ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ Воспитатель: Ильинская Диана Витальевна МАДОУ «ДС № 48» СЕВЕРСК ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Цели и задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом. Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах. Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове. Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор. Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный)) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением. Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления. Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях. Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.
Прокомментируем каждый пункт этого плана.
Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому. Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом: I.Раздаю карточки: II. Выясняю:
В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы: Список использованной литературы.
Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г. 7. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». М.: изд. «Ювента» 2005г. 8. Куликовская Т. А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М. : 2009г. 9. Максакова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» — М.: Мозаика – Синтез, 2005 10. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
|
Помощь детям в произнесении слов
Я часто получаю электронные письма с вопросами о том, как помочь детям научиться произносить слова вслух. Во многих случаях это происходит потому, что дети изо всех сил пытаются смешать звуки в слове. Например, они могут произносить отдельные звуки в слове, например /л/ — /о/ — /г/, а затем произносить что-то вроде bat . Фу. И это может быть очень неприятно и для взрослого, и для ребенка.
Что можно сделать, чтобы помочь детям научиться произносить слова вслух? Прежде чем мы решим биться головой о стену, давайте вместе рассмотрим некоторые идеи!
Прежде чем я зайду слишком далеко, я хочу поделиться тремя предупреждениями.
1. Прежде всего, вы хотите убедиться, что ваш ребенок в своем развитии готов произносить слова. Это ключ. Если дети не готовы к развитию, произношение слов будет не чем иным, как разочарованием для вашего ребенка и для вас. У меня есть пост под названием «Откуда вы знаете, что ваш ребенок готов к чтению», а в «Измеренной маме» также есть отличный список способов узнать, когда ваш ребенок готов произносить слова.
2. Во-вторых, произнесение слов на слух не является конечной целью их понимания. По мере того, как дети прогрессируют в своих знаниях слов, мы хотим, чтобы они использовали другие стратегии. Кроме того, некоторые слова не так просто произнести, и мы рассмотрим их через минуту. Но для целей этой статьи мы сосредоточимся на звучании слов.
3. В-третьих, иногда вы можете попробовать все приемы, описанные в книге, но ваш ребенок все еще с трудом произносит слова. Сделайте глубокий вдох. Продолжайте моделировать. Продолжайте играть со звуками. Продолжайте преподавать с мультисенсорным подходом. Некоторые дети действительно борьба с произношением слов. Будьте терпеливы и не сравнивайте своего ребенка с другим ребенком.
Помощь детям в произнесении слов
Если вашему ребенку/учащемуся трудно произносить слова, вот несколько советов, которые можно попробовать. Не забывайте помнить о моих трех предупреждениях, упомянутых выше. Если вы их не читали, вернитесь и сделайте это!
1. Играйте со звуками в словах. Даже несмотря на то, что дети могут знать, как звучат их буквы, вид букв в печатном виде и попытка произнести и смешать звуки в одно и то же время потрясают их воображение. Это может помочь сделать шаг назад и удалить настоящие буквы и просто поиграть со звуками, в частности, смешивая звуки.
В моей 7-дневной серии книг по чтению «3 важных навыка, необходимых для чтения» я подробно расскажу, как это сделать, играя с рифмованными словами, играя со слогами и играя с фонемами (отдельные звуки в словах). фонематическое смешивание и фонематическое сегментирование будут наиболее полезными для читателей, которые изо всех сил пытаются произнести слова вслух.
2. Научите детей писать и писать. Как я упоминал в своем посте об изобретенном правописании и в Обучение детей правописанию , позволив детям «озвучивать» свои варианты написания, они на самом деле могут повысить их осведомленность о звучании слов.
Например, если ваш ребенок хочет написать слово шляпа , помогите ему слушать каждый звук в слове, растягивая слово. {Это называется фонематической сегментацией.} Затем, после того как слово было написано по буквам, попросите ребенка прочитать слово, снова соединив звуки {фонематическое смешивание.} старый.
Очень часто родители считают, что дети не должны произносить слова по буквам, пока они не научатся произносить слова правильно {как учат в некоторых программах}. на самом деле помочь им стать лучшими читателями! {Вы также можете прочитать об этом подробнее в нашей 10-недельной серии писем для дошкольников и детсадовцев.}
3. Начните со звуков, которые можно удлинить. Буквы не все издают одинаковые звуки. Другими словами, не все звуки букв созданы одинаковыми {подробнее о звуках букв читайте здесь}. Некоторые буквы сложнее растушевывать, чем другие. Например, пытаясь растянуть слово pat (p–a–t). Теперь попробуйте растянуть коврика (m–a–t). Вы слышите, как может быть легче смешать матовый , чем матовый ?
Это потому, что буквы звучат из таких букв, как m, f, h, r, n, s, z , а гласные могут быть растянуты или удлинены, что облегчает их смешивание. Другими словами, между ними нет разрыва звука. С другой стороны, звуки букв с, д, т, и р не продолжают своих звуков. Попробуйте вместе с ребенком выполнить несколько упражнений на озвучивание, используя настоящие и/или глупые слова с такими продолжительными звуками, как 9.0083 Сэм , вентилятор , зом или нис . Сначала произносите их медленно, затем каждый раз, когда вы произносите их, произносите звуки все ближе и ближе друг к другу.
4. Используйте семейства слов. Некоторым юным читателям может быть намного проще соединить вместе два звука, чем пытаться соединить три звука. Обычно мы учим произносить три отдельных звука {t-o-p}, но многим читателям будет легче смешивать их вместе, если мы будем учить их как t-op, как объяснено в моем посте о семье слов.
Одно из моих любимых занятий для юных читателей — сосредоточиться на ОДНОМ семействе слов, например на -at. Помогите детям увидеть, как добавление разных звуков к началу -at может создавать новые слова, позволяя им манипулировать буквами.
Чтобы увидеть несколько идей, ознакомьтесь с нашей публикацией –at от Reading the Alphabet . Вы также можете найти больше практических манипуляторов для семейств слов с нашей деятельностью Flip-a-Word и нашими шляпами семейства слов доктора Сьюза.
5. Не все слова можно или нужно «озвучивать». Я имею в виду в основном слова для зрения. И хотя я действительно считаю, что БОЛЬШИНСТВО слов, распознаваемых при взгляде, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО следуют «правилам» фонетики и что учащиеся могут произносить слова, распознаваемые при помощи зрения, учащиеся могут быть не готовы в своем развитии ко всем «правилам», которые необходимы для произнесения некоторых основных слов, распознаваемых при взгляде.
Например, слово в гостях — это слово для зрения, которому рано научили юных читателей, потому что оно часто встречается в книгах, которые они читают. Away следует правилу schwa для слогов без ударения и шаблону -ay long a . Готовы ли детсадовцы выучить все правила, чтобы помочь им произнести из ? Возможно нет.
Вместо того, чтобы пытаться втиснуть в их мозг кучу правил (а большинство наших часто используемых «правил» чаще нарушаются, чем соблюдаются}, чтобы помочь им произносить эти слова, некоторые слова нужно просто выучить наизусть.
Дополнительные советы и задания для читателей:
Короткие гласные Folable Sound it Out Strips
1-2-3 Flip It for CVC Words
Наслаждайтесь обучением!
~Бекки
Хотите БОЛЬШЕ бесплатных учебных материалов?
Присоединяйтесь к тысячам других подписчиков, чтобы получать практические задания и распечатки прямо на ваш почтовый ящик!
Как помочь ребенку соединить звуки в слова
автор
Лидия Кокберн | 23 апреля 2019 г. Вы замечали, что ваш ребенок может различать отдельные звуки в слове, например т-р-а-ск, но с трудом складывает эти звуки, чтобы составить слово? Или, может быть, вы видели, как ваш ребенок правильно произнес слово, а затем сказал совершенно другое! Это может сбивать с толку.Если вы заметили эти проблемы, это часто может означать, что у вашего ребенка проблемы со смешиванием звуков. Смешивание — это важный навык, которым ваш ребенок должен овладеть, когда учится читать.
Хорошей новостью является то, что мы обнаружили, что это легко исправить с помощью правильного небольшого упражнения. Ниже я опишу причины, по которым некоторые дети сталкиваются с этой проблемой, и объясню, как вы можете помочь своему ребенку преодолеть ее. Но сначала позвольте мне пояснить, что мы имеем в виду, когда говорим о смешивании.
Бессмысленные слова — отличный способ попрактиковаться в смешивании (как показано на этом скриншоте из вмешательства Easyread)
Что мы подразумеваем под «смешиванием»
Когда вы впервые учитесь читать, вам нужно разбивать слова на части в их звуки, затем смешивайте звуки вместе, чтобы получить слово. Например, столкнувшись с написанным словом «кот», вы произносите /к/, /а/, /т/, а затем смешиваете звуки вместе, чтобы получить «кот».
Смешение часто может быть затруднено в словах, содержащих более необычные группы звуков, например, первый кластер звуков в слове «спринт». В результате термин «смесь согласных» часто используется для описания таких групп согласных, как gr-, pl- и st-.
Некоторым детям трудно смешивать не только эти более необычные последовательности звуков; любое слово потенциально может быть трудным. Мы используем термин «смешивание» в этом более широком смысле, когда мысленно соединяем звуки вместе, чтобы составить слово.
Почему необходимо смешивание
Способность смешивать имеет решающее значение, потому что она является частью процесса декодирования, а декодирование — это и есть обучение чтению. Некоторые люди будут оспаривать это, но мы работаем с потоком борющихся читателей, и мы помогаем каждому из них читать уверенно, переключая их с чтения всего слова с листа и угадывания на декодирование и смешивание.
Если у ребенка проблемы со смешиванием, он не сможет выполнить этот процесс. Это означает, что даже если они успешно расшифровали, какие звуки есть в слове, они, вероятно, в конечном итоге угадают его. Вот почему вы иногда слышите, как ребенок расшифровывает звуки в слове, а потом говорит совсем другое слово!
Почему некоторым детям трудно смешивать языки
Мы установили, что ребенку необходимо смешивать языки, чтобы научиться читать. Мы перейдем к решениям через мгновение, но чтобы правильно их применять, лучше сначала понять, почему ребенок испытывает трудности.
Есть две основные причины, которые могут затруднить смешение для некоторых детей: слабость слуховой обработки и слабость кратковременной памяти.
1. Слабость слуховой обработки (APW) – дети, которым трудно смешивать звуки букв, даже в коротких словах
Ключевой симптом
Основным показателем некоторой слабости слуховой обработки является то, что все слова, длинные и короткие, трудно расшифровать и смешать. Это всегда немного борьбы.
Что означает APW
Некоторые дети имеют определенный уровень слабости или задержки в развитии слуховой обработки. Их слух может быть идеальным, но все же могут быть сбои в том, как мозг обрабатывает слуховую информацию, поступающую к нему из уха. В среде чтения это также часто называют слабостью фонологической обработки.
Слабость слуховой или фонологической обработки может быть вызвана чем-то незначительным, например, ушной инфекцией или склерозом уха, когда ребенок очень мал. Если это происходит в критический период, когда ребенок мысленно сегментирует речь на различные звуки (называемые фонемами), ему может быть трудно отличить один звук от другого в более позднем детстве, а также понять взаимосвязь между целыми звуками. слово и входящие в него звуки. Часто, но не всегда, у этих детей также наблюдается задержка речи.
В некоторых случаях в анамнезе отсутствует такая потеря слуха, задержка речи или диагностированные трудности со слуховой обработкой, но явно имеется некоторый уровень слабости со слуховой обработкой, о чем свидетельствуют трудности ребенка с фонологическими задачами, такими как рифмование и смешивание.
Хорошей новостью является то, что слуховая обработка обычно может быть усилена, а способность к смешиванию улучшена при правильной практике.
Как помочь: простое упражнение
В Easyread мы часто рекомендуем родителям выполнить короткое простое упражнение, призванное помочь детям справиться с проблемами слияния. Если ваш ребенок не может соединить фонемы в слова, мы рекомендуем вам сыграть с ним в эту короткую игру:
Попросите ребенка придумывать 5 разных слов каждый день, чтобы разделить их. Затем попросите ребенка снова соединить звуки в слово. Например, если они выберут слово трава, вам нужно, чтобы они разбили это слово на /g/, /r/, /a/ и /s/. Они должны делать это упражнение вслух, и нет необходимости записывать слова.
Когда ваш ребенок выполнит это задание, попросите его снова собрать звуки, чтобы преобразовать слово.
Попробуйте это короткое и простое упражнение: разбивайте пять слов на части, а затем переформулируйте их каждый день в течение пяти дней. Менее чем через неделю это простое упражнение приведет к реальным улучшениям в том, как ваш ребенок смешивает звуки в словах. Мы никогда не знали, что это потерпит неудачу!
2. Слабость кратковременной слуховой памяти – дети, которые с трудом усваивают длинные слова
Ключевой симптом
При слабости кратковременной слуховой памяти вы увидите, что ребенок может расшифровывать и смешивать короткие слова, но испытывает гораздо большие трудности с длинными словами.
Что это значит
У этих детей слабо развита рабочая (кратковременная) память, и поэтому им трудно запоминать большое количество звуков достаточно долго, чтобы соединить их вместе. К тому времени, когда они отработают все звуки в слове, они уже забудут те, что стояли в начале!
Как помочь
Лучший способ справиться с этим — предложить вашему ребенку помощь с длинными словами. Закройте части слова, чтобы они расшифровывали более мелкие фрагменты и пытались собрать их вместе.
Как только декодирование становится автоматическим, оно перестает быть проблемой, потому что им больше не нужно сознательно запоминать все отдельные звуки. А пока просто поддерживайте своего ребенка, чтобы убедиться, что он расшифровывает все, что может. Со временем декодирование станет более простым и автоматическим. Это может занять немного больше времени, чтобы добраться до этой счастливой ситуации.
Наш обучающий текст очень помогает в практике и снижает когнитивную нагрузку при расшифровке, что затем упрощает смешивание. Мы также видели, что работа, которую мы проводим с детьми, действительно улучшает их кратковременную слуховую память. В обоих случаях с помощью TVP вы научитесь уверенно и бегло читать намного быстрее.
Лидия Кокберн (Lydia Cockburn) — системный менеджер Easyread и частый участник проекта Helping Children to Read. Когда она не тренирует студентов и семьи в преодолении барьеров на пути к чтению, ее часто можно найти играющей музыку или футбол.