Что должен уметь малыш: Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

Содержание

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность.

Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым.

Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»

  • от 8 мес. до 2 лет

    Занятия музыкой для детей от 1 года

    от 3330

    Включает 4 занятия по 45 мин.

    от 2520

    Включает 4 занятия по 30 мин.

    Развернуть другие варианты

  • от 8 мес. до 2 лет

    Монтессори занятия вместе с мамой

    от 4320

    Включает 4 занятия по 60 мин.

    от 7740

    Включает 8 занятий по 60 мин.

    от 5220

    Включает 4 занятия по 75 мин.

    от 6210

    Включает 4 занятия по 90 мин.

    Больше вариантов —
    на странице занятия

    Развернуть другие варианты

Посмотреть все

Режим дня и питания для детей 1 года

Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.

Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.

Здоровье годовалого ребенка

Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.

Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.

Как развивать ребенка в 1 год

Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:

  1. Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
  2. Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
  3. Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.

Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!

Выводы

Время с малышом пролетает очень быстро. За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Основные изменения в развитие годовалого ребенка– это первые слова и первые шаги, развитие навыков общения, исследования мира, самообслуживания.

Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»

  • от 8 мес. до 2 лет

    Занятия музыкой для детей от 1 года

    от 3330

    Включает 4 занятия по 45 мин.

    от 2520

    Включает 4 занятия по 30 мин.

    Развернуть другие варианты

  • от 8 мес. до 2 лет

    Монтессори занятия вместе с мамой

    от 4320

    Включает 4 занятия по 60 мин.

    от 7740

    Включает 8 занятий по 60 мин.

    от 5220

    Включает 4 занятия по 75 мин.

    от 6210

    Включает 4 занятия по 90 мин.

    Больше вариантов —
    на странице занятия

    Развернуть другие варианты

Посмотреть все

Заключение

Помочь малышу развиваться всесторонне и гармонично могут развивающие занятия. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть группы «Вместе с мамой», которые могут посещать дети от 8 месяцев до 2 лет. Занятия направлены на развитие мелкой моторики (а значит, и речи), концентрации внимания, координации движений, воображения, памяти, зрения, мышления, словарного запаса. Опытный педагог покажет Вам, как работать с тем или иным материалом и поможет заинтересовать ребенка. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров

В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.

Важно!

В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.

Полезная информация о годовалом малыше 

Средний рост75-79 см
Средний вес9,6-10,5 кг
Средняя окружность головы45-47 см
Количество зубов8
Кризис 1 годаВ 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1).
Гармоничное развитиеМногие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2).
Взаимосвязь физического и психического развитияВ раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3).

Физическое развитие ребенка в 1 год

Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем. 

Развитие тела

У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.

Двигательные навыки

Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.

Психическое развитие ребенка в 1 год

Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.

Общение

Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).

Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».

Психомоторные навыки

Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы. 

Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».

Социальное развитие ребенка в год

Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери. 

У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.

В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.

Речевое развитие ребенка в 1 год

Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.

Словарный запас

Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки. 

Автономная речь

Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака. 

Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).

Фото: Josh Duncan, unsplash. com

Как развивать речь

Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.

Здоровье ребенка в 1 год

Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.

Плановый осмотр в поликлинике

Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.

Прививки

Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции. 

Узнать больше

Часто встречающиеся болезни

Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.

Узнать больше

Навыки самообслуживания ребенка в 1 год

Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.  

Гигиена

К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.

А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.

Взаимодействие с одеждой

Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.

Комментарии педиатров

Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:

— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.

В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам. 

Фото: Alexander Grey, unsplash.com

В этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа. 

Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает. 

Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность. 

Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.

Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:

— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг. 

Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.

На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.

Популярные вопросы и ответы

Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.  

Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?

Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит. 

Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему. 

Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?

Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?

Что понимает ребенок в 1 год?

Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.

Источники

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
    https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85. pdf
  2. Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
    https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656
  3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
    https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf

Справочник по возрасту о том, что ваш ребенок может (и должен) делать прямо сейчас

От того, чтобы позволить вашему малышу выбирать себе еду, до того, как ваш подросток стирает белье, эти задачи и обязанности помогут ему вырасти способным взрослым.

