Чем звуки отличается от букв: Чем буква отличается от звука

Между звуком и буквой нет принципиальных отличий. Чем отличается буква от звука? Что такое гласные

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка) , набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка) , последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот.

Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.

Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

В данном задании вам необходимо определить чем различаются первые звуки в следующих словах: дедушка, дров.

Выполните задание в следующем порядке

  • Определите какие бывают звуки.
  • Разберите заданные слова.
  • Ответьте на заданный вопрос.

Определите чем отличаются звуки в начале заданных слов

В русском языке существует понятие буквы и звуки. Буквы — это то, что мы используем для написания слов. Звуки мы используем при разговоре, то есть то что мы говорим.

Можно выделить 43 основные звуки, из них гласные 6 и согласные 37. В то время, как букв в алфавите 33. Буквы мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают. Мягкий знак, в свою очередь, придаёт согласным мягкость.

Например.

Тень, соль, пень, день.

Звуки можно поделить на гласные и согласные звуки.

К главным звукам относятся следующие: а, о, у, э, ы. К согласным звукам можно отнести следующие: к, н, г, л, м, щ, ш, ф, т, ж и т.д.

Разберем слово дедушка.

[д»] — согласный, мягкий, звонкий.

[э] — гласный, мягкий.

[у] — гласный, твёрдый.

[ш] — согласный, глухой, твёрдый.

[к] — согласный, твёрдый, глухой.

[д] — согласный, твёрдый, звонкий.

[р] — согласный, твёрдый, звонкий.

[о] — гласный, твёрдый.

[ф] — согласный, твёрдый, глухой.

Следовательно, первый звук в данных словах является звук д. Данный звук схож тем, что это согласный и он звонкий. Но различается тем, что в слове дедушка звук д мягкий. А в слове дров звук д твёрдый.

Рассмотрим такой же пример. Разберем слова семечки и солнце.

[с»] — согласный, глухой, мягкий.

[э] — гласный, твёрдый.

[м»] — согласный, мягкий, звонкий.

[э] — гласный, твёрдый.

[ч»] — согласный, мягкий, глухой.

[к»] — согласный, мягкий, глухой.

[и] — гласный, мягкий.

Словосочетания солнце.

[с] — согласный, твёрдый, глухой.

[о] — гласный, твёрдый.

[н] — согласный, твёрдый, звонкий.

[ц] — согласный, глухой, твёрдый.

[э] — гласный, твёрдый.

Следовательно, отличается первый звук тем, что в слове семечки звук с мягкий, в слове солнце звук с твёрдый.

1. Назови правильно буквы.

  • Какой звук обозначается каждой буквой? Что ты знаешь о звуках [и] и [й»]?
  • Подбери и напиши слова, в которых есть эти буквы.

2. . Прочитай. В чём сходство и различие каждой пары выделенных слов?

Из улья вылетел пчелиный рой. Рои́ мошек кружились над волной.

Попугай — птица с ярким и пёстрым оперением. Прирученные попуга́и могут произносить слова.

  • Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары:
    рой — рои, попугай — попугаи
    ? Объясни свой ответ.
  • Выпиши слова с буквой «и краткое». Подчеркни в словах слог с этой буквой.

Обрати внимание! Звук [й»] — это согласный звук . Без гласного звука он слога не составляет.

3. «Соберите» слова из слогов.

  • Чем интересны эти слова? Объясни значение каждого слова. Напиши три слова.
  • Какое слово является многозначным: тройка или майка?

де жу́рный

4. Прочитай сочетания слов.

Русский..зык, прилежный уч..ник, трусливый за..ц, д..журный по кла..у, новый п..нал, чёрный к..р..ндаш, хороший учит..ль, маленький в..р..бей.

  • Объясни, какие буквы пропущены в словах. Спиши три сочетания слов.
  • Подбери к выделенным словам противоположные по значению слова.

5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.

  • Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?
  • Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й ?
  • Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.

6. Рассмотри рисунки. Прочитай слова.

пушистый колючий

  • Соотнеси рисунки и слова. О ком и о чём можно сказать колючий? пушистый ?
  • Составь предложение с любым словом. Напиши его.

При изучении языка могут возникнуть разные сложности, что бы их избежать следует различать устную и письменную речь. Что бы это сделать следует определить, что же мы называем звуком и что мы подразумеваем под буквой, в чем их отличия.

Звуки представляют собой волновые колебания, которые мы воспринимаем слухом. Среди всех звуков мы улавливаем и звуки, относящиеся к речи.

Их мы называем звуками речи. Отличаются такие звуки тем, что они могут образовывать слова.

Звуком мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово имею смысловое значение, звук же не несет какого либо значения. Другими словами, звук – это минимальная нечленимая единица речевого потока. Звуки различаются:

  • По способу образования — на гласные и согласные,
  • звонкости / глухости,
  • мягкости / твердости.

Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):

  • гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э]- в таких звуках при образовании участвует только голос
  • согласные:
  • звонкие –
  • сонорные – [м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»]. Эти звуки всегда звонкие, непарные. Голоса при их образовании больше, чем шума
  • шумные — [б], [б»], [в], [в»], [г], [г»], [д], [д»], [з], [з»], [ж] . В отличие от сонорных, в этих звуках больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
  • шумные — [п], [п»], [ф], [ф»], [к], [к»], [т], [т»], [с], [с»], [ш], [щ»], [х], [х»], [ц], [ч»] . Такие звуки могут образовываться только при помощи шума.

Что бы как-то обозначить звуки на письме были придуманы буквы.

Буква – символ любого алфавита. Это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаться на письме. Звуки и буквы могут соответствовать в определенных словах, в других же – такого совпадения может и не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:

  • 10 обозначают гласных звуков — а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
  • 21 буква обозначает согласный звук — б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
  • Ъ, Ь — 2 буквы в алфавите, которые не обозначают звук.

Нельзя путать эти два понятия, «звук» и «буква». Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя проговорить, а так же и услышать. Все эти характеристики мы относим к звукам, именно они являются звуковыми единицами, буквы относятся к алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, что не имеют письменность. Именно качеством звука определяется выбор буквы.

Соотношение букв и звуков.

Буквы мы называем гласными или согласными, т.к. они обозначают гласный или согласный звук.

  • В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [стул ]
  • Одна буква может в разных словах обозначать разный звук: плод [плот ] и плоды [плады ]. В этих словах пишется буква д, но слышаться два разных звука — [д][т]
  • В языке существуют две буквы — Ъ,Ь, которые не обозначают звуки, но пишутся для того, что бы правильно произносить слова.
  • В некоторых словах, когда происходит стечение гласных, некоторые звуки не произносятся, но буквы мы пишем. К этим звукам относим: [в],[д],[т], [л] Например, счастливый [щасливый], радостный [радасный],
  • Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова циркуль и улыбаться, звук [ц]будет передаваться буквами ц и тьс [циркул»][улыбаца]
  • Одна буква на письме так же может обозначать два звука. В русском языке не существует таких звуков: е,ё, ю, я. Поэтому, когда в начале слова есть мягкий или твёрдый знак такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й»э][й»о][й»у][й»а]

Основные различия звуков от букв:

  1. Звук мы можем услышать и произнести, букву нет.
  2. Буква – это графическое изображение звука.
  3. Русский язык насчитывает такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33

как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить

Содержание статьи

  • Знакомство с терминами
  • Буквы и звуки

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

1.1: Буквы и звуки — K12 LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    3536
  • Буквы и звуки — это две разные вещи: Буквы — это то, что вы см. . Звуки — это то, что вы слышите .

    Например, произнесите слово иначе . Вы должны услышать в нем три звука:

    • Первый звук пишется буквой в начале слова.
    • Второй звук пишется буквой .
    • Третий звук пишется буквой .

    Обратите внимание, что буква в конце else не обозначает звук.

    Итак, вы видите четыре буквы, но слышите только три звука.

    Примеры

    Вот несколько примеров с подсчетом букв и звуков для каждого слова. Обратите внимание, что иногда две буквы работают вместе, образуя один звук, а иногда буква может не обозначать никакого звука, например, последняя буква «е» в else.

    Сколько букв? Сколько звуков?
    выше 5 4 (поскольку молчит)
    ниже 5 4 (поскольку издает один звук)

    Обзор

    Заполните пропуски. Сначала посчитайте буквы в каждом из слов ниже. Затем посчитайте звуки, которые вы слышите в каждом из них. Обратите внимание на буквы, которые работают вместе или не обозначают звук.

    Сколько букв? Сколько звуков?
    1. всегда
    2. знать
    3. семьдесят
    4. королева
    5. потому что
    6. до
    7. мост
    8. колено
    9. будет
    10. по
    Показать ответ
    Сколько букв? Сколько звуков?
    1. всегда 6 5
    2. знать 4 2
    3. семьдесят 7 7
    4. королева 5 4
    5. потому что 7 5
    6. до 6 5
    7. мост 6 4
    8. колено 4 2
    9. будет 5 3
    10. по 7 3

    Эта страница под названием 1.1: Letters and Sounds публикуется в соответствии с лицензией CC BY-NC и была создана, изменена и/или курирована Фондом CK-12 с использованием исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        СК12
        Лицензия
        CC BY-NC
        Программа OER или Publisher
        СК-12
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. источник@https://www. ck12.org/c/spelling

      Что такое звук буквы?

      К концу EYFS ваш ребенок должен знать звук, который издает каждая буква. Узнайте, как вашего ребенка будут учить звукам букв в школе и как вы можете поддержать обучение дома.

      или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам

      Что такое звук буквы?

      Учителя часто говорят о детях, знающих звуки своих букв. Это буквально означает, что когда ребенок видит букву, он может сказать, какой звук она издает.

      К концу приема дети должны уметь произносить правильный звук на каждую букву алфавита. Они должны знать каждую букву как в строчной, так и в заглавной форме.

      Комплект фонетической поддержки

      • Пошаговая акустическая программа
      • Ваш гид по фонетике
      • Рабочие листы и игры

      Загрузите БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы сегодня

      Учителя Foundation Stage обычно имеют в классе все буквы алфавита, а также изображения предметов, названия которых начинаются с каждую букву. Некоторые школы следуют программе обучения, которая включает в себя разучивание песни на каждую букву алфавита.

      Учителя проведут с детьми различные мероприятия, чтобы помочь им выучить звуки букв:
       

      • Сбор или группировка изображений объектов , начинающихся с определенной буквы . Ребенку можно дать лист бумаги с буквой «Т», а затем попросить просмотреть коробку с картинками, выбирая изображения предметов, названия которых начинаются с «т». Их могут попросить найти дома предметы, начинающиеся на определенную букву.
      • Пение алфавитных песенок , чтобы побудить детей сопоставлять произносимые звуки с написанными буквами. По-настоящему хорошим является «Если ты счастлив и знаешь это», который можно адаптировать к любой букве алфавита. Например: если вы учите букву «у», вы можете спеть: «Если ты счастлив и знаешь это, зевни, как я». Это может сопровождаться тем, что учитель указывает на букву «у» на доске, а дети имитируют зевоту.
      • У некоторых учителей может быть больших моделей букв , с которыми они могут играть в игры для всего класса, например: они могут заставить детей сесть в круг, а затем положить в середину различные предметы. Они могут выбрать одного ребенка, который будет держать букву, а затем посмотреть, смогут ли они выбрать предмет в середине, который начинается с этой буквы.
      • Занятия на компьютере, во время которых дети слышат звуки букв и выбирают их из списка или им дают картинку и просят выбрать букву, с которой начинается предмет.

      Как только дети выучат звуки букв, они начнут писать буквы сами. Учителя могут выполнять следующие действия, чтобы поддержать это обучение:
       

      • Побуждать детей писать пальцем определенную букву в лотке с песком. Это может быть хорошим занятием для детей, прежде чем вы предложите им взять ручку и начать писать. Это также может быть полезно для детей, которым трудно держать ручку.

      admin

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *