Адаптация в садик: Адаптация ребенка к детскому саду

Содержание

Адаптация в детском саду

Елена Бурьевая

детский психолог

Профиль автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Профиль автора

64,5% дошкольников в России посещают детские сады: при этом процесс адаптации не у всех из них проходит гладко.

Поговорили с детским психологом Еленой Бурьевой о том, как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, что делать, если возникают конфликты, и как реагировать, если после детского сада ребенок ведет себя хуже, чем обычно.

Что вы узнаете

  • Изменилась ли атмосфера в детских садах
  • Как понять, что ребенок готов к детскому саду
  • Как проходит нормальная адаптация
  • Как облегчить адаптацию
  • Как помочь проживать утреннее расставание с мамой
  • Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется
  • Можно ли делать сюрпризы после возвращения
  • Как узнать, что было в садике
  • Что не стоит говорить
  • Как реагировать, если ребенка обижают
  • Что делать, если агрессором является ваш ребенок
  • Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад

Изменилась ли атмосфера в детских садах

Изменился мир. Мы стали больше думать, как не травмировать детей и как правильно их воспитать.

В государственных садах группы, как правило, большие, поэтому речи об индивидуальном отношении к каждому ребенку не идет. Однако и там воспитатели относятся к детям гуманно. Бывают случаи некорректного поведения, но они единичны.

Родители могут снизить риски того, что это произойдет с их детьми. Когда они приводят ребенка в детский сад, им было бы неплохо пообщаться с воспитателем. Узнать, как у него настроение, возможно, сделать комплимент или рассказать какую-то веселую историю про ребенка. Такой разговор поможет понять, не выгорел ли воспитатель.

/list/security-rebenok/

Что должно быть в безопасном детском саду и школе

Человек с эмоциональным выгоранием по-другому общается, не радостен, раздражен, апатичен. Заметив подобные признаки, стоит пойти к заведующей. Ни один руководитель не заинтересован, чтобы с детьми что-то случилось, и, скорее всего, на подобный сигнал отреагируют. Воспитателя как минимум направят к психологу.

Но, к сожалению, в наше время родители не всегда находят время на общение с воспитателем.

Как понять, что ребенок готов к детскому саду?

Детский сад — это услуга, но необязательная, в отличие от школы. Родители должны четко понимать, для чего им надо водить туда ребенка. Если семье необходимо, чтобы мама и папа работали, бабушка далеко, а нанять няню невозможно, детский сад — это неплохой вариант. Тогда он подходит в любом возрасте.

Родителям важно избавиться от своих страхов. Если мама не хочет выходить на работу и ждет, что ребенок плохо отреагирует на сад или будет часто болеть, — тогда возникнут проблемы. То, насколько адаптация будет успешной, во многом зависит от настроя родителей.

До трех лет на нее также влияет то, насколько удачно у ребенка выстраиваются взаимоотношения со взрослыми, поэтому важно наладить контакт с воспитателем. В этом возрасте дети не умеют играть вместе, у них идет параллельное взаимодействие, которое продолжается, пока интересы не сойдутся на одном объекте. Дальше в силу своего развития дети не смогут решить конфликт и начнут проявлять агрессию, а взрослый, который находится рядом, учит их разбираться экологичным и социально приемлемым способом.

/montessori/

Как устроены монтессори-сады для детей

Ребенок психологически готов к отделению от мамы, когда он может самостоятельно придумывать сюжетно-ролевые игры, когда ему интересны сверстники, то есть в три с половиной-четыре года. При необходимости можно отдавать в сад и раньше, но именно в этом возрасте можно говорить о важности социализации.

Если родители понимают, что детский сад неизбежен, а у ребенка задержка развития, хорошо бы научить его каким-то сигналам — например, имитировать снятие штанов, когда хочется в туалет. И, конечно, рассказать воспитателям о подобных сигналах. Тогда воспитатель и ребенок смогут понимать друг друга, и в целом адаптация будет проходить нормально. Конечно, будет немного сложнее, но использование подгузников или плохая речь — это не те факторы, которые сильно ее усугубят и из-за которых стоит отказываться от детского сада.

Единственное: если детский сад запланирован из-за переезда, рождения другого ребенка или, к примеру, развода, желательно пройти адаптацию заранее, чтобы избежать наложения стрессов друг на друга.

Как проходит нормальная адаптация?

Поход в садик для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам.

Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:

  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регресс умений;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • апатия или агрессия;
  • резкие перемены настроения;
  • частые респираторные заболевания или обострение хронических.

Адаптационный процесс запускается не в первые дни, а через 3—5 недель после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она длится 2—4 недели и встречается у многих.

/topotushki-net/

Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду

При адаптации средней тяжести ребенок играет со сверстниками, ест, спит, ходит в туалет, но с трудом расстается с мамой по утрам. Главное правило: важнее то, как ребенок уходит из детского сада, чем то, с каким настроением туда идет. Как правило, по вечерам дети со средней адаптацией прощаются и говорят, что завтра снова придут, или вовсе не хотят домой. Такая адаптация считается самой распространенной. Она длится до двух месяцев.

Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжелая адаптация. Она может длиться до нескольких лет и является единичной. Здесь важно приостановить хождение в детский сад и обратиться к неврологу и психологу: возможно, не была пройдена сепарация с мамой или есть особенности развития.

Но не стоит все списывать на адаптацию. На протяжении жизни ребенок растет, меняется, и на адаптацию к детскому саду вполне могут наложиться другие факторы.

Как облегчить адаптацию?

Подготавливать к детскому саду лучше заранее, примерно за год. Вот что советую делать.

Общаться со сверстниками. Мы существа социальные, и даже с учетом того, что до трех лет дети не умеют играть вместе, им важно видеть друг друга, чтобы привыкать к реакциям и эмоциям других детей, взрослых. Если пропустить этап параллельного взаимодействия, ребенку будет сложнее влиться в коллектив.

Иногда расставаться с ребенком. Ребенка надо периодически оставлять с родственниками или аниматорами в игровой комнате, потому что дети, у которых был опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду. Главное — перед уходом сказать, что обязательно придете и заберете его.

Научить самостоятельности или определенным сигналам и предупредить о них воспитателя. Важно показывать ребенку, как одеваться и раздеваться, держать ложку, и давать возможность самостоятельно это делать, не торопя и не критикуя. А еще обязательно научить просить помощи воспитателей и ждать.

Подстроиться под режим садика. Если ребенок днем засыпает в разное время, в саду ему может быть тяжело. Сложнее будет и в том случае, если он привык питаться пиццей и бутербродами. Лучше предварительно разнообразить домашнее меню наиболее распространенными блюдами из детского сада, приготовив с ребенком запеканку или омлет.

Рассказывать о детском саде: подходить к нему во время прогулок, знакомиться с помещением, территорией. Можно показывать мультфильмы, читать сказки о детском саде, то есть ребенок должен знать о нем как можно больше. Вот книги, которые я советую:

  1. Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы».
  2. Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад».
  3. С. Петрова, А. Ласточкина, «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!».
  4. Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад».
  5. Елена Бурьевая, «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней».
  6. Бет Шошен, «Всегда вместе».
  7. Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
  8. Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
  9. Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
  10. Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».

/mannaya-kasha/

Что не так с питанием в детских садах

Еще рекомендую посмотреть на сайте «Сказки».

А вот мультфильмы, которые можно посмотреть:

  1. «Пеппа идет в садик».
  2. «Дед Мороз и лето».
  3. «Как Петя Пяточкин слоников считал».
  4. «Про Веру и Анфису».
  5. «Жила-была Царевна — не хочу в садик!».
Как Петя Пяточкин слоников считал

Когда родители пойдут в детский сад, чтобы отнести заведующей документы, стоит взять с собой ребенка. На территории детского сада вести себя спокойно, обратить внимание на выставку поделок и рисунков.

Можно сделать фотографии, а потом распечатать их и составить план-схему территории, куда наклеить снимки. Пусть ребенок покажет другому взрослому эту карту — это поможет ему настроиться на новый жизненный этап. Чем чаще ребенок будет видеть, вспоминать то место, куда ему предстоит ходить, тем быстрее к нему привыкнет. Рисовать план-схемы, карты, распечатывать фотографии, просматривать видео помещения — это все про помощь в привыкании.

Поговорить с заведующей и воспитателем. Чтобы снизить свою тревогу в отношении детского сада, когда принесете документы, поинтересуйтесь у заведующей режимом, меню, альтернативой дневному сну, нормативами, если ребенок заболеет или в группе с ним случится чрезвычайное происшествие. У каждого родителя список вопросов может отличаться в зависимости от того, что важно лично для него.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я предлагаю родителям рассказать воспитателю об особенностях ребенка: его привычках, умениях, страхах, о том, как его лучше утешать и какие блюда не ест. Расскажу, что стоит делать, когда ребенок уже пошел в сад.

Помочь подружиться. В современном мире родители несут ответственность за друзей сверстников-детей, потому что дети дошкольного возраста редко гуляют одни. Как правило, в детских садах есть чаты родителей, их можно использовать, чтобы узнать, кто, где, когда и с кем гуляет, и присоединиться. Так дети смогут ближе познакомиться и, возможно, подружиться. Если у ребенка будет друг в саду, адаптация пройдет легче.

Адаптировать постепенно. Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем — до обеда, через 2—4 недели забирать сразу после сна и только потом оставлять на весь день. Если оставить сразу на день, могут появиться сложности. Ребенок, который раньше нормально отходил от мамы, вдруг начнет цепляться за нее, бояться, что его бросят.

Как помочь проживать утреннее расставание с мамой?

Вот несколько способов, которые в этом помогут.

Доверить проводы другому взрослому. Если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой.

Посочувствовать. Стоит сказать примерно следующее: «Ты не хочешь ходить в детский сад, так как надо рано вставать. Но идти туда надо, потому что маленькие дети не могут находиться дома одни, а взрослые должны ходить на работу. В детском саду следят за маленькими детками».

Многие родители боятся подобных фраз, но если семья точно знает, что сад нужен, важно научиться отражать чувства ребенка, сочувствовать ему.

Расставаться максимально быстро. Говорить что-то вроде этого: «Тебе грустно, ты не хочешь расставаться, но маме нужно идти на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимаемся, прощаемся еще минуту, а когда будильник прозвенит, ты пойдешь в игровую, а я — на работу».

Когда время вышло, важно не убегать незаметно, а попрощаться. Иначе у ребенка появится недоверие, ощущение того, что его могут бросить.

Дать с собой вещь из дома: футболку с фотографией мамы, фотографию семьи, любимую игрушку или книжку. Когда ребенок начнет скучать, это поможет ему справиться с тем, что мамы нет рядом.

Попросить воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного. Как правило, воспитатели исполняют эту просьбу, так как никому не хочется слушать плач весь день. Если приходите за ребенком раньше по причине его продолжительного плача, важно сказать: «Я все сделала и пришла». Для этого желательно, чтобы в период адаптации у мамы была возможность при необходимости прийти посреди рабочего дня.

Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?

Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.

Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.

После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какуе-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.

/list/atypical-kindergarten/

Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой

Можно ли делать сюрпризы после возвращения?

Если материальное положение семьи позволяет, почему бы нет? Главное — не попрекать потом ребенка и не ожидать, что он будет вести себя определенным образом, так как в этом случае родители утрачивают умение договариваться, которое пригодится в дальнейшем.

Но лучше после детского сада не идти в магазин за новой игрушкой, а погулять или сделать ребенку массаж. В процессе адаптации важно минимизировать любые эмоции, в том числе положительные. Нервной системе все равно, от чего перевозбуждаться.

Бывает и такое, что раньше семья могла себе позволить каждый день покупать игрушку, но потом ситуация изменилась. Тогда важно сказать ребенку правду, принять его грусть. Да, он поплачет, но это никак не травмирует его и не значит, что вы плохие родители. Так бывает.

Как узнать, что происходит с ребенком в садике?

Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.

Узнать о взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями можно с помощью диагностики, о которой я рассказывала ранее. Детям старше четырех лет можно предложить нарисовать себя в детском саду, а когда рисунок будет готов, спросить, кто на нем изображен, что каждый персонаж делает и так далее.

Еще советую задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»

Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.

Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.

По вечерам я бы сместила фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.

Как понять, что ребенку плохо?

Заведите дневник поведения, в который будете записывать тревожные симптомы. Допустим, раньше ребенок спал хорошо, но, когда пошел в сад, стал засыпать поздно и спит беспокойно — записали, сколько ночей так продолжается. Или начал заикаться, стал более капризный. Возможно, вам нечего будет писать, симптомы будут наблюдаться по одному дню, но так проще отследить изменения в состоянии ребенка.

Проведите самостоятельную диагностику. Вот какие есть варианты:

  • поиграйте с мягкими игрушками в детский сад, обратив внимание на ход игры. Скорее всего, если волк-воспитатель постоянно говорит детям-животным замолчать, «Марь Ивановна» тоже так делает;
  • сделайте аппликации, предложив ребенку вырезать на каждого ребенка и воспитателя по персонажу. Это могут быть мишка, машинка, цветок, Человек-паук и так далее. Затем дайте ватман и попросите прикрепить всех по очереди. Если ребенок, к примеру, прикрепит всех животных рядом, а себя представит маленькой серой мышью и приклеит ее в стороне, вероятно, у него не складываются отношения со сверстниками — нужна ваша помощь.

Чего не стоит говорить ребенку, который ходит в детский сад?

Иногда родители сами создают у ребенка негативный образ сада — даже неосознанно. Вот некоторые фразы, которые так работают.

«Тебе нравится в детском саду?» Родителям, которые с первых дней задают такой вопрос, стоит спросить себя: «Что вы хотите услышать?» Вам важно услышать «Нет, не нравится» и подкрепить свою значимость? Это вопрос о родительской тревожности, о недоверии к системе, которого быть не должно.

«Я не любила ходить в детский сад». Услышав нечто подобное, ребенок вряд ли будет посещать это место с удовольствием. Если мама не любила, почему он должен?

/roditeli-kotorye-smogli/

4 проблемы в детских садах и школах, с которыми могут справиться родители

«Марь Ивановна, наверное, злая». Нельзя обсуждать воспитателей и других детей в присутствии ребенка, так как предполагается, что ему должно быть с ними комфортно.

«Будешь плохо себя вести, пойдешь в сад». Желательно не запугивать ребенка тем, что, предположительно, он должен любить, доверять этому. К тому же отношения между родителями и детьми должны оставаться честными. Вы говорите правду, когда угрожаете, что при плохом поведении в понедельник утром ребенок пойдет в сад?

Как реагировать, если ребенка обижают?

Обнаружив на теле синяк, можно спросить причину его появления у ребенка — желательно без трагической интонации, — но лучше уточнить у воспитателя. Стоит иметь в виду, что если ребенок дома бегает, падает, бьется, то, скорее всего, в саду он ведет себя так же. Воспитатели, конечно, следят за поведением, но иногда происходят падения и драки.

Если у ребенка действительно есть конфликт с кем-то и он возникает регулярно, можно поговорить с мамой драчуна, предложив запретить детям общаться. Причин детской агрессии много, и это наиболее простой способ решения проблемы.

В крайнем случае есть вариант перевести ребенка в другую группу или другой детский сад, сделать это можно даже при адаптации средней тяжести. Большую роль играет отношение родителей к той или иной ситуации. Если они думают, что во всем виноват воспитатель или другой конкретный ребенок, возможно, перемена пойдет на пользу.

Что делать, если агрессором является ваш ребенок?

На детской площадке ребенок учится различать, какие игрушки его, какие — чужие, какие — общие. В саду он должен понимать, что там почти все общее и что кто первый взял, тот и играет, надо ждать своей очереди. Если ребенок не знает этих правил, он будет отбирать силой. Рассказать о них можно, к примеру, разыгрывая сценки с мягкими игрушками. Ребенка можно обучать ждать, просить, предлагать поменяться, играть вместе.

Еще ребенок часто кусается, толкается, дерется, когда кто-то другой нарушает его границы, а отстоять их иначе он не может. Родители должны этому научить.

У меня есть своя методика борьбы с агрессией — «гога». Вот что означает каждая буква:

  1. «Г» — границы: ребенок бьет и кусает вас, ломает мебель, тянет шторы и так далее.
  2. «О» — отражение, озвучивание: «Ты злишься, поэтому бьешь меня».
  3. «Г» — границы правил: «Меня нельзя бить» или «Людей не бьют».
  4. «А» — альтернатива: «Можно бить подушку».

Так ребенок учится экологично проживать эмоции. Желательно, чтобы воспитатель тоже отслеживал эти моменты и реагировал подобным образом, потому что научить чему-то задним числом сложно.

Еще иногда бывает, что родители дома позволяют ребенку себя кусать и бить, переводя это в игру. Потом он пытается вести себя аналогичным образом в саду, не понимая, почему папу бить можно, а мальчика — нельзя. В идеале не нужно разрешать подобное поведение дома.

Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад?

Здесь советы почти такие же, как при первичной адаптации.

Адаптировать постепенно. В идеале — одну неделю оставлять ребенка на два часа и дальше постепенно увеличивать время его пребывания в саду.

Использовать родительские чаты. Спросить, кто, где и когда гуляет, и присоединиться, чтобы дети познакомились поближе. Если ребенок скучает по старым друзьям, желательно поддерживать отношения и с ними. Чем старше ребенок, тем сильнее он может привязываться к сверстникам.

Вовлекаться в жизнь группы. В некоторых садах есть специальные дни, когда родители приходят и рассказывают что-то про свою профессию. Можно узнать, есть ли у вас нечто подобное, и, если есть, принять участие. Так ребенок будет в центре внимания, и это тоже поможет ему быстрее влиться в коллектив.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Адаптация в детском саду — что это такое?

16 Сентября 2021

Когда ребенок идет в детский сад, его жизнь кардинально меняется. Для того, чтобы малыш не получил психологическую травму, следует правильно организовать процесс адаптации и взять его под контроль.

Детские психологи предупреждают: в противно случае существуют высокие риски нежелательных изменений в организме ребенка и его психике.

Внешне это проявляется ухудшением дисциплины, капризами, беспричинными, как кажется родителям слезами и истериками и пр. нарушениями поведенческих норм.  

Адаптация в детском саду. Что это такое?

В психологии этот термин обозначает приспособление личности к новым условиям. При изменении среды обитания любой индивид, независимо от возраста, испытывает стресс. Ребенок, который пришел в новый коллектив, вынужден приспосабливаться к совершенно незнакомой для него среде, с новыми правилами поведения и распорядком дня.

Что происходит, когда малыш приходит в детское дошкольное учреждение?

Ребенок вынужден расходовать огромное количество сил и энергии для того, чтобы приспособиться. Расход энергетических затрат приводит к перенапряжению нервной системы и ухудшению состояния всего организма в целом.

Что играет роль в этом процессе?

  1. Расставание с мамой и папой, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, если они есть и другими родственниками, к которым малыш привык.
  2. Необходимость соблюдения правил поведения и установленного дневного распорядка, включая новое меню и режим приема пищи, дневной сон, развивающие занятия и прогулки в непривычное время.
  3. Небольшое время взаимодействия взрослого с ребенком, в сравнении с домашней обстановкой, так как педагог не может заниматься одним малышом все время.
  4. Дисциплина, которую требуют от малыша совершенно чужие и незнакомые взрослые люди.

Важно! Все перечисленные пункты играют большую роль в формировании стресса у ребенка. Здесь нет второстепенных и неважных факторов.

Адаптация ребенка в детском саду. К чему может привести стрессовое состояние у детей?

Как правило, стресс, вызванный необходимостью посещения детского сада, сопровождается рядом признаков:

  • Нарушением сна, трудностями с засыпанием.
  • Частым просыпанием по ночам, слезами и отказом спать.
  • Нежелание по утрам вставать, собираться, одеваться, умываться и выходить из дома.
  • Сниженным аппетитом или полным отказом от еды (в особо тяжелых случаях).
  • Отказом есть непривычные «детсадовские» блюда.

Адаптация детей в детском саду. Особенности:

Нередко сильный стресс приводит к регрессии психологических навыков. То есть малыш, который прекрасно разговаривал и знал наизусть стихи, вдруг становится молчаливым, неконтактным.  Ребенок, умеющий пользоваться ложкой и вилкой начинает отказываться есть самостоятельно, не хочет сам одеваться, застилать постель и складывать свои вещи, расчесываться и т.д. Есть дети, которые перестают ходить на горшок и интересоваться новыми игрушками. Они проявляют либо агрессию, либо становятся апатичными, сонливыми и замкнутыми.

Внимание! Из-за стресса дети начинают болеть чаще. Снижение иммунитета приводит к восприимчивости к инфекционным заболеваниям и постоянным пропуском детского учреждения из-за очередной болезни.

Если правильно провести адаптационный период, то такое сложное явление, как процесс привыкания к новым условиям пройдет легче с минимумом негативных признаков или с полным их отсутствием.

Адаптация в детском саду информация для родителей. Степени адаптации

И хотя этот процесс у всех деток протекает по-разному, психологи настаивают на том, чтобы родители были внимательнее и проявляли мудрость и терпение. Один ребенок очень быстро и безболезненно привыкает к новой обстановке и с удовольствием включается в игры, знакомится с друзьями, тянется к воспитателю и пр. Другой малыш может проявлять негативные поведенческие реакции, о которых мы говорили выше. Именно от выраженности и длительности этих реакций напрямую зависит успешность процесса адаптации.

Рассмотрим степени адаптации, характерные для малышей, более подробно.  

Легкая адаптация

Характеризуется тем, что ребенок вливается в коллектив всего за пару недель. Это наиболее часто встречающийся вариант. Негативные поведенческие реакции проявляются не сильно и быстро исчезают.

Особенности этой степени адаптации:

  • Не плачет и не устраивает истерик.
  • Без проблем идет в сад по утрам и заходит в групповое помещение.
  • Смотрит в глаза воспитателю без опаски, сразу реагирует на обращение.
  • Готов озвучить просьбу о помощи, не стесняется и не боится воспитателя.
  • Охотно идет на контакт с другими детьми.
  • Может первым обратиться к ровеснику.
  • Способен сам занять себя игрой.
  • Легко подстраивается под новый режим дня.
  • Проявляет адекватную реакцию на слова взрослых.
  • С удовольствием делится с родителями новостями и рассказывает, как прошел день.

Адаптация средней тяжести

Длительность привыкания до полутора месяцев и дольше. Малыш часто болеет, становится капризным, раздражительным, неспособен влиться в детский коллектив.

Признаки:

  • Плачет при расставании с мамой.
  • Переживает, когда остается в группе.
  • При отвлечении перестает плакать и начинает игру.
  • Без проблем общается с детьми и воспитателями.
  • Придерживается дисциплины и режима дня.
  • Правильно реагирует на замечания воспитателя.
  • Не проявляет ярко выраженной агрессии к другим детям.

Тяжелая адаптация

Подобные случаи встречаются не так часто. Ребенок проявляет агрессию или становится очень замкнутым. Продолжительность периода составляет от 2,5 месяцев и до нескольких лет. Когда процесс затягивается, стоит подумать о прекращении посещения дошкольного учреждения. Имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Основные признаки:

  • Невозможность контакта с другими детьми из-за поведенческих реакций.
  • Истерика при расставании с мамой.
  • Продолжительная реакция после ухода родителей (слезы или замкнутость).
  • Отказ заходить в группу.
  • Снижение аппетита и отказ от пищи.
  • Отказ ложиться в кроватку для дневного сна.
  • Агрессия или, наоборот, ступор и заторможенность.
  • Боязнь воспитателя, при обращении – неадекватная реакция – истерика, испуг и пр.

Внимание! При условии подобной ярко выраженной реакции ребенка следует обратиться к педиатру и пройти обследования. Консультации у смежных детских специалистов позволяют определить причину поведения ребенка. Абсолютная неприспособленность к детскому садику –редкий случай, свидетельствующий о серьезных проблема со здоровьем и психикой.

Что влияет на адаптацию малышей?

Существует несколько факторов, которые отмечены специалистами, это:

  1. Возраст ребенка.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень социализации.
  4. Степень общего развития.
  5. Особенности характера и познавательные качества.

Нередко мама вынуждена рано выходить на работу, стремясь расти по карьерной лестнице. Если ребенок попадает в непривычные условия слишком рано, начинаются проблемы. Дети двух летнего возраста, например, еще не умеют взаимодействовать с чужими людьми и ровесниками.

Адаптация в детском саду 3 года

Несомненно, все дети разные. Они яркие индивидуальности со своими характерами, привычками, способностями и наклонностями. Но детские психологи говорят, что возраст три года – наиболее приемлемый период для привыкания к новым условиям.

Родителям за заметку

Существует кризисный период трех лет. Когда малыши его проходят, у них возрастает способность приспосабливаться из-за повышается уровня самостоятельности и снижения психологической зависимости от мамы. В итоге дети проще и легче расстаться с ней по утрам и не страдают и не скучают часами, находясь в саду.

Не спешите отдавать ребенка в дошкольное учреждение!

Адаптация в саду в 3 года проходит очень сложно и болезненно. В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения и привязанности к родителям, особенно к матери. Разлука вызывает стрессы и нервные срывы. Почему? Потому что происходит нарушение базового доверия к окружающему миру.

Посмотрите, как ведут себя двух и трехлетки. Всего год разницы, но уже больше самостоятельности, «горшечный» этикет, умение пользоваться столовыми приборами, одеться, умыться и пр. Из-за этих навыков приспособиться к саду значительно легче.

Как адаптировать ребенка к детскому саду. Общее состояние здоровья малыша

При наличии у ребенка серьезного хронического заболевания (астмы, диабета и пр.) сложнее адаптировать его к новым условиям. В этих случаях играет большую роль не только особенности организма малыша, но и его повышенная психологическая связь с мамой.

Идентично «работает» адаптация в садике при условии частых и длительных инфекционных заболеваний. Такие малыши нуждаются в повышенном внимании, особых щадящих условиях, дозированных нагрузках и наблюдении медиков. Поэтому таких деток следует отдавать в сад несколько позже.

К основным проблемам часто болеющих малышей ясельных групп относят:

  • Снижение иммунитета.
  • Частые заболевания, несмотря на все усилия родителей.
  • Повышенную эмоциональную лабильность, плач, агрессию, истощенность нервной системы, чрезмерную активность или, напротив, медлительность.

Адаптация в детском саду. Консультация для родителей

Перед тем, как принять решение о поступление в дошкольное учреждение, родители обязаны привести ребенка на прием к педиатру и пройти обследования. Хороший специалист способен посоветовать – как лучше пройти адаптацию и добиться минимальных потерь.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Родители обязаны заранее обучить малыша важнейшим навыкам.

Советы психолога. Перечень умений:

  1. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Вешать одежду на стульчик.
  2. Когда речь идет о застежках, здесь возникают проблемы. Ребенку нужно объяснить – эти сложности временные. Хорошо купить для ребенка игрушки-шнуровки.
  3. Пользоваться столовыми приборами. К этому времени следует отказаться от бутылок, чашек-непроливаек и пр.
  4. Ходить на горшок и озвучивать потребности. НЕ пользоваться памперсами, а приучать к горшку.
  5. Есть разную пищу и не капризничать. В идеале стоит использовать домашнюю еду, максимально похожую на садиковскую.
  6. Общаться с чужими людьми, не бояться взрослых.
  7. Разговаривать правильно, не коверкая слова. Часто дети общаются сленгом, понятным только близким. Это затрудняет контакт с воспитателем и ровесниками.
  8. Приучать сидеть за столом правильно, не сутулясь. Купить домой «растущий» стул с набором настроек, адаптированный для организма малыша. Это сохранит здоровье и осанку.
  9. Умение играть с детьми без конфликтов и драк. Психологи рекомендуют чаще водить детей на детские площадки и в гости к ровесникам.

При оказании поддержки малышу следует учесть адаптационный период в детском саду и знать особенности каждого этапа.

Малыш в саду. Этапы адаптации

Все приспосабливаются по-разному и с разной скоростью. Но существуют общие этапы адаптации, на которые стоит обратить внимание.

Первый

Острый период, требующий максимальной мобилизации психики ребенка. Дети ведут себя возбужденно и ощущается их страх и напряжение. Могут быть и физиологические изменения – вплоть до подскока артериального давления и тахикардии. Повышается восприимчивость к заболеваниям.

Второй

Умеренно острая фаза с не столь выраженной негативной реакцией. Малыш уже смог приспособиться. Сон, поведение и аппетит нормализуется.

Третий

Период компенсации со стабилизацией состояния. Характеризуется полным восстановлением психоэмоционального фона и физиологических реакций. Малыш становится частью детского коллектива, становится более самостоятельным и уверенным и приобретает новые умения.

Занятия с ребенком по подготовке к садику

Практикуйте сюжетно-ролевые игры и рассказывайте захватывающие сказочные истории. Это любимые занятия маленьких детей. Их цель – в доступной форме показать особенности жизни в саду.

Рекомендации для родителей: как облегчить расставание с мамой

При подобной проблеме стоит делать упор именно на ней. Совет: читайте специально подобранные сказки. Например, зверушка в истории тут же перестала плакать и начала весело играть с другими зверушками.

Необходимые действия

  1. Хвалить, поощрять.
  2. Привлекать к процессу всех родных.
  3. Помогать познакомиться с друзьями в группе.
  4. Постепенно отучать от постоянного присутствия мамы, действуя мягко и аккуратно.

Ненужные действия

  1. Не убегать тайком.
  2. Не поощрять подарками и сладостями.
  3. Не ругать, не называть плаксой и пр.
  4. Не оставлять одного в квартире.

Консультация для родителей от доктора Комаровского

Три главных совета от популярного педиатра:

  1. Отдавать в сад, когда мать еще не вышла на работу.
  2. Стараться не отдавать в сад в межсезонье, когда больше ОРЗ.
  3. Узнать, как проходит адаптация в конкретном учреждении (например, используется принудительное кормление или детей слишком кутают для прогулки).

Что делать, если адаптация к саду уже началась?

НЕ отдавайте в сад на целый день. Увеличивайте время пребывания в группе постепенно. Всегда расспрашивайте малыша, как прошел день. Больше общайтесь с воспитателями и поддерживайте контакты. Возможно лучше, если в сад ребенка будет приводить папа. Это избавит от ненужных истерик.

Заключение. Адаптация к детскому саду: рекомендации психолога

В первую очередь следует больше разговаривать с малышом о садике и рассказывать – как там хорошо и интересно. Ребенок должен привыкнуть к мысли: ходить в сад нужно и это принесет ему пользу.

Советы:

  1. Рассказать об этом увлеченно, в позитивном ключе и понятным малышу языком.
  2. Объяснить, что все взрослые ходят на работу, а детки – в сады.
  3. Делать упор на то, что он уже взрослый. Мало того, пройдет время, и он пойдет в школу. А в садике воспитатели готовят деток к школе.
  4. Объяснить, что в садике есть свой режим. Детки кушают, играют, ходят на улицу, спят и пр.
  5. Уточнить, что деток много. Поэтому воспитатель может не сразу отреагировать на просьбу.
  6. Если у малыша есть старшие братья и сестры, попросить их помочь и привлечь их к беседе.
  7. Увлеченно рассказать о своем личном опыте посещения сада. Показать фотографии из семейного альбома.

От правильного поведения родителей во многом зависит, как пройдет адаптация к саду у малыша. Однако не стоит рисовать все в радужном цвете.  Ребенок с раннего возраста должен понимать: жизнь многообразна. В противном случае в первые же дни малыш получит сильное разочарование. «Золотая» середина – наиболее разумный вариант.

Вернуться к списку публикаций

Изучение адаптации животных в детском саду

Я никогда не встречал детсадовца, у которого не было бы любимого животного. Возможно, это было вымышленное любимое животное, но у них было любимое животное. Преподавание животных в детском саду вызывает интерес у ваших учеников и является для вас веселым и захватывающим занятием. При обучении животных изучение приспособлений и характеристик животных имеет важное значение для учащихся детских садов.

Когда вы начнете планировать занятия по адаптации животных для своего класса в детском саду, у меня есть несколько советов. Есть несколько замечательных книг и видеоресурсов, которыми можно поделиться со своими учениками, а также несколько занимательных экспериментов и ресурсов.

Книги для обучения адаптации животных

Чтение книг вслух детсадовцам всегда отличная идея. Вот 5 моих любимых книг, которые помогут вам адаптироваться к животным.

  1. Creature Features Стива Дженкинса — это книга, полная 25 животных, описывающих вам, читателю, почему они выглядят именно так. Эта забавная книга поможет вашему классу детского сада немного понять, почему некоторые животные имеют разные черты, чем другие.
  2. Что делать с таким хвостом? Стива Дженкинса — еще одна замечательная книга для дошкольников, которую можно читать и слушать, как вы читаете вслух. Каждая страница выделяет уникальную особенность животного и позволяет учащимся понять, для чего она используется и как помогает выживанию животного, которому она принадлежит.
  3. Самый большой, самый сильный, самый быстрый Стив Дженкинс (Вы уже видите закономерность? Я люблю этого автора!) В этой забавной книге вы найдете всевозможную информацию о самых больших, сильных и быстрых животных. Воспитанники вашего детского сада также узнают, почему они самые большие, сильные и быстрые животные и как они остаются такими с помощью еды, физических упражнений и других привычек.
  4. Реальный размер от Стива Дженкинса — еще один фаворит. Эта книга проиллюстрирована, чтобы показать реальный размер различных животных и других частей тела, чьи тела целиком не поместились бы на странице. Ваши ученики будут шокированы, поражены и взволнованы, увидев этих животных в натуральную величину.
  5. Что, если бы у вас были зубы животных? Сандра Маркл Вы когда-нибудь задумывались, каково это иметь клыки, как у змеи? Нет? Бьюсь об заклад, у ваших детсадовцев есть или, по крайней мере, они будут весело фантазировать вместе с этой забавной книгой. Во время чтения вы и ваши ученики узнаете, как зубы разных животных служат для потребления пищи, а также для защиты.

Обучающие видеоролики об адаптации животных

После того, как вы ознакомились с вариантами книги, я рекомендую вам рассмотреть некоторые из этих видеороликов. Иногда вам просто нужно увидеть и посмотреть на адаптацию животных, чтобы действительно понять. Эти видеоролики позволяют вашим ученикам сделать именно это.

  1. «Удивительные группы животных» от SciShow Kids на YouTubeKids — отличное видео, чтобы узнать о разных группах животных и уникальных характеристиках, общих для членов одной и той же группы.
  2. Camouflage: Animal Hide and Seek от SciShow Kids на YouTubeKids рассказывает о различных формах маскировки, которые используют некоторые животные. В нем также есть некоторые забавные подробности о том, почему животным нужны разные формы камуфляжа в дикой природе.
  3. Animal Tricksters от SciShow Kids на YouTubeKids — это забавное видео, которое показывает учащимся различные способы, которыми животные научились приспосабливаться к окружающей среде. Некоторые адаптации животных могут быть довольно сложными!

Эксперименты с адаптацией животных

Один из лучших способов научить детей детского сада — это позволить им делать что-то своими руками и получать опыт на собственном опыте. Эксперименты, связанные с адаптацией животных, — отличный способ позволить учащимся исследовать их тактильными чувствами.

  1. Как арктические животные согреваются в ледяной воде? Это отличный эксперимент для воспитанников детского сада, которые сложены иначе, чем белый медведь, который может плавать в ледяной воде и не замерзать.
  2. Как пингвины остаются сухими? Отличный вопрос, который вы, возможно, получили в классе детского сада. Даже в ледяной воде и при очень низких температурах пингвины входят и выходят из воды, оставаясь теплыми и сухими. Этот эксперимент поможет вам и вашим ученикам лучше понять, как устроены пингвины, чтобы противостоять холоду.
  3. Brilliant Bubble Wrap Jellyfish Craft for Kids — это веселое занятие, которое дополнит ваши уроки адаптации животных. Прозрачная пузырчатая пленка, используемая в этом занятии по адаптации животных, является идеальным переходом к обсуждению того, почему медузы выглядят так, как они выглядят, и как это помогает им выжить в их среде обитания.

Ресурсы для обучения адаптации животных

Помимо книг, видео и экспериментов, о которых мы говорили ранее, в вашем распоряжении есть несколько исключительных ресурсов.

  1. Интерактивная научная тетрадь для детского сада — один из моих любимых ресурсов, сопровождающих любую учебную программу по естественным наукам. Когда дело доходит до ваших уроков по адаптации животных, мы предоставим вам рабочие листы, плакаты и словарные карточки по адаптации животных.
  2. Boom Cards — набор «Поведение животных» — отличный интерактивный ресурс, который вы можете использовать в своем классе в детском саду. Этот набор содержит колоды карт бума, основанные на движении животных, травоядных и плотоядных, зимней спячке, ночных и дневных, а также поведении яйцекладущих и живородящих животных для изучения. Это отличный инструмент, который можно использовать в дополнение к учебной программе по адаптации животных в классе детского сада.

Дополнительные полезные инструменты для вашего класса в детском саду

Мы сосредоточились на адаптации животных, чтобы поделиться с вашим классом в детском саду, и я надеюсь, что вы нашли отличные ресурсы, которые вы будете использовать! Есть много книг, видео, экспериментов и ресурсов, которые можно использовать в классе.

Но на этом веселье не заканчивается. Если вы ищете больше замечательных идей для включения науки и других STEAM-обучения в класс вашего детского сада, я бы порекомендовал ознакомиться с этими тремя статьями!

Простые и увлекательные способы обучения силе и движению в детском саду

Тонуть или плавать

Идеи для обучения состояниям материи в детском саду

Присоединяйтесь к клубу миссис Б. «Улей»!

Подпишитесь на советы, подсказки и бесплатные подарки, отправленные прямо на ваш почтовый ящик!

Имя

Адрес электронной почты

Спасибо за подписку!

Вам также может понравиться…

Абстрактный вид

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД: КАК ВОСПРИЯТИЯ ВОСПРИЯТИЯ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА?

С. Таталович Воркапич 

Университет Риеки, Факультет педагогического образования (ХОРВАТИЯ)

О статье:

Появляется в: INTED2021 Proceedations
Год публикации: 2021
Страницы: 8300-8311
ISBN: 978-84-09-27666-0
ISSN: 2340-1079
doi: 10.21125/inted.2021.1688

Название конференции: 15-я Международная конференция по технологиям, образованию и развитию
Даты: 8–9 марта 2021 г.
Место проведения: Онлайн-конференция

Аннотация:
Переход от дома к детскому саду является одним из первый переход в детстве и в то же время самый сложный для ребенка. Современные дискурсы в области детских переходов свидетельствуют о том, что это очень сложный процесс, оказывающий на ребенка многоуровневое воздействие, определяющее это воздействие целым рядом различных факторов. Одним из ключевых являются взаимоотношения воспитателя и ребенка. Учитывая, что одной из основных задач учебной программы дошкольного и дошкольного образования является поддержка общего психологического благополучия детей, что является особой проблемой при переходе от дома к детскому саду, а значит и адаптации в детском саду, чрезвычайно важно Важно исследовать, в какой степени отношения воспитателя и ребенка детерминированы в процессе перехода и приспособления ребенка, и какова связь между этими двумя чрезвычайно важными переменными. Поэтому основной целью данного исследования является анализ протекания переходного периода и адаптации в детском саду, а также того, как он соотносится с отношениями воспитателя и ребенка. Исходя из этой цели, в исследование была включена неслучайная выборка из 15 воспитателей, которые оценивали свое отношение к детям (N = 236), а также ход перехода и адаптации в детском саду.
Для оценки протекания перехода и адаптации использовалась оценка трех утверждений по пятибалльной шкале Лайкерта, а для оценки отношений воспитатель-ребенок применялась шкала STRS. Описательный анализ показал умеренные уровни существующих трудностей в переходный период и адаптацию, повышенный уровень удовлетворенности переходным периодом и адаптацией, а также повышенный уровень удовлетворенности сотрудничеством с родителями. Ожидаемый повышенный уровень близости и сниженный уровень конфликтности с детьми были выявлены в рамках изучаемых взаимоотношений воспитателей и детей. Корреляционный анализ показал, что педагоги старшего возраста достоверно чаще оценивают удовлетворенность переходом и адаптацией, а также значительно лучше сотрудничество с родителями. В то же время воспитатели старшего возраста оценивают значительно более низкий уровень конфликтности с детьми. Было обнаружено, что значительно большее количество трудностей при переходе и адаптации связано с более низким уровнем удовлетворенности при переходе и адаптации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *