Что дает детям ментальная арифметика: Есть ли детям польза от ментальной арифметики

Содержание

Есть ли детям польза от ментальной арифметики

23 июля 2018, 12:39

Наука

Статья

Ментальная арифметика — это метод счета в уме, навеянный старинными счетными досками-абаками. На сайтах учебных центров пишут, что абак появился в Древнем Китае, но упорно называют его на латинский манер абакусом. На самом деле этим приспособлением пользовались по всему свету, его точное происхождение неизвестно. Но стереотип гласит, что азиаты сильнее всех в математике, так что почему бы не отдать лавры изобретателей китайцам. А с латинским суффиксом, как известно, любое слово звучит весомее.

Программа обучения ментальной арифметике обычно занимает два-три года и делится на несколько этапов. Сначала дети учатся считать на настоящем абаке. Далее вместо доски им дают ее изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки. В конце концов у ребят забирают и картинку — на этой стадии они видят абак в уме и могут производить с ним те же операции, что и с настоящим. Выглядит это поразительно и немного пугающе: двигая в воздухе невидимые костяшки, крохи, многие из которых даже еще не ходят в школу, перелопачивают длинные ряды трехзначных чисел и за какие-то секунды дают правильный ответ.

© China Photos/Getty Images

Что обещают родителям

Еще удивительнее, что, по заверениям учебных центров, быстрый счет в уме — всего лишь побочный эффект. Родителей убеждают, что ментальная арифметика развивает логическое мышление, аналитические навыки, увеличивает объем памяти, дети учатся визуализировать задачи, поэтому глубже их понимают, мыслят креативно, становятся более внимательными, лучше концентрируются, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям и благодаря всему этому успешнее учатся в школе, причем пятерки они получают и по математике, и по всем остальным предметам.

В доказательство этих утверждений на сайте одной компании, которая продает по франшизе методику обучения ментальной арифметике, приведены результаты исследования некоей К. Васуки из Мадрасского университета в Индии. В нем участвовали две группы детей 8–12 лет по 160 человек в каждой. В первую отобрали ребят из классов ментальной арифметики первого уровня, во вторую — обычных мальчиков и девочек. За год дети пять раз прошли тесты на концентрацию, рабочую и ассоциативную память, креативность и еще несколько показателей. Вначале средние показатели в обеих группах были почти одинаковые, но под конец «ментальные счетоводы» заметно вырвались вперед.

Schoolchildren participate in the 5th Sociable Intellectual Progressive (SIP) Academy International Abacus, Brain Gym and Mental Arithmetic Competition in Bangalore, India, Saturday, Sept. 10, 2005. About 2,800 children from 9 Indian states and 70 children from 6 foreign countries participated in the competition held for the first time in India. The test involved solving arithmetic problems

© AP Photo/Gautam Singh

Исследование Васуки выглядит так, будто выполнено по научным стандартам. Но кое-что в нем настораживает. Во-первых, чем дальше, тем труднее давались задания детям в контрольной группе. Почему за год они сдали почти по всем показателям, неясно. Во-вторых, ребят c IQ ниже среднего и из бедных и малообразованных семей почему-то не допустили до участия. В-третьих, при анализе результатов, судя по всему, не учтены другие факторы, например мотивация. Вдруг на курсы ментальной арифметики ходят те, кто в целом сильнее заинтересован в учебе? В-четвертых, статью об исследовании Васуки не удалось найти в рецензируемых научных журналах, то есть другие ученые его не проверяли. Наконец, к исследованию причастна компания, которая владеет правами на методику обучения, а это всегда подозрительно.

Помогает ли менар с математикой

Другие исследования дали не столь однозначные результаты. В США эффективность ментальной арифметики в течение года проверяли на учениках первых и вторых классов школ. Первоклашки вообще толком не справились с обучением, у ребят постарше дела шли чуть лучше, но этого все равно было недостаточно, чтобы заметно улучшить когнитивные навыки.

Читайте также

Кредитная история волшебника Мерлина: как школьников учат финансовой грамотности

Авторы также прокомментировали работы коллег. Одни ученые утверждают, что ментальная арифметика развивает рабочую память, другие этого не обнаружили. Но даже если положительный эффект вправду есть, не исключено, что он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых. У американских детей рабочая память лучше не стала. Авторы прямо написали, что в условиях обычной школы ментальная арифметика ничем не лучше других методик и точно не делает ребят умнее.

Двумя годами ранее тот же психолог Дэвид Барнер провел вместе с коллегами более продолжительное исследование в Индии. Тогда дети обучались ментальной арифметике не один, а три года. Выводы ученых гласили, что благодаря этой методике некоторые школьники, скорее всего, лучше справляются с арифметическими операциями, но результат, по-видимому, зависит от имеющихся способностей ребенка, а не от того, как он научился представлять и обращаться с объектами в рабочей памяти.

Развивает ли менар мозг

С влиянием ментальной арифметики на мозг ситуация еще более запутанная. В 2016 году китайские ученые подготовили обзор существующей научной литературы и пришли к выводу, что у мастеров менара и обычных детей при решении задач вправду задействуются разные области, также нашлись отличия в самой структуре мозга.

Но, во-первых, иногда эксперименты давали противоречивые результаты. Во-вторых, большинство исследований были краткосрочными: мозг — пластичная штука, поэтому неясно, сохраняются ли изменения спустя годы после обучения ментальной арифметике. В-третьих, не исключено, что именно особенности строения мозга привели детей в классы менара и позволили им достичь высот в этом деле. В-четвертых, в экспериментах участвовало мало детей — выводы надо делать осторожно.

© EPA/FRANCK ROBICHON

На сайтах учебных центров говорится, что ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария мозга и налаживает между ними связь. Якобы поэтому у детей улучшается концентрация, увеличивается объем памяти, усиливаются творческие и аналитические способности. Но обо всем этом судить рано. В большинстве исследований проверяли только математические навыки — данных о том, как ментальная арифметика влияет на другие когнитивные навыки и успеваемость в школе, недостаточно. Также пока нельзя судить, меняется ли благодаря занятиям связность сетей мозга, отвечающих за разные функции.

Что о менаре думают учителя

Педагоги, как и ученые, не спешат превозносить ментальную арифметику. По словам заслуженного учителя России Леонида Звавича, устный счет — дело полезное, но есть масса приемов устного счета без абака и какой из них лучше, сказать сложно. Успехи ребенка в математике зависят прежде всего от того, какие у него были учителя, а любые развивающие занятия помогают подтянуть разные школьные предметы. «Если человек идет в школу, зная 100 стихотворений, он учится лучше, чем человек, который не знает ни одного», — считает Звавич.

Читайте также

«Могу купить четверть квартиры»: как российские дети инвестируют в криптовалюты

Преподаватель математики, лауреат премии мэрии Москвы Александр Шевкин тоже думает, что всякое занятие, развивающее мышление, полезно и влияет на способности к обучению не по одному предмету. Но к ментальной арифметике он относится настороженно: «Это сильно распиаренный бизнес-проект. Под устную арифметику на русских счетах много денег не соберешь, а на загадочную ментальную арифметику получается. Ничего вредного в ней нет, а вот насколько нужна детям столь продвинутая техника устных вычислений, пусть решают родители. Я бы не стал переоценивать влияние этой методики, так как помню высказывание известного популяризатора правильных способов обучения математике Дьердя Пойи: «Можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?»

Сергей Рукшин, профессор РГПУ имени Герцена и учитель знаменитых математиков Григория Перельмана и Станислава Смирнова, оценивает ментальную арифметику еще более скептически: «Мне не известно ни одного исследования, доказательно обосновывающего преимущества этой методики, ее влияние на отдаленные результаты ребенка. В самом деле, нельзя же считать нынешние успехи китайской и японской экономики следствием того, что пять тысяч лет назад они начали применять счетные приспособления, аналогичные используемым в обучении «ментальной арифметике». А именно такие аргументы попадаются в рекламе. Гораздо важнее осознать следующее: многие современные родители не находят времени и душевных сил для личных занятий с собственным ребенком. Любое внимание, общение, обучение развивает личность ребенка и его способности. Ребенок развивается, чему бы его ни учили. А что касается «ментальной арифметики» — ничего личного, только бизнес».

Вероятно, кое-какая польза от ментальной арифметики все же есть, особенно если ребенку тяжело дается математика. Вдобавок на занятиях вырабатывается привычка трудиться — в жизни она пригодится, а целеустремленные сверстники — это хорошая компания и, возможно, новые друзья: ничто так не сближает, как общее дело. Но не стоит ждать от ментальной арифметики чудес: представляя в уме счетную доску, ребенок не приобретет цвет индиго.  

Марат Кузаев 

Ментальная арифметика — что это, зачем осваивать, чем полезна, плюсы и минусы методики

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика — система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Попробуйте быстро сложить числа 57, 89, 342, 511, 478 и 54 устно и без калькулятора. Вероятнее всего, вы потратите на это гораздо больше времени, чем ребенок, владеющий навыком ментальной арифметики. Сначала этому учатся на специальных счетах — абакус (или соробан), одновременно тренируя мелкую моторику рук. Затем манипуляции на счетах уже воспроизводят в уме, и моментально складывают, вычитают, делят и умножают числа.

 

История возникновения ментальной арифметики

Это одновременно и очень молодая, и очень древняя методика. Ее возникновение можно отсчитывать с момента изобретения счетной доски в Китае около 5 тысяч лет назад. Она представляла собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Этой методикой подсчета пользовались в Древней Греции, Египте, Индии и Риме, там счет уже больше походили на современный вариант, поскольку подсчет велся уже не с помощью песка, а с использованием камней и косточек.

Со временем в разных странах счеты дорабатывали и видоизменяли, а к понятию «ментальная арифметика» пришли в 1993 году. Способ производить вычисления с помощью счетов настолько значим, что его внесли в список устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

 

Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?

Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Чтобы вам было легче решить, стоит ли ребенку обучаться ментальной арифметике, мы расскажем, насколько это умение полезно для успеваемости в школе и как необычная методика вычислений отражается на мышлении ребенка.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

 

Чем полезна ментальная арифметика?

1. Развивает воображение и логику

Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют «абакус», в Японии — «соробан»). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, подключая воображение. На многочисленных видеозаписях процесса обучения можно заметить, что ребенок делает движения пальцами, передвигая воображаемые кости.

2. Развивает оба полушария мозга

Вычисления — это логичные, рациональные действия, то есть задача левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление — это уже правое полушарие. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика помогает развить оба полушария и за счет этого добиться больших успехов в решении математических задач.

3. Улучшает память

Ребенок запоминает новую технику, образ счетов, множество определенных манипуляций. Все это активно тренирует память. Если интенсивно работать в этом направлении с детства, то в будущем запоминать большие объемы информации для него не составит труда.

4. Тренирует концентрацию внимания и упорство

Такая необычная и сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству.

5. Развивает математические способности

Мы отнесли этот пункт в конец списка, поскольку ментальная арифметика — это комплекс навыков и умений, предполагающий общее развитие интеллекта. Но все же курс сосредоточен именно на математических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.

Плюсы методики

1. Развитие мышления и мелкой моторики

Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

2. Умение быстро считать в уме

Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

3. Улучшение памяти

Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

4. Повышение интереса к учебе

Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

5. Высокая концентрация внимания

Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

 

Минусы методики

1. Ребенок спешит и допускает ошибки в решении

В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.

2. Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями

Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Как проходит обучение ментальной арифметике?

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Поскольку обычно дети начинают обучаться с раннего возраста, занятия построены в игровой форме. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

 

Мифы о ментальной арифметике

Несмотря на то, что устный счет по этой методике действительно динамичен, считать, что ментальная арифметика — это обучение именно быстрому счету в уме, неверно. Это метод развития мозга, а устный счет — упражнение, направленное на его развитие.

Еще один миф: ментальная арифметика — это математика. Это не так, ведь на занятиях дети не решают математические задачки, они выполняют упражнения с числами.

Также многие считают, что дети, обучающиеся ментальной арифметике, будут путаться и испытывать сложности на занятиях математикой в обычной школе. Тут однозначно можно сказать так: не будут, если ментальную арифметику им преподают качественно. В школе IQ007 методика обучения проверена и понятна, поэтому сложностей и путаницы в школе возникнуть не должно.

Еще есть миф, что ментальная арифметика — это «развод» на деньги, раз ее преподают только в частных учреждениях. Но это не так, в некоторых школах подобные факультативы бесплатны. Методика давно зарекомендовала себя, она эффективна и это подтверждают многие ученые. Например, Татьяна Черниговская, д.б.н, профессор, член-корреспондент РАО.

 

Можно ли научиться ментальной арифметике дома?

Можно, но это непростой процесс, и для обучения ребенка родителю самому сначала придется пройти курс обучения методике. Ментальная арифметика — специфический навык, в котором при сугубо самостоятельном изучении можно допустить ряд ошибок.

 

Отзывы

Ольга

30.12.2021

Посетили с сыном бесплатный урок по математике. Татьяна Николаевна подробно рассказала о том, как проходят занятия, познакомила с японскими счетами — абакусом. Успели поиграть, сын узнал полезный прием быстрого запоминания. Спасибо за добрый прием, улыбки! Ёлка у вас замечательная!

 

Аня

05.12.2021

Благодарим нашего педагога Татьяну Олеговну за бесценные знания, которые получаем в школе IQ! Ходим уже год и продолжаем ходить с удовольствием! Если ваш ребёнок предрасположен к математическим знаниям, тогда вам точно сюда!

 

Елена Николаевна Епифанова

22.11.2021

Я в восторге от занятий, от учителей, от результата, который уже заметен, хотя на ментальную арифметику мы ходим только 2 месяца. Но уже закончили первую ступень скорочтения. Очень важно, чтобы учеба доставляла радость и удовлетворение. Я вижу по сыну, он чем больше учит, тем больше хочется. Стал дисциплинированнее, увереннее в себе и своих силах, улучшилась память и логическое мышление. И самое главное, он всегда бежит с радостью на урок! В общем, спасибо огромное педагогам этой замечательной школы!

 

Больше отзывов читайте тут.

***

Перед тем как начать обучение ментальной арифметике, проконсультируйтесь с педагогом и протестируйте ребенка на нашем бесплатном пробном уроке, чтобы увидеть потенциал ребенка и понять, готов ли он осваивать эту методику. Не бойтесь пробовать новые, прогрессивные способы развития мышления ребенка, и вы увидите, каких высот он сможет достичь.

Как помочь ребенку с арифметикой в ​​уме

Начало нового семестра — прекрасное время, чтобы подумать о том, как вы можете помочь своему ребенку в выполнении школьных заданий.

Одной из ключевых областей, в которой вы действительно можете помочь своему ребенку, независимо от его возраста, является счет в уме. Ментальная арифметика — это способность складывать, вычитать, умножать и делить в уме и решать задачи, используя метод и логику. Эти навыки являются ключевыми основами математических навыков, а скорость и точность делают все остальное в математике намного проще.

Уверенность в математике на раннем этапе многократно окупится. Повторяющееся обучение повышает уверенность, повышает скорость и создает связи в мозгу; навыки, которые остаются на всю жизнь. Как только ваш ребенок разовьет сильные умственные способности к арифметике, он сможет решать любые задачи.

Вот несколько забавных и простых идей о том, как вы можете поддержать обучение вашего ребенка.

Ключевой этап 1 (1-й и 2-й классы)

На ключевом этапе 1 ваш ребенок будет:

  • считать двойками, тройками, пятерками и десятками, зная факты умножения и деления для таблиц умножения двоек, пятерок и десятков
  • вычислить число, которое на единицу больше или меньше заданного числа
  • работа с числовыми связями до десяти и двадцати
  • сложение и вычитание двузначных чисел
  • половинные и двойные номера.

Вот несколько идей, как вы можете им помочь:

1. Карточки

Не недооценивайте необходимость повторения! Удивительно, сколько раз ребенку нужно повторить таблицу умножения и числа, прежде чем они закрепятся.

Карточки — отличный способ развлечься во время обучения. Попробуйте брать их с собой, когда вы куда-то едете — 5 минут, проведенных здесь и там, могут быть веселыми и иметь решающее значение. Почему бы не использовать секундомер на телефоне в качестве элемента вызова? Смогут ли они рассказать вам факты умножения для таблицы умножения за одну минуту? Как насчет фактов разделения?

2. Пронумеруйте цели

Попробуйте эту забавную игру, чтобы сложить, вычесть или умножить, чтобы достичь цели. Дайте вашему ребенку цель 10, а затем выкрикните любое однозначное число (включая 0), и он должен добавить еще одно число, чтобы достичь 10.

Затем вы можете изменить это, установив цель 0 и выкрикивая любое однозначное число, которое они должны отнять от 10, чтобы получить 0. Как только они выучат эти связи наизусть, попробуйте работать с целью 20.

3. Двойной и половинный

Это отличная игра для залов ожидания, в машине – когда у вас есть свободная минутка. Назовите четное число и попросите ребенка удвоить число, а затем уменьшить его вдвое. Начните с однозначного числа, затем до 20, а затем кратного 10.

Ключевой этап 2 (от 3 до 6 лет)

Ваш ребенок будет знать свою таблицу умножения от единиц до двенадцати к концу 4 класса. Он сможет складывать и вычитать трехзначные числа и решать задачи, используя более одну операцию за раз.

Вот несколько забавных идей, которые помогут им в обучении:

1. Еще карточки!

Флэш-карточки остаются полезным ресурсом, когда ваш ребенок становится старше. В наличии много наборов, или их легко сделать самому.

Используйте карточки для всех таблиц умножения. Детям постарше может быть интересно посмотреть, сколько правильных ответов они могут дать за определенное время. Удвоение и деление пополам больших чисел, а также удвоение и деление пополам нечетных чисел — все это блестящие способы расширить навыки счета в уме вашего ребенка.

Попробуйте эти карточки с таблицами умножения от Бонда.

2. Головоломки

Многие головоломки требуют знания числовых моделей. Головоломки, такие как судоку, числовые кроссворды, математические лабиринты и числовые загадки, — все это отличные способы учиться незаметно!

У Бонда есть ряд книг по «тренировке мозга», и книга с числовыми головоломками особенно хороша для развития ментальной арифметики. На странице Bond Brain Training for Kids также есть несколько бесплатных головоломок!

3. Логическое мышление

Предлагайте вашему ребенку задания, развивающие его логику и мышление, — это идеальная практика. Попросите их разделить рецепт вдвое, вдвое или втрое, или округлить стоимость продуктов в супермаркете в большую или меньшую сторону, и назвать приблизительную сумму. Вы можете попросить их подсчитать, сколько воды нужно добавить в ликёр, сколько недель карманных денег понадобится, чтобы накопить на что-то, или сколько будет стоить в кафе или на прогулке.

4. Игры и приложения для ментальной арифметики

Существует множество замечательных игр и приложений, которые сделают ментальную арифметику более увлекательной для детей. Ознакомьтесь с бесплатными загружаемыми и интерактивными заданиями, доступными на странице Забавные математические игры и задания.

Как дети получают пользу от обучения ментальной арифметике?

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика — это практика выполнения вычислений в уме без использования калькулятора, устройства или инструментов. Усвоив математические понятия и визуализировав числа, дети могут производить правильные расчеты в уме, не записывая числа. Дети, которые овладевают методами математики Abacus, с большей вероятностью преуспеют не только в учебе, но и в жизни.

Зачем вашему ребенку изучать устную арифметику?

  • Стимулирует умственную деятельность

Левое полушарие мозга помогает выполнять задачи, связанные с логикой, такие как математика и естествознание. А вот правая сторона выполняет обязанности, связанные с творчеством, визуализацией и искусством.

Счет в уме на счетах, включающий вычисления в уме, стимулирует как правое, так и левое полушария мозга, что приводит к развитию всего мозга.

  • Лучшее понимание математических понятий

Умственная математика помогает ребенку понять математические понятия, а не просто запомнить их. С помощью проницательных программ ментальной математики дети глубоко изучают понятия и, таким образом, могут решать математические задачи более точно и уверенно. Если понятия определены и хорошо поняты, дети также избавляются от страха перед математикой.

  • Сокращение ошибок

Умственная арифметика логична. Исследования доказали, что учащиеся, изучающие навыки ментальной математики, сначала решают математические задачи в уме. Существует меньше возможностей для ошибок, потому что дети хорошо осведомлены о числах и о том, как они функционируют.

Таким образом, дети менее склонны к ошибкам, которые они допускают при математических вычислениях. Это также обеспечивает отличные навыки решения задач, которые дети могут использовать не только в математике, но и в других школьных предметах и ​​в жизненных ситуациях.

  • Усиление способности визуализации

Счет в уме позволяет детям визуализировать числа и производить вычисления в уме. Этот процесс помогает детям укрепить свои навыки визуализации, что также поможет им добиться успеха на разных этапах жизни. Учащиеся могут использовать эти расширенные возможности визуализации в других предметах, таких как естественные науки, искусство и т. д., и добиваться успехов в учебе.

Сеансы счетов или ментальной арифметики также вращаются вокруг идеи укрепления способности ребенка к концентрации.

  • Математика это весело

Концепция Abacus Maths сама по себе делает процесс обучения увлекательным, в отличие от традиционных и монотонных способов, которые не могут вызвать элемент веселья.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *