Дети разбор слова по звукам: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ

Содержание

что это и как правильно его делать :: SYL.ru


Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Детский телефон доверия

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов. Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное»

правило русского языка:
«как слышится, так и пишется»
. Действительно, если ребенок не произносит
звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове»

,
«Подбери словечко»
,
«Поймай звук»
,
«Определи позицию звука в слове»
,
«Найди место картинке»
и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК»

ребёнок должен произнести его три раза:
«ЖЖук»
,
«жУУк»
,
«жуК»
.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом»

три
звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.
Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук«. Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «д-дом», -старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом»

, в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

«Давай теперь произнесем слово «дом»

так, чтобы услышать в нем второй
звук, первый д — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом»
.

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом»

. «Какой же второй
звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.
«Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом»

. Давай найдем последний
звук в этом слове. Произнеси слово «дом»
так, чтобы слышался последний
звук«.
И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова.

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д» (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо)

. Если ребёнок захочет, модель
слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать»
, что это за
«таинственные квадраты»
).

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста. — презентация

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

Содержание: Дидактический материалДидактический материал. Методические приемы обученияМетодические приемы обучения. Знакомство с гласными звуками. Знакомство с согласными звуками. (твердыми и мягкими)Знакомство с согласными звуками. Работа со звуковой схемой. Закрепление навыка звукового анализа словЗакрепление навыка звукового анализа слов.

Содержание :(прод.) Ознакомление с ударным звукомОзнакомление с ударным звуком. Игровые упражненияИгровые упражнения. ЛитератураЛитература. Проверь себяПроверь себя.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Какие методические приемы делают процесс обучения звуковому анализу привлекательным для ребенка дошкольного возраста ?

Дидактический материал Картинки со звуковыми схемами Раздаточные Демонстрационные

Фишки — звуки ДемонстрационныеРаздаточные 6 см. 10 см Комплект на каждого ребенка 2 см 2 см. По 4 каждого цвета (черная –1)

Звуковые карточки ДемонстрационнаяРаздаточные 40 см. 15 см. 2,5 см 2,5 см.

Предметные картинки

Методические приемы обучения Педагог произносит слова с интонированным выделением первого звука. Дети вслед за педагогом произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки на произносимом звуке. Ставит в первую клеточку серую фишку. Педагог называет первый звук, так как он слышится в слове.

Определение последовательности звука в слове Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. РРРАК РАААК РА К

Представление слова в виде модели Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками (сначала серыми, затем цветными). Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове.

Знакомство с гласными звуками Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает»-ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах.

Звуковой анализ слова ЛУК Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ы] Дети с помощью педагога «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что- либо во рту их произношению. [у]

Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими) Твердый согласный звук «большой братец» обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук «маленький братец» обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными

Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? 4 Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

Ознакомление с мягкими согласными звуками Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»? Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии.

Работа со звуковой схемой Дети читают слово, ведя указкой под звуковой карточкой, фиксируя каждый звук. По заданию убирают фишки- звуки. Уберите звук КЬ Уберите первый звук, назовите его -НЬ Уберите твердый согласный звук. Уберите первый гласный звук, назовите его- И Уберите второй звук И

Закрепление навыка звукового анализа слов

Звуковой анализ слова ЮЛА Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.

Ознакомление с ударным звуком Выполните звуковой анализ слова ГУСИ Назовите гласные звуки у Сколько слогов в слове? Два Какие? ГУСИ Назовите ударный слог ГУ Произнесите слово с ударением ГУУУСИ и

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. Педагог читает слово с ударением синхронно ведя указкой под схемой. Дети повторяют Педагог произносит ГУСИИИГУСИИИ Какой звук выделен? И Как правильно сказать? ГУУУСИ Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится в слове более протяжно. Ударный гласный звук обозначается черной фишкой.

Игровые упражнения Почему вы так решили? 1 2 Подбери схемы к картинкам

Выполните звуковой анализ слова ЖУК Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ Измени схему

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА

Подбери слова к схемам Овощи,фрукты

Литература: Обучение дошкольников грамоте/Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская/Под ред. Н.В. Дуровой. -М.,2001г.

Проверь себя К какому слову подходит схема?

НЕПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНО!

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными. Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.


Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Воспитатель: Ильинская Диана Витальевна МАДОУ «ДС № 48» СЕВЕРСК ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Цели и задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный)) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

  1. Произнеси и послушай слово
  2. Найди ударный слог
  3. Произнеси слово по слогам
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
  5. Обозначь выделенный звук условным значком
  6. Действуй так до конца слова
  7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

  1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
  2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
  3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д]…), его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
  5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки:

II. Выясняю:

  1. Что изображено на рисунке?
  2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом), ставим ударение (цветным карандашом).
  3. Посчитайте клеточки с буквами?
  4. Посчитайте пустые клеточки?
  5. Каких клеточек больше (или меньше)?
  6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же)? Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).
  7. Произносим слово, слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.
  8. Печатаем звуки в пустые клеточки.
  9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются), то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).
  10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой), раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный), либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы:

Список использованной литературы.

  1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду». -2005. — №5, 6, 7, 8.
  2. Васильева В. В. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». — М.: «Просвещение», 2008г.
  3. Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» — М.: «Просвеш 2008г.
  4. Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.
  5. Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. — с. 18 6.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

7. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». М.: изд. «Ювента» 2005г.

8. Куликовская Т. А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М. : 2009г.

9. Максакова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» — М.: Мозаика – Синтез, 2005

10. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

Следующая >

Помощь детям в произнесении слов

Я часто получаю электронные письма с вопросами о том, как помочь детям научиться произносить слова вслух. Во многих случаях это происходит потому, что дети изо всех сил пытаются смешать звуки в слове. Например, они могут произносить отдельные звуки в слове, например /л/ — /о/ — /г/, а затем произносить что-то вроде bat . Фу. И это может быть очень неприятно и для взрослого, и для ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь детям научиться произносить слова вслух? Прежде чем мы решим биться головой о стену, давайте вместе рассмотрим некоторые идеи!

Прежде чем я зайду слишком далеко, я хочу поделиться тремя предупреждениями.

1. Прежде всего, вы хотите убедиться, что ваш ребенок в своем развитии готов произносить слова.  Это ключ. Если дети не готовы к развитию, произношение слов будет не чем иным, как разочарованием для вашего ребенка и для вас. У меня есть пост под названием «Откуда вы знаете, что ваш ребенок готов к чтению», а в «Измеренной маме» также есть отличный список способов узнать, когда ваш ребенок готов произносить слова.

2. Во-вторых, произнесение слов на слух не является конечной целью их понимания. По мере того, как дети прогрессируют в своих знаниях слов, мы хотим, чтобы они использовали другие стратегии. Кроме того, некоторые слова не так просто произнести, и мы рассмотрим их через минуту. Но для целей этой статьи мы сосредоточимся на звучании слов.

3. В-третьих, иногда вы можете попробовать все приемы, описанные в книге, но ваш ребенок все еще с трудом произносит слова.  Сделайте глубокий вдох. Продолжайте моделировать. Продолжайте играть со звуками. Продолжайте преподавать с мультисенсорным подходом. Некоторые дети действительно борьба с произношением слов. Будьте терпеливы и не сравнивайте своего ребенка с другим ребенком.

 

 

Помощь детям в произнесении слов

Если вашему ребенку/учащемуся трудно произносить слова, вот несколько советов, которые можно попробовать. Не забывайте помнить о моих трех предупреждениях, упомянутых выше. Если вы их не читали, вернитесь и сделайте это!

 

1. Играйте со звуками в словах.  Даже несмотря на то, что дети могут знать, как звучат их буквы, вид букв в печатном виде и попытка произнести и смешать звуки в одно и то же время потрясают их воображение. Это может помочь сделать шаг назад и удалить настоящие буквы и просто поиграть со звуками, в частности, смешивая звуки.

В моей 7-дневной серии книг по чтению «3 важных навыка, необходимых для чтения» я подробно расскажу, как это сделать, играя с рифмованными словами, играя со слогами и играя с фонемами (отдельные звуки в словах). фонематическое смешивание и фонематическое сегментирование будут наиболее полезными для читателей, которые изо всех сил пытаются произнести слова вслух.

 

2. Научите детей писать и писать. Как я упоминал в своем посте об изобретенном правописании и в Обучение детей правописанию , позволив детям «озвучивать» свои варианты написания, они на самом деле могут повысить их осведомленность о звучании слов.

Например, если ваш ребенок хочет написать слово шляпа , помогите ему слушать каждый звук в слове, растягивая слово. {Это называется фонематической сегментацией.} Затем, после того как слово было написано по буквам, попросите ребенка прочитать слово, снова соединив звуки {фонематическое смешивание.} старый.

Очень часто родители считают, что дети не должны произносить слова по буквам, пока они не научатся произносить слова правильно {как учат в некоторых программах}. на самом деле помочь им стать лучшими читателями! {Вы также можете прочитать об этом подробнее в нашей 10-недельной серии писем для дошкольников и детсадовцев.}

 

3. Начните со звуков, которые можно удлинить. Буквы не все издают одинаковые звуки. Другими словами, не все звуки букв созданы одинаковыми {подробнее о звуках букв читайте здесь}. Некоторые буквы сложнее растушевывать, чем другие. Например, пытаясь растянуть слово  pat (p–a–t). Теперь попробуйте растянуть коврика (m–a–t). Вы слышите, как может быть легче смешать матовый , чем матовый ?

Это потому, что буквы звучат из таких букв, как m, f, h, r, n, s, z , а гласные могут быть растянуты или удлинены, что облегчает их смешивание. Другими словами, между ними нет разрыва звука. С другой стороны, звуки букв с, д, т, и р не продолжают своих звуков. Попробуйте вместе с ребенком выполнить несколько упражнений на озвучивание, используя настоящие и/или глупые слова с такими продолжительными звуками, как 9.0083 Сэм , вентилятор , зом или нис . Сначала произносите их медленно, затем каждый раз, когда вы произносите их, произносите звуки все ближе и ближе друг к другу.

 

 

4. Используйте семейства слов.  Некоторым юным читателям может быть намного проще соединить вместе два звука, чем пытаться соединить три звука. Обычно мы учим произносить три отдельных звука {t-o-p}, но многим читателям будет легче смешивать их вместе, если мы будем учить их как t-op, как объяснено в моем посте о семье слов.

Одно из моих любимых занятий для юных читателей — сосредоточиться на ОДНОМ семействе слов, например на -at. Помогите детям увидеть, как добавление разных звуков к началу -at может создавать новые слова, позволяя им манипулировать буквами.

Чтобы увидеть несколько идей, ознакомьтесь с нашей публикацией –at от Reading the Alphabet . Вы также можете найти больше практических манипуляторов для семейств слов с нашей деятельностью Flip-a-Word и нашими шляпами семейства слов доктора Сьюза.

 

 

5. Не все слова можно или нужно «озвучивать».  Я имею в виду в основном слова для зрения. И хотя я действительно считаю, что БОЛЬШИНСТВО слов, распознаваемых при взгляде, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО следуют «правилам» фонетики и что учащиеся могут произносить слова, распознаваемые при помощи зрения, учащиеся могут быть не готовы в своем развитии ко всем «правилам», которые необходимы для произнесения некоторых основных слов, распознаваемых при взгляде.

Например, слово в гостях — это слово для зрения, которому рано научили юных читателей, потому что оно часто встречается в книгах, которые они читают. Away следует правилу schwa для слогов без ударения и шаблону -ay long a . Готовы ли детсадовцы выучить все правила, чтобы помочь им произнести из ? Возможно нет.

Вместо того, чтобы пытаться втиснуть в их мозг кучу правил (а большинство наших часто используемых «правил» чаще нарушаются, чем соблюдаются}, чтобы помочь им произносить эти слова, некоторые слова нужно просто выучить наизусть.

 

Дополнительные советы и задания для читателей:

Короткие гласные Folable Sound it Out Strips

 

1-2-3 Flip It for CVC Words

 

 

Наслаждайтесь обучением!
~Бекки

Хотите БОЛЬШЕ бесплатных учебных материалов?

Присоединяйтесь к тысячам других подписчиков, чтобы получать практические задания и распечатки прямо на ваш почтовый ящик!

Как помочь ребенку соединить звуки в слова

автор
Лидия Кокберн | 23 апреля 2019 г.

Вы замечали, что ваш ребенок может различать отдельные звуки в слове, например т-р-а-ск, но с трудом складывает эти звуки, чтобы составить слово? Или, может быть, вы видели, как ваш ребенок правильно произнес слово, а затем сказал совершенно другое! Это может сбивать с толку.

Если вы заметили эти проблемы, это часто может означать, что у вашего ребенка проблемы со смешиванием звуков. Смешивание — это важный навык, которым ваш ребенок должен овладеть, когда учится читать.

Хорошей новостью является то, что мы обнаружили, что это легко исправить с помощью правильного небольшого упражнения. Ниже я опишу причины, по которым некоторые дети сталкиваются с этой проблемой, и объясню, как вы можете помочь своему ребенку преодолеть ее. Но сначала позвольте мне пояснить, что мы имеем в виду, когда говорим о смешивании.

Бессмысленные слова — отличный способ попрактиковаться в смешивании (как показано на этом скриншоте из вмешательства Easyread)

Что мы подразумеваем под «смешиванием»

Когда вы впервые учитесь читать, вам нужно разбивать слова на части в их звуки, затем смешивайте звуки вместе, чтобы получить слово. Например, столкнувшись с написанным словом «кот», вы произносите /к/, /а/, /т/, а затем смешиваете звуки вместе, чтобы получить «кот».

Смешение часто может быть затруднено в словах, содержащих более необычные группы звуков, например, первый кластер звуков в слове «спринт». В результате термин «смесь согласных» часто используется для описания таких групп согласных, как gr-, pl- и st-.

Некоторым детям трудно смешивать не только эти более необычные последовательности звуков; любое слово потенциально может быть трудным. Мы используем термин «смешивание» в этом более широком смысле, когда мысленно соединяем звуки вместе, чтобы составить слово.

Почему необходимо смешивание

Способность смешивать имеет решающее значение, потому что она является частью процесса декодирования, а декодирование — это и есть обучение чтению. Некоторые люди будут оспаривать это, но мы работаем с потоком борющихся читателей, и мы помогаем каждому из них читать уверенно, переключая их с чтения всего слова с листа и угадывания на декодирование и смешивание.

Если у ребенка проблемы со смешиванием, он не сможет выполнить этот процесс. Это означает, что даже если они успешно расшифровали, какие звуки есть в слове, они, вероятно, в конечном итоге угадают его. Вот почему вы иногда слышите, как ребенок расшифровывает звуки в слове, а потом говорит совсем другое слово!

Почему некоторым детям трудно смешивать языки

Мы установили, что ребенку необходимо смешивать языки, чтобы научиться читать. Мы перейдем к решениям через мгновение, но чтобы правильно их применять, лучше сначала понять, почему ребенок испытывает трудности.

Есть две основные причины, которые могут затруднить смешение для некоторых детей: слабость слуховой обработки и слабость кратковременной памяти.

1. Слабость слуховой обработки (APW) – дети, которым трудно смешивать звуки букв, даже в коротких словах

Ключевой симптом

Основным показателем некоторой слабости слуховой обработки является то, что все слова, длинные и короткие, трудно расшифровать и смешать. Это всегда немного борьбы.

Что означает APW

Некоторые дети имеют определенный уровень слабости или задержки в развитии слуховой обработки. Их слух может быть идеальным, но все же могут быть сбои в том, как мозг обрабатывает слуховую информацию, поступающую к нему из уха. В среде чтения это также часто называют слабостью фонологической обработки.

Слабость слуховой или фонологической обработки может быть вызвана чем-то незначительным, например, ушной инфекцией или склерозом уха, когда ребенок очень мал. Если это происходит в критический период, когда ребенок мысленно сегментирует речь на различные звуки (называемые фонемами), ему может быть трудно отличить один звук от другого в более позднем детстве, а также понять взаимосвязь между целыми звуками. слово и входящие в него звуки. Часто, но не всегда, у этих детей также наблюдается задержка речи.

В некоторых случаях в анамнезе отсутствует такая потеря слуха, задержка речи или диагностированные трудности со слуховой обработкой, но явно имеется некоторый уровень слабости со слуховой обработкой, о чем свидетельствуют трудности ребенка с фонологическими задачами, такими как рифмование и смешивание.

Хорошей новостью является то, что слуховая обработка обычно может быть усилена, а способность к смешиванию улучшена при правильной практике.

Как помочь: простое упражнение

В Easyread мы часто рекомендуем родителям выполнить короткое простое упражнение, призванное помочь детям справиться с проблемами слияния. Если ваш ребенок не может соединить фонемы в слова, мы рекомендуем вам сыграть с ним в эту короткую игру:

Попросите ребенка придумывать 5 разных слов каждый день, чтобы разделить их. Затем попросите ребенка снова соединить звуки в слово. Например, если они выберут слово трава, вам нужно, чтобы они разбили это слово на /g/, /r/, /a/ и /s/. Они должны делать это упражнение вслух, и нет необходимости записывать слова.

Когда ваш ребенок выполнит это задание, попросите его снова собрать звуки, чтобы преобразовать слово.

Попробуйте это короткое и простое упражнение: разбивайте пять слов на части, а затем переформулируйте их каждый день в течение пяти дней. Менее чем через неделю это простое упражнение приведет к реальным улучшениям в том, как ваш ребенок смешивает звуки в словах. Мы никогда не знали, что это потерпит неудачу!

2. Слабость кратковременной слуховой памяти – дети, которые с трудом усваивают длинные слова

Ключевой симптом

При слабости кратковременной слуховой памяти вы увидите, что ребенок может расшифровывать и смешивать короткие слова, но испытывает гораздо большие трудности с длинными словами.

Что это значит

У этих детей слабо развита рабочая (кратковременная) память, и поэтому им трудно запоминать большое количество звуков достаточно долго, чтобы соединить их вместе. К тому времени, когда они отработают все звуки в слове, они уже забудут те, что стояли в начале!

Как помочь

Лучший способ справиться с этим — предложить вашему ребенку помощь с длинными словами. Закройте части слова, чтобы они расшифровывали более мелкие фрагменты и пытались собрать их вместе.

Как только декодирование становится автоматическим, оно перестает быть проблемой, потому что им больше не нужно сознательно запоминать все отдельные звуки. А пока просто поддерживайте своего ребенка, чтобы убедиться, что он расшифровывает все, что может. Со временем декодирование станет более простым и автоматическим. Это может занять немного больше времени, чтобы добраться до этой счастливой ситуации.

Наш обучающий текст очень помогает в практике и снижает когнитивную нагрузку при расшифровке, что затем упрощает смешивание. Мы также видели, что работа, которую мы проводим с детьми, действительно улучшает их кратковременную слуховую память. В обоих случаях с помощью TVP вы научитесь уверенно и бегло читать намного быстрее.

Лидия Кокберн (Lydia Cockburn) — системный менеджер Easyread и частый участник проекта Helping Children to Read. Когда она не тренирует студентов и семьи в преодолении барьеров на пути к чтению, ее часто можно найти играющей музыку или футбол.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *