Между звуком и буквой нет принципиальных отличий. Чем отличается буква от звука? Что такое гласные
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка) , набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка) , последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот.
Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.Транскрипция слова
Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
В данном задании вам необходимо определить чем различаются первые звуки в следующих словах: дедушка, дров.
Выполните задание в следующем порядке
- Определите какие бывают звуки.
- Разберите заданные слова.
- Ответьте на заданный вопрос.
Определите чем отличаются звуки в начале заданных слов
В русском языке существует понятие буквы и звуки. Буквы — это то, что мы используем для написания слов. Звуки мы используем при разговоре, то есть то что мы говорим.
Можно выделить 43 основные звуки, из них гласные 6 и согласные 37. В то время, как букв в алфавите 33. Буквы мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают. Мягкий знак, в свою очередь, придаёт согласным мягкость.
Например.
Тень, соль, пень, день.
Звуки можно поделить на гласные и согласные звуки.
К главным звукам относятся следующие: а, о, у, э, ы. К согласным звукам можно отнести следующие: к, н, г, л, м, щ, ш, ф, т, ж и т.д.
Разберем слово дедушка.
[д»] — согласный, мягкий, звонкий.
[э] — гласный, мягкий.
[у] — гласный, твёрдый.
[ш] — согласный, глухой, твёрдый.
[к] — согласный, твёрдый, глухой.
[д] — согласный, твёрдый, звонкий.
[р] — согласный, твёрдый, звонкий.
[о] — гласный, твёрдый.
[ф] — согласный, твёрдый, глухой.
Следовательно, первый звук в данных словах является звук д. Данный звук схож тем, что это согласный и он звонкий. Но различается тем, что в слове дедушка звук д мягкий. А в слове дров звук д твёрдый.
Рассмотрим такой же пример. Разберем слова семечки и солнце.
[с»] — согласный, глухой, мягкий.
[э] — гласный, твёрдый.
[м»] — согласный, мягкий, звонкий.
[э] — гласный, твёрдый.
[ч»] — согласный, мягкий, глухой.
[к»] — согласный, мягкий, глухой.
[и] — гласный, мягкий.
Словосочетания солнце.
[с] — согласный, твёрдый, глухой.
[о] — гласный, твёрдый.
[н] — согласный, твёрдый, звонкий.
[ц] — согласный, глухой, твёрдый.
[э] — гласный, твёрдый.
Следовательно, отличается первый звук тем, что в слове семечки звук с мягкий, в слове солнце звук с твёрдый.
1. Назови правильно буквы.
- Какой звук обозначается каждой буквой? Что ты знаешь о звуках [и] и [й»]?
- Подбери и напиши слова, в которых есть эти буквы.
2. . Прочитай. В чём сходство и различие каждой пары выделенных слов?
Из улья вылетел пчелиный рой. Рои́ мошек кружились над волной.
Попугай — птица с ярким и пёстрым оперением. Прирученные попуга́и могут произносить слова.
- Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары: рой — рои, попугай — попугаи ? Объясни свой ответ.
- Выпиши слова с буквой «и краткое». Подчеркни в словах слог с этой буквой.
Обрати внимание! Звук [й»] — это согласный звук . Без гласного звука он слога не составляет.
3. «Соберите» слова из слогов.
- Чем интересны эти слова? Объясни значение каждого слова. Напиши три слова.
- Какое слово является многозначным: тройка или майка?
де жу́рный
4. Прочитай сочетания слов.
Русский..зык, прилежный уч..ник, трусливый за..ц, д..журный по кла..у, новый п..нал, чёрный к..р..ндаш, хороший учит..ль, маленький в..р..бей.
- Объясни, какие буквы пропущены в словах. Спиши три сочетания слов.
- Подбери к выделенным словам противоположные по значению слова.
5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.
- Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?
- Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й ?
- Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.
6. Рассмотри рисунки. Прочитай слова.
пушистый колючий
- Соотнеси рисунки и слова. О ком и о чём можно сказать колючий? пушистый ?
- Составь предложение с любым словом. Напиши его.
При изучении языка могут возникнуть разные сложности, что бы их избежать следует различать устную и письменную речь. Что бы это сделать следует определить, что же мы называем звуком и что мы подразумеваем под буквой, в чем их отличия.
Звуки представляют собой волновые колебания, которые мы воспринимаем слухом. Среди всех звуков мы улавливаем и звуки, относящиеся к речи.
Их мы называем звуками речи. Отличаются такие звуки тем, что они могут образовывать слова.Звуком мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово имею смысловое значение, звук же не несет какого либо значения. Другими словами, звук – это минимальная нечленимая единица речевого потока. Звуки различаются:
- По способу образования — на гласные и согласные,
- звонкости / глухости,
- мягкости / твердости.
Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):
- гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э]- в таких звуках при образовании участвует только голос
- согласные:
- звонкие –
- сонорные – [м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»]. Эти звуки всегда звонкие, непарные. Голоса при их образовании больше, чем шума
- шумные — [б], [б»], [в], [в»], [г], [г»], [д], [д»], [з], [з»], [ж] . В отличие от сонорных, в этих звуках больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
- шумные — [п], [п»], [ф], [ф»], [к], [к»], [т], [т»], [с], [с»], [ш], [щ»], [х], [х»], [ц], [ч»] . Такие звуки могут образовываться только при помощи шума.
Что бы как-то обозначить звуки на письме были придуманы буквы.
Буква – символ любого алфавита. Это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаться на письме. Звуки и буквы могут соответствовать в определенных словах, в других же – такого совпадения может и не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:
- 10 обозначают гласных звуков — а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
- 21 буква обозначает согласный звук — б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
- Ъ, Ь — 2 буквы в алфавите, которые не обозначают звук.
Нельзя путать эти два понятия, «звук» и «буква». Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя проговорить, а так же и услышать. Все эти характеристики мы относим к звукам, именно они являются звуковыми единицами, буквы относятся к алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, что не имеют письменность. Именно качеством звука определяется выбор буквы.
Соотношение букв и звуков.
Буквы мы называем гласными или согласными, т.к. они обозначают гласный или согласный звук.
- В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [стул ]
- Одна буква может в разных словах обозначать разный звук: плод [плот ] и плоды [плады ]. В этих словах пишется буква д, но слышаться два разных звука — [д][т]
- В языке существуют две буквы — Ъ,Ь, которые не обозначают звуки, но пишутся для того, что бы правильно произносить слова.
- В некоторых словах, когда происходит стечение гласных, некоторые звуки не произносятся, но буквы мы пишем. К этим звукам относим: [в],[д],[т], [л] Например, счастливый [щасливый], радостный [радасный],
- Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова циркуль и улыбаться, звук [ц]будет передаваться буквами ц и тьс [циркул»][улыбаца]
- Одна буква на письме так же может обозначать два звука. В русском языке не существует таких звуков: е,ё, ю, я. Поэтому, когда в начале слова есть мягкий или твёрдый знак такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й»э][й»о][й»у][й»а]
Основные различия звуков от букв:
- Звук мы можем услышать и произнести, букву нет.
- Буква – это графическое изображение звука.
- Русский язык насчитывает такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33
как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить
Содержание статьи
- Знакомство с терминами
- Буквы и звуки
В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.
Знакомство с терминами
Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.
Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».
Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.
Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.
Буквы и звуки
Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.
Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.
Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:
- П в словах «спать» и «спеть»;
- Д — «дом» и «дядя»;
- Ф — «факел» и «филин».
Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.
Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.
Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.
1.1: Буквы и звуки — K12 LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 3536
Буквы и звуки — это две разные вещи: Буквы — это то, что вы см. . Звуки — это то, что вы слышите .
Например, произнесите слово иначе . Вы должны услышать в нем три звука:
- Первый звук пишется буквой
в начале слова. - Второй звук пишется буквой
. - Третий звук пишется буквой
.
Обратите внимание, что буква
Итак, вы видите четыре буквы, но слышите только три звука.
Примеры
Вот несколько примеров с подсчетом букв и звуков для каждого слова. Обратите внимание, что иногда две буквы работают вместе, образуя один звук, а иногда буква может не обозначать никакого звука, например, последняя буква «е» в else.
Сколько букв? | Сколько звуков? | |
---|---|---|
выше | 5 | 4 (поскольку |
ниже | 5 | 4 (поскольку |
Обзор
Заполните пропуски. Сначала посчитайте буквы в каждом из слов ниже. Затем посчитайте звуки, которые вы слышите в каждом из них. Обратите внимание на буквы, которые работают вместе или не обозначают звук.
Сколько букв? | Сколько звуков? | |
---|---|---|
1. всегда | ||
2. знать | ||
3. семьдесят | ||
4. королева | ||
5. потому что | ||
6. до | ||
7. мост | ||
8. колено | ||
9. будет | ||
10. по |
- Показать ответ
Сколько букв? Сколько звуков? 1. всегда 6 5 2. знать 4 2 3. семьдесят 7 7 4. королева 5 4 5. потому что 7 5 6. до 6 5 7. мост 6 4 8. колено 4 2 9. будет 5 3 10. по 7 3
Эта страница под названием 1.1: Letters and Sounds публикуется в соответствии с лицензией CC BY-NC и была создана, изменена и/или курирована Фондом CK-12 с использованием исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- СК12
- Лицензия
- CC BY-NC
- Программа OER или Publisher
- СК-12
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- источник@https://www. ck12.org/c/spelling
Что такое звук буквы?
К концу EYFS ваш ребенок должен знать звук, который издает каждая буква. Узнайте, как вашего ребенка будут учить звукам букв в школе и как вы можете поддержать обучение дома.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам
Что такое звук буквы?
Учителя часто говорят о детях, знающих звуки своих букв. Это буквально означает, что когда ребенок видит букву, он может сказать, какой звук она издает.
К концу приема дети должны уметь произносить правильный звук на каждую букву алфавита. Они должны знать каждую букву как в строчной, так и в заглавной форме.
Комплект фонетической поддержки
- Пошаговая акустическая программа
- Ваш гид по фонетике
- Рабочие листы и игры
Загрузите БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы сегодня
Учителя Foundation Stage обычно имеют в классе все буквы алфавита, а также изображения предметов, названия которых начинаются с каждую букву. Некоторые школы следуют программе обучения, которая включает в себя разучивание песни на каждую букву алфавита.
Учителя проведут с детьми различные мероприятия, чтобы помочь им выучить звуки букв:
- Сбор или группировка изображений объектов , начинающихся с определенной буквы . Ребенку можно дать лист бумаги с буквой «Т», а затем попросить просмотреть коробку с картинками, выбирая изображения предметов, названия которых начинаются с «т». Их могут попросить найти дома предметы, начинающиеся на определенную букву.
- Пение алфавитных песенок , чтобы побудить детей сопоставлять произносимые звуки с написанными буквами. По-настоящему хорошим является «Если ты счастлив и знаешь это», который можно адаптировать к любой букве алфавита. Например: если вы учите букву «у», вы можете спеть: «Если ты счастлив и знаешь это, зевни, как я». Это может сопровождаться тем, что учитель указывает на букву «у» на доске, а дети имитируют зевоту.
- У некоторых учителей может быть больших моделей букв , с которыми они могут играть в игры для всего класса, например: они могут заставить детей сесть в круг, а затем положить в середину различные предметы. Они могут выбрать одного ребенка, который будет держать букву, а затем посмотреть, смогут ли они выбрать предмет в середине, который начинается с этой буквы.
- Занятия на компьютере, во время которых дети слышат звуки букв и выбирают их из списка или им дают картинку и просят выбрать букву, с которой начинается предмет.
Как только дети выучат звуки букв, они начнут писать буквы сами. Учителя могут выполнять следующие действия, чтобы поддержать это обучение:
- Побуждать детей писать пальцем определенную букву в лотке с песком. Это может быть хорошим занятием для детей, прежде чем вы предложите им взять ручку и начать писать. Это также может быть полезно для детей, которым трудно держать ручку.