биография, личная жизнь / Актрисы
Биография
Екатерина Савинова — советская актриса, заслуженная артистка РСФСР. Для многих зрителей актриса так и осталась Фросей Бурлаковой из картины «Приходите завтра». Актерская судьба Екатерины Савиновой могла бы сложиться иначе, если бы не проклятье режиссера Ивана Пырьева.
Екатерина родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке, в Алтайском крае. Суровый климат закалил характер девушки. Екатерина росла в обычной крестьянской семье, с детства была приучена к тяжелому физическому труду, а мечтала сниматься в кино.
Актриса Екатерина Савинова
После школы Савинова отправилась в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Но вместо этого поступила в землеустроительный институт. Полгода проучилась там, поняла, что это не ее призвание, и ушла. Затем будущая актриса поступила на курсы актерского мастерства у Василия Ванина, однако Савинову с них отчислили. Ванин сказал, что Екатерина – театральная актриса, для кино девушка бесперспективна.
Другая бы сломалась и вернулась домой, но только не Катя. Девушка добилась своего и поступила во ВГИК, попав в число 40 счастливчиков из 3 тысяч претендентов. Прошло полгода, и на курсе осталось всего 20 человек. Среди них и Екатерина Савинова. Актриса училась вместе с Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым. В 1950 году Савинова получила диплом.
Сыграла студентку в 36 лет
Катя Савинова родилась неподалеку — в алтайском селе Ельцовка. С детства была певуньей – голосистую девчушку знали по всей округе. Мысль поехать в Москву поступать на артистку казалась смелой и почти не выполнимой, но родня Катюшу поддержала. Провожали ее всем селом. Мать продала мешок картошки, чтобы купить синее платье в горох с белым воротничком — в нем Катерина и отправилась покорять столицу. Несколько суток тряслась на крыше поезда – на билеты денег не хватило.
А дальше все происходило почти так, как это показано в фильме «Приходите завтра». Даже в роли киношного педагога Фроси согласился сняться преподаватель ВГИКа Борис Бибиков, под присмотром которого Савинова постигала актерское мастерство. В числе учеников Бибикова были настоящие звезды: Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина, Леонид Куравлев, Любовь Соколова, Юрий Белов, Тамара Носова. А он неизменно выделял двух самых талантливых – Майю Булгакову и Екатерину Савинову.
Режиссер Евгений Ташков, — муж Екатерины Савиновой – снял эту картину специально для супруги и, понятно, знал ее историю досконально. Фамилию «Бурлакова» позаимствовали у сельской подружки Катерины – только та была не Фросей, а Дуней. Савиновых героиня Екатерины тоже упоминает в фильме – с ударением на второй слог: СавИновы, как привыкли говорить у нее на родине.
Роль Фроси стала для актрисы первой значительной ролью после «Кубанских казаков», вышедших в 1949 году. Там она снялась вместе с Кларой Лучко – яркая, свежая, заводная. Однако после этого наступило досадное затишье – работы в кино почти не было. Говорили, это месть режиссера Ивана Пырьева, который во время съемок «…казаков» пытался завладеть вниманием молоденькой артистки. Но, к своему удивлению, получил от ворот поворот. После этого стараниями обласканного властью и наградами мэтра Савинову внесли в «черный список» «Мосфильма».
Ее приглашали во МХАТ, сулили оперную карьеру в Большом театре, предлагали гастролировать с собственным оркестром. Екатерина была непреклонна, считая, что ее призвание – кино, и была до конца верна этому убеждению. Но работы не было, и это приводило ее в отчаяние.
Евгению Ташкову пришлось приложить усилия, чтобы фильм «Приходите завтра» вышел на экраны. Снимали картину в Одессе – подальше от столичного начальства. Работали в бешеном темпе, без перерывов на отдых. Кинобоссы называли картину примитивной, главную героиню бесталанной. Их возмущало, что студентку играет 36-летняя актриса. Но Екатерина блестяще справилась с ролью и сама исполнила сольные партии. Интересно, что домработницу скульптора в картине тоже озвучивала Савинова. У нее там очень низкий тембр – ни за что не догадаешься, что это Катя. За свою Фросю Бурлакову актриса получила кучу престижных наград, и зрители до сих пор смотрят картину с любовью и нежностью.
Фильмы
Первым опытом актрисы в кино стала роль Кати в фильме «Страницы жизни». В титрах актрису не указали, поэтому дебютной до сих пор считается Любочка, которую Екатерина сыграла в «Кубанских казаках». Фильм рассказывал о жизни колхозов в первые послевоенные годы и снимался фактически о реальной и современной премьере картины ситуации в стране. При этом картина показывала как ударный труд колхозников и сюжеты о соревновании работников и колхозов, так и трогательные любовные линии, где влюбленные боялись признаться в чувствах или, уже признавшись, были вынуждены бороться за собственную любовь.
