Сложноподчинённое предложение — Умскул Учебник
На этой странице вы узнаете- Почему предложение может превратиться в цепочку?
- Что нужно знать для поисков границ предложения?
- Какая ловушка поджидает нас в сложноподчиненных предложениях?
Автор этой статьи должен признаться, что несколько раз пересматривала «Игра Престолов». Мне было безумно интересно наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой люди с властью, короли и королевы, и их подчиненные — десницы, слуги. А потом я поняла, что в русском языке происходит то же самое. Как? Давайте поговорим об этом.
Сложноподчинённое предложениеУ нас есть простые предложения и сложные. Они отличаются количеством грамматических основ:
- в простых она всего одна,
- в сложных их может быть бесконечное количество.
В статье «Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении»
мы говорили о сложносочиненных предложениях, где все части равнозначны. Сейчас же будем говорить о другом типе предложения.
Сложноподчинённое предложение — предложение, где придаточная часть зависит от главной.
У нас есть главная часть — король — и придаточная часть — слуга. Слуги отвечают на вопросы короля и зависят от него. Без короля существовать они не могут, так как им тогда будет некому служить. Можно было бы начать социализм, но в мире русского языка это неизвестное понятие.
Как можно заметить, придаточная часть обозначается не квадратными скобками, как главное, а круглыми.
Связать части предложения нам помогают подчинительные союзы и союзные слова. Именно они указывают на границы зависимого предложения, так как чаще всего именно с союзов начинаются придаточные части.
Придаточная часть может находиться как в начале сложного предложения, так и в середине (находясь внутри главного предложения) и в конце.
Виды придаточных предложенийВсе придаточные можно разделить на несколько смысловых групп в зависимости от роли, которую оно выполняет в предложении:
Вид придаточного | Вопросы | От чего задается вопрос? К чему относится? | Союзы и союзные слова | Предложения |
Определительное | Какой? | Существительное (местоимение) в главном предложении | который, когда, где… | Я люблю этот дом, который стоит здесь уже несколько веков. |
Изъяснительное | Что? Кому? (падежные вопросы) | К словам со значением мыслей, чувств | что, как будто, где, когда… | Я увидел, как проехала красная машина. |
Образ действия | Как?Каким образом? | К глаголу, прилагательному, наречию | как, словно, так, чтобы, точно… | Нам нужно поступить так, чтобы она не узнала о нашем плане. |
Сравнение | Как? | Ко всему главному | как, будто, словно, точно… | Лилия танцевала так, как никто не танцевал. |
Время | Когда? С каких пор? | Ко всему главному | когда, пока, как только | Я уснул, когда солнце опустилось за горизонт. |
Место | Где? Куда?Откуда? | Ко всему главному | где, куда, откуда… | Трава росла плохо на местах, где дядя пролил бензин. |
Условие | При каком условии? | Ко всему главному | если, раз… | Если ты не хочешь кушать, положи еду обратно в холодильник. |
Причина | Почему? Отчего? | Ко всему главному | так как, потому что, вследствие того что | Не хочу сегодня выходить на улицу, так как там ливень. |
Цель | Зачем? С какой целью? | Ко всему главному | чтобы… | Чтобы написать статью по этой теме, нужно прочитать книгу нашего преподавателя. |
Уступки | Несмотря на что? | Ко всему главному | несмотря на то что… | Несмотря на то что Паша любил ее больше жизни, ему пришлось навсегда уехать из их родного города. |
Следствие (итог) | Что из этого следует? | Ко всему главному | так что, поэтому… | Он хотел стать популярным, поэтому решение завести свой блог было принято незамедлительно. |
Присоединительное | Что к этому можно добавить? | Ко всему главному | что, зачем, отчего, почему… | Треугольники равны, что и требовалось доказать. |
Не секрет, что у короля может быть несколько слуг, но они могут находиться в разном подчинении. Это всё так же работает и для сложноподчиненных предложений.
- Однородное подчинение
Смотрим на схему один. Здесь король имеет несколько слуг-придаточных. Причем эти слуги выполняют одни и те же функции: отвечают на один вопрос, являются одним и тем же видом придаточного. Цифрами в примере ниже обозначены слуги.
[Тут он вспомнил], 1 (вспомнил что?) (что к нему должны прийти по делу) и 2 (вспомнил что?) (ему нельзя отлучаться). |
- Параллельное подчинение
На схеме два можно увидеть, что у короля снова несколько слуг. Но на этот раз один готовит еду, другой приносит письма, то есть они выполняют разные функции. Отсюда: разные виды придаточных ← разные вопросы.
1 (При каком условии?) (Если бы волчонок поднял голову), [было бы ясно], 2 (что было бы ясно?) (что он сейчас завоет). |
- Последовательное подчинение
Почему предложение может превратиться в цепочку? Схема последовательного подчинения (номер 3) чем-то похожа на цепочку, так как главное предложение имеет придаточное, а у придаточного может быть еще придаточное и так далее. Бесконечная цепь подчинения. Жесть. |
Если последовательное подчинение представить, как человеческие отношения, то у короля есть в подчинении феодал, а у феодала есть свой слуга, крестьянин. Таких феодалов и слуг может быть очень много.
[Людмила считала], 1 (считала что?) (что всякий ущерб оправдан), 2 (при каком условии она считает, что ущерб оправдан?) (если спасается жизнь). |
В одном предложении может быть несколько видов подчинения. Про этот случай поговорим в статье «Разные виды связей в предложении».
ПрактикаОт теории перейдем к практике.
Что нужно знать для поисков границ предложения? Прежде чем начать искать границы, нужно знать: — какие виды придаточных мы имеем; |
На границах придаточных нужно ставить запятые. Будем разбирать алгоритм постановки запятых на примере:
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Выделяем грамматические основы
Ищем лицо (подлежащее) в именительном падеже и действие (сказуемое), которое оно выполняет. Не забываем, что бывают безличные предложения.
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Определяем границы предложений
Стараемся понять, какие слова относятся к первой грамматической основе, а какие — ко второй и третьей. Внимательно смотрим на союзы и союзные слова.
Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд и мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов.
- Определяем виды соподчинения
Если у нас несколько придаточных, пункт три для нас обязателен.
Так как между однородными придаточными может не ставиться запятая из-за сочинительных союзов, нам важно определить вид соподчинения.
Придаточные являются однородными, если:
- относятся к одному слову или к одной части предложения;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выполняют одну и ту же роль (один и тот же вид придаточного).
Первая часть предложения — главная. Вторая и третья относятся к первой, отвечают на один и тот же вопрос “когда?” , “в каком случае?” Они оба являются придаточными условия. Это однородное подчинение, запятая на стыке придаточных не нужна из-за союза И.
- Ставим на границах запятые
Как только мы увидели границы, можем смело ставить там запятые. Напомним: они стоят до союзов и союзных слов. Если однородные придаточные соединяет сочинительный союз И, запятая там не нужна.
[Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение], (когда мы постигаем одновременно смысл и поэтический заряд) и (мы не считаем про себя чередование ударных и безударных слогов).
Какая ловушка поджидает нас в сложноподчиненных предложениях? Иногда придаточная часть начинается не сразу с союза или союзного слова. Мама читала книгу на страницах которой были запечатлены драконы и ведьмы. Ученики порой не читают предложение, видят союз или союзное слово и ставят перед ним запятую. Это неправильный подход, так как в этом предложении “на страницах” относится не к главной, а к придаточной части. Правильная расстановка знаков: Мама читала книгу, на страницах которой были запечатлены драконы и ведьмы. |
Сложное предложение — предложение, имеющее несколько грамматических основ.
Сложноподчиненное предложение — сложное предложение, состоящее из главной и зависимой части.
Сложносочиненное предложение — сложное предложение, состоящие из равноправных частей.
Соподчинение — подчинение двух или нескольких придаточных к определенному члену предложения или главной части предложения.
Фактчек- Сложноподчиненные предложения — предложения, где есть главная и придаточная часть.
- Придаточная часть не может существовать самостоятельно, без главного предложения.
- У придаточных предложений есть несколько видов, которые определяют их роль в предложении: они могут пояснять информацию, раскрывать место и время действия и так далее.
- Есть три вида соподчинения придаточных: однородное, параллельное и последовательное.
- Запятые ставятся на границах придаточных предложений, если они не являются однородными и нет союза И.
Задание 1.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас (1) когда действительно (2) тяжело справляться самостоятельно (3) с проблемами (4) многие пользуются (5) услугами психологов.
Задание 2.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он владел (1) одинаково плохо всеми европейскими языками (2) и в разговоре постоянно перемешивал их (3) коверкал слова (4) несколько умышленно (5) поскольку в каждом акробате (6) всегда сидит немного клоуна.
Задание 3.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Там (1) где земля была совсем затоплена (2) и (3) от бывшего леса торчали только вершинки (4) они покрывались разными зверьками (5) которые иногда сидели на ветках (6) так часто (7) что обыкновенная какая-нибудь веточка ивы (8) становилась похожа на гроздь винограда.
Задание 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шел тихими осенними лесами (1) где не было встречных (2) узнавал старые пни (3) светлые поляны (4) травинки (5) которых загадочно сверкали (6) в лунном свете.
Задание 5.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если цветы сольются (1) в целую лесную поляну (2) они ласкают наш взгляд пестротой и свежестью сочных красок (3) то при разглядывании каждого цветка (4) вы будете поражены сверхточной, идеальной формой каждого венчика.
Ответы: 1 — 1, 4; 2 — 3, 5; 3 — 1, 4, 5, 7; 4 — 1, 2, 3, 4; 5 — 2, 3.
Разбор задания №12 ОГЭ по русскому языку
В 12 задании ОГЭ по русскому проверяют знания в теории сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Мы должны знать, выполняя задание:
- отличия сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе
- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях
- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного
- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение
- осуществлять пунктуационный анализ
Теория к заданию №12 ОГЭ по русскому языку
Сочинительная связь образуется союзами:
и, а, но, или, тоже, также, зато, не только. ..но и, как..так и
Сочинительные союзы могут соединять:
- однородные члены предложения
Пример: Мы собирались сначала отыскать подходящее место, а потом уже разбить лагерь.
- части сложного предложения
Ещё только три часа ночи, а в саду уже заливаются соловьи.
Подчинительная связь образована союзами:
что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому
Пример: Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Алгоритм выполнения задания:
Определяем, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- одна грамматическая основа — простое предложение
- две и более грамматической основы — сложное предложение
Выявляем границы простых предложений в составе сложного.
Смотрим, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : — ), значит, предложение бессоюзное.
- на границе простых предложений находится сочинительный союз, предложение может быть сложносочиненным, но всегда проверяем, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены!
- на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово, предложение сложноподчиненное.
Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим традиционно задание из демонстрационного варианта:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Алгоритм выполнения задания:
- Предложенный отрывок состоит из трех предложений. Первое предложение простое. Второе предложение сложное, состоит из трех простых:
- Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, аккуратно сложила в шкатулку и сказала – предложение простое, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми. Цифра 1 обозначает запятую, разделяющую однородные члены предложения.
- что они подлинные – предложение простое, двусоставное, полное, придаточное изъяснительное. Цифры 2 и 3 обозначают запятые между частями сложноподчиненного предложения.
- Мальчик, поставь шкатулку на место – простое предложение, односоставное, определенно-личное, осложненное обращением. Запятая под цифрой 4 отделяет обращение.
- Третье предложение сложное, состоит из двух частей:
- И задвинь ящик плотно – простое, односоставное, определенно-личное предложение.
- чтобы я слышала – простое, двусоставное, полное, придаточное образа действия. Запятая под цифрой 5 отделяет границы сложноподчиненного предложения.
Ответ: 235
Второй вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
— Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!
Алгоритм выполнения задания:
- Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. — предложение сложное, состоит из двух частей. Запятая под цифрой 1 обозначает отделение частей сложносочиненного предложения (предложения соединяются при помощи сочинительного союза а). Запятая под цифрой 2 отделяет сравнение.
- Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. – предложение сложное, состоит из двух частей, цифра 3 отделяет придаточное изъяснительное от главного.
- И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. — простое предложение, двусоставное, полное, осложненное однородными сказуемыми. Цифра 4 разделяет однородные члены предложения.
- А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед – предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным времени; главное предложение осложнено приложением и однородными сказуемыми. Цифры 8 и 9 выделяют приложение, цифры 10, 11, 12 указывают на запятые при однородных членах предложения. Зависимое предложение осложнено обособленными однородными определениями (5,6). Цифра 7 указывает на границу между частями сложноподчиненного предложения.
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! – сложное, бессоюзное. 13 – границы простых предложений в составе сложного.
Ответ: 1
Третий вариант задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.
Алгоритм выполнения задания:
- Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. – предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из 3 частей. Цифра 1 – обозначает границы сложноподчиненного предложения. 2 – обособляет деепричастный оборот. 3 – обозначает границы сложноподчиненного предложения.
- Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании – предложение простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. 4 – разделяет однородные члены предложения.
Ответ: 13
Ирина Мещерякова | Просмотров: 4k
Что такое простые, сложные и сложные предложения?
Простые предложения, сложные предложения, сложные предложения… Можете ли вы назвать различные типы построения предложений, которые ваш ребенок будет изучать в KS1 и KS2? Наше удобное для родителей руководство устраняет любую путаницу и объясняет, как вашего ребенка научат применять грамматику на практике в классе.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам
Что такое предложение?
Предложение – это грамматическая единица, состоящая из одного или нескольких слов (Вперед! — это предложение, как и Кот сел на коврик. ). Предложения начинаются с заглавной буквы и заканчиваются точкой, знаком вопроса или восклицательным знаком.
Что такое простое предложение?
Предложения могут быть структурированы по-разному.
В простом предложении есть подлежащее и ТОЛЬКО ОДИН глагол:
Девушка побежала за тигром.
Кошка мурлыкала.
Подарите своему ребенку знание грамматики
- Рабочая тетрадь по пунктуации
- Grammar Games Pack
- ПЛЮС 100 других ресурсов по грамматике
Загрузить сейчас
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение образуется, когда вы соединяете два главных предложения с помощью связки. В сложносочиненном предложении придаточные связаны сочинительными союзами/связками (и, но, так, или).
Я люблю бананы и люблю виноград.
Зоя иногда может быть грубой, но она милая девушка.
Что такое сложное или многосложное предложение?
Сложные предложения также могут называться многосоставными предложениями .
Сложное предложение образуется при соединении главного и придаточного предложений союзом. Придаточное предложение — это предложение, смысл которого зависит от главного предложения.
Связи в сложноподчиненных предложениях являются подчинительными союзами и сообщают нам о порядке или месте, в котором произошли события, или определяют причинно-следственную связь между событиями. Связки, используемые в сложных предложениях, включают после, хотя, как, потому что, если, так как, если только, когда.
Я люблю жареный картофель, хотя моя мама предпочитает пюре.
Вам нужно подготовиться к завтрашнему экзамену по правописанию, если вы хотите правильно написать все свои слова.
Большая собака лаяла всякий раз, когда я стучал в дверь.
Сложные предложения также можно составить, включив относительные предложения (которые являются придаточными предложениями), например: Том, который любил читать, счастливо устроился со своей новой книгой.
Как детей учат строить предложения в KS1?
Детей не обязательно учат концепции сложных и сложных предложений в явном виде в KS1, но учителя будут поощрять детей обращать внимание на использование связок в текстах, которые они читают, и на то, как они делают написание более эффективным.
В Year 1 дети должны начать соединять части предложений (членов), используя ‘и’. Например:
В моей комнате был монстр, и он ревел.
В Year 2 дети должны начать использовать подчинение, которое встречается в сложном предложении. Поэтому вместо того, чтобы писать: «Я хотел мороженого», им нужно расширить это, используя связки «и», «или» и «но», до чего-то вроде: «Я хотел мороженого, но его не было». ‘
Как обучают построению предложений в KS2?
Дети по-прежнему должны использовать сложные и сложноподчиненные предложения. Ожидается, что они будут использовать все более и более разнообразные и сложные связки.
В годах 3 и 4 ожидается использование выражений «когда», «если», «потому что» и «хотя».
В 5-м и 6-м классах ожидается, что они будут использовать «тем временем», «следовательно», «однако», «следовательно» и другие связки.
К году 6 дети должны распознавать, понимать и быть в состоянии объяснить, что такое простые, сложные и сложные предложения, поскольку это, вероятно, появится в тесте KS2 по грамматике, пунктуации и орфографии.
Учителя используют различные методы, чтобы побудить детей улучшить структуру своих предложений:
- Учителя часто развешивают в классе списки связок, чтобы дети не забывали использовать их в письме.
- Они также могут играть в классные игры, произнося предложения вслух, используя союзы. Например, дать детям полупредложение: «Я хотел бы, однако, завести собаку», а затем попросить их повторить его, добавив свою половину предложения, например: «Я хотел бы получить собаку». собака, но моя мама не разрешает мне.
- Учителя также будут моделировать использование сложных и сложных предложений на доске, когда они будут составлять пример текста для детей.
- Когда учитель оценивает черновик сочинения, он может в своей оценке обратить внимание ребенка на то, как два простых предложения могут быть соединены союзом или как одно простое предложение может быть расширено союзом и вторым предложением. .
Больше похоже на это
Что такое предложение?
Глоссарий грамматики начальной школы для родителей
Грамматика в начальной школе
Сортировка простых и сложных предложений
Что такое предложение?
Добавление придаточных предложений к предложениям
Чтение простых предложений
Что такое тест Y6 по грамматике, пунктуации и орфографии?
Великие грамматические игры
Что такое сложносочиненное предложение и как его написать?
В английском языке мы делим предложения на четыре типа в зависимости от их структуры (количества зависимых и независимых предложений): простые, составные, сложные и сложносложные. Использование различных типов предложений добавляет разнообразия нашему письму, а последние три объединяют несколько идей для передачи сложного сообщения.
В этом посте мы рассмотрим сложные предложения.
Изучите остальные три типа:
- Что такое простое предложение и как его написать?
- Что такое сложное предложение и как его написать?
- Что такое сложное предложение и как его написать?
- Упражнения на сложно-сложное предложение: Практикуйтесь в определении сложно-сложных и других типов предложений с более чем дюжиной упражнений
Что такое сложно-сложное предложение?
Сложносочиненное предложение – это предложение, содержащее не менее двух независимых придаточных и не менее одного зависимого придаточного. Из четырех типов предложений в нем максимальное количество минимально необходимых предложений — три. Имея минимум три предложения, они несут довольно сложную информацию в одном предложении, добавляя разнообразия вашим предложениям. При умеренном использовании такие предложения оставляют положительное впечатление о вашей способности сплести несколько фрагментов информации в тесных отношениях.
Вот краткая сводка количества зависимых и независимых предложений в четырех типах предложений.
Примечание : Не стесняйтесь использовать вышеуказанные и другие изображения в сообщении, используя ссылку (url) этого сообщения для ссылки/атрибуции.
Если вы заметили, составно-сложное предложение, по сути, является гибридом сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, сохраняя лучшее из обоих миров: взятие «по крайней мере одного зависимого предложения» из сложного предложения и «по крайней мере двух независимых предложений» из сложного предложения. сложносочиненное предложение (показано на изображении выше стрелками).
А вот та же самая информация в графической форме, из которой будет совершенно ясно, что между четырьмя типами предложений нет пересечения (ни одна из точек не пересекается).
Несмотря на то, что при написании сложносочиненных предложений в качестве зависимого предложения в большинстве случаев используется придаточное предложение, зависимое предложение может также быть придаточным предложением, относительным предложением или смесью из трех. Каждый из этих примеров содержит ровно два независимых предложения и 1-2 зависимых предложения (подчеркнуто).
У всех разное восприятие нормальности, и когда кто-то нарушает эту границу, дискриминация не за горами. [Наречие]
Люди говорят, что тигры регулярно появляются ночью в пруду на вершине холма, и некоторые, как сообщается, видели их. [Существительное]
Мир переживает неудержимое изменение климата, последствия которого видны в виде экстремальных жарких и холодных явлений в нескольких географических регионах, но мы продолжаем смотреть в другую сторону. [Относительное предложение]
Реалити-шоу — это платформы, на которых люди не подвергаются дискриминации, поскольку единственное, что имеет значение, — это то, что вы предлагаете. [Относительное предложение/ Существительное предложение]
Результаты этого года трудно предсказать, но если компания продолжит внедрять инновации и запускать новые продукты, акции, которые не оправдали высоких ожиданий инвесторов в 2021 году, могут показать хорошие результаты. [Придаточное предложение/ Придаточное предложение]
См. другие примеры сложно-сложных предложений:
- Несколько примеров сложно-сложных предложений, содержащих до трех независимых придаточных и до пяти зависимых придаточных предложений в предложении
Посмотрим как они написаны и пунктуированы позже в посте.
Как написать сложносложное предложение?
Сложносочиненное предложение содержит не менее трех придаточных. Какое предложение нужно написать первым? Должны ли вы сначала написать независимые предложения, которые выражают основную мысль в предложении?
Ответ прост: не используйте пункты; идти кусками или мысли. Фрагмент может содержать одно или два предложения. Возьмем пример.
Два естественных фрагмента предложения, которые я планирую написать:
Наслаждайтесь лестью, которую вы получаете. [Часть 1]
Не верьте этому, потому что люди часто льстят, чтобы удовлетворить свои корыстные интересы. [Chunk 2]
Второй фрагмент содержит два предложения. Нет смысла писать три куска, каждый из которых содержит предложение, если каждый не формирует законченную мысль. Теперь вы можете комбинировать их так же, как вы комбинируете независимые предложения , чтобы сформировать составное-сложное предложение.
Наслаждайтесь полученной лестью, но не верьте ей, потому что люди часто льстят в своих корыстных интересах.
Если вы не понимаете пунктуацию в приведенном выше предложении, обратитесь к следующему разделу. Другой пример:
Если вы попросите вернуть долг, он может обидеться. [Часть 1]
Если он не выплатит долг, вы обидитесь. [Чанк 2]
Если вы попросите отплатить, он может обидеться, а если он не отплатит, вы обидитесь. [Составное-сложное предложение = Фрагмент 1 + Фрагмент 2]
Еще один пример:
Результаты этого года трудно предсказать. [Часть 1]
Если компания продолжит внедрять инновации и запускать новые продукты, акции могут показывать хорошие результаты. [Chunk 2]
Акции действительно не оправдали высоких ожиданий инвесторов в 2021 году. [Chunk 3]
Результаты этого года трудно предсказать, но если компания продолжит внедрять инновации и запускать новые продукты, запас может работать хорошо. [Фрагмент 1 + Фрагмент 2. Даже это сложносочиненное предложение]
Результаты в этом году трудно предсказать, но если компания продолжит внедрять инновации и запускать новые продукты, акции, которые на самом деле не оправдали высокие ожидания инвесторов в 2021 году могут показать хорошие результаты. [Составное-сложное предложение = Фрагмент 1 + Фрагмент 2 + Фрагмент 3. Фрагмент 3 добавлен в качестве придаточного предложения к предыдущему шагу]
Ваши фрагменты могут отличаться от этих, и это нормально. Одно и то же предложение можно получить несколькими способами. Далее в посте есть упражнение на формирование сложносочиненных предложений с использованием фрагментов.
Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Большинство изучают пунктуацию в сложносочиненных предложениях, предполагая, что они содержат только придаточное предложение в качестве зависимого предложения. Но, как мы видели ранее, эти предложения также могут быть образованы придаточным и придаточным предложениями или любой их комбинацией. Мы рассмотрим пунктуацию со всеми тремя типами зависимых предложений. Начнем с наиболее часто используемого придаточного предложения в сложно-сложных предложениях, придаточного предложения.
1. Пунктуация с придаточным предложением
Шаг 1: Поставьте запятую перед сочинительными союзами, если за ними следует предложение
Вы можете использовать любой из двух; они одно и то же.
1. Найдите в предложении сочинительные союзы (FANBOYS). За ним следует полное предложение? (Я использовал термин «предложение», а не «независимое предложение» по причине, которую я углублюсь позже. ) Если да, поставьте перед ним запятую, как вы делаете в сложных предложениях.
2. Найдите в предложении сочинительные союзы (FANBOYS). Поставьте перед ними запятую, если они не соединяют слова, фразы или зависимые предложения.
Шаг 2: Расставьте придаточные предложения, как обычно
Теперь расставьте придаточные предложения, как обычно:
1. Когда предложение начинается с придаточного предложения, для его отделения от независимого предложения всегда используется запятая.
2. Когда предложение начинается с независимого предложения, запятая редко используется для его отделения от придаточного предложения.
3. Когда предложение начинается с независимого предложения, запятая допустима там, где наречное предложение выражает контраст с независимым предложением. Такой контраст часто выражается подчинительными союзами хотя и хотя .
Примеры постановки пунктуации в сложносочиненных предложениях с наречной оговоркой
Я видел, как многие изучают пунктуацию в сложносочиненных предложениях с помощью методического процесса, подобного описанному выше. Возьмем несколько примеров неразборчивых сложносочиненных предложений. В первом предложении наречие является третьим предложением после двух независимых предложений; во втором — второе; а в третьем он первый. В четвертом предложении один из независимых предложений идет с вводной фразой, которая требует своей запятой. В пятом есть три независимых пункта.
Пример 1 : Я хорошо осознаю трудности, но я полон решимости упорно трудиться, пока не достигну своей цели.
Шаг 1: Предложение ( я… моя цель ) следует за но , подразумевая запятую перед но .
Я прекрасно осознаю трудности, но я полон решимости упорно трудиться, пока не достигну своей цели.
Альтернативно, , но не соединяет два слова или фразы, подразумевая запятую перед , но .
Шаг 2: Предложение с наречием ( до тех пор, пока я не достигну своей цели ) следует за независимым предложением ( Я… тяжелая работа ), от которого оно зависит; следовательно, запятая не нужна.
Я прекрасно осознаю трудности, но я полон решимости упорно трудиться, пока не достигну своей цели.
Пример 2 : Я подал заявку онлайн на вашем веб-сайте, но если вам будет легче, я также отправляю резюме и сопроводительное письмо по этому адресу электронной почты.
Шаг 1: Предложение ( если оно… это письмо ) следует за но ; следовательно, мы ставим запятую перед , но . Если бы я использовал «независимое предложение» вместо «предложение», в этом случае не было бы независимого предложения сразу после , а было бы . Но предложения, да!
Я подал заявку онлайн на вашем веб-сайте, но если вам будет легче, я также отправляю резюме и сопроводительное письмо по этому адресу электронной почты.
Шаг 2: Придаточное предложение ( если вам будет легче ) стоит перед независимым предложением ( Я также… это электронное письмо ), от которого оно зависит; следовательно, за зависимым предложением будет следовать запятая.
Я подал заявку онлайн на вашем веб-сайте, но если вам будет легче, я также отправляю резюме и сопроводительное письмо по этому адресу электронной почты.
Пример 3 : Поскольку придаточная часть существительного функционирует точно так же, как существительное, вы можете заменить ее существительным или местоимением, и предложение все равно будет иметь грамматический смысл.
Шаг 1: Предложение ( предложение… грамматический смысл ) следует за и ; следовательно, мы ставим запятую перед и . Обратите внимание, что другой сочинительный союз, или , по совпадению имеет предложение после, но или здесь являются частью фразы существительного или местоимения .
Поскольку придаточное предложение функционирует точно так же, как существительное, вы можете заменить его существительным или местоимением, и предложение по-прежнему будет иметь грамматический смысл.
Шаг 2: Предложение с наречием ( Потому что… как существительное ) стоит перед независимым предложением ( вы можете… или местоимение ), от которого оно зависит; следовательно, за зависимым предложением будет следовать запятая.
Так как придаточное предложение функционирует так же, как существительное, вы можете заменить его существительным или местоимением, и предложение по-прежнему будет иметь грамматический смысл.
Пример 4 : Нам больше нравится новая одежда, но в отношениях все наоборот.
Шаг 1: Предложение ( с… наоборот ) следует за , но . Следовательно, мы ставим запятую перед , но . Кроме того, с отношениями является вводной фразой перед главным предложением , это наоборот , и для его отделения от основного предложения требуется запятая.
Нам больше нравится новая одежда, но с отношениями все наоборот.
Шаг 2: Предложение с наречием ( если они новые ) стоит после независимого предложения ( Нам больше нравится одежда ), от которого оно зависит. Значит, запятая не нужна
Нам больше нравится новая одежда, а с отношениями все наоборот.
Пример 5 : Сама группа слов не имеет подлежащего и поэтому не является предложением, но если мы расширим группу до всего предложения, она будет соответствовать подлежащему.
Шаг 1: Предложение ( вот почему… предмет ) следует за и , поэтому мы ставим запятую перед и . Предложение (, если расширить… подлежащее ) следует за , но ; следовательно, мы ставим запятую перед , но .
Сама группа слов не имеет подлежащего, и поэтому не является предложением, но если мы расширим группу на все предложение, она будет соответствовать подлежащему.
Шаг 2: Предложение с наречием ( если мы расширим… все предложение ) стоит перед независимым предложением ( it’ll… подлежащее ), от которого оно зависит; следовательно, за зависимым предложением будет следовать запятая.
Сама группа слов не имеет подлежащего, и поэтому не является предложением, но если расширить группу на все предложение, то она будет соответствовать подлежащему.
Узнайте больше о пунктуации при присоединении предложения с наречием к независимому предложению:
- Как соединить предложение с наречием и расставить знаки препинания?
2. Пунктуация с существительным предложением
Пунктуация независимых предложений, как вы делали в первом шаге придаточного предложения. Для предложения существительного вы можете следовать этому процессу.
Поскольку именное предложение просто заменяет существительное или местоимение, оно не требует дополнительных знаков препинания — запятой или тире — как в случае с двумя другими зависимыми предложениями. Если существительное, именное словосочетание или местоимение на своем месте не требует запятой, то и существительное предложение тоже не требует. Примеры:
Исследователи измерили, сколько времени мыши потратили на поиск выхода из туннеля, и запомнили ли они путь побега. [Два независимых предложения и существительное]
Исследователи измерили его пульс и помнили ли оно путь к отступлению. [Замена не требует запятой, подразумевая существительное на ее месте, тоже не будет.]
Проигрыш Австралии поднимает вопрос о том, кто будет играть в следующем матче и какова будет роль тренера, но которые переворачивают судьбу команды. [Два независимых предложения и два предложения с существительным]
Поражение от Австралии поднимает вопрос о компетентности и роли тренера, но повернет ли это судьбу команды вспять. [Замены не требуют запятой, подразумевая существительные предложения вместо них тоже не будут.]
3. Пунктуация с относительным предложением
Пунктуация независимых предложений, как вы делали в первом шаге придаточного предложения. Для относительного предложения вы можете следовать этому процессу.
Когда относительное предложение существенно для значения описываемого существительного, оно не ставится запятой. В приведенном ниже примере без относительного предложения мы бы не знали, что это за платформы (другими словами, некоторый смысл будет потерян). Следовательно, это важно и не требует запятых.
Реалити-шоу — это платформы, на которых люди не подвергаются дискриминации, поскольку единственное, что имеет значение, — это талант.
Однако, когда относительное предложение не является существенным для значения описываемого существительного, оно выделяется парой запятых. В следующем примере, даже без придаточного предложения, мы бы знали, что такое климатическая политика (другими словами, смысл не будет потерян). Следовательно, это несущественно и займет пару запятых.
Климатическая политика, которая набрала обороты в свете недавних экстремальных климатических явлений, изменилась за последние несколько лет, и это вселяет в нас надежду.
Узнайте больше о пунктуации при присоединении относительного предложения к независимому предложению:
- Как расставить знаки препинания в относительном предложении (ограничительное или неограничительное предложение)?
Упражнения
Упражнение 1.
Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложенияхПоставьте запятые в следующих сложносочиненных предложениях. Первые три содержат только предложения с наречиями в качестве зависимых предложений, а четвертое — только предложение с существительными.
1. Если завтра пойдет дождь, возьмите с собой зонт, иначе вы можете простудиться.
2. Если хочешь идти быстро, иди один, а если хочешь далеко, иди вместе.
3. Прежде всего, не вступайте в споры и не ссорьтесь, а если вы все же ввязываетесь в конфликт, выходите из него при первой же возможности.
4. Люди обычно считают, что собаки более дружелюбны, чем кошки, но кошки также могут быть очень любящими.
Ответы на упражнение 1
1. Если завтра пойдет дождь, возьмите с собой зонтик, иначе вы можете простудиться.
2. Если хочешь идти быстро, иди один, а если хочешь идти далеко, иди вместе.
3. Никогда не вступайте в споры и не ссорьтесь, а если все-таки ввязываетесь, выходите из них при первой же возможности.
4. Обычно люди считают, что собаки более дружелюбны, чем кошки, но кошки также могут быть очень любящими.
Упражнение 2. Составление сложно-сложных предложений
Соедините три предложения, чтобы сформировать сложно-сложное предложение. Если одно из трех уже не является зависимым предложением, вам придется преобразовать его. Вам не нужно комбинировать их в том порядке, в котором они представлены.
1. Кратко коснусь урока прошлой недели. Вы не поймете часть сегодняшнего урока. Прежде чем мы начнем сегодняшний урок.
2. В компании много проблем. Мы сохраняем надежду. Идёт тихая революция.
3. Вам лучше усердно работать, чтобы улучшить свою академическую успеваемость. Будет сложно попасть в шорт-лист на собеседования. Собеседования при приеме на работу пройдут в следующем семестре.
4. Доктор Джонсон плотно поел. Он потом пошел на работу. Он известен своим аппетитом.
Ответы на упражнение 2
(Зависимые предложения подчеркнуты. )
1. Прежде чем мы начнем сегодняшнее занятие, я кратко коснусь урока прошлой недели. [Chunk 1]
Вы не поймете часть сегодняшнего урока. [Chunk 2]
Прежде чем мы начнем сегодняшнее занятие, я вкратце коснусь урока прошлой недели, иначе вы не поймете часть сегодняшнего урока. [Сложносложное предложение]
2. В компании много проблем, но мы не теряем надежды. [Часть 1]
Идет тихая революция. [Chunk 2]
В компании много проблем, но мы сохраняем надежду , так как идет тихая революция. [Составное-сложное предложение]
3. Вам лучше усердно работать, чтобы улучшить свою академическую успеваемость, иначе вам будет сложно попасть на собеседование при приеме на работу. [Chunk 1]
Собеседования пройдут в следующем семестре. [Chunk 2]
Вам лучше усердно работать, чтобы улучшить свою академическую успеваемость, иначе вам будет сложно попасть на собеседование, которое состоится в следующем семестре. [Сложно-сложное предложение]
4. Доктор Джонсон хорошо поел, а потом пошел на работу. [Часть 1]
Он известен своим аппетитом. [Часть 2]
Доктор Джонсон, известный своим аппетитом, съел много еды, а потом пошел на работу. [Сложно-сложное предложение]
Как определить сложносочиненное предложение?
Идентификация предложения как сложно-сложного заключается в определении количества зависимых и независимых придаточных предложений в предложении. Если оно содержит хотя бы два независимых предложения и хотя бы одно зависимое предложение, оно является сложносоставным. Однако это легче сказать, чем сделать. Попробуйте определить типы этих предложений.
Столкновение с астероидом даже в несколько сотен метров может нанести апокалиптический вред людям и планете, поэтому ученые составляют карту каждого астероида значительного размера, который может достичь Земли.
Закон один и тот же для обоих, но богатые, благодаря своим обильным ресурсам, могут добиться благоприятных решений, влияя на лиц, принимающих решения, нанимая лучших юристов и откладывая дело, если оно им подходит, среди нескольких доступных им мер.
Оба являются сложными сложносочиненными предложениями, содержащими два независимых предложения и одно зависимое предложение. Зависимые предложения , которые могли бы достичь земли и , если это их устроит соответственно. Идентификация зависимых и независимых предложений — это самостоятельная задача, и здесь ее нельзя описать в ограниченном пространстве.
Улучшить определение придаточных предложений в предложении:
- Как определить зависимые и независимые придаточные предложения в предложении?
Какое значение имеют сложносочиненные предложения для вашего письма?
Умение составлять сложные предложения с правильной пунктуацией поможет вам выражать сложные идеи в одном предложении и писать предложения определенной длины, добавляя разнообразия в ваш письменный текст. Я слышал от студентов, как после освоения сложных предложений они избавлялись от страха ошибиться в пунктуации и других вещах и начинали писать длинные предложения.
Сложные-сложные предложения используются относительно реже, чем сложные и простые предложения в профессиональной письменной речи, вероятно, одной из причин является наличие нескольких основных идей из-за нескольких независимых предложений. (Помните, что независимое предложение выражает основную идею предложения, а зависимые предложения дополняют менее важные идеи.) Одна основная идея в предложении идеальна для читателей, что достигается с помощью сложных и простых предложений.
Что это означает?
Во что бы то ни стало используйте сложносложные предложения, но расширяйте свой репертуар сложных предложений, особенно с относительным и существительным предложением, и простых предложений, особенно с различными словосочетаниями. Большинство из них не используют весь свой потенциал.
Во-вторых, избегайте более двух независимых придаточных предложений, так как трех основных идей в предложении слишком много.
Часто задаваемые вопросы
Может ли сложносложное предложение состоять из 3 самостоятельных придаточных?
Да.