«Поп и Балда» краткое содержание для читательского дневника по сказке Пушкина (8 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет
«Сказка о попе и о работнике его Балде» – это сказка, написанная А. С. Пушкиным, сюжет взят из сказки, услышанной от любимой нянюшки Арины Родионовны. Это история о смекалистом работнике Балде и жадном попе, получившим по заслугам за свою скупость.
Краткое содержание «Сказка о попе и о работнике его Балде» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Сказка о попе и о работнике его Балде
Число страниц: 6. Пушкин Александр Сергеевич. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Издательство «Детгиз». 1958 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1830 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место
Действие сказки происходит в давние времена, в России. По всей видимости, А. С. Пушкин описывает время, в котором он жил и творил, то есть, в первую половину XIX века. Основными местами действия сюжета являются базар, поповский дом, берег моря.
Главные герои
Балда – находчивый, смекалистый, проворный, трудолюбивый мужик.
Поп – жадный, скупой, настоящий скряга, получивший по заслугам за свою жадность.
Попадья – жена попа, умная, хитрая женщина.
Поповна и попёнок – дети попа, полюбившие Балду.
Старый бес – грустный, глупый.
Бесёнок – молодой, самоуверенный, энергичный.
Сюжет
Поп с Балдой повстречался на базаре и поведал тому, что очень нуждается в сноровистом работнике, который бы совмещал обязанности плотника, конюха и повара, да ещё и за низкую плату. Недолго думая, Балда предложил попу свои услуги, пожелав весьма необычную плату за свои старания: в год три щелчка попу по лбу. Жадный поп тут же согласился на эти условия.
Балда оказался на редкость трудолюбивым и добросовестным работником. Попадья не могла нарадоваться новому помощнику, да и молоденькой поповне он приглянулся. Даже для маленького попёнка Балда находил время: нянчился с ним, кормил, играл, и вскоре стал ему, как родной. Малыш даже тятей его называл.
Всем был по душе Балда, но только не попу, который всё чаще задумывался о предстоящей плате. Мысль о том, что простой работник будет щёлкать его по лбу, не давала покоя. Поп поделился своими переживания с попадьей, и та, будучи хитрой женщиной, предложила задать Балде такую сложную службу, чтобы он не смог с ней справиться.
Поп обрадовался, что можно избавиться от унизительных щелчков по лбу, и приказал Балде забрать у чертей оброк, который они ему задолжали за три года. Работник согласился и отправился к морю. Усевшись на берегу, он забросил в воду один конец верёвки, а второй оставил держать в руках.
Вскоре из моря появились старый бес, который поинтересовался, что же Балда делает.
Бесёнок предложил работнику спор: кто первый пробежит вокруг моря, тот и выиграл. Если победителем окажется Балда, отдадут ему черти обещанный оброк, если же нет – уйдет он домой ни с чем. Балда оказался хитрее бесов, и те были вынуждены отдать ему оброк.
Вернулся работник домой. Поп испугался, стал прятаться за попадью. Но ему не суждено было избежать расплаты, и Балда всё же отвесил попу три мощных щелчка по лбу, от которых тот лишился рассудка.
Вывод и своё мнение
Сказка очень весёлая, смешная, но при этом весьма поучительная. Жадный, расчётливый поп считал себя умнее всех и собирался обвести вокруг пальца простого, скромного и трудолюбивого работника. Но, как выяснилось, Балда обладал куда большей смекалкой и провел даже чертей. В результате он получил обещанную, правда, несколько сомнительную награду.
Главная мысль
За хорошую работу всегда нужно платить, а жадность и скупость никогда ни к чему хорошему не приведут.
Авторские афоризмы
«…Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…»
«…Ум у бабы догадлив, На всякие хитрости повадлив…»
«…поп, Толоконный лоб…»
«…Ест за четверых, Работает за семерых…»
«…Щёлк щёлку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось…»
«…Глупый ты бес, Куда ж ты за нами полез?..»
«…Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит: Лоб у него заране трещит»
Толкование непонятных слов
Полба – пшеничная каша.
Авось – выражение недостаточно обоснованной надежды, расчёта на случай, удачу; может быть станется, сбудется.
Подворье – чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба.
Приголубить – приласкать.
Оброк – одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Недоимка – не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.
Верста — русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми.
Поп – православный священник.
Попадья – жена православного священника.
Бес – зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Урок чтения в 8 классе А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Урок чтения 8 «Б» класс
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Цель: -проверить понимание учащимися прочитанного.
Задачи
образовательные:
-формировать навык осознанного чтения стихотворного текста через работу с текстом «Сказки о попе и работнике его Балде»;
-формировать умение делить текст на логически законченные части и озаглавливать их;
-формировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся, через организацию работы с различными источниками информации.
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательную активность учащихся через использование ИКТ;
-развивать и корригировать мышление учащихся через работу с деформированным предложением, проблемными вопросами;
-развивать мультисенсорное восприятие, слуховое и зрительное внимание посредством использования мультимедийной презентации, через работу над выборочным чтением.
Воспитательные:
-формировать читательский интерес к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов;
-формировать основы нравственности, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Тип урока: урок игра.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, медиапроектор, комп. презентация по теме урока, карточки для проверки знаний, толковые словари В.И.Даля, эпиграф к уроку в виде деформированного предложения, материалы для проведения рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к уроку.
Восстановив порядок слов, вы сможете прочитать известное выражение великого русского поэта.
(учитель прикрепляет на доску карточки со словами: Ложь, молодцам, сказка, намек, да, ней, в, добрым, урок.)
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
— Действительно, ребята, сказки многому могут нас научить.
К эпиграфу мы ещё вернемся в конце урока.
-Перу какого великого русского поэта принадлежат эти строки?(слайд)
-Как вы думаете, почему именно слова Пушкина мы читаем сегодня. (слайд)
11. Основная часть
1) Постановка цели:
Какую сказку А.С. Пушкина мы прочитали на прошлом уроке?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над пониманием содержания сказки, разделим сказку на смысловые части и озаглавим их, будем читать выразительно. За правильные ответы вы будете получать жетоны(монеты).
2.Речевая зарядка.(Слайд)
Игра «Расшифруй имена героев сказки». (на карточках работа в парах)
ОПП ДАБАЛ КАЗАЙ НОКСЕБЕ ДЬЯПАПО
Назовите действующих лиц.
Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все сказки?
— Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что язык сказки приближен к простонародному?
— Какими выражениями вы можете доказать это (слайд),фронтальный опрос.
проклятое племя корчить потеха
море морщить меньшой
не плотите начну свалку
моя череда корячится
3. Словарная работа (работа на карточках 1 уровень, 2 уровень,3 уровень, индивидуальное задание.) (слайд)
Супостат делать что-нибудь. в надежде на случайную удачу
полба Мера длинны
подворье противник, враг
взыскать разновидность пшеницы, каша из нее.
авось дом с хозяйственными постройками
верста потребовать, забрать
Оброк сделанный из овсяной немолотой муки
Толоконный лоб денежный или натуральный сбор.
Розь долг
Недоимка отец
Накладно невыгодно, убыточно, слишком дорого.
Проверка –фронтально.
Сказка была написана поэтом в конце 1830 года. Летом следующего года он ее читал Н.В.Гоголю, который позже в одном из своих писем охарактеризовал ее как «совершенно русскую, что она прелесть невообразимая…».
При жизни поэта это произведение не увидело свет, оно не было напечатано.
Сказка была опубликована В.А.Жуковским с большими искажениями и вынужденной заменой персонажа «попа» купцом.
4. Расположите иллюстрации к сказке в нужной последовательности.
— А сейчас мы, опираясь на данный картинный план, разделим текст на части и озаглавим их.
— Как можно озаглавить первую часть?
-Вторую?
Вот какой план у нас получился:
1.Встреча попа с Балдой на базаре.
2.Исправный работник.
3. Балда собирает оброк с чертей.
4.Расплата
Запись плана в тетроадь.
5. Гимнастика для глаз
6). Выборочное чтение к иллюстрациям.
На какой срок брал поп работника ?
При каких условиях поп мог не расплатиться с Балдой?
– Где поп встретил Балду?
– Кто ему был нужен?
– Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)
– На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)
– Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.
(Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)
– Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья)
– Какое? (Собрать оброк)
– За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)
– Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк?
(Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)
– О какой черте ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул он сам, опередив чертей?
(О находчивости, быстроте реакции, смелости, наступательности)
– Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте.
(Черти собрали оброк, да на Балду взвалили мешок. Идет Балда, покрякивает)
7)Физ-мин «Работаем как Балда»
Ты мне я тебе (игра с мячем)
Где встретил поп Балду? (на базаре)
Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (попадья)
Кто не любил Балду? (поп)
Где жили черти? (в море)
Кого подослал к Балде старый бес? (внука)
Кого Балда поймал в лесочке? (зайчиков)
Какое задание Балда выполнил сам? (поднял коня)
Каким способом Балда поднял коня? (сел на кобылу верхом и поскакал)
После какого «щелка прыгнул поп до потолка»? (первого)
После какого «щелка лишился поп языка»? (второго)
После какого «щелка вышибло ум у старика»? (третьего
7) На пути героя сказки встречается много испытаний, с которыми герой как правило справляется, проявляя ловкость, хитрость, знания.
Вот и сейчас вам тоже придётся пройти испытания, показав свои знания, умения и сделать вывод «Чему учит сказка?»
а)Игра “ Угадай, кто сказал” (слайд)
1. “Здравствуй, Балда-мужичок;
2.Какой тебе надобно оброк?
3.“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
4. “Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить.”
5. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.”
6. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
б) Игра “Исправь ошибку” (3-й группе даны слова-подсказки)(слайд)
(учащиеся зачитывают отрывки из текста)
1. “Вынырнул подосланный поросенок.
Замяукал он, как голодный котенок…”
2. “Пошел Балда в ближний ларек,
Купил двух зайков да в мешок.
К пруду опять он приходит,
У пруда бесенка находит.”
3. “…Раз, два, три! Догоняй-ка.
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по дну морскому, А зайка в лесок к знакомым…”
4. “Вылез бесенок: “Хватит, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк-
Только слушай. Видишь ты эту палку?
Выбери себе любую монету.”
5. “Кто выше палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? Боишься испачкать ручки?
Чего ты ждешь? – Да жду вон этой кучки…”
6. “Попенок зовет его дядей:
Кашу сварит, нянчится с дитятей…”
б) Игра “Выбери слово”(слайд)
Задание: вспомните, какое слово использовал А.С.Пушкин в своей сказке и вставьте, выбирая из скобок нужное. (1-й группе – все задания; 2-й – 5; 3-й – 3)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
(Пошел, бродил, ходил) поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Поп ему в ответ: “Нужен мне (помощник, работник, слуга)
Повар, (токарь, столяр, конюх) и плотник.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое (умение, усердие, старанье) и проворье.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как (убрать, отдалить, удалить) от нас такое бедство.
Беса старого взяла тут (досада, скорбь, унылость).
“Скажи, за что такая немилость?”
“Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе (чертенок, вражонок, бесенок) задачу.
Слушай: (платить, отдавать) обязались черти
Мне (налог, оброк) по самой моей смерти
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них (недоимки, неуплата) за (два, три) года.
8) Итог урока
1.Обобщение.
Как называется сказка?Кто её написал?
Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке? (добрый, трудолюбивый, хитрый…..)
Есть ли в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (жадный, глупый…)
Как был наказан поп? Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?
Полностью ли расплатился поп с Балдою. Вернемся к эпиграфу. В чем урок этой сказки.
– Можно ли считать слова Балды, обращенные к попу, поговоркой?
В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда?
— Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за «дешевизной» (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.
— Вернёмся к эпиграфу нашего урока:
— Почему сказка – ложь? ( вымысел )
— Что за намёк, урок следует извлечь из сказки? ( сказка-вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.
2.Выставление оценок.
3.Рефлексия.(слайд) А сейчас, я вам предлагаю собрать оброк. Посчитайте сколько золотых монет у вас на парте, такую оценку вы получаете за урок.( 3 монеты-«3» , 4-«4», более 5-«5» И если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились отдайте монеты балде. Если нет-попу.
Домашнее задание:
1-2 уровень. Придумайте новое окончание сказки.(2-3 предложения), задание на карточке.
Индивидуальное задание. Сообщение о М.Ю.Лермонтове.95-6 предложений)
4 уровень. Задание на карточке.
Если очень захотеть,
В сказке можно очутится.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
Приложение.
Ты мне я тебе
Где встретил поп Балду? (на базаре)
Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (попадья)
Кто не любил Балду? (поп)
Где жили черти? (в море)
Кого подослал к Балде старый бес? (внука)
Кого Балда поймал в лесочке? (зайчиков)
Какое задание Балда выполнил сам? (поднял коня)
Каким способом Балда поднял коня? (сел на кобылу верхом и поскакал)
После какого «щелка прыгнул поп до потолка»? (первого)
После какого «щелка лишился поп языка»? (второго)
После какого «щелка вышибло ум у старика»? (третьего)
.
Обозначь стрелкой значение слова
Оброк сделанный из овсяной немолотой муки
толоконный лоб денежный или натуральный сбор.
розь долг
недоимка отец
накладно разные, различные
тятя невыгодно, убыточно, слишком дорого.
Обозначь стрелкой значение слова
Супостат делать что-нибудь. в надежде на случайную удачу
полба Мера длинны
подворье противник, враг
взыскать разновидность пшеницы, каша из нее.
авось дом с хозяйственными постройками
верста потребовать отдать, забрать
Обозначь стрелкой значение слова
Оброк сделанный из овсяной немолотой муки
Толоконный лоб денежный или натуральный сбор.
Розь долг
Недоимка отец
Накладно разные, различные
тятя невыгодно, убыточно, слишком дорого.
Обозначь стрелкой значение слова
Супостат делать что-нибудь. в надежде на случайную удачу
Полба Мера длинны
Подворье противник, враг
Взыскать разновидность пшеницы, каша из нее.
Авось дом с хозяйственными постройками
верста потребовать отдать, забрать
Обозначь стрелкой значение слова
Су-по-ста-т каша из пше-ни-цы
По-л-ба дом с по-стро-й-ка-ми
По-д-во-рье про-тив-ник, в-ра-г
“ Угадай, кто сказал”(напиши имя героя)
1. “Здравствуй, Балда-мужичок;
____________
2.Какой тебе надобно оброк?
_______________
3.“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
_______________
4. “Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить.”
_______________
5. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.”
_____________
6. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
_____________________
“ Угадай, кто сказал”(подчеркни правильный ответ)
1. “Здравствуй, Балда-мужичок»
(поп, чёрт, попадья)
2. «Какой тебе надобно оброк?»
(поп, чёрт, Балда)
3.“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
(поп, чёрт, Балда)
4. “Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить.”
(поп, чёрт, Балда)
5. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье. ”
(поп, чёрт, Балда)
6. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
(поп, попадья, Балда)
“ Угадай, кто сказал”(напиши имя героя)
1. “Здравствуй, Балда-мужичок;
____________
2.Какой тебе надобно оброк?
_______________
3.“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
_______________
4. “Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить.”
_______________
5. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.”
_____________
6. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”
_____________________
Где встретил поп Балду? (на базаре)
Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (попадья)
Кто не любил Балду? (поп)
Где жили черти? (в море)
Кого подослал к Балде старый бес? (внука)
Кого Балда поймал в лесочке? (зайчиков)
Какое задание Балда выполнил сам? (поднял коня)
Каким способом Балда поднял коня? (сел на кобылу верхом и поскакал)
После какого «щелка прыгнул поп до потолка»? (первого)
После какого «щелка лишился поп языка»? (второго)
После какого «щелка вышибло ум у старика»? (третьего)
Разговорный язык Литературный
проклятое племя корчить
потеха
море морщить
меньшой
не плотите
начну свалку
моя череда
корячится
Разговорный язык Литературный
проклятое племя корчить
потеха
море морщить
меньшой
не плотите
начну свалку
моя череда
корячится
п о п
Б а л д а
п о п а д ь я
Б е с
б е с ё н о к
Балда | Перевод с испанского на английский
Возможные результаты:
balda -shelfСм. запись forbalda.
balda -он/она калечит ,ты калекаPresentél/ella/ustedconjugation ofbaldar.
balda -crippleУтвердительный императив túспряжение baldar.
- Словарь
- Примеры
- Произношение
- Тезаурус
bahl
—
дах
) 9000 2 Существительное женского рода почти всегда используется с артиклями и прилагательными женского рода (например, la mujer bonita, la luna llena). существительное женского рода 1. (мебель)Регионализм, используемый в Испании
(Испания) a. полкаLa estantería tiene tres baldas fuertes. Книжный шкаф имеет три прочные полки.
Существительное — это слово, относящееся к человеку, животному, месту, вещи, чувству или идее (например, человек, собака, дом).
Существительное1. (общий)
а.Полка
Регионализм, используемый в Испании 1
Примеры
Машинные переводчики
Перевести balda с помощью машинных переводчиков
Посмотреть машинный переводСлучайное слово
Бросьте кости и выучите новое слово прямо сейчас!
Получить словоХотите выучить испанский язык?
Обучение испанскому языку для всех. Бесплатно.
Перевод
Самый большой в мире испанский словарь
Спряжение
Спряжения для каждого испанского глагола
Словарь
Учить словарный запас быстрее
Грамматика
Выучить все правила и исключения
Произношение
Видео произношение носителей языка
Слово дня
entusiasmado
взволнованный
SpanishDictionary.com Premium
Вы уже пробовали? Вот что включено:
Шпаргалки Без рекламы Учиться в автономном режиме на iOS Разговорники Учи испанский быстрее Поддержка SpanishDictionary.