Екатерина Савинова в фильме «Страницы жизни»
Картина вышла на экраны в 1949 году, когда 23-летняя Екатерина Савинова была еще студенткой ВГИКа. Это оказался настоящий успех, потому что пробиться в кино в то время было практически невозможно — снимали только 8 фильмов в год.
Увы, эта картина стала проклятьем для актрисы. Иван Пырьев — режиссер «Кубанских казаков» — оказался не только знаменитым режиссером, но и ценителем молоденьких актрис. Когда Катя ответила на притязания Пырьева отказом и залепила пощечину, для нее закрылись двери киностудий. Иван Пырьев в тот период работал главой «Мосфильма», и о могуществе режиссера в киносреде слагали легенды.
Екатерина Савинова в фильме «Кубанские казаки»
По воспоминаниям коллег, Екатерину Савинову занесли в неофициальный «черный список» «Мосфильма». Актриса перестала получать хоть сколько-нибудь главные роли, причем и коллегам, и другим участникам съемочного процесса было очевидно, что проблема заключалась вовсе не в игре.
Актриса пробовалась на главные роли, Екатерину утверждали, а потом перезванивали и вежливо отказывали. О неоспоримом таланте актрисы говорило и то, что после окончания учебы Екатерину единственную со всего курса позвали в труппу МХАТа, но девушка мечтала о кино и отклонила это предложение.
Екатерина Савинова в фильме «Тень у пирса»
Часть поклонников также уверены, что актриса совершила самоубийство не из-за болезни, помутившей сознание женщины, в такой трактовке страшное происшествие стало следствием исковерканной судьбы Екатерины, а значит, до смерти женщину довел также отвергнутый режиссер.
Период забвения продолжался 13 лет. В 50-х актриса снималась во многих фильмах, но роли Савинова получала проходные и малозаметные. Правда, попались и две крупные роли: официантка Клава в картине «Тень у пирса» и девушка-режиссер Екатерина Воропай в фильме «В один прекрасный день». Оба фильма зрители увидели в 1955 году. При этом в картине «В один прекрасный день» актриса – главная героиня сюжета и участница основного конфликта фильма.
Екатерина Савинова в фильме «В один прекрасный день»
Картина рассказывает о противостоянии нового музыкального работника, приехавшего в рядовой колхоз. Молодая и энергичная девушка хочет поднять колхозную самодеятельность на новый уровень, но встречает равнодушие и отсутствие поддержки со стороны председателя и главного бухгалтера, которые уверены, что музыкальный коллектив в колхозе вовсе не обязателен. Поэтому дирижер вынуждена вступить с руководством в настоящее противостояние.
Актриса снималась у Григория Чухрая в «Балладе о солдате», в короткометражных фильмах «Чук и Гек», «В степи», «Месть» и других. Екатерина с радостью бралась за любую роль и выкладывалась на 150 процентов.
Екатерина Савинова в фильме «Чук и Гек»
Но мечтала актриса о роли всей своей жизни. Такой ролью для Екатерины Савиновой стала Фрося Бурлакова в картине «Приходите завтра». Лирическая комедия вышла на экраны в 1963 году. Актриса исполнила роль талантливой провинциалки, которая приезжает в Москву из затерянной сибирской деревушки, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных и исполнить собственную мечту – стать профессиональной певицей. Во многом роль героини связана с биографией актрисы и была написана специально для Екатерины Савиновой.
Провинциальная непосредственность главной героини покорила зрителей. Простой и понятный сценарий, песни, исполненные Екатериной Савиновой, принесли актрисе признание и любовь миллионов. Эту роль назвали лучшей женской ролью года.
Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра»
Снимал «Приходите завтра» Евгений Ташков, муж Савиновой. Он же и написал сценарий – поэтому-то роль и оказалась насыщена биографическими деталями из жизни актрисы. Правда, съемочной группе пришлось снимать не в Москве, а на Одесской киностудии, потому что проклятье Пырьева все еще действовало. На съемки приезжали комиссии, обвиняли актрису в бездарности, настаивали на прекращении съемок. Фильм вышел, но больше Екатерине Савиновой крупных ролей не предлагали. Она иногда снималась, однако успеха «Приходите завтра» ни один фильм не повторил.
Последняя роль актрисы – Аннушка в картине «Расплата». Зрители увидели ее в 1970 году.
Болезнь как причина смерти Екатерины Савиновой
С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.
Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.
На фото: Екатерина Савинова
Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.
Савинова в фильме «Кубанские казаки»
Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.
С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,
в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.
И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.
Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.
Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»
Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.
Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.
Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.
Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.
Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.
По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.
Личная жизнь
Екатерина Савинова всю жизнь прожила с Евгением Ташковым. Они познакомились еще в студенческие годы – оба учились на одном курсе ВГИКа. Встречались, а поженились через 8 месяцев после получения дипломов.
Екатерина Савинова и Евгений Ташков
В 1957 году в семье родился сын Андрей. Он пошел по стопам родителей и стал актером. Правда, сама Екатерина Савинова этого не увидела и не могла порадоваться его успехам.
В плену у наваждения
Теперь мы знаем, что во время работы над «Приходите завтра» у Екатерины Савиновой уже появились проблемы со здоровьем. Постоянно держалась температура, кружилась голова. Она призналась, что испытывает недомогание уже давно, и каждый съемочный день дается ей ценой неимоверных усилий. Савиновой поставили страшный диагноз «бруцеллез». Эта инфекция передается от больных животных через не прожаренное мясо или сырое молоко и тяжело поражает органы и системы организма человека. Екатерина могла заразиться, выпив парного молока, – она покупала его на рынке в Крыму в 1951-м, снимаясь в картине Сергея Герасимова «Сельский врач».
К сожалению, инфекцию заметили слишком поздно, когда она уже поразила нервную систему и дала осложнение на мозг. Актрисе делали переливания крови, затягивая с адекватным лечением, и это лишь усугубляло состояние. Существование Екатерины Савиновой превратилось в кошмар. Жила, как в тумане, замыкаясь в себе. Выходила из дома, в чем была, и шла, не разбирая дороги. Могла уехать, куда глаза глядят, и ее находили, например, в Загорске или в Истре. Те, кто не знал о душевной болезни актрисы, шептались, что она злоупотребляет алкоголем. Ее постоянно одолевали «голоса», как она называла изводившее ее наваждение. Каждый раз перед тем, как лечь в больницу, вспоминал Евгений Ташков, Екатерина раздавала все свои вещи, словно не надеясь вернуться. А когда ее выписывали домой, все покупали заново.
Екатерина души не чаяла в сыне Андрее. Когда она заболела, мальчику было всего четыре года. Больше всего на свете актриса боялась, что заразит своего малыша.
— Мы с мамой мало времени проводили вместе. Мне рассказали потом: она думала, что ее болезнь заразна, и старалась поменьше быть со мною рядом, — поделился в одном из интервью Андрей Евгеньевич. В детстве он рос под присмотром домработницы Натальи. Сегодня мы знаем актера Андрея Ташкова по театральным работам и ролям в фильмах «Доктор Лиза», «Сыщик», «Три женщины Достоевского» и многих других.
Когда не стало мамы, Андрею было 12 лет. Екатерина Федоровна оставила прощальное письмо, где особые слова были обращены к сыну.
Музей в доме Бурлаковой
Еще при жизни Екатерины Федоровны у ее супруга Евгения Ивановича Ташкова, появилась другая женщина. Савинова тяжело переживала измену, но во всем винила себя – дескать, что еще остается ее бедному мужу, если она так тяжело больна. После смерти Екатерины в доме Ташковых поселилась актриса Валентина Шарыкина — исполнительница роли пани Зоси в телевизионной юмористической передаче «Кабачок «13 стульев». А спустя несколько лет Евгений Иванович женился на Татьяне Васильевой – учительнице из фильма «Уроки французского», и у Андрея появился брат Алексей.
Одна из последних работ Екатерины Федоровны в кино – уморительно смешная кухарка Матрена в «Женитьбе Бальзаминова». Говорят, во время съемок все не занятые в кадре актеры сбегались, чтобы посмотреть ее игру, и от хохота не могли перейти к следующей сцене.
В 2005 году Савинову перезахоронили – сегодня на Клещихинском кладбище в Новосибирске можно возложить цветы к красиво оформленному монументу. Место светлое, высокое. На памятной стелле – названия фильмов, в которых сыграла талантливая актриса. Рассказывают, что, когда через 35 лет после погребения могилу вскрыли, тело умершей почти не изменилось.
В 2011-м в Ельцовке в доме подруги Екатерины Евдокии Бурлаковой – той самой, у которой позаимствовали фамилию для фильма, — открыли музей, где все напоминает о замечательной актрисе.
Нынешний, 2021 год, — юбилейный: 26 декабря исполнится 95 лет со дня рождения Екатерины Федоровны. Правильно говорят: можно сыграть сотню ролей и ничем особо не запомниться. А можно блестяще воплотить всего несколько образов и войти в историю кинематографа. Такой и осталась в нашей памяти Екатерина Савинова.
Смерть
Проблемы со здоровьем начались у актрисы еще на съемках «Приходите завтра». Пришлось их прервать на год. Вскоре врачи диагностировали у актрисы бруцеллез. Причиной стало парное молоко, которое актриса очень любила.
Почти год врачи не могли поставить диагноз, потому что инкубационный период заболевания составляет 8 месяцев. Все это время Савинова работала на износ. А когда заболевание диагностировали и начали лечить, выяснилось, что бруцеллез поразил нервную систему, что, по мнению врачей, и стало впоследствии причиной смерти актрисы.
Могила Екатерины Савиновой
У Екатерины Савиновой развилась шизофрения. Долгое время Екатерина Савинова жила между домом и больницами. По четыре месяца в году она проводила в больничных стенах. Удивительно, но актриса сохранила ясность ума.
В 70-м году Савинова объявила родным, что уезжает погостить к сестре в Новосибирск. А 25 апреля того же года она бросилась под поезд.
Актриса похоронена на кладбище в Новосибирске.
Где находится могила, где похоронена актриса
Екатерина Федоровна все чаще утверждала, что слышит голоса и очень переживала, что все окружающие принимают ее за сумасшедшую. Вместе с тем болезнь прогрессировала — Савинова могла, ничего не помня, уйти из дома, раздавала вещи незнакомым людям.
На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьба Бальзаминова»
В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.
Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.
Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.
Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.
Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.
Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.
Фильмография
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1953 — «Чук и Гек»
- 1953 — «Алеша Птицын вырабатывает характер»
- 1953 — «Таинственная находка»
- 1955 — «В один прекрасный день»
- 1958 — «Человек с планеты Земля»
- 1960 — «Колыбельная»
- 1963 — «Приходите завтра…»
- 1964 — «Ко мне, Мухтар!»
- 1964 — «Женитьба Бальзаминова»
- 1965 — «Дорога к морю»
- 1965 — «Дорога к морю»
- 1968 — «Зигзаг удачи»
- 1968 — «Жажда над ручьем»
- 1970 — «Расплата»
Сибирский самородок Екатерина Савинова
Уроженка Алтайского края с детства воспитывалась в жёстких условиях. Семья была чрезвычайно бедной, и считала каждую копейку. Молодая Катя мечтала вырваться из деревни и стать актрисой, и в скором времени, она сделала решительный шаг на пути к успеху. Её буквально с руками взяли во ВГИК
, где на поступлении она читала отрывок из Анны Карениной. Приёмная комиссия была в шоке. Деревенская, неопытная простушка на их глазах превратилась в измученную жену и мать на грани катастрофы. Возможно этот образ совсем неслучаен в судьбе актрисы, и к нему она ещё вернётся, но к сожалению в реальной жизни.
А пока юная и полная надежд Катя поступила одной из первых, и прошла конкурс из 3 тыс. человек. Именно там, в студенческие годы она и познакомилась со своим будущем мужем — Евгением Ташковым
и через восемь месяцев после выпуска, сыграли свадьбу. В институте все восторгались невероятному умению перевоплощаться в совершенно разных и не похожих героинь. Она одинаково успешно могла сыграть наивную деревенскую девочку, и пожилую, беззубую старуху.
Савина с мужем
Звездная роль в ленте «Приходите завтра»
С рождением сына неожиданно наметился прорыв и в кинокарьере. Евгений Ташков к тому времени прославился, сняв кинофильм «Жажда», и решил использовать свою славу, чтобы помочь любимой женщине.
Он написал сценарий кинокартины, основанный на биографии Екатерины Савиновой. В работе над рукописью, активно участвовала и сама актриса, она не только придумала многие забавные сюжетные ходы, но и дала имя главной героине. Так появилась любимая многими зрителями Фрося Бурлакова.
«Приходите завтра» — такое название получила будущая картина. А снималась она на Одесской киностудии. А чтобы о ленте раньше времени не узнал Пырьев, съемки велись в условиях строжайшей секретности. Кроме того, из-за проблем со здоровьем Савиновой в работе над проектом часто были перерывы.
Когда картина была закончена и представлена съемочной комиссии, многие из них задавались вопросом: «Кто озвучивал Фросю Бурлакову?» Поскольку многие из них не могли поверить, что актриса сама так прекрасно пела. Ведь из-за Ивана Пырьева в среде кинематографистов о Савиновой ходили слухи как о бездарной актрисе. А тут внезапно оказалось, что она не только отлично играет, но и обладает фантастическим голосом.
Несмотря на попытки главы «Мосфильма» помешать, лента «Приходите завтра» была одобрена приемной комиссией и выпущена в прокат.
Слава, которая обрушилась на Савинову после выхода кинокартины на экраны, была просто фантастической. Ей писали письма со всего Союза. Вместе с мужем она объездила всю страну с концертами. Ее Фрося Бурлакова стала примером для многих провинциальных талантов, а сама актриса перешла в разряд кинозвезд.
Страшная судьба и трагическая смерть угасшей звезды Фроси Бурлаковой…
Вся страна любила ее за ее прекрасные роли и, особенно, за бесподобный голос!
Она могла стать великой оперной певицей, играть на сцене, но при этом всегда мечтала сниматься в фильмах. Отказавшись от оперы и театра в пользу кино, артистка совершила роковую ошибку… Судьба Екатерины Савиновой одна из самых трагичных в мире кино.
Ее главная работа “Приходите завтра” вышел на экраны в 1963 году и имел бешенную популярность. За роль Фроси Бурлаковой она получила звание заслуженной артистки РСФСР. Через год она сыграла эпизодическую роль в “Женитьбе Бальзаминова”. Савинова обладала уникальным оперным голосом, необыкновенным талантом актрисы, но ей так и не суждено было сыграть другие роли.
Фрося стала первой и единственной главной ролью для 34-летней актрисы. “Приходите завтра” создавался специально для нее. Сценаристом и режиссером стал муж Савиновой Евгений Ташков. Он больше не мог выносить то, как страдает его Катя от невостребованности.
Сценарий к фильму взят из жизни самой актрисы. Она также как и Фрося когда-то отправилась за своей мечтой покорять столицу. Но судьба Бурлаковой сложилась более удачно, в отличие от нее Екатерина так и не поступила в институт. Вердикт был суров: “Вы не для кино”.
Она грезила кинематографом и не желала отказываться от своей цели. Савинова поступила в землеустроительной, но уже через полгода она снова пробовалась во ВГИК. Из трех тысяч кандидатов оставили только 20 человек, среди них была и Екатерина. Ее, наконец, заметили и пригласили во МХАТ. Но Савинова хотела сниматься только в кино и не стала растрачивать себя на сцене. Лишь позже она признается: «Кино – это дьявол, который забирает душу». Но актриса слишком поздно осознала свою ошибку…
Все начиналось так, как Савинова всегда мечтала. Еще студенткой ВГИКа ее взяли на роль в “Кубанские казаки”. Она блистала в этом фильме, настоящая русская красавица с восхитительным голосом. Кто же знал, что позже она перейдет дорогу Ивану Пырьеву, по приглашению которого она и попала на съемки. И на этом ее работа в кино будет завершена до появления Фроси.
Оказывается, молодая и красивая Екатерина приглянулась кинорежиссеру Пырьеву, который тогда пользовался уважением и признанием коллег. Но Савинова не ответила взаимностью на неоднозначное приглашение Пырьева в свой кабинет. Она влепила ему пощечину, не догадываясь, что тем самым она навсегда перечеркивает свою дальнейшую карьеру.
После своего поступка Савинова попала в так называемый “черный список Пырьева”. В нем были актрисы, которых тогдашний глава “Мосфильма” запретил снимать. С тех пор Екатерина снималась лишь в крошечных эпизодах и играла на сцене в массовках.
Когда она узнала, что по вине влиятельного кинорежисера у нее срывались главные роли в фильмах, у актрисы случился нервный срыв. В 32 года Савинова решает поступать на отделение вокала в институт им. Гнесиных. Екатерина закончила его с отличием, все восхищались ее сильным и уникальным голосом. Актрису пригласили в Большой театр, но она вновь отказывается. А в кино ее по-прежнему не зовут.
Савинова вышла замуж за режиссера Ташкова, в 30 лет родила сына Андрея (он воплотил в жизнь мечту матери и стал известным актером). Екатерина не жаловалась, но ей было невероятно тяжело жить без кино. Она верила, что когда-нибудь настанет и ее время. И оно пришло…
Фильм “Приходите завтра” стал для нее настоящим подарком. Но и он выходил на экраны с большими трудностями. Чтобы обойти запрет Пырьева, Ташков стал снимать не на “Мосфильме”, а на Одесской киностудии. Когда была отснята часть фильма, из Москвы приехала проверка из двух влиятельных людей. Сначала хотели запретить съемки, но ведь деньги уже были потрачены, поэтому пришлось разрешить снимать дальше. А потом случилось непредвиденное… Савинова тяжело заболела.
С каждым днем актрисе становилось все хуже: температура, головокружения, тошнота. Врачи не могли понять в чем дело. В конце концов, у Савиновой стали проявляться признаки психической неадекватности. Съемки пришлось отложить на год. Позже ей все таки поставили диагноз: бруцеллез. Это зооинфекция, которая передается от животных к человеку.
Эту инфекцию Савинова подхватила в Крыму на съемках одного из фильмов, когда покупала на рынке молоко. По страшному стечению обстоятельств эта болезнь поразила центральную нервную систему актрисы, это очень редкое явление в медицине. К тому же болезнь переросла в вялотекущую шизофрению. Диагноз был не излечим, Савинова очень сильно болела, постоянно была не в себе, лишь изредка приходя в сознание.
Когда наступали просветления, Екатерина отчаянно бралась за работу, снималась, выступала с концертами. Продолжились съемки “Приходите завтра”. Самое ужасное, что в такие минуты ясного ума Савинова прекрасно понимала, что с ней происходит, но не подавала виду и никогда не плакала. Но болезнь брала свое…
Савинова приходила в себя все реже, она говорила, что слышат голоса и ее “мучают бесы”. Мучилась вся семья. Тяжело видеть родного человека в бреду, словно сумасшедшего. Ей наняли сиделку, чтобы муж мог нормально работать.
Болезнь дала такие осложнения, что теперь актриса могла выйти из дома, раздать вещи, поговорить с незнакомыми и при этом ничего не помнить. Поползли слухи, что она спивается. Но это было неправдой, просто Екатерине приходилось горстями принимать психотропные препараты. Так больше продолжаться не могло.
Как-то раз Екатерина обманула сиделку и уехала к сестре в Новосибирск. Там 25 апреля 1970 года она шагнула на встречу поезду, подходящего к перрону. Савиновой было всего 43 года. Дома она оставила записку: «Простите меня. Особенно Андрей (тогда сыну было 13 лет). Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
По трагической случайности на вступительных экзаменах во ВГИКЕ Савинова читала монолог Карениной перед гибелью: “Кого Бог хочет наказать – того лишает разума”. Савинова была наказана и расплатилась жизнью…
Только вот непонятно за что?
Фото с сайта: kino-teatr.ru
Источник: obaldela.ru
Екатерина Савинова, актриса без амплуа
Екатерина Савинова, актриса без амплуаНа вступительном экзамене во ВГИК она читала монолог Анны Карениной. Девушка произвела на комиссию сильное впечатление — казалось, она сама все это прочувствовала и пережила… А много позже, в 1970 году, Екатерина Савинова бросилась под поезд. По роковому совпадению, финал жизни актрисы с точностью повторяет гибель ее любимой героини…
Жизненный сценарий
Люди звонили в кинотеатры, спрашивали: «Какой сегодня фильм?!» и, услышав в ответ: «Приходите завтра», недоумевали: «А сегодня-то что будет?» Но, поняв, что над ними не смеются, а говорят название фильма, отправлялись в кино… и попадали под обаяние главной героини Фроси Бурлаковой.
Сценарий полюбившегося всему Советскому Союзу фильма Евгений Ташков — кинорежиссер и муж известной актрисы, написал полностью под Катю.
Ведь в свое время его супруга, как и сибирская девчонка Фрося Бурлакова, приехала поступать «в артистки» из далекой алтайской деревни Ельцовка и тоже не успела пройти вступительные испытания. Поэтому Савинова сначала поступила в землеустроительный институт, а во ВГИК, о котором мечтала с самого детства, пришла зимой: услышала о дополнительном наборе на курсы, прошла конкурс… и была отчислена после первого семестра.
Эти выдающиеся педагоги подготовили не одну плеяду известных актеров театра и кино, среди которых были Надежда Румянцева, Юрий Белов, Леонид Куравлев, Тамара Носова и многие другие.
В требовательности руководителям не откажешь: из трех тысяч абитуриентов они отобрали лишь 40 человек, а через полгода оставили всего 20 студентов. Много лет спустя Борис Владимирович вспоминал, как плакал на лестничной площадке не прошедший вступительные испытания Слава Тихонов и как он взял его на испытательный семестр. Как Ноннуля Мордюкова пришла на экзамены в стареньком школьном платье. Как Сергей Мокшанцев для «особых случаев» надевал синий лыжный костюм за неимением парадно-выходного… О своей любимице Катюше Савиновой Бибиков с уважением говорил, что за всю жизнь он знал двух человек, горячо преданных искусству: это Станиславский и Савинова.
Студенческие годы
Руководители приучали своих подопечных к чтению и требовали от них постоянной практики в актерском мастерстве: как еще из этой «зеленой» молодежи вырастут артисты театра и кино! Поэтому Катя вместе с лучшей подругой Клавой Хабарабовой, приехавшей в Первопрестольную из Магнитогорска, без устали репетировала и в общежитии, и в общественных местах, приводя в замешательство посторонних людей.
Так, после урока, на котором студенты учились изображать глухонемых, подружки отправились в любимую кафешку на Казанском вокзале, откуда на электричке ездили в общежитие. Подошедший официант налил кофе… и тут Катя стала жестикулировать. Растерявшийся парень чуть не уронил чайник, пытаясь понять, чего от него хочет необычная клиентка.
Когда начала жестикулировать и ее подружка, сидящие за соседними столиками люди обратили внимание на «хорошеньких глухих девочек». Закончилось это тем, что обеих девчонок сдали в милицию. На их счастье, дежурный оказался добродушным дядькой, понял их объяснения про этюды, но посоветовал быть осторожнее и не репетировать где попало.
Как будто они его послушали! Буквально на следующий день они наперегонки мчались от бандитов, с которыми познакомились на этом же вокзале, на сей раз изображая разбитных девах.
Когда девчонки в очередной раз ехали в подмосковную воинскую часть к старшему брату Кати, где их подкармливали в солдатской столовой, Савинова неожиданно затянула длинную песню. В вагоне наступила тишина, пассажиры со слезами на глазах прослушали песню про 16-летнего мальчишку, попавшего в плен к японцам под Иркутском.
«Когда Катя закончила петь, я сняла с головы шляпу и сказала: «Подайте слепым на пропитание», — вспоминала Клавдия Ивановна. — Набросали полную шляпку денег, а нам выходить скоро. -«Мы учимся в театральном институте и только что сыграли с вами этюд. Пожалуйста, заберите деньги!» Какое там! Одни плакали, другие смеялись, но деньги не забрал никто.
Вышли из поезда, хохочем, а нам из окон руками машут. Обычно Катя без предупреждения начинала импровизацию, я подхватывала, а на следующий день после очередного удачно сыгранного этюда мы бежали к Бибикову, рассказывали, как нам поверили… На похвалу он был скуп, но мы чувствовали, что он вместе с нами радуется нашим успехам».
Не сложилось…
Еще будучи студенткой, Савинова снялась в фильме «Кубанские казаки» Ивана Пырьева, где сыграла белокурую казачку Любочку. Как отпустил ее на съемки Борис Владимирович, неизвестно: неистовый «Биб», как называли его студенты, всячески протестовал, чтобы его учеников отрывали от занятий. Но, видимо, он не стал чинить препятствий своей любимице, делавшей столь явные успехи в постижении актерского искусства.
Тогда Кате, молоденькой 23-летней девчонке, казалось: вот он, первый шаг в советский кинематограф. Мечты о больших ролях постепенно превращались в реальность, но… Любвеобильный режиссер решил приударить за хорошенькой провинциалкой, однажды пристал к ней прямо на глазах съемочной группы.
Семья и театральные подмостки
Савинова оказалась в черном списке, главных ролей ей не давали, а в эпизодической роли она не могла полностью раскрыть свой талант. Страдать от невостребованности Катя не собиралась и решила потратить свободное от ролей время с умом, поступив в Гнесинское училище.
Ее голос в три с половиной октавы восхищал педагогов, по окончании училища Савиновой сделали два заманчивых предложения: одно открывало ей двери на эстраду, воспользовавшись вторым, она могла стать примой Большого театра. Ее хотели заполучить режиссеры МХАТа, на сцене которого Савинова мастерски сыграла несколько ролей, но ни одно предложение Катю не прельстило, и она продолжила сниматься в кино, играя второстепенные роли и не теряя надежды, что однажды получит большую роль, в которой в полной мере покажет свои актерские и вокальные данные.
Нескладывавшуюся карьеру сполна компенсировала личная жизнь: почти через год после окончания института Савинова вышла замуж за однокурсника Евгения Ташкова, актера и кинорежиссера. Годами позже Евгений вспоминал, как она расплакалась от счастья, когда услышала из его уст такое долгожданное и все же такое неожиданное для нее предложение руки и сердца!
Сколько счастливых вечеров они провели вместе, как берегли друг друга от треволнений этого буйного мира! Супругов радовал маленький Андрюша, родившийся через семь лет после свадьбы в 1957 году.
Болезнь души и тела
В разгар работы над фильмом «Приходите завтра» в 1961 году , Катя призналась мужу, что у нее уже несколько месяцев держится температура. Встревоженный супруг немедленно отправил любимую я Катеньку из Одессы, где проходили съемки, в Москву, чтобы столичные врачи провели обследование.
Ни один эскулап диагноз поставить не смог, но когда Савинова вернулась в Одессу и обратилась к тамошним докторам, один из них обнаружил бруцеллез.
Где она «подцепила» заразу, муж догадался сразу: Катя, с детства обожавшая парное молоко, каждый день покупала его на рынке, и в одну из бутылок, видимо, попала опасная инфекция.
«Я не хочу быть вам обузой…»
В общей сложности Катя проболела девять лет. За это время она по три-четыре месяца в год лежала в больницах, после очередного курса лечения ей становилось легче, но через короткое время болезнь возобновлялась вновь.
Все чаще она с отчаянием спрашивала у мужа, родных, друзей: «Как я буду жить, если не смогу выступать на сцене? А что я буду делать, если не смогу петь, играть в кино?!» На эти вопросы никто не находил ответа…
Зашла к давней подруге Кларе, посидела у нее, а перед уходом та, видимо, встревоженная рассказом Савиновой о болезни, сунула ей в карман свой номер телефона со словами: «Как дойдешь до дома. позвони!»… Через нескольких часов в квартире раздало? звонок. Спокойный мужской голос попросил ее подъехать к вокзалу и опознать женщину, бросившуюся под поезд. Ужас Клары, узнавшей в погибшее свою лучшую подругу Катю Савинову, не поддается описанию. «При ней не было документов, а на клочке бумаги записан номер телефона, вот мы и позвонили вам», — объяснил следователь. Похоронили артистку, как она просила, скромно, в Новосибирске на Клещихинском кладбище. Ей было всего 43.
История с допингом — «невообразимая чепуха», заявил российский тренер
Дмитрий Роговицкий, Джек Стаббс О последнем скандале, охватившем российский спорт, сообщило агентство Reuters во вторник.
Россиянка Мария Савинова позирует фотографу с тренером Владимиром Казариным после того, как она выиграла финальный забег на 800 метров среди женщин на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне на Олимпийском стадионе 11 августа 2012 года. REUTERS/David Gray
Российский антидопинговый орган также пообещал расследовать обвинения, сделанные немецким телевидением, заявив, что сообщит об этом своему глобальному коллеге, но, тем не менее, заявил, что обвинения либо не соответствуют действительности, либо отражают «некомпетентность» создателей программы.
На долю российских спортсменов приходилось более половины аномальных показателей в расследовании немецкой телерадиокомпании ARD/WDR и британской газеты Sunday Times, которые получили доступ к тысячам результатов анализов крови с 2001 по 2012 год.
Владимир Казарин, тренер двух российских спортсменов, предположительно сдавших подозрительные образцы крови, заявил, что обвинения необоснованны. «Если у вас есть официальные положительные допинг-тесты, покажите нам. Если нет, до свидания», — сказал он в телефонном интервью.
62-летняя спортсменка, которая с 2002 года тренирует женскую сборную России по легкой атлетике, в прошлом году стала героем документального фильма ARD о допинге.
— Этот второй фильм — невообразимая чепуха, — сказал Казарин. «Это просто смешно».
«Российские спортсмены, которые появляются… они даже не хотят смотреть эти фильмы, не воспринимают их всерьез».
Результаты 12 000 анализов крови более чем 5 000 спортсменов, которые были переданы двум организациям СМИ, показывают, что более 800 спортсменов представили образцы, которые были аномальными или «сильно наводящими на размышления» о допинге. Из них 415 были русскими.
После того, как Казарин сделал свои комментарии, всемирная руководящая организация по легкой атлетике (ИААФ) заявила, что в документальном фильме нет новых доказательств того, что какой-либо спортсмен провалил тест на допинг, и ошибочно подразумевается, что она не рассмотрела результаты, когда они впервые были опубликованы.
Эти обвинения являются последними, которые потрясли российский спорт после расследования ФБР коррупции в отношении мирового руководящего органа футбола, ФИФА, и расследования Швейцарии в отношении присуждения чемпионата мира России в 2018 году и Катару в 2022 году. Министр спорта России неоднократно заявлял заявка его страны была чистой.
«ВСЕ ЭТО ЛОЖЬ»
Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) заявило, что расследует последние обвинения в адрес российских спортсменов и представит результаты во Всемирное антидопинговое агентство.
Но РУСАДА, которое уже расследует прошлогодний немецкий документальный фильм, ставит под сомнение новые обвинения. «Прежде всего, мы утверждаем, что информация… либо не соответствует действительности, либо говорит о некомпетентности авторов фильма», — говорится в распространенном в понедельник заявлении.
Бегунья Екатерина Поистогова, завоевавшая бронзовую медаль на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, заявила, что ей нечего скрывать после того, как ее имя стало известно в ходе расследования.
«Я не верю ни одному слову об этом фильме», — сказала она информационному агентству «Р-Спорт». «Все это ложь. Для меня важнее подготовиться к соревнованиям».
Во вторник некоторые из названных спортсменов соревновались в российском городе Чебоксары на реке Волга, где они надеются попасть на чемпионат мира по легкой атлетике в Пекине в конце этого месяца.