Столичный психолог рассказала, как воспитывать современных детей
Мир стремительно меняется, некоторые классические методы и подходы к воспитанию детей уже не эффективны и требуют пересмотра. Малыши стали быстрее осваивать информацию, узнавать о том, что происходит в мире. Родители намного раньше, чем прежде, теряют авторитет у своих детей. Как нащупать золотую середину в воспитании и не навредить гиперопекой, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи населению Регина Енакаева.
Крайности — всегда плохо
«Гиперопека со стороны родителей выражается в стремлении жестко контролировать своего ребенка во всем. Они не дают малышу самостоятельно изучать мир, излишне оберегают его от трудностей. В результате он взрослеет, но становится неприспособленным к жизни, не учится на ошибках. Ему будет очень трудно взять ответственность за свою жизнь, научиться делать выбор и самостоятельно принимать решения», — рассказывает Регина.
Завышенные требования к ребенку со стороны родителей — тоже неверная крайность, особенно если сами взрослые эти требования не выполняют. Например, родители с неграмотной речью требуют от ребенка грамотности или взрослые без музыкального таланта заставляют ребенка играть на фортепьяно. «Часто ребенку отводится роль исполнителя несбывшихся надежд родителей, которые по каким-то причинам сами не достигли желаемого. При этом его желание не учитывается», — отмечает психолог.
«Чего вы от меня хотите?»
«У многих современных родителей существуют абстрактные ожидания от ребенка, чтобы он „правильно себя вел“, но что конкретно они от него хотят, сами не знают. Все это приводит к скрытому или явному противостоянию, которое выражается в неуспеваемости в школе, плохом поведении, открытой агрессии ребенка в отношении учителей и сверстников», — рассказывает психолог.
Например, ребенок может хорошо учиться, но у него полностью отсутствует культура поведения, он дерется, плюется, ругается с учителями, обижает слабых. Понимание необходимости слушаться и уважать старших, вообще других людей, полностью отсутствует. На фоне этого противостояния у детей, не умеющих открыто выражать свои чувства и постоять за себя, развиваются неврозы, психосоматические заболевания, депрессивные состояния. Малыш, вынужденный защищать себя от психологического давления родителей, начинает отставать в развитии, плохо учиться или болеть.
Внимание и любовь — главное
Бывает и так, что родительские функции сводятся к физическому обслуживанию ребенка — одет, обут, накормлен. Малыш, который еще не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнью, предоставлен самому себе. А когда возникают проблемы, родители достают ремень. Так дети учатся быть жестокими, отсюда такое явление, как буллинг. Эта тенденция переходит и во взрослую жизнь. Гораздо проще унизить, высмеять человека, чем попытаться понять и принять его. «Друзьями» такого брошенного ребенка становятся многочисленные «ловцы душ» в интернете и в реальном мире, которые профессионально манипулируют его сознанием в собственных интересах. «Важно находиться рядом со своим ребенком в его детстве не только физически, но и эмоционально. Учиться понимать его потребности по мере того, как он растет. Не за ребенка, а вместе с ним преодолевать трудности, с которыми он сталкивается, и радоваться победам и достижениям, но при этом давать личное пространство. Когда мы чувствуем за своей спиной это внимание и поддержку родителей, семьи, нам легче и радостней идти по жизни, и многие проблемы перестают быть неразрешимыми», — заключила специалист.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Совет психолога: Детей с раннего возраста нужно приучать к самостоятельности
Воспитание у ребенка самостоятельности важно начать во-время.
Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой — как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения?
Не собственность, а личность
Это воспитание начинается с работы родителей над самими собой. Главное, что вы должны в этот момент для себя уяснить: дети — это не ваша собственность, которую вы растите лишь для того, чтобы они заботились о вас в старости. Ребенок — это личность, которой вы, как никто другой, зная все ее особенности, должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет — особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными… Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.
Не меньший вред, чем гиперопека, может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во «взрослость» своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. Не оправдывая, понятно, родительских ожиданий, получая за это нагоняй, он с раннего возраста начинает привыкать к положению беспомощного, а сталкиваясь с таким отношением регулярно, постепенно разочаровывается в своих способностях предпринимать самостоятельные действия в принципе.
Закон суров, но это закон
Стремление делать все самому — это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека.
Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, — самостоятельность в еде.
Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? — и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот на сей раз ничего не попало — радуйтесь порыву! А как только вы — спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, — покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, — так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится.
Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу — и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.
В принципе воспитание самостоятельности — это приучение ребенка к той мысли, что для него — как и для всех в доме — существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.
Понятно, что в два с половиной года ваша дочь еще не может снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на «правильные» ноги!) способна вполне — равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за нее, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а она, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть она сама надевает джинсы, учится застегивать молнию на куртке и так далее.
Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него — игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках — это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.
Маленький ребенок — существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: «Я сам!» Такой порыв к самостоятельности — свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!
На равных
Воспитание самостоятельности — работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:
1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто — придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.
2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, — особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.
3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама «наделась» — имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.
4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами — располагаться на доступном для него уровне.
5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: «Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?», «Может, нам стол на кухне переставить сюда — что ты об этом думаешь?».
И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подобен бумажному змею — он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».
Вниманию родителей
Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Вот несколько несложных игр, которые могут помочь вам.
«Добрые ручки»
В эту игру можно поиграть. Положите нашкодившие ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т. д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д.
Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.
Поваренок
В эту игру лучше играть с несколькими детьми и ведущим. Водящий называет какой-либо овощ (или показывает картинку с ним). Дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ используют, демонстрируя свою осведомленность в домашних делах. За каждый правильный ответ — конфета. У кого больше конфет — тот и выиграл. К этой игре стоит подготовиться заранее: составить список блюд или подобрать картинки.
Как воспитать успешных детей без чрезмерного воспитания |
iStock
Мамы и папы часто чувствуют, что не могут победить. Если они уделяют слишком много внимания своим детям, они родители-вертолеты; слишком мало, и они отсутствующие родители.
Какая золотая середина приведет к рождению по-настоящему счастливых и самодостаточных детей? Вот пять советов. 1. Дайте своим детям вещи, которыми они могут владеть и распоряжаться.«Привлечь детей к собственному воспитанию. Исследования подтверждают это: дети, которые сами планируют свои цели, составляют расписание на неделю и оценивают свою работу, укрепляют лобную кору и лучше контролируют свою жизнь. Мы должны позволить нашим детям добиться успеха на их собственных условиях, а иногда и потерпеть неудачу на их собственных условиях. Я разговаривал с банкиром Уоррена Баффета, и он упрекал меня за то, что я не позволяю своим детям ошибаться с их пособием. И я сказал: «А что, если они въедут в канаву?» Он сказал: «Гораздо лучше въехать в канаву с пособием в 6 долларов, чем с зарплатой в 60 000 долларов в год или с наследством в 6 миллионов долларов»9.0005
— Брюс Фейлер, писатель и автор книги «Секреты счастливых семей»
2. Не беспокойтесь о воспитании счастливых детей.«В нашем отчаянном стремлении создать счастливых детей мы, возможно, берем на себя неправильное моральное бремя. Мне кажется, что это лучшая цель и, осмелюсь сказать, более добродетельная — сосредоточиться на воспитании продуктивных и нравственных детей и просто надеяться, что счастье придет к ним благодаря добру, которое они делают, и любви, которую они они чувствуют от нас. Думаю, если бы мы все так поступали, с детьми все равно было бы все в порядке, как и с их родителями — возможно, в обоих случаях даже лучше».
— Дженнифер Старший, писательница и автор книги «Все в радость и без удовольствия»
3. Покажите своим детям, что вы цените их как людей.«Детство должно научить наших детей любить, и они не смогут любить других, если сначала не полюбят себя, и они не будут любить себя, если мы не сможем предложить им безусловную любовь. Когда наши драгоценные отпрыски приходят домой из школы или мы возвращаемся домой с работы, нам нужно закрыть нашу технику, убрать телефоны, посмотреть им в глаза и позволить им увидеть радость, которая наполняет наши лица, когда мы видим своего ребенка. Затем мы должны сказать: «Как прошел твой день? Что вам понравилось сегодня?» Они должны знать, что важны для нас как людей, а не из-за их среднего балла».
— Джули Литкотт-Хеймс, бывший декан первокурсников Стэнфордского университета и автор книги «Как воспитать взрослого»
4. Научите своих детей помогать по дому — без просьб.«Мы освобождаем наших детей от выполнения работы по дому, а затем они оказываются молодыми людьми на рабочем месте, все еще ожидая контрольного списка, но его не существует. Что еще более важно, им не хватает импульса, инстинкта, чтобы засучить рукава, взяться за дело, оглянуться вокруг и задаться вопросом: чем я могу быть полезен своим коллегам? Как я могу предвидеть на несколько шагов вперед то, что может понадобиться моему боссу?»
— Джули Литкотт-Хеймс
5. Помните, что важны мелочи.«Довольно маленькие вещи, которые делают родители, связаны с хорошими результатами для детей — говорить и слушать ребенка, тепло отзываться о нем, учить его буквам и цифрам, брать с собой в поездки и в гости. Читать детям каждый день тоже кажется очень важным. В одном исследовании дети, чьи родители ежедневно читали им, когда им было пять лет, а затем проявляли интерес к их образованию в возрасте 10 лет, значительно реже оказывались за чертой бедности в возрасте 30 лет, чем те, чьи родители этого не делали. эти вещи.»
— Хелен Пирсон, научный журналист и автор книги The Life Project
Что самое важное в воспитании ребенка?
Все мы иногда задаемся вопросом, все ли правильные решения о воспитании ребенка принимаем мы. Мы не уверены в себе как родители или просто склонны следовать индивидуальности нашего ребенка? Быть родителем — нелегкая работа, но это путь, который приводит нас к взрослению как личности. Наши желания иногда сбивают с толку наш разум, и мы принимаем решения неосознанно, не задумываясь? Некоторые приоритеты устанавливаются в начале. Родительская последовательность важна, но индивидуальность каждого ребенка также вносит гибкость в воспитание.
Важно научить ребенка уважать себя. Но и авторитет. Чтобы принести из дома хорошее поведение, которое он будет применять как внутри, так и вне дома. Родители могут подать отличный пример признания истинных ценностей и должны стремиться перенять это с раннего возраста. Общество и средства массовой информации, которыми изо дня в день окружен каждый ребенок, имеют как хорошие, так и плохие стороны. По мере взросления ребенка он должен осознавать эти различия и выбирать для себя лучшее. Через различные жизненные ситуации научите ребенка не сдаваться, но и не начинать первую физическую драку. Направьте его на более высокий уровень для решения проблем устно, путем беседы.
Семейный разговорДружба в воспитании ребенка
Дружба всегда была символом верности, что означает помощь в любых ситуациях. Это также означает помощь другим нуждающимся. Список приоритетов в воспитании ребенка очень длинный, но мы как родители решаем, чему отдать приоритет. Рецепта не существует, опасения оправданы, правильно действовали или нет, делаем все возможное. Ответственность велика, и мы все родители справляемся с ней наилучшим образом.
Сегодняшнее детское развитие частично соответствует цифровому веку, который полностью отличается от того, что мы знаем. Дети находятся в среде, в которой социальные различия (культурные, гендерные, экономические…) очень велики, и это также отличается от того, что мы знаем. Дети растут в среде, где больше ожидается обращение к себе, чем к сообществу, что отличается от нашего личного опыта. Это поколения, столкнувшиеся с невообразимыми проблемами, давлением, но также и неопределенностью, через которые мы не прошли во время нашего взросления.
Все мы знаем, как трудно иногда быть последовательным. Но вы являетесь ключевыми образцами желательного поведения, вы как родитель указываете, какие манеры и какие действия ведут ребенка к цели (и к какой цели). Каждый родитель, воспитатель и учитель вместе с ребенком выстраивает ценности, которые считает важными.
Семейное объятиеРебенок, который любит себя
В начале было сказано, что для ребенка крайне важно любить себя. Ребенок, который любит и ценит:
- не агрессивный;
- нет страха перед ошибкой, и его не мучает тревога, потому что он знает, что если он совершит ошибку, то не будет страшных последствий и он не будет никчемным человеком;
- не является неуверенным, потому что вы совместно построили его уверенность в себе;
- помогает другим, потому что он стабилен и может оказать поддержку не только сверстникам, но и взрослым; понимает чужую точку зрения, потому что прежде всего он понимает себя и знает, кто есть, а кто нет;
- он знает, как бороться за себя, потому что у него есть выстроенная личность, он не просто слепой послушный ребенок, но он думает и действует независимо.
Уважающий и любящий себя ребенок сможет достойно противостоять авторитету, но и принять его, если это в его интересах в данный момент. Если авторитет основан на страхе, он не обеспечивает безопасности и любви, и ребенок не признает его ценностью, которую следует уважать.
Семейные поздравленияОбщение в воспитании ребенка
Общение — очень важная часть воспитания ребенка. Отношения, которые устанавливаются в первые годы детства, в дальнейшем поддерживаются посредством общения, которое должно быть основано на доверии и уважении. Детям легче общаться в более раннем возрасте, чем в подростковом. Но фундамент доверия в общении закладывается в самые первые дни жизни ребенка.
Уважение в воспитании ребенка
Первая ценность — это самооценка ребенка, умение прислушиваться к его потребностям и его сильным сторонам. Воспитание любви к себе у детей достигается за счет постоянной и бескорыстной отдачи, поддержки, похвалы и объятий. Уважайте чувства вашего ребенка и поощряйте его общение с ними. Пусть ребенок плачет столько же, сколько в его возрасте, это тоже нормально и не делает его менее ценным. Когда он чего-то добивается, щедро хвалите его. Никакое материальное вознаграждение не заменит этого. Время от времени указывайте на достоинства ребенка, замечайте изменения и усилия.