Что такое развитие психическое: развитие психики | это… Что такое развитие психики?

развитие психики | это… Что такое развитие психики?

(англ. development of mind) — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. — путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см.

Антропогенез). Особенности психики человека, его сознание — продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.
), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. Усвоение).

Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки способностей, Формирование способностей), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см.

Ведущая деятельность, Обучение и развитие). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.),

интеграция — к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида — обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к

самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты…) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это  норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок  мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Интеллектуальное развитие детей — Fraser Health Authority

Как стимулировать интеллектуальный рост.

Что такое когнитивное или интеллектуальное развитие?

Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором живут.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у пяти- и шестилетних детей, включают:0005

  • Увеличение словарного запаса до 2000 слов, предложений из пяти и более слов.
  • Может считать до 10 объектов одновременно, может копировать сложные формы.
  • Начинает рассуждать и спорить, использует такие слова, как почему и потому что.
  • Понимание таких понятий, как вчера, сегодня и завтра.
  • Может сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у детей в возрасте от 7 до 11 лет, включают:

  • Более продолжительная концентрация внимания и готовность брать на себя больше ответственности, например, выполнять работу по дому.
  • Понимать дроби, деньги и концепцию пространства.
  • Может указывать время и называть месяцы и дни недели по порядку.
  • Наслаждайтесь чтением книги самостоятельно.

Подростки в возрасте от 12 до 18 лет способны к сложному мышлению. Это включает в себя способность:

  • Думать абстрактно о возможностях.
  • Разум из известных принципов, формирование собственных новых идей или вопросов.
  • Рассмотрите множество точек зрения, сравнивая или обсуждая идеи или мнения.
  • Думая о процессе мышления, осознавая акт мыслительных процессов.

Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.

Как я могу способствовать интеллектуальному развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет?

Важно, чтобы родители и лица, осуществляющие уход, понимали текущий интеллектуальный уровень своего ребенка, чтобы они могли предлагать мероприятия, способствующие когнитивному или интеллектуальному развитию своего ребенка. Творческая и художественная игра помогает в обучении и развитии, позволяя детям участвовать в решении проблем, где нет правильных ответов. В творческой деятельности процесс важнее конечного продукта.

  • Посещение библиотеки повысит их словарный запас, воображение и желание учиться. Читательский билет — отличный способ познакомить ребенка с понятиями заимствования и ответственности.
  • Познакомьте ребенка с музеями, новыми районами и выставками.
  • Проводите как можно больше времени без перерыва со своим ребенком один на один.
  • Избегайте длительного просмотра телевидения, видео и компьютерных игр.
  • Организуйте домашнее задание и распорядок дня в своем доме.
  • Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка.

Какие виды интеллектуального роста происходят в подростковом возрасте?

Ребенок раннего подросткового возраста:

  • Использует более сложное мышление, ориентированное на принятие личных решений в школе и дома.
  • Начинает использовать формальные логические операции в школьных заданиях.
  • Начинает сомневаться в авторитетах и ​​стандартах общества.
  • Начинает формировать и высказывать собственные мысли и взгляды на различные темы. Вы можете услышать, как ваш ребенок говорит о том, какие виды спорта или группы он предпочитает и какие родительские правила следует изменить.

Ребенок среднего подросткового возраста:

  • Расширяет мышление, включая более сложные, философские и футуристические вопросы.
  • Часто более подробно расспрашивает, более подробно анализирует.
  • Думает и начинает формировать свой собственный этический кодекс (Что я считаю правильным?).
  • Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (Кто я?).
  • Начинает систематически рассматривать возможные будущие цели (Чего я хочу?).

Ребенок в позднем подростковом возрасте:

  • Использует сложное мышление, чтобы сосредоточиться на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений.
  • Усилил мысли о глобальных понятиях, таких как справедливость, история, политика и патриотизм.
  • Часто вырабатывает идеалистические взгляды на темы, может спорить и развивать нетерпимость к противоположным взглядам.
  • Начинает думать о карьерных решениях и своей новой роли во взрослом обществе.

Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.

Как я могу способствовать здоровому интеллектуальному развитию моего подростка?

По мере взросления дети становятся более изощренными в своем мышлении, становятся более логичными и систематическими в своих мыслительных процессах. Чтобы улучшить их когнитивное развитие на этом этапе:

  • Включайте их в обсуждения различных тем, проблем и текущих событий.
  • Поощряйте их делиться с вами идеями и мыслями.
  • Поощряйте их мыслить независимо, развивать собственные идеи и ставить цели.
  • Предложите им подумать о возможностях будущего.
  • Хвалите и хвалите их за продуманные решения.
  • Помогите им переоценить плохо принятые решения.

Ресурсы

  • О здоровье детей: Когнитивное развитие детей школьного возраста
  • Здравоохранение, социальная помощь и услуги для детей: введение в интеллектуальное развитие
  • Медицинский центр Университета Рочестера: Энциклопедия здоровья
  • HealthLink BC: этапы роста и развития
  • HealthyFamilies BC: социальные и эмоциональные изменения в подростковом возрасте

Обзор умственного развития — грамотность родителей

В данном контексте умственное развитие относится к связанным с возрастом улучшениям в знаниях, интеллектуальных стратегиях и практиках, которые могут применяться в любой конкретной области. Психологи развития обычно называют такие изменения «когнитивным развитием». Конкретные области, в которых обнаруживаются умственные/когнитивные способности, столь же многочисленны, как и количество предметов, о которых говорят люди. С другой стороны, конкретные задействованные навыки обычно разбиваются на меньшее количество доменов. Один из плодотворных подходов состоит в том, чтобы рассмотреть, какими когнитивными навыками дети должны овладеть, чтобы добиться успеха в Америке. Я считаю, что они включают, но не ограничиваются, интеллект, мудрость, рассуждение, обучение, память, знания, язык и творчество. Однако, как заметит информированный читатель, о каждой из этих областей имеется слишком много информации, чтобы я мог дать исчерпывающий обзор любой из них. Действительно, целого семестра обучения в аспирантуре недостаточно, чтобы охватить всю необходимую информацию в любой из этих областей. Поэтому в этом разделе я предложу краткое введение в каждую из этих основных областей, то есть в основном только определения и схемы. Каждый из этих навыков более подробно описан в разделе, озаглавленном названием навыка, а также несколькими конкретными рекомендациями о том, как развивать этот навык у вашего ребенка (детей). В некоторых случаях я также предлагаю информативные компакт-диски с более подробной информацией и рекомендациями, чем я могу предоставить здесь.

Интеллект

Несмотря на долгую историю как предмет научных исследований, интеллект до сих пор до конца не изучен. Отчасти причина в том, что до сих пор не существует единого общего определения, с которым согласны все психологи. Мне больше всего нравится, что интеллект — это способность учиться, адаптироваться и решать проблемы. Это в значительной степени то, что измеряют самые известные тесты интеллекта (например, Стэнфордский тест Бине или шкала интеллекта Векслера для детей). Одно из основных противоречий в изучении интеллекта касается степени, в которой он наследуется (и, следовательно, фиксируется) и степени, в которой он может быть изменен опытом (т. е. изучен). Это важно из-за последствий для работы с детьми, получившими низкие баллы на тестах IQ. Я считаю, что на интеллект сильно влияет опыт, и его можно тренировать. Для получения дополнительной информации об интеллекте, пожалуйста, нажмите здесь.

Мудрость

Доктор Роберт Штернберг (из Йельского университета) высказал мнение, что интеллект является важной психологической чертой, но он ориентирован в первую очередь на то, что лучше для человека. Наиболее разумное решение обычно определяется как лучшее для изучаемого человека. Однако Штернберг отмечает, что мудрость больше касается общего блага. То есть мудрость добавляет к интеллекту фокус, более широкий, чем конкретный индивидуум. Например, может быть разумно потреблять все ресурсы, необходимые для достижения целей, но разумно сохранять способность земли обеспечивать необходимые ресурсы. Таким образом, Штернберг определяет мудрость как делать то, что лучше для себя и других, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Другими словами, это означает поиск взаимовыгодных решений общих проблем. Для получения дополнительной информации о мудрости, пожалуйста, нажмите здесь.

Рассуждение

Рассуждение можно определить как умственные процессы, связанные с решением проблем, формулированием суждений, принятием решений и планированием. Это то, что большинство людей называют «мышлением». Например, рассуждение участвует в оценке нашего окружения, определении существующих угроз или возможностей и подготовке плана действий. Рассуждение также считается многими психологами основным компонентом интеллекта. Значительные научные исследования показывают, что мышление можно улучшить с помощью обучения. Однако, поскольку рассуждение, решение проблем и принятие решений изучались как отдельные наборы процессов, на этом сайте они будут рассматриваться отдельно. Для получения дополнительной информации о рассуждениях, как о процессах, связанных с формулированием суждений, нажмите здесь. Для получения дополнительной информации о решении проблем, пожалуйста, нажмите здесь. Для получения дополнительной информации о принятии решений, пожалуйста, нажмите здесь.

Обучение

Обучение можно определить как процессы, посредством которых мы приобретаем способности или информацию. В процесс обучения вовлечено множество физических и психических процессов (таких как внимание, рассуждение и память). И есть много разных способов учиться (например, читая, слушая или обсуждая). Из всех различных форм когнитивного развития обучение является одной из самых важных. Это лежит в основе умственного роста и позволяет подготовить детей к конструктивному участию в жизни общества. Как и все другие когнитивные процессы, описанные здесь, способность детей к обучению может быть усилена путем обучения. Для получения дополнительной информации об обучении, пожалуйста, нажмите здесь.

Память

Память — это набор процессов, с помощью которых мы получаем, храним и извлекаем информацию. Память настолько вездесуща, что легко недооценить ее важность. Он участвует почти во всем, что мы делаем, включая восприятие, обучение, решение проблем и передвижение. Как таковая, наряду с интеллектом, память является одним из наиболее изученных психологических феноменов. Большинство родителей согласятся с тем, что желательно, чтобы у их детей была хорошая память. И продолжающиеся исследования показали, что есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы улучшить результаты своих детей в тестах, связанных с памятью. Для получения дополнительной информации о памяти, пожалуйста, нажмите здесь.

Знание

Знание можно определить как убеждение, в истинности которого мы совершенно уверены. Родители разделяют желание, чтобы их дети приобретали все знания, необходимые им для продуктивной и счастливой жизни. В некотором отношении детство можно определить как период, в течение которого мы приобретаем знания и навыки, необходимые для достижения успеха в жизни. Конечно, мы никогда не знаем всего, поэтому реальность такова, что мы всегда приобретаем знания, даже во взрослом возрасте. Кроме того, для родителей важно признать, что знания, которыми обладают их дети, коррелируют с их способностью рассуждать, поскольку мы не можем «знать» что-то, что превышает нашу способность понимать. Для получения дополнительной информации о знаниях, пожалуйста, нажмите здесь.

Язык

Язык — это набор произвольных символов, которые мы используем, чтобы сообщать о вещах или событиях вокруг (или внутри) нас. Вещи, к которым относится язык, могут быть конкретными или абстрактными. Таким образом, язык является важным средством (еще одним языком тела), с помощью которого передаются наши знания, мысли и чувства. Важно отметить, что существует сильная корреляция между лингвистическими способностями (например, объемом словарного запаса), знаниями и результатами тестов на интеллект. Кроме того, хотя конкретные детали немного различаются от одной культуры к другой, оказывается, что существует постоянная закономерность в том, как дети во всем мире осваивают язык.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *