заболел туберкулезом. В Париже ее работа не была очень хорошо принята в эмигрантских кругах, поскольку считалась недостаточно антисоветской, несмотря на ее поддержку Белой армии во время революции. Ей было трудно публиковать свои произведения, но она вела оживленную переписку с другими писателями, включая Райнера Марию Рильке, Бориса Пастернака и Александра Бахраха. В 1937 Эфрон и их дочь вернулись в Советский Союз, так как Эфрон работал шпионом на НКВД и был обвинен в убийстве французской полицией в Париже. Цветаеву допрашивали об убийстве, но она, казалось, не понимала, о чем идет речь, и вместо этого читала сбитым с толку полицейским какие-то французские переводы своих произведений. Казалось, она мало знала о деятельности своего мужа, но, тем не менее, была исключена из круга парижской эмиграции и чувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как вернуться в Советский Союз.

Вернувшись в 1939 году в Советский Союз с сыном, Цветаева столкнулась с изменившейся страной. Больше не было места для тех, кто жил за границей, поскольку все они были подозреваемыми. Большевистский режим тоже плохо воспринял ее поэзию, и ей некуда было идти, нечего было делать, кроме нескольких переводов. В 1941 году ее муж был расстрелян по обвинению в шпионаже, а дочь отправлена ​​в трудовой лагерь. В том же году, с эвакуацией Москвы, Цветаеву отправили в Елабугу (в то время как большинство поэтов отправили в Чистополь), где она снова оказалась в отчаянных поисках работы вплоть до своего самоубийства 31 августа 19 года.41. Никто не присутствовал на похоронах, и местонахождение ее могилы неизвестно. Ей посвящены музеи в Елабуге, где можно увидеть ее предсмертную записку, и в Москве, где в 2007 году к ее 115-летию был установлен бронзовый памятник.

Цветаева известна тем, что соединила два разных и противоречивых направления русской поэзии, а именно символизм и акмеизм. В то время как символизм был занят уходом от реальных изображений повседневной жизни во имя пробуждения чувств, акмеизм (происходивший от греческого акме, означающего лучший возраст человека) был занят отделением поэзии от мистицизма, концентрируясь на ремесле и культурной преемственности. Ее поэзия в основном развивалась вокруг мира женской сексуальности и эмоций. Ее произведения считаются очень дисциплинированными и эксцентричными в использовании языка, а ее темы — проистекающими из ее беспокойной жизни и личности. Она всегда датировала свои стихи и строила их циклами, что облегчает изучение ее творчества. Есть 10 сборников ее лирических стихов, а ее несобранные стихи могли бы заполнить еще 10 томов. Одно из ее самых известных и образцовых стихотворений — 1922 Царь-девица — длинная стихотворная форма сказки со знаменитыми строками:

Я нигде.

Я пропал без вести.

Меня никто не догоняет.

Ничто меня не вернет.

В своих стихах Цветаева использовала совершенно разные образы: мифологические, библейские, фольклорные, исторические. Она стала известна своей способностью олицетворять разных персонажей в своих стихах. Цветаева постоянно пользовалась парадоксами, приглашая читателя к поиску в неопределенностях истин. Ее стиль описывается как афористичный, и она в первую очередь рассматривается как лирический поэт. Ее поэзия также известна как очень страстная и почти навязчивая, когда дело касалось ее возлюбленных. С 19В 60-х годах ее творчество вновь стало появляться в новых изданиях, которые сделали ее одной из величайших русских поэтов 20-го века. Долгие годы безвестности, казалось, были уже предвидены Цветаевой, как в ее строках:

Среди пыли книжных, широко рассеянных

И никем не купленных там,

Но подобные драгоценным винам, мои стихи могут подождать

Его время придет.

Творчество Цветаевой приветствовали и восхищались многие поэты ее времени, в том числе Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и другие. Одно из лучших и самых известных описаний ее творчества принадлежит русско-американскому поэту и эссеисту Иосифу Бродскому:

Представленное на графике произведение Цветаевой представляло бы собой кривую, вернее, прямую линию, поднимающуюся почти под прямым углом из-за ее постоянного стремления поднять высоту звука на ноту выше, на мысль выше. .. Она всегда все несла она должна сказать до его мыслимого и выразимого конца. И в ее поэзии, и в ее прозе ничто не остается висящим и не оставляет чувства амбивалентности. Цветаева — тот уникальный случай, когда первостепенный духовный опыт эпохи (для нас — ощущение амбивалентности, противоречивости в природе человеческого бытия) служил не предметом выражения, а его средством, с помощью которого он преобразовывался в материал искусства.

Русский композитор Дмитрий Шостакович написал Шесть стихотворений Марины Цветаевой для фортепиано и контральто, используя стихи всего ее творчества, подчеркивая цикличность ее творчества. В 1982 году советский астроном Людмила Георгиевна Карачкина назвала ее малую планету 3511 Цветаевой. Изображение Цветаевой использовалось для печати в Советском Союзе с 1992 года. В 2003 году в Нью-Йорке состоялась премьера оперы, основанной на жизни и творчестве Цветаевой, в постановке Энн Богарт и на музыку Деборы Драттелл. Он назывался «Марина: плененный дух».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *