Что такое синтаксический разбор предложения 3 класс образец: Памятка синтаксический разбор предложения 3 класс

Содержание

Памятка «Синтаксический разбор предложения» | Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме:

Члены предложения.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Осенью журавли улетают на юг.

Художник рисует осенние листья.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Осенью журавли улетают на юг.

Художник рисует осенние листья.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

        Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

  1. Подлежащее:
  1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
  2. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
  3. Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

    кто?        что?

Птицы летят. Жёлтый листочек упал с берёзки.

  1. Подлежащее выражено именем существительным или местоимением.

                сущ.                                    мест.

Спелое яблоко упало с яблони. Оно лежит на земле.

  1. Сказуемое:
  1. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
  2. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что делает? что сделаем? что делаешь? и другие.
  3. Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

что делают?                                  что сделал?

Птицы летят.           Жёлтый листочек   упал   с берёзки.

                   ________                                                                       _____

  1. Сказуемое в предложении выражено глаголом.

                             глаг.                                    глаг.

Спелое яблоко упало с яблони. Оно лежит на земле.

                                    _______                                       _________

  1. Встречаются случаи, когда сказуемое выражено именем существительным.

                              сущ.                                 сущ.

Мой папа – инженер.  Москва – столица России.

                             ___________                               __________

Что такое распространённое и нераспространённое предложения?

        Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

    сущ.         глаг.                 глаг.              сущ.

Дятел   стучал.     Пролетела   чайка.

                     ________         ______________

Распространённое предложение состоит их главных и второстепенных членов.

    сущ.         глаг.                                                                глаг.                                   сущ.

Дятел   стучал  на сосне.     Над морем пролетела   белокрылая чайка.

                     ________                                                                ______________

Разбор предложения.

Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.

  1. Найду действие предмета (глагол) – играют. Это сказуемое, подчеркну двумя чертами, выражено глаголом.

                                             глаг.

Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.

                                                       _________

  1. Найду, кто? или что? выполнило это действие (кто? играют). Это лисятки.

Лисятки –это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено именем существительным.

                                          глаг.                                                       сущ.

Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.

                                                        _________

  1. Значит в этом предложении говорится о лисятках.  

(Кто?) лисятки.  Лисятки  (что делают?) играют.

Лисятки играют – это главные члены предложения (или грамматическая основа предложения).

  1. Обозначу части речи.

     прил.              сущ.           глаг.            сущ.             прил.                 сущ.

Под зелёным кустом играют  в  прятки  шаловливые  лисятки.

                                               _________

  1. Определю количество словосочетаний в предложении. Это предложение распространённое, кроме главных членов предложения здесь ещё 4 слова (под кустом, зелёным, в прятки, шаловливые). Значит нужно найти 4 словосочетания, внизу ставлю числа.

1)

2)

3)

4)

ЗАПОМНИ! Главные члены предложения НЕ МОГУТ быть словосочетанием.

Лисятки играют – это главные члены предложения, это нераспространённое предложение

  1. Сначала найду все словосочетания группы подлежащего (вопрос ставится от подлежащего).
  1. Лисятки (какие?) шаловливые;

ЗАПОМНИ! Первое словосочетание пишу с заглавной буквы, ставлю точку с запятой (;), остальные словосочетания пишу с маленькой буквы.

  1. Теперь найду словосочетания группы сказуемого (вопрос ставится от сказуемого).
  1. играют (где?) под кустом;
  2. играют (во что?) в прятки;
  1. Мне осталось найти ещё одно словосочетание (вопрос ставлю от второстепенных членов).
  1. под кустом (каким?) зелёным.
  1. Итог разбора предложения.

     прил.              сущ.           глаг.            сущ.             прил.                 сущ.

Под зелёным кустом играют  в  прятки  шаловливые  лисятки.

                                               _________

  1. Лисятки (какие?) шаловливые;
  2. играют (где?) под кустом;
  3. играют (во что?) в прятки;
  4. под кустом (каким?) зелёным.

   Как называются и подчёркиваются члены предложения

 

  1. Подлежащее __________  выражено существительным, местоимением (И.п. кто? что?)
  1. Сказуемое                   выражено глаголом (что делать? что сделал? что делает?

        что будет делать? и другие)

  1. Определение  ~~~~~~~~  выражено прилагательным (какой? какая? какое? какие? какой? какому? какого? и другие)
  1. Дополнение — — — — — — — — выражено существительным, местоимением (вопросы падежей:

       Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем?  П.п. о ком? о чём?)

  1. Обстоятельство -. — . — . —  — выражено наречием, существительным, местоимением, числительным ( когда? сколько? как? где? почему? откуда? куда? и другие)

        

         прил.              сущ.           глаг.                    сущ.               прил.                   сущ.

Под   зелёным   кустом   играют   в     прятки     шаловливые    лисятки.

            ~~~~~~~~   — . — . — . —      _________       — — — — — — — —       ~~~~~~~~~~

Синтаксический разбор предложения

  1. Главная
  2. Энциклопедия
  3. Разбор слова
  4. Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения 

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. 

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью — дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т.

п.
дышало (когда?) уж — обстоятельство времени , выражено наречием

                                       вторая часть:

(что?) солнышко  — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже — обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?)  уж — обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения 

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое. 

(что?) они — подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели —  однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились —  однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..

летели (как?) косо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую — определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п. 

 

Досрочные варианты ЕГЭ 2018 года по всем предметам 07 Май 2018

Проверка готовности ребенка к школе 09 Ноябрь 2014

Слова родителей на выпускной в детском саду 27 Май 2019

Стихи про гигиену для детей

12 Январь 2021

Физкультминутка про зиму 03 Январь 2016

Пропись «Учимся писать цифры» для дошкольников 07 Январь 2023

Распределение баллов за каждое задание ЕГЭ 2019 16 Май 2019

Объединение предложений | Стратегии для занятий в классе

Объединение предложений побуждает учащихся брать два или более коротких, прерывистых предложения и объединять их в одно эффективное предложение, чтобы сделать свой текст более читабельным и привлекательным. Объединение предложений — это навык, который развивается в течение нескольких коротких практических занятий.

Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Установка для всего класса

Что такое объединение предложений?

Все мы читали отрывки из студенческих заметок, которые звучат примерно так: «Я шел в парк. Я спустился по горке. Я играл на качелях. Я слышал грузовик с мороженым. Я побежал, чтобы встать в очередь…» Неопытные авторы, как правило, пишут серии коротких, прерывистых предложений, которые следуют схожей или даже идентичной структуре предложения.

Объединение предложений — это метод «сглаживания» прерывистого письма путем изменения структуры предложения и повышения привлекательности текста для читателя. В примере «Я пошел в парк» простое соединение пар предложений путем добавления союза («Я спустился с горки и покатался на качелях. Я услышал фургончик с мороженым и побежал встать в очередь»). часть более читабельна. Со временем учащиеся могут перейти от объединения двух коротких предложений к более сложным стратегиям объединения предложений.

Зачем учить составлению предложений?

  • Это помогает учащимся сделать свои записи более читабельными и привлекательными.
  • Он создает возможности для обучения грамматике и пунктуации в осмысленном контексте.
  • Он показывает учащимся, как и зачем пересматривать свои письменные работы.
  • Этот процесс поощряет выбор интересных слов и переходных слов.

Как научить составлению предложений

Опытные писатели знают, когда следует объединять прерывистые предложения — и разбивать одно за другим — не задумываясь. С другой стороны, начинающих писателей нужно специально учить. Поскольку самый простой способ скомбинировать предложения — это объединить два простых предложения в составное предложение, используя связующее слово, это хорошее место для начала обучения.

Когда учащиеся освоят использование слов-связок для объединения предложений, их можно будет познакомить с более сложными типами объединения предложений, такими как извлечение ключевых слов и понятий из ненужного предложения и встраивание их в базовое предложение.

Моделирование, обсуждение и практика под руководством учителя помогут учащимся усвоить эти стратегии и начать использовать их при пересмотре собственного письма и обеспечении конструктивной обратной связи с другими писателями.

Ниже приведены примеры различных сочетаний предложений, включая примеры:

Составление сложных предложений с использованием союзов (например:

и , но )

Пример:
Погода была прекрасная.
Девочки играли в футбол.
Погода была прекрасная, девочки играли в футбол.

См. пример «соединение … соединение»

Создание составных субъектов и объектов

Пример:
Книга была хорошей.
Фильм был хорош.
Книга и фильм были хороши.

Вставка прилагательных и наречий

Пример:
Девушка выпила лимонад.
Девушка хотела пить.
Измученная жаждой девушка выпила лимонад.

После нескольких смоделированных и общих уроков предложите учащимся комбинировать предложения в процессе проверки собственного письма. Дайте учащимся возможность поделиться предложениями, которые они составили. Обсудите, как пересмотр улучшил качество письма.

Посмотрите учебный пример: использование местоимений и союзов для соединения предложений (2 класс, весь класс)

Учитель помогает учащимся комбинировать и пересматривать серию пар предложений, используя такие приемы, как вставка слов-связок и замена местоимений существительных, которые встречаются более одного раза. Смотреть видео  

Смотреть демонстрацию: 3 разных способа соединения предложений

В этом видео объясняется грамматика нескольких видов соединительных слов, которые можно использовать для соединения предложений.

Сбор ресурсов

Якорная таблица FANBOYS (для, и, ни, но, или, тем не менее, так) может помочь учащимся запомнить сочинительные союзы, которые они могут использовать для соединения предложений.

В этом сообщении блога проекта «Право на чтение» изложен план урока по обучению составлению предложений с использованием одноуровневых, предсказуемых книг.

На этих карточках для составления предложений и в этом листе для составления предложений: основы показаны некоторые возможные форматы для управляемой и самостоятельной практики объединения предложений.

Дифференциальное обучение

  • Начните предложение, сочетая уроки с устной практикой. Если некоторым учащимся сложно писать, намеренно объедините их с сильными писателями для совместной работы, чтобы у них была поддержка сверстников, когда они переходят от говорения к написанию предложений.
  • Убедитесь, что учащиеся обладают достаточным словарным запасом и базовыми знаниями, необходимыми для понимания предложений, которые будут объединены.
  • Используйте предложения из знакомых книг и рассказов для моделирования и практики.
  • Обеспечьте дополнительную поддержку, подчеркнув важные слова в предложениях, которые объединяются.
    Например, «Торт был вкусным . Торт был шоколадный ».
  • Варьируйте количество и сложность комбинируемых предложений в зависимости от способностей и опыта учащихся в стратегии.

Связанные стратегии

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Некоторые из проведенных исследований, включающих объединение предложений, основаны на целостной языковой перспективе. Мы перечислили некоторые из этих исследований здесь. Наши инструкции по использованию комбинирования предложений поощряют более явный подход к использованию стратегии, чем тот, который включен в некоторые исследования, перечисленные ниже.

Грэм С. и Перин Д. (2007 г.). Далее письмо: эффективные стратегии улучшения письма подростков в средних и старших классах — отчет для корпорации Карнеги в Нью-Йорке . Альянс за отличное образование в Вашингтоне, округ Колумбия.

Робинсон, Л.К., и Хауэлл, К.В. (2008). Передовой опыт оценивания и письменных выражений на основе учебной программы. В книге А. Томаса и Дж. Граймса (редакторы), Best Practices in School Psychology V (стр. 439–452). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.

Саддлер Б. (2005). Объединение предложений: вмешательство в написание на уровне предложений. Учитель чтения , 58, 468-471.

Стронг, В. (1986). Креативный подход к составлению предложений . Урбана, Иллинойс: Информационный центр ERIC по навыкам чтения и общения и Национальный совет учителей английского языка.

Детские книги для использования с этой стратегией

Красная книга

Автор: Барбара Леман

Жанр: фантастика, фэнтези красный чехол в зимний день, который переносит ее на солнечный пляж. Идея затеряться в книге (образно и волшебно) представлена ​​бессловесно; используются только иллюстрации. История может быть рассказана или написана любым количеством способов в соответствии с интерпретацией истории писателем.

One Boy

Автор: Лаура Ваккаро Сигер

Возрастной уровень: 3-6

Уровень чтения: начинающий

В этой концептуальной книге используются вырезки для выделения слов внутри слов, которые на самом деле являются короткими предложениями (например, поверните страница и «один мальчик» становится «в полном одиночестве»). Попробуйте объединить предложения, чтобы создать ряд предложений или построить их в одну историю. (Последняя иллюстрация объединяет явно разрозненные виньетки в одну.)

Арт и Макс

Автор: Дэвид Визнер

Жанр: Художественная литература

Уровень возраста: 6–9 лет

Уровень чтения: независимый читатель

Неожиданное происходит, когда две ящерицы — одна опытная художница, другая — новичок — начинают рисовать. Быстрые и часто забавные, два голоса персонажей так же различны, как и их индивидуальный творческий процесс. Эта гениальная книга работает на нескольких уровнях.

Скажи привет

Автор: Рэйчел Айседора

Жанр: Художественная литература

Возрастной уровень: 0-3

Уровень чтения: Предчитающий

Мама, Кармелита и их собака Мэнни приветствуют людей в их разнообразном районе, когда они идут, чтобы увидеть Абуэлу Розу. Все говорят «привет», но на своем языке — от итальянского и французского до иврита и арабского, а также сленговых американских приветствий. Однако универсальным является «гав» Мэнни. Текстурированные иллюстрации делают сообщество Carmelita знакомым и доступным.

Комментарии

Базовая структура предложения — TIP Sheets

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Части предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное дополнение, дополнение

Каждое слово в предложении служит определенной цели в структуре этого конкретного предложения. По правилам грамматики структура предложения иногда может быть довольно сложной. Однако для простоты здесь обсуждаются основные части предложения.

Двумя основными частями предложения являются подлежащее и предикат .

СУБЪЕКТ

Субъект предложения — это лицо, место или вещь, которые выполняют действие предложения. Подлежащее представляет то, о чем или о ком идет речь в предложении. Простое подлежащее обычно содержит существительное или местоимение и может включать изменяющие слова, фразы или предложения.

Мужчина . . .

ПРЕДИКАТ

Предикат выражает действие или нахождение в предложении. Простое сказуемое содержит глагол, а также может содержать модифицирующие слова, фразы или предложения.

Мужчина /   строит дом

.

Подлежащее и сказуемое составляют две основные структурные части любого полного предложения. Кроме того, есть и другие элементы, содержащиеся в подлежащем или сказуемом, которые добавляют смысл или детали. Эти элементы включают в себя прямой объект, косвенный объект и подлежащее дополнение. Все эти элементы могут быть расширены и объединены в простые, составные, сложные или составные/сложные предложения. (См. СОВЕТ по теме «Тип предложения и его цель».) 

ПРЯМОЕ ОБЪЕКТ

Прямое дополнение получает действие предложения. Прямой объект обычно является существительным или местоимением.

Мужчина строит дом .  

Человек строит из .

КОСВЕННОЕ ОБЪЕКТ

Косвенное дополнение указывает, кому или для кого совершается действие предложения. Косвенный объект обычно является существительным или местоимением.

Мужчина строит своей семье дом.

Человек строит их дом.

СУБЪЕКТНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Субъектное дополнение либо переименовывает, либо описывает подлежащее, и поэтому обычно является существительным, местоимением или прилагательным. Дополнения к подлежащему возникают, когда в предложении есть глагол-связка (часто глагол-связка является формой глагола to be ).

Мужчина хороший отец .  ( отец = существительное, которое переименовывает подлежащее)

Мужчина кажется добрым .  ( вид = прилагательное, описывающее подлежащее)

Примечание.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *