Застенчивые дети дошкольного возраста: Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста — 8 Мая 2021 — Публикации педагогов

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста | Статья по теме:

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы

Проблема застенчивости и порождённых ею трудностей общения является актуальной психологической проблемой для людей ХХI века. Всё больше людей живёт в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми. Расширилась сфера обслуживания, работники которой обязаны уметь общаться. Люди гораздо больше стали договариваться между собой.

Таким образом, для преуспевания в современном мире человеку необходимо практически освоить искусство общения. Преуспевание представляется маловероятным при отсутствии такого фактора личностного развития, как собственная активность личности. Застенчивому трудно общаться, но ещё труднее проявить свою активность и инициативу.

Дети с высокой адаптивностью достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе. Но далеко не каждый ребёнок имеет соответствующие врождённые качества и может адаптироваться к трудным психологическим условиям современного мегаполиса.

Поэтому очень важно выявлять и корректировать застенчивость и связанные с ней трудности общения именно в дошкольном возрасте, когда идёт становление важных черт личности ребёнка.

Что такое застенчивость?

В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению.

Проявления застенчивости

Проявления застенчивости могут быть различными: от испытываемой время от времени неловкости или дискомфорта в присутствии других людей, до тревоги и необъяснимого страха перед людьми.

Застенчивый ребёнок испытывает большое внутреннее напряжение и оно может проявляться внешне: ерзанье на стуле, опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону и почти никогда в глаза собеседнику, боязнь обратиться к взрослому, проявить свои желания, затруднения при ответе на самые простые вопросы.

Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.

Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.

Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т.д.).

Характерной особенностью общения застенчивого ребёнка являются прерывистость, цикличность, т.е. затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребёнок чувствует себя свободно, раскрепощённо, и возникать вновь при каких – либо затруднениях.

Застенчивость могут вызывать:

  1. Незнакомые люди.
  2. Незнакомые ситуации.
  3. Сверхзначимые для ребёнка люди.
  4. Сверхзначимые ситуации.
  5. Все факторы, вместе взятые или в разных сочетаниях.

Любой человек может испытывать чувство застенчивости в тех или иных ситуациях, но истинно застенчивого человека отличает частота и сила испытываемого ими комплекса ощущений.

Причины застенчивости:

  1. Индивидуально-типологические особенности, свойства темперамента, влияющие на поведение ребёнка, на восприятие им окружающей действительности.
  2. Сформировавшаяся неадекватная самооценка способствует формированию низкого уровня притязаний, а это приводит к проявлению застенчивости. Самооценка формируется в процессе усвоения ребёнком оценок, которые он получает от окружающих, путём активной деятельности, общения, взаимоотношений с окружающими людьми. На протяжении дошкольного возраста самооценка ребёнка становится всё более осознанной, детализированной, аргументированной.
  3. Застенчивость может иметь социальную природу, т.е. развивается вместе с недостатком у ребёнка адекватных возрасту навыков общения. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, застенчивости.

Важность коррекции застенчивости в дошкольном возрасте

        Дошкольный возраст – период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

        Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

        Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Застенчивость детей дошкольного возраста

Застенчивость детей дошкольного возраста

Михайлова Людмила Анатольевна

Воспитатель

МАДОУ №20 «Детский сад комбинированного вида»

Россия, г. Кемерово

Аннотация. Данная статья освещает вопрос застенчивости детей дошкольного возраста, раскрывает признаки ее проявления, приемы и способы коррекции с детьми, имеющими проблему в этой области. Специфика данной темы обусловлена неполнотой изученности и описаний практического опыта, как инструментария для работы с детьми в дошкольных учреждениях. Статья основана на изучении имеющейся зарубежной и отечественной литературы, раскрывающей основные положения о застенчивости и наблюдениях собственного опыта.

Ключевые слова: застенчивость, отклонение, ребенок, дошкольный возраст, страх, личность, взаимоотношения, адаптация.

В современном обществе развитие детей происходит чрезвычайно быстро и, как правило, не организованно. Нехватка времени у родителей приводит к недостаточному вниманию к ребенку как личности. А ведь именно родители являются основным источником благоприятной среды для полноценного роста ребенка и  становления его как неотъемлемой единицы общества. Несмотря на это, расти и развиваться новому поколению необходимо в соответствии с требуемыми нормами.

На пути становления личности еще с самого раннего возраста возникают трудности, которые препятствуют данному процессу. Первоисточником возникает неблагоприятное течение беременности матери, которое провоцирует ряд физических и психологических отклонений ребенка. Одним из таких отклонений является застенчивость – явление всеобщее и широко распространённое, особенно в детском возрасте.

Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. [1, Режим доступа: http://wikipedia.org]

Сдержанный, скромный, уравновешенный — такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям, а их манеры могут рассматриваться, как утончённые и светские. Сама по себе застенчивость выступает маской, за которой не виден человек.

 Проблемой застенчивости у детей и взрослых людей занимались отечественные и зарубежные ученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева,  Р. Кэттелл, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и многие другие.

Е. И. Гаспарова и Ю. М. Орлов представляют застенчивость как свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, характеризующееся наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал. [2, с.71]

Словарь Уэбстера дает определение застенчивости как состояния «стеснения в присутствии других людей».

«Русский толковый словарь» В.В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной застенчивость определяет как стыдливо-робкий в обращении, в поведении.

В «Педагогическом словаре» застенчивость определяется как черта характера, проявляющаяся в сму­щении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников. Возникает у человека (чаще у подростка) из-за неуверенности в том, какое впечатление производит на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) его поведение. [5, Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru]

 В своей книге «Застенчивость: что это такое и как с ней справляться» американский психолог Фил Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением, которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе», которое периодически случается у многих людей. [4, с.78]

Точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость – это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Первое  проявление  застенчивости наблюдаются у детей дошкольного возраста. Именно этот возраст интересен тем, что особенности развития такого отклонения  малоизучены  и описаны.

С проявлением застенчивости ребенка, я столкнулась, начав  работать с детьми средней возрастной группы, где немалая часть имела данную проблему. Как правило, это проявлялось только в присутствии взрослого, при малейшем его включении в любую происходящую деятельность. Малейшее слово, вносящее корректировки в самостоятельную деятельность, вводили ребенка в некое оцепенение, в последствие — замыкание. Он отказывался отвечать на сопутствующие вопросы, не соглашался на какие – либо совместные манипуляции с ним.

Особая сложность возникла при проведении занятий. Детям, имеющим данную проблему, очень трудно доносить новую информацию, знания, так как при изложении материала от них нет обратной реакции, не складывается диалога для беседы по каким – либо вопросам. Ведь именно через диалог для ребенка открывается мир познания, мир всего нового, того, что его окружает. Страх общения сильнее, чем интерес к познанию.

Психологический аспект  такого поведения  обусловлен именно страхом  общения, который препятствует развитию ребенка и на физическом, и на психологическом, и на  социальном уровнях. Происходит некое отстранение от общего коллектива. Это проявляется в проведении образовательного процесса, в совместных ролевых играх, мероприятиях; а понимание у родителей серьезности данного положения их ребенка наступает именно на совместных показательных мероприятиях. В этот момент происходит осознание, что у ребенка есть отклонение в социальной адаптации  внутри коллектива. Детей, имеющих данную проблему видно сразу: они ведут пассивный образ жизни —  не участвуют в конкурсах, не рассказывают стихотворения, их трудно привлечь к организации совместного мероприятия.

Столкнувшись с подобным,  передо мной стала единственная цель: привлечь таких детей к общей организации, помочь им побороть страх внутри себя и научить получать удовольствие от проделанной работы.

Для достижения этой цели необходимо было выполнить несколько задач: установить контакт с детьми, имеющими такую проблему, и их родителями; определить причину возникшего отклонения; провести консультацию для родителей о способах борьбы с нею; подобрать определенную стратегию борьбы с застенчивостью конкретного ребенка; наладить взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи по поддержанию психологически здорового состояния воспитанника.

 Я начала, прежде всего, с родителей, проинформировала о имеющейся проблеме, которая мешает полноценному благоприятному развитию ребенка, выяснила, как он ведет себя со взрослыми и другими сверстниками вне детского сада. Ведь самое главное — это было выявить причину всего происходящего. Затем найти контакт с самим ребенком. Сделать удавалось разными способами: кому – то через общественные поручения, чтобы показать ребенку его личностную самодостаточность; кому – то уделить больше внимания на вербальном уровне через взгляд, улыбку, разумную опеку над ним – пусть увидит заинтересованность к нему. Ребенок будет испытывать к вам более теплые, доверительные чувства. После этого вы не будете вызывать у него страх, а значит, появится взаимный диалог, через который вы поймете истинную причину возникающей застенчивости воспитанника.

Далее необходимо расширить круг доверия – это поддержка коллектива группы. Проводить репетиции к праздникам по заучиванию стихотворений и сценариев можно в виде воображаемой импровизации со словами: «Дамы и господа! Сегодня к нам приехали величайшие, знаменитейшие артисты из далекого далеко, чтобы порадовать нас с вами! И так поприветствуем (имя ребенка)!». Необходимо привлечь всех детей, чтобы с выходом и уходом ребенка с воображаемой сцены обязательно присутствовали аплодисменты, которые являются воплощением всеобщей поддержки коллектива. Главное пробудить желание детей увидеть действие. В этот момент ребенок, который не мог и не хотел даже слова произнести, начинает раскрываться. У ребенка появляется радость и живость в глазах от происходящего, а в последствие и заинтересованность в общей жизни группы.

 Также важным критерием является поддержание психологически здорового состояния ребенка. Этот процесс должен проходить долговременно и двусторонне: семья и дошкольное учреждение. Родителям необходимо уделять больше внимания своему ребенку, прислушиваться к его мнению и просьбам, вовлекать его в семейный совместный быт. Главное – исключить недостаток внимания, как к личности. Воспитатель должен продолжать создавать для ребенка благоприятную среду внутри коллектива. Поддерживать его новое положение, как непосредственного участника группы, а не наблюдателя.  

В заключении хотелось бы отметить, что застенчивость у детей часто связана с чувством неполноценности, которое обычно им внушают братья, сестры, друзья или даже родители. Ребенок так болезненно реагирует на критику, что начинает себя недооценивать. Он становится застенчивым, что обуславливает проблемы в общении с коллективом, обществом и самим собой. Застенчивым детям необходимо помочь обрести уверенность в себе. Главное — это начать этот долгий и трудоемкий процесс, а результат вы увидите уже в уверенной себе, готовой к дальнейшему развитию личности.

Список литературы

  1. Википедия – свободная энциклопедия. Застенчивость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wikipedia.org. Дата обращения: 09.08.2014.
  2. Гаспарова Е. И. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989, — №3. – С. 71 – 78
  3. Журкина Е.Э. Застенчивость детей Старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru. Дата обращения: 08.08.2014.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). — СПб.: Питер Пресс, 2001. — 256 с.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru. Дата обращения:  09.08.2014
  6. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.- СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  7. Немов Р. Психология. Книга 2. Психология образования. 2-ое изд– М.:Владос, 2001. – 496 с.

Воспитание дошкольника: Как вы поддерживаете своего застенчивого ребенка?

СКАЧАТЬ ФАЙЛ

23 апреля 2021 г.

Воспитание дошкольника

Информационные бюллетени по социальной компетентности и эмоциональному благополучию
Как вы поддерживаете своего застенчивого ребенка?

Возраст и стадии

Дошкольник Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет.

Маленький ребенок Ребенок в возрасте от 0 до 8 лет.

Помнить о своем языке

Семьи бывают разных форм, размеров и стилей. «Семья» может включать людей, связанных кровным родством, браком и по выбору. «Родители» могут быть биологическими, сводными, приемными, приемными, законно назначенными или кем-то еще. Когда мы используем слова «семья» и «родитель» в этих материалах, мы делаем это включающе и с большим уважением ко всем взрослым, которые заботятся о молодых людях и работают с ними.

 

Некоторые дети сразу чувствуют себя комфортно в новых ситуациях, в то время как другим нужно время, чтобы освоиться.

Детей, которым нужно время, чтобы почувствовать себя комфортно, часто называют застенчивыми. Застенчивые дети часто не любят находиться рядом с новыми людьми или в новых местах. Они могут быть тихими или сдержанными и предпочитают наблюдать за тем, что происходит вокруг них, а не сразу присоединяться к ним. Некоторые дети научились быть застенчивыми, а другие просто рождаются такими. Быть застенчивым — это нормально для дошкольников, и большинство детей перерастают свою застенчивость по мере взросления.

Пока они этого не сделают, вы можете воспользоваться следующими советами, чтобы поддержать вашего застенчивого ребенка:

  • Дайте ему время, чтобы он разогрелся в новых ситуациях. Знакомьте с новыми людьми, местами и вещами медленно.
  • Заранее поговорите со своим ребенком о том, что может произойти в трудной для него ситуации. Знание того, чего ожидать, может помочь облегчить их беспокойство и сделать их более комфортными и уверенными в ситуации.
  • Представьте, что вы застенчивый ребенок, а ваш ребенок взрослый. Это позволяет им безопасно реализовать некоторые из своих идей и страхов.
  • Поговорите с ребенком и выслушайте его, чтобы убедиться, что вы понимаете его чувства.
  • Спланируйте время игры с одним или двумя друзьями, которые им нравятся.
  • Поощряйте их интересы, чтобы укрепить их уверенность.
  • Регулярно знакомьте их с новыми людьми и местами. Помните, что вашему ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым местам и людям. Будьте рядом или держите ребенка за руку, если он чувствует себя некомфортно из-за этих представлений.
  • Хвалите своего дошкольника, когда он взаимодействует с новыми людьми в новых ситуациях. Похвала поможет придать им уверенности в подобных ситуациях в будущем.
  • Не называйте ребенка застенчивым. Называя детей застенчивыми, они могут навешивать на себя негативный ярлык и чувствовать себя еще более некомфортно в новых местах или с новыми людьми.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей для игр с другими детьми, например, в игровых группах, на игровых площадках и в парках.
Узнайте больше

Расширение MSU предоставляет следующие ресурсы для родителей и опекунов дошкольников и детей младшего возраста бесплатно или по низкой цене. Обязательно ознакомьтесь с этими и другими ресурсами MSU Extension, доступными на сайте www.extension.msu.edu.

Extension Extras (https://bit.ly/2LC2vdX). Эти подборки новостных статей, мероприятий, советов и рекомендаций для родителей публикуются в Интернете с понедельника по пятницу. Ресурсы предназначены для родителей и опекунов маленьких детей, которые находятся дома весь день во время новой пандемии коронавируса. У каждого дня есть тема: «Внимательный понедельник», «Советы по вторникам», «Рабочая среда», «Размышление в четверг» и «Веселые пятницы».

Extension Extras Enrichment Kits (https://bit.ly/35QAplQ) — эти наборы включают пять или шесть занятий для детей младшего возраста с учебными целями, сосредоточенными в таких областях, как социальное и эмоциональное здоровье, грамотность и STEM; список поставок; рекомендуемые детские книги; вводные письма, объясняющие, как использовать материалы; и оценка. Комплекты доступны для бесплатной загрузки.

Видео о раннем детстве (https://bit.ly/3ioyEkS). Эти короткие видеоролики предлагают родителям и опекунам маленьких детей информацию по темам воспитания. Заголовки включают «Принятие точки зрения», «Семейные фильмы», «Цели неправильного поведения», «Использование слов для размышлений и чувств», «Игра в ожидание» и «Когда братья и сестры дерутся».

Формирование ранних эмоциональных навыков (BEES) у детей младшего возраста (https://bit.ly/38XW4KI). На этой странице представлены ссылки на различные бесплатные онлайн-курсы, семинары и мероприятия для родителей, предлагаемые MSU Extension для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми. маленькие дети в возрасте от 0 до 3.

 

Воспитание дошкольника: социальная компетентность и эмоциональное благополучие © Попечительский совет Мичиганского государственного университета, 2021 г. Информационные бюллетени из этой серии могут быть скопированы для целей 4-H и других некоммерческих образовательных программ, а также для индивидуального использования с указанием права на расширение Университета штата Мичиган.

СКАЧАТЬ ФАЙЛ

Вопросы доступности:

Если у вас есть вопросы о доступности и/или если вам нужны дополнительные приспособления для конкретного документа, отправьте электронное письмо в отдел коммуникаций и маркетинга ANR по адресу anrкоммуникации@anr.msu.edu.

Застенчивость (в возрасте от 3 до 4 лет)

Фото предоставлено Thinkstock

Застенчивость у дошкольников

По мере того, как ваш ребенок движется в дошкольном возрасте, поведение, которое кажется естественным и даже ожидаемым от малыша – цепляние за вашу ногу, когда приближается незнакомец , оплакивать каждое прощание, отказываться от участия в групповых мероприятиях – сейчас это может показаться менее приемлемым. Но ваш дошкольник все еще учится взаимодействовать в социальных ситуациях, и ему потребуется ваша терпеливая поддержка.

Ваш ребенок может по-прежнему стесняться новых людей, особенно в незнакомой обстановке. Однако со временем она научится акклиматизироваться.

Почему мой дошкольник застенчив?

Эксперты считают, что некоторые дети рождаются с генетической склонностью к застенчивости, и что также определенную роль играет окружающая среда ребенка. Ваш дошкольник может от природы медленно привыкать к новым ситуациям и людям. Когда он все же пытается присоединиться, негативный опыт, например, другие дети, которые дразнят его или заставляют его чувствовать себя некомфортно, может усилить его естественную застенчивость. Это пример работы природы и воспитания (или генетики и окружающей среды).

Это не значит, что вашему ребенку суждено вечно быть застенчивым. Многие дети становятся менее застенчивыми, поскольку у них появляется больше позитивного социального опыта, они получают поддержку от семьи и друзей и учатся справляться с неуверенностью в себе.

Как поощрить застенчивого дошкольника?

Важно помнить, что в застенчивости нет ничего плохого. Тем не менее, то, как вы воспитываете своего ребенка в этом возрасте, может помочь ему почувствовать себя более комфортно в мире и повысить его самооценку.

Вместо того, чтобы пытаться изменить своего дошкольника, мягко подготовьте его к любой ситуации, которая может показаться ему трудной. Например, если ваш дошкольник склонен сходить с ума на шумных многолюдных мероприятиях, таких как дни рождения, попробуйте подготовиться, разыгрывая дома куклы или мягкие игрушки.

Используйте одну игрушку, чтобы сыграть роль застенчивого ребенка, и пусть ваш ребенок будет родителем. Ее работа: помочь застенчивой марионетке чувствовать себя более комфортно в социальной ситуации.

Как подготовить застенчивого ребенка к дошкольному образованию?

  • Запишите ребенка с другом. Начало детского сада хотя бы с одним знакомым лицом может иметь решающее значение. Спросите учителей, живет ли рядом с вами кто-нибудь из его одноклассников, и устройте несколько игр перед началом школы. Таким образом, ваш ребенок узнает парочку детей среди моря незнакомцев в первый же день.
  • Экскурсия по классу. Ему будет спокойнее, если он проведет некоторое время в своем классе и встретится с учителем до своего первого дня.
  • Репетировать, репетировать, репетировать. Практика общения с другими. Сыграйте с этим в игру: попросите ребенка быть гидом, когда его лучший друг посещает дом. Он не только станет чувствовать себя более комфортно с другими людьми, но и начнет лучше понимать суть разговора. Если он склонен шептать или бормотать, его застенчивость может быть вызвана разочарованием из-за того, что его не понимают, и это пройдет, когда он станет более красноречивым.
  • Заручитесь поддержкой старшего брата или сестры. Если у вашего застенчивого ребенка есть брат или сестра в той же школе, попросите старшего ребенка присматривать за младшим. Дружелюбный жест или теплая улыбка — даже если это мимоходом — могут на мгновение избавиться от страха не вписаться.
  • Создайте ритуал прощания. Ускользнуть, когда вы думаете, что он не заметит, может иметь неприятные последствия, потому что он может быть расстроен тем, что не смог обнять или поцеловать вас перед тем, как вы ушли, и в конечном итоге вы можете подорвать его доверие к вам. Кроме того, сообщите ему, когда его могут забрать (например, после сна или игр на свежем воздухе). Узнайте больше о разделении и независимости.

Как я могу помочь моему застенчивому ребенку завести друзей?

Познакомьте ее с одним потенциальным другом за раз. Не ждите многого от первой встречи. Может потребоваться несколько коротких встреч, прежде чем оба ребенка щелкнут. Если ваш ребенок сможет привязаться к одному ребенку, он узнает больше о том, как вести себя в обществе, а его друг поможет ему присоединиться к большей группе, когда придет время.

Реклама | страница продолжается ниже

Ей также может быть полезно играть с детьми разного возраста. Ребенок постарше может взять на себя инициативу и растопить лед, в то время как ребенок помладше может уважать вашего ребенка, повышая его уверенность в себе.

Что плохого в том, чтобы назвать моего ребенка застенчивым?

Нет ничего плохого в том, чтобы быть застенчивым, но редко полезно навешивать ярлыки на ребенка, будь то ярлык, который оказывает на него давление («одаренный», например), или ярлык, объясняющий его поведение («О, он просто стеснительный».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *