Что такое монотипия в рисовании: Техника монотипия: рисование для детей

Содержание

Монотипия: интересная и простая техника рисования

Как же разнообразен мир искусства! Он не имеет границ и щедро принимает любые идеи, превращая их в отдельное направление творчества. Одним из них является монотипия – техника рисования, которая объединила в себе печатную графику и живопись, но при этом не является гравюрой.

Художник наносит изображение кистью на плоскую металлическую поверхность, с которой рисунок отпечатывается на влажную бумагу под давлением офортного станка. Такой рисунок является уникальным, т.к. его тиражирование невозможно: с плоской формы можно получить только один качественный оттиск.

В этой статье мы расскажем, откуда берет свои корни этот вид искусства, какие разновидности монотипии бывают и как научиться такой технике рисования самостоятельно. Добро пожаловать в мир монотипии!

История появления монотипии

Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.

Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник Геркулес Сегерс: гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.

Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.

«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) [Art Institute Chicago, 2020]:

Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.

Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.

Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться [Н. Кузнецов, 2010].

В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков [П. Корнилов, 1969].

В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.

Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:

Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:

Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т. д. Так появился монопринт.

Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.

Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.

Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.

Виды монотипии

Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.

Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:

  1. Цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской.
  2. Способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы.
  3. Тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл.
  4. Тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге.
  5. Художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д. [ Very Important Lot, 2020].

Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:

  1. Акватипия: картинка наносится гуашью, а после свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее раскрашенный лист необходимо высушить, а потом поместить в емкость с водой. Тушь в воде не растворяется, а гуашь – частично. В результате получается оригинальное размытое изображение:

  1. Деотипия: лист бумаги кладут на форму с краской, а сверху – тонкую кальку. На кальку наносят рисунок карандашом или любым другим предметом. В результате краска неравномерно отпечатывается на бумаге и получается интересный рисунок:

  1. Негативная монотипия: для ее создания используется форма с остатками краски, которая применялась в деотипии. Незакрашенные участки разрисовывают повторно и делают новый оттиск на бумаге:

  1. Акваграфия: нерастворимую краску в жидком виде медленно добавляют в емкость с водой. На поверхности получатся цветные пигменты, которые необходимо размешать кисточкой, создавая интересные узоры. Затем в емкость с цветной водой помещают лист бумаги, чтобы сделать отпечаток узора, и аккуратно вынимают его. Кстати, такой способ изображения рисунка появился в 15 веке. В Турции и Персии акваграфию называли эбру («искусство облаков»):

  1. Флоротипия: на форму наносится краска, а сверху раскладываются лепестки, цветки, листики и накрываются бумагой. После композицию помещают под пресс и на бумаге остается
    интересный отпечаток
    с силуэтами использовавшихся предметов:

  1. Декалькомания: цветной рисунок с бумаги под давлением переносится на тканевую поверхность, керамику или другое полотно. Эта техника чаще всего используется для печати переводного изображения:

  1. Кляксография: это одна из самых простых в исполнении техник создания изображения в монотипии. С ней справится любой: на центр листа бумаги наливается акварель или гуашь, а затем бумага наклоняется в разные стороны, чтобы краска растеклась по поверхности, образуя цветные потеки: [Very Important Lot, 2020].

Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?

Монотипия в психологии

Монотипия – не просто техника рисования, т.к. сегодня она является разновидностью арт-терапии, которая будет полезна абсолютно всем, кто нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния. Такой метод психотерапии давно полюбился психологами, ведь, если его правильно применять, он принесет очевидную пользу в виде:

  • снятия эмоционального напряжения;
  • развития индивидуальности;
  • укрепления межличностных связей;
  • актуализации чувств;
  • развития мышления, креативности;
  • спонтанного самовыражения [М. Киселева, 2007].

Самая известная методика изучения психики личности и ее нарушений с помощью монотипии – психодиагностический текст Германа Роршаха («Пятна Роршаха»).