«Для того, чтобы выросли способными взрослыми , детям нужен стресс в жизни», — говорит Майкл Унгар, профессор социальной работы Университета Далхаузи и автор нескольких книг, в том числе Слишком безопасно для их же собственного блага . «Слишком мало стресса или слишком много стресса, и наши способность справляться с снижается, но есть и приятная точка. Если вы способны справиться с небольшим конфликтом в детстве, вы, скорее всего, сможете справиться с конфликтом и во взрослом возрасте».

Дело в том, что большинство детей более компетентны, чем мы думаем. Моему 11-летнему ребенку нравится возможность сходить в местное кафе и купить себе обед между уроками танцев, а мой пятилетний ребенок в восторге, когда я прошу его взять на себя ответственность за его двухлетнего брата. . Детям нравится знать, что мы им доверяем, и чем более полезными они учатся быть, тем легче всем в долгосрочной перспективе . Хорошая новость заключается в том, что мы можем начать воспитывать в себе самодостаточность и ответственность в очень раннем возрасте.

Малыш

Как помочь вашему малышу стать более самостоятельным Не поддавайтесь желанию нянчить вашего малыша. «С точки зрения развития независимость может начаться рано с точки зрения предоставления им выбора, развития навыков саморегуляции и подвергания их управляемому уровню риска», — говорит Унгар.

  • Вместо того, чтобы подхватывать детей каждый раз, когда они прерывают ваши действия, предложите им поиграть с игрушкой — они научатся успокаивать себя.
  • Дайте им соответствующие возрасту обязанности, такие как складывание грязной одежды в корзину и перенос посуды в раковину.
  • Позвольте им принимать решения, которые расширят их возможности, например, как высоко забраться на турник.
  • Пусть они сами решают, что перекусить, когда вы будете бегать по делам.
  • Играйте в игры, требующие самостоятельного мышления, например, в прятки. (Даже если им это хреново, притворитесь, что на их поиск уйдет много времени.)

Дошкольник

«Дошкольники естественным образом тяготеют к риску, и это идеальный возраст, чтобы создать для них безопасные способы подтолкнуть себя», — говорит Унгар. «Они также любят ответственность, и забота о домашних животных и братьях и сестрах может помочь развить это чувство независимости».

  • Возложите на них ответственность за кормление своего питомца. Сначала вам нужно будет присматривать, но вскоре они освоятся.
  • Отбросьте любые предвзятые представления о модных ошибках, и пусть они сами выбирают себе одежду и одеваются.
  • Попросите их накрыть на стол для семейного обеда.
  • Научите их, как приготовить себе завтрак (мы говорим об основах, таких как хлопья).

Детский сад

Как только они пойдут в детский сад, вы заметите резкий скачок уровня их самостоятельности, поскольку они берут на себя ответственность в классе.

  • Не оставайтесь, когда ваш ребенок играет. Им нужно научиться справляться с незнакомыми ситуациями без вас.
  • Пусть ваш ребенок заплатит кассиру в продуктовом магазине и принесет вам сдачу.
  • Пусть убирают свои игрушки и помогают убирать за младшими братьями и сестрами.
  • Пусть они сами заказывают себе еду, когда вы едите вне дома.
  • Добавьте к своим повседневным обязанностям заправку собственной постели.

Ученик начальной школы

В этом возрасте дети хотят чувствовать себя большими и часто хватаются за возможность взять на себя больше обязанностей. «Однако суждения в этом возрасте могут быть сомнительными, поэтому ключевым моментом является предоставление пошаговых инструкций», — говорит Унгар.

  • Прогулка с собакой (или собакой вашего соседа) вокруг квартала — это захватывающий способ для детей испытать немного свободы и ответственности.
  • Попросите детей упаковать обед в школу и взять на себя ответственность за здоровый выбор. (Облегчите задачу, имея под рукой хороший выбор закусок и фруктов.)
  • Отправьте детей за чем-нибудь в продуктовый магазин. «Важно вовлечь их в покупку продуктов, а не просто раздражать», — говорит Унгар.
  • Вовлекайте детей в принятие семейных решений. Планируете отпуск? Пусть они подскажут, какие достопримечательности стоит посетить.
  • Не оставайтесь на каждом хоккейном или футбольном матче вашего ребенка. Таким образом, они научатся справляться с конфликтами со своим тренером, ободранным коленом или последствиями своих действий без вас.

Подросток

До того, как начнется этап бунта, подростки часто любят правила и любят брать на себя ответственность, говорит Унгар, что делает это идеальным временем, чтобы подтолкнуть их к большей самостоятельности в жизни.

  • В продуктовом магазине дайте подростку бюджет нездоровой пищи на дом. Таким образом, они скоро узнают разницу между фирменным пакетом чипсов за 6 долларов и магазинным брендом, а также приобретут навыки составления бюджета.
  • Добавить стирку в список домашних дел.
  • Разрешите вашему подростку совершить небольшой перелет без сопровождения, чтобы увидеть бабушку. Как на Air Canada, так и на WestJet вы платите дополнительно 100 долларов за присмотр за ребенком в пути.
  • Дайте им бюджет и позвольте им выбирать подарки, когда их приглашают на вечеринку по случаю дня рождения.
  • Занятия, в которых страдают другие, если вы не выполняете свою часть работы, например, хор или хоккей, отлично подходят для того, чтобы научить детей быть более ответственными и поощрять сочувствие.

Средний школьник

В этом возрасте вы можете подталкивать детей делать больше и идти на больший риск.

  • Предложите им пройти курсы по присмотру за детьми и поговорите с родителями в вашем районе. (В качестве альтернативы они могли бы заняться выгулом собак или уборкой снега лопатой.)
  • В зависимости от того, насколько это близко и насколько вы доверяете своему ребенку, позвольте ему сходить в магазин на углу и купить молока. Не думаете, что они справятся с этим в одиночку? Пусть делают это с другом.
  • Когда вы в отпуске, обязательно отправляйтесь за пределы курорта, чтобы ваши дети познакомились с другими культурами и услышали другие языки. Поощряйте вашего ребенка выучить несколько слов на этом языке (например, пожалуйста, спасибо и извините). Это повысит их уверенность в решении ситуаций, находящихся далеко за пределами их зоны комфорта.
  • Поощряйте их составлять списки и планы, чтобы они могли следить за тем, что им нужно и куда взять. Не вмешивайтесь, когда они забывают свою домашнюю работу, музыкальный инструмент или спортивную сумку, чтобы они знали о последствиях.
  • Попросите их приготовить еду для семьи один раз в неделю, для чего они сами выбирают, что приготовить, добавляют ингредиенты в список покупок и угощают всех. Бонусные баллы за то, что заставили их убираться.

Эта история является частью проекта Let Them Play, посвященного исследованию детей и самостоятельности, проводимому Today’s Parent и Maclean’s.

Подробнее:
Первые шаги вашего ребенка к самостоятельности
Воспитание на свободном выгуле: почему спасать детей — это нормально

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.

  • Электронная почта*
  • CAPTCHA
  • Согласие*

    Да, я хочу получать Сегодняшнюю рассылку Родителю . Я понимаю, что могу отказаться от подписки в любое время.**

В РЕГИСТРАЦИИ: развитие ребенка по возрасту, домашние дела, независимые дети, пусть играют

30 вещей, которые должен знать ваш подросток

Мы обратились к нашим читателям и подписчикам в социальных сетях, чтобы узнать, какими навыками должен обладать (типично развивающийся) ребенок под их поясом к тому времени, когда им исполнится 12 лет. Что ж, ты точно не разочаровал. Список длинный, так что не отчаивайтесь, если ваш 12-летний ребенок еще не освоил все навыки — просто сделайте оставшиеся вех своими #BigKidGoals.

1. Приготовить для себя . Не всегда! Но у них должны быть какие-то навыки. Домашняя богиня и мама Найгелла Лоусон заставляла своих детей практиковаться и совершенствовать одно блюдо за раз, пока у них не было пяти блюд, с которыми они могли уйти из дома.

2. Стирать самостоятельно . Это не просто помощь их родителям. Это также дает детям чувство автономии и уединения после ночных происшествий, таких как менструальные выделения и поллюции.

3. Пользуйтесь общественным транспортом. Потренируйтесь с ребенком, чтобы он знал некоторые основные маршруты и понимал, как читать карту маршрутов метро или автобусов, прежде чем идти в одиночку. Подумайте, что делать, если они случайно пропустят свою остановку или сядут не на тот автобус или поезд. И научите их сидеть или стоять как можно ближе к водителю и обращаться за помощью, если они чувствуют себя небезопасно.

4. Самостоятельно добираться до школы и обратно.

5. Сходите за продуктами. И подсчитайте сдачу, которую они должны получить от кассира.

6. Развлекайтесь не в электронном виде.

7. Присмотрите за младшим ребенком во время коротких поездок . (Со взрослым в комнате или без него.)

8. Ведение календаря . К 12 годам ваш ребенок может отслеживать свои социальные мероприятия, экскурсии, задания и дни рождения близких, большое вам спасибо.

9. Демонстрируйте основные хорошие манеры . Даже в компьютерный век жизненно важно уметь смотреть человеку в глаза при встрече и предложить крепкое, но дружеское рукопожатие.

10. Проявляйте сострадание к другим — людям и животным. Это означает поставить себя на место друга или незнакомца и встать на защиту безопасных и эффективных способов запуганных или подвергшихся насилию.

11. Берите на себя основные обязанности по дому. Дети в этом возрасте без особых физических проблем могут сгребать снег, выносить мусор и перерабатывать отходы, а также правильно загружать посудомоечную машину — для начала!

12. Развивайте отношения с миром природы . Начните с классических навыков разведки, таких как , разведение костра и определение нескольких местных птиц, животных и растений, особенно ядовитого плюща! Получите такие навыки, как определение времени по положению солнца на небе и использование компаса.

13. Воспользуйтесь телефоном. Не писать — говорить. Это сделает день бабушки!

14. Держите домашнее животное или растение в живых. Забота о другом живом существе учит ответственности и состраданию. Хомяк Хэмми также может дать ребенку первый ценный опыт горя и утраты, который приводит нас к…

15. Понять основы того, что происходит во время смерти, секса и рождения.

16. Не теряйтесь. Вы должны составить вместе с ними план, который должен включать место экстренной встречи, список местных полицейских участков и других безопасных мест, куда можно пойти, таких как библиотеки, кабинеты врачей, службы безопасности и информационные стойки; телефоны для звонка.

17. Реагировать в экстренной ситуации. Даже маленькие дети могут набрать 911, но к 12 годам ваш ребенок должен быть в состоянии найти аптечку и оказать самую простую первую помощь; используйте огнетушитель и спокойно потушите горящий жир крышкой кастрюли или коробкой с пищевой содой — ни в коем случае не водой.

18. Плавать. Умение плавать , ходить по воде и плавать на спине однажды может спасти ребенку жизнь. Инвестируйте в эти значки Красного Креста.

19. Вырабатывайте собственное мнение. Хорошо, большинству детей не нужно, чтобы родители подталкивали их к критике, но подростки должны формулировать свои мнения, чувства и взгляды, приводя веские аргументы в их поддержку.

20. Управляйте своим пособием. К 12 годам у детей должен быть собственный банковский счет. А для краткосрочного управления деньгами они могут использовать метод трех банок: СОХРАНИТЬ, ПОТРАТИТЬ и ДЕЛИТЬСЯ. Также пришло время начать скидываться на собственный мобильный телефон или копить на небольшие дополнительные услуги, которые они хотят.

21. Взаимодействуйте со своим сообществом . Ребенок этого возраста может принести пользу в качестве волонтера или даже возглавить сбор средств.

22. Вставать и собираться в школу вовремя. бонусных баллов за то, что они упаковывают свой обед и застилают себе постель перед тем, как выбежать за дверь.

23. Берут на себя ответственность за свою домашнюю работу. Пусть ребенок нарисует свой чертов вулкан из пищевой соды.

24. Соберите чемодан.

25. Рассчитайте 15-процентные чаевые. (Спасибо, везде меняли персонал закусочной!)

26. Убирать в своей комнате. Запрещается класть грязную посуду или носки под кровать.

27. Напишите курсивом и подпишите их имена. Даже если вам придется обучать их на дому!

28. Закрепите спущенную велосипедную шину. У каждого ребенка, у которого есть свои два колеса, должен быть и резиновый ремонтный комплект.

29. Используйте прокладку или тампон. (Независимо от того, начались у них месячные или нет.) Мальчики также должны понимать основы менструации, чтобы в случае необходимости они могли поддержать своих друзей, братьев и сестер.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *