Конспект урока по азбуке 1 класс «Гласные и согласные звуки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №160
Конспект
урока по обучению грамоте (чтению)
в 1 классе
«Гласные и согласные звуки»
подготовила
учитель начальных классов
Политика Ольга Валерьевна
г.
Новосибирск
2020
Тема урока: «Гласные и согласные звуки»
Планируемые результаты:
· дети научатся свободно высказывать свои мысли;
· научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
· познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;
· научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;
· научатся правильно выполнять деление слова на слоги;
· познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
· научатся составлять схемы слов, состоящие из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.
Ход урока:
1. Включение в учебную деятельность
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
— Проверим готовность к уроку.
2.Актуализация знаний
-Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
1. Какие виды речи вы знаете?
2. Из чего состоит наша речь?
3. Из чего состоит предложение?
4. Как связаны слова в предложении?
5. Из чего состоят слова?
Молодцы! Слоги – это части слова.
6. Какие бывают слоги?
3. Работа по теме урока
Помогите мне, ребята, разделить слова на слоги и составить к словам схемы.
— На доске картинки: комар, стрекоза, пчела, волк, кошка, собака (называют).
— На какие группы можно разделить этих животных? (Комар, стрекоза, пчела – насекомые; волк, кошка, собака – звери. )
— Разобьём слово комар на слоги. (Ко-мар.)
— Сколько в слове комар слогов?
— Произнесите слово полностью, послушаем какой слог ударный. (Второй).
— Нарисуем схему слова.( _____/__/___)
Аналогичная работа проводится со словами: стрекоза, пчела, волк, кошка, собака.
— А теперь, ребята, давайте вспомним: какие звуки они издают.
— Но сначала сделаем гимнастику для развития речевого аппарата, потренируем наши органы речи.
1) упражнение «Губы» (плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 3-4 раза)
2) упражнение «Щёчки» (сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поочерёдно воздух с одной щеки на другую, а теперь обе щеки заполним воздухом и со звуком выдохнем)
— Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
— В гости к нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)
— Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж. )
— Волк завыл. (У-у-у-у-у.)
— Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
— Кошка замяукала. (Мяу-мяу.)
Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
— Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
— Какая гостья к нам сегодня пожаловала? (слайд) (Маша из м/ф «Маша и медведь.)
— Маша покажет звуки, а вы их отгадайте по губам (слайды).
— Что за звуки загадала Маша? (А, о, у, ы, и, э.)
— Какие это звуки, ребята? Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный.)
— Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
— Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а …. )
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
[о] (о-о-о-о-о…)
[ы] (ы-ы-ы-ы-ы …)
[и] (и-и-и-и-и …)
[э] (э-э-э-э-э …)
Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса ( в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э.
Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
Их ещё называют «гласные – красные». Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
— А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык. Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
— Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].
— Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
— Итак, ребята, какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
4. Физкультминутка
Машенька приглашает нас немножко с ней отдохнуть. Встаньте.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (скачем)
И по этой же дорожке скачем
Скачем мы на левой ножке (скачем)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бежим на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (шагом на месте)
5. Продолжение работы по теме урока
— Составим схему слова ум.
— Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.
— Сколько звуков в слове? (Два.)
— Назовите первый звук. ([у])
— Назовите второй звук. ([м])
— Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный. )
— Какой квадратик мы будем использовать в схемах вместо гласного звука? (Квадратик красного цвета.)
— Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)
— Квадратик какого цвета используем? (Белый.)
Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
А теперь игра — наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
— Чтобы гласные и согласные не путались, на схемах красный квадратик вместо гласного звука.
— Произнесите слово урок по слогам. (У – рок.)
— Какой первый слог? (Звук [у]- гласный, красный.)
— Какой второй слог? ([рок]- в нём 3 звука [р], [о], [к])
— Выложите карточки звуков.
[р] – согласный (белый квадратик)
[о] – гласный (красный квадратик)
[к] – согласный (белый квадратик)
— Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога.
— Какой слог ударный? (Второй.)
— На какой слог падает ударение?
— Поставим на схеме ударение.
— Какой гласный безударный?
Вывод.
— Что мы узнали про гласные звуки? Какие они бывают? (Ударные и безударные; ударение всегда падает только на гласный звук.)
— Составим схему слова школа. (Разбирается аналогично.)
6. Работа с учебником
— Откройте учебник на странице 15. (Работа с иллюстрацией.)
— Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и сядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет побеседовать.
— Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло свои ветви?
— Отгадайте загадку:
Стоит над водою
Трясёт бородою. (Ива.)
— Сколько слогов в слове ива? (Два. )
— Первый слог — и, второй – ва.
— Какой слог ударный?
— Составьте схему слова ива.
— Послушайте внимательно второй слог ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного [в] и гласного [а].)
— Эти два звука сливаются при произношении. Слог произносится на одном дыхании, сливаясь вместе.
— Слияние согласного с гласным будет выглядеть так (слайд).
— Заменим в схеме слова слияние карточкой «слог-слияние» (слайд).
— Перейдём на другую сторону реки. Но для этого нужен мост.
— Составим схему слова мост. (Разбирается аналогично.)
— А дед Макар ловит рыбу. И уже кого-то поймал. Кого? (Щуку.)
— Составим схему слова щука. (Коллективный анализ.)
— А кто плюхнулся в воду и распугал всю рыбу? (Гуси.)
— Составьте звуковую схему слова гуси (слайд).
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусята.)
— А в уютном дворе кто-то сидел и пел «ку-ка-ре-ку». Кто? (Петух.)
— Составьте звуковую схему слова петух (для проверки слайд.)
— Каких ещё птиц вы видите на рисунке? (Голубей.)
— Какие это птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие).
— Составим звуковую схему этого слова
— Посмотрите на рисунок: про всех рассказали? Никого не забыли?
— Молодцы! Хорошо потрудились!
7. Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?
— Как мы произносим гласные звуки?
— Как мы произносим согласные звуки?
— Какие два звука образуют слог-слияние? (Согласный с гласным.)
— Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние?
— Понравился вам урок? (Показывают смайлики.)
Список использованной литературы
1. Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2011.
2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс – М.: «ВАКО», 2012.
3.Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс – М.: «Экзамен», 2012.
4. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. М: АСТ; «Астрель», 2003.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению 1 кл.- М.: «Вако», 2010.
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Цель: Совершенствовать знания о гласных звуках;
показать роль букв для гласных в слове;
обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;
учить созданию рассуждения.
-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
Тип урока: Решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся:
• различать в слове гласные звуки по их признакам;
• различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки;
• определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове;
• соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я;
• узнавать способы пополнения словарного запаса русского языка.
получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):
познавательные — развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные — активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные — определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Методы и формы обучения: Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая работа.
Ход урока
I.Орг.момент
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Сегодня, как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках. А о чём пойдёт речь, узнаете позже.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Отгадайте загадки.
1) К людям часто прихожу,
Там съестное всё ищу,
Что не спрятали, найду,
Съем, но прежде всполосну!
(Енот)
3) Есть такой моряк на флоте:
Не матрос ещё пока,
Но подучится и будет
С морем дружен на века. (ЮНГА)
2) Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
4) Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко.)
Первые буквы отгадок выставляются по порядку.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
— Посмотрите на отгадки, обратите внимание на заглавные буквы. Что вы можете о них сказать? Как мы их называем? А почему?
Чему будем учиться на уроке? Какую цель ставим себе на урок.
IV. Организация познавательной деятельности.
Сейчас отправляемся в путешествие на остров Звуков. Чтобы путешествовать, нужен транспорт. Посмотрите на названия и выберите подходящий к теме нашего урока транспорт.
Катер, яхта, поезд.
На яхте есть приз, но чтобы его получить, нужно выполнить задания.
1) Рассмотрите картинки, найдите буквы, с которыми мы сегодня работаем – ваша задача определить, как влияет место положение данных букв на количество звуков, которые они обозначают.
1 команда – юбка, ящерица, ёлка (в начале слова- 2 звука).
2 команда – змея, заяц, индеец (после гласной – 2 звука).
3 команда – ружьё, платье, семья (после ь – 2 звука).
4 команда – ключ, звезда, цыплёнок (после согласного – 1 звук).
— Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 1 команды? (В начале слова.)
— Сколько и какие звуки они обозначают?
— Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 2 команды? (После гласных.)
— Сколько и какие звуки они обозначают?
— Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 3 команды? (После разделительного Ь.)
— Сколько и какие звуки они обозначают?
— Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах 4 команды? (после согласных)
— Сколько и какие звуки они обозначают?
— Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)
2. Вывод.
— Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)
2) Транскрипция – выберите правильный вариант.
1 команда – ёлка [ёлка] [ й’олка] [ ёлк’а] [ й’олк’а]
2 команда – заяц [зай’ац] [заяц] [з’аяц] [з’ай’ац]
3 команда – семья [с’эмья] [сем’й’а] [с’эм’я] [с’эм’й’а]
4 команда – звезда [зв’эзда] [звезда] [звй’эзда] [звэзд’а]
3) Выделите корень и окончание в однокоренных словах.
1 команда – ёлка – ель, ёлочка, ельник, ёлочные, еловая.
2 команда – заяц – зайчик, зайчиха, заячьи, зайка.
3 команда – семья – семейка, семейный, семьянин,
4 команда – звёздочка, звездопад, звёздный, звездочёт.
V. физминутка
VI. Продолжение работы по теме.
4) Составьте словосочетание с заданным словом – удалите все не подходящие слова-признаки.
1 команда – ёлка (красная, вкусная, пуховая, колючая).
2 команда – заяц (кислый, синий, длинноухий, трудный).
3 команда – семья (дружная, бумажная, солёная, серая ).
4 команда – звезда (яркая, зелёная, твёрдая, сладкая).
5) Составьте предложение с заданным словосочетанием.
6) Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,
2) — буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, яма, река.
1 — Мёд, лес, тень, люди, река.
2 — еда, якорь, каюта, ёлка, вьюга, льёт, яма.
Дополнительно: Упражнение на внимание.
Возьмите у себя на парте карточку. В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.
Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк
— Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)
— Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец)
— Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)
— А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)
— Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])
— Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)
VII. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Путешествие быстро не заканчивается, и на следующем уроке его продолжим. Давайте подведём итоги.
Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я?
Сегодня на уроке я учился ……
Сегодня на уроке я научился….
Сегодня на уроке я запомнил …..
Сегодня на уроке мне понравилось…..
Оцените свою работу. Наполните сосуд успеха.
Звуковой блок для 1 класса
Найти способ просеять и понять научные стандарты следующего поколения может быть, мягко говоря, непросто! 🙂 Но там есть хороший контент с множеством возможностей для практического обучения и интеграции в блок обучения грамоте — мой любимый способ преподавания естественных и социальных наук!
Вот посмотрите на мой новейший научный модуль следующего поколения о звуке, а также ссылки на все ресурсы, которые я использую для этого модуля!
{Этот пост содержит партнерские ссылки}
Неделя 1: Что такое звук?
Этот модуль начинается с изучения звуков вокруг нас. Мы записываем звуки, которые слышим…
…а затем отправиться на звуковую прогулку, чтобы записать звуки вокруг нас.
Затем мы рассмотрим, как описывать звуки (через высоту и громкость) с помощью станций исследования звука. Найдите большинство инструментов, которые я использовал ЗДЕСЬ. В этот набор не входят барабаны, ксилофон или гитара (помимо большого набора вам потребуются два дополнительных инструмента. Вы также можете использовать то, что у вас уже есть, или одолжить у своего учителя музыки!
Неделя 2: Как мы слышим звук?
В течение этой второй недели мы изучаем, как работает наше ухо, чтобы помочь нам слышать и перемещать звуки. Затем мы проверяем это с помощью нашего эксперимента с телефонными чашками, который вы можете подробно увидеть здесь.
На этой неделе мы также выучим весь академический словарь звуков. Мы играем в игру «Найди своего партнера» с нашими словарными карточками и определениями. А затем мы тренируемся самостоятельно или во время станций с нашими звуковыми словарными кроссвордами и поисками слов.
Неделя 3: Как мы используем звук?
Третью неделю мы фокусируемся на использовании звука для общения. Мы экспериментируем с воспроизведением звуков с помощью голосовых связок с помощью приложения Voice Memo для iPad…
Затем мы проводим мозговой штурм звуков, которые мы издаем, с помощью карусели и якорной диаграммы.
На этой неделе мы также изучаем, какой была бы жизнь без звука, исследуя Хелен Келлер и изучая язык жестов!
Неделя 4: Подключение STEM, Музыкальные инструменты своими руками
Последняя неделя посвящена использованию наших новых знаний о звуке для нашего испытания STEM! Мы используем нашу якорную диаграмму «изобрести меня», чтобы изучить этапы создания чего-то нового.
Затем мы работаем над шагом или двумя каждый день. У меня есть полноцветные слайды для каждого шага с указаниями, материалами и наводящими вопросами, или я могу формулировать каждый шаг. Мы выставляем слайд на день и говорим о наших целях, а затем приступаем к строительству!
Материалы, которые мы использовали, уже включены в слайды «Думай» и «Планируй», но я также включил для них шаблоны без материалов, так что вы можете добавить свои собственные! Вот материалы, которые мы использовали для создания наших инструментов:
*стаканы
*строительная бумага
*рулоны туалетной бумаги
*резинки
*соломинки
*фасоль
*палочки для творчества
Поскольку сейчас я временно не в классе, я собирал инструменты дома с моим 4-летним ребенком, и ему это очень ОЧЕНЬ понравилось! Он сделал 3 разных… все его идеи! Все, что я сделал, это изложил все его материальные предпочтения и попросил его обсудить свои идеи. ..
{да, мы делали это в пижамах… так все лучше, верно?? :)}
Сначала он сделал барабан, который было очень легко сделать. После этого инструмента и каждого другого я попросил его показать мне, как звучит его инструмент.
Затем он сделал гитару… наверное, потому что папа играет на гитаре в церкви, а этот мальчик любит своего папу! Когда я попросил его показать мне, как он издает звук, он сказал мне: «Ну, он просто издает такой щелкающий звук, и все потому, что я не могу заставить его воспроизводить ноты, как у папы!» Благослови его милое сердце! 🙂
А это его шейкер!
Ресурсы торговых книг и связи для повышения грамотности
Звук (пути в науку)
Белый медведь, белый медведь, что ты слышишь?
Мистер Браун Может мычать, а ты?
Звуки вокруг
Книга с картинками Хелен Келлер
Найдите звуковое устройство здесь!
От звуков к написанию
ДЛЯ К-2УЧИТЬ БОЛЬШЕ
ДЛЯ К-2УЧИТЬ БОЛЬШЕ
Научная основа, одобрено учителем
От звуков к правописанию позволяет учителям детских садов, 1-го и 2-го классов проводить и дифференцировать выдающееся обучение фонетике.
Систематический объем и последовательность
Реализуется с помощью простых планов уроков, распечатываемых плакатов и увлекательных практических занятий учащихся
Гибкие, выровненные материалы
С дифференцированными учащимися для чтения, сортировки и т. д.
Встроенные видео профессионального развития
Чтобы помочь учителям понять основные концепции фонетики и эффективно реализовать программу
ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ!
Высокие ожидания приносят высокие результаты!
В исследовании, проведенном в 2020-2021 учебном году, восемь учителей предоставили Learning at the Primary Pond свои данные до и после From Sounds to Правописание ® .
Вот невероятные результаты…
Готовы к покупке?
Хотите купить отдельные блоки? Кликните сюда!
От звуков к правописанию ® используется более чем 4600 педагогами.100 % учителей, которые использовали курс From Sounds to Spelling ® в течение 3 и более месяцев, заявили, что программа положительно повлияла на фонетический рост их учащихся.
Обратная связь с учителем
КУПИ СЕЙЧАС
СЛУШАТЬ ОТ: Бет — учительница первого класса