Автор теста нарисовал 10 клякс разных цветов и насыщенности, каждое изображение служит стимулом для свободных ассоциаций. По мнению Роршаха, то, что увидит испытуемый в данных изображениях, говорит о его интеллектуальном контроле и эмоциональном состоянии. Для чистоты исследования тестируемый должен ответить на следующие вопросы:

  1. Что он видит на картинке?
  2. Где он это видит?
  3. Почему чернильная клякса вызывает у него такие ассоциации?

Вот пример одного из изображений теста:

Что вы видите на картинке? Это изображение оценивает отношение человека к другим людям. Чаще всего испытуемые отвечают, что они видят моль, бабочку, двух людей или человека, который смотрит в зеркало.

Если вы увидели двух беседующих людей, то у вас активная общественная жизнь. Если вам кажется, что они моют руки, то, возможно, вы не чувствуете себя в безопасности. А если вам кажется, что два человека играют в какую-то игру, то, скорее всего, сейчас вы подвержены конкуренции [Б.

Белый, 2005].

Особенно полезна монотипия для детей. Она играет важную роль в изучении психологического состояния ребенка и развитии его творческих навыков. Многие дети любят рисовать красками, поэтому процесс создания рисунка данной техникой их очень увлекает. Монотипия способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • стабилизации эмоционального фона;
  • развитию речи;
  • расширению кругозора детей;
  • нормализации нервной системы;
  • формированию настойчивости, усидчивости, внимательности и т.д. [М. Киселева, 2006].

Для начала можно использовать простой лист бумаги и краски: пусть ребенок нарисует то, что умеет, а затем, пока краска не высохла, накроет разрисованный лист бумаги чистым листом. В итоге получится забавная картинка.

Подобное творческое занятие легко организовать в домашних условиях. В детских садах для этого используется оргстекло или пластиковые доски, на которых гуашью или масляными красками наносится изображение и после отпечатывается на бумаге. Получившаяся картинка дополняется рисунком кисточкой или карандашом.

Монотипию включают в программу уроков изобразительного искусства. В младших классах дети рисуют пальцами или ладошками, а учащиеся постарше используют уже другие техники и материалы.

Интересное творческое упражнение «Морозные узоры» предлагает психолог Галина Ельчанинова. Для этого понадобятся листы бумаги, гуашь, гелевые краски, нитки, полиэтиленовый пакет, трубочка. Для начала макаем кисточки в баночки с краской и наносим пятнами на пакет. Далее на него накладываем бумагу и плотно прижимаем. На полученном отпечатке, пока краска не высохла, выкладываем узоры при помощи нитки, трубочки и т.д. В итоге получается импровизированный зимний узор.

Такой техникой можно отразить совершенно любую тематику, будь то лето, весна или просто свободное творчество. Главное – отсутствие ограничений [Г. Ельчанинова, 2018].

Монотипия – отличный способ развития сенсорно-перцептивного восприятия. Вот еще одно упражнение, которое рекомендуют проводить психологи с детьми: понадобятся жидкая гуашь, вода, стаканчики для краски, растительное масло, мука, клей ПВА, соль, картон, клеенка.

Для начала дети изготавливают краску самостоятельно: смешиваются 100-150 грамм муки, столовая ложка растительного масла, щепотка соли, столовая ложка клея и добавляется вода, чтобы консистенция напоминала сметану. Важно, чтобы все компоненты перемешивались руками. Далее в полученную смесь добавляется любимый цвет ребенка.

Попросите детей комментировать свои ощущения во время процесса. После этого дайте задание нарисовать руками на картоне или листе бумаги полученной краской. Это может быть индивидуальное или коллективное творчество.

Не бойтесь экспериментировать с монотипией: чем разнообразнее занятия, тем интереснее они будут для детей. Необычное исполнение монотипии предлагает в своей книге «Творческая мастерская: 55 мастер-классов для маленьких исследователей» Ракель Дорли: возьмите краски, воду, бумагу, мыло и трубочки. Размешайте в воде гуашь и мыло в соотношении 1:2:2.

Предложите малышу подуть в трубочку, опущенную в стакан с цветной мыльной водой до тех пор, пока на поверхности не образуется облако из пузырей.

Приложите бумагу к пузырям. Будет интереснее, если подобных растворов будет несколько и все они будут разных цветов [Р. Дорли, 2016].

Если у вас возникли трудности в проведении подобных творческих занятий, вы всегда можете обратиться за помощью к педагогическим материалам. В Интернете представлено множество конспектов по монотипии для проведения уроков детям разных возрастов.

Приступаем к практике

Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:

  1. Основа: для начала можно использовать плотную бумагу или картон. Главное, чтобы поверхность не пропитывалась красками. В качестве основы подойдет стекло, металлические пластины, пластиковые поверхности.
  2. Краски: лучше всего использовать акриловые краски, т. к. они отличаются яркостью цветов и плотной текстурой, изображения получаются более насыщенными и интересными, также подойдет гуашь.
  3. Принадлежности для рисования: обычно краска наносится кистями и валиком, а для прорисовки деталей подойдут ватные палочки, трубочки, зубочистки, карандаши, одним словом, то, что имеет заостренный конец.
  4. Дополнительные материалы: для создания более оригинальных изображений можно использовать ткань в качестве основы, а для придания фактуры рисунку – любые подручные материалы, веточки, листья и т.д.

Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.

Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:

  1. Монотипия предметная: с помощью данной техники можно нарисовать любой предмет путем симметричного переноса изображения с одной половины листа бумаги на другую. Все очень просто: сначала сгибаем лист бумаги пополам, разворачиваем его и рисуем на одной стороне, например, ствол дерева. Далее складываем бумагу снова пополам: рисунок отпечатывается на чистой стороне листа. Таким образом можно дорисовать листочки на дереве, небо, фон и т.д.

  1. Монотипия «Бабочка»: на одной части листа бумаги рисуем цветные пятна, по очертанию напоминающие крылья бабочек. Отпечатываем цветную часть листа на чистой половине. В итоге получается яркое очертание бабочки, контуры крыльев, узоры и усики можно дорисовать карандашом.

  1. Монотипия пейзажная: на одной стороне листа бумаги рисуем пейзаж и отпечатываем рисунок на противоположной стороне листа. Получившуюся картинку можно дорисовать и сделать более четкой и органичной. Посмотрите, как красиво выглядит монотипия на тему «Весна»:

  1. Монотипия «Цветы»: закрасьте лист бумаги белой тушью, сверху нарисуйте полосы пастельных тонов, а после широкой кистью растушуйте цветные линии белой краской. Центральной фигурой изображения сделайте вазу с цветами. Вы можете выбрать оттенки по своему вкусу. После того, как изображение будет полностью нанесено, смочите другой лист бумаги и плотно прижмите к рисунку. У вас получится картинка с оригинальными потеками [Л. Савчук, 2018].

Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.

С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.

Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.

Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:

Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!

Подведем итог

Монотипия – один из древнейших видов искусства, который здорово преобразовался в наше время и нашел свое применение не только в творческих сферах деятельности, но и в психологии. Это уникальный способ нанесения рисунка, который не имеет каких-либо ограничений.

Вы можете использовать все возможные материалы: бумагу, пластик, стекло, металл и любые подручные средства; главное помнить, что в этом деле важны скорость и настроение.

Монотипию сравнивают с медитацией, не зря эта техника широко применяется в арт-терапии. Для освоения этого вида творчества не требуется какая-либо специальная подготовка, и наверняка у каждого из вас дома найдутся необходимые для рисования материалы.

Это занятие будет увлекательным как для взрослого, так и для ребенка, поэтому не отказывайте себе в удовольствии окунуться в мир творчества. И, если вы давно хотели попробовать себя в роли художника, советуем начать именно с монотипии, ведь это быстро, просто и очень увлекательно.

Желаем творческого вдохновения!

Ключевые слова:1LLL

Как нарисовать картину в технике монотипии? | Культура

Любите рисовать? Тогда освоение новой техники доставит удовольствие и вам, и вашим детям. По своему характеру эта нетрадиционная художественная техника скорее напоминает игру… Но результаты вполне впечатляют.

Для того, чтобы нарисовать картину в технике монотипии нам понадобятся краски (гуашь, масло или акрил), вода, бумага и лист стекла или пластика. Желательно прозрачного, иначе вы потеряетесь в цветах: окрашенные поверхности не дают возможности точно ориентироваться в оттенках.

Итак, на куске стекла вы рисуете будущий пейзаж или букет цветов или что на ум пришло в этот момент. Желательно работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Акварель здесь не подойдет — слишком быстро сохнет и эффект дает жесткий, зато другие материалы, применяемые в этой технике, с успехом достигают эффекта «акварельности». Кисти лучше выбирать более жесткие, чтобы краску хорошо держали и меньше скользили. Можно работать и другими инструментами (разными фигурными шпателями и подручными подходящими средствами), главное, чтобы картинка получилась. Хорошо подойдут акриловые краски
Фото: pixabay.com

Когда картина готова, то стекло переворачиваем и прижимаем плотно к поверхности бумажного листа. Или можно наоборот, на расписанную поверхность наложить белый лист и, осторожно прижимая руками, отпечатать на нем задуманное. Вот и все — монотипия готова! Только когда будете рисовать, не забывайте о принципе зеркальности, в противном случае вместо надписей и разумных сюжетных построений может получиться абракадабра.

Хорошо для картин, сделанных с помощью оттиска, использовать акриловую краску. Её сочные цвета практически не теряют яркости при отпечатках, а консистенция позволяет создавать экспериментальные необыкновенные цветосочетания. Щедро нанося краску на стекло, главное — не переборщить с толщиной слоя, иначе причудливые лепестки превратятся при отпечатывании в непонятной формы кляксы.

Многие современные художники редко прибегают, или вообще не прибегают, к этой технике рисования, поскольку она весьма трудоемка. Но, заметим, экономична: краски для отпечатка нужно не так уж много, а белила в монотипии вообще не используются — белый цвет получается за счет удаления краски.

Монотипия — это техника создания только одного — уникального — отпечатка. С греческого этот термин так и переводится: «моно» — один, «типос» — отпечаток. Можно, конечно, снять несколько отпечатков с одной заготовки на стекле. Но это в любом случае они будут разные — по яркости и сочности, и даже, возможно, по форме.

Практичные американские художники превратили монотипию в безотходное производство: оставшиеся на стекле краски (а это та же картина на стекле!) оформляют в рамочку и продают как самостоятельное произведение искусства.

Художники очень редко используют монотипию в чистом виде. Как правило, она применяется как часть смешанной техники. В отпечатанном на листе бумаги сочетании форм и красок художник угадывает близкие ему образы и дорисовывает то, что видит, уже на бумаге с помощью кисти.

Например, известный питерский художник-монотипист Лилия Цыбизова обожает с помощью этой техники рисовать цветы. И такие картины по-настоящему выигрывают: лепестки получаются как живые — нежные, тонкие, полупрозрачные. И в целом воздушность картин придает им душевность и какую-то ностальгическую нотку: отпечаток — это как фотоснимок. Ведь остановленное мгновенье неповторимо. И монотипия как-то особенно остро дает это почувствовать.

А для непрофессионального художника такая техника — один из новых способов выразить сиюминутные эмоции и настроения (работать нужно очень быстро — краска сохнет), да и просто получить удовольствие от собственных художественных способностей и непредсказуемости поведения краски на стекле. Кстати, стекло и разный пластик по-разному отдают краску, в итоге одни и те же усилия дают разный результат. В этой технике хорошо работать с детьми. Ошибся? Не беда — все поправимо. Вытер стекло и нарисовал заново. Здорово, правда?

Теги: краска, художники, живопись, искусство, стекло, техника рисования

Бабочка монотипия техника рисования для детей поэтапно

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества. Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Что такое монотипия?

Монотипия  (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

[attention type=red]Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители![/attention]

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

[blockquote_gray»] Рекомендуем вам также интересные статьи: Изотерапия — исцеление через творчество 

Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии [/blockquote_gray]

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

[attention type=yellow]Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.[/attention]

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

[attention type=green]Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.[/attention]

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

 

 

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

 

Статью прочитали: 11 418

Монотипия для начинающих. Что нужно для начала работы

Монотипия — это быстрый и простой процесс печати. Технически монотипией делается только один оттиск, поэтому работа, которую вы создаете, является уникальной работой на бумаге, хотя часто есть возможность создавать «фантомные отпечатки» — слегка выцветшие оттиски работы, сделанные вами на стекле после того, как сделан первый оттиск. Нет необходимости в прессе, хотя его можно использовать, например, травильный или вертикальный печатный станок для сброса давления. Результаты могут быть удивительными, тонкими, драматичными и живописными — все зависит от того, как вы работаете с этим адаптируемым и захватывающим методом создания изображений.

 

Ева, Кошмар , 1899 г.
Поль Гоген
Монотипия, 64,2 x 48,9 см | 25,2 x 19,2 дюйма
Коллекция Музей Дж. Пола Гетти

 

Содержимое

Основные инструменты для монотипии

Дополнительные принадлежности

В чем разница между монотипией и монопринтом?

Подходы к монотипии:

№1: Монохромные линейные монотипии

№2: Живописные монотипии

№3: Трафареты

 


 

Основные инструменты для монотипии


L-R: валики для печати, формирователи цвета чернила. Эта стеклянная пластина с чернилами идеальна, потому что вы можете разместить под ней направляющие при построении монотипной печати слоями, чтобы убедиться, что сделанные вами метки совпадают с тем, что уже было напечатано. Вы также можете использовать старое зеркало или лист плексигласа, пластину Gelli или эти пластины Grafix Monotype.

 

Ролик

 

Вы можете начать монотипную печать с помощью всего одного валика, но если вы делаете печать с использованием нескольких цветов, можно сэкономить много времени, имея по одному валику для каждого цвета. Все валики на этой странице подходят для монотипии, однако лично я предпочитаю те, у которых на цилиндре находится металлическая планка, так как вы можете положить их на металлическую планку, когда не используете ее, чтобы поддерживать форму цилиндра с течением времени. , а если валик заполнен чернилами, положите его на металлический стержень, чтобы предотвратить его прилипание к ближайшей бумаге или тряпкам. Эти ролики для передачи долговечны и подходят для отпечатков формата A5-A4 при использовании нескольких цветов.

 

Чернила

 

Я знаю чистую масляную краску, которую можно использовать для монотипии, но она не так легко впитывается бумагой, как чернила для печати. Вам нужна эта дополнительная прихватка для удовлетворительного результата. Поэтому я рекомендую использовать рельефные или травильные чернила, а если они слишком долго сохнут, добавить пару капель Cobalt Siccative. Идеально подходят чернила Caligo Safe Wash Ink, также можно использовать обычные чернила на масляной или водной основе для печати. Чернила на водной основе высыхают гораздо быстрее, поэтому лучше подходят для простых однослойных отпечатков. Другой вариант — добавить в масляную краску какой-нибудь печатный материал для блочной печати, например Schmincke Relief и Intaglio Printing Medium.

 

Бумага


Бумага Fabriano Rosaspina

 

Обычная бумага для картриджей плотностью около 130-150 г/кв. для простых монотипий. Если вы начнете создавать многослойные монотипии или начнете работать с более толстыми слоями чернил, вы можете обнаружить, что более плотная бумага для печати будет содержать больше цвета, например Fabriano Rosaspina, Stonehenge или Zerkall. Вы также можете использовать акварельную бумагу. Бумагу для масляной живописи также можно использовать, но, как правило, бумага без покрытия или грунтовка, как правило, удерживает больше чернил и сводит к минимуму «раздавливание чернил».

 

Мастихин

 

Мастихин полезен для смешивания чернил и нанесения их на красочный блок (если вы работаете из банки). Его также можно использовать для процарапывания слоя чернил для создания текстуры на изображении. Металлический мастихин может поцарапать стеклянную поверхность, поэтому, если вы хотите этого избежать, советуем использовать пластиковый мастихин.

 

Тряпки

Тряпки полезны при уборке, но их также можно использовать для удаления чернил при рисовании чернилами на чернильном блоке.

 

Инструменты для рисования

 

Карандаш

Чем острее и тверже карандаш, тем четче будет линия, которую он сделает. гамма тонов в монотипии одного цвета.

 

Кисти

 

Кисти можно использовать для нанесения меток на краску перед печатью – для этой цели можно использовать буквально любую кисть. Если вы используете кисть на обратной стороне листа бумаги, чтобы добавить чернильный отпечаток на свой монотип, лучше использовать кисть с жестким ворсом, так как вам нужно большее давление — кисть Da Vinci Impasto или боров. рекомендуется щетка для волос.

 

Вернуться к началу

 

Подпишитесь на наши информационные бюллетени, чтобы получать эксклюзивные рекламные акции,


подробных обзоров продуктов и многое другое.

БИРКИ начинающиеначало работыMonotype

Делиться Твит

Monoprint против Monotype. В чем разница?

Монопринт против монотипа

Monoprint по сравнению с Monotype . Арх! В чем разница?

Это то, что смущало меня в течение многих лет, но до сих пор (мне немного стыдно признаться) у меня не было склонности правильно понимать разницу. Тем не менее, меня пригласили принять участие в обмене открытками, и одним из печатных изданий является 9.0024 монопринт . Теперь я думаю, что пришло время правильно понять разницу между двумя медиа.

В процессе обучения я узнал, что неправильно использую термин «монопринт». По сути, то, что я раньше называл «монопринтом», на самом деле является «монотипией». Хм. Пришло время обновить названия категорий в моей галерее монопринтов/монотипов. Найти понятное мне определение было непросто. Мне потребовалось некоторое время, чтобы осознать это, но теперь я думаю, что понял.

Примечание. Если при чтении этого вы обнаружите, что я неправильно понял определения, сообщите мне об этом.

Моими словами…

Монопринт — это единственный в своем роде принт, входящий в серию. Очень похоже на «переменную редакции». Каждый готовый отпечаток отличается от другого, но в каждом отпечатке присутствует общий элемент. Например, коллаграф может быть общим элементом, но каждый оттиск окрашен по-разному, на одном или нескольких отпечатках нанесено китайское колле, а разные метки сделаны путем вычитания или добавления чернил и текстуры в дополнение к базовой коллаграфной пластине или матрице. .

Монотип — это единственный в своем роде отпечаток, который будет существовать в своем собственном «уникальном состоянии». Он начинается с чистой поверхности (например, стекла, желатиновой пластины, плексигласа), затем добавляется чернила или краска и обрабатывается поверхность для создания изображения, прежде чем делать оттиск на бумаге. Эта техника прекрасно работает при добавлении слоев цвета и текстуры к одному отпечатку. Изображения ниже представляют собой многослойные монотипные отпечатки, созданные с использованием желатиновых пластин и акриловой краски с использованием различных органических веществ для создания изображения.

Оба процесса открывают бесконечные возможности для экспериментов. Я люблю экспериментировать с разными техниками — для меня это то, как я узнаю о гравюре во всех его разнообразных формах, и как я развиваю свои навыки и нахожу свой собственный стиль. Я подозреваю, однако, что развитие навыков и стиля будет учиться всю жизнь. Блаженство!

«Красный центр»

«Ипомея»

«Как растет ваш сад»

По словам онлайн-профессионалов…

Источник: Справочник коллекционера – Что такое монотипия

Монохромный принт является одним из серии и поэтому не является полностью уникальным. Монопринт начинается с гравюры, трафаретной печати, литографии или коллографии. Это базовое изображение остается неизменным и общим для всех отпечатков в данной серии. Затем используются другие средства добавления пигмента или рисунка, чтобы каждый отпечаток в серии немного отличался. Серия монопринтов имеет ограниченное количество экземпляров и каждый пронумерован.

Монохромный тип является единственным в своем роде, уникальным произведением искусства. Это простейшая форма гравюры, требующая только пигментов, поверхности, на которую их можно наносить, бумаги и какой-либо прессы.

и…

Источник: Что такое монопринт

Монотипия , по сути, ЕДИНСТВЕННАЯ в своем роде: моно — это латинское слово, означающее ОДИН, а тип — вид. Таким образом, монотипия — это одно печатное изображение, не имеющее формы матрицы. С другой стороны, монопринт имеет некоторую форму базовой матрицы.

Процесс создания монопринта или монотипии одинаков, но при выполнении монотипии художник работает на чистой и непротравленной пластине; однако в монопринтах всегда присутствует узор или часть изображения, которые постоянно повторяются в каждом оттиске. Художники часто используют травленые пластины или какой-либо узор, такой как кружево, листья, ткань или даже резиновые прокладки, чтобы добавить текстуру. В этом случае, имея повторяющийся рисунок, мы имеем монопринт.

Заинтересованы в мастерской Monotype?

Монопринт и монотипная печать — это весело, легко и заразно! Посетите однодневный семинар со мной, где вы будете играть с найденными и органическими формами и объектами, чтобы создать серию монотипных отпечатков. Вы узнаете, как использовать как плановый, так и спонтанный подход к этому методу печати. Вы также узнаете, как применять эту технику печати на других поверхностях, например, на тканях, и как продолжить работу дома с минимальными затратами на материалы.

Примеры монопринтов и монотипии

Простой и увлекательный подход к монотипии — работа с желатиновыми пластинами. Вы можете сделать тарелки самостоятельно или купить их онлайн (Gelli Arts) в различных магазинах. Быстрый поиск картинок в Google по запросу «примеры монотипии» выявляет множество различных стилей и подходов к созданию монотипных изображений.

Я выполнил тот же поиск «примеры монопринта», но вы увидите одни и те же изображения в обоих запросах, поэтому вам, возможно, придется углубиться в разные страницы, чтобы узнать, какие изображения действительно монопринта против монотипии .

У меня есть доска Pinterest с сочетанием монотипии и монопринтов. Посмотрите и посмотрите, сможете ли вы отличить монотипию от монопринта.

На этом я закончу восхитительным видео 1970-х годов, демонстрирующим искусство мраморной бумаги. По сути, это монотипный процесс. Я смотрю на эффект и вижу его как «старомодный», но в то же время я рад попробовать и добавить его в свой репертуар навыков гравюры. Я поэкспериментирую и добавлю свою изюминку, но сам процесс и практический подход мне очень импонируют.

Сохранить

монопечать, что такое эстамп

Рекомендуемые сообщения

  • Внутренние районы – Персональная выставка

  • Настенная роспись Ховард-стрит, Намбур – Летние каникулы

  • Опубликовано!

МОНОТИП The Painterly Print — Gamblin Artists Colors

Монотипия имеет свою уникальную форму выражения, и определенные типы знаков и изображений могут быть получены только с использованием процесса монотипии. Монотипия является наиболее живописным методом среди гравюрных техник и часто называется «живописной печатью» или «печатной живописью».

Коити Ямамото, Бени Монотипия

Монотипия и монопринт

Термины «Монотипия» и «Монопринт» иногда используются взаимозаменяемо, но между ними есть большая разница. Монопринт обычно представляет собой разновидность серии, поскольку на поверхности картины есть узор или изображение, которое можно печатать несколько раз различными способами. Монотип считается единственным в своем роде и не содержит повторяющихся элементов.

История

На протяжении всей истории живописцы часто использовали монотипии в своих подготовительных набросках. Подобно живописи, монотипия очень прямолинейна и может быть спонтанной или преднамеренной. Непосредственность и диапазон значений меток хорошо сочетаются с яркостью, которую обеспечивают чернила и процедуры для печати. Некоторые из ранее известных монотипий были созданы итальянским художником Джованни Бенедетто Кастильоне, который использовал субтрактивную технику для создания эффектов, подобных светотени. Рембрандт использовал монотипию, чтобы запечатлеть идею, как только она пришла ему в голову. Мэри Кассат, Эдгар Дега и Анри Матисс — прекрасные примеры того, как художники расширяют и экспериментируют с техникой монотипии.

Рулонная краска для печати


Краски Gamblin Relief разработаны с учетом конкретных требований, предъявляемых к монотипной печати. Их уникальное мягкое тело и высокое содержание пигмента позволяют использовать их в более тонких материалах с большей интенсивностью цвета,
, особенно при многослойной печати.

Вы также можете смешивать чернила Gamblin Relief с маслами Gamblin Artist Grade Oils для создания еще более широкой цветовой гаммы. При смешивании масляной краски с рельефной краской может потребоваться добавить масло для форм и/или понизитель липкости, так как масляная краска и чернила имеют разную вязкость. Если вы решите использовать краску прямо из тюбика, мы предлагаем вам смешать масляную краску с маслом Gamblin Burnt Plate Oil #000, чтобы снизить вязкость и улучшить печатные свойства краски. Масла для обожженных пластин представляют собой сырые льняные масла, которые были нагреты для изменения их молекулярной структуры, чтобы масло не влияло на стойкость бумажных волокон. Не используйте льняное масло для разбавления масляной краски, так как льняное масло со временем отрицательно повлияет на бумажные волокна.

Вязкость

Вязкость чернил относится к их текучести. Если краска имеет высокую вязкость, она будет слишком жесткой для переноса с печатающего элемента на бумагу. Чернила с чрезвычайно низкой вязкостью будут слишком жидкими, и их будет трудно контролировать, поскольку они слишком легко растекаются. Краски с высокой вязкостью можно «разбавлять», добавляя Gamsol Gamsol или Burnt Plate Oil #000. Чернила с низкой вязкостью можно «загустить» добавлением карбоната магния.

Прихватка

«Клейкость» чернил — это липкость чернил, похожая на то, что вы почувствуете, если попытаетесь разъединить пальцы с чернилами между ними.

Если вы заметили, что чернила рвут бумагу во время печати или плохо переносятся с печатающего элемента на бумагу, значит, чернила слишком липкие. Добавьте Gamblin Tack Reducer, чтобы сделать чернила менее липкими и лучше перенести их на бумагу.

Печать изображения

Если у вас нет доступа к печатной машине, ручная печать может иметь свои преимущества. Положите лист бумаги поверх печатающего элемента. Потрите гладким или подобным инструментом, например, плоской деревянной ложкой, обратную сторону бумаги. Этот стиль печати позволяет наносить более густые чернила и выборочное давление печати.

Бумага

Существует два типа бумаги для печати, обычно используемой в монотипии: проклеенная и непроклеенная. Проклейка — это материал, обычно крахмал, который добавляют в бумагу, чтобы регулировать способность бумаги впитывать влагу.

Проклеенная бумага для печати обычно содержит больше проклейки внутри и меньше на поверхности. Чтобы бумага печаталась правильно, бумажные волокна необходимо смягчить. Обычно это делается путем замачивания бумаги в воде, а затем промокания перед печатью. Примерами бумаги для печати, содержащей проклейку, являются Rives BFK, Arches Cover, Fabriano Tiepolo, Magnani Pescia, Somerset, Stonehenge. Примером бумаги для печати, не содержащей проклейки, является Arches 88. На этой бумаге следует печатать в сухом виде, и она никогда не должна намокать.

Создание изображения

Инструменты

Создание меток в монотипии — обширное и увлекательное занятие. Любой инструмент, который можно использовать для нанесения чернил или манипулирования ими, может дать интересный эффект. Используемые инструменты будут отражать два основных подхода к рисованию для монотипии: Additive или Reductive .

Нанесение материалов непосредственно на печатающий элемент называется Аддитивным подходом . Чернила можно наносить живописным способом с помощью множества инструментов. Это известно как работа в «световом поле», потому что ваше прямое нанесение меток создает положительный образ. При работе в аддитивном методе жесткие кисти, такие как свиная щетина и брайеры, могут использоваться для нанесения чернил или краски на поверхность печати.

Редуктивный подход по существу противоположен.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *