Адаптация детей в доу для родителей: Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к условиям ДОУ. | Консультация (младшая группа) на тему:

совместная работа педагогов и родителей в организации оптимальных условий для полноценного развития детей»

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

 

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Хорошо, если в группе будет уголок или небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком дает ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

 

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

 

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

 

 

Адаптация детей к детскому саду

Вы решили, что Ваш малыш будет ходить в детский садик? Но вот вопрос — как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо неё целый день придётся быть с воспитателем и ещё десятком-другим незнакомых ребятишек, каждый из которых претендует на её внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?

 

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ

  1. В детском саду рады Вашему ребёнку! В первые дни посещения детского сада Вы можете вместе с малышом находиться в группе, общаться с детьми и сотрудниками.
  2. Сначала ребёнок приходит в детский сад на 1 час. Если пребывание не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций, то время пребывания постепенно увеличивается.
  3. Мы приветствуем, когда родители заранее знакомятся с сотрудниками, рассказывают об индивидуальных особенностях малыша и проговаривают свои тревоги и ожидания.
  4. Если ребёнок с трудом расстается с мамой, то желательно, чтобы первое время в детский сад его отводил папа или другие члены семьи, а забирала мама.
  5. Не прерывайте адаптацию без уважительной причины, из-за непогоды или желания подольше поспать, так как адаптационный период может затянуться.
  6. Мы уверены, что нашими совместными усилиями адаптация к условиям детского сада пройдёт благоприятно.

 

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, — она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Если ребёнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой.

Затем несколько дней можно приводить ребёнка на непродолжительное время и в зависимости от поведения ребёнка это время постепенно увеличивать.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА
К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

  1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему ребёнку именно сейчас. Вместе с тем, главный критерий готовности малыша — готовность его родителей. Если кто-то из членов семьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, пока родители не объединятся в своём желании.
  2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,
     почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад — это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнка на грядущие перемены.
  3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.
  4. Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдёт в сад. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя уверенно.
  5. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  6. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этом важно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
  7. Приготовьте вместе с ребёнком «Радостную коробочку», с которой он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все: ребёнок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится с ребятами.
  8. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместной прогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться с детьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сам после прогулки попросится в группу.
  9. Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям.
  10. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
  11. Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
  12. Будьте снисходительны и терпимы к другим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию, тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощью специалистов.
  13. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь почаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д.
  14. В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально.  Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтому компенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте. Скажите ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится».
  15. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас.
  16. Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.
  17. Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша.

 

Всем нам необходимо помнить, что для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДНЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА,

КОГДА ВЫ УЖЕ ОСТАВЛЯЕТЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

  • Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь
  • Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом
  • Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь
  • Будьте терпеливы.  Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.

 

Мы все гордимся успехами наших детей. И очень хорошо знаем, как порой нелегко даются им (да и нам самим тоже) некоторые или даже большинство из них. Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизни малыша — это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой «внешний» мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома, песочницы во дворе. Вхождение и уже более-менее самостоятельное освоение, передвижение и действие в нём — тоже правильное, осмысленное и познавательное.

Самые первые навыки продолжительного общения со сверстниками, воспитателями, взрослыми, — несомненно, образуют главную основу для дальнейшей социализации ребёнка и успешности его дальнейшей жизни в целом. Поэтому наша с Вами задача, товарищи родители, — совместными усилиями, терпением, предупредительностью, с поддержкой, добротой, вниманием и любовью помочь ребятишкам освоиться в самом начале этой совершенно новой для них дороги, по которой им предстоит идти дальше по жизни — за удачей, успехом и счастьем.

Руководство, которое поможет вашему ребенку адаптироваться к дошкольному обучению

Ах, вот это сложно. Как и во всем, что связано с детьми и дошкольным образованием, существует множество школ мысли и множество исследований, посвященных таким темам, как эта. Как всегда, это всего лишь мои ощущения, основанные на моем опыте адаптации детей к дошкольному образованию.

Что такое адаптация?

Для начала поговорим о том, что такое адаптация и программа адаптации. Идея адаптации заключается в том, что дети не должны ходить в ясли или дошкольные учреждения на время согласованной программы до тех пор, пока у них не будет возможности адаптироваться к новому окружению. Так появились программы адаптации. В Англии у меня не было опыта работы с такой программой, и только когда я переехал в Прагу, я испытал различные программы и увидел, как они работают. Довольно часто программы адаптации варьируются от установки к обстановке, и я не думаю, что есть «правильная», важно найти правильную программу адаптации для вас и вашего ребенка.

Некоторые дети идут в дошкольные учреждения или ясли в свой первый день и с самого начала чувствуют себя нормально. Другим детям требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к своему окружению, другим требуются недели, а некоторым требуется гораздо больше времени. Ни в одном из этих сценариев нет ничего плохого, и я встречал детей, подпадающих под каждую из этих категорий, у которых есть и есть отличный дошкольный опыт.

Родители тоже должны быть там?

Заранее извиняюсь перед работающими родителями или теми, у кого нет гибкого графика, но, исходя из моего опыта с различными адаптациями, дети чувствуют себя намного лучше, когда их родители участвуют в их адаптации.

Не поймите меня неправильно, я не думаю, что вы должны оставаться со своим дошкольником неделями и никогда не позволять ему иметь собственный опыт, я говорю, что его первоначальная адаптация должна быть с кем-то, кого он знает .

В своих предыдущих постах я говорил о том, что дети «справляются со своими делами», это правда, но для этого им нужна помощь. Встречаясь с новыми семьями и разговаривая с коллегами, я часто слышу, как я говорю, что это первый опыт их ребенка в школьной среде, и у них может быть впереди 15+ лет обучения, поэтому давайте все сделаем все возможное, чтобы это было первым. опыт как можно более приятным!

Сделать плавную адаптацию реальностью

Итак, что вы как родитель можете сделать, чтобы этот приятный опыт и плавная адаптация стали реальностью? Прежде всего, я бы посоветовал вам, изучая и посещая школы, убедиться, что вы полностью понимаете каждую из их программ адаптации — если они у них есть.

Часто школа информирует вас о своей программе адаптации, и я советую вам обратить на это внимание и сделать заметки. Задавайте свои вопросы, чтобы убедиться, что вы все поняли, прежде чем принять решение о дошкольном учреждении или детском саду. В прошлом я знал семьи, которые были очень недовольны тем, как продвигалась адаптация их ребенка, даже несмотря на то, что они были проинформированы о графике адаптации при первом знакомстве со школой.

Вот что я бы порекомендовал сделать: составить краткий список детских садов и дошкольных учреждений, прийти на первые встречи с вопросами для их директора и учителей, попросить встретиться с будущими учителями вашего ребенка и провести время с вашим ребенком в школьная обстановка.

Применение на практике

Это может оказаться невозможным в любой момент дня/года, поскольку в большинстве детских садов и дошкольных учреждений есть график, которого они придерживаются. Вы всегда можете попросить прийти во время их игры на свежем воздухе или во время «свободной игры» позже в тот же день.

Часть школьного дня поможет вам и вашему ребенку чувствовать себя комфортно.

Главное, однако, попытаться сделать шаг назад и быть в стороне, а не полностью участвовать в игре вашего ребенка, как если бы он был на игровой площадке. Пусть ваш ребенок привыкнет к новому месту, занятиям и новым людям. В конечном итоге это будет пространство вашего ребенка, и они должны узнать его; может быть, принести книгу или проект, чтобы заняться, пока вы ждете.

При этом ваш ребенок будет знать, что вы рядом, но не делаете ничего интересного; это побудит их играть и исследовать, сохраняя при этом безопасность вашего присутствия.

Когда он будет готов ходить в школу без вас

Когда ваш ребенок будет готов ходить в школу без вас, убедитесь, что вы продолжаете привлекать его к этому: начните с небольшого количества времени в классе/игровой комнате без ты. Скажите им, что вы будете ждать их и рады услышать все о том, чем они занимались.

Идея состоит в том, что вы увеличиваете количество времени, которое ваш ребенок проводит в школе каждый день, чтобы он чувствовал себя все более и более комфортно в своем окружении. Время все еще абстрактно для вашего дошкольника, и он не может сказать, прошло ли тридцать или сорок пять минут, поэтому постарайтесь увеличить его пребывание на короткие промежутки времени, продолжая увеличивать посещаемость.

Как учителя, мы часто видим, как дети плачут, когда их подвозят родители, и совершенно успокаиваются через несколько минут после ухода родителей. И, как учителя, у всех нас есть несколько трюков в рукаве, которые помогают детям успокоиться и отвлечь их от тоски по своим родителям, что, скажем прямо, совершенно понятно.

Здесь нужно убедиться, что у вас есть открытый диалог с учителем вашего ребенка, чтобы вы были в курсе всех этих вещей.

Все дети плачут! У всех детей бывают плохие дни! С вашим ребенком все в порядке, если он не «адаптируется» сразу!

В конце концов, через несколько дней, недель или дольше, ваш ребенок привыкнет к своему окружению и своей новой школе.

Я надеюсь, что планы, упомянутые в этом посте, помогут вам и вашему ребенку чувствовать себя комфортно и счастливо; поощрять их с нетерпением ждать каждый день, когда они пойдут в школу.

Каков ваш опыт адаптации? Что вы делали, чтобы помочь вашему ребенку привыкнуть к школе? Что сработало, а что нет? Я тоже хотел бы услышать ваши впечатления!

Помощь вашему ребенку в адаптации к дошкольному образованию (для родителей)

Дошкольное учреждение позволяет детям общаться со сверстниками и усваивать важные жизненные уроки, например, как делиться, чередоваться и следовать правилам. Это также может подготовить их академически к детскому саду и за его пределами.

Но посещение детского сада вызывает определенные эмоции как у родителей, так и у детей. Для ребенка нахождение в новой дошкольной среде с незнакомыми педагогами и малышами может вызвать как тревогу, так и волнение. Родители могут испытывать смешанные чувства по поводу того, готов ли их ребенок к дошкольному образованию.

Принятие своего решения и условия дошкольного учреждения помогут вам и вашему ребенку почувствовать себя готовыми.

Как облегчить страхи вашего ребенка

Поговорите с ребенком о дошкольном учреждении до его начала. За месяцы и недели до школы постепенно знакомьте ребенка с занятиями, которые часто происходят в классе. Например, ребенку, который привык рисовать дома бумагой и мелками, будет приятно узнать, что в дошкольном классе есть мелки и бумага.

Посетите с ребенком дошкольный класс несколько раз перед началом занятий. Это может облегчить опасения по поводу этого нового пространства. Посещение также является возможностью встретиться с учителем и задать вопросы о рутине и общих занятиях. Вы можете ввести некоторые из этих процедур и занятий дома, чтобы они стали привычными.

Пока вы находитесь в классе, пусть ваш ребенок исследует и наблюдает за классом и выбирает, взаимодействовать ли с другими детьми. Это помогает познакомить детей с комнатой и позволяет им исследовать новые игрушки, с которыми они будут играть, когда пойдет в школу.

Вы также можете спросить, как учитель справляется с первыми днями, полными слез. Как будет организована первая неделя, чтобы вашему ребенку было легче измениться?

Поддерживая этот важный шаг, который делает ваш ребенок, не уделяйте слишком много внимания тем изменениям, которые он принесет. Это может усугубить любое беспокойство, и даже маленькие дети могут улавливать невербальные сигналы своих родителей. Так что, хотя вы можете чувствовать себя немного виноватым или беспокоиться о том, что ваш ребенок останется в дошкольном учреждении, будьте полны энтузиазма и говорите о том, как это будет весело.

Чем спокойнее и увереннее вы будете относиться к своему выбору отдать ребенка в дошкольное учреждение, тем увереннее будет ваш ребенок.

Первый день

Когда вы войдете в класс в первый день, спокойно представьте учителя вашему ребенку, а затем отойдите назад, чтобы учитель начал формировать отношения с вашим ребенком. Это покажет вашему ребенку, что он будет счастлив и в безопасности под опекой учителя.

Если ваш ребенок цепляется за вас или отказывается участвовать в занятиях, не расстраивайтесь — это может только еще больше расстроить вашего ребенка. Всегда любяще и последовательно прощайтесь со своим ребенком, но как только вы это сделаете, немедленно уходите. Не ускользнуть. Как бы заманчиво это ни было, уход, не попрощавшись, может заставить детей чувствовать себя брошенными. С другой стороны, долгое прощание может только укрепить у ребенка ощущение того, что дошкольное учреждение — это плохое место.

Последовательная и предсказуемая процедура прощания может облегчить уход.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *